Туризм является сложным межотраслевым комплексом, требующим системного подхода к регулированию социально-экономического взаимодействия многих отраслей хозяйства на государственном федеральном и региональных уровнях. Туристский продукт состоит не только из продукта деятельности организаторов туризма, которые являются также и посредниками в этом процессе. Это - широкое социально-экономическое явление, в процессе которого экономические выгоды проявляются в смежных с туризмом отраслях хозяйства (перевозки, размещение,
питание, аттракции, торговля, банковские, финансовые, страховые и иные сопутствующие услуги и работы). Гармоничное развитие всех составляющих туристского продукта является основной задачей процесса регулирования деятельности в сфере туризма. Комплексный подход к координации и регулированию деятельности туристской индустрии и смежных отраслей, образующих инфраструктуру туризма, способен качественно изменить положение туристской отрасли в экономике региона, обеспечить дополнительные доходы бюджетной системы.
Целевая функция развития туризма заключается в повышении качества и уровня жизни населения области, обеспечении занятости, духовного и физического оздоровления населения, повышения доходов граждан и бюджетов всех уровней, что является реальным претворением в жизнь основополагающих принципов Конституции Российской Федерации. Важнейшими факторами развития отрасли являются природно-рекреационный и историко-культурный потенциал. Наличие богатого культурного и природного потенциала позволяет завоевывать
серьезные позиции на туристском рынке при обязательном условии - проведении активной государственной политики в области развития туризма. Основными направлениями этой политики являются: защита прав путешествующих, интересов производителей отечественного туристического продукта и всемерная поддержка внутреннего и въездного туризма. Формы такой поддержки варьируются от прямых инвестиций, направляемых на формирование туристской инфраструктуры, расходов на подготовку кадров, научное и рекламно-информационное обеспечение
продвижения туристского продукта на внутреннем и международном рынках до налоговых и таможенных льгот, стимулирующих приток инвестиций, развитие внутреннего и въездного туризма. Государство играет важную роль в создании системы рекламно-информационного обеспечения местного туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках. Именно на эти цели направляется более половины средств национальных туристских администраций стран, занимающих ведущие позиции на мировом туристическом рынке.
По усредненным оценкам разных организаций ежегодно Тверскую область, в туристских целях, посещает около 600 тыс. человек. Совокупный доход от въездного туризма в Тверскую область оценивается в 1 млрд. руб. (расходы туристов на проживание в гостиницах и других средствах размещения; питание, экскурсионное обслуживание, культурно-зрелищные мероприятия, сувениры и т.д.). В настоящее время в
Тверской области имеется 141 средство размещения туристов на 17 тыс. мест. В их числе 74 баз и домов отдыха, 49 гостиниц, из которых 10 расположены в г. Твери. Материальная база большинства средств размещения, особенно в районных центрах, не отвечает современным требованиям, предъявляемым к приёму и размещению туристов и отдыхающих. Однако в последние годы произошли позитивные перемены в развитии туристской инфраструктуры.
На сегодняшний день мы имеем достойное размещение не только в областном центре (гостиница-отель "Оснабрюк", "Тверь Парк Отель"), но и в Конаковском районе (комплекс отдыха "Завидово", сельский отель "Дафна"), в г. Торжке (гостиница "Тверца" ОАО "Пожтехника", в г. Осташкове (гостиница "
Селигер"), Осташковский район (база отдыха "Верщина Селигера"), Кимрский район (комплекс отдыха "Колкуново" и "Алголь"), Калининский район ("Загородный клуб Эммаус"). Растет число новых комфортабельных туристских комплексов. Ведется большая работа по реконструкции и обновлению существующего гостиничного фонда, по приведению
его к общепризнанным мировым стандартам. Проблема нехватки гостиниц среднего класса уровня 2-3 звезды, рассчитанных на среднего туриста и комфортабельных гостиниц 4-5 звезд актуальна и в настоящее время. Медленно развивается сеть ресторанов и кафе, система быстрого питания. Важное место в туристской инфраструктуре занимает транспорт. В Тверской области имеется сложившаяся транспортная система: железнодорожная -
Октябрьская железная дорога; автомобильная- автодороги "Москва - Санкт-Петербург" и "Москва-Рига"; водная - р. Волга, Вышневолоцкая водная система, система Верхневолжских озер; воздушная - аэропорт "Мигалово" с таможенным терминалом (г. Тверь), аэропорт "Змеево" (г. Тверь), аэропорт "Крапивня" (Осташковский р-н), вертолетный аэродром "
