НОУ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ
ИНСТИТУТ ТЕХНОЛОГИИ ТУРИЗМА
Кафедра экономики и управления
Бизнес-план
По дисциплине: ”Бизнес-планирование”
Туристическое агентство«Экстремал»
Содержание
1. Резюмедля высшего руководства
2. Краткоеописание компании
3. Услуги
4. Краткоеописание рынка
5. Стратегияи реализация
6. Резюмеменеджмента
7. Финансовыйплан
1. Резюме для высшего руководства
Компания ЭКСТРЕМАЛ существует с сентября 1999 г. Она организовывает экстремальные и спортивные туристические поездки для жителейАлтайского края. Основатели и сотрудники компании ЭКСТРЕМАЛявляются опытными профессионалами в туристическом бизнесе и горячо желаютразвивать и расширять свое дело. Успеху компании ЭКСТРЕМАЛспособствует рост туризма и экстремального туризма на 4% и 10% в годсоответственно. Кроме того, рынок экстремального туризма в Алтайском краерастет со скоростью 12% в год, причем в этом районе нет компаний,специализирующихся именно на этой разновидности путешествий. Имея штат опытныхсотрудников, превосходное расположение и эффективный менеджмент, компания ЭКСТРЕМАЛ может воспользоватьсяпреимуществами своего быстрого развития и отсутствием конкуренции. В районеВерхнегорска, как и в остальных областях Алтая, живет много энтузиастов отдыхана природе. Основными заказчиками компании ЭКСТРЕМАЛявляются как отдельные приверженцы здорового образа жизни, так и их группы,интересующиеся экстремальными видами спорта, например, ходьбой на лыжах,сплавом на байдарках, горными восхождениями и т.п. Целевым рынком для компании ЭКСТРЕМАЛ является уже освоенная егониша. Компания ЭКСТРЕМАЛ стремится специализировать идифференцировать свои услуги. По сравнению с остальными компаниями, работающимив этой сфере, цены, предлагаемые компанией ЭКСТРЕМАЛ,являются вполне конкурентными. По оценкам объем продаж в течение первого годабудет равен 4 300 000 руб.и в течение следующих двух лет вырастет до 6 000 000 руб.Цели
· Достигнуть ежегодного роста прибылина уровне не менее 10%.
· Организовать рекламу компании воздоровительных центрах, спортивных клубах и на базах отдыха.
· К концу третьего года обеспечить15% продаж через сеть Internet.
· Захватить лидерство в областиэкстремального туризма в Алтайском крае.Миссия
Компания ЭКСТРЕМАЛ —это туристическое агентство, специализирующееся на организации экстремальныхпутешествий. Мы обеспечиваем консультации и организацию поездок, предоставляякомплекс туристических услуг. Цель компании ЭКСТРЕМАЛ— стать основным провайдером услуг в сфере экстремального туризма в Алтайскомкрае. Сотрудники и владельцы компании являются энтузиастами приключений иотдыха на природе. Кроме того, все они — опытные мастера своего дела.Компания ЭКСТРЕМАЛ стремитсяпредоставить весь комплекс услуг, связанных с переездом, размещением иудовлетворением потребностей в соответствии с интересами, платежеспособностью иопытом как новичков в сфере экстремального туризма, так и ветеранов этогодвижения.Ключик успеху
·Эффективная сегментация рынкатуристических услуг и целевого рынка экстремального туризма.
·Позиционирование в качествеспециалистов в области экстремального туризма.
·Реклама высокого качества своихуслуг путем личного общения и через средства массовой информации.
·Организация базы, состоящей изпостоянных клиентов.2. Краткое описание компании
КомпанияЭКСТРЕМАЛ —это универсальное агентство, предоставляющее стандартные услуги туристическихагентств, включая заказ авиабилетов и организацию туристических поездок.Владельцыкомпании
Компания ЭКСТРЕМАЛ является частнымпредприятием. Ее единственным владельцем является Валентина Кругосветова. Внастоящее время она изучает возможность привлечения к бизнесу других партнеров,но это решение будет принято по истечении 18 месяцев деятельности компании.Плансоздания компании
На создание компании ЭКСТРЕМАЛ понадобится 2,445 млн.руб. Этисредства будут частично внесены владельцем компании, а частично обеспеченыдолгосрочным банковским займом, сделанным в Энском кредитном банке.
· Затраты. К основным затратам относятся аренда помещения,приобретение офисного оборудования, оплата консультантов, оформление страховыхполисов, оплата коммунальных услуг и т.д. Самым крупным приобретением на этапесоздания компании станут компьютеры.
· Активы. Основными активами являются деньги и компьютеры.
· Инвестиции. Основная часть инвестиций будет обеспеченазаймом в Энском кредитном банке. Остальная часть будет покрыта за счетсобственных средств Валентины Кругосветовой.
· Займы. Единственным займом будет кредит на сумму855 тыс. руб., взятый в Энском кредитном банке.
Таблица 1. Затраты на создание компании
Начальные затраты
Юридические расходы 100 000,00р. Канцелярские и офисные товары 25 000,00р. Контракты с авиакомпаниями 900 000,00р. Контракты с базами отдыхов 800 000,00р. Компьютеры и сети 220 000,00р. Оборудование для туризма 400 000,00р.
Общие затраты
2 445 000,00р.
Активы
Денежные средства 475 000,00р. Ценные бумаги 450 000,00р. Дебиторская задолженность 490 000,00р. Товарно-материальные запасы 800 000,00р. Другие текущие активы 10 000,00р.
