Реферат по предмету "Философия"


Из истории «черного» юмора

И.А. Бутенко
Подчерным юмором обычно понимается сочетание смешного с ужасным, трагическим.
Егоцель — рассмешив, напугать, или же, напротив, напугав, рассмешить. К этому видуюмора относятся анекдоты про уродов, покойников, вампиров, кровожадныхродителей и несчастных или жестоких детей, про кровь и увечья. «Черное» какотражение естественного человеческого интереса к смерти оказывается по сутидела одним из стилей, жанров или способов художественного освоениядействительности. Что же касается смешного, то пристрастие к осмеянию уродств,насмешки над смертью и страданиями издавна присутствуют в народном искусстве балагана,в русском лубке. Юродствуют и ерничают герои средневековых карнавалов,скоморохи, шуты. В отечественном фольклоре глумление над смертью мы видим встрашных сказках, жестоких романсах, легендах. Значительная их часть посвященасемейным отношениям.
Вподростковом фольклоре сегодня черный юмор существует в подавляющем большинствеслучаев в виде дву- и четверостишей. Они легко запоминаются и очень похожи начастушки или бравые пионерские вирши, почему нередко в быту черный юмор ещеназывают садистскими стихами. В подавляющем большинстве их речь идет о чадах идомочадцах, чрезвычайно жестоких по отношению друг к другу. Именно здесь образсемьи, семейные отношения предстают в удивительном, однако, наиболее полном идоступном для' исследования виде.
Такойфольклор до недавнего времени крайне редко оказывался научным предметом. Амежду тем этот материал чрезвычайно богат сведениями, характеризующими развитиеличности, становление ее отношений с внешним миром, восприятие экзистенциальныхпроблем в сегодняшнем обществе.
Почемустоль велика в черном юморе подростков роль семьи? Каков автопортрет 148подростка в семейном интерьере? Что проявляет и что скрывает явное нарушениеобщекультурного запрета на дурное отношение к близким людям? Прежде чемпытаться дать ответы на эти и связанные с ними вопросы, приведем значительноечисло произведений, изображающих образ родителей, детей и их взаимоотношения,ибо трудно рассчитывать на близкое знакомство читателей с таким видом «живоготворчества масс».
Материаломдля статьи послужили тексты, включенные в «Антологию черного юмора» [1], атакже другие фольклорные произведения, которые в последнее время сталипоявляться в печати [2—5].
Семьейобычно считается малая группа людей, объединенных прежде всего общностью быта,взаимопомощью и моральной ответственностью друг за друга. Для ребенка иподростка семья — это почти все: здесь основа его физического существования,здесь формируются его основные ценностные ориентации, здесь же, по убеждениюбольшинства психологов и психиатров, коренятся его страхи, комплексы,устойчивые привычки и т.п. Известно, что основа, «ядро» личности складывается к6-7 годам — времени, когда нормальный ребенок большую часть времени проводитдома, а общается больше всего с родственниками. Неудивительно, что семейныеотношения оказываются чрезвычайно ценными и потому неизбежно обсуждаются в томчисле и в детском и подростковом фольклоре, хотя, конечно же, обсуждаются вспецифической форме. Здесь не найдем мы традиционных для фольклорапредставлений о Доме как безопасном месте. Здесь родители играют совсем другуюроль, вовсе не защищая ребенка. Здесь нет и никаких нарушений запретов,традиционных для сказочных, зачинов. Вообще все как бы перевернуто с ног наголову.
Вчерном юморе уже сам отчий дом — гарантирующий, казалось бы, безмятежный приютот горестей и защиту от внешнего мира, убежище, куда стремится любой нормальныйблагополучный человек — показан как место, полное опасностей. Не только на егочердаке, в лифте или в подвале — в излюбленных местах рискованных детскихзабав, — но и в квартире, комнате ребенка подстерегает возможность получитьудар током, сломать руки-ноги, замерзнуть в холодильнике, сгореть в плите:
«Темноюночью в пижаме в полоску Мальчик на кухне распиливал доску.
Мягкожелезо в ногу вошло.
Вместес ногою детство ушло».
«Маленькиймальчик сидел на окошке, Свесив наружу тонкие ножки.
Обмостовую грохнули кости.
Мальчикне едет к бабушке в гости». «Маленький мальчик залез в холодильник. Маленькойручкой схватил за рубильник.
Быстрозастыли сопли в носу.
Нет,не доест он свою колбасу!»
«Ручкии ножки исчезли все сразу.
Неподпускайте детей к унитазу!»
Стихи,посвященные семье, условно разделим на три неодинаковые группы, воздерживаясьздесь от оценки их доли в общем массиве, поскольку это требует специальногоизучения.
