Священник свящ. Сергий Рыбаков
Священниками«постсоветского призыва» стали люди самых разных профессий. Что, конечно,промыслительно, ведь воцерковление народа после стольких десятилетийатеистического помрачения требует очень серьезной переоценки ценностей и отказаот множества якобы прогрессивных взглядов и догм, преподносившихся несколькимпоколениям в качестве совершенно неоспоримых истин. И тут бывшая профессиячастенько пригождается батюшкам в их миссионерской и просветительской работе.Она дает возможность говорить с людьми на их языке и, оперируя привычными дляних категориями, открывать перед ними непривычные горизонты и ракурсы, побуждатьзадумываться над тем, что, казалось бы, давным-давно «решено иподписано». К таким священникам плохо приклеивается ярлык невежи имракобеса, они не хуже оппонентов разбираются кто в искусстве и литературе, ктов экономике, кто в биологии, медицине или математике. Особенно важен, пожалуй, сейчасприход в Церковь ученых. И потому что их слово по-прежнему очень весомо дляобщества. И потому что знания, накопленные наукой и осмысленные с позицийсвятоотеческого учения, могут сыграть сейчас огромную роль вдуховно-нравственном выборе наших современников. А от этого выбора в конечномитоге будет зависеть путь, по которому пойдет Россия. А значит, и судьбакаждого из нас.
Протоиерей Сергий Рыбаковзакончил физический факультет Казахского Государственного университета, специализировалсяпо кафедре теоретической физике, а кандидатскую диссертацию защитил потеплофизике. Став священником, он не забросил свою прежнюю профессию, анаоборот, постарался совместить физику и теологию. Ведь физика в широком смыслеслова — наука о природе. Она изучает вещество (материю) и энергию, стремясьпостичь фундаментальные взаимодействия природы, управляющие движением материи.А глубокое осмысление процессов, происходящих в окружающем мире, невозможно безопределения своих мировоззренческих позиций, поэтому физика всегда тесносмыкалась с философией и богословием. Так что в этом смысле ничего странного вподходе о. Сергия нет. Он, можно сказать, восстанавливает утраченные вбезбожное время традиции. Будучи председателем отдела религиозного образованияи катехизации Рязанской епархии, о. Сергий ведет серьезную просветительскуюработу среди молодежи, преподает в Рязанском университете концепциюсовременного естествознания, курс «Наука и религия», а также ещенесколько курсов социального характера, в которых рассматривается влияние верыи религии на социальную обстановку, на жизнь народов, на разрушение и падениегосударств.
Наша же беседа былапосвящена влиянию духовности человечества не только на социальную обстановку, нои на физическое состояние мира.
Существуют всего лишь двевозможные концепции того, что собой представляет человек. Первая: человек –творение Божие. Вторая подразумевает что человек – это продукт природы. Еслипринимается вторая концепция, то человек рассматривается как конгломерат некихлокально сконцентрированных природных сил. При этом дух, который мы привыклипонимать как нечто противоположное материи, как нематериальную субстанцию, –такой дух исчезает, а появляется дух как одно из проявлений природы, т. е. тожематерия. Дух приобретает характер физического поля. В этом смысле можноговорить, что материалистическая концепция человека рассматривает человека каксущество бездуховное и бездушное, исключительно природное. И если человек мыслитсебя таким образом, то он, естественно, не ставит перед собой духовных задач, невидит духовного плана бытия. Тем самым он принижает себя как творение Божие.Такой человек действительно делает себя рабом природы, рабом сил природы.Природа становится для него довлеющим фактором.
Вы хотите сказать, чтомногое зависит от субъективного взгляда на этот вопрос?
Да. Причем, не только отвзгляда какого-то конкретного человека, но и от всей той части человечества, чтоотошла от Бога. Это целые народы со своей государственностью, со своейкультурой и зачастую с древней историей. Они весьма существенно влияют наокружающий мир, изменяя его, и сами изменяются в нем. Но здесь следует сделатьважное замечание. Сама уверенность людей, что они часть природы, все равно непозволяет им слиться с ней до конца, поскольку человек есть носительнадприродного, внеприродного Духа. Поэтому, даже считая себя частью природы, человекрассматривает ее влияние на себя как бы со стороны и, осмысливая эти влияния, создаетложные религиозно-философские схемы, объясняющие человеку и природу, и егосамого, и тенденции, которые развиваются в обществе.
Но об этих теориях мыпоговорим чуть позже, а сейчас нам нужно разобраться в том, какие тенденциисуществуют в развитии самой природы. Первое что мы можем отметить, этоспособность к самосохранению, даже к регенерации своих качеств, чтообеспечивает стабильность мира. На протяжении тысяч лет, отмеченных в историичеловечества, мир выступает как достаточно стабильная, квазистационарная система.
