Реферат по предмету "Философия"


Агрессия в отечественной и зарубежной литературе

ПРИРОДА И СТРУКТУРА АГРЕССИИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.
Слово агрессия происходит от латинского “aggredi”, что означает “нападать”. Оно издавна бытует в европейских языках,однако, значение ему придавалось не всегда одинаковое. До начала XIXвека агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, таки враждебное. Позднее, значение этого слова изменилось, стало более узким. Подагрессией стали понимать враждебное поведение в отношении окружающих людей.
Для того, чтобы рассмотреть проблему детскойагрессивности в младшем дошкольном возрасте для начала поясним, каково общеепонятие агрессии, какова ее структура и природа.
Существует множество теоретических обоснованийвозникновения агрессии, ее природы и факторов, влияющих на ее проявление. Новсе они подпадают под следующие четыре категории. Агрессия относится к:
1.   Врожденным побуждениям и задаткам;
2.   Потребностям, активизируемымвнешними стимулами;
3.   Познавательным и эмоциональнымпроцессам;
4.   Актуальным социальным условиям всочетании с предшествующим научением.
Расмотрим наиболее известныетеоретические положения.
I.     Теория влечения (психоаналитический подход).
Основоположником этой теории является Зигмунд Фрейд.Он считал, что агрессивное поведение  по своей природе  инстинктивное  инеизбежно. В человеке существует два наиболее мощных инстинкта:сексуальный(либидо) и инстинкт влечения к смерти (танатос). Энергия первоготипа направлена на упрочнение, сохранение и вопроизведение жизни. Энергия  жевторого типа направлена на разрушение и прекращение жизни. Он утверждал, чтовсе человеческое поведение является результатом сложного взаимодействия этих инстинктов,и между ними существует постоянное напряжение. Ввиду того, что существуетострый конфликт между сохранением жизни ( эросом) и ее разрушением(танатосом),  другие механизмы (смещение) служат цели направлять энергиютанатоса вовне, в направлении от “Я”. А если энергия танатоса  не будетобращена вовне, то это вскоре приведет к разрушению самого индивидуума. Такимобразом, танатос косвенно способствует тому, что агрессия выводится наружу инаправляется на других.
Эту теорию можно отобразитьследующей схемой:
            
                               Разрушение                                          Сохранение
             Танатос----------------------à       Я           ß------------------------- Эрос
                                                                     |   Изменение направления энергии  
                                                                     \/
                                         Агрессия, направленная на других
Уменьшить вероятностьпоявления опасных действий может внешнее проявление эмоций, сопровождающихагрессию.
II.    Экологический подход.
Новое звучание эта темаполучила благодаря работам К.Лоренца, который придерживался  эволюционногоподхода к агрессии, что было схоже с позицией З.Фрейда.
Согласно Лоренцу, агрессия берет начало прежде всегоиз врожденного инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у людей также, как и у других живых существ. Он считал, что агрессивная энергия, имеющаясвоим источником инстинкт борьбы за выживание, генерируется в организмеспонтанно, непрерывно, в постоянном темпе, регулярно накапливаясь с течениемвремени. Таким образом развертывание явно агрессивных действий являетсясовместной функцией:
1.   Количества накопенной  агрессивнойэнергии.
2.   Наличия стимулов, облегчающихразрядку агрессии.
Это можно проиллюстрироватьсхемой. Представленной на рис.1.1.
Но, чем большее количество агрессивной энергии имеетсяв данный момент. Тем меньший стимул нужен для того, чтобы агрессия выплеснуласьвовне, т.е. агрессивное поведение может выплеснуться спонтанно.
Лоренц отмечал, что кроме врожденного инстинкта борьбывсе живые существа наделены возможностью подавлять свои стремления, т.е. имеютсдерживающее начало, которое препятствует нападению на представителей своеговида. А люди, в свою очередь, обладают более слабым сдерживающим началом, чемживотные. Отсюда, технический прогресс (оружие массового уничтожения) можетпривести к уничтожению человека как вида.
Ослабление агрессиивозможно путем различных действий.Также Лоренц утверждал, что любовь и дружеские отношения могут оказатьсянесовместимыми с выражением открытой агрессии и могут блокировать еепроявления.
III.   Фрустрационная теория (гомеостатическая модель).
Эта теория, предложенная Д.Доллардом,противоставляется двум, выше описанным. Здесь агрессивное поведениерассматривается как  ситуативный, а не эволюционный процесс. Основные положенияэтой теории звучат так:
·    Фрустрация всегда приводит кагрессии в какой-либо форме.
·    Агрессия всегда являетсярезультатом фрустрации.
