Реферат по предмету "Философия"


В.И. Вернадский о проблемах цивилизации

Министерство образования РФ
Тамбовский государственный университет им. Г.Р.Державина
Институт филологии и журналистики Реферат
по философии
на тему:
«В.И. Вернадский о проблемах цивилизации»                                                                         Выполнила: студентка 2-го курса
                                                                              отделения зарубежной
                                                          филологии
                                                                                    211 группы Бушуева О.С.
                                          Проверила: Бохорова С.А.Тамбов 2003

Содержание
  Введение
1.Жизнь и творчество В.И.Вернадского.
  1.1. Биография....................................................................................................................3
  1.2. Творчество Вернадского и философия.......................................................................5
2. Основные положения ученияо ноосферы.
  2.1. Единство биосферы и человека. ...................................................................................6
  2.2. Наука как основной фактор ноосферы. .......................................................................8
  2.3. Задачи по созиданию ноосферы...................................................................................10
3. Ноосфера в конце XXвека: прогнозы иреалии. ..............................................................10
  Заключение.…16
  Списоклитературы................................................................................................................17

Введение      
         Во всех отраслях деятельности человека, как видаживой природы, наблюдается проблемная напряжённость. Эта напряжённость какникогда актуальна сегодня. Актуальность проблем современного человечествазаключается в том, что Цивилизация как таковая способна не простосамоуничтожиться, но и уничтожить всё окружающее жизненное великолепие.
          По моему мнению, Цивилизация подошлак концу определённого этапа развития, когда ею был получен колоссальный опыт внауках. По большей части большинство самых грандиозных открытий было сделано в XXвеке. Именно в этом веке стало популярным выражение всредствах массовой информации: « Это открытие способно перевернуть весьМир...». В результате человечество накопило огромный потенциал необдуманных инеосмысленных продуктов новаторства.
          В нынешних условиях у Цивилизации два путидальнейшей истории: либо уйти в небытие и затеряться невесомым прахом в мировомпространстве и унести с собой всё живое, либо осмыслить весь свой опыт иперейти от периода развития «HomoSapiens– Человек Разумный» к периоду «Человек Мудрый».Сегодня Цивилизация столкнулась с целым комплексом глобальных проблем:
·        проблемасохранения мира на Земле
·        экологии
·        продовольственнаяпроблема
·        народонаселения
·        преодолениябедности большей части Человечества.
  Иэто лишь малый список всех современных признаков мирового кризиса. Всетрудности Человечества сплелись в один запутанный клубок – одна проблемадополняет другую и не может без неё существовать.
       Решениюодной из этих проблем, экологической, большую часть своей жизни посвятилВладимир Иванович Вернадский.
1.1 Биография .
      Истинное величие Вернадского выясняетсятолько теперь. Оно – в его глубоких философских идеях, заглядывающих в будущее,вплотную затрагивающих судьбы всего человечеcтва.                                                                                                                                                                                                          
Он родился вПетербурге 12марта 1863 года, всего через два года после отмены крепостногоправа в России, в семье профессора политической экономии, яркого представителярусской либеральной интеллигенции прошлого века. Через пять лет семьяВернадских переехала в Харьков, где на формирование личности Вернадского повлиялего двоюродный дядя – Е.М.Короленко, офицер в отставке, увлекающийся научно-философскимиизысканиями. Более всего его интересовали проблемы, связанные с жизнью каждогочеловека и человечества в целом. Вполне вероятно, что некоторые мыслиЕ.М.Короленко, некоторые из вопросов, поставленные им, сохранились в памятиВернадского и осознанно или бессознательно повлияли на его научноетворчество.    
        Рано научившись читать, Владимир многиечасы проводил за книгами, читая их без разбора, постоянно роясь в библиотекеотца. На примере отца и под его влиянием он постигал важность, необходимость систематическогообразования, углубленности в определенную область деятельности.
Петербургская классическая гимназия, где стретьего класса учился Вернадский, была одна из лучших в России. Здесь хорошопреподавались иностранные языки, история, философия. В дальнейшем Вернадскийсамостоятельно изучил несколько европейских языков. Он читал литературу,преимущественно научную, на пятнадцати языках, а некоторые свои статьи писалпо-французски, по-английски и по-немецки. Интерес к истории и философии ученыйсохранил на всю жизнь.
