Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Цель, задачи, методы и основные принципы спортивной тренировки

Лекция №3
ЦЕЛЬ,ЗАДАЧИ, СРЕДСТВА, МЕТОДЫ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ

План
1. Цели и задачи спортивнойтренировки
2. Средства спортивной тренировки
3. Методы спортивной тренировки
3. Основные принципы спортивнойтренировки

1. Цели и задачиспортивной тренировки
Целью спортивнойтренировки является достижение максимально возможного для данного индивидуумауровня технико-тактической, физической и психической подготовленности,обусловленного спецификой вида спорта и требованиями достижения максимальновысоких результатов в соревновательной деятельности.
Основныезадачи, решаемые в процессе тренировки, следующие:
— освоение техники и тактики избранного вида спорта;
— обеспечение необходимого уровня развития двигательных качеств, возможностей функциональныхсистем организма, несущих основную нагрузку в данном виде спорта;
— воспитание необходимых моральных и волевых качеств;
— обеспечение необходимого уровня специальной психической подготовленности;
— приобретение теоретических знаний и практического опыта, необходимых дляуспешной тренировочной и соревновательной деятельности;
— комплексное совершенствование и проявление в соревновательной деятельностиразличных сторон подготовленности спортсмена.
2. Средстваспортивной тренировки
Средстваспортивной тренировки — разнообразные физические упражнения, прямо илиопосредованно влияющие на совершенствование мастерства спортсменов. Составсредств спортивной тренировки формируется с учетом особенностей конкретноговида спорта, являющегося предметом спортивной специализации.
Средстваспортивной тренировки — физические упражнения — условно могут быть подразделенына четыре группы:
Обще подготовительные,
вспомогательные,
специально-подготовительные,
соревновательные.
К обще подготовительнымотносятся упражнения, служащие всестороннему функциональному развитию организмаспортсмена. Они могут как соответствовать особенностям избранного вида спорта,так и находиться с ними в определенном противоречии (при решении задачвсестороннего и гармоничного физического воспитания).
Например,
Обще подготовительныеупражнения могут включать элементы спортивной гимнастики, акробатики,спортивных игр.
Вспомогательныеупражнения предполагаютдвигательные действия, создающие специальный фундамент для последующегосовершенствования в той или иной спортивной деятельности.
Например,
квспомогательным упражнениям могут быть отнесены средства, способствующиеповышению максимальной силы, силовой выносливости и гибкости при работе в зале,средства, заимствованные из других видов спорта и направленные на повышениеаэробных возможностей,— кроссовый бег, ходьба на лыжах, гребля.
Специально-подготовительныеупражнения занимаютцентральное место в системе тренировки квалифицированных спортсменов иохватывают круг средств, включающих элементы соревновательной деятельности, атакже действия, приближенные к ним по форме, структуре, а также по характерупроявляемых качеств и деятельности функциональных систем организма.
Например,
дляспортсмена, специализирующегося в плавании, специально-подготовительным —проплывание отрезков дистанции основным и дополнительным способами плавания,плавание с помощью одних рук или ног, с дополнительными отягощениями итормозными устройствами и т. п.
Соревновательныеупражнения предполагаютвыполнение комплекса двигательных действий, являющихся предметом спортивнойспециализации, в соответствии с существующими правилами соревнований.
Например,также, для спортсмена, специализирующегося в плавании, соревновательнымупражнением будет проплывание основной или смежной дистанции в соответствии справилами соревнований;
Такоеподразделение весьма условно, грани между выделенными группами упражненийнечетки, и, по сути, средства как по их форме и структуре, так и поособенностям воздействия на организм плавно переходят из одной группы в другую.
Средстваспортивной тренировки разделяются также по направленности воздействия. При этомможно выделить средства, преимущественно связанные с совершенствованиемразличных сторон подготовленности — технической, тактической и т. п., а такженаправленные на развитие отдельных двигательных качеств.
3. Методыспортивной тренировки
Подметодами, применяющимися в спортивной тренировке, следует понимать способыработы тренера и спортсмена, при помощи которых достигается овладение знаниями,умениями и навыками, развиваются необходимые качества, формируетсямировоззрение.