В отношении побуждения кагрессии решающее значение имеют три фактора:
1.   Степень ожидаемого субъектом удовлетворения отбудущего достижения цели;
2.     Сила препятствия на пути достижения цели;
3.     Количества последовательных фрустраций.
Т.е., чем в большей степени субъект предвкушаетудовольствие, чем сильнее препятствие и чем большее количество реакцийблокируется, тем сильнее будет толчок к агресивному поведению. А еслифрустрации следуют одна за другой, то их сила может быть совокупной и это можетвызвать агресивную реакцию большей силы.
Когда выяснилось, что индивидуумы не всегда реагируютагрессией на фрустрацию, Доллард и соавторы пришли к выводу, что подобноеповедение не проявляется в тот же момент фрустрации прежде всего из-за угрозынаказания. В этом случае происходит “смещение”, в результате которогоагрессивные действия напарвляются на другого человека, нападение на которогоассоциируется с наименьшим наказанием.
Эта теория смещенияпродемонстрирована на графике, представленном на Рис.1.2.
Таким образом, человек, которого удерживает отагрессивности против фрустатора сильный страх наказания, прибегает к смещениюсвоих наладок, направляя на другие мишени — на тех лиц, по отношению к которыму данного индивидуума не действует сдерживающий
Какие же факторы ослабляют агрессивную мотивацию?Ответ на этот воспрос следует искать в процессе катарсиса, т.е. такие актыагрессии, которые не приносят ущерба, снижаеют уровень побуждения кагрессии.(оскорбление, агрессивные фантазии, удар по столу кулаком -  актыагрессии, которые снижают уровень побуждения к последующей более сильнойагрессии).
 
IV.   Теория социального научения (бихевиоральная модель).
В отличие от других, эта теория гласит, что агрессияпредставляет собой усвоенное поведение в процессе социализации через наблюдениесоотвествующего образа действий и социальное подкрепление. Т.е. идет изучениечеловеческого поведения, ориентированного на образец.
Эта теория была предложенаБалдурой и представлена в работе в виде таблицы 1.1., объясняющей усвоение,провоцирование и регуляцию агрессивного поведения.
Таблица 1.1. Теория социального научения Балдуры.  Агрессия, приобретаемая просредством:
·     Биологических факторов (например, гормоны, нервная система)
·     Научения (например, непосредственный опыт, наблюдение) Агрессия провоцируется:
·     Воздействием шаблонов (например, возбуждение, внимание)
·     Неприемлемым обращением (например, нападки, фрустрация)
·     Побудительными мотивами ( например, деньги, восхищение)
·     Инструкциями (например, приказы)
·     Эксцентричными убеждениями (например, параноидальными убеждениями) Агрессия регулируется:
·     Внешним поощрением и наказанием (например, материальное вознаграждение, неприятные последствия)
·     Викарным подкреплением (например, наблюдение за тем, как поощеряют или наказывают других)
·     Механизмами саморегуляции (например, гордость, вина)
 
С его точки зрения, анализагрессивного поведения требует учета трех моментов:
1.    Способов усвоения подобныхдействий;
2.    Факторов, провоцирующих ихпоявление;
3.    Условий, прикоторых онизакрепляются.
Поэтому, существенное значение здесь уделяетсяобучению, влиянию первичных посредников социализации, а именно родителей, наобучение детей агрессивному поведению. В частности, было доказано, чтоповедение родителей может выступать в качестве модели агрессии и,что у агрессивных родителей обычно бывают агрессивные дети. Также эта теорияутверждает, что усвоение человеком широкого диапазона агрессивных реакций - прямое поощрение такого поеведения. Т.е. получение подкрепленияза агрессивнвые действия повышает вероятность того, что подобные действия будутповторяться и в дальнейшем. Вместе с тем, существенное значение имеет результативнаяагрессия, т.е. достижение успеха при использовании агрессивных действий. Сюдаже относится ивикарный опыт, т.е. наблюдение поощрения агрессииу других. Социальное поощрение и наказание относятся к побуждениюагрессии. Самопоощрение и самонаказание — модели открытойагресии, регулируемые поощрением и наказанием, которые человек устанавливаетдля себя сам.
Хочется отметить, что эта теория оставляет гораздобольше возможностей предотвратить и контролировать человеческую агрессию. Томуесть две причины:
1.    Согласно теории, агрессия — приобретенная модель социального поведения. Отсюда может быть ослаблена спомощью процедур (устранение условий).
2.   социальное научение преполагает проявление агрессиилюдьми только в определенных социальных услловиях.