Но, как мы помним, Библияговорит о том, что грехопадение привело к катастрофическим изменениям вматериальной мире, в самой природе. Причем, не только на планете Земля.Разрушается весь Космос, вся Вселенная! Это сказано в словах «проклятаземля за тебя». Некоторые понимают это лишь в узком смысле, потому чтодальше идут слова «тернии и волчцы произрастит она», и «в поте лица будешьдобывать хлеб свой». Вроде бы здесь Господь говорит о том, что касается нашихсадово-огородных участков. Но, конечно, это не соответствует статусу и уровнюБиблии, которая является Священным Писанием, Словом Божьим! Нельзя сводитьслова Божии к таким малозначительным вещам, как работа на огороде. Сгрехопадением в мир вошла смерть, в природе был запущен процесс распада, разрушения.В науке такое разрушение описывается в области термодинамики. Второй законтермодинамики гласит, что энтропия в замкнутой системе не уменьшается. Мы небудем сейчас обсуждать вопрос, насколько замкнута или незамкнута Вселенная.Просто констатируем тот факт, что если взять нашу Солнечную систему…
Почему именно ее?
Потому что этоединственная более или менее научно изученная область. В качестве предметанаучного изучения, нам дано только то, что мы можем реально наблюдать и, самоеглавное – измерять. Ну, а это пока лишь то, что делается внутри Солнечнойсистемы. Все остальное: галактики и прочее, скорее из области фантастики. Еслисказать мягче, то это область научных гипотез, и не более того! Внутри жеСолнечной системы мы наблюдаем следующее. Существует, условно говоря, «живая»и «мертвая» энергия. Живая — та, которая совершает, или способнасовершать определенную работу. Живая энергия Солнца, например, нагревает нашупланету, превращается в движение воздуха, формирует течения вод океанов. Благодаряей где-то тают льды, а где-то на горах образуются снежные шапки… Меняетсятемпература днем и ночью, происходит смена времен года – все это происходит засчет солнечной энергии и ее неравномерного распределения на поверхности и ватмосфере Земли. Однако энергия, излучаемая Солнцем, не возвращается назад, арассеивается. Рассеяние энергии приводит к ее переводу из состояния, в которомвозможно совершение работы, из состояния, которое приводит тела в движение, всостояние, которое уже ничему не способствует. То есть, живая энергияпревращается в мертвую. Мы в этом постоянно убеждаемся в быту. Например, нагретыйчайник, если его снять с огня, остывает, и не зафиксировано ни одного случая, чтобыза счет слегка охлажденного воздуха в комнате кому-то удалось нагреть чайник.Все идет только в одном направлении. Точно так же и в работе нашего организмавсе направлено к постепенному старению и, в конечном счете – к смерти. Второйзакон термодинамики, по сути, задает нам и направление времени. Реальное время,в котором мы живем, обладает необратимостью. Так что можно сказать, что время иэнтропия каким-то образом взаимосвязаны.
А куда деваетсярассеянная энергия?
Если принять, что ворассматриваемой нами части вселенной выполняется закон сохранения энергии, то рассеяннаяэнергия никуда не девается, а создает некий общий энергетический фон всегопространства. Сейчас, например, считается, что энергия излучения, рассеянная впространстве, соответствует примерно четырем градусам по шкале Кельвина. Но засчет этой энергии ничего нельзя сделать. Точно так же, как нельзя собрать ииспользовать энергию, рассеявшуюся по пространству комнаты от нагретогочайника. И вот что важно: со временем область «мертвой энергии»возрастает!
ВТОРОЙ ЗАКОНТЕРМОДИНАМИКИ, ИСКУССТВО И ФИЛОСОФИЯ
Ну, а причем тутфилософские теории?
Мы как раз к этомуподходим. Давайте теперь посмотрим, к чему приводит второй закон термодинамикив религиозно-философском аспекте. В этой связи мне хотелось бы вспомнить работуБердяева «Кризис искусства», где он дает сравнительный анализискусства эпохи Возрождения и современных ему произведений, в частности, картинПикассо. Бердяев обращает внимание на выраженную телесность ренессансныхкартин. Вспомните «Диану-охотницу» или рубенсовского«Вакха» – какие там мощнейшие тела! А натюрморты? Все настолькокрасиво–материально, что кажется, что можно взять с полотна эти яблоки, виноград,лимоны. Разве что запаха нет, а так – все плотно-осязаемо.
В эпоху Возрождениязападноевропейское общество стремительно отходит от христианских идеалов ивозвращается к язычеству. Аскетизм отвергается, и духовный мир перестаётзанимать европейцев. Они все более погружаются в созерцание материального мираи радуются осязанию его мощной плоти. Плоть мира становится предметом любованияи воспевания в произведениях искусства того времени. А что такое картины тогоже Пикассо или, скажем, кубистов? Предметы наезжают друг на друга, просвечиваютдруг через друга, как бы входят один в другой, но при этом сохраняют свое, какое-тостранное бытие. Бердяев осмысливает это философски и говорит, что художники непросто перешли к новой живописи. Они зафиксировали НОВОЕ СОСТОЯНИЕ МИРА. Дляописания этого нового состояния он вводит два интересных термина:«дематериализация мира» и «распластование материи». Обатермина очень неплохо трактуются с физической точки зрения.
Каким образом?