Впрактических целях все методы условно делят на три группы:
— словесные,
— наглядные и
— практические.
Приподборе методов следует следить за тем, чтобы они строго соответствовалипоставленным задачам, обще дидактическим принципам, а также специальнымпринципам спортивной тренировки, возрастным и половым особенностям спортсменов,их квалификации и подготовленности.
К словеснымметодам, применяемым в спортивной тренировке, относятся рассказ, объяснение,лекция, беседа, анализ и обсуждение. (в комплексе с наглядными, т.е, например,словесно объясняешь, наглядно показываешь)
Наглядныеметоды, используемые вспортивной практике, многообразны и в значительной степени обусловливаютдейственность процесса тренировки. К ним прежде всего следует отнестиправильный в методическом отношении показ отдельных упражнений и их элементов,который обычно проводит тренер или квалифицированный спортсмен.
Вспортивной практике, особенно в последние годы, широко применяютсявспомогательные средства демонстрации — учебные фильмы, видеомагнитофонныезаписи, макеты игровых площадок и полей для демонстрации тактических схем,электронные игры. Широко используются также методы ориентирования. Здесь следуетразличать как простейшие ориентиры, которые ограничивают направление движений,преодолеваемое расстояние и др., так и более сложные — световые, звуковые имеханические лидирующие устройства, в том числе с программным управлением иобратной связью. Эти устройства позволяют спортсмену получить информацию отемпо-ритмовых, пространственных и динамических характеристиках движений, аиногда и обеспечить не только информацию о движениях и их результатах, но ипринудительную коррекцию.
Методыпрактических упражнений условномогут быть разделены на две основные группы:
1)методы, преимущественно направленные на освоение спортивной техники, т. е. наформирование двигательных умений и навыков, характерных для избранного видаспорта (например, фигурное катание, прыжки в воду, акробатика, спортивная ихудожественная гимнастика, единоборства, игры);
2)методы, преимущественно направленные на развитие двигательных качеств.
1)Методы, направленные преимущественно на освоение спортивной техники
Следуетвыделять методы разучивания упражнения в целом и по частям.
Разучиваниедвижения в целом осуществляется при освоении относительно простых упражнений, атакже сложных движений, разделение которых на части невозможно. Однако приосвоении целостного движения внимание занимающихся последовательно акцентируютна рациональном выполнении отдельных элементов целостного двигательного акта.
Приразучивании более или менее сложных движений, которые можно разделить наотносительно самостоятельные части, освоение спортивной техники осуществляетсяпо частям. В дальнейшем целостное выполнение двигательных действий приведет кинтеграции в единое целое ранее освоенных составляющих сложного упражнения.
Приприменении методов освоения движений как в целом, так и по частям большая рольотводится подводящим и имитационным упражнениям. Подводящие упражненияиспользуются для облегчения освоения спортивной техники путем планомерногоосвоения более простых двигательных действий, обеспечивающих выполнениеосновного движения. Это обусловливается родственной координационной структуройподводящих и основных упражнений. Например, в тренировке бегуна в качествеподводящих упражнений используется бег с высоким подниманием бедра, бег сзахлестыванием голени, семенящий бег, бег прыжками и др. Каждое из этих упражненийявляется подводящим по отношению к бегу и способствует более эффективномустановлению его отдельных элементов: эффективного отталкивания, высокого взносабедра, уменьшения времени опоры, совершенствованию координации в деятельностимышц-антагонистов и др.
Вимитационных упражнениях сохраняется общая структура основных упражнений,однако при их выполнении обеспечиваются условия, облегчающие освоениедвигательных действий. В качестве имитационных упражнений может бытьиспользовано педалирование на велоэргометре — для велосипедистов, имитацияплавательных движений — для пловцов, работа на гребном тренажере — для гребцови т. д. Имитационные упражнения очень широко используются при совершенствованиитехнического мастерства как новичков, так и спортсменов различной квалификации.Они не только позволяют создать представление о технике спортивногоупражне-нения и облегчить процесс его усвоения, обеспечить настройкуоптимальной координационной структуры движений непосредственно передсоревнованиями, но и обеспечивают эффективную координацию между двигательными ивегетативными функциями, способствуют повышению эффективности реализации,функционального потенциала в соревновательном упражнении (В. М. Дьячков, 1972, Л. В. Шапкова, 1981).
