Реферат по предмету "Философия"


И. Кант. Учение о человеке и его бытие.

Контрольная работа пофилософии

Тема: Иммануил Кант.Учение о человеке и его бытие


 
Оглавление
 
1. Введение
2. Учение о человеке
3. Учение о его бытие
4.Заключение


 
Введение
Философия (с греч. — любовь к истине, мудрости) — форма общественного сознания; учение об общих принципахбытия и познания, об отношении человека к миру, наука о всеобщих законах развитияприроды, общества и мышления. Философия вырабатывает обобщенную систему взглядовна мир, место человека в нём; она исследует познавательные ценности, социально- политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру.
Философия Просвещениясумела реализоваться практически – в лозунгах и идеалах Великой французскойбуржуазной революции 1789-1794гг.Это крупнейшее событие европейской истории XVIIIв.В свою очередь дало мощный импульс процессу обновления самой философии.Принципиально новым этапом её развития стало творчество классиков немецкогоидеализма конца XVIII-начала IXXвв.– Иммануила Канта, Иоганна Фихте, Фридриха Шеллинга, Георга Гегеля. С ними вфилософию пришли темы истории, развития, активности познающего субъекта и др.Философия становилась рефлексией, т.е. самопознанием всей многообразнойчеловеческой культуры. А начал это “перевооружение” философии выдающийсянемецкий мыслитель И.Кант (1724-1804гг.), который часто рассматривается каксамый крупный философ после Платона и Аристотеля. Его творчество являлось, содной стороны, как бы завершением философии Просвещения, а с другой – еёнелицеприятной критикой.
Homosapiens, Homo faber, Homo ludens… Вопрос о сущностичеловека являлся предметом специальной отрасли знания – философскойантропологии. В ней исследуется родовая сущность “человека вообще” независимоот исторического этапа и конкретных условий общественной жизни. Не будетпреувеличением сказать, что человек представляет собой наиболее сложный объектисследования. Человек есть чудо в том смысле, что в нём совмещаются такиепротивоположные начала, как ”душа” и “тело”. Человек принадлежит к животномуцарству и подчиняется биологическим законам; более того, телесно – материальноеобразование. Он – как любой вид материи – подвержен вещественным иэнергетическим воздействиям. Но человек обладает мышлением и речью и сложнойструктурой мыслительной и эмоциональной деятельности, которую мы называемсознанием. Люди способны осознавать факт своего существования, выдвигать иреализовывать жизненные цели, соответствующие системе их ценностных установок.В поведении человека присутствуют биологические инстинкты, но ониконтролируются законами сообщества людей. Поведение же животных жёсткозапрограммировано системой условных и безусловных рефлексов, не дающей имвозможности выйти за рамки своего биологического естества. Каким бы сложным неказалось нам поведение животного, оно остаётся поведением инстинктивно –биологическим. Для человека как существа природного высшей ценностью являетсяздоровье. Иными словами, отношение человека к своему здоровью должно бытьсознательным.

 
Учение о человеке
 
Самый главный предмет вмире — это человек, ибо он для себя — своя последняя цель. Право человекадолжно считаться священным. И. Кант
 
