Физическаякультура
в общественной и профессиональнойподготовке студентов
ВВЕДЕНИЕ
Создание условий для формирования человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральнуючистоту и физическое совершенство, является одной из актуальных проблем.
Физическая культура представляет собой общественноеявление, тесно связанное с экономикой, культурой, общественно-политическим строем, состоянием здравоохранения, воспитанием людей.
История физической культуры отражает специфическую сферу преобразования природы человеком и самого человекапутем формирования все более совершенного организма, сознания, воли, а также развития соответствующих традиций, институтов и организаций.
Наш век — век значительных социальных, технических и биологических преобразований. НТРвнесла в образ жизни человека наряду спрогрессивными явлениями и ряд неблагоприятных факторов, в первую очередьгиподинамию и гипокинезию, нервные ифизические перегрузки, стрессы профессиональногои бытового характера. Все это приводит к нарушению обмена веществ в организме,предрасположению к сердечно-сосудистым заболеваниям, избыточной массе тела ит. п. Влияние неблагоприятных факторов на состояние здоровья молодого организманастолько велико и объемно, что внутренние защитные функции организма не всостоянии с ними справиться. Опыт десятков тысяч людей, испытавших на себевоздействие такого рода неблагоприятных факторов, показывает, что лучшимпротиводействием им являются регулярные занятия физическими упражнениями, которыепомогают восстановлению и укреплению здоровья, адаптации организма к условиямвнешней среды.
Занятияфизическими упражнениями имеют огромное воспитательноезначение — способствуют укреплению дисциплины, повышениючувства ответственности, развитию настойчивости в достижениипоставленной цели. Это в одинаковой степени касается всех занимающихся, независимо от их возраста, социального положения, профессии.
1. ФИЗИЧЕСКАЯКУЛЬТУРА КАК ВИД ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ
1.1. Возникновениетермина «физическая культура»
Физическаякультура как социальное явление функционирует на протяжении всей историичеловеческого общества. На состояние и развитие физической культуры в обществеоказывают влияние производственные отношения людей, экономическая, политическаяи идеологическая формы борьбы, достижения науки, философии, искусства. В то жевремя физическая культура оказывает имеет столь же давнюю историю, как иобщество, этот термин появился лишь в конце XIX в.
Термин«физическая культура», как и более общий термин «культура», не однозначен.Первоначально латинское влияние на многие стороны жизни общества — медицину,педагогику, науку, военное дело.
Хотяфизическая культура слово CULTURA означало возделывание, воспитание, образование, развитие,почитание. В специальной литературе «культурой» называют как определенныевиды, представляющие ценность для личности и общества. Однако отсюда не следует,что данный термин лишен какой-либо определенности. Его неоднозначностьотражает реальную деятельности человека (общества), так и ее средства иметоды, созданные в обществе, а также ее результаты многогранностьобозначаемого явления, т. е. различные смысловые оттенки этого термина/
Исходя из характерного для XIXв. понимания культуры вцелом как процесса, связанного с возделыванием чего-либо или воспитанием кого-либо, в США иАнглии появилось выражение«физическая культура».
В России возникновение термина и становление понятия «физическая культура» имеет свою историю. В 1899 г.английское «Physical culture» переводится на русский язык как физическое развитие, в 1908 г. немецкое «KorperKultur»— как культура тела, красота и сила. И только начиная с1911 г. появляются работы, в которых встречается на русском языке термин «физическая культура».
На первом этапефизическая культура в России понималаськак определенная система физических упражнений или как «воспитанная иразвитая красота тела».
Позже понятие«физическая культура» рассматривалось в более широком аспекте. Оно включалоохрану здоровья, режимы питания, сна и отдыха, личную и общественную гигиену,использование естественных факторов природы (солнце, воздух и вода), физические упражнения и физическийтруд.
Единого общепризнанного понятия физической культуры нет и в настоящее время. В отечественной и зарубежнойлитературе в него вкладывается различный смысл: от совокупности материальных идуховных ценностей или достижений, используемых для физическогосовершенствования людей, до вида деятельности, от вида материальной культурыдо нематериальной или спортивной услуги.
1.2. Общие понятия теории физической культуры
Физическая культура представляет собой сложное общественное явление, которое неограничено решением задач физическогоразвития, а выполняет и другие социальные функцииобщества в области морали, воспитания, этики. Она не имеет социальных, профессиональных,биологических, возрастных,географических границ.