Если вспомнить известнуюформулу Эйнштейна Е=mc², где энергия связана с массой, с материальностью, стой грубой материей, которую мы можем ощущать, то мы поймем, что второй законтермодинамики, констатирующий, что существует процесс омертвления энергии мира,говорит также и об исчезновении наблюдаемой и измеряемой массы. И выражение«дематериализация мира» получает физический смысл: «живой» массы вмире становится меньше.
Поясните, пожалуйста, ходсвоих рассуждений.
Еще раз посмотрим наформулу E=mc². Энергия (E) пропорциональна массе. Чем больше масса, тембольше энергии. И наоборот. Поскольку фоновая, рассеянная энергия постоянноувеличивается, то количество «живой» энергии, способной совершать работу, нагреватьтела или совершать какие-то другие процессы, в силу закона сохранения энергии, соответственно,уменьшается. А раз так, то и масса, которая сопряжена с этой энергией, становитсяменьше.
Где мы это можемнаблюдать?
Возьмите хотя быокружающую среду. Конечно, сейчас остро стоит проблема ее загрязнения. Но какбы там ни было, факт остается фактом: деревья в три обхвата уже не растут.Жизненные силы Земли уже не такие, какими они были всего несколько тысячелетийназад. Вспомним хотя бы эпизод из Библии, когда соглядатаи (по-нашему, разведчики)пошли в землю обетованную и двое мужчин в доказательство плодородия землипринесли кисточку винограда. Но один мужчина не мог нести эту кисточку, поэтомуони повесили ее на палку, которую положили себе на плечи. Сколько сейчас надомужчин, чтобы принести из магазина кисточку винограда? Это может сделатьребенок. А вспомните динозавров! Они имели колоссальные размеры! Сейчас такихбольших животных в природе не существует. Измельчание видов, исчезновениекрупных растений и животных показывает, что жизненные силы Земли уменьшаются.Посмотрите, какие были существа и растения, которые находят в слое, принадлежащемдопотопному периоду. Огромные бабочки, стрекозы, папоротники. Нам даже труднопредставить себе в полном объеме, как это тогда выглядело. В последнее времяпопулярны фильмы про оживающих динозавров. Но если представить себе такое вжизни, то станет понятно, что динозавры все равно будут обречены на вымирание.Такую махину сейчас просто нечем прокормить! Сейчас нет таких растительныхрезервов. Мы имеем совершенно четко выраженное уменьшение живой массы и живойэнергии. А рассеянная энергия становится, по сути, неким нулевым уровнем. Иесли отсчитывать от этого нулевого уровня, то фраза Бердяева уже не кажетсянекоей метафорой.
Но «распластованиематерии» – это уж наверняка поэтический образ…
Отнюдь. Физика не видит вэтом ничего метафорического. Любая материальная система состоит из подсистем, которыевзаимодействуют между собой. Опять-таки обратимся к термодинамике. Когдауменьшается энергия, уменьшается и энергия взаимодействия. А значит, части, междусобой связанные, становятся более свободными друг от друга. Происходит распадмира. Процесс этот идет полным ходом. Приведенные выше сравнения плодородия, правильнеесказать, жизненных сил земли в прошлом и настоящем, демонстрируют и этотпроцесс. Жизненные силы – это совокупное действие различных систем:электромагнитных, гравитационных и иных физических полей, химических и биохимическихструктур, биологических систем. Снижение энергии их взаимосвязи дает эффектуменьшения жизненных сил Земли.
Человек в той мере, вкакой он связан с природой и является соучастником общего разложения, – в тоймере он этот процесс отражает и в своей психике, и в своей социальной жизни.Например, в мире все больше распадаются родственные связи, все сильнеепроявляется конфликт отцов и детей, ослабевают и распадаются связи междуучителями и учениками, между властью и народом, между родами войск в охранныхсистемах государства. Вспомните названия сериалов, которые идут по телевизору:«Бандитский Петербург», «Ментовские воины» и пр…
В пределе – это войнавсех против всех, о которой писал Гоббс?
Да. И когда-нибудьнаступит такой момент, когда уже все связи распадутся.
Это действительнорезультат катастрофического явления проклятия Земли. Но Бердяев на этом неостановился. В той же работе он говорит, что под уже утонченным слоем материивсе явственней ощущается духовный скелет бытия.
Но тогда возникаетвопрос: кому принадлежит этот духовный скелет?