Общие активы
2 225 000,00р.
Нехватка капитала для начала работы
–220 000,00р. Местоположениеи возможности компании
Компания ЭКСТРЕМАЛ рассматривает три возможныхместа для открытия офиса. Все они расположены в г. Верхнегорске. Площадькаждого из этих офисов колеблется от 800 до 1000 кв. м. КомпанияЭКСТРЕМАЛ станет одним из30 туристических агентств, расположенных в районе с населением325 000 жителей. Однаков своей округе компания ЭКСТРЕМАЛстанет единственным туристическим агентством.3. Услуги
Компания ЭКСТРЕМАЛ планирует организовыватьтуристические походы отдельных и корпоративных клиентов, помогая им выбратьмаршрут, в также обеспечивая их высококачественным снаряжением, размещением иразвлечениями. Компания ЭКСТРЕМАЛстремится выделиться среди остальных туристических агентств, действующих вВерхнегорском районе.Описаниеуслуг
Компания ЭКСТРЕМАЛ планирует предоставлять своимклиентам стандартный комплекс услуг, включая заказ авиабилетов и продажупутевок (travelpackage). К дополнительнымуслугам относятся помощь в оформлении заграничных паспортов, обеспечениетуристов высококачественным снаряжением, размещением и развлечениями,организация поездок в необычные места и нестандартных путешествий. Компания ЭКСТРЕМАЛ предлагает клиентам своизнания и опыт, сравнительно невысокие цены и целенаправленную специализацию наэкстремальных путешествиях, обещая туристам полное удовлетворение ихпотребностей. Решение сосредоточить свое внимание на развитии экстремальноготуризма компания ЭКСТРЕМАЛобосновываетссылками на экономические показатели, свидетельствующие о повышенном спросе натакие услуги, а также на отсутствие в Верхнегорском районе настоящихспециалистов в этой области. Сотрудники компании ЭКСТРЕМАЛнадеются, что их опыт и энтузиазм вдохновят клиентов на регулярные занятияэкстремальными видами туризма.
Рынок путешествий итуризма разделен на две основные категории: стандартные и экстремальныепутешествия. Каждый из этих сегментов рынка требует от туристов повышеннойактивности и атлетической подготовки. Кроме того, экстремальные путешествия,как следует из их названия, сопряжены с определенным риском и требуютповышенного уровня подготовки. Стандартные туристические подходы проходят вболее щадящем режиме. Исследования рынка показывают, что спрос на туристическиеуслуги растет. Компания ЭКСТРЕМАЛзанимает нишу высокопрофессионального туризма, ориентированного на спортивные команды.Все поставщики, с которыми планирует работать компания ЭКСТРЕМАЛ, являются профессионалами своего делаи готовы оказать наиболее качественные услуги как при выборе снаряжения, так ипри организации похода.Конкуренция
В сфере туристическогобизнеса, как и в любой другой отрасли, идет острая конкурентная борьба. Сеть Internetпредоставляет агентствам и отдельным людям широкие возможности при выборемаршрутов и снаряжения. Агентства авиакомпаний предлагают билеты со скидкой,создавая повышенную конкуренцию цен. Вследствие этого вновь создаваемыекомпании должны затрачивать на первом этапе все больше денежных средств. Крометого, обостренная конкуренция вынуждает мелкие туристические агентства искатьузкую специализацию, в которой они могли бы извлекать большие доходы, невступая в борьбу с крупными туристическими фирмами. Компания ЭКСТРЕМАЛ выбрала нишу экстремальноготуризма в Верхнегорском районе. Однако не следует рассчитывать, что крупныетуристические агентства примут этот факт п внимание и станут направлять своихклиентов в Верхнегорск. Наоборот, компании ЭКСТРЕМАЛпридется самостоятельно организовывать туристические поездки и устанавливатьконтакты со своими клиентами.Выпускинформационных материалов
Компания ЭКСТРЕМАЛ должна собрать рекламные материалыо компаниях, сдающих снаряжение напрокат, транспортных компаниях и т.п. фирмах,предоставляющих услуги в сфере туристического бизнеса. Кроме того, компания ЭКСТРЕМАЛ должна самостоятельновыпустить рекламный буклет с информацией о своих услугах и разослать их своимпотенциальным клиентам. По мере необходимости можно рассылать дополнительныерекламные объявления по почте. Кроме того, следует организовать базу данных оклиентах, сделавших заказ в компании ЭКСТРЕМАЛ.Реализация
Компания ЭКСТРЕМАЛ уже установила связь сфирмами, предоставляющими услуги в сфере туристического бизнеса. Двеавиакомпании согласились продавать билеты по заказу компании ЭКСТРЕМАЛ со скидкой. Это позволитсэкономить 10% средств за счет туристической надбавки на билет. Кроме того,компания ЭКСТРЕМАЛпланируетразместить рекламные объявления в общенациональных изданиях, стремясьустановить контакты с потенциальными клиентами в России и во всем мире.Компания рассчитывает, что в некоторых случаях валовая маржа при заключенииконтрактов будет подниматься до 25%. Контингент заказчиков будет постояннорасти. По мере своего развития компания будет регулярно размещать рекламныеобъявления в массовых изданиях и участвовать в выставках.Технология
Компания ЭКСТРЕМАЛ рассчитывает на использованиеобщенациональной компьютерной сети заказов через Internet.Это позволит клиентам быстро делать правильный выбор и осуществлять заказ.Кроме того, эта система позволит компании ЭКСТРЕМАЛповысить эффективность работы с партнерами, а также поддерживать базу данных.Будущиеуслуги
В будущем компания ЭКСТРЕМАЛ планирует открыть нескольконовых офисов. Кроме того, по мере развития рынка туристических услуг, компания ЭКСТРЕМАЛ может выйти на новыесегменты рынка. Компания ЭКСТРЕМАЛпостоянно изучает потенциальные возможности. Ее цель — стать основнымпровайдером услуг в сфере экстремального туризма на Алтае.4. Краткое описание рынка
В первое время компанияЭКСТРЕМАЛ планирует сосредоточиться на экстремальных видах туризма вВерхнегорском районе. Экстремальные путешествия относятся к категорииразвлекательного туризма. Доходы от этого вида туризма в России например,достигают 50 млрд. руб. в год. Экстремальные путешествия можно разделитьна безопасные и рискованные. Например, в России рынок безопасных путешествийоценивается в 40-50 млрд. руб., а рискованных — 12-15 млрд. руб.Сегментациярынка
Целевыми клиентамикомпании ЭКСТРЕМАЛ являются следующие группынаселения.
