Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Условия психологической подготовки специалистов по физической культуре и спорту

Кандидат педагогических наук, доцент Е.Н. Гогунов
Тольяттинский государствен ный университет, Тольятти
Современнаяпрактика физкультурно-спортивной деятельности указывает на существованиепроблем, касающихся психологического обеспечения подготовки специалистов. Актуальнымиявляются вопросы модернизации условий психического развития и становленияличности спортсменов, совершенствования средств психолого-педагогическоговоздействия, направленных на сохранение психического здоровья в условияхдеятельности. Необходимо решать задачи развития профессионально значимыхсвойств личности спортсменов и тренеров. Остро стоит проблема дизадаптации вспорте.
Представляется,что системный подход к организации психологической подготовки специалистов пофизической культуре и спорту, учитывая интеграцию содержания и функций учебной,учебно-тренировочной, соревновательной и оздоровительной работ в пределахединой образовательной сферы — психологии физического воспитания и спорта(исключая частно-предметный подход), определяет методологические условияреализации востребованных практикой задач.
Вданном случае область психологического обеспечения физкультурно — спортивнойдеятельности следует понимать как специализированную систему психологическогообразования специалистов по физической культуре и спорту, котораяхарактеризуется своим содержанием (рис. 1).
Многолетниеисследования особенностей рассматриваемого содержания показывают, что егоуспешная реализация согласуется с рядом технологических особенностейобщедидактического характера, которые позволяли бы актуализироватьобразовательный процесс.
Результатыэкспериментальной проверки показали, что основными компонентами такойтехнологии являются:
1.Целевая установка — формирование специальных психологических знаний и умений, развитиепрофессионально значимых качеств личности (табл. 1)1.
2.Содержание технологии. Оно должно соответствовать структуре содержанияпсихологического образования и условиям его реализации 2.
3.Организационный компонент 3, который должен опираться на процессы осуществленияфизкультурно-спортивной деятельности в аспекте восхождения от абстрактного кконкретному через механизмы объединения учебной, учебно-тренировочной исоревновательной деятельности воспитанников при условии единства целевого, содержательногои методического компонентов. Так, овладение психологическими знаниями иумениями первоначально согласуется с представлениями об их сущности и значении.Затем они включаются в конкретные условия учебной работы, далее — спортивнойтренировки, где опыт формируется через изучение и творческое преобразование.Качество знаний и умений, уровень профессиональной направленности личностизависят от активности учащихся, их стремления к достижению образованности, психологическойкомпетенции. Этому способствуют такие условия обучения, как: 1) реализацияобразовательного процесса на всех уровнях и ступенях системы; 2) использованиемикро- и макроэтапов; 3) организация психологической помощи, изучениеособенностей воспитанников, контроль за их психологическим здоровьем; 4)индивидуальный подход; 5) применение методов и средств учебной, педагогической,тренировочной, учебно-соревновательной, соревновательной ипослесоревновательной деятельности, психологической коррекции иконсультирования.
/>
Рис.1. Структура содержания психологического образования
Наименьшейчастью технологической структуры психологического образования являетсямикроэтап (рис. 2). Каждый микроэтап имеет особую схему обучения фрагментуучебной информации: 1) сообщение знаний; 2) формирование умений нарепродуктивном уровне; 3) отработка умений в учебных ситуациях; 4) переход кпрактическому использованию в учебно-тренировочной деятельности (имитационноемоделирование, анализ, текущий контроль и оценка с участием воспитанника); 5)включение умений в соревновательную практику (обеспечение решения задачосновной деятельности, проверка и оценка уровня усвоения, формированияиндивидуального стиля деятельности); 6) психологическая коррекция, формированиеспециальных свойств личности, развитие деятельностных качеств(восстановительные мероприятия, развитие психических возможностей, коррекцияличности, достижение микроинсайта в области освоения знаний и умений, формированиеспортивного характера, устранение недостатков, развитие достоинств).
Технологияпредусматривает определенное число макро- и микроэтапов обучения, котороеявляется следствием соотношения количества соревнований в годовом периоде иколичества разделов по курсу на каждом уровне образования. В объеме работыпредставлена базовая модель, предусматривающая усредненный показатель данныхпараметров (рис. 3).
Особенностьюсистемы следует считать организацию оздоровительной работы с обучающимися входе учебной, учебно-тренировочной и соревновательной деятельности сиспользованием методов психологического консультирования, психокоррекции, психопрофилактики.Технология реализации этих видов согласуется с требованиями к проведениюпсихологической помощи4.
