Реферат по предмету "Философия"


Город будущего

Содержание
Введение
Раздел 1. Город будущего – фантастикаили прогноз?
Раздел 2. Город – одна из самых сложныхсистем, когда-либо созданных человечеством.
Заключение
Список использованной литературы
 

Введение
Город, как наиболеедревняя и вместе с тем самая современная форма расселения людей – предметпристального внимания не только архитекторов, историков, географов, экономистов,искусствоведов, но и широкого круга людей различных профессий.
По-видимому, людинаучились метить границы территории у животных, так что исследование, освоениеи маркировка ландшафта с обозначениями границ угодий предшествоваливозникновению первых постоянных поселений.
Городское планированиеимеет такую же долгую историю, как и сам город. Так, уже в письменностиДревнего Египта город и крепость были обозначены разными иероглифами, что ясноуказывает на достаточно углубленное понимание природы города как особой формыконцентрации людей на ограниченной территории.
Литература о городепополняется вот уже две с половиной тысячи лет. Великий врач Гиппократ собралвместе опыт функционирования греческих городов-полисов, обозначив гигиеническиеправила ориентации улиц. Гипподаму приписывается изобретение регулярной сеткигородских улиц, без изменений дошедшей до нашего времени – достаточнонапомнить, что нью-йоркский Манхэттен в полноте сохранил гипподамову схему.Платон пытался описать идеальную модель города, отталкиваясь от общефилософскихсуждений о природе взаимодействия между людьми, тогда как Аристотель обобщилопыт конституций десятков полисов и обсуждал оптимальную численность свободныхгорожан. Рим освоил опыт Греков, обобщил его и стандартизировал. Сложились ивоспроизводились стандарты обустройства публичных бань, рынков, амфитеатров итеатров, и эти стандарты воплощались повсюду, от Нила до Рейна, от Евфрата доТемзы, приноравливаясь к природным условиям. Этот опыт был описан во множестветрудов, включая трактат Фронтина об акведуках и фонтанах и обширнуюэнциклопедию Витрувия. Мастера итальянского Возрождения заново прочли античныетексты и много размышляли о создании идеального города, отнюдь не ограничиваясьпри этом вопросами планировки и застройки. Так, у Филарете тщательно описываютсяне только система улиц и каналов, не только нормы жилых помещений дляпредставителей разных сословий, не только правила организации торговли, но дажерасписание занятий и меню для учеников лицея. Литература и живопись существенноопережали практику – люди, которые все еще жили в средневековых домах, читалитрактаты и смотрели на фрески с изображением бесконечных колоннад и купольныхзданий, которых еще не существовало. История урбанистики и урбанизациидоказывает, что от рождения идей до их реализации в ткани городов проходятдесятилетия, иной раз многие десятки лет.

