Реферат по предмету "Философия"


Запад есть запад, восток есть восток

Запад есть запад, восток
есть восток, не встретиться
им никогда. Лишь у подножья
Престола Божья в день
страшного суда.
Эти строки, принадлежащие великому английскому писателю
Редьярду Киплингу, и по сей день привлекают внимание. Одни
соглашаются с Киплингом, говоря, что Востоку и Западу дейс-
твительно не понять друг друга. Другие, наоборот, протестуют,
указывая на то, что Восток европеизируется, а Запад проявляет
все больший интерес к традициям востока ( философии, искусс-
твам, медицине).
Под восточной цивилизацией подразумевается прежде всего
Индия, Китай и Япония на протяжении гигантского временного
промежутка: с середины 2 тысячелетия до н.э. - по 17 век н.э.
- 3000 лет. За это время на Западе успели одна за другой сме-
ниться несколько цивилизаций.
В устойчивости Восточной цивилизации и состоит первая
особенность Востока. Запад движется вперед как бы рывками. И
каждый рывок (Античность, Средневековье и т.д.) сопровождает-
ся крушением старой системы ценностей, а также политических и
экономических структур. Развитие Востока, напротив, предстает
как сплошная линия. Новые веяния здесь не разрушают устои ци-
вилизации. Напротив, они органично вписываются в старое и
растворяются в нем.
Восток очень гибок, он способен вобрать и переработать
многие чуждые себе элементы. Так, по замечанию одного из
крупнейших востоковедов, нашествия "варваров" ( кочевых пле-
мен, живших на границах Китая и переживавших период разложе-
ния первобытнообщинного строя ) не только не уничтожили ки-
тайское государство, но даже не прервали его существования...
И даже в северной части страны, где образовались "варварские"
королевства, эти королевства очень скоро перестали быть "вар-
варскими", превратившись в те же китайские. Коренное китайс-
кое население этой части страны ассимилировало пришельцев и
привило им свою цивилизацию.
Кроме того, в отличие от Европы, на Востоке сосущество-
вало множество религий, и даже ислам, непримиримый в отноше-
нии западного христианства, довольно спокойно уживался с тра-
диционными восточными верованиями. Таким образом, какие бы
потрясения не происходили, основы цивилизации оставались не-
зыблемыми.
Второй важной особенностью Востока являлось то, что об-
щество здесь не утеряло связи с природой.
Любимым доводом европейских колонизаторов в пользу заво-
еваний было утверждение, что они облагодетельствовали людей
Востока тем, что те были неспособны создать сами ( машинами,
новейшим оружием и т.д.). Обычно в этом видят лишь примитив-
ную попытку оправдаться. Однако большинство европейцев были в
свое время свято в этом убеждены. Так в чем же здесь дело?
Разгадка в принципиальной разнице психологии представителей
двух цивилизаций.
Европейцы в своем развитии пошли самым простым путем.
Свое несовершенство и слабость перед силами природы они нача-
ли возмещать созданием громоздких машин. Они резко выделили
себя из природы, перестали чувствовать себя ее частью. Более
того, природа в их понимании стала чем-то вроде врага. Ее на-
до было одолеть, победить, поставить себе на службу. Убедив
себя, что человек есть венец творения и все в этом мире соз-
дано исключительно для него, европейцы принялись перекраивать
природу на свой лад и расхищать ее богатства, не считаясь ни
с загрязнением окружающей среды, ни с другими потерями. еще
бы - природа ведь "не храм, а мастерская", как выражался Ба-
заров в романе Тургенева "Отцы и дети".
В отличие от европейцев человек Востока никогда не терял
связи со средой обитания. Свои помыслы он направил не на соз-
дание механизмов, возмещающих собственное несовершенство, а
на то, чтобы усовершенствовать свои душу и тело. Мир воспри-
нимался им, как единое целое, и человек в этом целом не гос-
подин, а лишь одна из составных частей. А раз так, то цель
человека - не вражда, а стремление быть с природой в гармонии
и, познав основные ее законы, постараться не противоречить
им. Так, философы Востока считали, что народы и государства
должны развиваться естественным (природным) образом, беря
пример с растений и животных, в жизни которых нет ничего лиш-
него, случайного.