Методы,направленные преимущественно на развитие двигательных качеств
Важнейшимипоказателями, определяющими структуру практических методов тренировки, являетсято, имеет ли упражнение в процессе однократного использования данного методанепрерывный характер или дается с интервалами для отдыха, выполняется вравномерном (стандартном) или переменном (варьирующем) режиме.
Впроцессе спортивной тренировки упражнения используются в рамках двух основныхметодов — непрерывного и интервального.
Непрерывныйметод характеризуетсяоднократным непрерывным выполнением тренировочной работы.
Интервальныйметод предусматривает выполнение упражнений с регламентированными паузамиотдыха.
Прииспользовании обоих методов, упражнения могут выполняться как в равномерном,так и в переменном режимах. При равномерном режиме использования любого изметодов, интенсивность работы является постоянной, при переменном — варьирующей.
Взависимости от подбора упражнений и особенностей их применения тренировка можетносить обобщенный (интегральный) и избирательный (преимущественный) характер.
Приобобщенном воздействии осуществляется параллельное (комплексное)совершенствование различных качеств, обусловливающих уровень подготовленностиспортсмена, а при избирательном — преимущественное развитие отдельных качеств. Вкачестве самостоятельных практических методов принято также выделять игровойи соревновательный. Игровой метод предусматривает выполнениедвигательных действий в условиях игры, в пределах характерных для нее правил,арсенала технико-тактических приемов и ситуаций.
Применениеигрового метода обеспечивает высокую эмоциональность занятий и связано срешением задач в постоянно изменяющихся ситуациях, эффективно при наличииразнообразных технико-тактических и психологических задач, возникающих впроцессе игры. Эти особенности игровой деятельности требуют от занимающихсяинициативы, смелости, настойчивости и самостоятельности, умения управлятьсвоими эмоциями и подчинять личные интересы интересам команды, проявлениявысоких координационных способностей, быстроты реагирования, быстроты мышления,применения оригинальных и неожиданных для соперников технических и тактическихрешений.
Соревновательныйметод предполагаетспециально организованную соревновательную деятельность, которая в данномслучае выступает в качестве оптимального способа повышения эффективноститренировочного процесса.

4.Основные принципы спортивной тренировки
спортивный упражнениегимнастика двигательный
В основутренировки спортсменов положены две группы принципов.
Перваяохватывает общие принципы дидактики, характерные для любого процесса обучения ивоспитания. К ним относятся научность, воспитывающий характер обучения,сознательность и активность, наглядность, прочность, систематичность ипоследовательность, доступность, индивидуальный подход в условиях коллективнойработы.
Втораягруппа — специфические принципы спортивной тренировки, отражающие закономерныесвязи между тренировочными воздействиями и реакцией на них организмаспортсмена, а также между различными составляющими содержания спортивнойтренировки. К этим принципам относятся:
— направленность к высшим достижениям, углубленная специализация;
— непрерывность тренировочного процесса;
— единство постепенности увеличения нагрузки и тенденции к максимальным нагрузкам;
— волнообразность и вариативность нагрузок;
— цикличность тренировочного процесса;
— единство и взаимосвязь структуры соревновательной деятельности и структурыподготовленности.
Направленностьк высшим достижениям, углубленная специализация
Следствиемруководствования этим принципом является непрекращающийся рост мастерстваспортсменов и спортивных рекордов.
Реализацияэтого принципа требует предельной концентрации сил и времени в работе, прямоили опосредованно влияющей на эффективность процесса подготовки к выступлению вконкретных номерах спортивной программы того или иного вида спорта.
Непрерывностьтренировочного процесса
Данныйпринцип характеризуется следующими положениями:
а)спортивнаятренировка строится как многолетний и круглогодичный процесс, все звеньякоторого взаимосвязаны, взаимообусловлены и подчинены задаче достижениямаксимальных спортивных результатов;
б)воздействиекаждого последующего тренировочного занятия, микроцикла, этапа и т. д. как бынаслаивается на результаты предыдущих, закрепляя и развивая их;
в)работаи отдых в спортивной тренировке регламентируются таким образом, чтобыобеспечить оптимальное развитие качеств и способностей, определяющих уровень спортивногомастерства в конкретном виде спорта.
Единствопостепенности увеличения нагрузки и тенденции к максимальным нагрузкам
Закономерностиформирования адаптации к факторам тренировочного воздействия и становленияразличных составляющих спортивного мастерства предусматривают на каждом новомэтапе совершенствования предъявление к организму спортсменов требований,близких к пределу их функциональных возможностей, что имеет решающее значениедля эффективного протекания приспособительных процессов. Это предопределяетважность соблюдения указанного принципа.
Припостепенном нарастании тренировочных нагрузок выделяют следующие направленияинтенсификации тренировочного процесса:
— увеличение суммарного годового объема работы от 100-200 до1300-1500 ч;
— увеличение количества тренировочных занятий в течениенедельного микроцикла от 2-3 до 15-20 и более;
— увеличение количества тренировочных занятий в течениеодного дня от 1 до 3-4;
— увеличение количества занятий с большими нагрузками втечение недельного микроцикла до 5-7;
— увеличение количества занятий избирательной направленности,вызывающих глубокую мобилизацию соответствующих функциональных возможностейорганизма спортсменов;
— возрастание в суммарном объеме доли работы в «жестких»режимах,способствующих повышению специальной выносливости;
— увеличение объема соревновательной деятельности;
— постепенное расширение применения дополнительных факторов(физиотерапевтических, психологических и фармакологических средств) с цельюповышения работоспособности спортсменов в тренировочной деятельности иускорения процессов восстановления после нее.
Разумноеиспользование вышеперечисленных возможностей интенсификации тренировочногопроцесса позволяет обеспечить планомерный прогресс и достижение высокихрезультатов в оптимальной возрастной зоне. С другой стороны, при подготовкеспортсменов подросткового и юношеского возраста чрезмерное увлечение большимитренировочными нагрузками, специально-подготовительными упражнениями,средствами интенсификации восстановительных процессов и др. приводит котносительно быстрому исчерпанию физического и психического потенциала ихорганизма.
Волнообразностьи вариативность нагрузок
Волнообразнаядинамика нагрузок характерна для различных структурных единиц тренировочногопроцесса. При этом наиболее четко волны нагрузок просматриваются в относительнокрупных его единицах. В отдельных же микроциклах и даже мезоциклах могутнаблюдаться иные варианты динамики нагрузок (например, постепенное возрастаниеили убывание). Однако при рассмотрении динамики нагрузок в серии микроцикловили двух-трех мезоциклах уже легко проследить ее закономерные волнообразныеколебания.
Волнообразностьтренировочных нагрузок позволяет выявить в различных структурных единицахтренировочного процесса зависимость между объемом и интенсивностью работы,соотношение работы различной преимущественной направленности, зависимость междупериодами напряженной тренировки и относительного восстановления, междуразличными по величине и направленности нагрузками отдельных тренировочныхзанятий.
Такимобразом, волнообразное изменение тренировочных нагрузок позволяет избежатьпротиворечий между видами работы различной преимущественной направленности,объемом и интенсивностью тренировочной работы, процессами утомления ивосстановления и, таким образом, является инструментом реализации втренировочном процессе ряда важнейших закономерностей спортивной тренировки.
Вариативностьнагрузок позволяет обеспечить всестороннее развитие качеств, определяющихуровень спортивных достижений, а также их отдельных компонентов. Онаспособствует повышению работоспособности при выполнении отдельных упражнений,программ занятий и микроциклов, увеличению суммарного объема работы,интенсификации восстановительных процессов и профилактике явлений переутомленияи перенапряжения функциональных систем.
Цикличностьтренировочного процесса
Одним изосновных принципов спортивной тренировки является цикличность, котораяпроявляется в систематическом повторении относительно законченных структурныхединиц тренировочного процесса — отдельных занятий, микроциклов, мезоциклов,периодов, макроциклов.
Различаютмикроциклы тренировки продолжительностью от 2-3 до 7-10 дней; мезоциклы — от 3до 5-6 недель; периоды тренировки — от 2-3 недель до 4-5 мес.; макроциклы —продолжительностью от 3-4 до 12 мес. и более.
Построениетренировки на основе различных циклов дает возможность систематизироватьзадачи, методы и средства тренировочного процесса и реализовать другие егопринципы: непрерывность; единство общей и специальной подготовки; единствопостепенности увеличения нагрузки и тенденцию к максимальным нагрузкам;волнообразность динамики нагрузок.
Рациональноепостроение циклов тренировки имеет особое значение в настоящее время, когдаодним из важнейших резервов совершенствования системы тренировки являетсяоптимизация тренировочного процесса при относительной стабилизацииколичественных параметров тренировочной работы, достигших уже около предельныхвеличин.
Основыпринципа цикличности четко сформулированы Л. П. Матвеевым (1977):
— при построении тренировки следует исходить из необходимостисистематического повторения ее элементов и одновременного изменения ихсодержания в соответствии с закономерностями тренировочного процесса;
— рассматривать любой элемент тренировочного процесса в его взаимосвязис более и менее крупными составляющими структуры тренировочного процесса;
— выбор тренировочных средств, характер и величину нагрузок осуществлятьв соответствии с требованиями закономерно чередующихся этапов и периодовтренировки, находя их соответствующее место в структуре тренировочных циклов.
Единствои взаимосвязь структуры соревновательной деятельности и структурыподготовленности
В основеданного принципа лежат закономерности, отражающие структуру, взаимосвязь ивзаимообусловленность соревновательной и тренировочной деятельности.
Рациональноепостроение процесса тренировки предполагает его строгую направленность наформирование оптимальной структуры соревновательной деятельности,обеспечивающей эффективное ведение соревновательной борьбы. Это возможно лишьпри наличии развернутых представлений о факторах, определяющих эффективнуюсоревновательную деятельность, о взаимосвязях между структурой соревновательнойдеятельности и подготовленности. В этом плане.необходимо четко уяснитьсубординационные отношения между составляющими соревновательной деятельности иподготовленности: 1) соревновательной деятельности как интегральнойхарактеристики подготовленности спортсмена; 2) основных компонентовсоревновательной деятельности (старта, уровня дистанционной скорости, финиша идр.); 3) интегральных качеств, определяющих эффективность действий спортсменапри выполнении основных составляющих соревновательной деятельности (например,по отношению к уровню дистанционной скорости такими качествами являютсяспециальная выносливость и скоростно-силовые способности); 4) основных функциональныхпараметров и характеристик, определяющих уровень развития интегральных качеств(так, по отношению к специальной выносливости такими характеристиками являютсяпоказатели мощности и емкости систем энергообеспечения, экономичности работы,устойчивости и подвижности в деятельности основных функциональных систем и т.п.); 5) частных показателей, определяющих уровень основных функциональныхпараметров и характеристик (к примеру, по отношению к максимальному потреблениюкислорода — интегральной характеристике аэробной производительности — такимипоказателями являются процент медленно сокращающихся мышечных волокон, объемсердца, минутный объем кровообращения, максимальная вентиляция легких, емкостькапиллярной сети, активность аэробных ферментов и т. п.). При этом нужноотметить, что интегральные качества, определяющие эффективность действийспортсмена при выполнении основных составляющих соревновательной деятельности,проявляют значительно большую вариабельность, чем основные компонентысоревновательной деятельности, и меньшую, чем основные функциональные параметрыи характеристики, определяющие уровень развития интегральных качеств, и ихчастные характеристики.
Такойподход позволяет упорядочить процесс управления, тесно увязать структурусоревновательной деятельности и соответствующую ей структуру подготовленности сметодикой диагностики функциональных возможностей спортсменов, характеристикамимоделей соответствующих уровней, системой средств и методов, направленных насовершенствование различных компонентов подготовленности и соревновательнойдеятельности.
Этимпринципом особо следует руководствоваться при создании системы поэтапногоуправления, разработке перспективной программы на относительно длительныйпериод подготовки.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.