Раздел 1. Городбудущего – фантастика или прогноз?
«Большую опасностьпредставляют собой Города Будущего, которые каждодневно придумываютградостроители, считающие себя пророками. Подобно Уэллсу, они переносят вбудущее условия сегодняшнего дня, только преувеличивая некоторые из этиххарактерных черт», — писал итальянский архитектор Порчина.
«Основу любоготворчества составляет борьба набирающей силу здоровой формы с формойподдельной, подражательной» (А. Мальро). Борьба набирающих сил архитектурных иградостроительных форм с формами поддельными, подражательными не лишена драматизма.Гропиус, Перре, Мис ван дер Роэ, Ле Корбюзье и другие создатели современнойархитектуры, которым на протяжении всей жизни пришлось вести борьбу сакадемизмом, на склоне лет стали свидетелями полной победы своих идей. ЛеКорбюзье был настолько гениален, что видел своих последователей не среди тех,кто ему подражает, а среди тех, кто борется против подражания Гропиусу, Перре,Ле Корбюзье. Во все времена идеи архитекторов-новаторов наталкиваются наупорное сопротивление. Происходит путаница понятий. Архитектура мечтателей, архитектурафантастов, архитектура будущего – таковы чисто условные ярлыки, которые наклеиваютиногда просто наобум на произведения подчас диаметрально противоположныхнаправлений. В одну кучу сваливают беспочвенных фантазеров и мастеров,обладающих даром предвидения.
Весьма беспочвенныефантазии в области архитектуры – явление нередкое. Чаще всего они появляются уживописцев, и это подтверждает история искусства. Например, Иероним Босх иПитер Брейгель наряду с вполне реалистическими изображениями зданий рисовалиподчас какие-то сооружения, которые можно было принять за плоды горячечноговоображения. Вдохновленные Вавилонской башней, Дезидерио, а затем и Пиранезигрезят о грандиозной архитектуре.
Леонардо да Винчи,некогда изобразившего идеальный город, считали утопистом, хотя он сам несомневался в своей правоте. Архитектурные замыслы Леонардо подхватил и развилчерез несколько веков в 1914 году его соотечественник Антонио Сант-Элиа.Архитектуру будущего Сант-Элиа также признавали утопичной до тех пор, покавдруг не обнаружили, что его проекты, в которых был резко изменен масштабныйстрой города, отвечают настоятельным требованиям нашего недавнего времени.Живописные архитектурные композиции Босха, Брейгеля, Дезидерио, Моропредставляли собой чудовищные сочетания реминесценции и гротеска; они пыталисьсоединить невозможные стили в своего рода декорации к театрализованномуапофеозу. В основе же архитектурных фантазий Леонардо да Винчи и Леду,например, лежат инженерные замыслы. Это вовсе не фантастические грезы, афантазии, порожденные предвидением. Дом, который Леду намеревался построить надводопадом, несомненно, был плодом фантастического замысла. Однако двумя векамипозже Фрак Ллойд Райт построил в США свой знаменитый дом над водопадом.Подобная преемственность замысла позволяет говорить уже не о фантазии, а опредвидении. Гигантомания, мания величия – так охарактеризовали произведенияархитекторов-провидцев. Этих нареканий в свое время не избежали ни Леду, ниБулле. Но разве современный Манхэттен не фантастичнее самых невероятныхзамыслов Булле? Леду и Булле первыми еще в ХVIIIвеке вступили на путь технической фантазии. Рене Саржер, французский архитектори инженер, писал: «Современные фантасты остаются непонятными только тем, кто непредставляет себе поистине фантастических возможностей новой техники».
Нельзя обвинятьфантастов в утопизме – творческий поиск, ориентированный на будущее, неотделимот утопии, проблему всегда следует рассматривать с более широких и дальновидныхпозиций. Интересные градостроительные идеи и предложения футурологическогонаправления были предложены архитекторами и конструкторами различных стран всередине прошлого века. Это время – начало современной научно-техническойреволюции – развитие атомной энергетики, освоение космоса, химизация народногохозяйства, внедрение кибернетики и бионики в производство. Все это открывалокачественно новый этап в проектировании городов будущего. В эти же годыосознается понятие, названное «демографическим взрывом», что тоже определилопоражающее воображение масштаб и перспективу проектирования. Проектыархитекторов-новаторов еще более необычайны, так как полностью отказываются отархитектурного наследия. Пример – города-мосты. И.Фридман разработал проектгорода-моста, перекинутого через Ла-Манш, по своей смелости превосходящийархитектурные фантазии Филарете или Антуана Карона.
Проекты так называемогопространственного градостроительства, выступая за разумное использование земли,против «расползания» городов, предлагают также удобство пространственных связеймежду частями города с использованием новых возможностей строительной техники.В городах-конусах, запроектированных Полем Мэймоном, диаметр полойжелезобетонной опоры равен 20 метрам; она используется для размещения лифтов иколлекторов для всех вертикальных коммуникаций. Тросы, закрепленные к опоре,напоминают огромную паутину. К этим тросам могут быть подвешены любые элементыгородской застройки. И.Фридман предлагает проект пространственного города натерритории Парижа: новый город поднят в воздух над старыми кварталами Парижа инад Сеной. Разрывы между жилыми домами обеспечивают инсоляцию земнойповерхности.
В проекте«города-кратера», архитектор Шанеак создает пространственный город сиспользованием типовых элементов.
Структурную основусоставляют искусственные уровни – площадки и звездообразные бетонные «ежи».Структура заполняется объемными ячейками заводского изготовления свободнойформы, которые устанавливаются на несущих конструкциях. Композиция сприменением таких жилых единиц в масштабе крупного жилого комплекса не получилабы уравновешенного, статичного построения; она образовала бы живое, постоянноменяющееся сочетание жилых единиц.
Проекты группы«Арчигрэм» развивают идею архитектуры «однократного использования». Всеэлементы города рассчитаны на эксплуатацию в течение срока морального износа.Наиболее короткий срок у жилой ячейки (15-20 лет). Поэтому новые ячейки можнопостоянно «подключать» к структуре города.
Проект города«Плаг-ии-сити» («город-розетка», «город-штепсель»). Архитектор Кук предложилрешение, где сетчатая крупномодульная структура содержит все необходимые длягорода связи по горизонтали, вертикали и диагоналям, транспортные, пешеходные иважнейшие виды обслуживания. Элементы города монтируются и заменяютсяпосредством мощных кранов.
В кибернетическомградостроительстве Николая Шеффера город труда и учебы решен в виде высотногообъема, а город отдыха и развлечений «распластан» по горизонтали.
Город-воронка ВальтераЙонаса (в виде опрокинутого вершиной вниз конуса или пирамиды) представляетсобой как бы искусственную долину; квартиры выходят во внутреннее пространствоворонки. Эти воронки, соединенные между собой перемычками в верхней части,образуют город.
Каждая воронкапредставляет собой самостоятельный квартал. Йонас разработал проект «городскойединицы будущего» («Интра-хауз») в форме раскрытой многоярусной воронки свнутренним замкнутым пространством. Задача проекта – возродить городскуюкоммуну, максимально освободить поверхность земли.
Проект «Подвижногогорода» Пере-Лаейя представлял собой город, который включал бы в себяпостоянную часть и подвижную часть, которая состояла бы из индивидуальныхсблокированных ячеек, установленных на рельсах. Передвижение по городу должнобыло осуществляться с помощью подвесных тротуаров.
Артур Куормби,проектирующий жилые ячейки из пластмасс, придал высокую мобильность пространственнойсистеме ячеек, подвешенных к центральной полой несущей мачте. Эти ячейки могутоткрепляться от несущей конструкции и по желанию жильца превращаться в индивидуальныйдом, установленный на земле, или перевозиться на новое место и прикрепляться кдругим несущим конструкциям аналогичного типа. Разработаны проекты городов насваях и плавучих городов. Ученый Жак-Ив Кусто предложил решение дома под водой.
Новое движениепротивопоставило идеям «функционального порядка», лежащего в основе мечтыАфинской хартии о «лучезарных городах» свое понимание основных условийградостроительства: динамизм эпохи, мобильность элементов и функций города. Ихидеи свелись главным образом к разработке полуфантастических проектов и идейгородов будущего, основанных на безграничных возможностях техники, а также на собственныхпредставлениях о развитии будущих социальных условий градостроительства.Эстетические же критерии почти невозможно прогнозировать – в отличие отпредвидения тенденции технического и социального прогресса. Как правило,попытки представить будущее в его конкретной реальности, не имеют успеха – оникажутся слишком неправдоподобными с позиций сегодняшнего дня и слишкомнаивными, когда уходят в прошлое. И все-таки представление о будущемнеобходимо. Высказывая представления о будущем, специалист получает возможностьпрямо, конкретно и доступно для каждого изложить свое мировоззрение.
Синтез обобщенногопредставления о будущем предполагает нечто большее, чем сумму специальныхзнаний, а именно – целостную и динамическую картину. Конечно, такая картинаможет быть создана лишь ценой определенных условностей и упрощений. Тем не менее,попытки увязать все аспекты прогноза в целостную картину часто могут датьбольше, чем самое глубокое исследование одного из них вне связи со всемидругими. Поэтому каждый исследователь имеет право конструировать свойобобщенный образ будущего, вбирающий в себя комплексную оценку тех проблем,которые кажутся ему наиболее актуальными, в их естественном движении ивзаимосвязях.
 