В настоящее время теория социального научения являетсянаиболее эффективной в пресказании агрессивного поевдения, особенно если естьсведения об агрессоре и ситуации социального развития.
Таким образом, из вышеупомянутых теорий, объясняющихприроду агрессивности, можно сделать следующие выводы:
·    Проявление агрессии объясняютбиологические и социальные факторы;
·    Агрессивность может быть не толькожестокой, но и нормальной реакцией индивидуума в ходе борьбы за выживание;
·    Арессивные действия могут бытьослаблены или направлены в социально приемлемые рамки с помощью положительногоподкрепления неагрессивного поведения, ориентации человека на позитивную модельповедения, изменение условий, способствующих проявлению агресии.
Рассмотрев основные теории объясняющие природуагрессивности, определим основные понятия.
Р.Бэрон и Д.Ричардсон (  ), считают, что агрессия, вкакой бы форме она не проявлялась, представляет собой поведение, направленноена причинение вреда или  ущерба другому живому существу, имеющего все основанияизбегать подобного обращения с собой. Данное комплексное определение включает всебя следующие частные положения:
1.   Агрессия обязательно подразумеваетпреднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве;
2.   В качестве агрессии можетрассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вредаили ущерба живым организмам;
3.   Жертвы должны обладать мотивациейизбегания подобного обращения с собой (Р.Бэрон, Д.Ричардсон “Агрессия”).
Под агрессией, по Э.Фромму, следует понимать любыедействия, которые причиняют или имеют намерение причинить ущерб другомучеловеку, группе людей или животному,  а также причинение ущерба вообще всякомунеживому объекту.
Агрессивность, по Р.С.Немову, понимается каквраждебность — поведение человека в отношении других людей, которое отличаетсястремлением причинить им неприятности, нанести вред.
“Психологический словарь” под редакцией Зинченкопредлагает следующее определение: Агрессия — мотивированное деструктивноеповедение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе,наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящеефизический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт(отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности).
Проявление агрессии весьмаразнообразно.
Различают два основных типаагрессивных проявлений:
·    Целевая агрессия
·    Инструментальная агрессия
Первая выступает как осуществление агрессии в качествезаранее спланированного акта, цель которого — нанесение вреда или ущербаобъекту. Вторая совершается как средство достижения некоторого результата,который сам по себе не является агрессивным актом.
Структуру агрессивного проявления предложили в своихработах Заградова Й(  ), Осинский А.К. (   ), Левитов Н.Д. (   ):
1.   По направленности:
·    Агрессия, направленная вовне;
·    Аутоагрессия — направленная насебя.
2.   По цели:
·    Интеллектуальная агрессия;
·    Враждебная агрессия.
3.   По методу выражения:
·    Физическая агрессия;
·    Вербальная агрессия.
4.   По степени выраженности:
·    Прямая агрессия;
·    Косвенная агрессия.
5.   По наличию инициативы:
·    Инициативная агрессия;
·    Оборонительная агрессия.
Теперь определим, что такое агрессивное действие иагрессивное поедение, агрессивность, т.к. часто в эти понятия вкладывают один итот же смысл.
Агрессивное действие — это проявление агрессивности,как ситуативной реакции. Если же агрессивны действия периодично повторяются, тов этом случае следует говорить об агрессивном поведении.
Сама же агрессивность подразумевает ситуативное,социальное, психологическое состояние непосредственно перед или во времяагрессиного действия.
Так же хочется отметить, что каждая личность должнаобладать определенной степенью агрессивности, так как агрессия являетсянеотъемлемой характеристикой активности и адаптивности человека.
В.Клайн (   ) считает, что в агрессивности естьопределенные здоровые черты, которые просто необходимы для активной жизни. Это- настойчивость, инициатива, упорство в достижении цели, преодолениепрепятствий. Эти качества присущи лидерам.
Р.С.Хоманс считает, что агрессию может вызватьситуация, связанная со стремлением к справедливости.
Реан А.А., Бютнер К.  и  другие рассматриваютнекотроые случаи агрессивного проявления как адаптивное свойство, связанное сизбавлением от фрустрации и тревоги.
Состояние фрустрации — это психическое состояние,характеризующееся наличием стимулированной потребности ненашедшей своегоудолетворения (“Психологический словарь” под редакцией Давыдова). Это состояниесопровождается различными отрицательными переживаниями: раздражением,отчаянием.
Таким образом, агрессию можно рассматривать какбиологически целесообразную форму поведения, которая способствует выживанию иадаптации. С другой стороны, агрессия расценивается как зло, как поведение,противоречащее позитивной сущности людей.
Так какой акт поведения можно считать агрессивным?
