Реферат по предмету "Философия"


Герменевтика эпохи Реформации

Контрольнаяработа по герменевтике на тему:
«ГерменевтикаРеформации»

1. Понятиегерменевтики как науки
 
Герменевтика – 1) теория иметодология истолкования текстов («искусство понимания»); 2) направление в философииXX века, выросшее на основе теории интерпретации литературных текстов. С точкизрения герменевтики задача философии заключается в истолковании предельныхзначений культуры, поскольку реальность мы видим сквозь призму культуры,которая представляет собой совокупность основополагающих текстов.
Теоретики (или) практик в области библейской (богословской), философской или филологическойгерменевтики называется герменевтом.
Предметисследования герменевтики – метод (способ, прием) толкования текста СвященногоПисания.
Основополагающимпринципом толкования Священного Писания в Православной Церкви является догмат оего Богодухновенности, то есть его написания по внушению Святого Духа избраннымБогом человеком. В церковной истории сохранилась богатая традиция толкованияСвященного Писания, разработанная Самим Господом и святыми мужами (пророками,апостолами, святыми отцами), а также авторитетными церковными учителями,разъяснявшими сочинения друг друга. Исследование этой традиции позволяетвыделить основные приемы толкования Священного Писания. К ним могут бытьотнесены буквально-исторический метод, символический метод, типологический(прообразовательный) метод, аллегорический метод и др. Изучение этих методов иих взаимодействия в процессе истолкования – предмет герменевтики. Герменевтикатакже призвана изучить историческое возникновение методов истолкованияСвященного Писания и проследить их использование в истории Церкви. В связи сэтим предметом герменевтики может быть, например, возникновение аллегорическоготолкования у иудеев диаспоры, развитие аллегорического объяснения ВетхогоЗавета у Филона Александрийского, крайних и умеренных аллегористов (терапевты),аллегорический метод толкования Александрийской школы экзегезы. Предметомисследования также могут быть толкование Священного Писания Ветхого ЗаветаГосподом Иисусом Христом, толкование ветхозаветных Писаний апостолами,святоотеческие методы толкования: толкования Писания у мужей апостольских,толкования Писания у апологетов, принципы толкования Писания Оригеном, принципытолкования антиохийской школы, Иоанна Златоуста, египетских подвижников(например. прп. Иоанна Кассиана Римлянина), эдесско-низибийская школы и др.Содержательно-смысловой аспект толкований Священного Писания изучает экзегетика.
Втоже время важно подчеркнуть, что грань между библейской герменевтикой иэкзегетикой очень тонка, что ведет к частичному отождествлению этих наук.
Герменевтикепридаётся большое значение в литературоведении, поскольку при исследованиилюбого памятника литературы необходимо его максимально объективное толкование.Надо оговориться, что под текстом в герменевтике понимают не только рукописныетворения авторов, но и произведения искусства, исторические события и другиеобъекты, которые «поддаются» пониманию. Процесс понимания рассматривают какдвижение по так называемому герменевтическому кругу. С одной стороны, текст рассматриваютпо отношению к эпохе, литературному жанру. С другой стороны, текст являетсядуховной жизнью автора, а сама его духовная жизнь является частью историческойэпохи. Представление текста с этих двух позиций, переход от общего к частному иобратно и есть движение по герменевтическому кругу.
Герменевтикатакже является философским методом анализа текста. Так называется и философскоенаправление, разрабатывающее философское применение герменевтики. Сторонникамии философами, внесшими значительный вклад в герменевтику, являются Гадамер, Шлейермахери Поль Рикёр.
Другимактивным идеологом герменевтики можно назвать философа и историка ВильгельмаДильтея. Дильтей стремился оспаривать методику изучения природы путем внешнегонаблюдения; он был активным сторонником «вчувствования». Таким образом онпризывал реконструировать исторические события и внешние явления путем самонаблюдения,понимания событий методом их личностного «сопереживания», «вживания» в них какво фрагмент духовного целого, как части всемирного единения природы и Духа.
Согласно немецкомуфилософу Гадамеру, которого считают основателем современной герменевтики,тщетны попытки видеть смысл текста в сознании его творца (ибо создатель текстасам есть часть мира, к тому же мы хотим познать непосредственно данное, точнее:заданное для нахождения ответа), у текста нет собственного смысла вне егоинтерпретации, а в рамках этой интерпретации неуместен субъективный произвол,ибо сам текст не произволен. Итак, понимание достигается в обеспечении слияниягоризонтов текста и человека. При этом надо иметь в виду так называемый герменевтическийкруг. Человек должен понять то, внутри чего он с самого начала находится,круговая зависимость связывает целое и его часть. Мы можем понять текст только какчасть целого, о котором у нас есть некоторое предпонимание до началаинтерпретации текста. Наконец следует учесть, что понимание исторично,преходяще, временно, а это означает изменчивость самих горизонтов понимания.Каждое новое поколение интерпретирует по-своему. Для герменевтика самое главное– это познать суть дела.
Основныеположения герменевтики
Соберем воедино главное из предыдущего, перечислим основныеположения герменевтики и ее термины:
• Бытие человека-в-мире.
• Соотносительность человека и мира (вещей).
• Заброшенность человека в мир, его забота, страх,временность.
• Потаенность вещи, ее сокрытость.
• Философия как вопрошание.
• Преодоление потаенности вещи и ее самораскрытие какистинность.
• Горизонты человека и вещи.
• Понимание как слияние границ человека и вещи.
• Герменевтический круг.
• Понимание как интерпретация на основе образования, вкуса,таланта, вовлеченности в традиции интерпретатора.
• Историчность интерпретации.
• Сближение герменевтики с поэтикой.
• Главное дело человека – понять суть дела.
 