· Семейные пары и отдельныезаказчики, занимающиеся экстремальным туризмом. Эта группа потребителей соответствуетдемографическому профилю экстремальных туристов — в возрасте 25–35 лет,женаты (замужем) с доходом от 1млн. руб. в год.
· Группы экстремалов. В эти группы входят члены местных спортивныхорганизаций, например, клубов велосипедистов или гребцов на байдарках.
· Корпоративные любителиэкстремального отдыха. КомпанияЭКСТРЕМАЛ ориентируется на местныхбизнесменов, предлагая им скидки.
Компания ЭКСТРЕМАЛ планирует в первую очередьсосредоточиться на освоении рынка Верхнегорского района. По мере своего ростамаркетинговые усилия будут распространены на другие регионы. Основныезаказчики, соответствующие критериям целевого рынка компании ЭКСТРЕМАЛ, живут в крупных городах.
Среднестатистическийтурист, предпочитающий экстремальные путешествия, — это мужчина в возрастеот 18 до 34 лет. Однако в категорию экстремальных туристов входит всебольше женщин (некоторые статистические данные свидетельствуют о том, чтоколичество женщин, занимающихся этими видами туризма, составляет 49% потребителейтуристического рынка). Как правило, мужчины тратят на экстремальные путешествиябольше денег, чем женщины. Основными клиентами компании ЭКСТРЕМАЛявляются семейные пары в возрасте от 25 до 35 лет, имеющие детей и годовымдоходом выше 1 млн. руб.
Таблица 2. Анализ целевого рынка
Анализ рынка
Рыночные сегменты
2007
2008
2009 Любители экстремального туризма в России 9 900 000,00р. 10 890 000,00р. 11 979 000,00р. Любители экстремального туризма в Верхнегорском районе 115 000,00р. 132 250,00р. 152 088,00р. Internet 3 600 000,00р. 4 320 000,00р. 5 184 000,00р.
Всего
13615 000,00р.
15342 250,00р.
17315 088,00р.
Стратегиясегментации целевого рынка
Офис компании ЭКСТРЕМАЛ расположен в серединеАлтайского края. Природные красоты и изобилие развлечений на открытом воздухепривлекают много жителей этого региона. В расчете на душу населения в этомрегионе больше жителей, занимающихся альпинизмом и водными видами спорта,такими как водные лыжи, скалолазание, плавание на байдарках, сплав по горнымрекам, поездки на горном велосипеде и т.п. Именно эти люди образуют целевойрынок компании ЭКСТРЕМАЛ, которая планируетсосредоточить свою деятельность на организации и осуществлении экстремальныхпутешествий как для частных лиц, так и для корпоративных клиентов, работающих вВерхнегорском районеПотребности рынка
Организацияэкстремальных путешествий представляет собой специальный вид услуг, требующихнемалого опыта и знаний. Многие потенциальные заказчики, как правило, плохознают местность, в которую собираются отправиться. Одним из основных достоинствтуристических агентств является детальное знание маршрутов, по которым онипроводят туристов. Заказчики ищут агентства, которые могут дать им хорошийсовет за умеренную плату. Компания ЭКСТРЕМАЛуверена в своей компетентности и способности удовлетворить потребноституристов. Она может сэкономить время и деньги своих клиентов и сделать все,чтобы они получили удовольствие от путешествия.Тенденции рынка
Примечательнойособенностью туристической отрасли является постоянное сокращение объемавмешательства государства в экономику. Это обостряет конкуренцию и стимулируетдифференциацию. За последнее время цены на авиационные и другие услуги,связанные с обеспечением поездок, существенно снизились. Кроме того, основнымитенденциями рынка стали установление ограничений на размер комиссионных,взимаемых туристическими агентствами со многих авиалиний, особенно приорганизации экстремальных путешествий, а также сокращение размера прибыли. Втечение своей жизни 20% взрослого населения России, т.е. 60 млн.человек, совершили экстремальную поездку, причем 30 млн. из них совершилиих в последние пять лет. Тридцать пять миллионов взрослых людей испытали острыеощущения, занимаясь сплавом на плотах, плаванием с аквалангом и ездой на горныхвелосипедах. Еще 25 млн. человекзанимаются как рискованными, так и умеренными видами туризма Таким образом,экстремальный туризм продолжает развиваться.Рост рынка
Туристический бизнеспродолжает развиваться. Это объясняется благоприятным состоянием экономики иудешевлением поездок. Количество туристических поездок в 2004 г. выросло на 3,2% и на 2,0% в 2005 г. Благоприятноесостояние экономики стимулировало развитие бизнеса, что в свою очередь, привелов резкому росту количества деловых поездок внутри страны: на 4,8% в 2004 г. и 3,6% — в 2005 г. Количество экстремальных путешествий, совершенных жителями России, растет на 10%в год. Этотсегмент рынка является одним из наиболее быстро растущих в туристическомбизнесе. Статистические данные свидетельствуют о том, что в 2005 г. туристические услуги оказывали 8 000 компаний, что довело их оборот до7 млрд. руб. С 2000 по 2005 гг. количество руководящихсотрудников, отправившихся в туристическую поездку, выросло на 50%.Состояниеиндустрии