Румянцева Т.Р. (    ) считает, что сегодня на первыйплан выдвигается нормативный подход. Согласно этой точке зрения, в оределенииповедения как агрессивного решающее место должно принадлежать понятию нормы.Нормы формируют своеобразный механизм контроля за обозначением тех или иныхдействий. Понятие нормы формируется в процессе социализации ребенка. Отсюда,Поведение будем назвать агрессивным при наличии двух обязательных условий:
1.   Когда имеют место губительные для жертвы последствия;
2.   Когда нарушены нормы поведения.
Важную роль в становлении агрессивного поведенияиграют обучение и воспитание. Р.Кратчфилд и Н.Левинсон (   ) признают, что надагрессивными проявлениями возможен контроль, связанный с процессомсоциализации. Социализацией агрессии можно назвать процесс научения контролюсобственных агрессивных устремлений и выражения их в формах, примелемых врамках данной цивилизации. В результате социализации многие учатся регулироватьсвои агрессвные импульсы, адаптируясь к требованиям общества.
Другие же остаются весьма агрессивными, но учатсяпроявлять агрессию более тонко: через словесные оскорбления, скрытые принуждения,завуалированные требования и прочее.
Третьи ничему не научаются и проявляют своиагрессивные импульсы в физическом насилии.
И здесь важную роль играет ранний опыт воспитанияребенка в конкретной культурной среде, семейные традиции и эмоциональный фон отношенияродителей к ребенку.
По мнению Й. Заграфовой (    ) податливость кагрессивным действиям формируется по мере накопления недостатков в процессесоциализации. Она выделяет две степени социализации:
·    Усвоение социального опыта,ценностей, норм культурного поведения;
·    Усвоение субкультурного опытаменьшего объема, но  содержащего нормы поведения, допускающие агрессивность.
Таким образом, податливость к агрессивным действиямформируется при недостаточно сбалансированной социализации.
1.2.  Детская агрессивность. Возрастные особенностипроявления детской агрессивности.
Агрессивные действия уребенка можно наблюдать уже с самого раннего детства. В первые годы жизниагрессия проявляется почти исключительно в импульсивных приступах упрямства,часто не поддающихся управлению взрослыми. Выражается это, чаще всего,вспышками злости или гнева, сопровождающихся криком, брыканием, кусанием,драчливостью.
Согласно Б.Споку (   ), вгодовалом возрасте нормальными явлениями могут считаться: замахивание ребенкана мать за то, что она сделала что-то неприятное ему.
Как отмечает Е.Гаспарова (   ), на втором году жизни возрастает активностьребенка. С расширениемвозможностей самостоятельных действий возратает независимость в поведенииребенка. Подчас это стремление к независимости — знаменитое “Я сам!” - выливается в первые попытки маленького человека настоять на своем, вопрекижеланию родителей.
К трем годам жалобы наупрямство сына или дочери звучат настойчивее. В этот период дети 2х — 3х летпопадают в детские сады, где, как отмечают М.Д.Лисина, В.С.Мухина,Л.Д.Кошелева, начинает формироваться опыт взаимодействия со сверстниками какпроцесс более или менее длительного поддержания и расзвертывания действий,направленных на другого.
В этот период агрессия носитинтруентальный характер. Конфликты между детьми чаще всего возникают в ситуацииобладать вещью, обычно игрушкой. Проявление агрессивности в этом возрасте,главным образом, зависит от реакции и отношения родителей к тем или иным формамповедения. Если родители и воспитатели относятся нетерпимо к  любым проявлениямоткрытой агрессии, то в результате могут формироваться символические формыагрессивности, такие как нытье, фыркание, упрямство, непослушание и другие видысопротивления, а также проявления косвенной агрессии.
Как отмечает И.А.Фурмнов (  ), что в этом возрасте усиливается “исследовательский инстинкт”, и в это жевремя малыш сталкивается с целой системой новых, для его опыта, запретов,ограничений и социальных обязанностей. Попадая в конфликтную ситуацию междуспонтанным интересом и родительским “нельзя”, ребенок  невольно испытываетсильнейшую депривацию — ограничение возможности удовлетворения своихпотребностей. Другими словами, приводит к состоянию фрустрации. Ребеноквоспринимает эту ситуацию как акт отвержения со стороны родителей.Невозможность рзрешения этого конфликта приводит к тому, что в нем просыпаетсязлость, отчаяние, агрессивные тенденции.
Однако, если раньше родителина агрессивность ребенка реагировали лаской, то теперь они чаще прибегают кугрозам, лишением удовольствий, изоляции.