Закономерный вопрос.Здесь следует обратить внимание, что факт открытия дематериализации мирапринадлежит не физикам и даже не философам. Бердяев как философ осмыслил то, чтоему показали художники и поэты. Само явление было ими уже зафиксировано иописано. Следовательно, обратившись к «первоисточнику» можно получить ответ ина Ваш вопрос. Достаточно посмотреть, в какой атмосфере пишутся подобныекартины, к какой духовности тяготеет художник. Возьмем конец XIX- начало XXвека. В то время, как у нас в России творили такие художники, как Перов, Репин,Суриков, Шишкин, Левитан, Саврасов и другие, вполне реалистично изображавшиемир, на Западе появилось новое искусство. Творцы кубизма, футуризма и прочихизмов, которые стали у нас популярны после революции, по сути, выносили этоискусство из богемы. То есть, из среды, где процветают пьянство, разврат, гденет знания о Боге, а о Заповедях Божьих, если и упоминают, то только ванекдотах. И кому же принадлежит духовный скелет бытия, проявляющийся в этихпроизведениях? Ангелам? Но для того, чтобы общаться с ангелами, надо нестиподвиг наподобие подвига Серафима Саровского или других святых. Или хотя быстремиться к этому, понимая, что человек создан по образу Божию и долженсоответствовать своему высокому предназначению. А здесь – все время поискчего-то нового, новых ощущений, нового видения обычных вещей, желание заглянутькуда-то в глубь, где скрывается какая-то тайна. Все это ради того, чтобыпроизвести впечатление и потешить собственное тщеславие и удовлетворить своюгордыню.
Вы сказали, что есличеловек не ставит перед собой духовных задач, не видит духовного плана бытия, тоон принижает себя как сотворенное Богом существо и действительно оказывается вовласти природы…
Да, здесь начинаетсяосознание своей фатальной зависимости от природы, которое еще более усиливаетсядемоническим наветом. В конце XIX – в начале XX веке процесс роста энтропииочень ярко отразился в религиозно-философских теориях. Возьмите, к примеру, взглядфилософов на проблему смерти. Если человек – часть природы, – рассуждают они, –то и распад нормален, поскольку это нормально для природы. Отсюда возникаетвполне определенная концепция смерти: смерть объявляется не печально неизбежнымобстоятельством нашего бытия, а наоборот, она становится предметом поклонения, художественноговоспевания. Ей готовы служить и приносить жертвы, причем огромные жертвы! Этовидно, например, у Бакунина, который говорил, что революционер должен полностьюподчинить себя делу разрушения. И не только отдельно взятые революционеры, но ицелые поколения, согласно Бакунину, Марксу и иже с ними, должны быть воспитаныи организованы для разрушения, для уничтожения всего, что не вписывается вконцепцию механистического, по сути мертвого мира. Энгельс писал: «… все, чтовозникает достойно гибели». Именно «достойно»! Т. е. другого достоинства и нетвовсе. Человеческий род, как возникший тоже достоин гибели!
Апологетика энтропийногораспада проявляется и в атеистическом экзистенциализме, который объявляет самуисторию человечества абсурдом и утверждает, что человек, «заброшенный» в этотмир, не может его изменить и должен принимать абсурдную реальность, пытаясь вкакой-то степени обратить ее себе на пользу.
А концепция Фрейда, который,раскрывая подсознательные слои психики человека, по сути, подводит к тезису обуничтожению культуры и образования!
Здесь можно отметитьважную характерную черту психоанализа. Дофрейдовская психология в качествеобъекта исследования имела «нормального», физически и психически здоровогочеловека. В то время как официальная психология исследовала и расщепляла душу«нормального» человека на составные реакции, выделяя типичное, общее, усредненное,чисто материалистическое, абсолютно изучаемое и измеряемое в человеке, Фрейдкак психопатолог, исследуя характер и причины возникновения неврозов, натолкнулсяна ту область человеческой психики, которая оставалась вне поля зрениястатусной материалистической психологии. В этом отношении работы Фрейдапрорывали стену грубого материализма, но за этой стеной Фрейд находил ипредъявлял миру темную сущность ОНО. Фрейд исходит из того, что глубинныйприродный слой («Оно») функционирует по программе получения наибольшегоудовольствия, но поскольку удовлетворение страстей встречает противостояниесоциума, в нем (в человеке) выделяется «Я», стремящееся обуздатьбессознательные влечения и направить их в русло социально одобряемогоповедения. В качестве основы первичных влечений Фрейд выделяет блудную похоть.Исходно во фрейдизме закладывается обоснование и оправдание истекающего из«Оно» темного, иррационального и практически неуправляемого влечения к порокам.Перенося свои идеи на социальную и культурную сферы, Фрейд оценивает культуру ицивилизацию как оказывающие негативные последствия на индивида. Природнаясклонность человека к агрессии и деструктивности в его концепции являетсяматрицей формирования социальных структур, культурного и цивилизационногоразвития, она есть источник и причина кризиса культуры и цивилизации. Самисоциальные институты, регулирующие отношения между людьми в семье, обществе игосударстве начинают восприниматься как чуждая сила, противостоящая человеку, жаждущемусвободы реализации влечений, истекающих из «Оно».
То же самое, провозглашаетсяв прагматизме. В рамках философии прагматизма четко заявляется, что культура, образованиеи даже наука выполняют репрессивные функции по отношению к человеку и поэтомуони должны быть отброшены. Личность должна освободиться от этого.
Такие концепции фактическипровозглашаются в качестве общечеловеческих задач. Причем, они не простоотражают взгляд философов, а становятся программами для многих людей, которыевоспринимают эти мысли философов и начинают действовать в русле их концепций.Возьмите хотя бы студенческие бунты 60-х. Имя Сартра было для молодежинастоящим знаменем.