Согласно даннымисследовательских отчетов туристическая индустрия образует третий по величинерынок и в 2010 г. выйдет на первое место. За последнее десятилетие доходыот туризма в России выросли приблизительно на 100% и превышают 100 млрд. руб. вгод. Рынок путешествий и туризма разделен на две основные категории: деловые иразвлекательные поездки. Бизнес в каждой из категорий приносит примерно по 45%доходов в сфере туризма. Оставшаяся доля доходов приходится на сегментпутешествий, сочетающих деловые и развлекательные цели. Далее рынокподразделяется на внутренний и внешний. Внутренний рынок путешествий приноситпримерно 70% доходов в области туризма. Рынок деловых поездок разделяетсяна две категории: большую группу образуютпоездки сотрудников крупных корпораций, а меньшую —вояжи независимых предпринимателей. Туристы, предпринимающие развлекательныепоездки, классифицируются по типу путешествий, доходу и возрасту. Они образуютчетыре основные группы.
1. Экстремальные путешествия, специализированные поездки.
2. Богатые путешественники.
3. Путешественники со скромными доходами.
4. Семьи, студенты и пенсионеры.Участники рынка
В сфере туристическогобизнеса, как и в любой другой отрасли, существуют крупные общенациональныесети, небольшие компании, Internet-компаниии пр. О количестве потенциальных конкурентов на этом рынке можно судить поколичеству членов туристических ассоциаций. Российская ассоциация туристическихуслуг сообщает о 25 000 членах,большинство из которых представляют собой мелкие компании. Кроме того, многиеагентства не входят в эти ассоциацию, а являются членами одной из35 организаций, объединяющих туристические фирмы, работающие в стране. ВВерхнегорском районе работают около 30 непосредственных конкурентовкомпании ЭКСТРЕМАЛ. К ним относятся и дваагентства, входящие в общенациональные туристические сети.Виды распределения
Основным способомраспределения услуг в туристическом бизнесе является цепочка поставщик – агент– клиент. Распределение услуг в звене поставщик – агентство регулируетсясетевыми системами. Туристические агентства, являющиеся участниками этойсистемы, получает туристический ваучер на незаполненный авиабилет. Агентстванесут ответственность за правильное хранение и сбор оплаты туристическихваучеров. Однако в последнее время оптовые посредники стали скупать крупныепартии авиабилетов и перепродавать со скидкой.Основные конкуренты иповедение клиентов
Планируя свой отдых,люди анализируют массу возможностей. Уже на этом этапе возникает остраяконкуренция между разными видами отдыха. Потенциальный заказчик может решитьсъездить в национальный заповедник, совершить плавание на байдарках иличто-либо еще. Другие заказчики выбирают более дешевые и традиционные видыотдыха. Некоторые люди вообще отказываются от поездок, предпочитая другие видыотдыха. Таким образом, все туристические агентства находятся в виртуальнойконкуренции друг с другом. На выбор заказчика влияет его образ жизни, возраст идоход. Люди, предпочитающие экстремальные виды отдыха, как правило, ведутспортивный образ жизни и совершают путешествия каждый год.Основные конкуренты
1. Компания Лес и Хвоя. Имеяштаб-квартиру в Санкт-Петербурге, компания Лес и Хвояявляется широко известным и весьма уважаемым туристическим агентством,признанным во всем мире. Уже более 20 лет эта компания оказываетинтегрированные услуги в области туристического бизнеса и организовываетэкстремальные туристические путешествия. Она обеспечивает полный контроль завсеми аспектами отдыха своих клиентов. Сильными сторонами этой компанииявляется отличная репутация, высококачественный сервис, экономия, обусловленнаямасштабом компании, и стратегическое партнерство с другими фирмами. Однако ееуслуги довольно дороги и ориентированы, в основном, на богатых клиентов.
2. Компания Вокруг Света.Эта компания представляет собой традиционное агентство и работает более 10 лет.Много лет она настойчиво внедрялась в сферу экстремального туризма и, наконец,добилась признания. Ее сила заключается в опыте, репутации икредитоспособности. Слабости компании Вокруг света —это высокая текучесть кадров и отсутствие ясного плана развития в будущем.
3. Компания Риск. Компания Риск была организована в 1995 г. и успешно зарекомендовала себя как команда специалистов по организации экстремальныхтуристических путешествий. Штаб-квартира компании находится в Иркутске.Компания Риск обладает хорошими специалистами имаркетинговыми возможностями. Кроме того, район Иркутска представляет собойкрупный рынок экстремального туризма. В то же время, в этом районе междутуристическими агентствами идет ожесточенная конкуренция.5. Стратегияи реализация
Для того чтобы добитьсясвоей цели компания ЭКСТРЕМАЛ разработаладве стратегии.