2. Герменевтикаэпохи Реформации
Гуманистические идеи, в особенности идеи Эразма Роттердамского,оказали значительное влияние на формирование богословия Реформации. При этомнадо отметить, что в герменевтике Мартина Лютера присутствовали элементысхоластического метода, а герменевтика Жана Кальвина носила последовательногуманистический характер.
В изданиях немецкого перевода Библии 1521 и 1528 гг. М. Лютер излагает своигерменевтические принципы, большая часть которых восходит к герменевтикеЭразма:
1. Для интерпретации Библии необходимо знание грамматики.
2. При интерпретации необходимо принимать во внимание время,обстоятельства и условия написания текста.
3. Необходимо принимать во внимание контекст.
4. Для правильной интерпретации необходима вера и просвещениеСвятым Духом.
5. Писание необходимо интерпретировать с помощью самого Писания.
6. Все Писание имеет отношение ко Христу.
Христоцентричность лютеровской герменевтики является ееспецифичной чертой, отличающей ее как от герменевтики Эразма, так и отсхоластической герменевтики. Каждый отрывок Св. Писания указывает на Христа.Лютер утверждал, что основная цель писания – сообщить откровение о Христе. Этуидею он выразил в формуле: «Христос – Царь Писания». Следовательно, надлежитприменять подобные способы интерпретации, которые позволяют найтихристологический смысл даже в тех отрывках, в которых присутствие такого смыслане следует из буквального прочтения. В связи с этим Лютер ввел герменевтическоепонятие «мера веры» (Рим. 12, 6) или аналогия веры, которое означает, что всюБиблию, включая Ветхий Завет, следует истолковывать по «мере» спасительной верыво Христа.
Лютер модернизировал схоластическую Квадригу таким образом, чтобыкаждый отрывок Ветхого Завета мог получить толкование, указывающее на Христа.Вообще Лютер весьма скептически относился к поиску небуквальных смыслов вбиблейском тексте. Он полагал, что аллегорическое истолкование Писаниядопустимо лишь в том случае, если оно указывает на Христа.
Лютер утверждал, что следовало провести разграничение между тем,что он называл «убивающей буквой, иными словами – грубо дословным илиисторическим прочтением Ветхого Завета, и «животворящим духом, иными словами – прочтениемВетхого Завета, раскрывающим их пророческий смысл, связанный со Христом.
Основной герменевтический принцип Жака Кальвина (французский богослов,один из лидеров Реформации, основатель кальвинизма. Главное сочинение Кальвина –«Наставление в христианской вере». Став с 1541 фактическим диктатором Женевы,Кальвин превратил ее в один из центров Реформации. Отличался крайней религиознойнетерпимостью) был сформулирован им самимследующим образом: «Писание толкуется Писанием». Согласно этому принципу каждыйтекст Писания следует интерпретировать, исходя из его контекста, грамматики ипараллельных мест. Кальвин утверждал, что «первое дело толкователя – дать правоавтору сказать то, что он говорит, а не приписывать ему то, что, как намкажется, он должен сказать». Ж. Кальвин отрицательно относился кнебуквальным интерпретациям Священного Писания и не поддерживалхристоцентрического принципа М. Лютера.
Протестантские теологи постреформационного периода продолжалиразвивать герменевтические принципы, выдвинутые Лютером и Кальвином.
В трудах таких протестантских мыслителей как Girolamo Zanchi (1516–1590)и William Perkins (1558–1602) используется аналитический метод, согласнокоторому истолкование начинается с выявления основной идеи и цели отдельногофрагмента. Аналитический метод предполагает три последовательных шага.
· Выявление цели, которую ставит перед собой автор в данном фрагменте.
· Демонстрация аргументов, с помощью которых автор достигает своейцели.
·Формулирование вывода, который следует из данного фрагмента.
Одним из наиболее авторитетных и влиятельных документовпротестантской постреформационной мысли являются решения Вестминстерскойассамблеи 1643 г. Они сохраняют свое нормативное значение для реформатскихцерквей и посей день. В решениях Вестминстерской ассамблеи содержатся вполнеопределенные герменевтические принципы.
· Интерпретация должна осуществляться таким образом, чтобы онаприводила к «хорошим и необходимым выводам». Это значит, что получаемые врезультате интерпретации смыслы должны быть морально хороши и согласовыватьсясо всеми остальными местами Писания.
– Все интерпретации должны носить несомненный характер.Недопустимо предлагать такие интерпретации, которые являются лишь «возможными»или «вероятными».
· Использование аллегорического метода должно быть сведено кминимуму. Аллегорическая интерпретация должна применяться лишь в том случае,если буквальный смысл текста не является достаточно ясным.
· Разум может играть лишь ограниченную роль при интерпретацииПисания. Разум в любой своей форме не может иметь независимого авторитета.Авторитет разума всегда является зависимым от авторитета Библии и подчиненнымему. Выводы разума могут иметь значение лишь в том случае, если они согласуютсяс Писанием.
· Писание должно интерпретироваться с помощью самого Писания.Библия сама задает норму для собственной интерпретации. Недопустиморассматривать библейские тексты в отрыве от их контекста.
· Священное Писание может быть правильно интерпретировано толькочеловеком, чей ум просвещен Святым Духом. Высшим авторитетом является неПисание, а Святой Дух, говорящий через Писание.
Итак, в герменевтике Реформации критический разум заявляет своиправа. Однако он распространяется пока лишь на церковную традицию и не посягаетна Священное Писание.
 

