Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Физическая культура в условиях рыночной экономики в Российской Федерации

Мыживем в стране с рыночной экономикой, которая предполагает ориентацию напотребителя, доведения до него товаров и услуг. До недавнего времени границырынка в нашей стране были значительно сужены. Это не позволяло организоватьсвое дело, сохраняло многие годы монополию государственных предприятий впроизводственной сфере, что и привело к тяжелым экономическим последствиям.
Несмотряна вышесказанное, в эпоху социализма физическая культура и спорт внедрялись вмассы. Высокие результаты в спорте достигались, в основном, благодаряидеологической работе  Партии и патриотизма советского народа. Целью политикисоветского государства была мировая победа социализма над «загнивающим»капитализмом, в том числе и в спорте.
 Внастоящее время в нашей стране произошли кардинальные перемены, и обозначилсяпроцесс «вступления в рынок» – распространение рыночных отношений на все видыэкономической деятельности. Государство утратило монополию в спорте. Эту нишузаполнили многочисленные компании, управляющие и финансирующие российскийспорт, и конкурирующие друг с другом. Примером являются такие виды спорта кактеннис, хоккей, баскетбол, шахматы, футбол. Так, генеральными спонсорамисборной России по футболу являются пивоваренный концерн «Старый мельник»,нефтяная компания «Сибнефть», всемирно известная «Nike» и др. Внутри странывладельцами команд являются:
1.«Газпром»- (Зенит);
2.«Лукойл»- (Спартак);
3.ОАО «Лужники» — (Торпедо);
4.Завод ЗИЛ– (Торпедо–ЗИЛ);
5. Телеканал«REN-TV» (Сатурн–REN TV).
Нодалеко не во всех видах спорта ситуация такова. Те виды, которые финансируютсяс бюджета государства, находятся в плачевном состоянии: в стране нетсоответствующих условий для развития лыжного и санного спорта, фигурногокатания, плавания и т.д. Успехи наших спортсменов на Олимпиаде в Солт- Лейк-Сити в лыжных гонках и фигурном катании, исключение из правил. Но оно обусловленотем, что наши олимпийцы имели возможность тренироваться за границей, благодаряличным спонсорам.
Физкультурно-оздоровительныемероприятия могут проводится в режиме учебного и продленного дня, а также вформе внеклассной работы. К первым относятся, непосредственно, урокфизкультуры, гимнастика доучебных занятий, физкультминутки во время уроков,физические упражнения и подвижные игры на большой перемене, продленка.
 Вкомплексной программе физического воспитания учащихся 1-11 классовобщеобразовательной школы включены внеклассные формы занятий физкультурой испортом. В ней определяется содержание занятий в школьных секциях популярныхвидов спорта, группах ОФП и кружках по физкультуре. Это значит, что внекласснаяработа является обязательной и требует выполнения учителями физкультуры ипедагогами дополнительного образования программных требований, а ученикамисдачи нормативов по повышению спортивного мастерства в выбранном виде спорта.
 Вразделы других школьных программ не входит внеклассная работа с учениками, нопрактически все школы имеют функционирующие в своих рядах различные секции,кружки, группы, клубы.
 Главнаяцель внеклассной работы – организация досуга школьников, несущегооздоровительный эффект.
 Занятияв спортивных секциях, кружках проходят, в основном, по урочному типу, т.е. ониимеют образовательно-воспитательную направленность, содержание, время и место;ведущей фигурой выступает педагог-специалист, который целесообразно, исходя изпедагогических принципов, организует занятия, обучает, воспитываетзанимающихся, направляет их деятельность соответственно логике решениянамеченных задач; контингент занимающихся постоянен и относительно однороден.Однако такие занятия характеризуются и определяются особенностями, вытекающимив первую очередь из того, что выбор предмета занятий, установки на достижения,а также затраты времени и сил прямо зависит от индивидуальных склонностей,интересов, способностей занимающихся, а также от особенностей регулированиябюджета личного свободного времени, расходование которого далеко не всегдаподдается унифицированной регламентации. Тем не менее и в такой ситуациипредпочтительными формами организации процесса физического воспитания зачастуюявляются урочные формы, особенно, когда необходимо обеспечить четко упорядоченноеформирование знаний, умений, навыков и строго направленно воздействовать наразвитие двигательных и связанных с ними способностями. Урочные формы занятий,как следует из сказанного, представляют для этого наиболее благоприятныевозможности.