Стратегия 1. Добитьсяпризнания своей торговой марки с помощью эффективной рекламы, маркетинга ипродвижения.
Стратегия 2. Увеличитьдоходы и сократить расходы, организовав группы постоянных и корпоративныхклиентов.Себестоимость
Данные о себестоимостиприведены в табл. 3.
Таблица 3. Себестоимость
Себестоимость
Товар
2007
2008
2009 Рынок Верхнегорска 50 000,00р. 60 000,00р. 70 000,00р. Общенациональный рынок 60 000,00р. 70 000,00р. 80 000,00р. Internet 40 000,00р. 50 000,00р. 60 000,00р. Корпоративный рынок 50 000,00р. 60 000,00р. 70 000,00р.
Общая себестоимость
200 000,00р.
240 000,00р.
280 000,00р.
Предложение
Компания ЭКСТРЕМАЛ предлагает своим клиентамсвои знания и опыт, сравнительно невысокие цены и целенаправленнуюспециализацию на экстремальных путешествиях, обещая туристам полноеудовлетворение их потребностей.Конкурентноепреимущество
Преимуществомкомпании ЭКСТРЕМАЛ является ее менеджмент, штатопытных сотрудников, изобретательный маркетинг и целеустремленность. Усиливаясвои положительные стороны, компания ЭКСТРЕМАЛ может извлечь выгодуиз своих преимуществ и отразить угрозы.Маркетинговаястратегия
Компания ЭКСТРЕМАЛ считает, что цель еедеятельности — поиск и поддержка заказчиков. Ее маркетинговая стратегияподчинена этой цели и является основой ее репутации в Верхнегорском. Несмотряна то что компания ЭКСТРЕМАЛ занимаетсятуристическим бизнесом, она способна предоставить намного больше услуг.Компания ЭКСТРЕМАЛ предлагает своим клиентамприключения и свободу. Многие из клиентов компании ЭКСТРЕМАЛбольше 50 недель в году проводят в офисе. Компания ЭКСТРЕМАЛ предоставляетим возможность освободиться от повседневных обязанностей и вспомнить своюлюбовь к приключениям и путешествиям. Это улучшит их здоровье, повыситнастроение, изменит самооценку и принесет массу удовольствия. Компания экстремал гарантирует высокое качествосвоих услуг. Ее заказчики могут сэкономить свое время и деньги, не сомневаясь вуспехе.Позиционирование
Компания ЭКСТРЕМАЛ является основнымтуристическим агентством в области экстремальных путешествий. Ее клиентамиявляются как индивидуальные, так и корпоративные клиенты. Опыт и энтузиазмсотрудников компании воплощены в высококачественных услугах, ценностях исоветах, представляемых ее клиентам.Ценообразование
Большинство цен науслуги компании ЭКСТРЕМАЛ определяетсярыночными стандартами. Компания ЭКСТРЕМАЛстремится поддерживать прибыль на уровне 10% для всех направленийавиаперевозок. Прибыли, общества.
полученные от всехдругих услуг, предоставляемых компанией, сильно зависят от партнеров, но всреднем ожидаются на уровне 20%. Компания ЭКСТРЕМАЛстремится придерживаться политики конкурентоспособного ценообразования. Однако,поскольку компания ЭКСТРЕМАЛ считаетсяосновным поставщиком услуг в сфере экстремального туризма, она собираетсяустанавливать надбавки на свои цены.Стратегия продвижения
На протяжении первогогода компания ЭКСТРЕМАЛ планирует провести церемониюоткрытия, а также ряд спортивных мероприятий. Среди этих мероприятийпланируются соревнования по внедорожному триатлону, десятикилометровому кроссуи пятикилометровому бегу с препятствиями, а также гонки на горных велосипедах.В качестве призов компания ЭКСТРЕМАЛпланирует раздавать путевки и другие предметы. Все сотрудники компании ЭКСТРЕМАЛ являются членами местныхспортивных клубов и, общаясь с другими членами этих клубов, должнырекламировать ее услуги. В ходе церемонии открытия и других мероприятий будетраспространяться литература о путешествиях и экстремальных видах туризма.Компания начнет переговоры с руководством местных оздоровительных центров,пытаясь найти новых стратегических партнеров. Основными источниками информациио компании ЭКСТРЕМАЛ должны статьспециализированные издания. Кроме того, целесообразно использовать местныерадиостанции. Важной частью рекламной кампании должно стать личное общение, ателефонный маркетинг следует ограничить. Помимо этого, компания планируетиногда проводить распродажи в Верхнегорском районе, например, в супермаркетах.Цель компании ЭКСТРЕМАЛ —добиться личного контакта между ее сотрудниками и членамиСтратегия распределения
Во-первых, стратегиякомпании ЭКСТРЕМАЛ сосредоточена наВерхнегорском районе, который она обслуживает непосредственно. Во-вторых,компания ЭКСТРЕМАЛ ищет выход в сеть WorldWide Web.Эти два направления должны укрепить репутацию компании.Маркетинговые программы
Для достижениямаркетинговых целей компания ЭКСТРЕМАЛпланирует развернуть широкомасштабную рекламную кампанию. Исследованиядемографических характеристик целевого рынка компании ЭКСТРЕМАЛпоказывают, что наиболее эффективной является реклама в виде специальныхпубликаций в прессе и передач на местных радиостанциях. Кроме того, необходимоорганизовать прямое взаимодействие с оздоровительными центрами, супермаркетами,спортивными клубами и пр.Стратегияпродаж
Компания ЭКСТРЕМАЛ предлагает своим клиентамуслуги, позволяющие им вести здоровый и активный образ жизни. Компания ЭКСТРЕМАЛ предоставляет им возможностьосвободиться от повседневных обязанностей и вспомнить свою любовь кприключениям и путешествиям. Это улучшит их здоровье, повысит настроение,изменит самооценку и принесет массу удовольствия. Компания ЭКСТРЕМАЛ гарантирует высокое качествосвоих услуг. Ее заказчики могут сэкономить свое время и деньги, не сомневаясь вуспехе.Прогноз продаж
Прогноз ежемесячныхпродаж приводится в табл. 4.