Вертикаль" (г. Торжок). Важным звеном перспективного развития отрасли является подготовка кадров. В настоящее время 7 учебных заведений области выпускают ежегодно для туристской сферы 120 специалистов со средним и высшим образованием. Определяющим элементом туристского бизнеса являются туристские организации, обеспечивающие прием туристов. На Тверском туристском рынке сейчас работает 144 туристских организации (84 туристских организаций имеют лицензии на турагентскую и туроператорскую деятельность), в которых
занято около 4,5 тыс. человек. Однако только 63 организации занимаются приемом туристов. В интересах развития внутреннего и въездного туризма требуется проведение государственной политики по поддержке и развитию таких организаций. Исходя из положений закона, сегодня в Тверской области созданы благоприятные условия для развития туризма. Туризм в целом представляет собой такую отрасль экономики, которая позволяет при сравнительно небольших
капиталовложениях обеспечить экономически рентабельное использование "местных ресурсов". К сожалению, в настоящее время на развитие въездного туризма влияет ряд негативных факторов: 1. Низкая конкурентоспособность старого фонда размещения. 2. Обеднение ассортимента туристских услуг, отсутствие индустрии развлечений, значительная продолжительность "мертвого сезона" говорят о неумении организовать туристское предложение, циклы рекреационных
занятий с учетом индивидуальных и групповых запросов потребителей. 3. Недостаточная рекламно-информационная работа в России и за рубежом по пропаганде туристских ресурсов и инвестиционной привлекательности Тверской области. 4. Недостаточно развита инфраструктура наших городов, состояние ее еще не соответствует мировым стандартам в туризме. 5. Существует проблема нехватки гостиничных номеров категории 2-4 звезды,
малых гостиниц высокого класса. 6. Отсутствует программа поддержки турфирм, занимающихся въездным туризмом. 7. Вызывает обеспокоенность у туристов криминальная ситуация, а также вопросы обеспечения их безопасности. Вышеперечисленные негативные явления обусловлены, в свою очередь, влиянием следующих факторов: 1. Несовершенство федерального законодательства и законодательства Тверской области. 2. Разобщенность усилий по развитию внутреннего туризма, отсутствие интереса к внедрению
механизмов экономической кооперации и управления. 3. Плохое состояние российских дорог. Поездки по России связаны с железнодорожным и авиационным транспортом, что резко увеличивает их стоимость и приводит к невостребованности транзитных услуг. 4. Слабое проявление туристских потоков. Неудовлетворительное использование муниципальными органами своей управляющей функции, определяющей политику муниципальных образований в сфере туризма, роли регулятора
и организатора туристского развития. На конъюнктуру внутреннего туристского рынка повлияли в основном следующие факторы: 1. Слишком большая доля транспортной составляющей в общей стоимости тура, делающая неконкурентоспособным предложение на внутреннем рынке по сравнению с зарубежными поездками. 2. Недостаточное использование системы скидок на транспорт и размещение ориентируют внимание отечественных туроператоров на иностранные рынки. 3. Значительный рост стоимости предложения на внутреннем рынке,
достигшей международного уровня при более низком качестве обслуживания. 4. Уменьшение общей подвижности населения более чем в 2 раза. Увеличилась доля населения, проводящая отпуск на даче, у родственников и знакомых (до 60 % населения проводит отпуск дома). 5. Разрушение системы руководства туристской отраслью, что привело к ее распаду на отдельные звенья, потере координации деятельности объектов туристской инфраструктуры, ликвидации
региональных и межрегиональных маршрутов. 6. Недостаток квалифицированных кадров менеджеров, способных работать в новых экономических условиях. Отличие тверского туристского предложения от аналогов, с избытком предлагающих на рынке свои туристские услуги, состоит в том, что в Тверской области имеется уникальная возможность сочетать различные виды туризма. Существующие возможности по развитию различных видов туризма позволяют существенно разнообразить предложение
и повышают конкурентоспособность туристского продукта Тверской области. Решение проблемы развития туризма возможно только объединением усилий областной исполнительной и законодательной властей, органов местного самоуправления, общественных объединений, всех заинтересованных организаций, а также отдельных граждан программно-целевыми методами, то есть - через программу развития туризма в Тверской области. Выгоды экономико-географического положения региона
Тверская область занимает выгодное географическое положение, она расположена на трассе, соединяющей исторические столицы России. Это существенно повышает потенциал генерации туристских потоков. При этом у многих посетителей и туристов есть желание посмотреть глубинку России, но транспортные издержки при путешествии на Урал и в Сибирь сопряжены с издержками времени и затратами на дальнемагистральную перевозку.