В одном иззаключительных разделов “Критики чистого разума” Кант сформулировал тризнаменитых вопроса, исчерпывающие, по его мнению, все духовные проблемычеловека: что я могу знать? Что я должен делать? На первый вопрос, полагал он,даёт ответ его теоретическая философия, на второй — практическая. Ответ натретий вопрос, который затрагивает проблему веры, сразу не получился. “Критикаспособности суждения” с её выходом в проблемы теологии и культуры указывала” дорогунадежды”, по которой следует идти индивиду. Культура – последняя цель природы,человек призван создать её. Можно ли при этом, рассчитывать на какие — либо внешниесилы, кроме собственных потенций? Какого рода надежду оставляет вера вовсемогущее существо? На помощь сверхъестественных сил, по Канту, надеятьсянепозволительно. Нет ни чудес, выходящих за пределы объективных законов опыта,ни божественной тайны, превышающей возможности нашего духа, ни благодати, силойбожественного авторитета просветляющей нашу нравственность. Вера в бога – этопрежде всего надежда на собственную нравственную силу. При том, что И. Кант неустраняет надежды и на посмертное воздаяние: без веры в будущую жизньневозможна никакая религия. Речь об этом идёт в трактате ”Религия в пределахтолько разума” (1793г.). Трактат важен для понимания этической теории Канта.Человеческих способностей недостаточно для того, чтобы привести в соответствиеправо людей на счастье с их обязанностями; необходимо признать всемогущееморальное существо как владыку мира. Кант начинает с размышлений о нравственнойприроде человека. Одни мудрецы убеждены, что человек безнадёжно погряз во зле.Иные видят его по природе добрым, а злым лишь под влиянием обстоятельств. И теи другие – ригористы, категоричные в своих суждениях. Им противостоятиндифферентисты, которые полагают, что человек по природе своей нейтрален – нидобр, ни зол, и синкретисты, считающие его одновременно и добрым и злым. И.Кантв делах морали ригорист, но одновременно он диалектик. Он и здесь пытаетсясовместить, более того – столкнуть противоположности. Человек, утверждаетфилософ, “по природе зол”. В нём заключена неизбывная склонность творить зло,которая выглядит как приобретённая, будучи, однако, изначально ему присущей.Вместе с тем человек обладает задатками добра. Моральное воспитание в том исостоит, чтобы восстановить в правах добрые задатки, чтобы они одержали победув борьбе с человеческой склонностью к злому.
В своей последнейработе “Антропология с прагматической точки зрения”(1798) И. Кант как быподводит итог размышлениям о человеке и вообще всем своим философскимразмышлениям. Это завершение пути. И одновременно начало: начинать изучениефилософии Иммануила Канта целесообразно именно с “Антропологии”. Читатель какбы должен пуститься в путь, обратный движению мысли Канта. В конце его окажется“Критика чистого разума”. Главная часть книги распадается на три раздела всоответствии с тремя способностями души: познанием, “чувством удовольствия инеудовольствия ” и способностью желания. Именно эти три способности определилив своё время содержание трёх кантовских “Критик”. В ”Антропологии спрагматической точки зрения” идеи критической философии непосредственносоотнесены с миром человека, его переживаниями, устремлениями, поведением.Человек для Иммануила Канта – “самый главный предмет в мире”. ” Человек создантаким образом, что впечатления и возбуждения, вызываемые внешним миром, онвоспринимает при посредстве тела – видимой части его существа, материя которогослужит не только для того, чтобы запечатлеть в обитающей в нём невидимой душепервые понятия о внешних предметах, но и необходима для того, чтобы внутреннейдеятельностью воспроизводить и связывать эти понятия, короче говоря, для того,чтобы мыслить”. Над всеми другими существами его возвышает наличиесамосознания. Благодаря этому человек представляет собой индивид. При всехизменениях, которые он может претерпеть, он всё же одно и то же лицо. Из фактасамосознания вытекает эгоизм как природное свойство человека. Просветительскаяфилософия, исходившая из отдельного, обособленного индивида, культивироваларазумный эгоизм как основу поведения. И.Кант отвергает эгоизм во всех еговидах, как не совместимый с разумом. Эгоизму философ противопоставляетплюрализм – образ мыслей, при котором человек рассматривает своё “ я” не каквесь мир, а лишь как часть мира. Человековедение – это мироведение. Канттребует обуздания эгоизма и полного контроля разума над психическойдеятельностью, притом, что он энтузиаст воображения. Но одно дело, когда мысами вызываем и контролируем наши внутренние голоса, другое – когда они беззова являются к нам и управляют нами, тут уже налицо душевная болезнь либопредрасположение к ней.