Таблица 4. Прогноз продаж
План продаж
2007
2008
2009 Рынок Верхнегорска (индивидуальные заказчики) 6 000 000,00р. 7 000 000,00р. 8 000 000,00р. Рынок Верхнегорска (индивидуальные заказчики) 6 000 000,00р. 7 000 000,00р. 8 000 000,00р. Общенациональный рынок 7 000 000,00р. 8 000 000,00р. 9 000 000,00р. Internet 4 000 000,00р. 5 000 000,00р. 6 000 000,00р. Корпоративный рынок 5 000 000,00р. 6 000 000,00р. 7 000 000,00р.
Совокупный объем продаж
22 000 000,00р.
26 000 000,00р.
30 000 000,00р.
Затраты на продажи
2007
2008
2009 Рынок Верхнегорска (индивидуальные заказчики) 1 000 000,00р. 1 200 000,00р. 1 400 000,00р. Общенациональный рынок 1 200 000,00р. 1 400 000,00р. 2 000 000,00р. Internet 1 000 000,00р. 1 100 000,00р. 1 200 000,00р. Корпоративный рынок 1 100 000,00р. 1 200 000,00р. 1 400 000,00р.
Общие затраты на продажи
4 300 000,00р.
4 900 000,00р.
6 000 000,00р. Стратегическиепартнеры
Стратегическимипартнерами компании ЭКСТРЕМАЛ являются Верхнегорский спортивный клуб, Алтайский туристический клуб, Спортивный клуб Верхнегорскаи некоторые местные компании. Кроме того. в течение нескольких лет будутзаключены договоры о партнерстве с некоторыми общероссийскими и иностраннымикомпаниями.Календарныйплан
Контрольные отметкиуказаны в таблице. Эти иллюстрации отражают точку зрения компании ЭКСТРЕМАЛ на важность поставленныхцелей, поскольку именно цель определяет стратегию и тактику компании.
Таблица 5. Календарный план
Контрольные отметки
План
Начало Конец Смета, руб. Менеджер Отдел Реклама в средствах массовой информации
1.9.
2007
1.1.
2008 150000 Иванов Маркетинга Реклама в средствах массовой информации
1.9.
2007
1.1.
2008 150000 Иванов Маркетинга Поиски стратегических партнеров
1.9.
2007
1.3.
2008 200 000 Иванов Маркетинга Реклама открытия
1.10.
2007
1.4.
2008 80 000 Сотрудники Маркетинга Первая торговая презентация
12.4.
2007
15.4.
2008 100 000 Иванов и Петров Маркетинга Завершение Web-сайта
1.9.
2007
1.12.
2008 500 000 Иванов Общий Работа с корпоративными заказчиками
1.9.
2007
1.7.
2008 100 000 Сидоров Бухгалтерия Программа работа с индивидуальными клиентами
1.9.
2007
1.1.
2008 100 000 Кругосветова Отдел по работе с заказчиками Всего, руб. 2580000 6.Резюме менеджмента
Генеральным директоромкомпании является Валентина Кругосветова. Однако компания ЭКСТРЕМАЛ представляет собой маленькуюкомпанию и ее сотрудники совмещают несколько должностей. Следует отметить, чтокаждый из менеджеров компаний влияет на принятие решений, касающихся всейкомпании. Основным требованием, предъявляемым ко всем сотрудникам компании ЭКСТРЕМАЛ, является пятилетний опытработы в сфере туризма, сертификат инструктора и высокий уровеньпрофессиональных знаний.Организационнаяструктура
На первом этапе вкомпании ЭКСТРЕМАЛ будут работать четырепостоянных сотрудника.
Генеральный директор ипрезидент. Валентина Кругосветова, 37 лет,бакалавр по маркетингу и менеджменту, Барнаульский университет. Валентина 12лет работала в сфере туризма, причем последние пять лет она работала менеджеромв компании Крузенштерн. Будучи менеджером этойкомпании Валентина подняла ее прибыль на 15 млн. руб. и организовалаподразделение экстремального туризма. Кроме того, Валентина является мастеромспорта по горному туризму, четыре года занимается сплавом на байдарках погорным рекам, 25 лет занимается велосипедным спортом, в том числе, тригода участвовала в соревнованиях.
Директор по маркетингуи рекламе. Иван Иванов, 31 лет, бакалавр потуризму, Верхнегорский институт культуры и туризма. Иван провел пять лет вкачестве инструктора по экстремальному туризму, а затем три года работалписателем в рекламном агентстве. Иван является мастером спорта по альпинизму ипокорил несколько «восьмитысячников».