Стили различных боевых искусств Востока сложились в ре-
зультате наблюдений за движениями диких зверей (тигра, медве-
дя, обезьяны и т.д.) Досконально изучив окружающую среду, че-
ловек Востока знал, как она воздействует на его организм.
Например, эффективность ударов ( в боевых искусствах) в раз-
личные точки тела рассчитывалась в зависимости от времени
дня.
Люди Востока были убеждены в том, что лишь тогда человек
может совершенствовать мир, когда путем совершенствования об-
ретет гармонию и цельность в себе самом. Ибо ему полностью
чужды зло и стремление разрушать.
Культура Древнего Китая достигла высокого уровня. Уже в
очень давние времена ученые Китая сделали многие важные отк-
рытия в области астрономии, математики, медицины и других на-
ук. Во 2 тысячелетии до н.э. в Китае существовала уже иерог-
лифическая письменность. Несколько позднее были изобретены
компас, а затем сейсмограф. В середине первого тысячелетия до
н.э. был составлен первый в мире звездный каталог, насчиты-
вавший 800 светил.
Третьей особенностью Востока является приверженность
традиции. Традиция встречалась и в Европе, однако в цивилиза-
циях Востока была возведена в далеком прошлом, в мифическом
"золотом" веке. И все новое получало оправдание только тогда,
когда можно было подыскать, что-нибудь подобное в древности.
Все здесь непрестанно повторяется, несколько видоизменя-
ясь, но сохраняя обязательно черты сходства. Человеку евро-
пейского Средневековья в голову не могло прийти писать в сти-
ле Гомера. А на Востоке на протяжении 3000 лет можно встре-
тить в стихах одни и те же размеры, мелодии и т.д.
Любое неоправданное нарушение традиций ( даже самых нез-
начительных) воспринималось как сущий кошмар. Так, великий
китайский философ Конфуций повествует об одном сановнике,
устраивавшем "в храме танцы, в которых танцоры выстраивались
в восемь рядов". Поскольку в древности такие праздники мог
давать только император, Конфуций с возмущением заявляет:"Ес-
ли это можно вынести, то что же тогда нельзя выносить?!". Он
же создал целую теорию ( до сих пор имеющую на Востоке огром-
ное влияние) о том, что общество должно жить по раз и навсег-
да установленному ритуалу поведения. Без ритуала, по его мне-
нию, обесценивается все. "Почтительность без ритуала приводит
к суете. Осмотрительность без ритуала превращается в боязнь.
Смелость без ритуала выглядит грубостью". Ритуал властвует не
только в человеческом обществе, но и в природе. Ему подчинены
смена времен года, расцвет и увядание. Свою теорию Конфуций
также воспринимал не чем-то новым, а лишь возрождением учений
прежних веков. "Излагаю, но не создаю. С любовью и верой от-
ношусь к древности".
Отношение к религии является одним из важнейших показа-
телей в характеристике цивилизации. На Востоке оно весьма от-
личается от западного. Да и сами религии здесь разнообразны и
непохожи на христианство. Вот, к примеру, конфуцианство. Его
называют религией, но это скорее набор правил и норм, опреде-
ляющих жизнь человека в обществе.
Главным в конфуцианстве были вопросы этики, морали и уп-
равления государством. Основным принципом конфуцианской этики
является понятие жэнь ("гуманность") как высший закон взаимо-
отношений людей в обществе и семье. Жэнь достигается путем
нравственного самоусовершенствования на основе соблюдения ли
("этикета") - норм поведения, базирующихся на почтительности
и уважении к старшим по возрасту и положению, почитании роди-
телей, преданности государю, вежливости и т.д. Согласно кон-
фуцианству, постичь жэнь могут лишь избранные, так называемые
цзюнь цзы ("благородные мужи"), т.е. представители высших
слоев общества; простолюдины же - сяэ жэнь (дословно - "мел-
кие людишки") не в состоянии постичь жэнь. Это противопостав-
ление "благородных" простолюдинам и утверждение превосходства
первых над вторыми, часто встречающиеся у Конфуция и его пос-
ледователей,- яркое выражение социальной направленности,
классового характера конфуцианства.