Тверь и Тверская область являются вполне подходящей, близко расположенной туристской дестинацией с высокой туристской привлекательностью для большинства целевых групп посетителей и туристов. Областной центр г. Тверь является крупным транспортным узлом, здесь проходят железнодорожные магистрали на Северо-Запад (Октябрьская железная дорога), автомобильные дороги Москва-Санкт-Петербург, Москва-Рига. В области разветвленная автодорожная сеть, многие дороги с твердым
покрытием. Значима водная транспортная система - р. Волга, речной порт Твери способен принимать суда с осадкой до 4 м и длиной корпуса судна до 100-150 м, имеется причальная инфраструктура и обустройство для организации массовых речных круизов. Водные туристские ресурсы составляют также Вышневолоцкая водная система, система Верхневолжских озер и водохранилищ. Индустрия воздушных перевозок представлена аэропортом "
Мигалово" с таможенным терминалом (г. Тверь), способным принимать самые тяжелые транспортные самолеты, аэропорт "Змеево" (г. Тверь) - самолеты и вертолеты малой и местной авиации, есть также аэропорт "Крапивня" (Осташковский район), АО "Вертикаль" (г. Торжок). Тверская область - естественный "купол" Валдайской возвышенности и начало водораздела гигантских водных систем.
Здесь берут свое начало такие большие и протяженные реки, как Западная Двина, Днепр, Мста, но, конечно же, главной рекой не только Тверской земли, но и России остается Волга. Исток Волги является уникальным природным и историко-культурным памятником мирового значения. Волга пробегает по Тверской земле первые 685 км, принимая на своем пути 150 притоков. Широко известны в России и за ее пределами курорты оз.
Селигер, г. Кашин с минеральными водами, а также привлекательные объекты туристской индустрии в городах Тверь, Торжок, Вышний Волочек, Старица, в Конаковском, Бологовском, Пеновском, Лесном и других районах. Наличие памятников природы, своеобразный растительный и животный мир, низкая плотность населения в большей части районов, отсутствие вредных производств (исключая атомную электростанцию в Удомле) делают регион неповторимым и уникальным, исключительно привлекательным
для различных подвидов экологического и других видов туризма. Мощности природных лечебных ресурсов и их разнообразие позволяют организовать в Тверской области активный и востребованный санаторно-курортный комплекс. По курортному потенциалу Тверская земля является одной из самых перспективных в центре России, учитывая, что большие территории из-за чернобыльской и челябинской аварий атомных реакторов
оказались в зоне экологического бедствия, а ряд месторождений питьевой воды и лечебных грязей в Российской Федерации исключен из промышленного освоения. К природным лечебным ресурсам Тверской области относятся: месторождения минеральных вод различных типов и групп, предназначенных как для питьевого назначения, так и для проведения бальнеопроцедур. Минеральные воды имеются в Осташковском, Селижаровском,
Пеновском, Кашинском, Калязинском, Торжковском, Андреапольском, Калининском, Калязинском и других районов области. В области имеются несколько видов традиционных лечебных грязей, среди которых выделяются сапропелевые и торфяные грязи, активно используемые для различных эффективных процедур грязелечения. Тверская область очень богата и разнообразна другими природными лечебными ресурсами, такими как: леса,
лесопарки, акватории водохранилищ, озер, рек и другие водные объекты, пляжи водных объектов и прилегающие к ним территории, имеющие лечебно-оздоровительный потенциал и выполняющие санитарно-гигиенические функции. В настоящее время в области функционирует 19 санаторно-курортных учреждений, которые по мощности сектора размещения и лечебной базы способны в течение года при равномерной нагрузке обслужить около 300 тыс. человек. В связи с вышеизложенным, с точки зрения государственной политики развитие санаторно-курортной
сферы Тверской области является социально обусловленным, экономически выгодным и стратегически перспективным. Туризм - пути выхода на качественно новый уровень сервиса и работы в новых потребительских сегментах. Алгоритм развития рекреационных ресурсов и туристической инфраструктуры региона Наиболее привлекательным для Тверской области по наполняемости бюджета всех уровней, развитию смежных с туризмом отраслей экономики, улучшению обстановки на рынке труда и улучшению социальной обстановки
является развитие въездного и внутреннего туризма. Ежегодно Тверскую область, в туристских целях, посещает около 600 тыс. человек. Совокупный доход от въездного туризма в Тверскую область оценивается в 1 млрд. руб. (расходы туристов на проживание в гостиницах и других средствах размещения; питание, экскурсионное обслуживание, культурно-зрелищные мероприятия, сувениры и т.д.). По сравнению с 2003 годом поток туристов увеличился на 15%.