Первуюгруппу составляют произведения о жестоких родителях и детях-жертвах. Родителирисуются как равнодушные свидетели детских мучений, а то и под видом ласковойзаботы издеваются над ними: «Маленький мальчик, высокий карниз. Маленькийпальчик летит с него вниз.
Нуа внизу улыбается мать:
«Нет,не умеет сынок мой летать!»».
«Маленькиймальчик пошел в туалет.
Доскипрогнили за несколько лет.
Треснулочто-то, и мальчик упал.
«Вкуснотебе?» — ему папа сказал.»
149Черствые родители не только не способны к сопереживанию, но и откровеннорадуются детским несчастьям:
«Маленькиймальчик побриться хотел.
Бритвойопасной он горло задел.
Горькуювесть сообщили отцу.
Папасказал: «Поделом сорванцу!»»
Каквидим, именно родители оказываются как косвенными, так и непосредственнымивиновниками мучений, увечий и гибели своих непослушных чад, причем наказаниесовершенно несоразмерно проступку, явно гиперболизировано: «Мне мама в детствевыколола глазки.
Чтобя в шкафу варенье не нашел.
Теперья не смотрю мультфильмы, не читаю сказки, Зато я нюхаю и слышу хорошо.»
«Девочкадома в мячик играла.
Девочкав папу случайно попала.
Папасказал ей: «Ах ты, егоза!»
Долгона пальцах блестели глаза.»
Трогательную«нежность» проявляют к малым детям не только родители, но и дедушкибабушки, неоставляя надежды на помощь и сочувствие:
«Бабушкавнучку из школы ждала.
Цианистыйкалий в ступке толкла.
Дедушкабабушку опередил.
Внучкугвоздями к забору прибил».
Неменее горячи и братские чувства:
«Маленькиймальчик нашел автомат.
Долгоу стенки корчился брат».
Детскиеповествовательные «страшилки» («Черная рука», «Желтый автобус») болеераспространенные среди детей 6-8 лет, в качестве главных действующих лиц такжерисуют родителей и непослушных детей, которые попадают то в темную комнату, тона кладбище, где их ожидают встречи с таинственными и опасными незнакомцами,колдунами, вампирами и мертвецами, [см. 4].
Интересно,что в страшилках дети вред родственникам наносят чаще по незнанию — случайночто-то запрещенное берут, покупают, забывают, выбрасывают… В черном же юмореони, как правило, никакого запрета не нарушают. Более того, они тщательновыполняют «полезные советы» родных и близких. А вот родители — герои черногоюмора — только и делают, что дают крайне вредные, пагубные советы, приводящие кувечьям или гибели наивных, доверчивых детей:
«Девочкав поле фанату нашла.
»Чтоэто, мама? — спросила она.
«Дерниколечко,» — ей мама сказала.
Долгонад полем косичка летала».
«Бабушкав роще поганку нашла.
«Съешьее, внучка», — сказала она.
БыстроТанюшка схрумкала гриб.
Живойне увидит внучку старик.»
Вторуюгруппу произведений, где героями являются родственники, составляют стихи вкоторых детям отводится противоположная роль. Дети отвечают родным и близким неменьшей заботой:
«ДевочкаСвета нашла пистолет.
Большеу Светы родителей нет.»
«Мальчикв конверт запечатал тротил.
Папена письменный стол положил.
Сынна граните решил написать:
«Нечегобыло за двойку ругать!»»
150Не остаются без внимания и представители более старшего поколения:
«Мальчикбутылку с чем-то нашел.
Сэтой бутылкой он к деду пришел.
Долгосмеялись над шуткою гости.
Отдеда остались одни только кости.»
«Дедушкавнучку очень любил.
Дедушкавнучке нож подарил.
Молчатеперь деда в кресле сидит.
Амеж лопаток ножик торчит.»
Третьягруппа стихов черного юмора (в имеющемся массиве, правда, весьманемногочисленная — 3 произведения из 567) рассказывает о том, что детисолидаризируются с кем-то из родителей, осуществляют совместные действия:
«Маленькиймальчик на яблоню влез.
СторожПахом достает свой обрез.
Выстрелраздался, и сторож упал.
Мальчикасзади отец прикрывал.»
Немногимбольше существует стихов и их вариантов, где дети солидаризируются с однимродителем против другого (всего 6):
«Маленькиймальчик нашел пистолет.
Долгоон целился папе в хребет.
Грянултут выстрел — папа упал.