Конфуцианство уделяло большое внимание вопросам так на-
зываемого гуманного управления, опираясь на идею обожествле-
ния власти правителя, существовавшую до конфуцианства, но им
развитую и обоснованную. Государь объявлялся "сыном неба"
(тяньцзы), правившим по повелению неба и выполнявшим его во-
лю. Власть правителя признавалась конфуцианством священной,
дарованной свыше, небом. Считая, что "управлять - значит исп-
равлять", конфуцианство придавало большое значение учению
чжэн мин (об "исправлении имен"), которое призывало ставить
всех в обществе на свои места, строго и точно определять обя-
занности каждого, что было выражено словами Конфуция:"Госу-
дарь должен быть государем, подданный - подданным, отец - от-
цом, сын - сыном". Конфуцианство призывало государей управ-
лять народом не на основе законов и наказаний, а при помощи
добродетели, примером высоконравственного поведения, на осно-
ве обычного права, не обременять народ тяжелыми налогами и
повинностями.
Боги не очень-то волновали Конфуция. Они, конечно, уста-
новили эти самые правила в незапамятные времена. Но этим, в
общем-то, и ограничились их контакты с миром людей. "Богов я
почитаю, но держусь от них подальше"- вот жизненный принцип
Конфуция. Основные взгляды Конфуция (Кун-цзы, родился прибли-
зительно 551 - умер 479 до н.э.) изложены в книге "Беседы и
суждения" ("Лунь юй"), которая представляет собой запись из-
речений и бесед Конфуция с его ближайшими учениками и после-
дователями.
Боги не властвуют над природой, а являются ее частью и
находятся в зависимости от нее. Пример: на Западе монахи вели
праведный аскетический образ жизни, так как он угоден Богу и
обеспечивает райское блаженство. В индуизме же аскетизм -
способ сравняться с богами, а иногда и превзойти их. Отшель-
ник-аскет благодаря ему приобретал от Вселенной такую силу,
что мог налагать на богов проклятье и насылать на них всячес-
кие несчастья. Зная могучую силу аскетизма, ему нередко сле-
дуют и сами боги. Только в индуизме можно встретить такую, с
точки зрения европейца, комичную картину: могущественнейший
бог Шива, способный одним дыханием стереть всю Вселенную в
порошок, ведет жизнь аскета и побирается по дорогам. На это
подаяние и существует его семья. Периодически такая жизнь
становится ему в тягость, и он горько жалуется на свою нес-
частную долю (остальные, мол, боги живут в довольстве, а он
нищенствует). Однако понимая, что в аскетизме источник его
сверхъестественной силы, он не отказывается от него. В довер-
шение всех несчастий у него возникают скандалы с женой, пото-
му что подаяний он приносит мало и т.д.
Еще одной религией, возникшей на Востоке и ставшей впос-
ледствии мировой, является буддизм. Его основатель Будда од-
новременно является и неким космическим разумом, с которым
стремятся слиться его последователи путем освобождения от су-
етных желаний и страстей, привязывающих людей к земле, зас-
тавляющих рождаться вновь и вновь в разных обликах. Таким об-
разом, достигнув нирванны (просветления), человек переходил в
новое качество - неземное.
И, наконец, в даосизме, возникшем в Китае, бог как тако-
вой вообще отсутствует. Вместо него имеется дао (путь) - не-
кая первооснова всех вещей, познав законы которой и следуя
им, человек становится совершенным.
Религии Востока - это прежде всего пути самосовершенс-
твования, а через них и совершенствования окружающего мира.
Существеннейшую часть мировоззрения людей Востока сос-
тавляла вера в бесконечную цепь смертей и возрождений каждого
человека в разных обликах, причем будущий человеческий облик
надо было заслужить праведной жизнью. В противном случае мож-
но было возродиться кем угодно. Подобная теория породила
представление о вечном движении всего живого в замкнутом цик-
ле ( все когда-то уже было и когда-нибудь повторится вновь).
Отсюда происходит и знаменитый фатализм Востока - вера в
невозможность и ненужность изменения предназначенной судьбы.
Вот как рассуждает Конфуций, заехавший в разбойничьи зем-
ли:"Если небу угодно погубить мудрость, заключенную во мне -
так и будет. А если нет, то что могут сделать мне эти разбой-
ники?".
Полностью отсутствует на Востоке столь ценимое западной
цивилизацией понятие свободы. Так же, как и демографический
образ правления. Восточный человек не свободен, а обязан.
Причем обязанностью этой не тяготится, а признает ее вполне
естественной. Обязан соблюдать традиции, ритуалы, системы
подчинения (родители - дети, муж - жена, вышестоящий - нижес-
тоящий). Долгом этим связаны все, от государя до самого пос-
леднего из его подданных. Человек обязан жить строго опреде-
ленным образом, в противном случае лучше ему умереть. В этом
плане показателен пример японских самураев - военного сосло-
вия. При любом нарушении самураем "кодекса чести" он обязан
был покончить жизнь самоубийством, сделав себе харакири. Та-
ким образом, человек тут был не волен ни жить, ни умереть
иначе, чем по установленному обычаю.
Социальные структуры Востока причудливы и пестры. Здесь
и замкнутые касты (в Индии). И возможность перехода из одной
социальной группы в другую путем сдачи государственных экза-
менов (Китай). Сын крестьянина, таким образом, мог попасть на
самую верхушку общества. Перед нами здесь редкий в истории
случай, когда повышение образования означало одновременно по-
вышение социального статуса.
Не менее причудливыми были и политико-экономические фор-
мы. Так, империю Тан в Китае именуют феодальным государством.
Однако со своих земель китайская знать не получала ни гроша.
Все доходы поступали в казну, а уж оттуда ( в виде жалования)
- к феодалам, занимавшим различные посты в государственном
аппарате. Этим они низводились фактически до роли простых чи-
новников.
Вообще надо иметь в виду, что несмотря на общие для всей
восточной цивилизации моменты, между странами, входящими в
нее, были и существенные отличия в традициях, образе мышле-
ния, путях развития. Даже общий для всех стран Востока буд-
дизм и даосизм (Китай, Япония) в каждой из стран принимали
свои особые, неповторимые формы. Что общего между японским
самурайством, презиравшим нижестоящие сословия, и странствую-
щими рыцарями Китая, считавшими своим долгом вступаться за
обиженных и отстаивать справедливость?
Наконец, если Индия и Китай развивались исключительно
самобытно, то Япония во многом шла путями заимствования и
преобразования на свой лад их философии, военного искусства,
традиций, наук и т.д.
Подведем итоги: цивилизация Востока была жизнеспособна,
пока ей приходилось сталкиваться с варварскими народами. Она
защищалась от них пассивно, поглощая и переустраивая на свой
лад. Однако, встретившись с цивилизацией Европы,технически
более развитой, несущей совершенно иную программу и стремя-
щейся к разрушению всего непохожего на нее, Восток не устоял.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Большая Советская Энциклопедия, том 13.
2. Всеобщая История Искусств, том 1.
3. Основы современной цивилизации,
под редакцией проф.Л.Н.Боголюбова и А.Ю.Лазебниковой.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Анализ воспитательной работы за 2010-2011 учебный год
Реферат Олигополия на примере рынка нефтепродуктов в России
Реферат Psychology Way Individuals Shape Their Identities Essay
Реферат Наташа Ростова, или поиск женской добродетели в романе Льва Толстого Война и мир
Реферат Предмет и задачи экологии
Реферат Принципи охорони природного середовища
Реферат Управление предприятием на примере ЗАО Соляное
Реферат Проблема утилизации бытовых отходов
Реферат "Развитие конституционализма в России в XVIII xix веках"
Реферат Основные таможенные правонарушения
Реферат Capital Punishment Essay Research Paper The issue
Реферат Автоматизированное проектирование схем размещения объектов предприятий из условия минимизации коммуникационных затрат
Реферат Проезд перекрестков
Реферат Проблема утилизации и переработки промышленных отходов 2
Реферат Продукти харчування людини значення, якісь, склад, забрудненість.