Бухгалтер.Петр Петров, 45 лет, бакалавр по бухгалтерскому учету, Институт народногохозяйства г. Энска. Петр заядлый спортсмен, много лет занимающийся спортивнымориентированием. После окончания института он четыре года работал в налоговыхорганах, а затем перешел на работу в благотворительный фонд. Петр имеет богатыйопыт охотника и рыболова. За время работы на разных должностях он завел многополезных связей среди местных бизнесменов. Эти связи можно использовать длярекламы услуг компании ЭКСТРЕМАЛ.
Главный инструктор.Мария Сусанина, сертифицированный инструктор по туризму. Имеет восьмилетнийопыт работы в качестве проводника. Увлекается бегом и плаванием. Мария многопутешествует и непосредственно знает многие маршруты, представляющие интересдля туристов. В частности, она совершила однолетнее путешествие по лесамРоссии, четырехмесячную поездку в сибирскую тайгу, а также четырехмесячноепутешествие по северным рекам.Штатноерасписание
Штатное расписаниесоставлено, исходя из планов компании на начало года. В течение первыхдвух-трех лет компания не намерена расширять штат сотрудников.
Таблица 6. Штатное расписание
Штатное расписание
Затраты на штаты
2007
2008
2009 Генеральный директор 30 000,00р. 30 000,00р. 30 000,00р. Бухгалтер 25 000,00р. 25 000,00р. 25 000,00р. Инструктор 45 000,00р. 45 000,00р. 45 000,00р. Директор по маркетингу 20 000,00р. 20 000,00р. 20 000,00р. Другие 45 000,00р. 45 000,00р. 45 000,00р.
Всего:
165 000,00р.
165 000,00р.
165 0,00р. 7.Финансовыйплан
Финансовый планкомпании подробно описан в следующих разделах. По первоначальным оценкам напротяжении первых двух кварталов доходы компании будут расти медленно. Частичноэто объясняется малой осведомленностью потенциальных клиентов и сезоннымифакторами. Оценки дохода получены на основе информации, предоставленныхстатистическими агентствами. Компания ЭКСТРЕМАЛ имеет достаточно денежных средств,чтобы скомпенсировать трудности начального периода. Затем объемы продаж идоходы компании должны вырасти. Таким образом, приведенный финансовый планявляется консервативным, но вполне реалистичным.Баланс
Баланспродемонстрирован в табл. 7.
Таблица 7. БалансПлановый баланс Активы 2007 2008 2009 Изменение в значении Денежные средства 475000,00р. 500000,00р. 600000,00р. 125 000,00р. Ценные бумаги 450000,00р. 900000,00р. 1200000,00р. 750 000,00р. Дебиторская задолженность 490000,0р. 500000,00р 550000,00р 60 000,00р Товарно-материальные запасы 800000,00р 900000,00р 1000000,00 200 000,00р. Другие текущие активы 10 000,00р. 15 000,00р. 20 000,00р. 10 000,00р. Общие текущие активы 2225000,00р. 2815000,00р. 3370000,00р. Недвижимость и оборудование 100000,00р. 120000,00р. 150000,00р. 50 000,00р. Минус накопленные амортизационные отчисления 20 000,00р. 30 000,00р. 40 000,00р. 20 000,00р. Чистая недвижимость и оборудование 80 000,00р. 90 000,00р. 110000,00р. 30 000,00р. Нематериальные активы 50 000,00р. 78 500,00р. 90 000,00р. 40 000,00р. Другие активы 10 000,00р. 20 000,00р. 20 000,00р. 10 000,00р. Общие активы 2365000,00р. 3004405,00р. 3590905,00р. Обязательства и капитал акционеров Краткосрочные обязательства 300000,00р. 400000,00р. 600000,00р. 300 000,00р. Кредиторска язадолженность 200000,00р. 300000,00р. 400000,00р. 200 000,00р. Налог на прибыль к уплате 100000,00р. 300000,00р. 400000,00р. 300 000,00р. Начисленные расходы 100000,00р. 120000,00р. 150000,00р. 50 000,00р. Другие текущие обязательства 300000,00р. 300000,00р. 300000,00р. 0,00р. Общие текущие обязательства 1000000,00р. 1420000,00р. 1850000,00р. Долгосрочные обязательства 500000,00р. 500000,00р. 500000,00р. 0,00р. Другие долгосрочные обязательства 100000,00р. 100000,00р. 100000,00р. 0,00р. Общие обязательства 1600000,00р. 600000,00р. 600000,00р. Обычные акции 400000,00р. 500000,00р. 600000,00р. 200 000,00р. Займы 365000,00р. 484405,00р. 540905,00р. 175 905,00р. Общий капитал акционеров 765000,00р. 984405,00р. 1140905,00р. 375 905,00р. Общие обязательства и капитал акционеров 2365000,00р. 3004405,00р. 3590905,00р. 1 225 905,00р.
Прогнозприбылей и убытков
По оценкам компании ЭКСТРЕМАЛ увеличение доходностипроизойдет в третьем квартале. Кроме того, мы ожидаем, что валовая маржа вовтором году поднимется с 20% до 22%.