Да, а отказ от«репрессивного подхода» уже привел к деградации современной культурыи образования. Те же идеи лежат и в основе ювенальной юстиции, окончательноразрушающей детско-родительские связи, и в основе многих методик«профилактической работы» с группами риска, в результате чего числонаркоманов и больных СПИДом во всем мире только растет…
Возникает замкнутый круг.Человечество, отвернувшись от Бога, по сути, утратив свой духовный потенциал, распластываясьв материальном мире и подчиняясь его законам, движется в направлении распада исамоуничтожения. Оно уже не в состоянии увидеть в нем ничего другого. Хотя это«другое» в мире продолжает присутствовать. Скажем, 19 января поновому стилю происходит освящение всех вод, а каждый год в Великую Субботупроисходит освящение стихии огня. То, что Земля проклята, еще не значит, чтоГосподь обрек ее исключительно на распад. И художники, которые сохраняют в себедуховный потенциал Божественного свойства, отражают этот мир в его красоте, вБогоданности. Те же, кто отвернулся от Бога, видят сквозь уже тонкий слойматериальности демоническую гримасу.
В МУЗЫКЕ ТЕ ЖЕ ЯВЛЕНИЯ
Первые звуки только чтосотворенной Богом материальной Вселенной были шумом – звуками хаоса. В Библиисказано: «Вначале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна ипуста, и тьма над бездною (Быт.1:1-2). Это поэтическое описание первобытногохаоса. Затем Бог упорядочивает мир. Свет отделяется от тьмы, земля отделяетсяот воды, зажигаются светила небесные, великие и малые. Потом появляется жизнь, разумныйчеловек. В мире воцаряется гармония. Если говорить о том, как звучитупорядоченная Вселенная, то она звучит прекрасно. Об этом, кстати, размышлялеще Пифагор. У него была идея, что каждой планете соответствует свой звук.
И ведь мир упорядочивалсяСловом Божиим. Значит, голос Божий порождал гармонию?
Да. И сам человектворился как некий инструмент для Духа Божьего. Такое представление о человекедо сих пор сохраняется у нас в Церкви: в православном богослужении неиспользуется никаких музыкальных инструментов, звучит только человеческийголос. Однако грехопадение привело к катастрофическим результатам. В мир пришласмерть, животные начали поедать друг друга, и тогда в гармонический, прекрасныйхор Вселенной, где звучит буквально все, от атома до звездных скоплений, входятиные звуки. Начинает звучать песня смерти: предсмертные хрипы, какие-тострашные возгласы, крики ярости, звуки сражений. Эти звуки, естественно, вносятдисгармонию в музыку Вселенной. Чем больше в мире зла, тем больше энтропии итем отчетливей звучит музыка смерти.
А на музыку, которуюсочиняют люди, тоже распространяется эта закономерность?
Конечно. Причем, обращаюваше внимание вот на какое обстоятельство. Музыкальные инструменты были созданылюдьми, уже отходящими от Бога. Именно у каинитов появляет Иувал, которыйиграет на гуслях и свирелях. То есть, человек хочет извлекать из природы звукидля себя, для своего услаждения. В этом отношении он ставит себя на место Бога.Из-за слабости человека, видя его духовную немощь, Господь попускает это, однакоуказывает правильный путь: чему, а вернее, Кому, должна служить музыка, создаваемаялюдьми. Например, в псалмах Давида мы читаем: » Пойте Богу нашему, пойте;пойте Цареви нашему, пойте, (Пс.46:7)", «Пойте Господеви в гуслех, вгуслех и гласе псаломсте» (Пс.97:5). Это призыв использовать музыкальныеинструменты для воспевания Бога, для того, чтобы гимн, песнь звучала Богу, а нечеловеку. Естественно, что на такой духовной высоте все человечество недержалось. Часть его продолжала создавать музыкальные инструменты и играть наних для своего собственного услаждения. Но здесь мы опять можем увидеть тот жесамый путь, который проходила и живопись. Любой музыкант стремится произвестивпечатление. Но тот, который поет Богу, хочет угодить Ему, а тот, кто поет недля Бога, а для людей, стремится получить похвалу от них. А потому, сочиняямузыку, извлекая из природы звуки, он выискивает такие лады, такиегармонические структуры, которые воздействуют в первую очередь на человека идоставляют ему удовольствие. Причем, воздействие музыки может быть оченьсильным и даже иметь эффект сродни наркотическому. Это обязательно надоучитывать. Чем дальше человек отходит от Бога, тем больше нарушается гармония.Возьмем католическую музыку. Говоря о ней, мы сразу вспоминаем орган.Изначально его можно было увидеть только в храмах, но он с самого начала былинструментом двойного предназначения. С одной стороны, на нем в храме славилиБога, но с другой, он, по существу, предназначался для ублажения человека. Ичерез некоторое время, вполне логично, инструмент этот был вынесен из храма.Появилась так называемая светская, нецерковная музыка, воспевающая, как правило,не Бога, а человеческие страсти. И сама эта музыка страстная, стремящаясяпроизвести впечатление на слушателей. Но сначала она еще облагорожена, возвышенна.Например, оперное пение. Это музыка сложная, красивая, насыщенная. Потомпостепенно идет упрощение. От оперы – к оперетте и так далее. Ну, а в конечномрезультате появляется современная рок-музыка. Этот процесс постепенной подменыдуховности прекрасно описан Достоевским. Цитирую по памяти. «Начну я песньБогу, — говорит один из его героев. — А потом в оркестре сначала тоненько, апотом, все усиливаясь, зазвучит „Марсельеза“.