Раздел 2. Город – однаиз самых сложных систем, когда-либо созданных человечеством
Одна из труднейшихпроблем градостроительства заключается в том, чтобы создать для человеканаиболее благоприятные условия существования. Она затрагивает все стороны жизничеловека; с ее решением связано множество самых разнообразных вопросов –хозяйственных, социальных, политических, медицинских, санитарно-гигиенических,биологических и географических. Градостроитель должен быть также знатокомдуховной культуры, психологом — «человековедом». Одна из важнейших проблем — соответствие повседневной деятельности человека его идеалам и мировоззрению.Архитектор должен стремиться создать максимально благоприятные условия дляжизни человека с учетом его потребностей и запросов.
В наше время прогресс вобласти науки так стремителен, возможности практической деятельности и развитияумственных способностей человека так не ограничены, что нельзя даже предсказатьс достаточной уверенностью, куда все это может привести. Трудно предсказать,каковы будут запросы людей в 2500 году, что они сочтут для себя нормойповедения. Мы живем в бурно развивающемся, стремительно меняющемся мире. В тоже время некоторые аспекты этого развития серьезно тревожат. Отходыпромышленного производства загрязняют воздух и воду, фауну и флору, нарушаютустойчивые экологические сообщества в природе, ухудшают санитарно-гигиеническиеусловия жизни людей. Все возрастающий темп жизни, необходимость перерабатыватьво много раз увеличивающийся на протяжении жизни одного поколения объеминформации, неумолимое внедрение стандарта в потребление и культуру –оплачиваются огромными затратами нервной энергии, и в чем-то обедняютэмоциональную жизнь.
Городское планированиенамного превышает сложностью архитектурное проектирование, искусностьсвязывания вместе социального, экономического, географического и пр. достигаетполноты результата только тогда, когда город предстает перед нами в полнотесвоей сущности, воспринимается всеми чувствами. Умение профессиональногопланирования, вобравшее в себя концентрированное знание, накопленное многимипоколениями урбанистов, в конечном счете, воплощается в комфортность бытия и вкомфортность видимого образа. И этот образ бесконечно важен, так как онвключает в себя обширную гамму элементов – от первого взгляда на город издалекадо взгляда на дом через улицу или через струи фонтана на маленькой площади.Город – это еще и нечто иррациональное, каждый город неповторим характером,судьбой, историей.
Человек еще иконсервативен по своей природе. Наблюдающийся сначала на Западе, а теперь уже иу нас в последнее время взрыв вещной «ностальгии», интереса к предметам40-50-летней давности, не представляющих художественной ценности (китч), несомненно,свидетельство тоски по устойчивой вещи прошлого. Раньше этот транссубъектный мирбыл вполне устойчив – человека окружали вещи, доставшиеся от предыдущегопоколения, а новые походили на старые. Форма глиняного горшка практически неизменялась тысячелетиями. Автоматизм восприятия – великий охранительныймеханизм психики, его нельзя безнаказанно нарушать. Слишком быстро всеменяется: одежда, посуда, мебель, интерьер, архитектура. В мире, организованномтаким образом, постоянным можно ощущать только свое «я». Все остальное меняеточертания, несется куда-то все стремительнее. Долго ли в такой ситуации можносохранять твердое ощущение своего «я»? Только осмотрительная постепенность инеторопливая преемственность может сберечь духовное «я» и психическое здоровьечеловека в этом слишком скоро меняющимся мире. Универсальный, обобщающий рецептгорода-мечты выписать практически невозможно
 