Не контролируемоеразумом сознание снова привлекает пристальное внимание философа. Может личеловек иметь представления и не осознавать их? Такие представления Кант ещё вмолодости назвал тёмными. Теперь он говорит о них подробно и обстоятельно. Вполном мраке сознания может идти такой сложный психический процесс, как художественноетворчество. Представьте себе, пишет Кант, музыканта, импровизирующего на органеи одновременно разговаривающего с человеком, стоящим подле него; одно ошибочноедвижение, неверно взятая нота – и гармония разрушена. Но этого не происходит,хотя играющий не знает, что он сделает в следующее мгновение, а сыграв пьесу,подчас не в состоянии записать её нотными знаками. Какова интенсивность “тёмныхпредставлений”, какое место занимают они в духовном мире человека? Философ несклонен недооценивать их значение. Рассудок порой не в состоянии избавиться отих влияния даже в тех случаях, когда считает их нелепыми и пытаетсяпротивоборствовать им. Так, например, обстоит дело с половой любовью. ” Нервы ижидкости мозга человека доставляют ему лишь грубые и неясные понятия, а так каквозбуждению чувственных ощущений он не в состоянии противопоставить дляравновесия внутри своей мыслительной способности достаточно сильныепредставления, то он и отдаётся во власть своих страстей, оглушённый ирастревоженный игрой стихий, поддерживающих его тело. Попытки разумапротивостоять этому, рассеять эту путаницу светом способности суждения, подобнылучам солнца, когда густые облака неотступно прерывают и затемняют их яркийсвет”. Что касается сферы наших неосознанных представлений, то она значительношире, чем можно себе представить, практически беспредельна. “…На большой картенашей души, так сказать, освещены только немногие пункты, — это обстоятельствоможет возбуждать у нас удивление перед нашим собственным существом; ведь еслибы некая высшая сила сказала: да будет свет!, то без малейшего содействия снашей стороны перед нашими глазами открылось бы как бы полмира (если, например,мы возьмём писателя со всем тем, что он имеет в своей памяти) ”. Рассуждения о“тёмных представлениях” и их роли в творческом процессе – важное дополнение кгносеологии и эстетике критицизма.
В “Критике способностисуждения” художественное творчество рассматривалось как особый дар, несравнимыйни с каким другим видом деятельности. Его носитель определялся как гений. В“Антропологии с прагматической точки зрения” сфера гения охватывает и науку.Иммануил Кант проводит разграничение между “ открытием” и ” изобретением”.Открывают то, что существует само по себе, оставаясь неизвестным ( Колумботкрыл Америку). Изобретение – создание ранее не существовавшего (порох былизобретён). Талант к изобретению называют гением, теперь в число гениев И. Кантзачисляет и Ньютона. И это характерная деталь: речь идёт о сближении научного ихудожественного творчества, эстетического и познавательного начал. И то идругое опираются на воображение.
Но сближение неозначает совпадения. В “Антропологии с прагматической точки зрения” по –прежнему отстаивается идея специфичности эстетического начала и егопромежуточного, опосредствующего предназначения. А в этом состояло главноезавоевание “Критики способности суждения”: там была показана несводимостьэстетического ни к знанию, ни к морали, но одновременно подчёркнута неразрывнаясвязь красоты с истиной и добром. Эстетическое есть нечто иное, чем познание инравственность, оно своеобразный “мост” между ними. Одно утверждение несуществует без другого, тезис – без антитезиса. В «Антропологии спрагматической точки зрения» упор делается на антитезис, в частности вводитсяпонятие «эстетическое познание». В“Критике способности суждения ” этого небыло, там шла речь о прекрасном как об “игре познавательных сил”, котораяявляется лишь подготовкой к акту познания. Вместе с тем соприкосновение двухсфер открывало возможность допущения некой промежуточной сферы, принадлежащейкак эстетическому, так и познавательному началу, где знание приобретаетэстетическую окраску, а эстетическое становится познавательным. Допущение такойсферы не только не разрушает исходные построения эстетики И.Канта, но, наоборот,логически вытекает из её существа. Эстетическое познание – особая сфера междучувствительностью и рассудком. Логика бросает упрёк чувственности вповерхности, единичности знаний. Обратный упрёк рассудку – в сухости иабстрактности. Эстетическая способность избирает путь, на котором можноизбежать обоих недостатков. Этот путь не уводит от науки, а, наоборот, приводитк ней: “…красота – это цветок, а наука – плод…”. О самом чувстве прекрасного ИммануилКант говорит как об отчасти чувственном, отчасти интеллектуальном удовольствии.
В “Антропологии спрагматической точки зрения” уточняется одна из главных категорий кантовскойэстетики – “чувство удовольствия”, которое лежит в основе способности суждения.Удовольствие есть чувство, “споспешествующее жизни”. Но у человека на животныйинстинкт наслаждения наложена нравственная и культурная узда. Человеческоеудовольствие есть синоним культуры. “Один способ удовольствия есть в то жевремя культура, а именно увеличение способности испытывать ещё большееудовольствие; таково удовольствие от наук и изящных искусств. Другой способ –истощение, которое делает нас всё менее способными к дальнейшему наслаждению”.
Именно в “Антропологиис практической точки зрения” сказана знаменитая фраза: “…работа – лучший способнаслаждаться жизнью”. Чем больше ты сделал, тем больше ты жил. Единственноесредство быть довольным судьбой – заполнить свою жизнь деятельностью. И.Кантпишет эти строки, когда ему идёт семьдесят пятый год.
Учение обытие
Бытие– это существование во всех его многообразных формах. Учение о Бытии называетсяонтологией.
Вопроспонимания бытия и соотношение с сознанием определяет решение основного вопросафилософии. Для рассмотрения этого вопроса обратимся к истории развитияфилософии.
Бытиеявляется философской категорией, обозначающей реальность, существующуюобъективно, независимо от сознания, воли и эмоций человека. Проблема трактовкибытия и соотношения его с сознанием стоит в центре философского мировоззрения.
Будучи длячеловека чем-то внешним, преднайденным, бытие налагает определенные ограниченияна его деятельность, заставляет соизмерять с ним свои действия. Вместе с тембытие является источником и условием всех форм жизнедеятельности человека.Бытие представляет не только рамки, границы деятельности, но и объекттворчества человека, постоянно изменяющего бытие, сферу возможностей, которуючеловек в своей деятельности превращает в действительность.
Истолкованиебытия претерпело сложное развитие. Его общей чертой является противоборствоматериалистического и идеалистического подходов. Первый из них толкуетоснования бытия как материальные, второй — как идеальные.
Разбирая проблему бытия,философия отталкивается от факта существования мира и всего, что в мире существует,но для неё начальным постулатом становится уже не сам факт, а его смысл. Это иимел в виду И.Кант, когда дал мудрёное на первый взгляд определение бытия: «Оноесть только полагание вещи или некоторых определений само по себе».
Не отрицаясуществования вещей самих по себе, И. Кант рассматривает бытие не как свойствовещей, а как связку суждения. «…Бытие не есть реальный предикат, иными словами,оно не есть понятие о чем-то таком, что могло бы быть прибавлено к понятиювещи… В логическом применении оно есть лишь связка в суждении». Прибавляя кпонятию характеристику бытия, мы не прибавляем ничего нового к его содержанию.
Диссертация «О форме ипринципах чувственно воспринимаемого и умопостигаемого мира» явилась началомперехода к воззрениям «критического» периода, главными произведениями которогостали «Критика чистого разума», «Критика практического разума» и «Критикаспособности суждения».
Основу всех трех«Критик» составляет учение Канта о явлениях и о вещах, как они существуют самипо себе, — «вещах в себе». Познание наше начинается с того, что «вещи в себе»воздействуют на органы внешних чувств и вызывают в нас ощущения. В этойпредпосылке своего учения Кант — материалист. Но в учении о формах и границахпознания Кант — идеалист и агностик. Он утверждает, будто ни ощущения нашей чувственности,ни понятия и суждения нашего рассудка не могут дать никакого теоретическогознания «о вещах в себе». Но, по И. Канту, вещь сама по себе непознаваема,кроме того принципиально, т.е. она не может быть представлена в сознании в полномобъёме. Мы познаем феномены, а не ноумены. Феноменальное знание есть знаниенаучное, поэтому точное, логичное, теоретическое. Это знание не обо всех, нотолько о самых существенных чертах, об общих закономерностях. Дальше этогонаука идти не в состоянии. Вещи сами по себе остаются вне пределов еёдосягаемости. Под вещами Кант понимает не только обычные вещи, но мир в целом.Мир в целом не познаваем средствами науки. Средствами науки не познаваем ещеряд объектов, которые мыслитель выделяет особо. Это Бог, душа и свобода. Ониостаются принадлежностью интимного мира личности.
В человеческом бытии,каким бы специфическим оно ни было, первична предпосылка — существование тела(существование в соответствии с законами жизни, циклами развития и гибелиорганизмов, с циклами природы и т.д.), удовлетворение его по крайней мересовершенно необходимых (в этом смысле фундаментальных) потребностей. Без этоговообще невозможно человеческое существование. И.Кант писал: “Довольно раноразвиваются у человека те способности, при помощи которых он можетудовлетворять потребности, вызываемые его зависимостью от внешних вещей”.Материализм традиционно придавал большое значение данному факту.
Во-первых, потому, чтотут находит подтверждение идея о первичности материального по отношению кдуховному: чтобы мыслить, надо обеспечивать жизнь человеческого тела.
Во-вторых, дляматериализма отсюда вытекали важные следствия относительно прав каждогоотдельного человеческого существа. Исходное право связано как раз с сохранениемжизни, самосохранением индивидов и выживанием человечества. Оно исходноепотому, что без его реализации невозможно развёртывание других возможностей,потребностей и прав человека. Человек должен иметь пищу, одежду, жилище — этоверно в силу законов не только человеческой справедливости, но и самогочеловеческого существования. Здесь — предпосылка бытия, тот пункт, где науровне права и морали должна быть признана обусловленность права человека наудовлетворение его фундаментальны (природных) потребностей. Конечно,потребности человека уже в древности приняли иной характер; даже потребноститела преобразовались в особые, не чисто природные притязания. Но это уже другаяпроблема, выходящая за пределы вопроса о предпосылках человеческого бытия,который мы здесь обсуждаем.
В-третьих, из фактасуществования человека как живого тела, природного организма вытекает егоподвластность всем законам жизни, и, прежде всего законам наследственности,отменить которые или пренебречь которыми люди не смогут даже и тогда, когдапризнают и станут учитывать их основательнее, чем сегодня. Это лишний разпоказывает, как осторожно и ответственно надо обращаться сприродно-биологическим “измерением” человеческого бытия. Можно сказать, чтобиология человека — целый мир, относительно самостоятельный и целостный,специфический в его бытии и в то же время вписанный в целостность природы.Всякое нарушение экологического баланса человеческого организма влечет за собойопасные и разрушительные для человека последствия.
В-четвертых, философияоправданно искала и ищет связь между телом человека и его страстями,переживаниями, психическими состояниями, мыслями, характером, волей, поступками— тем что раньше в философии именовали его “душой”, а в наше время чаще“называют психикой”. Бытие отдельного человека — непосредственно данноедиалектическое единство тела и духа. Функционирование тела тесно связано сработой мозга и нервной системы, а через них — с психикой, с духовной жизнью индивида.”Если исследовать причину тех препятствий, которые удерживают человеческуюприроду на столь низкой ступени, то окажется, что она кроется в грубостиматерии, в которой заключена духовная его часть, в негибкости волокон, вкосности и неподвижности соков, долженствующих повиноваться импульсам этойдуховной части”.
Работа духа в известномпределе зависит от здоровья тела человека. ” Из–за этой зависимости духовные способностиубывают вместе с живостью тела; когда в преклонном возрасте от ослабленногообращения соков в теле движутся только густые соки, когда уменьшается гибкостьволокон и проворство движений, тогда подобным же образом истощаются и духовныесилы; быстрота мысли, ясность представлений, живость ума и память становятсяслабыми и замирают ”. Недаром пословица гласит: в здоровом теле — здоровый дух.Однако пословица верна далеко не всегда, что, видимо, не требует специальныхдоказательств. Хорошо известно и то, сколь велика бывает роль человеческогодуха в поддержании жизни немощного или больного тела.
Один из примеров тому —жизнь И.Канта. Родившийся хилым ребенком, немощный телом философ прожил 80 летблагодаря тому, что хорошо разобрался в особенностях своего организма, строго придерживалсяразработанных для себя режима, диеты и умел воздействовать на свою психику. Нажизнь Канта благотворно повлияло так же то обстоятельство, что он увлеченнотрудился, был и в жизни верен проповедуемым в книгах высочайшим ценностям духаи нравственности.
Человеческое бытие —реальность, объективная по отношению к сознанию отдельных людей и поколений.Люди существуют до, вне и независимо от сознания каждого отдельного человека.Но бытие людей отнюдь не абсолютно независимо от сознания, от духа, ибоявляется комплексным и уникальным единством природного, вещественного идуховного, индивидуального и родового, личностного и общественного. Каждый из нас— реальность для самого себя. Мы существуем, а вместе с нами реально существуетнаше сознание.
Каково же место изначение бытия человека в целостном единстве бытия?
Люди не простосуществуют в мире, но способны особенно мощно (в том числе и пагубно) влиять намир и на самих себя. Но они же способны познавать собственное бытие и бытие кактаковое, испытывать тревогу за “судьбу бытия”. Поэтому человек может и должен осознаватьсвою противоречивую роль в единой системе бытия и исполнять ее с величайшей ответственностью.


 
Заключение
Философию ХIХ века, вчастности немецкую философию, называют классической. В это время философияполучила мощный импульс развития от немецкого идеализма Иммануила Канта.Философвыдвинул принцип самоценности каждой личности, которая не должнабыть приносима в жертву даже во имя блага всего общества.
Вся концепция Кантанаправлена на человека, его связь с природой, изучение человеческихвозможностей и справедливо отметил Фридрих Шиллер: " О смертном человекепока ещё никто не сказал более высоких слов, чем Кант, что и составляетсодержание всей его философии — " определи себя сам". Эта великаяидея самоопределения светит нам, отражаясь в тех явлениях природы, которые мыназываем красотой".
 

 
Список литературы
1.  АлексеевП.В., Панин А.В. Философия: учебник- 3-е изд., переработан. и дополнен. — М.:ПРОСПЕКТ: Издательство москов — ого универ., 2002г.-604с.
2.  БлинниковЛ.В. Великие философы: словарь – справочник .2-е изд.- М: Логос,1998г.-429с.
3.  Введениев философию: учеб. пособие для вузов/Фролов И.Т. и др./- 3-е изд., переработан.и дополнен.- М.: Республика, 2005г.-623с.
4.   ГубинВ.Д. Основы философии: учеб. пособие для сред. спец. заведений- М.: ТОН — Остожье,1999г.-383с.
5.  ГулыгаА.В. Немецкая классическая философия. — М.: Мысль,1998г.-332с.
6.  Историяфилософии: учеб. для вузов/ ответст. ред. Кохановский В.П., ЯковлевВ.П./изд.5-е .- Ростов-на-Дону: Феникс,2007г.-731с.
7.  КрапивенскийС.Э. Общий курс философии: учеб. Для студ. и аспирантов нефилософ. спец.-Волгоград: Либрис; издат. Волгоград-ого универ.,1999г.-468с.
8.  Мирфилософии: Книга для чтения. Ч.2.Человек. Общество. Культура.-М.: Политиздат,1991г.-624с.
9.  Философия:Учеб./ Под ред. Лавриненко В.Н., Ратникова В.П./- М.: Культура и спорт;ЮНИТИ,1998г.-584с.
10.   Философия:Учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования: Учеб. длявузов/Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х./-М.: ИНФРА-М,1999г.-518с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.