Богоборческий гимн?
Да. И в конце концов, онзаглушит остальные мелодии. Слова Достоевского оказались пророческими. Впоследние десятилетия музыка все чаще переходит к некоей сатанинской стадии, когдазвуки извлекаются даже не для услаждения человека. Порой они бывают настолькострашны и неприятны, что человеку от них становится физически плохо. Но этизвуки предназначаются уже не для человека, а для воспевания Сатаны. Они берутсяиз преисподней и обращены туда же. На людей, которые регулярно слушают такуюмузыку, она действует наркотически-отупляюще и катастрофически изменяет ихсознание. Постепенно слушатель духовно приобщается к авторам и истокам этоймузыки, становится одним из тех, кто воспевает сатанинские глубины. И тожеспособствует разрушению.
То есть, происходитвозрастание энтропии?
Да. Дела человека, уводящиеего от Бога, способствуют хаотизации мира.
В этом смысле можносказать, что искусство творит реальность?
Безусловно.
МОЖНО ЛИ УМЕНЬШИТЬЭНТРОПИЮ?
А если люди оставляютсвои злые дела и начинают идти к Богу, энтропия уменьшается?
Если бы даже то освящениестихий земных и плодов земных, которое происходит каждый год, действительновсем сердцем воспринималось людьми, если бы благодать Крещения не утрачивалась,и после Причастия люди бы старались ее сохранить, а значит, воздерживались быот греха, это уже способствовало бы уменьшению хаоса. А если представить себетакую идеальную ситуацию, что все человечество вдруг обратилось бы к Богу, Которыйспособен превзойти все природные законы, – на земле наступил бы рай. Но этоутопия.
Корр.: В перестроечные ипостперестроечные времена на фоне всеобщего развала, если где-то вдругпоявлялся храм, вокруг довольно быстро начинала возрождаться жизнь. Тогда этобыло видно особенно отчетливо. Причем, сперва создавалась духовная реальность, материальногоеще ничего не было, а просто шла молитва. И постепенно из хаоса воссоздаваласьгармония, обретавшая и материальные формы.
Да, вначалевосстанавливаются души людей, а потом упорядочивается и жизнь вокруг. Жить позаконам Божиим, это значит не вносить хаоса разлада, не омервлять энергию, неомертвлять землю. Ведь человек был создал для того, чтобы воспринимать энергииБожества (Только понимать это слово следует не в оккультном смысле, – здесьимеются в виду действия Бога.) И, воспринимая Божественную энергию, распределятьее в своем теле и вокруг, во всем мире. Но грехопадение этот план разрушило.Однако в тех случаях, когда мы видим восстановление связи людей с Богом, то ижизнь, соответственно, начинает изменяться в лучшую сторону.
Сейчас в России многоделается такого, что дает нам надежду на духовное возрождение. Идут службы вхрамах, люди приобщаются Святых Тайн. Многие каются в грехах и получают прощение.А что значит получить прощение от Бога? Это значит, что не только прощен самгрех, но и его последствия – его энтропийные, разрушительные, хаотизирующиевоздействия – сглажены, уменьшены. Чем больше будет на земле людей, приносящихплод покаяния, тем медленнее будут процессы распада. Вместе с реанимацией душлюдских реанимируется и мир. Почему часто можно услышать, что весь мир смотритс надеждой на Россию? Это надо понимать в духовном смысле. Какой-нибудь китаецили африканец вовсе не обязательно смотрит на Россию с надеждой. Он, может, вообщена нее не смотрит или смотрит недоброжелательно. Но душа его, тем не менее, чувствует,что реальная возможность продления жизни на Земле связана с духовнымвозрождением России, как некоего духовного центра, Третьего Рима.
НЕДООЦЕНИВАТЬ ЭНТРОПИЮОПАСНО
Значит, утверждать, чтоэнтропия будет нарастать независимо от наших усилий, потому что таковы законыприроды, неверно?
Да, но не учитыватьреальный рост энтропии тоже будет ошибочно. А, к сожалению, даже в православнойсреде нередко наблюдается игнорирование энтропийных процессов. Например, многиесчитают безгрешными детей. Однако надо понимать, что дети сейчас значительноотличаются от тех, что были раньше. Они не имеют того духовного потенциала, которыйбыл у детей в XVIII или XIX веках. И педагогам надо учитывать состояние, вкотором сейчас находится педагогическое пространство. Скажем, школьники лет12-13 сейчас уже впитали в себя очень много греховных впечатлений.Игнорирование этого внутреннего распада приводит к излишней идеализации.