 Занятия,организуемые в условиях добровольного физкультурного движения урочного типаболее вариативны. Они видоизменяются в зависимости от профилирования содержанияв направлении, добровольно избираемом занимающимися соответственно ихиндивидуальным устремлениям (спортивное совершенствование, либопролонгированная ОФП, либо физкультурно–кондиционная тренировка, либо занятия,направленные на реализацию частных задач), а также в зависимости от рядапеременных обстоятельств (изменение в режиме жизни занимающегося, конкретныевозможности выделения времени для занятий, условия их оснащения и т. д.) Этообусловливает своеобразие используемых форм урочных занятий. В различныхситуациях они значительно различаются, в частности, по соотношению структурныхэлементов, способам организации активности занимающихся, уровню и динамикепредъявляемых нагрузок, объему и характеру распределения затрат времени. Внекоторых случаях, когда есть соответствующие условия, урочные занятияорганизуются и по типу индивидуальных уроков, что нередко бывает, например, вработе тренера со спортсменом высокого класса. Однако эта наиболееиндивидуализированная форма урочных занятий по понятным причинам не может бытьосновной в массовой практике.
 Квнеклассной работе по физической культуре относятся: спортивные секции поразличным видам спорта (футбол, баскетбол, волейбол, гандбол, легкая атлетика,лыжные гонки, художественная гимнастика, хореография, бальные танцы, шейпинг,различные виды единоборств и др.), спортивные кружки, группы ОФП, спортивные клубы,команды и т.п.
 Вшкольной бухгалтерии выделяются средства на организацию и функционированиеспортивных секций; существует отдельная ставка педагога дополнительногообразования.
Организация внеклассной работысобственного исследования
 Объектисследования – внеклассная работа в средней школе по физкультуре и спорту. Какуже было отмечено в предыдущей главе, внеклассную работу можно организоватьнесколькими путями: в виде спортивных секций, спортивных кружков, групп ОФП,спортивных клубов, команд, индивидуальных и репетиторских занятий. В нашемслучае мы избираем организацию спортивной секции. Это удобно тем, что, какправило, спортивная секция функционирует по урочному типу (определенные цели,задачи, структура, методы и методика, средства, относительно постоянный иоднородный контингент занимающихся) и, следовательно, нам будет понятней ипроще организовать внеклассную работу.
 Какуже также отмечалось, одной из составляющих школьного бюджета являетсявыделение средств на организацию внеклассной работы, в том числе и назаработанную плату педагогу дополнительного образования. Но, в общем как и вовсей школе, ставка педагога ничтожно мала (порядка 30 рублей за 1 час работы).Кроме того, в годовом плане работы школы по комплексной организации учащихся отведеноопределенное количество времени на ВСЕ виды внеклассной работы (соответственноограничена сумма на заработанную плату работникам).
 Так,придя в школу с целью работы в секции, можно услышать ответ, что лимит наорганизацию внеклассной работы исчерпан, и предложат работать на добровольныхначалах.
 Организовываясекцию по футболу, нужно учитывать, что время, выделяемое под внекласснуюработу в режиме школы, насчитывает, как правило, 3-4,5 часа в неделю.Естественно, нас не устраивает столь малое количество занятий. Для достижениякакого либо эффекта от процесса работы требуется, как нам известно, 4-5 занятийв неделю плюс возможность проверять достигнутый результат в товарищеских матчахи соревнованиях.
 Найтивыход из этой непростой ситуации можно следующим путем. Пойти на контакт сдирекцией школы с целью организации внеклассной работы на платной основе. Дляэтого требуется согласие директора школы на открытие подобной секции, сдачи варенду помещения, оборудования и инвентаря, а также обслуживание ее техническимперсоналом. Это не в коем случае не предполагает, что учебное заведениеявляется лишь местом для занятий людей посторонних, не учащихся в этой школе.Выгода дирекции школы очевидна: во-первых, в школу ежемесячно отчисляетсяпроцент от занятий в секции; во- вторых, в занятиях участвуют учащиеся школы;  в-третьих, футбольная команда будет защищать честь школы в различныхсоревнованиях.
Возможно,работа в секции будет второстепенной для педагога, основная же – работа учителяфизкультуры. Это сильно облегчает организационные вопросы и создаетдополнительные гарантии дирекции школы. Ведущий же спортивной секции будетиметь возможность изнутри ознакомиться с работой школы.
Идеяорганизации подобного вида внеклассной работы отнюдь не нова. В Москве большоеколичество учебных заведений использует данный метод, иногда на базе какой–либофутбольной команды или клуба, который зарекомендовал себя с лучшей стороны.Необходимо отметить, что оплата занятий в секции относительно невысока (около200 рублей в месяц с человека). Создав подобную организацию, можно бытьуверенным, что удастся собрать необходимое количество обучаемых.
Руководство внеклассной  работой в школе
Непосредственноеруководство секцией возлагается на педагога, который решает все проблемы, связанныес организацией занятий, а именно:
•самостоятельно выбирает и использует выбранную методику обучения;
•несет ответственность за безопасность занимающихся;
•проводит селекцию (может отказать ученику в занятиях в секции);
•назначает дату и время тренировок (при согласовании с дирекцией школы);
•принимает решение об участии (или не участии) в каком-либо соревновании;
•несет ответственность за результаты подопечных в соревнованиях перед лицомдирекции.
Вправа и обязанности руководства школы входит:
•создание условий для беспрепятственной работы секции;
•несение ответственности за создание и функционирование секции передмуниципальными органами;
•по необходимости прекратить работу секции.
Педагогдополнительного образования (в дальнейшем тренер), используя необходимуюметодику обучения, проводит занятия по футболу 4-5 раз в неделю по 1-2 часа.Главная цель секции – повышение общего уровня здоровья. Стратегическимизадачами являются: повышение спортивного мастерства и подготовкапрофессиональных спортсменов.
Планирование внеклассной  работы
 Планированиевнеклассной работы – одна из важнейших предпосылок воплощения в жизнь цели изадач физического воспитания школьников. Занятия в секции требуют узанимающихся мобилизации двигательных и морально- волевых качеств. Тренерунеобходимо знать и рационально использовать общие и специфические принципыобучения, а также умело применять их на практике. «Не навреди!» — гласит перваязаповедь тренера – воспитателя.
 Планирование– это первая ступень в построении тренировочных занятий. То, как бы хотелвидеть тренер рабочий процесс. В планировании, как в шахматах: нужнопродумывать сразу на несколько ходов вперед. План составляется не на одну-дветренировки, а на весь процесс работы. Но чем на большее время рассчитан план,тем труднее точно предвидеть, какими будут конкретные черты планируемогопроцесса в действительности; вместе с тем, если вести планирование лишь врасчете на ближайшее время, исчезает перспектива. В этом и заключается основнаясложность. То что вычислено и проанализировано на бумаге, не обязательновоплотится на практике. Кроме того, в процессе планирования важно учитыватьконкретно – предпосылочные данные. Исходные данные о конкретном состоянииконтингента занимающихся и их подготовленности к реализации целевых установок;мотивационные и личностные установки.
 Длятого, чтобы успешно решать задачи физического воспитания необходимо, чтобы иззанятия в занятие ученикам предлагалась достаточная нагрузка, которая, с однойстороны, несла бы кумулятивный эффект и, с другой стороны, не была бычрезмерной. Дозировка тренировочных нагрузок сугубо индивидуальна. Она зависитот возраста, физического состояния и пр.