Вернадский поступил на физико-математический факультетПетербургского университета. В годы студенчества на Вернадского большое влияниеоказал В.В. Докучаев. Он предложил своему ученику заниматься минералогией икристаллографией, хотя сам, преподавая эти науки, нашел свое призвание в почвоведении.

Одна из первых работ В.И. Вернадского была посвященапочвенным роющим зверькам — овражникам (сусликам). В те годы он впервые сталвсерьез задумываться о жизни минералов. Ему предложено сотрудничать вМинералогическом кабинете университета. Ломоносовская традиция российской минералогиистала научным направлением Вернадского на два последующих десятилетия.
Он сознательно встал на путь узкой специализации, ноэто не было для него самоцелью. Он готовил себя к профессиональной научнойдеятельности, но одновременно продолжал интересоваться всем подряд, размышлятьо сути познания природы и природы научного познания, о синтезе знаний, онеразгаданных тайнах Земли и жизни.
В 1884 году он делает доклад “Об осадочных перепонках”в университетском научно — литературном обществе, в котором присутствовалинекоторые важные идеи о биосфере.
В 1897 году Вернадский защищает докторскую диссертацию“Явления скольжения кристаллического вещества”. И вскоре он становитсяпрофессором Московского университета.
В 1906 году Вернадского избирают членом Государственногосовета от Московского университета. И через два года он становится академиком.
С 1906 по 1918 год выходят в свет отдельные части егофундаментального труда “Опыт описательной минералогии”, во многом неустаревшего до сих пор. С этой поры начинается расцвет его творчества.
Избранный в 1916 году председателем ученого совета приминистерстве земледелия, Вернадский продолжал научные исследования, публикуястатьи по минералогии, геохимии, полезным ископаемым, по историиестествознания, организации наук.
В 1917 году, в связи с плохим здоровьем, он уезжает наУкраину, где активно участвует в создании Украинской академии наук и избираетсяее президентом — это первая национальная академия наук нашей страны.
В конце 1921 года Вернадский организовал в москве радиевый институт и был назначенего директором.
1923 — 1926 годы он провел за границей,преимущественно во Франции, ведя большую научно — исследовательскую ипреподавательскую работу. Выходят в свет его лекции по геохимии, статьи поминералогии, кристаллографии, геохимии, биохимии, химии моря, эволюции жизни, атакже о геохимической деятельности и будущим человечества. Одной из основныхпричин работы во Франции является исследование в лабораториях Кюри “нового”радиоактивного элемента “Паризия”, который и поныне остается загадкой.
Вернувшись в 1926 году на родину, он публикует своюзнаменитую монографию “Биосфера”.
В 1923 — 1936 годы выходят в свет отдельные тома“Истории минералов земной коры”.
В 1928 году он организовывает первую в странебиогеохимическую лабораторию.
В 1937 году Владимир Иванович в последний развыступает на Международном геологическом конгрессе с докладом “О значениирадиоактивности для современной геологии”.

     Дожив доглубокой старости, Вернадский скончался в Москве 6 января 1945 года всего занесколько месяцев до победоносного завершения Великой Отечественной войны. Емупришлось пережить три революции в России и две мировые войны.                                            
Труды Вернадского остаются и по сей день на переднемкрае науки, активно вливаются в поток современной научной мысли.
1.2. Творчество Вернадского и философия.
В творческом наследии Вернадского огромная частьпринадлежит философии.  Как и многиеестествоиспытатели, добившиеся выдающихся успехов в специальных областях,Вернадский пришел к своим философским построениям на склоне лет, видя вних естественное обобщение фундаментальных принципов, лежащих в основемироздания. Но даже среди корифеев естествознания он выделяется не тольконоваторством и глубиной идей, но и их поразительной современностью.
И в центре этого новаторства — возрождение древнейидеи о центральной роли человека, его разума во всей Вселенной. Значимость еедля нашей цивилизации долгое время недооценивалась. И главная причина этого,как ни парадоксально, состояла, по-видимому, в самих успехах классическойнауки, увенчавшихся созданием А. Эйнштейном в 1916 г. общей теорииотносительности. Опьяненные невиданными достижениями, большинство ученыхтрадиционно видели в человеке всего лишь талантливого созерцателя природы,способного раскрыть ее тайны и вдоволь удовлетворить жажду познания. АВернадский пророчески увидел в человеке умелого творца природы, призванного вконце концов занять место у самого штурвала эволюции.
В начале XX века в основном складываетсяпринципиальный взгляд Вернадского на проблему соотношения философии и науки. “…Развитие научной мысли никогда долго не идет дедукцией или индукцией — онодолжно иметь свои корни в другой, более полной поэзии и фантазии, области: это- область философии. Философия всегда заключает зародыши, иногда дажепредвосхищает целые области будущего развития науки, и только благодаряодновременной работе человеческого ума в этой области получается правильнаякритика неизбежно схематических построений науки”.
С начала20-х годов философские интересы Вернадского поднимаются на качественно новуюступень. Не прерывая знакомства с западноевропейской философией, ученый всечаще обращается к мыслителям Востока, главным образом Индии и Китая.
Наряду с этим с начала 20-х годов резко возрастаетфилософская насыщенность специальных естественнонаучных трудов Вернадского, чтобыло связано в первую очередь с созданием учения о биосфере и разработкойпроблем биогеохимии, тесно переплетавшихся с мировоззренческими, социально — гуманитарными и экологическими вопросами.
Сложно складывались в 20-30 годы отношенияВернадского с советскими философами, выступавшими с позиций диалектическогоматериализма. В эти годы труды натуралисты, посвященные живому веществу,биогеохимии, учению о биосфере, не раз подвергались резкой критике. “Оппонентыупорно выискивали проявления “идеализма” и прочей “идеологическойконтрреволюции”, произвольно выхватывая из общего контекста отдельные мысли ицитаты”.                                                                                                                                                  
Но самое важное: для Вернадского наука быласредством познания природы. Он не был специалистом в какой-то одной науке илидаже в нескольких науках. Он блестяще знал добрый десяток наук, но изучалприроду, которая неизмеримо сложнее всех наук, вместе взятых. Он размышлял инад природными объектами, и над их взаимосвязями.
Вернадскому при всей его гениальности иневероятной работоспособности потребовались десятилетия, чтобы переброситьнадежный мост над пропастью, отделяющей естествознание от истории, творимой самимилюдьми. И мост этот состоял в ключевой идее, что переход возникшей на Землебиосферы в ноосферу, то есть царство разума, не локальный эпизод на задворкахбескрайней Вселенной, а закономерный и неизбежный этап развития материи, этапестественноисторический. «Мы только начинаем сознавать непреодолимую мощьсвободной научной мысли, величайшей творческой силы Homosapiens, человеческой свободной личности, величайшего намизвестного проявления ее космической силы, царство которой впереди»,—вдохновенно писал Вернадский.   
                                                                
2.1. Единство биосферы и человека.
Вернадский рассматривал биосферу как особоегеологическое тело, строение и функции которого определяются особенностямиЗемли (планеты Солнечной системы) и космоса. А живые организмы, популяции, видыи все живое вещество — это формы, уровни организации биосферы. Развивая учениео биосфере, Вернадский пришел к следующим выводам (биогеохимическим принципам):«Биогенная миграция химических элементов в биосфере стремится к максимальномусвоему проявлению». Вовлекая неорганическое вещество в «вихрь жизни», вбиологический круговорот, жизнь способна со временем проникать в ранеенедоступные ей области планеты и увеличивать свою геологическую активность.Этот биогеохимический принцип Вернадского утверждает высокую приспосабливаемостьживого вещества, пластичность, изменчивость во времени. И еще. Вернадскийсвязал учение о биосфере с деятельностью человека не только геологической, но ивообще с многообразными проявлениями бытия личности и жизни человеческого общества:«В сущности, человек, являясь частью биосферы, только по сравнению снаблюдаемыми на ней явлениями может судить о мироздании. Он висит в тонкойпленке биосферы и лишь мыслью проникает вверх и вниз». Все мы, люди —неразрывная часть живого вещества, приобщенная к его бессмертию, необходимаячасть планеты и космоса, продолжатели деятельности жизни, дети Солнца. Но видеях о космическом «управлении» земными процессами или о разумных силах воВселенной (тем более о Мировом Разуме) ничего оригинального для Вернадского небыло. Он писал: «… область человеческой культуры и проявление человеческоймысли — вся ноосфера — лежит вне космических просторов, где она теряется какбесконечно малое...». То есть, по Вернадскому, мы (человечество) – не придатокВселенского Разума, мы – часть его.
Иногда можно услышать мнение, будто бы введенноеВернадским понятие ноосферы не содержит в себе чего-либо нового и исчерпываетсяучением о географической среде обитания человечества. Однако вряд лисправедливо подобное отождествление. Категории «географическая среда»и «ноосфера» относятся не к совпадающим вещам, не перекрываются посмыслу. Географическая среда — та оболочка Земли, которая воздействует наусловия жизни, производства, культуры, быта людей. Ноосфера — оболочка Земли,на которую воздействуют производство, культура, быт людей; сюда относятся ибывшие погребенные слои Земли, изменившиеся под влиянием прошлых антропогенныхвоздействий, не включенные в нынешнюю географическую среду. Ноосфера отражаетпланетарное воздействие общественного производства на верхние оболочки Земли;не все эти изменения входят непосредственно в географическую среду. Разрушениеозонового слоя органическими растворителями и хладагентами уже идет, ноэлементом географической среды еще не стало, поскольку пока не влияет напроизводство, культуру, формы общения людей. Это — факт ноосферы, а негеографической среды.
Центральной темой учения о ноосфере является единствобиосферы и человечества. Вернадский в своих работах раскрывает корни этогоединства, значение организованности биосферы в развитии человечества. Этопозволяет понять место и роль исторического развития человечества в эволюциибиосферы, закономерности ее перехода в ноосферу.
Одной из ключевых идей, лежащих в основе теорииВернадского о ноосфере, является то, что человек не является самодостаточнымживым существом, живущим отдельно по своим законам, он сосуществует внутриприроды и является частью ее. Это единство обусловлено прежде всегофункциональной неразрывностью окружающей среды и человека, которую пыталсяпоказать Вернадский как биогеохимик. Человечество само по себе есть природноеявление и естественно, что влияние биосферы сказывается не только на средежизни но и на образе мысли.
Но не только природа оказывает влияние на человека,существует и обратная связь. Причем она не поверхностная, отражающая физическоевлияние человека на окружающую среду, она гораздо глубже. Особенно ярко ивдохновенно писал Вернадский о воздействии человеческой деятельности на природув работе “Несколько слов о ноосфере", созданной в 1943 году: “Лик планеты- биосферы — химически резко меняется человеком сознательно и главным образомбессознательно. Меняются человеком физически и химически воздушная оболочкасуши, все ее природные воды. В результате роста человеческой культуры в ХХ векевсе более резко стали меняться ( химически и биологически ) прибрежные моря ичасти океана.… Сверх того человеком создаются новые виды и расы животных ирастений.”
 Это доказываеттот факт, что в последнее время заметно активизировались планетарныегеологические силы. «… Мы все больше и ярче видим в действии окружающие насгеологические силы. Это совпало, едва ли случайно, с проникновением в научноесознание убеждения о геологическом значении Homosapiens, с выявлениемнового состояния биосферы — ноосферы — и является одной из форм ее выражения.Оно связано, конечно, прежде всего с уточнением естественной научной работы имысли в пределах биосферы, где живое вещество играет основную роль». Так, впоследнее время резко меняется отражение живых существ на окружающей природе.Благодаря этому процесс эволюции переносится в область минералов. Резкоменяются почвы, воды и воздух. То есть эволюция видов сама превратилась вгеологический процесс, так как в процессе эволюции появилась новая геологическаясила. Вернадский писал: «Эволюция видов переходит в эволюцию биосферы».
Здесь естественно напрашивается вывод о том, чтогеологической силой является собственно вовсе не HomoSapiens, а егоразум, научная мысль социального человечества. В «Философских мысляхнатуралиста» Вернадский писал: «Мы как раз переживаем ее яркое вхождение вгеологическую историю планеты. В последние тысячелетия наблюдается интенсивныйрост влияния одного видового живого вещества — цивилизованного человечества —на изменение биосферы. Под влиянием научной мысли и человеческого трудабиосфера переходит в новое состояние — в ноосферу».