Родители частонедоумевают, откуда ребенок перенял что-то дурное? Вроде бы никто ему такойпример не показывает… „Такое впечатление, будто это носится ввоздухе“, — говорят они.
И вправду»носится". Это хорошо описал иеромонах Серафим (Роуз), говоря опериодизации изменения массового сознания. В России эта периодизацияпрослеживается очень четко. До революции, по о. Серафиму (Роузу), у нас быллиберализм, после революции, наступила эпоха реализма, когда о Боге было веленозабыть. А с 90-х годов началась эпоха витализма. В работе «Человек противБога» о. Серафим (Роуз) определяет витализм как эпоху беспокойства. ВРоссии к концу XX века, (а на Западе намного раньше), с окончанием эпохиреализма, все большее и большее число простых людей начинает с беспокойствомискать то, что могло бы заменить Бога, умершего в их сердцах. Это беспокойствостановится основной движущей силой витализма. Серафим Роуз говорит, что«впервые за всю историю беспокойство распространяется настолько широко, чтопредставляется почти всеобщим. «Обычные» лекарства, лекарстваздравого смысла, по-видимому, не способны оказать на него никакого воздействия,наоборот, только усиливают его». И успокоение в эту эпоху человек, как правило,ищет не на пути к Богу, поскольку считает это пройденным этапом, а устремляетсяв область оккультизма, ищет какой-то особой связи с природой – отсюда иназвание «витализм», «жизненность». Ищет жизни там, где еёнет, или там, где она угасает. Здесь есть очень важная, на мой взгляд, фраза, которуюхочу еще раз повторить, поскольку это нужно учитывать в современной психологиии педагогике. О. Серафим говорит, что в эту эпоху лекарство здравого смыслаперестает действовать. Такое лекарство исчерпало себя.
Что это значит?
То, что в эпоху витализмарациональное мышление утрачивается. Иррационализм становится господствующимспособом мышления. Нарушается логика мышления, происходит его хаотизация. Аздравый смысл уже опровергнут. Причем, он опровергнут даже на уровне науки!
Каким образом?
Да взять хотя бы теориюотносительности Эйнштейна! Она нанесла сильнейший удар по здравому смыслу.Кажется, что время везде одинаково — ан нет. Обычный закон сложения скоростейдвижущихся объектов не действует. В квантовой механике исчезают такие привычныедля нас понятия как траектория, положение тела. Вакуум, т. е. пустота, оказываетсяне пустотой. И т. д. Наука нанесла очень мощный удар по многим нашим обыденнымпредставлениям. А массовое сознание, которое научных теорий не знало, непонимало, и знать, собственно, и не хочет, оно взяло на вооружение примитивныевысказывания – слоганы. Например: все в мире относительно!
Но дело вдействительности обстоит гораздо серьезнее.
В общем-то, из всегопредыдущего утрата здравого смысла достаточно понятна: снятие или утоньшение«кожаных риз» мира, данных нам Богом для нашего блага, привело к тому, чтопадший духовный мир приблизился к человечеству, а человек не имеет защиты отнего. И он воздействует на человека, реально воздействует. Педагог, которыйпытается сейчас надеть на ребятишек красные или желтые галстучки и ввестиобновленный кодекс строителей коммунизма, просто не понимает, где он живет. Онне имеет нормальной системы координат! Если сейчас не вести детей к Богу, онибудут уходить в область темной духовности. Те родители, которые сами не молятся,и детей не учат молиться, не водят их в храм, живут без исповеди и причастия, подвергаютсебя и своих детей огромной опасности. В Евангелии есть такой замечательныйэпизод. Иудеи пришли искушать Христа, а Он им сказал: «Вечером выговорите: будет ведро, потому что небо красно; и поутру: сегодня ненастье, потомучто небо багрово. Лицемеры! Различать лице неба вы умеете, а знамений времен неможете» (Мф:16:1-3)… Задача – различать знамения времени. К сожалению, многиеэтой задачи не воспринимают. Такие люди, среди которых есть и занимающиеответственные посты, рассуждают так: «Нас в церковь не водили, а мы всеравно стали нормальными людьми». Но эти рассуждения утопичны. Энтропияслишком возросла.
Еще говорят: «В войнудети с трех лет росли на улице — и ничего...»
Да, потому что былодругое время. Бог видел, в каком состоянии страна, и ограждал детей отдемонических воздействий. А сейчас отверзлись небеса, но и ад открыл своиврата. Поэтому демонические силы активнейшим образом влияют на детей. И детинередко совершенно удивительным образом, как бы «из воздуха»впитывают дурное.
ДОЛЖНА БЫТЬ СОЗДАНАСИСТЕМА ДУХОВНОЙ ЗАЩИТЫ
Многие из людей искусстване понимают той страшной ответственности, которая на них ложится. В лучшемслучае они отдают себе отчет, что нельзя пропагандировать разврат иаморальность. А то, что, создавая дисгармоничное, уродливое искусство, ониспособствуют нарастанию энтропии и реально разрушают Землю, им, наверное, и вголову не приходит?