Заключение
 
Каким будет город ксередине нынешнего столетия? На этот вопрос нужно давать ответ, потому что вотличие от фантазий основы реального города будущего закладываются сейчас. Ноответить на него трудно. Необходимо разобраться в самой природе городскогопланирования, в том, как модели предметной, физической организации городскогопространства сопряжены с мировоззренческими позициями, с одной стороны, и с экономическими,управленческими правилами игры, закрепленными в нормативных актах и стандартахповедения – с другой.
За последние полвекаколичество работ, посвященных урбанистике, различным ее аспектам, не тольконеобычайно разросся, но и продолжает разрастаться. Мнения меняются, мы оставилипозади уверенность людей вроде Камилло Зитте, в том, что можно раз и навсегдаустановить правила создания прекрасного города, а людей, вроде Ле Корбюзье – втом, что воля художника способна построить город заново. Наивысшей сложностью,а потому особым очарованием обладают те ансамбли и города, что нарастают втечение долгого времени, путем прибавления новых элементов так, что новое целоеохватывает прежнее целое и включает его в себя. Задача архитектора еще и в том,чтобы суметь подчинить свое решение решению своих предшественников. Культ авторства,авторские амбиции не должны вступать в противоречие с давней культуройвыращивания ансамбля.
Людям на переломе ХIХ-ХХвеков казалось, что технический прогресс сам собой решит все проблемы города игорожан. Теперь мы знаем, что этот прогресс, масштаб которого и масштабпоследствий которого они не могли себе представить, не только строит иразвивает города, ни и омертвляет их. Мы должны увидеть заново эволюцию городакак города людей. Тех, кто этот город создает осознанно, и тех, кто пересоздаетего ежедневно своим поведением в городской среде.
Каждое поколение можносчитать состоявшимся только в том случае, если ему удалось написать историюзаново – осмысляя настоящее, с его невиданными ранее задачами, через прошлое.
 

Использованнаялитература:
В.Л. Глазычев. Урбанистика. Издательство«Европа», Москва, 2008г.
А.Э. Гутнов, И.Г.Лежава. Будущее города.«Стройиздат», Москва, 1997г.
Мишель Рагон. Города будущего.Издательство «Мир», Москва, 1969г.
Красная книга культуры. Издательство«Искусство», Москва, 1989г.
Посохин М. Город для человека.Издательство «Прогресс», Москва, 1980г.
Хорев Б. Проблемы городов, Москва,1975г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.