А. Фромм (   ), указывает насуществование феномена “перенесения”, который в три-четыре года является однойиз самых обычных примет агрессивности. Суть его в том, что ребенок неосмеливается в этом возрасте открыто изливать свою злость на мать и переноситггнев и агрессивность на другой, гораздо более безобидный объект. Ребенок неможет взять верх над матерью с отцом прежде всего потому, что они взрослые ипользуются реальным авторитетом. К тому же ребенку уже привито чувство уваженияи послушания, пусть даже с применением уроз и наказаний.
По мнению С.А.Заваражкина (  ), что ребенок к актам насилия может относить довольно широкий спектр действий,в который включаются даже такие, как лишение лакомства, игрушки, вербальныевнушения, произнесенные повышенным тоном.
К шести-семи годам кинструментальной агрессии начинает примешиваться  агрессия, адресованнаядругому человеку лично. Происходит смена форм агрессии: частота простофизического нападения уменьшается за счет роста более “социализированных” форм(оскорбление, борьба).
Сделав обширный обзор,хочется подробнее остановиться на возрастных особенностях младшего школьноговозраста.
1.3.  Кризис трех лет.
Обсуждая проблемуагрессивности в младшем дошкольном возрасте нельзя не отметить, что этотвозраст совпадает с кризисом трех лет.
В.В.Лебединский (   )отмечает, что периоды выраженной агрессивности ребенка. Нарушающие егогармоничные отношения с окружающими и наблюдаемые в процессе нормальногоаффективного развития, в основном совпадают с переживаниями возрастныхаффективных и личностных кризисов.
Э.Клер в работе “О личноститрехлетнего ребенка” выделила несколько важных симптомов этого кризиса:негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взролых,протест-бунт, стремление к деспотизму.
Расшифруем эти понятия.
Негативизм — это  такиепроявления в поведении ребенка, когда он хочет сделать что-либо только потому,что это предложил кто-то из взрослых, т.е. это реакция не на содержание действия,а на само предложение взрослых.
Упрямство — такая реакцияребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему это сильнозахотелось, а потому что он это потребовал, т.е. реакция на свое собственноерешение.
Строптивость носит, в отличиеот негативизма, безличный характер. Она направлена против норм воспитания,установленных для ребенка.
Своеволие заключается встремлении ребенка к самостоятельности. Наблюдается самостоятельность внамерении, в  зачатке.
Обесценивание взрослых.Ш.Бюмер описала ужас семьи, когда мать услышала от ребенка: “Дура!”.
Протест-бунт, которыйпроявляется в частых ссорах с родителями. “Все поведение ребенка проибретаетчерты протеста, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, впостоянном конфликте с ними,”- писал Л.С.Выготский.
В семье с единственнымребенком встречается стремление к деспотизму. Ребенок проявляет деспотическуювласть по отношению ко всему окружающему и изыскивает для этого множествоспособов.
Как считал Д.Б.Элькомн,кризис трех лет — это кризис социальных отношений, а всякий кризис отношенийесть кризис         своего “Я”. Л.С.Выготский указывал, что в данных симптомахребенок выступает как трудновоспитуемый. Ребенок, недоставлявший забот итрудностей, теперь выступает как существо, которое становиться трудным длявзролых. Благодаря этому, создается впечатление, что ребенок резко изменился напротяжении которого времени. Из “беби”, которого носили на руках, онпревратился в строптивое, упрямое, негативное, отрицающее, ревнующее или деспотичное,так что сразу весь его облик в семье меняется.
В кризисе трех лет происходит то, что называютразвдоением: здесь могут быть конфликты, ребенок может ругать мать, игрушки,предложенные в неподходящий момент, он может их разломать со злостью, происходитизменение аффективно-волевой сферы, что указывает на возросшуюсамостоятельность и активность ребенка. Тенденция к самостоятельнойдеятельности знаменует собой то, что взрослые не закрыты для ребенка предметоми способом обращения с ним, а как бы впервые раскрываются перед ним, выступаюткак носители образцов действий и отношений в окружающем мире.
Феномен “Я сам” означает не только возникновениевнешне заметной самостоятельности, но  и одновременно отделение ребенка отвзрослого человека. В результате такого отделения взрослый как бы впервыевозникают в мире детской жизни. Детский мир из мира ограниченного предметамипревращается в мир взрослых людей.
Как уже было описано выше, ребенок приходит в наш мирвзрослых с “проблемным” поведением, с точки зрения взрослых, чтообуславливается нерзвитостью аффективно эмоционально-волевой сферы, отсюданеумение управлять своими  эмоциями.