бизнес план туристический агентство
Таблица 8. План прибылей и убытков
План прибылей и убытков
2007
2008
2009 Чистая выручка от реализации продукции 22000 000,00р. 26000 000,00р. 30000 000,00р. Себестоимость реализованной продукции 200 000,00р. 240 000,00р. 280 000,00р. Валовая прибыль 21800 000,00р. 25760 000,00р. 29720 000,00р. Общие расходы 4 465 000,00р. 5 065 000,00р. 6 165 000,00р. Амортизация 30 000,00р. 40 000,00р. 50 000,00р. Общие операционные расходы 4 495 000,00р. 5 105 000,00р. 6 215 000,00р. Операционная прибыль 17305 000,00р. 20655 000,00р. 23505 000,00р. Расходы на уплату процентов 75 000,00р. 105 000,00р. 150 000,00р. Другие неоперационные расходы 20 000,00р. 30 000,00р. 40 000,00р. Общие неоперационные расходы 95 000,00р. 135 000,00р. 190 000,00р. Прибыль до уплаты налога на прибыль 17210 000,00р. 20520 000,00р. 23315 000,00р. Налог на прибыль 6 540 000,00р. 7 728 000,00р. 8 916 000,00р.
Чистая прибыль
10670 000,00р.
12792 000,00р.
14399 000,00р. Денежныепотоки
Денежные потокипредставлены в табл. 9.
Таблица 9. Денежные потоки
План движения денежных средств
Денежные потоки от операционной деятельности
Чистая прибыль 14399 000,00р. Приведение в соответствие чистой прибыли и чистого денежного потока от операционной деятельности: Амортизация 50 000,00р. Изменения в активах и обязательствах Увеличение дебиторской задолженности 60 000,00р. Увеличение товарно-материальных запасов 200 000,00р. Увеличение кредиторской задолженности 200 000,00р. Изменение других активов 10 000,00р.
Чистый денежный поток от операционной деятельности 14919 000,00р.
Денежные потоки от инвестиционной деятельности
Капитальные затраты 10 000,00р. Покупка ценных бумаг 20 000,00р. Другое 10 000,00р.
Чистый денежный поток от инвестиционной деятельности 40 000,00р.
Денежные потоки от финансовой деятельности Чистое увеличение долгосрочных займов 500 000,00р. Выплаченные дивиденды 20 000,00р.
Чистый денежный поток от финансовой деятельности 520 000,00р.
Чистое увеличение (уменьшение) денежных средств 15479 000,00р. Денежные средства в начале плана 475 000,00р. Денежные средства в конце плана 600 000,00р. Анализбезубыточности
Результаты анализа,включая месячное количество заказов и их объемы, обеспечивающие безубыточность,приведены в табл. 10. Анализ безубыточности основан на предположении, чтоваловая маржа равна 20%. Эта оценка является консервативной.
Таблица 10. Анализ безубыточностиАнализ безубыточности Безубыточный объем продаж, шт. 40,00 Безубыточный объем продаж, руб. 2 400 000,00 Предположения: Отпускная цена 60 000,00р. Переменные затраты 50 000,00р. Фиксированные затраты 400 000,00р.
/>Финансовыепоказатели
Финансовые показателиперечислены в табл. 11
Таблица 11. Основные показатели
Название
Как считать
Результат Рентабельность собственного капитала Чистая прибыль/Общий капитал акционеров 1262,07% Рентабельность продаж Чистая прибыль/Чистая выручка от реализации продукции 48,00% Рентабельность активов Рентабельность продаж Х Оборачиваемость активов ИЛИ Чистая прибыль/Общие активы 400,99% Валовая маржа Валовая прибыль/Чистая выручка от реализации продукции 99,07% Оборачиваемость товарно-материальных запасов Себестоимость реализованной продукции/Товарно-материальные запасы на конец года 0,24 Средний период инкассирования (Дебиторская задолженность/Чистая выручка от реализации продукции)*365 6,69 Оборачиваемость кредиторской задолженности (Кредиторская задолженность/Себестоимость реализованной продукции)*365 521,43 Оборачиваемость основных активов Чистая выручка от реализации продукции/Чистая недвижимость и оборудование 272,73 Отношение задолженности к активам Суммарные обязательства/Общие активы 16,71% Коэффициент текущей ликвидности Общие текущие активы/Общие текущие обязательства 1,82 Коэффициент мгновенной ликвидности (“кислотный тест”) (Общие текущие активы — Товарно-материальные запасы)/Общие текущие обязательства 1,28
Список литературы
1. ПетровК.Н. Как разработать Бизнес-План. Москва-Санкт-Петербург-Киев.2007
2. ГаммР. В., Паркшеян Х. Р. Методика финансового анализа. Опыт применения финансовогоанализа на ЗАО «Бизнес-сервис» / «Аудит и финансовый анализ», 2000, №2 //Интернет-версия статьи www.cfin.ru/press/afa/2000-2/03-2.shtml
3. СавчукВ. П. Оценка эффективности инвестиционных проектов // электронный вариант учебникаhttp://www.management.com.ua/finance/fin011-2.html
4. http://www.dist-cons.ru/modules/innova/section2.html- Подготовка инновационного проекта
5. http://www.bportal.ru/invest/articles2.aspи — Как написать бизнес-план
6. http://www.business-idea.ru/business-plan/- Бизнес-планирование
7. http://www.cfin.ru/business-plan/ — Бизнес-планирование
8. http://md-bplan.ru/howwrite/- Как составить бизнес-план
9. http://www.rusbanking.ru/bplan/busplan/ — Как составить бизнес-план
10. http://iskitim.nso.ru/predprin/bizness_plan.htm- Бизнес-план