Мамаспросила: «Неужто попал?»*
Ужеиз этих примеров видно, что семья — это настоящее поле боя, на которомравнодушные, циничные, безрассудно и бессмысленно жестокие родственники постояннодруг друга увечат и умерщвляют. Кстати, это явление существует не только вотечественной подростковой субкультуре: черным юмором полна английская народнаяпоэзия для детей «Mother Goose Rhymes», есть похожие произведения в США,Франции, Германии, Италии...
Обрисоваввкратце типы отношений детей и родителей в черном юморе, попробуем приблизитьсяк ответам на вопросы, сформулированные в начале статьи. Думается, подобноеотношение подростков к семье имеет целый ряд психофизиологических причин.Подростки ощущают нестабильность и зыбкость устоявшихся в семье отношений,когда выходят за пределы традиционного семейного круга в широкий мир. Эточувство возникает на фоне осознания всеобщей относительности, характерного дляподростков вообще и особенно усиливающегося в них, да и не только в них,сегодня. Именно родные как самые значимые для ребенка люди оказывают на негосамое длительное и сильное влияние. В большинстве случаев они наиболееавторитетны и дороги ребенку. Вот против такого авторитета и выступает массовоеподростковое сознание, оформившееся в черный юмор, показывая пагубныепоследствия излишней родительской опеки и «полезных советов», выдаваемых детям.Ведь в конечном счете бездумное следование этим советам и приводит к плачевнымдля детей последствиям. Очевидно, что это отражение малоосознанного, ноощутимого факта, связанного с тем, что в быстро меняющемся мире опыт, полезныедля родителей знания далеко не всегда оказываются полезными и пригодными дляследующего поколения. Это драма модернизации общества, по-своему преломленная вподростковой субкультуре, носители которой как раз и сталкиваются постоянно сдилеммой: воспользоваться ли предлагаемым опытом или пойти по собственномупути?
Имеютсядля такого образа семьи и другие основания. Привязанность к родителям изависимость от них тяготит подростка. Оказывается, и мальчики, и девочки 11—12лет в большинстве своем очень озабочены борьбой за независимость в семье, о чемсвидетельствует, в частности, учет звонков в службу «Телефон доверия дляподростков» [6].
Спомощью черного и прочего юмора происходит своеобразная подготовка к грядущем иожидаемому одновременно с надеждой и опасениями ослаблению семейных связейподростка, к отходу от родительской опеки. Иллюзорное освобождение от неерисуется в фольклоре с помощью известного социальной психологии приема —унижения другого (родителей, вообще родных и близки; взрослых в целом), показаих в гиперболизированно неприглядном свете. А уж реальна жизнь задает немаловозможностей для того, чтобы конкретизировать негативные человеческие качества,недостатки близких, ибо реальные отношения членов семьи обременены конфликтамина почве невнимания друг к другу, показухи, меркантильности и т.п.:
«Вовочкав кухню к маме пришел.
Ноон на кухне еды не нашел.
Мамасыночка в плиту положила.
Вкуснаябудет гостям буженина!»
«Проводтрамвайный низко свисал.
Мальчикподпрыгнул и провод достал.
Роетсяпапа в кучке углей:
»Гдеже те джинсы за сто тыщ рублей?"» Для подростка оказывается одинаковострашно и сохранить свою зависимость от родителей, и избавиться от нее. Его(ее) страхи, тревоги обостряются тогда, когда он (она выходит из относительнозамкнутого мира семьи и погружается в общество не боле» компетентных вжизненных трудностях сверстников и чужих людей, общество незнакомоеодновременно манящее и пугающее. Именно сейчас, подростком, человек принимаетне себя полную ответственность за себя, свое здоровье, свою свободу, свою жизньСамостоятельно вынужден он решать вопросы своей безопасности. Потому-то столсомнительны «полезные советы» других. Эти стихи — предупреждения, своеобразная«техника безопасности», выполненная в присущей фольклору незамысловатой, вполнедоходчивой и запоминающейся форме. Как известно, страх — эмоция, возникающая вситуации угрозы биологическому или социальному существованию индивида инаправленная на источник действительной иле воображаемой опасности. Онвозникает при предвосхищении страданий и варьирует в широком диапазоне(опасения, боязнь, испуг, ужас). Когда источник опасности не определен или не осознан,возникающее состояние называется тревогой. А повышенная тревожность подростковобщеизвестна. И она выражается, в частности, в потребности пугать других исамому пугаться. Если бы стремление напугать и испугаться не встречалопонимания в среде самих подростков, то эти произведения, естественно, не сталибы столь популярны Страх перед возникающими в этой связи с повзрослениемтрудностями и конфликтами во многом определяет и сам факт существованиябогатейшего разнообразия таких стихов. Но зачем стремиться к переживаниюстраха? К еще одному его переживанию? Разве мало их дает нам и им сегодняшняяреальность? Эта потребность пугать и пугаться не исчезает с развитиемцивилизации. Она глубоко сидит в современном человеке. И неудивительно, что всегодняшней массовой культуре колоссальным успехом во многих странах пользуютсяфильмы ужасов. Однако напомним, что обсуждаемые произведения одновременно июмористичны, хотя такой юмор по вкусу не каждому. Чувство юмора предполагаетналичие у человека положительного идеала, без которого оно вырождается внегативное явление — пошлость, цинизм. Недостаточная выраженность чувства юморасвидетельствует о сниженном эмоциональном уровне развития, равно как и онедостаточном интеллектуальном развитии личности. Следовательно, любые формыюмора не просто имеют право на существование, но и оказываются свидетельствомздорового душевного состояния человека. А предмет, над которым иронизируют —показателем особого отношения к обсуждаемой ценности. Некоторые исследователи втаком отношении к семье усматривают крушение связей, являющееся неизбежным и,возможно, отрицательным последствием развития цивилизации — от племени иродовых отношений к индивидуализму и эгоцентризму. Отметим, не вдаваясь вподробное обсуждение этого тезиса, что он в любом случае оказывается прямой,непосредственной трактовкой неприглядной роли семьи в освещении подросткового152 фольклора. Между тем черный юмор как явление народной смеховой культурытребует иного отношения к себе.