С одной стороны, самостоятельность ребенка во всем, ас другой — слабая саморегуляция. И от нас взрослых, особенно родителей,  требуетсябыть еще более внимательными и сочувствующими ребенку в этот период времени,т.е. отнестись к нему с пониманием.
Но, как отмечает Б.Спок (   ), именно в этот периоддетства родители “консолидируются” и все вместе начинают подавлять“самоутверждение ребенка”. И, конечно, родители дляэтого используют любыесредства.
Как отмечает К.Бютнер (   ), от детей требуютсоответствия родительским представлениям о поведении. А  эти представленияподразумевают полную “покорность”(Винникотт Д.В.(   )). Но, несмотря на то, чтопреобладают негативные отношения со взрослыми, дети, все-таки, постоянностремяться к установлению и сохранению положительных взаимоотношений с ними. И,если эти взаимоотношения не удовлетворяют ребенка, у него возникают глубокиеаффективные переживания, которые ведут либо к значительному снижению активностив общении со сверстниками, либо к агрессивности по отношению к ним (ГоловкоО.А., Котирло В.К.(   )).  В этом случае мы говорим о непонимании родителямисвоего ребенка, его трудного периода. И это непонимание выражается применениемфизической силы и грубости по отношению к “своему милому беби”. А ведь ему итак не сладко! (Р.Кэмпбелл (   )).
Родители становятся невыносимыми, ссорясь с ребенком идруг с другом из-за его воспитания ( Мид М. “Развитие ребенка”(   )). А в этомслучае, при воспитании детей в атмосфере постоянных скандалов, драк,недоразумений в семье у ребенка культивируется и усиливается неумениесдерживать непосредственные эмоциональные реакции, возбудимость, конфликтность.Заражаясь раздражительностью взрослых, дети переносят ее на свое ближайшееокружение — сверстников. И, хочется повториться, что именно в младшемдошкольном возрасте перед детьми “взрослые выступают как носители образцовдействий и отношений в окружающем мире” (Д.Б.Элькони(   )). И, конечно же, вэтом возрасте в первую очередь такими образцами являются родители.
 
1.4. Влияние семейногоруководства на усвоение агрессивного поведения детьми.
Вопросы семейного воспитанияи влияния взаимоотношений в семье на ребенка стали разрабатываться в рамкахпсихолого-педагогического подхода (К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко,В.А.Сухомлинский, Е.А.Аркин, А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, Н.И.Лисина,В.К.Копырло и др.).
Авторы, занимающиеся этойпроблемой отводят важную роль раннему опыту воспитания ребенка в конкретнойкультурной среде, семейным традициям и эмоциональному фону отношений родителейк ребенку.
М.Мид (   ), изучаяпримитивные сообщества, сделала очень интересные наблюдения. В тех сообществах,где ребенок имеет негативный опыт, как правило, формируются отрицательные чертыличности. В частности, стиль взаимодействия со взрослыми сводится к следующему:
мать рано отлучает ребенка отгруди, надолго уходит работать, общение с матерью проиходит редко. Дальнейшеевоспитание остается достаточно суровым: в основном, используются частыенаказания, враждебность детей по отношению друг к другу не вызывает у взрослыхосуждения. В результате, формируются такие качества как тревожность,подозрительность, сильная агрессивность, эгоизм и жестокость.
Эрон и др., проведя обширноеобследование, выявили черты детей. Пользовавшихся репутацией жестоких иозлобленных. Было отмечено, что такие дети, как правило имеют склонность кагрессивности по отношению к своим детям (дети недолюбленные, заброшенные).
А.А.Бодалев (   ) считает,что оценка ребенком другого человека и его действий является простымповторением оценки авторитетным для ребенка взрослым. Отсюда родители являются эталоном, по которому дети сверяют и строят свое поведение.
Передавая социально полезныйопыт, родители, порой. Передают и негативные его стороны, являющиеся оченьэмоционально заряженным “руководством к действию”. Не имея своего личногоопыта, ребенок не в состоянии соотнести правильность навязываемых моделейповедения с объективной реальностью.
Сами же родители, как заметилЭ.Берн (   ), всегда довольны,  хотя могут и не показывать вида, когда дети имподражают, пусть даже в самом дурном отношении.
Таким образом, опираясь наполученные данные, можно заключить, что на социализацию агрессии оказываютвлияние два основных фактора:
·    Образец отношений и поведенияродителей;
·    Характер подкрепления агрессивногоповедения со стороны окружающих.
В частности, была установленасвязь между родительским наказанием и агрессией у детей. Родители частопо-разному реагируют на агрессивное поведение детей в зависимости от того,направлено ли оно на них или сверстников (И.А.Фурманов (   )).