Мы являемся наблюдателями и испо0лнителями глубокогоизменения биосферы. Причем перестройка окружающей среды научной человеческоймыслью посредством организованного труда вряд ли является стихийным процессом.Корни этого лежат в самой природе и были заложены еще миллионы лет назад в ходеестественного процесса эволюции. «Человек… составляет неизбежное проявлениебольшого природного процесса, закономерно длящегося в течение, по крайней мере,двух миллиардов лет».
Отсюда, кстати, можно заключить, что высказывания осамоистреблении человечества, о крушении цивилизации не имеют под собой вескихоснований. Было бы, по меньшей мере, странно, если бы научная мысль, порождение естественного геологическогопроцесса, противоречила бы самому процессу. Мы стоим на пороге революционныхизменений в окружающей среде: биосфера посредством переработки научной мысльюпереходит в новое эволюционное состояние – ноосферу.
Заселяя все уголки нашей планеты, опираясь нагосударственно организованную научную мысль и на ее порождение, технику,человек создал в биосфере новую биогенную силу, поддерживающую размножение идальнейшее заселение различных частей биосферы. Причем вместе с расширениемобласти жительства, человечество начинает представлять себя все болеесплоченную массу, так как развивающие средства связи – средства передачи мыслиокутывают весь Земной шар. «Этот процесс – полного заселения биосферы человеком– обусловлен ходом истории научной мысли, неразрывно связан со скоростьюсношений, с успехами техники передвижения, с возможностью мгновенной передачимысли, ее одновременного обсуждения всюду на планете».
При этом человек впервые реально понял, что он жительпланеты и может и должен мыслить и действовать в новом аспекте, не только васпекте отдельной личности, семьи или рода, государств или их союзов, но и впланетном аспекте. Он, как и все живое, может мыслить и действовать в планетномаспекте только в области жизни — в биосфере, в определенной земнойоболочке, с которой он неразрывно, закономерно связан, и уйти из которой он неможет. Его существование есть ее функция. Он несет ее с собой всюду. И он еенеизбежно, закономерно, непрерывно изменяет. Похоже, что впервые мы находимся вусловиях единого геологического исторического процесса, охватившегоодновременно всю планету. XXвекхарактерен тем, что любые происходящее на планете событие связываются в единоецелое. И с каждым днем социальная, научная и культурная связанностьчеловечества только усиливается и углубляется. «Увеличение вселенскости,спаянности всех человеческих обществ непрерывно растет и становится заметным внемногие годы чуть не ежегодно».
Таким образом:
1.    Человек, как он наблюдается в природе, как и все живыеорганизмы, как всякое живое вещество, есть определенная функция биосферы, вопределенном ее пространстве-времени.
2.    Человек во всех его проявлениях представляет собойчасть биосферы.
3.    Прорыв научной мысли подготовлен всем прошлым биосферыи имеет эволюционные корни. Ноосфера – это биосфера, переработанная научноймыслью, подготавливающейся всем прошлым планеты, а не кратковременное ипереходящее геологическое явление.
Вернадский неоднократно отмечал, что«цивилизация «культурного человечества» — поскольку она является формойорганизации новой геологической силы, создавшейся в биосфере,— не можетпрерваться и уничтожиться, так как это есть большое природное явление,отвечающее исторически, вернее, геологически сложившейся организованностибиосферы. Образуя ноосферу, она всеми корнями связывается с этой земнойоболочкой, чего раньше в истории человечества в сколько-нибудь сравнимой мерене было».                                        
2.2. Наука как основной фактор ноосферы.
Несколько необычен подход Вернадского к науке. Он еерассматривал как геологическую и историческую силу, изменяющую биосферу и жизньчеловечества. Она является тем основным звеном, посредством которогоуглубляется единство биосферы и человечества.
Особое место Вернадский отводит науке XX столетия.Именно в это время наблюдается ее небывалый расцвет, своего рода взрыв научноготворчества. Наука становится вселенской, мировой наукой, охватывающей всюпланету.
Вернадский обращал большое внимание на гуманистическоесодержание науки, на ее роль в решении задач человечества, на ответственностьученых за применение научных открытий. Эти и многие другие идеи Вернадского ороли науки в развитии человечества, в переходе биосферы в ноосферу имеютактуальное значение для нашего времени.