Высмеиваяситуации, пугающие его, человек как бы отстраняется, видит себя со стороныболее сильным, неуязвимым и смелым. Такой карнавальный, очищающий смех,которому особое внимание уделял еще М.М. Бахтин [7], оказывается победой надстрахом, его преодолением. Рисуя с нарочитым спокойствием глобальное разрушениеродственных связей на бытовом уровне, на самом деле черный юмор подростковвыполняет в определенном смысле функцию защиты тонкой, чувствительной психикиподростка, предохраняя его от многочисленных и небеспочвенных страхов, идущихчастично от современных условий жизни, а частично коренящихся в глубокойдревности. Понимание же перевернутой сути фольклора, постоянного переиначиваниявсех ценностей заставляет сделать вывод о неправомерности буквальноготолкования образа семьи в черном юморе. Не обесценивание семейных связей ипривязанностей, не горькое разочарование в родственных чувствах, не извращениесемейных отношений и не деградацию института семьи демонстрирует он нам, а,напротив, глубокую драму личности, вынужденно покидающую семью, остропереживающую предстоящее ослабление родственных связей. И потому, безусловно,пафос разрушения привычных связей и человеческих отношений в черном юморе, встрашилках, других жанрах детского и особенно подросткового фольклораоказывается одновременно и пафосом созидания.
Список литературы
1.Белянин В.П., Бутенко ИЛ. Антология черного юмора. Мадрид, 1992. 2. Новыйгородской фольклор. // Слово. 1990, № 11, С. 10. 3. Белоусов А. Садистскиестишки. // Частная жизнь, 18.05.1992. 4. Красная рука, черная простыня, зеленыепальцы. Страшная повесть для бесстрашных детей. Жуткий Детский фольклор. /Предисл., сост.: Успенский Э., Усачев А. — М.: Экономика, 1992. 5. В 1993—1994гг. регулярно публикуются подборки фольклорных и авторских произведений этого жанрана страницах «Очень страшной газеты»; в 1993—1994 гг. подборки произведений извышеназванной «Антологии» публикуются в газете «Новый взгляд» —субботнем приложении к газете «Московская правда».
6.Телефон доверия для подростков. М.; Знание, 1991. 7. Бахтин М.М. Франсуа Раблеи народная культура Средневековья и Возрождения. М., 1983.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.ecsocman.edu.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Экономическая теория (шпора)
Реферат Межконтинентальная баллистическая ракета.
Реферат Традиционная модель организации семьи и подготовка к браку
Реферат Выявление скрытых дефектов рентгеноскопией. Защита корпуса от коррозии
Реферат Особенности международного маркетинга товаров промышленного назначения
Реферат Анализ платежеспособности и кредитоспособности предприятия 2
Реферат Прагматический потенциал рекламных имен на материале водочной продукции (по итогам эксперимента)
Реферат Anthropology Science Essay Research Paper Q2I What
Реферат Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов 3
Реферат Геометрия Гильбертового Пространства
Реферат Flowers For Algernon Essay Research Paper Why
Реферат Документы русской эмиграции, как один из источников комплектования государственных архивов
Реферат Жуковский ВА - поэт-лирик
Реферат The Tone In Mind (One Flew Over
Реферат А себя государством гарантий (поручительств) по обстоятельствам третьих лиц, других обязательств, а также принятых на себя государством обязательств третьих лиц