Р.Бэрон, Д.Ричардсон (  )также указывают на зависимость между практик ой семейного руководства иагрессивным поведением у детей, которая сосредоточилась на характере истрогости наказаний, а также на контроле родителями поведения детей. В общем ицелом выявлено, что жестокие наказания связаны с относительно высоким уровнемагрессивности у детей (Эрон и др.), а недостаточный контроль и присмотр задетьми коррелирует с высоким уровнем асоциальности, зачастую сопровождающимсяагрессивным поведением (Пттерсон и Стаухамер-Лебер).
Р.С.Сирс, Е.Е.Маккоби,К.Левин (   ) в своем исследовании также выявили два главных фактора,определяющих возможное развитие агрессивности в поведении ребенка:
1.   Снисходительность, т.е. степеньготовности родителей прощать поступки, понимать и принимать ребенка;
2.   Строгость наказания родителямиагрессивным проявлений ребенка.
Наименее агрессивны те дети,родители которых не были склонны ни к снисходительности, ни к наказанию. Ихпозиция — в осуждении агрессии и доведении этого до сведения ребенка, но безстрогих наказаний в случае проступка. Родители более агрессивных детей велисебя так, как будто любое поведение детей прилично, не делая свое отношение  кагрессии  более ясным. Однако, когда ребенок совершал проступок, он был строгонаказан. Строгость родителей, если она последовательнаи достаточночувствительна для ребенка, может привести к подавлению агрессивных импульсов вприсутствии родителей, но вне дома ребенок будет вести себя еще болееагрессивно.
Кроме того, склонный ктелесному наказанию родитель, хотя и ненамеренно, подает ребенку примерагрессивного поведения (Балдура (   )).
Ребенок, в этом случае,делает вывод, что агрессия по отношению к окружающим допустима, но жертвувсегда нужно выбирать меньше и слабее себя. Он узнает, что физическая агрессия- средство воздействия на людей и контроля над ними, и будет прибегать к нему приобщении с другими детьми.
Если наказание слишкомвозбуждает и расстраивает детей, они могут забыть причину, породившую подобныедействия родителей.
Фактически стратегиясоциализиции в этом случае мешает усвоению правил приемлемого поведения, т.е.после сурового наказания ребенок рассержен или расстроен. Он из-за боли можетзабыть, за что его наказали (Перри и Бассей).
И, наконец, дети, изменившиесвое поведение в результате столь сильного воздействия, скорее всего не сделаютнормы, которые им пытаются привить, своими внутренними ценностями. Т.е. ониповинуются только до тех пор, пока за их поведением наблюдают.
Итак, формированиеагрессивных тенденций у детей происходит несколькими путями:
1.   Родители поощряют агрессивность всвоих детях непосредственно, либо показывают пример (модель) соответствующегоповедения по отношению к другим и окружающей среде.
2.   Родители наказывают детей запроявление агрессивности. Из исследований видно, что:
·    Родители, которые очень редкоподавляют агрессивностьу своих детей, воспитывают в ребенке чрезмернуюагрессивность.
·    Родители, которые не наказываютсвоих детей за проявление агрессивности, вероятнее всего, воспитывают в нихчрезмерную агрессивность.
·    Родителям, разумно подавляющиеагрессивность у своих детей, как правило, удается воспитать умение владетьсобой в ситуациях, провоцирующих агрессивное поведение.
1.5.  Влияние на проявление агрессивности в младшемдошкольном возрасте отношений “Родители-Ребенок”.
Говоря об отношениях“родители-ребенок”, мы говорим о взаимоотношении между ними и о положении,которое занимает ребенок в семье. Как отмечают Хансон и др. в своихисследованиях, что если у ребенка (независимо от того, в какой возрастнойгруппе он принадлежит) плохие отношения с одним или обоими родителями, еслиребенок чувствует, что его считают никуда не годным, или не ощущаетродительской пддержки, он, возможно, окажется втянутым в преступнуюдеятельность, будет ополчаться на других детей, сверстники будут отзываться онем как об агрессивном, он будет вести себя агрессивно по отношению кродителям.
Шефер (   ) выяснил, чтоотношения родителей к своему ребенку можно описать двумя парами важныхпризнаков (См. Рис. 1.2):
·    неприятие — расположение;
·    терпимость- сдерживание.
Степень выраженности этих признаковобуславливает характер воспитательного воздействия. В.И.Гарбузов (   ) выделилтри типа негативных отношений родителей к ребенку:
1.    Тип А — отвержение (неприятиеребенка, демонстрация недоброжелательного отношения)
2.    Тип Б — гиперсоциализация(сверхтребовательное отношение: чрезмерная критика, придирчивость, наказание замалейшую провинность)
3.    Тип В — гиперопека(эгоцентрическое воспитание: сверхзаботливое отношение, при котором ребеноклишен возможности самостоятельно действовать.