 Вернадскийрассматривал науку в качестве средства развития человечества. Поэтому оченьважно, чтобы наука не принимала форму абстрактной, имеющей свое независимоесуществование сущности. Наука – создание человечества и должна служить на благочеловечества. «Ее содержание не ограничивается научными теориями, гипотезами,моделями, создаваемой ими картиной мира: в основе она главным образом состоитиз научных факторов и их эмпирических обобщений, и главным — живым содержаниемявляется в ней научная работа живых людей...» Так что наука – социальноевсечеловеческое образование, в основе которых лежит сила фактов, обобщений и,конечно, человеческого разума.
Мы наблюдаем, как наука все сильнее и глубже начинаетизменять биосферу Земли, она меняет условия жизни, геологические процессы,энергетику планеты. Значит, и сама научная мысль является природным явлением. Впереживаемый нами момент создания новой геологической силы, научной мысли,резко возрастает влияние живого вещества в эволюции биосферы. Биосфера,перерабатываясь научной мыслью HomoSapiens, переходит в свое новое состояние – в ноосферу.
Значение происходящих на планете в XXвеке изменений настолько велико, что равные по ролипроцессы можно найти разве только в далеком прошлом. В настоящий момент вряд ливозможно оценить всю научную и социальную важность этого явления, потому чтонаучно понять – значит поставить явление в рамки реальной космическойреальности. Но то, что мы можем увидеть – это то, что наука перестраивается нанаших глазах. Биогенный эффект работы научной мысли реально смогут увидетьтолько наши отдаленные потомки: он проявится ярко и ясно только через сотнилет.
Появление разума и результата его деятельности –организация науки – важнейший факт в развитии планеты, возможно дажепревышающий все, наблюдаемое до настоящего времени. Научная деятельность сейчасприобрела такие черты, как быстрый темп, охват больших территорий, глубинуисследований, мощность проводимых преобразований. Это позволяет предвидетьнаучное движение, размаха которого в биосфере еще не было.
Человек неотделим от биосферы, он в ней живет и толькоее  объекты может исследоватьнепосредственно своими органами чувств. «За пределы биосферы он может проникатьтолько построениями разума, исходя из относительно немногих категорийбесчисленных фактов, которые он может получить в биосфере зрительнымисследованием небесного свода и изучением в биосфере же отражений космическихизлучений или попадающего в биосферу космического внеземного вещества...» Такимобразом, научная мысль человечества, работая только в биосфере, в ходе своегопроявления в конце концов превращает ее в ноосферу, геологически охватывает ееразумом. Только теперь стало возможным научное выделение биосферы, являющейсяосновной областью знания, из окружающей реальности.
Из всего вышесказанного можно сделать следующиевыводы:
1.    Научное творчество человека – сила, изменяющаябиосферу.
2.    Это изменение биосферы – неизбежный процесс,сопровождающий научный рост.
3.    Но это изменение биосферы – стихийный природныйпроцесс, происходящий независимо от человеческой воли.
4.    Вхождение в биосферу нового фактора ее изменения –человеческого разума есть природный процесс перехода биосферы в ноосферу.
5.    Постоянно совершенствуясь, наука может продвинутьсявсе дальше в изучении окружающей среды.
Возникновение геохимии и биогеохимии отвечалопотребностям целостного, синтетического рассмотрения явлений организованностибиосферы, взаимосвязей живого и косного вещества. Эти науки имеют такжепервостепенное значение для исследования единства биосферы и человечества. Темсамым геохимия и биогеохимия соединяют науки о природе с науками о человеке.Центром такой интегрированной науки, по мнению Вернадского, является учение обиосфере.
В современных условиях задачей первостепеннойважности является возрождение идей биосферного естествознания, продолжениенаучной разработки проблем биогеохимии.
2.3. Задачи по созиданию ноосферы.
Процесс перехода биосферы в ноосферу неизбежно несет всебе черты сознательности, целеустремленной деятельности, творческой работы.Вернадский видел стоящие перед человечеством задачи огромной важности посозиданию ноосферы. С позиций этих задач он отмечал беспочвенность суждений овозможности крушения цивилизации. Рассмотрим перспективы развития человечествас точки зрения Вернадского.
Некрушимость цивилизации Вернадский обосновываетследующими тезисами:
1.    Человечество стоит на пути создания в ноосфернойоболочки Земли, все больше укрепляя свои связи с биосферой. Человечествостановится Вселенской категорией.