Оценочно-коррекционныйкомпонент рассматриваемой технологии определяется диагностикой продукта ирезультата образовательного воздействия 5. В нем следует различать элементы, связанныес текущей информацией, итоговым материалом макроэтапов и целостной целевойустановки.
Спецификапсихологической подготовки определяет и ряд особенностей в планировании (табл.2).6
Таблица1. Модель целевой установки системы психологического образования специалистовпо физической культуре и спорту (по O.K. Филатову)Специалист, обладающий психологическим образованием
 1. Требования к умениям Область использования умений Умения Тренировочная деятельность Организовать психологическое обеспечение тренировок; проводить психодиагностику, психорегуляцию, психогигиену; выполнять требования психологической подготовки к соревнованию; создавать оптимальный психологический климат в общении с руководством, другими специалистами; мотивировать себя и воодушевлять своих партнеров; организовывать коммуникативный процесс и проводить переговоры; регулировать конфликты; исследовать психологические особенности спортивной деятельности и использовать полученные сведения в спортивной практике; планировать и прогнозировать собственное развитие и развитие команды; проводить анализ тренировочной деятельность; организовывать свою и совместную с другими специалистами рутинную и творческую работу; поддерживать собственный творческий рост; использовать в деятельности психотерапевтические средства Соревновательная деятельность Осуществлять психологическое обеспечение соревнований; использовать приемы психодиагностики, психорегуляции и психогигиены в условиях соревнования; применять методы и средства спортивной психологии во время выполнения физических, тактико-технических действий; принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях; организовывать свое поведение и контролировать свои реакции; ставить цели; распределять и оценивать собственные ресурсы для реализации поставленных задач; прогнозировать продукт и результат соревновательной деятельности; планировать соревновательную деятельность 2. Требования к личностным качествам Область требований Качества Психологическая Эмоциональность в пределах нормы для данного вида спортивной специализации; открытость по отношению к партнерам и к новой информации; терпимость; развитость интуиции; стрессоустойчивость; оптимизм; развитость психических процессов, способностей, воли, характера, мотивационной сферы; самоактуализационная направленность; самосознание Мыслительная Аналитичность; быстрота реакции; развитая креативность, наблюдательность, критичность ума; рефлективность; наглядно-образный характер мышления; ситуативно-действенное мышление; гибкость, глубина и широта мыслительных операций Поведенческая Коммуникабельность; инициативность и предприимчивость; способность к импровизации; ответственность и дисциплинированность; смелость и решительность; целеустремленность; рискованность (до разумных пределов); самостоятельность 3. Объекты освоения в подготовке Область освоения Объекты освоения Знания Законы, закономерности, механизмы, процессы, явления, состояния и факты в области психологии и психологии физического воспитания и спорта, обеспечивающие общепрофессиональную, предметную и специально-профессиональную подготовку; формы, способы и приемы, методы и средства психодиагностики, психорегуляции, психогигиены, психологического исследования и психологической подготовки в спорте, дающие возможность проводить психологическое обеспечение тренировочной и соревновательной деятельности Умения и навыки Способы профессиональной деятельности и поведения Опыт Способы решения психологических проблем в спортивной деятельности; ценности и ценностные ориентации; традиции, нормы, правила и законы жизнедеятельности специалиста по физической культуре и спорту, спортсмена, учитывая спортивную специализацию Мышление Способы мыслительных операций и умение ими пользоваться в стандартных и нестандартных условиях; тактическое мышление Эмоционально-волевая сфера Эмоции; чувства; воля, сила воли; способы выражения и достижения определенных эмоций и эмоционально-волевых состояний