Первый тип формирует уребенкаощущение покинутости, незащищенности, неуверенности в себе. Ребенок нечувствует поддержки, “стены” за которую можно спрятаться. Кроме того,отвержение разрушает механизм идентификации (ребенок не принимает родительскиеубеждения). При холодных эмоциональных отношениях он не имеет позитивныхповеденческих моделей реагирования. Это снижает способность саморегуляцииребенка.
Так, Г.Эберлейн определяетагрессивность как “отчаяние ребенка, который ищет признания и любви”.
Второй тип (гиперсоциализация),вроде бы предоставляет ребенку образец для развития и направлен на формированиесильной, волевой личности, но все же приводит к негативным результатам — озлобленности, стремлению делать запретное “исподтишка” и прочее. Здесь критикасо стороны родителей обычно не является конструктивной и потому не приводит кположительнм результатам. Критика в адрес ребенка формирует у него чувствонеполноценности, тревожности и ожидания новых неудач.  Чаще всего, как отмечалиЕ.Гаспарова (   ), Т.В.Роял (   ), ребенок, занимающий такое положение в семье,оказывается несостоятельным и не способным занять высокое положение в группе. Иэтя несостоятельность приводит к тому, что агрессивное поведение ребенка служитему для самоутверждения в группе.
Также, родители, предъявляязавышенные требования  к ребенку, не учитывают его особенностей и возможностей.И отсюда, по А.И.Захарову, чрезмерная загруженность ребенка занятиями. Причемзанятия,  несоответствующие возрасту и интересам ребенка могут привести к возникновениюневроза, провоцирующего агрессивное поведение.
Третий тип (гиперопека) такженарушает нормальное развитие личности. Она предоставляет ребенку возможностьполучения родительской ласки и любви, однако, чрезмерный уход приводит кинфантилизму, несамостоятельности, неспособности принимать решения ипротивостоять стрессам, снижает личностные способности к саморегуляци.
Такие дети, считаютпсихологи, чаще всего становятся жертвами агрессии. И, учитывая, что онинеспособны постоять за себя, у них наблюдается косвенная агрессия, т.е. своинегативные эмоции они вымещают на других предметах (рвут книги, раскидываютигрушки, наказывают игрушки в игре и др.).
Таким образом, неправильноеотношение к ребенку в семье также ведет к формированию агрессивных тенденций вповедении ребенка.
В заключении обзоралитературы можно привести высказывание Перри и Бассей, с которым авторабсолютно согласен, что:
Агрессивные дети, как правиловырастают в семьях, где  дистанция   между родителями и детьми огромна, гдемало интереуются развитием детей, где не хватает тепла и ласки, отношение кпроявлению детской агрессивности безразличное или снисходительное, где вкаестве дисциплинарных воздействий вместо заботы и терпеливого объясненияпредпочитают силовые методы, особенно физические наказания.
Выводы.
Обзор взаимосвязи междустилем семейного руководства, отношений родителей к ребенку и агрессивнымповедением позволяет прийти к зключению, что это факторы, которыепредопределяют агрессивное поведение ребенка.
Особенно это будетсказываться на детях младшего школьного возраста, т.к. семья (до приходаребенка в детское учреждение) является первым этапом социализации ребенка.
Отсюда, работу по коррекцииагрессивного поведения у детей младшего дошкольного возраста следует начинать нетолько с самим ребенком, но и с его родителями.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Гогландское сражение
Реферат Изучение колебаний цилиндрических конструкций систем управления летательных аппаратов
Реферат Анализ предпосылок, факторов развития и уровня зрелости PR как профессиональной практики
Реферат Безопасность в Интернет (Укр.)
Реферат Разработка печатной платы устройства управления питания компьютерной системы
Реферат Проблема занятости в современной России.
Реферат Поисковые системы Яндекс
Реферат Центральный Банк РФ: его функции и роль. Правовая основа деятельности ЦБ РФ
Реферат Вопросы и ответы к междисциплинарному экзамену государственное и муниципальное управление
Реферат Marriage Culture In The Us Essay Research
Реферат Социально-экономическое развитие Ливии в 80-90 гг. ХХ века
Реферат Обмеження утримань із заробітної плати
Реферат Создание правовой и нормативно-методической базы охраны труда
Реферат Summary Of Three Prominent Sophists Essay Research
Реферат Культурология как наука. Сущность, структура и функции культуры