Теория физической культуры исходит из основных положений теории культуры и опирается на ее понятия. В то же время она имеет специфические термины и понятия, которыеотражают ее сущность, цели, задачи,содержание, а также средства, методы и руководящие принципы. Главным и наиболееобщим является понятие «физическая культура». Как вид культуры она вобщесоциальном плане представляет собойобширнейшую область творческой деятельности по созданию физическойготовности людей к жизни (укрепление здоровья,развитие физических способностей и двигательных навыков). В личностномплане физическая культура — мера и способ всестороннего физического развитиячеловека.
Такимобразом, физическая культура — это вид культуры, который представляетсобой специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство испособ физического совершенствования человека для выполнения социальных обязанностей.
В структуруфизической культуры входят такие компоненты, как физическое образование,спорт, физическая рекреация (отдых) идвигательная реабилитация (восстановление). Они полностью удовлетворяютвсе потребности общества и личности в физическойподготовке.
Физическое образование —педагогический процесс, направленный на формирование специальных знаний, умений,а также на развитие разносторонних физических способностей человека. Каки образование в целом, оно является общей и вечной категорией социальной жизниличности и общества. Его конкретное содержание и направленность определяютсяпотребностями общества в физически подготовленных людях и воплощаются вобразовательной деятельности.
Спорт — игроваясоревновательная деятельность и подготовка к ней; основан на использованиифизических упражнений инаправлен на достижение наивысших результатов, раскрытие резервных возможностей и выявление предельных уровней организма человека вдвигательной активности. Состязательность, специализация, направленность на наивысшие достижения, зрелищность являютсяспецифическими особенностямиспорта, как части физической культуры.
Физическая рекреация (отдых) — использование физических упражнений, а также видов спорта в упрощенных формах для активного отдыха людей, получения удовольствияот этого процесса, развлечения,переключение с обычных видов деятельности на другие. Она составляетосновное содержание массовых форм физической культуры и представляет собой рекреативную деятельность.
Двигательная реабилитация (восстановление) — целенаправленный процесс восстановления или компенсациичастично или временноутраченных двигательных способностей, лечения травм и их последствий. Процессосуществляется комплексно под воздействием специально подобранных физических упражнений, массажа, водныхи физиотерапевтических процедур и некоторых других средств. Это восстановительная деятельность.
Физическая подготовка — вид физического воспитания: развитие и совершенствование двигательных навыков и физических качеств, необходимых вконкретной профессиональной или спортивнойдеятельности. Она может определяться и как вид общей подготовки специалиста(профессионала) или спортсмена (например,физическая подготовка гимнаста).
Физическое развитие — процесс изменения форм и функций организма под воздействием естественных условий (пищи, труда, быта) либоцеленаправленного использования специальных физических упражнений. Физическое развитие — это также и результат воздействияуказанных средств и процессов, который можноизмерить в любой момент времени (размеры тела и его частей, показателиразличных качеств, функциональные возможностиорганов и систем организма).
Физические упражнения – движенияили действия, используемые дляразвития физических качеств, внутренних органов и систем двигательных навыков. Это средство физического совершенствования,преобразования человека, его биологической, психической, интеллектуальной, эмоциональной и социальной сущности. Это такжеи метод физического развитиячеловека. Физические упражнения являются основным средством всех видов физической культуры.
1.3. Физическая культура как вид культуры общества
Дляпонимания места и значения физической культуры в обществе необходимо иметь представление об общей культуречеловечества. С одной стороны, это процесс материальной и духовной деятельности людей, с другой —продукт этой деятельности, ее результат.
Культурапредставляет собой не абстрактную деятельность,а ее качественную сторону, которая отражается в результатах материальной и духовной сторон деятельностичеловека и общества.
Человек в сферекультуры осуществляет деятельность в трехаспектах:
1. Познает («потребляет») культуру, зафиксированную в духовных иматериальных ценностях, созданных предшествующим человеческим опытом.
2. Действует в общественной среде как носитель определенных культурных ценностей.
3. Создаетновые культурные ценности, которые становятсябазой для развития культуры последующих поколений.
Такимобразом, культура — исторически определенный уровеньразвития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный втипах и формах организации жизни и деятельностилюдей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. В более узком смысле — это сфера духовнойжизни людей. Она включает предметные результаты деятельности людей, атакже человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности.
Физическаякультура — это особая и самостоятельная областькультуры, которая возникла и развивалась одновременно собщечеловеческой культурой и является ее органической частью. Онаудовлетворяет социальные потребности вобщении, игре и развлечении, в некоторыхформах самовыражения личности через социально-активную полезную деятельность.
Исторически культура возникаеткак объективно необходимая деятельность человека, направленная на преобразование окружающей природы и человеческой сущностив интересах личности и общества. Другими словами, сущность человекапроявляется в продуктах его духовной, материальной, физической и других видахкультуры, которые постепенно становятся самостоятельными видами социальной деятельностисо своими конкретными целями, задачами, функциями, содержанием и другимипризнаками. Поэтому физическую культуру следует рассматривать и какдеятельность, и как ее результаты.
В интересах совершенствования человека физическая культура использует физические упражнения, естественныесилы природы, гигиенические факторы, режим труда, быта, питания и отдыха. Онадолжна всемерно способствовать росту экономического и оборонного потенциала страны, удовлетворению духовныхпотребностей людей, быть действеннымсредством всестороннегогармонического развития личности, формирования активной жизненной позиции.
Физическаякультура — одна из тех областей социальной деятельности, в которой формируетсяи реализуется социальная активность людей. Она отражает состояние общества вцелом, служит одной из форм проявления его социальной, политической и моральной структуры. Все это свидетельствуето том, что физическая культура является естественной частью культуры общества.
1.3. Физическаякультура как часть культуры личности
Физическаякультура личности включает все то, что использовал и чего достиг человек сверхтого, что ему дала природа в развитии физических способностей, двигательных качеств,состояния здоровья, и все то, что явилось в этом плане результатом его деятельности, физической и духовной активности,направленной на самосовершенствование; это «человеческая» (а не толькоприродная) форма человека.
Физическаякультура наряду с культурой в целом призвана формировать всесторонне развитуюличность, главного субъекта (и объекта) исторического процесса.
Основными материальными ценностями физической культуры личности являются необходимый объем двигательных навыков и умений, определенный уровень развития ос-новных физических и специальных качеств,функциональных возможностей различныхорганов и систем организма. Они составляютматериальную основу жизненных сил каждого человека, фундамент егорабочей силы и выступают в качествеобязательного средства осуществления любого вида человеческой деятельности.
К духовным ценностям физической культуры личности относятся совокупность специальных знаний в области всестороннего физического развития, идеалыфизического совершенства(спортивного мастерства), к которым стремится каждый конкретный человек,представления о способах их достижения,знание особенностей того или иного вида спорта, его истории, перспективы развития и т. д.
Физическую культуру личности определяют физическая подготовленность, физическаяготовность и физическое совершенство.
Культурный уровень человека — это степень его приобщения к процессам созидания и «потребления» ценностей в различных областях культуры — духовной, политической,физической и др. Это и степень удовлетворения потребностей человека в продуктах культуры. Например, степеньудовлетворения потребностей вдвижениях, физических упражнениях непосредственно зависит от состояния егоздоровья.
Одним из критериев культурного уровня человека является егоспособность правильно, с большей пользой для себя и общества, расходовать свободное время. Насыщение свободного времени двигательной деятельностью,связанной с физическими упражнениями,дает наслаждение человеку, сохраняетего силы и здоровье, позволяет творчески трудиться.
1.5.Социальные функции физическойкультуры студенческой молодежи
Молодежь должна регулярно заниматься физической культурой, спортом, туризмом. Это ставитперед всеми важную задачу — целенаправленно формировать у молодого поколенияздоровые интересы, настойчиво бороться с вредными привычками и наклонностями, последовательно прививать потребность физическогои нравственного совершенствования, воспитывать высокие волевые качества, мужество и выносливость.
Физическоеи духовное развитие учащейся молодежи органически дополняет друг друга испособствует повышению социальной активности личности. Студенческий возраст имеетособо важное значение как период наиболее активного овладения полным комплексомсоциальных функций взрослого человека,включая гражданские, общественно-политические, профессионально-трудовые.
Физическаякультура — это средство не только физического,совершенствования и оздоровления, но и воспитания социальной, трудовойи творческой активности молодежи, существенно влияющего на развитие социальнойструктуры общества. В частности, отфизической подготовленности, состоянияздоровья, уровня работоспособности будущих специалистов народногохозяйства во многом зависит выполнение ими социально-профессиональныхфункций.
Потенциальные возможности в области двигательной деятельности, которыми человек наделенот природы и которые онв течение жизни использует недостаточно, физическая культура позволяет раскрыть, развить в полной мере. При этомрасширяются представления о возможных резервахи «пределах» развития физических качеств.
Постоянно растущий объем информации, усложнение учебных программ, различные общественныепоручения делают учебный труд студенческой молодежи все более интенсивным и напряженным. Зачастую это приводитк уменьшению двигательнойактивности (гиподинамии), а одновременное увеличение нагрузки на психику отрицательно влияет на организм, затрудняет учебу ифизическую подготовку к будущей производственной деятельности.
Недостаток движений способствует детренированности организма. Малоподвижный образ жизни является одной из главных причин тяжелых хронических заболеваний внутренних органов. При этом ухудшается умственнаяработоспособность, происходят отрицательные изменения в центральной нервной системе, снижаются функции внимания, мышления,памяти, ослабляется эмоциональнаяустойчивость.