 Такимобразом, кроме общих педагогических принципов, которые несут основополагающиетребования к проведению занятий, крайне важную роль играет специфическиепринципы воспитания, выполнение которых ведет к решению главной целифизического воспитания, а игнорирование их ведет либо к деградации физическихкачеств спортсмена, либо, что гораздо страшнее, к ухудшению состояния здоровьяи даже к патологиям.
 Перечислимспецифические принципы физического воспитания и их характеристику:
1.принцип сбалансированного повышения нагрузок. Предписывает учитывать измененияпараметров нагрузки, в соотношении с закономерностями адаптации к ней.Многократно повторяющаяся одинаковая нагрузка не ведет к развитию двигательныхкачеств. Поэтому параметры нагрузки должны постоянно повышаться;
2.принцип соответствия педагогических воздействий возрасту занимающихся. Являетсянаиважнейшим, и формирует свои положения, исходя из закономерностейгетерохронности физического развития и предлагает выделять и учитыватьсенситивные периоды развития физических качеств;
3.принцип системного чередования нагрузок и отдыха. Предусматривает рациональноечередование активности и отдыха (в случае, если превалирует активность, могутвозникнуть процессы переутомления и, в случае многократно суммирующихсясостояний переутомления — перетренированность; в том же случае, еслипреобладает процесс отдыха, то занятия не ведут к тренировочному эффекту;
4.принцип постепенного наращивания нагрузок. Предусматривает постепенноеувеличение объема и интенсивности нагрузок, планомерное усложнение решаемыхдвигательных задач по мере роста функциональных возможностей организма.
Контроль внеклассной работы
 Какуже отмечалось ранее, планирование лишь косвенно указывает на результатпроцесса воспитания, т.е. на то, как процесс должен разворачиваться в ходетренировочной работы, в соответствии с закономерностями физического воспитанияв теории. Но на практике, как часто бывает, получается не так, какпланировалось ранее. Педагог-практик постоянно должен сверять текущиерезультаты с запланированными и, если требуется, вводит корректировку планов.Призван помочь тренеру в этом, контроль занятий.
 Процессвоспитания школьников (не только физического, а именно воспитания в целом) оченьтонкий и сложный. Именно поэтому результаты планирования иногда расходятся сдействительными результатами практической работы. Стоит только какому-либозвену (тренер, дирекция, ученик) снизить требования к своим обязанностям – всепойдет не так. Примеры: тренер выбрал средства, не применимые к данной методикезанятий; директор нарушил договор и одобрил лишь 3 занятия в неделю; ученикпотерял интерес к занятиям. Во всех случаях ответственность ложится на тренераи его задача решить данные проблемы: выбрать подходящие средства занятий;убедить директора, что лишь 5-разовые занятия несут положительный эффектвнеклассной работе; заинтересовать ученика.
 Всовременной литературе можно насчитать десятки наименований видов иразновидностей контроля: педагогический, врачебный, биологический,антропометрический, биохимических, биомеханических, психологический;предварительный, оперативный, текущий, этапный, итоговый, что свидетельствует онедостаточной упорядоченности связанных с ним представлений. Мы рассматриваемконтроль как реально существующие отношения между субъектом и объектомвоспитания, поэтому выделим 2 типа контроля: «педагогический контроль» исамоконтроль занимающихся, причем педагогический контроль играет, естественно,ведущую роль.
 Термин«педагогический» в данном случае подчеркивает, что контроль осуществляетсяпедагогом-специалистом соответственно его профессиональным функциям с использованиемтех средств и методов, какие он может и должен квалифицированно применять наоснове полученного специального образования и практического опыта по профилюспециальности. Основные аспекты педагогического контроля:
•контроль направляющих начал и параметров воздействий;
•контроль «объекта и эффекта воздействий» (должен выявлять и прослеживатьсоотношения педагогически направленных воздействий и их эффектов, оценивать ихсоответствие или несоответствие запланированных результатам);
•контроль исходного уровня возможностей и готовности воспитываемых к реализациипоставленных задач;
•педагогический самоконтроль;
•контроль внешне-средовых факторов;
•контроль двигательной деятельности и непосредственно связанных с неювзаимодействий воспитываемых;
•контроль динамики функциональных сдвигов в организме занимающихся, эффектатекущих воздействий и общих результатов физического воспитания;
•контроль за формированием знаний, умений, навыков, развитие способностей,совершенствование личностных качеств воспитываемых.