Конечно, нет. А ведь ониподчас не только способствуют нарастанию энтропии, но и сами являютсяпроводниками демонических идей, заражают многих страшно перекошенным, болезненнымсостоянием сознания, отражаемым в художественном произведении. Здоровомучеловеку часто даже в голову не может прийти то, что изображают иныесовременные писатели, художники и прочие люди искусства. Слушая такую музыку, глядяна такую живопись, аудитория пропитывается духом, который пронизывает этипроизведения. И что потом будет делать с этим духом человек, если он не имеетдуховного ограждения, не прибегает к помощи Божией? Этот дух начнет жить вчеловеке, начнет побуждать его к делам разрушения. Поддавшись его импульсам, человектоже может стать разрушителем мира. Маниакальность начинает пропитыватьсознание все большего количества людей, и в этом едва ли не первая рольпринадлежит искусству, точнее псевдоискусству!
Получается, что есть вещи,которые нельзя воцерковить?
Абсолютно точно! Они невоцерковляются. Более того, они несут заряд духовной агрессии, от которой людямнеобходимо защищаться самим и защищать своих детей. Нужно понять, что нашемуобществу жизненно необходимо создать систему духовной безопасности. Онапредполагает определенные ограничения, предполагает анализ: какого духа то илииное произведение. Если мы хотим вырастить нормальных, духовно и душевноздоровых детей, а не каких-то сумасшедших маньяков, анархистов, эгоцентриков иинфантилов, которые не способны ни создать семью, ни защитить Родину, мы должнысоздавать систему защиты. Для охраны государства от внешних врагов у любогонормального государства существует армия, для внутренней защиты — милиция. Воти для духовной сферы, если мы не хотим погибнуть, должна быть создана своясистема защиты.
А рок-музыку можновоцерковить?
Нет.
Почему?
Тут опять-таки нампоможет физика. Есть такой принцип модуляции, когда носителями для одних частотявляются другие частоты. Частоты-носители мы можем не слышать, апромодулированные частоты воспринимаем. С рок-музыкой та же самая история.Рок-музыка как таковая имеет своим источником демонический мир, посколькувосходит к африканским демоническим культам. Этот мир задает модулирующуючастоту: рок-музыка всегда имеет жесткий, четкий ритм. А поверх этого ритмаможно наслоить все что угодно, хоть гимнографию. Но сама частота в данномслучае будет разрушительна. И гимн будет восприниматься уже не как песнь Богу, акак некая пародия. Пытаться воцерковить рок-музыку очень опасно. В лучшемслучае это лицемерие, а в каких-то случаях даже кощунство.
Может быть, нарастаниеммертвой, рассеянной энергии можно объяснить и такие странные, небывалые доселеявления, как виртуальная экономика, виртуальная реальность, в которую с головойпогружаются некоторые люди?
Виртуальная и как правилоиррациональная реальность как раз относится к тому, что Бердяев называлдуховным скелетом бытия. Когда люди утрачивают ощущение материальности, ониочень быстро погружаются в область падших духовных сущностей. В этом духовноммире – именно духовном, потому что там идет общение с демонами! – возникаетвиртуальная реальность. Она возникает как некий мир, сопряженный с нашим, но вто же время являющийся антиподом нашему миру. В нем можно творить свойсобственный мир. Но на самом деле этот мир творится не только и не столькочеловеком. Поскольку он сопряжен с миром падших сущностей, то они начинаютвлиять на построение виртуальных миров. Не даром у нас все больше фигурируеттакое слово как «игра». «Игроки в экономике», «игроки в политике», игроманы, –люди превращаются в игроков, а жизнь в игру. И все это выстраиваетполувиртуальный мир, полный ужасов, страхов, дикого наигранного веселья, противоестественнойигры в любовь, бешеной ненависти. Чего больше в этом мире: человеческого илидемонического? – трудно уже сказать!
И дальше снова возникаетпорочный круг, разрушительный цикл, когда чем больше человек общается сдуховным миром, тем больше он наносит вреда окружающей реальности, хаотизируявесь космос. Еще больше утончается материльный слой, а взаимосвязь свиртуальным миром растет. Там же, где человек восстанавливает свою связь сБогом, соответственно, и мир начинает гармонизироваться, поскольку получаетБожественную, духовную энергию — благодать. Поэтому восстанавливаются не толькохрамы и души людей, но и окружающий мир, природа.
Ярчайший пример — Оптинапустынь. Когда ее начали возрождать, на полях, которые передали монастырю, ничегоне росло, почва была заболоченной. И все смеялись над монахами, когда онипытались там что-то посадить. Но работа с молитвой преобразила окружающий мир, исейчас поля дают прекрасный урожай.
И на Валааме в свое времявырастали совершенно несвойственные для того климатического пояса арбузы идыни. То, что совершается по благодати Божией, часто противоречит законамфизического мира. Но на самом деле это законы падшего, разлагающегося мира. Онидействуют там, где нет Божественной благодати.
беседовала ТАТЬЯНА ШИШОВА
Список литературы
Для подготовки даннойработы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru