Реферат по предмету "Философия"


"Этика" Спинозы: "О человеческом рабстве" и "О могуществе разума или о человеческой свободе"

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ им. Н.А. Римского-Корсакова

Реферат на тему: «Этика»Спинозы: «О человеческом рабстве» и «О могуществе разума или о человеческойсвободе»
Выполнила Зайнуллина Р.И.
II курс, оркестровыйфакультет
Руководитель реферата:Резников
преподаватель кафедрыобщественных и гуманитарных наук
Санкт — Петербург, 2009 г.

Барух Спиноза(известное написание его имени Бенедикт – латинизированная версия егоподлинного имени) является одним из наиболее ярких мыслителей школырационализма. Он жил с 1632 по 1677 год, во времена расцвета рационалистическойфилософии. Хотя его наследие не так богато, как, например, наследие РенеДекарта, но немногие его работы отличаются великолепной продуманностью и четкойструктуризацией. Последовательный сторонник применения разума и логики во всехотраслях человеческой мысли, он сумел использовать доказательственный подход,применяемый обычно в математическом изложении даже в своих философских работах.Он родился в Амстердаме в семье евреев, бежавших из Португалии от религиозныхпреследований. Первоначальное образование он получил в семиклассном еврейскомучилище, где преподавалось еврейское богословие и древнееврейский язык. Большойинтерес у него вызвала математика и медицина, тем самым все более и более отдаляяего от общины.
В итоге этоприводит его к отлучению от религии (1656 г.). Примерно в это время он написал свою первую работу «Краткий трактат о боге, человеке и его счастье».(1658-1660гг.). Дальнейшая судьба Спинозы также была нелегкой, он многоработал, но очень мало печатался. Практически все свои идеи ему приходилосьраспространять путем переписки и личного общения. Под его именем и при егожизни вообще вышла всего одна работа, «Основы философии Декарта, доказанныегеометрическим способом»(1661-1662 гг.). Второй его книгой, которая тоже вышлапри его жизни, хотя и анонимно, был «Богословско-политический трактат» (1670г.)«Этика», которая была окончена в 1675 году, увидела свет только после егосмерти, в «Посмертном издании», осуществленном его друзьями в 1677 году. Носудьба его работ по прежнему была трагичной. Всего через несколько месяцевспустя публикация была запрещена и не переиздавалась до 19 века).
Б. Спиноза стал автором наиболееразработанной, полной и обоснованной философской системы Голландии новоговремени, последователем Рене Декарта и ярким представителем европейскогорационализма.
Предметомфилософскихисследований были:
1. проблема субстанции;
2. теория познания;
3. этика, вопрос соотношениясвободы и необходимости.
Важнаяфилософская заслуга Спинозы — подробная разработка теории субстанции, вкоторой рассматривалась суть бытия. За основу была взята теория о субстанцииДекарта, с которой Спиноза был в целом согласен, но пытался преодолеть еенедостатки и создать собственную, более совершенную.
Главнымнедостатком декартовой теории субстанции Спиноза считал ее дуализм, видя в немпротиворечивость, которая заключалась втом, что, по Декарту: субстанция— это сущность, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кромесамого себя; все сущности (субстанции), не нуждающиеся для своего существованияни вчем, кроме самого себя, тем не менее сотворены кем-то (чем-то) иным— высшей и единственной истинной субстанцией — Богом и в своем существованииполностью зависит от него.
Отсюда налицопротиворечие между независимостью субстанций от всех других субстанций иодновременной зависимостью их всех (и в отношении сотворения, и в отношениисуществования) от другой субстанции — Бога.
Разрушая этопротиворечие, Спиноза выдвигает самостоятельное учение о единой субстанции, вкотором не существует различия между высшей субстанцией – Богом и сотвореннымиим другими субстанциями. Именно в этом проявляется пантеистическое направлениеего философии. Данная (единая) субстанция заключает в себе окружающий мир(природу) и Бога, т. е. природа и Бог – едины. Он утверждает, что не существуетБога, находящегося и творящего вне природы, возвышающегося над природой. Богвнутри природы (Он и есть Природа). Только единая природа-Бог обладает способностьютворить, является «миром творящим» и создает «мирсотворенный» — единичные вещи. А единичные вещи существуют не сами посебе, а являются всего лишь проявлениями — «модусами» единойсубстанции. Они (модусы) всецело зависят от единой субстанции, а значит,подвержены изменениям, движутся во времени и пространстве, имеют начало и конецсвоего существования.
Сама жесубстанция обладает следующими качествами:
— существует;
— самостоятельна и независима от кого-либо;
— имеетвнутреннюю (а не внешнюю, как модусы) причину самой себя;
— обладаетмножеством свойств (атрибутов), основные из которых — мышление и протяжение (вданном случае мышление и протяжение — свойства всей субстанции, а не отдельныхмодусов, как у Декарта);
— бесконечнав пространстве и времени;
— вечна(несотворима и неуничтожима);
— неподвижна.
Одной изключевых проблем в «Этике» Спинозы являлась проблема соотношения свободы инеобходимости. Эту тему он раскрывает в 4 и 5 частях своего произведения. Аименно в 4 части, названной «О человеческом рабстве, или о силе аффектов.»,философ говорит о человеческом бессилие перед воздействием бесчисленногоколичества аффектов.
Основнаязадача «Этики» — доказать способность разума сопротивляться аффектам. Аффектомназывается как состояние человеческой души, имеющей смутные или ясные идеи, таки связанное с этим состояние человеческого тела. Человек, как и всякая вещь,стремится пребывать в своем существовании и сохранять его, поэтому человек (внорме) не может желать себе физического ущерба или гибели, «ни одна вещь самапо себе не ищет своего уничтожения». Аффект есть выражение этого стремлениячеловека к самосохранению. Основных аффектов, переживаемых человеком, три:удовольствие, неудовольствие и желание. Аффекты, возникнув от тех или иныхпричин, могут слагаться друг с другом многочисленными способами, образуя всеновые и новые разновидности аффектов, страстей. Их разнообразие вызывается нетолько природой того или иного объекта, но и природой самого человека. Любаястрасть есть, безусловно, аффект, но не всякий аффект есть страсть. Страстьюявляются лишь те аффекты, которые связаны со смутными, неадекватными идеями,т.е. аффекты, возникающие на основе чувственного познания. Власть аффектов надлюдьми увеличивается вследствие всеобщего предрассудка, будто люди свободновладеют своими страстями и могут в любой момент от них избавиться.
Аффекты-страстимогут заполнять все сознание человека, упорно преследовать его, вплоть до того,что находящийся под их воздействием человек, даже видя перед собой лучшее,будет вынужден следовать худшему. Бессилие человека в борьбе со своимистрастями Спиноза называет рабством. Естественные желания являются формойнасилия. Мы не выбираем, чтобы иметь их. Наше желание не может быть свободно,если оно подчиненно силам вне себя. Таким образом, наши реальные интересынаходятся не в удовлетворении этих желаний, но в преобразовании через познаниеих причины.
Рассудок иинтуиция (ясное непосредственное постижение) призваны освободить человека отподчинения страстям. Как только мы узнаем, что являемся частью «мировой»системы и подчинены рациональным необходимым законам, мы понимаем, насколькоиррациональным было бы желать, чтобы вещи были отличны оттого, что они есть — все вещи необходимы… в природе нет ни добра, ни зла». Это означает, чтоиррационально испытывать такие чувства, как зависть, ненависть и чувство вины.Существование этих эмоций предполагает существование различных, независимыхвещей, действующих в соответствии со свободной волей. Так что мы прекращаемчувствовать такие эмоции и находим мир.
Спинозасчитает, что аффекты и разум составляют в совокупности человеческий дух, и тотиз них, кто возьмет верх, уже предопределен к этому сущностью Бога. Свободенскорее тот, у кого адекватные идеи господствуют над смутными идеями аффектов,т.е., тот, у кого божественная часть подчинила себе менее божественную. Свободаозначает, следовательно, внутреннюю структуру состояния духа, а вовсе не егогенезис, а постольку человек может быть детерминированным к свободе. Свободаозначает, возможно, более полное тождество с Богом и даже осознание этоготождества. Спиноза не исключает, что этой свободе можно научиться, напротив,пятая часть «Этики» указывает пять правил для достижения господствадуха над аффектами. И, тем не менее, тот факт, что человек узнает и применяетэти правила, сам детерминирован. Таким образом, свобода, достигаемая у Спинозыпри помощи достоверного знания, не устраняет аффектов, — это невозможно, апроясняет их благодаря осознанию их места в цепи универсальной. Посколькусвобода отождествляется у Спинозы с познанием мировой детерминации, стремлениек самопознанию становится у Спинозы сильнейшим из человеческих влечений. Сугуборационалистическая концепция свободы, развиваемая Спинозой противоречива посвоей сути. Свобода одновременно и активна и пассивна. Ее активность связана стем, что человек, развивающий только разумную деятельность, получаетвозможность управлять своими аффектами. Сама эта возможность — одно изважнейших следствий познания мировой необходимости, исходя и слов автора«Трактата об усовершенствовании разума», «дух тем лучше понимаетсебя, чем больше он понимает природу… и, чем лучше он понимает порядокприроды, тем легче удержать себя от тщетного.