Списоклитературы
 
1. В. Кузнецов. Герменевтика и ее путьот конкретной методики до философского направления. – М.: Просвещение – 2007
2. Шлейермахер Ф.Герменевтика. – Издательство: СПб, Европейский дом, 2004
3. Философская герменевтикаХ.-Г. Гадамера Под ред. Штегмайера В., Франка Х., Маркова Б.В.СПб, 1999


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Изобретение радио Кто был первым
Реферат Власть генезис компоненты методы функционирования
Реферат Традиционные и новые пути разрешения конфликтов (Медиация)
Реферат Сравнительный анализ основных требований к бухгалтерской финансово
Реферат Статут Великого княжества Литовского и развитие юридических терминов
Реферат «Семиотика» с их классификацией и краткой аннотацией для облегчения траектории успешной сетевой навигации
Реферат Методы исследовния литературы
Реферат Structural Levels Of The Iliad Essay Research
Реферат Принцип работы сканера
Реферат Cadet bernard Globalization, Uncertainty and Decision Making: Cognition Also Matters
Реферат Crisis Intervention Essay Research Paper Dan SutillaTuesday
Реферат Категории земель. Земли поселений
Реферат Динамический синтез системы управления
Реферат Адекватная терапия затяжных реактивных депрессий
Реферат Система мероприятий по защите вики посевной от вредителей, болезней и сорняков