Контроль за внеклассной работойсобственного исследования будет таков:
1.главными критериями отбора в секцию является, прежде всего, желание самогоученика участвовать в занятиях и выполнять требования тренера; естественно,навыки игры в футбол (если дети старше 10 лет; если младше – то навыки неберутся в расчет); а также согласие врача на занятия футболом. В отличие отдругих видов спорта такие показатели, как развитие каких-либо двигательныхкачеств, антропометрические данные и др. имеют второстепенное значение;
2.контроль за эффектом нагрузок индивидуальный для каждого ребенка. Для этогоиспользуются различные методы врачебного наблюдения: показатели пульсометрии,контроль за внешними признаками утомления у детей и др.;
3.проведение контрольных занятий, посвященных сдаче нормативных требований сцелью узнать о готовности занимающихся к реализации поставленных задач, а такжеоб успешности решения выбранной методики тренировок;
4.контролирование тренером собственных поступков, норм педагогической этики,образовательно-воспитательной информации и, опять же, соответствие планированияи итогов тренировок;
5.важно помнить, что естественно-средовые и гигиенические факторы при правильномпостроении тренировок выступают дополнительными средствами физическоговоспитания, поэтому занятия проводятся либо на воздухе, либо в чистомпроветренном зале;
6.проводится контроль знаний теоретического характера, а также способностейудачно взаимодействовать с партнерами в процессе командной игры.
Субъективныйконтроль имеет не менее важное значение в процессе физического воспитания.Образование навыков будет максимально эффективным, если соблюдать определенныезакономерности формирования двигательных навыков.
Согласнотеории управления усвоением знаний, каждое действие состоит из 3 частей:
1.ориентировочная;
2.исполнительная;
3.контрольно-корректировочная.
Ориентировочнаячасть выполняет функцию программы действия, на основе которого выполняетсяисполнительная часть. А контрольно-корректировочная – осуществляет контроль заисполнением действия, результат действия сопоставляется с заданием программы иоценивается продвижением к цели. При рассогласовании ориентировочной иисполнительной частей, коррекция направлена на исполнительную часть. Присогласовании ориентировочной и исполнительной частей, но не удачному результатудействия, коррекция направлена на ориентировочную часть.
 Обучениенаиболее эффективно, когда педагог управляет формированием ориентировочнойосновой действия.
Экономика и финансы внеклассной работы
 Финансы – это совокупность денежных отношений, возникающих в процессепроизводства и реализации продукции (работы, услуг).
 Школа,как правило, не в состоянии решить полностью организационные вопросы.Материальные средства, выделяемые государственным бюджетом в школьныеучреждения, не позволяют полностью обеспечить внеклассную работу всемнеобходимым (зарплата персоналу, закупка инвентаря и т.д.), поэтому затраты нанужды школьных секций ложатся на потребителя, т.е. на учеников.
 Известныслучаи, когда в секцию, на базе футбольной команды или клуба, вкладывалисьспонсорские средства, либо средства меценатов. Такие случаи не единичны ивсяческую поддержку спортивной секции оказывают люди не безразличные к спорту,в частности к детскому. Спонсоры проявляют интерес к сотрудничеству сперспективными командами. С их стороны входит полное материальное обеспечениеработы футбольной секции, включая участие в коммерческих турнирах (возможно свыездом за границу). Со стороны руководства команды, в свою очередь, включаетсяиспользование лейбла спонсора (нашивки на футбольную форму, выставлениерекламных щитов на соревнованиях, реклама в СМИ и т.д.).
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.bolshe.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.