Именно такпонимаем мы слова Спинозы, сравнивающие раба о свободного: „Первый помимоволи делает то, чего совершенно не знает; второй следует только самому себе иделает только то, что он признает главнейшим в жизни и чего вследствие этого онвсего более желает“. Свободный руководствуется одним только разумом ипотому следует своей природе. Чтобы принимать правильные решения, человексовершенствует свой разум и познает свою природу, а через нее и природу Бога.
ПоэтомуСпиноза отрицал свободу воли и свободу выбора. У человека не бывает ситуациивыбора между двумя благами. Его выбор ограничен возможностью выбрать то, чтопредопределено ему природой, или предаться аффекту. Склониться к аффекту нельзясознательно, значит следование аффекту несвободно. Свобода заключается всамоопределении в соответствии с природой. Поэтому свобода есть познаннаянеобходимость. Но быть свободным, значит воплощать в своей жизнибожественно-рациональную, или рационально-естественную необходимость.
Свобода,стало быть, заключается не в индивидуальном самопроизволении, свобода — это элементсамой природы, разновидность природной необходимости. Соответственно и понятиядобра и зла наполняются Спинозой новым содержанием — это понятия, отражающиеаффекты радости и печали, благодаря которым, если они познаны, человек получаетвозможность соотносить свои деяния с законами природы и, освободившись отрабства, возвышаться к совершенству. В этом в тенденции и состоит блаженство.
Этоположение Спинозы заслуживает внимания: он настаивает на необходимостиобуздания аффектов. Однако речь идет о „слепых“, т.е. не познанныхразумом аффектах. Положительные аффекты, тем более познанные, оказываютсямощной силой противостояния „слепым“ аффектам; только посредствомаффектов можно укротить аффекты.
В«Этике» (а именно в 4 и 5 частях) Спиноза доказывает нам, что можно добитьсясчастья. Тем самым философ делает огромный прорыв, доказывая, что человекспособен быть счастливым. Для этого он обладает разумом, мышлением. Будучи в«тисках» необходимости, модус-человек вынужден быть не свободным. Путь ксвободе — это нахождение условий, при которых внешняя необходимостьпревращается во внутреннюю. То есть имея разум, мы способны работать надданными нам аффектами (избегая или уничтожая их). Избежав их, мы получаемвозможность оценивать ситуацию трезвой головой, тем самым поступая, за частую,вернее, чем поступили бы под воздействием аффектов. Поступающих именно так,Спиноза называет мудрецами, работающими над собой, познавая и применяя этипознания. По его словам, Свобода — это познанная необходимость. Как в определениидобра и зла, в определении счастья (блаженства) Спиноза высказывает в последнейтеореме трактата сентенцию: „Блаженство не есть награда за добродетель, носама добродетель; и мы наслаждаемся им не потому, что обуздываем свои страсти,но, наоборот, вследствие того, что мы наслаждаемся им, мы в состоянииобуздывать свои страсти“.
Какже получается, что блаженство — не награда за добродетель, т.е. за обузданностьстрастей, в то время, как только в обуздании своих страстей человек достигаетблаженства? В ответе на этот вопрос заключается центральная идея учения Спинозыо совершенствовании. Человек приближается к блаженству на пути познания Бога.Причем это не сухая исследовательская работа, но эмоционально насыщенная истрастная любовно-интеллектуальная устремленность к Божеству. Он продвигаетсяпо пути познания обуреваемый желанием соединения с истиной. Чем болееприближается он к ней, тем сильнее его способность контролировать свои аффектыи управлять ими с помощью разума. Поэтому в процессе познания происходит инравственное возвышение человека.
 

Список литературы
1. Б.Спиноза «Этика»
2. Антологиямировой философии ( «Этика» Спинозы).
3. В.В.Соколов «Спиноза»


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.