2.    Человечество в своем развитии стало единым целымблагодаря тому, что интересы всех, а не отдельных лиц, становятсягосударственной задачей.
3.    Глобальные проблемы человечества, такие каксознательное регулирование размножения, продление жизни, победа над болезнями,начинают решаться.
4.    Ставится задача распространения научного знания на всечеловечество.
Вернадский писал: «Такой совокупности общечеловеческихдействий и идей никогда раньше не бывало, и ясно, что остановлено это движениебыть не может. В частности, перед учеными стоят для ближайшего будущегонебывалые для них задачи сознательного направления организованности ноосферы,отойти от которой они не могут, так как к этому направляет их стихийный ходроста научного знания».
Уверенность в будущем, таким образом, основана навозрастающем значении в развитии человечества совместных общечеловеческихдействий. Вернадский, конечно, не мог предвидеть современной остроты глобальныхпроблем мирового развития. Но и они лишь усиливают значение совместного решениязадач сознательного направления организованности ноосферы.
Одной из важнейших проблем формированияорганизованности ноосферы является вопрос о месте и роли науки в жизниобщества, о влиянии государства на развитие научных исследований.
Вернадский высказывался за образование единой (нагосударственном уровне) научной человеческой мысли, которая являлась бырешающим фактором в ноосфере и создавало бы для ближайших поколений лучшиеусловия жизни. Первоочередные вопросы, которые необходимо решить на этом пути,это – «вопрос о плановой, единообразной деятельности для овладения природой иправильного распределения богатств, связанный с сознанием единства и равенствавсех людей, единства ноосферы»; идея о государственном объединении усилийчеловечества.
  3. Ноосферав конце ХХ века: прогнозы и реалии.
В книге «Научная мыслькак планетное явление» В.И.Вернадский анализирует геологическую историюЗемли и утверждает, что наблюдается переход биосферы в новое состояние — вноосферу под действием новой геологической силы, научной мысли человечества.Однако в трудах Вернадского нет законченного и непротиворечивого толкованиясущности материальной ноосферы как преобразованной биосферы. В одних случаях онписал о ноосфере в будущем времени (она еще не наступила), в других в настоящем(мы входим в неё), а иногда связывал формирование ноосферы с появлениемчеловека разумного или с возникновением промышленного производства.Р.К.Баландин пишет: «Надо заметить, что когда в качестве минералога ВладимирИванович писал о геологической деятельности человека, он ещё не употреблялпонятий „ноосфера“ и даже „биосфера“. О формировании наЗемле ноосферы он наиболее подробно писал в незавершённой работе „Научнаямысль как планетное явление“, но преимущественно с точки зрения историинауки.»
Итак, что же ноосфера:утопия или реальная стратегия выживания? Труды В.И.Вернадского позволяют болееобоснованно ответить на поставленный вопрос, поскольку в них указан рядконкретных условий, необходимых для становления и существования ноосферы.Перечислим эти условия, разбросанные по страницам книги «Научная мысль какпланетное явление» и отчасти в других публикациях В.И.Вернадского:
1. Заселениечеловеком всей планеты.
2. Резкоепреобразование средств связи и обмен


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Методологія розрахунку страхових тарифів та платежів у майновому страхувані
Реферат Київський князь Ярослав Мудрий і піднесення Русі
Реферат История антисептики и асептики в России
Реферат Religion Essay Research Paper CHRISTOLOGY THE HISTORICAL
Реферат Синтез системы автоматического регулирования массы квадратного метра бумажного полотна
Реферат Кошторис як індивідуально-плановий акт його зміст та правове значення у кошторисних підрозділах
Реферат Summary Of Wuthering Heights Essay Research Paper
Реферат Реабилитация ветеранов локальных войн
Реферат Конструирование и технология изготовления звукового сигнализатора отключения сетевого напряжения
Реферат Международные стандарты аудита, регламентирующие исследование ожидаемой финансовой информации
Реферат Технологический расчёт
Реферат Основні стереотипи Великобританії
Реферат Making Decisons In The Road Not Taken
Реферат Основные причины возникновения макроэкономических кризисов
Реферат Тесты по бухучету на зачет