Таблица2. Учебный план психологического образования специалистов по физическойкультуре и спорту№ Предметная область подготовки Трудоемкость в часах Распределение по ступеням и этапам обучения Форма контроля общая по видам занятий 1 2 3 аудит. тренир. сорев. самоc. 1 2 3 4 Общепрофессиональный компонент 504 /> /> /> /> /> /> /> /> /> 1 Основы психологии физического воспитания и спорта 98 34 12 3 49 X /> /> /> Тестирование, зачет 198 68 27 4 99 /> X /> /> 2 Психологические основы физического воспитания и спорта 208 72 26 6 104 /> /> X /> Тестирование, квалификационная работа Область предметной подготовки 176 /> /> /> /> /> /> /> /> /> 3 Психология физического воспитания и спорта 176 50 30 8 88 /> /> /> X Тестирование, квалификационная работа Практический компонент 540 /> /> /> /> /> /> /> /> /> 4 Общая психологическая подготовка 306 /> 153 /> 153 X X X X Тестирование 5 Специальная психологическая подготовка 144 /> /> 72 72 X X X X Тестирование 6 Ситуативное управление 90 /> /> 45 45 X X X X Соревнование Оздоровительный компонент 1752 /> /> /> /> /> /> /> /> /> 7 Психологическое консультирование 1152 576 /> /> 576 X X X X Психологическое исследование 8 Психокоррекция 288 216 /> 72 /> X X X X Психологическое исследование 9 Психопрофилактика 384 192 /> /> 192 X X X X Тестирование /> Итого: 3044 1208 320 138 1378 /> /> /> /> />
Примечания:1. Настоящий учебный план составлен исходя из следующих данных: теоретическоеобучение и практическая (спортивная) деятельность — 171 неделя; экзаменационныесессии — 2 недели; итоговая аттестация — 3 недели; каникулы — 16 недель; всего- 192 недели. 2. Квалификационные работы (по окончании второй и третьейступеней образования) рассматриваются как вид учебной работы и итоговойаттестации. Они выполняются в пределах часов, отводимых на теоретическое ипрактическое обучение, а также за счет времени, выделяемого на подготовку иреализацию итоговой аттестации.
/>
Во-первых,интегрированный характер образовательной системы требует выделения в общейтрудоемкости часов на аудиторные, тренировочные, соревновательные занятия.
Во-вторых,необходимо провести распределение содержания образования на уровни и ступениобучения согласно классификации видов подготовки: 1) общепрофессиональныйкомпонент; 2) предметный компонент; 3) практический компонент; 4) оздоровительныйкомпонент.
Рассматриваемыйподход к организации психологической подготовки обеспечивает повышениеэффективности образовательных воздействий в направлении: а) психическогоразвития; б) становления профессионально значимых качеств личности; в) формированияпсихологической компетенции; г) развития деятельностных качеств. Наблюдаетсяактуализация связей теоретической и практической подготовки, активизацияпроцессов осмысленного отношения и использования в профессиональнойдеятельности учителя физической культуры, тренера, востребованных практикой, аспектовпсихологии на фоне рационализации и творческого преобразования специальныхзнаний, умений и навыков. Предлагаемая образовательная система позволяетконкретизировать область психологического обеспечения физкультурно-спортивнойдеятельности, функции практического психолога.
Рис.2. Ступени психологического образования специалистов по физической культуре испорту
/>
Рис.3. Базовая модель технологии психологического образования специалистов пофизической культуре и спорту/>
1Используется схема построения модели.
2Предполагается конкретизация общедидактической модели, учитывая реально данныеусловия обучения и спортивной специализации.
3Собственно технологический.
4Мероприятия должны осуществляться профессиональным психологом.
5В данном случае разделение результата на «продукт» и «собственнорезультат» условно. Предусматривается, что воздействие в итоге обученияимеет определенную продуктивность и результативность.
6В рамках работы предлагается примерный учебный план, который может бытьподвергнут корректировке, учитывая реальные условия образовательной системы иособенности видов спорта.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта lib.sportedu.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Синонимы как один из приемов создания комического в произведениях Зощенко
Реферат Особенности эмоциональной сферы младших школьников с умственной отсталостью в учебной деятельности
Реферат Особенности строения сердца спортсменов
Реферат Демография Приморского края
Реферат ­теризують найістотніші сторони розвитку старшого до­шкільника, певною мірою засвідчують повноту й цілісність його розвитку фізичного, психічного, соціального
Реферат Смета на производство
Реферат План-конспект урока-семинара по русскому языку в 11 классе на тему Лингвистический анализ текста
Реферат Облик энергосбережения
Реферат Автоматизированное проектирование железобетонных конструкций стержневых систем
Реферат Анализ конкурентной среды ООО "Элита 98" сети супермаркетов "Командор"
Реферат Frankenstein Essay Research Paper The Role of
Реферат Разработка технологического процесса для производства листа методом холодной прокатки
Реферат Проверка финансовых результатов деятельности организации при проведении аудита
Реферат Субъекты международного права. Международное космическое право.
Реферат Конюшина заяча зеленчук жовтий звіробій звичайний