Физическомувоспитанию принадлежит большая роль в совершенствованиичеловеческих способностей, физической природы. Именно движения какпроявления физической активности послужили первоосновой образования и развитиясистем адаптивного поведения живого на земле, формирования его морфологии и функций. В процессе физического воспитанияосуществляется морфологическое ифункциональное совершенствование организма человека, формирование иулучшение его жизненно важных физических качеств, двигательных навыков, уменийи знаний. Диапазон возможностей в совершенствовании физической природы человека практически безграничен. Примерэтого — деятельность человека в условиях невесомости и перегрузок при космических полетах.
Впроцессе обучения у молодежи следует постоянно вырабатывать навыки здорового образа жизни. Необходимо помнить,что систематические занятия физической культурой и спортом сохраняют молодость,здоровье, долголетие, которому сопутствуеттворческий трудовой подъем. Соблюдение гигиенических норм, создание встуденческих коллективах хорошегопсихологического климата, стимулирование занятий массовой физическойкультурой, правильная организация рабочего времени — необходимые условия здоровогообраза жизни. Огромное значение имеетсознательное отношение к занятиям физическимиупражнениями.
Применительно кучащейся молодежи образ жизни социологи рассматривают как системуосновных видов деятельности, которая связана с подготовкой специалистов высококвалифицированногоумственного труда с хорошей физической подготовленностью, посредством которойраскрываются характер и мера активностимолодежи, степень реализации социальныхфункций.
Многофункциональный характер физической культуры ставит ее в число областей общественно полезной деятельности, в которых формируются и проявляютсясоциальная активность и творчествоучащейся молодежи. Данные исследований позволяют утверждать, что навыки общественной и профессиональной деятельности,приобретенные благодаря занятиямфизической культурой, успешнопереносятся на другие виды деятельности. Физическая культура позволяетпредставить в специфических формах и направленияхнекоторые аспекты сущности человека (проявление характера, воли,решительности), создает условия общественнойдеятельности.
Комплексноерешение задач физического воспитания в вузе обеспечивает готовность выпускниковк более активной производственной деятельности, способность быстрее овладеватьнавыками, осваивать новые трудовые профессии.
Физическая культура способствует проявлению лучших свойств личности студента. При этом на высоком эмоциональномуровне реализуется одна из важнейших общественных потребностей — общение с людьми. Преимущества спорта каксоциального явления заключаются в егопривлекательности для молодежи, его «язык» доступен и понятен каждому, человеку, его польза для здоровья несомненна.
По силевоздействия на человека физическая культура выдвигается на одно из центральныхмест в культурной жизни общества. Как одна из сфер социальной деятельности она является важным средством обогащения культуры.
Исключительнаяроль в формировании духовного облика учащейся молодежи принадлежит переносуположительных качеств из сферы занятий физической культурой на жизненную позицию в целом.
В процессе занятий физической культурой и спортом вырабатываются сознательное и активноеотношение к общественной работе, определенные умения и навыки к этой важной форме деятельности, основывающейся напринципах демократии игласности. Физическая культура развивает общественную активность студентов.
Участие молодежи в сложной общественной деятельности, важнейшимикомпонентами которой являются производительнаяи внепроизводительная сферы, труд и свободное время,постоянно и динамично изменяет комплекс биологических, психофизиологических, социальных функций и состояний человека. В этих условиях возрастает рольцеленаправленной физическойподготовки, которая в большинстве случаев бывает важным действенным, а иногда и решающим средствомприспособления человека к новым условиям.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ
2.1. Основные положения и требованияучебной программы по физической культуре для ВУЗов
Согласно трактовке современных учебников физическоевоспитание — это обучение движениям, развитие физических качеств человека. Во всехотечественных словарях обучение и развитиетрактуются не как воспитание, а как образование.
Физическое образование в современной науке рассматривается каксистемное освоение человеком рациональных способов управления своими движениями, приобретения таким путем необходимого в жизни объемадвигательных умений и навыков.
Физическое образование в учебных заведениях вооружает студентовзнаниями о влиянии физических упражнений на организм человека, развивает физические качества (способности), двигательные навыки,обеспечивает физическую подготовкумолодежи к жизни, общественно-политической деятельности.
Целью физического образования студенческой молодежи следует считать формирование системыспециальных знаний, позволяющихоперировать общими понятиями, закономерностями,принципами, фактами, правилами теории и практики физической культуры.
Вобразовательную деятельность преподаватели физического воспитания, тренерыдолжны включать компоненты, которые относятся к духовной сфере студентов, — этосодержание мыслей и чувств, ценностныхориентации, степень развития интересов и потребностей, убеждений, что вконечном итоге определяет их социальную деятельность и содействует подготовке гармонично развитыхвысококвалифицированных специалистовнародного хозяйства.
Одна изважнейших задач физического образования — научить студентов пользоватьсяприобретенными знаниями. Опасностьпревращения знаний в «пустой багаж» зарождается в молодыегоды. В этом возрасте умственная деятельность связана с приобретением всеновых и новых умений и навыков. И если эти умения и навыки только усваиваются ине применяются на практике, знания постепенно выходят засферу духовнойжизни молодых людей, отделяясь от их интересов и увлечений.
Кроме выполнения специфической функции физическое образование способствует болееэффективному решению функций образования, атакже его видов — умственного, политического,профессионального и т. д.
Такимобразом, физическое образование каквид образования есть специально организованныйи сознательно управляемыйпедагогический процесс, направленный на всестороннее физическое развитиестуденческой молодежи, их специфическуюподготовку к выполнению социальных обязанностейв обществе.
Физическоеобразование в вузе решает следующие задачи:
1.Воспитание у студентов сознательности, высоких моральных, волевых и физическихкачеств, подготовка их к высокопроизводительномутруду .
2. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов с учетом особенностей будущей трудовой деятельности.
3. Приобретениенеобходимых знаний по основам теории,методики и организации физической культуры; подготовка к
работе в качестве общественных инструкторов и судейпо спорту.
5. Воспитание у студентов убежденности в необходимостивыполнения недельного двигательного режима.
6. Повышение спортивного мастерства студентов-спортсменов.
Общееруководство физическим образованием студентов, атакже организация контроля за состоянием их здоровья возложены на ректора вуза, а проведение занятий осуществляется административными подразделениями иобщественными организациями. Ответственность за постановку и проведение учебного процесса по физическомуобразованию студентов в соответствии с учебным планом и вузовскойпрограммой возложена на кафедру физического воспитания вуза. Медицинскоеобследование и наблюдение за состоянием здоровья студентов в течение учебногогода проводятся студенческой поликлиникой или здравпунктом вуза.
Массовая оздоровительнаяфизкультурная и спортивная работа проводится спортивным клубом совместно скафедрой физического воспитания и общественными организациями вуза.
Главным результатомфункционирования системы физического образования является всестороннеефизическое развитие человека — физическая культура личности (физическаяподготовленность, физическая готовность или физическое совершенство), обеспечивающаяуспешное овладение ею и выполнение тех или иных задач, поставленных перед обществом.
Форма физического образования — это внутренняя организация его содержания,для которого обязательным условием являются единство и взаимодействие составляющихэлементов, строго установленный порядокпедагогического процесса в соответствии с его целью и задачами.
Учебные занятия(обязательные, практические, теоретические, практикумы-консультации) являются основной формой физического образования и планируются в учебных планах повсем специальностям.
Консультативно-методическиезанятия целесообразно проводитьтакже в периоды экзаменационных сессий, учебных практик, военных сборов, воздоровительно-спортивных лагерях. Желательно использовать экстенсивные (неинтенсивные)варианты различных методов тренировки. Для студентов с недостаточным уровнемфизической подготовки или пропустившихплановые занятия проводятся дополнительныезанятия.
Индивидуальныезанятия студентов проводятся во вне-учебное время по заданиюпреподавателей кафедры физического воспитания в самодеятельных секциях (группах)студенческого спортивного клуба или коллектива физкультуры. Они позволяют увеличитьобщее время занятий физическими упражнениями, способствуют ускорению процессафизического развития, являются однимиз путей внедрения физической культуры в быт и отдых студентов.
Содержание физическогообразования — это совокупность таких специфических компонентов (идеомоторное обучение и физическое воспитание), единство и взаимодействие которыхобеспечивает наиболее эффективный процесс всестороннего физического развития студенческой молодежи, подготовку к труду и защите Родины.
Содержание курсафизического образования заключена в программе по физическому воспитаниюстудентов. В программе соблюдаютсяпреемственность, последовательность занятий физическими упражнениями ивзаимосвязь с другими программами.
Учебный материал программы состоит из теоретического, методического и практическогоразделов.
Теоретическийразделпрограммы предполагает овладениестудентами знаниями по основам теории иметодики физического образования. Учебный материал сообщается в форме лекций, бесед, на практических занятиях, а также усваивается путем самостоятельного изучениястудентами учебной испециальной литературы.
Практическийраздел программы базируется па научно обоснованных зачетных нормах, требованиях и содержит учебныйматериал для всех учебных отделений, в содержание занятийкоторых входят такие разделы: легкаяатлетика, гимнастика, плавание, лыжныйспорт, туризм, спортивные игры и стрельба.
Во все курсы обучения включается материал по профессионально-прикладной физическойподготовке применительнок профилирующим специальностям.
Впрактическом разделе программы материал целесообразно распределять в соответствии с основнымичастями (видами) физической культуры — физическоеобразование, спорт, физическаярекреация, двигательная реабилитация. Каждый видвключает элементы других частей. Все они полностью удовлетворяют потребности студентов(всех учебных отделений) во всех видах двигательной деятельности, направленной на совершенствование, оздоровление,закаливание организма.
2.2. Цель,задачи и формы организации физического воспитания
Цельюфизического воспитания в вузе является формированиефизической культуры студента как системного качества личности, неотъемлемого компонента общей культуры будущего специалиста, способногореализовать ее в учебной,социально-профессиональной деятельности и семье.
Курс физической культуры предусматривает решение следующих задач:
включение студентов в реальную физкультурно-спортивную практику по творческому освоениюценностей физической культуры,ее активного использования во всестороннем развитии личности;
содействие разностороннему развитию организма, сохранению и укреплению здоровья,повышению уровня общей физическойподготовленности, развитию профессионально важных физических качеств и психомоторных способностей будущих специалистов;
овладение системно упорядоченным комплексом знаний, охватывающим философскую, социальную,естественнонаучную ипсихолого-педагогическую тематику, тесно связанную с теоретическими, методическими и организационными основами физической культуры;
формирование потребности студентов в физическом самосовершенствовании и поддержании высокого уровня здоровьячерез сознательное использование всех организационно-методических форм занятийфизкультурно-спортивной деятельностью;
формированиенавыков самостоятельной организации досуга с использованием средств физическойкультуры и спорта;
овладениеосновами семейного физического воспитания, бытовойфизической культуры.
Физическое воспитание в высших учебных заведениях проводится на протяжении всего периода теоретического обучения и осуществляется в следующих формах.
Учебныезанятия:
обязательные занятия (практические,практикумы-консультации, теоретические), которые предусматриваются вучебных планах по всем специальностям;
консультативно-методическиезанятия, направленные на оказание студентам методической и практической помощив организации и проведении самостоятельных занятий физической культурой и спортом;
индивидуальныезанятия для студентов, имеющих слабуюфизическую подготовку или отстающих в овладении учебным материалом,которые организуются по особому расписанию кафедры в течение учебного года,каникул, в период производственной практики.
Внеучебныезанятия:
физическиеупражнения в режиме учебного дня (малые формы самостоятельных занятий в видекомплексов «минуты бодрости»);
занятия в секциях, неформальных группах и клубах по физкультурным интересам;
самостоятельныезанятия физическими упражнениями, спортом итуризмом;
массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия.
Комплексноеиспользование всех форм физического воспитания должно обеспечить включение физической культуры в образ жизни студентов, достижениеоптимального уровня физическойактивности.
2.3. Комплексное совершенствование
профессионально-прикладной физической подготовки
Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) как составная часть процессафизического воспитаниястудентов проводитсяна всех факультетах вуза с целью подготовки будущих специалистов к производственной деятельности. При планировании содержанияучебного материала необходимоконкретно определить социальный заказ общества на специалиста с учетом научно обоснованных квалификационных характеристик ипрофессиограмм. В задачиППФП входит:
развитие и совершенствование средствами физической культуры физических и психическихкачеств, необходимых будущемуспециалисту;
овладение знаниями и прикладными двигательными навыками, способствующими освоениюпрофессии;
составлениеи выполнение тренировочных программ для самостоятельных занятий с элементами упражнений прикладного характера, встречающихся впроизводственной деятельности;
воспитаниесредствами физической культуры и спорта специальных волевых и организаторскихкачеств, эмоциональной устойчивости, сосредоточенности, необходимых будущим руководителямпроизводства.
ППФП планируется преимущественно на старших курсахв форме теоретических, методических и практических занятий, групповых ииндивидуальных консультаций на всех учебных отделениях. Дополнительно она можетпроводиться на учебной и производственной практиках, в оздоровительно-спортивном лагере или в процессе занятий и соревнований поприкладным видам спорта.
Методическийсовет кафедры разрабатывает учебный материал с учетом предложений профилирующих кафедр, знаний техники безопасности, научнойорганизации труда, а также утверждаетсодержание контрольных нормативов и зачетныхтребований для каждой специальности и сроки их выполнения.
Выбор средств ППФП должен быть направлен на обеспечениеэффективной адаптации организма к сложным факторам трудовой деятельности: повышение устойчивости микроклиматическим условиям производства, расширение арсенала прикладных двигательных координации и др.
Наибольшее распространение в практике ППФП получили занятия профилированными видами спорта.
Вот краткая характеристика прикладной действенности некоторых видов спорта, рекомендуемых длястудентов вузов.
Виды спорта на выносливость(бег на средние дистанции, лыжные гонки, плавание, пешийтуризм, велоспорт, гребля, конькобежный спорт). Регулярные занятия формируютприкладные навыки рациональнойходьбы, бега, умения терпеть; обеспечивают высокий уровень динамической работоспособности,функционирования и надежности сердечно-сосудистой,дыхательной систем и системы терморегуляции;общей адаптационной способности;развитие высокого уровня общей выносливости, устойчивости к неблагоприятным метеорологическим факторам производственной среды, интоксикации;развитие целеустремленности,дисциплинированности, настойчивости, терпения, самостоятельности, стойкости.
Видыспорта, требующие сложной сенсорно-моторной координации в вариативно-конкретной ситуации(баскетбол, волейбол, ручной мяч, регби, теннис, хоккей,футбол; все виды борьбы, бокс). В процессе систематических тренировок формируются навыки и умения оперативных и коллективныхдействий; обеспечивается достаточно высокий уровень общей работоспособности, функционирования центральной нервной,сердечно-сосудистой, дыхательной систем, зрительного, слухового, двигательногоанализаторов;развиваются общая выносливость, ловкость, ловкость рук, пальцев, простая и сложная двигательная реакция, быстрота иточность движений, умение дозироватьнебольшие силовые напряжения,объем, распределение и переключение внимания, оперативное мышление, эмоциональная устойчивость,инициативность, решительность,чувство коллективизма, помехоустойчивость, коммуникативность.
Виды спорта на координацию движений(спортивная гимнастика, прыжки в воду, на батуте, акробатика и др.).Методически правильно построенные занятия формируют навыки владения своим телом, работы навысоте; обеспечиваютвысокий уровень функционирования двигательного и зрительного анализаторов, вестибулярногоаппарата; развивают способность дозировать различные усилия по силе иамплитуде движения,силу, силовую и статическую выносливость мышц туловища, брюшного пресса, реакцию слежения,ловкость и координацию движений, гибкость, вестибулярную устойчивость, чувстворавновесия, движения,пространства, переключение и распределение внимания, самообладание, решительность, смелость.
Видыспорта на координацию движений и выносливость (альпинизм, спортивное скалолазание, горный туризм).Систематическая круглогодичнаятренировка содействует формированию навыков в лазании, работе на высоте, страховки и самостраховки,оперативного мышления,овладению приемами саморегуляции эмоционального состояния; обеспечивает высокую общую физическуюработоспособность,высокий уровень функционирования сердечно-сосудистой, дыхательной систем, системы терморегуляции,вестибулярного аппарата, общей резистентности организма. В процессе занятий развиваются общая, силовая и статическая выносливость основных мышечных групп,ловкость, координация движений, двигательнаяреакция, устойчивость к неблагоприятнымметеорологическим факторам, чувство пространства, движения, наблюдательность, объем, распределение, переключение внимания, оперативные память, мышление,эмоциональная устойчивость, целеустремленность, дисциплинированность, настойчивость, терпение, самообладание, смелость,решительность, стойкость, чувствоколлективизма.
Виды спорта по управлению различными средствами передвижения(автомобильный, мотоциклетный спорт, дельтапланеризм и др.). Занятия этими видами спорта содействуютформированию навыков по управлениюразличными средствами передвижений, оперативногомышления; обеспечивают высокийуровень функционирования центральной нервной системы, зрительного и слухового анализаторов, вестибулярного аппарата.В процессе регулярной тренировки развиваются силовая и статическая выносливость мышц рук, туловища,спины, все виды реакции, скорость и точность движений, сенсомоторная координация, вестибулярная устойчивость, устойчивость кнеблагоприятным метеорологическимфакторам, чувство скорости, наблюдательность, объем, распределение, переключение и устойчивость внимания, оперативное мышление, эмоциональная устойчивость,инициативность, выдержка,самообладание, смелость, решительность.
Виды спорта, требующие предельно напряженной нервной деятельности(стрельба пулевая, из лука, шахматы). Регулярная тренировкаобеспечивает выработку навыков выполнения двигательных заданий в условиях, требующихпредельного напряжения нервной деятельности, хорошее состояние центральной нервной системы, зрительного анализатора, развиваетспособность дозировать небольшиесиловые напряжения, статическую выносливость мышц рук, спины, туловища (стрельба из лука),реакцию слежения (стрельба), концентрацию и устойчивость внимания,оперативное мышление, эмоциональнуюустойчивость, выдержку и самообладание,терпение, решительность.
Виды спорта с управлением радиотехническими системами(радиопеленгование,многоборье радистов). Регулярная тренировка вэтих видах формирует навыки рациональной ходьбы, бега, работы с радиоаппаратурой, слуховых различений,оперативного мышления; обеспечиваетвысокий уровень общей физической работоспособности,функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем, системы терморегуляции, слухового и зрительного анализаторов; развивает общую выносливость, реакцию назвук, слежения, устойчивость к неблагоприятным метеорологическим факторам, наблюдательность, объем, распределение,переключение и устойчивость внимания,оперативное мышление, целеустремленность,инициативность, настойчивость, самостоятельность, стойкость.
Многофункциональные виды спорта(десятиборье, семиборье и др.). Систематические занятиямногоборьями формируют умение переключаться содного вида деятельности на другой, быстровосстанавливаться и мобилизовываться,обеспечивают высокую общую физическую работоспособность, высокий уровеньфункционирования и надежности сердечно-сосудистой, дыхательной систем, системы терморегуляции, зрительного идвигательного анализаторов. Тренировка в многоборьях развивает силу, общую и силовую выносливость, ловкость,координацию и быстроту движений,хорошую реакцию, устойчивость к неблагоприятнымметеорологическим факторам, переключениеи распределение внимания, эмоциональную устойчивость, целеустремленность, инициативность,самостоятельность, выдержку и самообладание, стойкость.
Занятия рассмотренными видами спорта при определенной структуреспортивной подготовки могут содействовать развитию не только комплексапсихофизических качеств и прикладных навыков, но и решению других задач ППФП.
2.4.Содержание работы учебных отделений
Учебно-воспитательный процесс в учебных отделениях проводится в соответствии с научно-методическимиосновами педагогики и системы физического воспитания.
Теоретическийраздел программы излагается в форме лекций. Лекции дополняются беседамипреподавателей со студентами в процессе практических занятий, а также самостоятельнымизучением студентами специальной литературы в течение всего периода обучения.
Для практических занятий студенты распределяются на учебные отделения (основное, подготовительное испециальное) с учетом пола,состояния здоровья, физической и спортивной подготовленности.
Студенты специального учебного отделения, состояние здоровья, физическая подготовленность и физическое развитие которых в процессе занятий улучшились,на основании заключения врача ирешения кафедры переводятся на основное отделение в конце учебного годаили семестра.
В связи с заболеванием или другими объективными причинами студенты основного и спортивногоотделений могут быть переведены на специальноеучебное отделение в любое время учебного года.
Освобождение от занятий по физическомувоспитанию по состоянию здоровьяможет быть только временным.
Практический разделпрограммы содержит учебный материал, направленный на решение конкретных задачфизического воспитания студентов. В содержание занятий всехучебных отделений включается материал по профессионально-прикладной физической подготовкеприменительно к особенностямбудущей профессии студентов.
На Iкурсе необходимо ликвидировать недостатки в физической подготовленности отдельных студентов (сослаборазвитой силой, выносливостью, не умеющих плавать, не владеющих навыком ходьбы на лыжах и т. п.).
Приэтом студенты обязаны:
систематически посещать учебные занятия по физическомувоспитанию (теоретические и практические) в дни и часы, предусмотренные учебным расписанием;
проходить медицинское обследование в установленные сроки, осуществлять самоконтроль за состоянием своего здоровьяи физического развития, за физическойи спортивной подготовленностью;
выполнятьнеобходимые тесты для определения уровня физическойи функциональной подготовленности;
активноовладевать знаниями по основам теории и методики физического воспитания, используя специальнуюлитературу;
соблюдатьрациональный режим учебы, отдыха и питания, самостоятельно выполнятьфизические упражнения, регулярно заниматься утренней и производственнойгимнастикой, спортом и туризмом, соблюдать необходимый недельный двигательный режим, используя консультации преподавателя;
укреплятьздоровье, повышать свою физическую подготовленность,совершенствовать спортивноемастерство;
активноучаствовать в массовых оздоровительных, физкультурныхи спортивных мероприятиях в учебной группе, на курсе, факультете, между вузами.
ЛИТЕРАТУРАФизическое воспитание студентов и учащихся /под ред. Петрова Н. Я. Минск: «Полымя», 1988 Вопросы физического воспитания / под ред. Борилкевича В.Е. Ленинград: издательство ленинградского университета, 1991 Физическая культура студентов ВУЗов / под ред. Жолдака В.И. Воронеж: издательство воронежского университета, 1991 Раевский Р.Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов ВУЗов, М. – В. Ш., 1985 Толовин В.А. Физическое воспитание – М. 1988 Методические рекомендации по физическому воспитанию №6, В.Ш. 1988