В настоящее время в Тверской области имеется 141 средство размещения туристов на 17 тыс. мест. В их числе 74 баз и домов отдыха, 49 гостиниц, из которых 10 расположены в г. Твери. Однако материальная база большинства средств размещения, особенно в районных центрах, не отвечает современным требованиям, предъявляемым к приёму и размещению туристов и отдыхающих. За последние 5 лет произошли позитивные перемены в развитии туристской инфраструктуры.
На сегодняшний день мы имеем достойное размещение не только в областном центре (гостиница-отель "Оснабрюк", "Тверь Парк Отель"), но и в Конаковском районе (комплекс отдыха "Завидово", сельский отель "Дафна"), в г. Торжке (гостиница "Тверца" ОАО "Пожтехника", в г. Осташкове (гостиница "
Селигер"), Осташковский район (база отдыха "Верщина Селигера"), Кимрский район (комплекс отдыха "Колкуново" и "Алголь"), Калининский район ("Загородный клуб Эммаус"). Растет число новых комфортабельных туристских комплексов. Ведется большая работа по реконструкции и обновлению существующего гостиничного фонда, по приведению
его к общепризнанным мировым стандартам. Важным звеном перспективного развития отрасли является подготовка кадров. В настоящее время 7 учебных заведений области выпускают ежегодно для туристской сферы 120 специалистов со средним и высшим образованием. Определяющим элементом туристского бизнеса являются туристские организации, обеспечивающие прием туристов. На Тверском туристском рынке сейчас работает 144 туристских организации (84 туристских организаций имеют лицензии на турагентскую и туроператорскую деятельность), в которых
занято около 4,5 тыс. человек. Однако только 63 организации занимаются приемом туристов. В интересах развития внутреннего и въездного туризма требуется проведение государственной политики по поддержке и развитию таких организаций. Отличие тверского туристского предложения от аналогов, с избытком предлагающихся на рынке свои туристские услуги, состоит в том, что в Тверской области имеется уникальная возможность сочетать различные виды туризма.
На развитие сферы туризма в Тверской области влияет ряд объективных и субъективных факторов, имеющих общенациональные и региональные истоки: 1. Низкая конкурентоспособность старого фонда размещения. 2. Обеднение ассортимента туристских услуг, отсутствие индустрии развлечений, значительная продолжительность "мертвого сезона" говорят о неумении организовать туристское предложение, циклы рекреационных занятий с учетом индивидуальных и групповых запросов потребителей.
3. Недостаточная рекламно-информационная работа в России и за рубежом по пропаганде туристских ресурсов и инвестиционной привлекательности Тверской области. 4. Недостаточно развита инфраструктура наших городов, состояние ее еще не соответствует мировым стандартам в туризме. 5. Существует проблема нехватки гостиничных номеров категории 2-4 звезды, малых гостиниц высокого класса. Проблема нехватки гостиниц среднего класса уровня 2-3 звезды, рассчитанных
на среднего туриста и комфортабельных гостиниц. Медленно развивается сеть ресторанов и кафе, система быстрого питания. 6. Отсутствие программы поддержки инвестиционных проектов в туристскую индустрию. 7. Отсутствие программы поддержки малого и среднего бизнеса, занятого в туристской индустрии. 8. Отсутствие современного государственного статистического учета. Устранение этих негативных факторов или уменьшение их влияния на состояние туристской отрасли и является
основной задачей государственной политика на федеральном уровне, уровне субъектов федерации и органов местного самоуправления. Развитие рекреационных ресурсов и туристской инфраструктуры Тверской области, как субъекта Российской Федерации зависит от состояния туристской отрасли всей страны на современном этапе и включает в себя решение следующих задач: государственная поддержка развития туризма; снижение темпов роста цен на российский турпродукт, стимулирование въездного и внутреннего туризма;
развитие гостиничного хозяйства; продвижение национального продукта; упрощение туристских формальностей; транспортное обеспечение турпотоков; совершенствование налогообложения предпринимательской деятельности в сфере туризма; совершенствование статистики туризма; совершенствование подготовки кадров; совершенствование основных механизмов госрегулирования туристской деятельности. Для достижения положительных результатов прорабатывается слаженная система реализации поставленных
задач. Целесообразно решать проблему развития туризма в Тверской области в несколько этапов. Первый этап - это задачи, которые имеют первоочередное значение, позволяют создать оптимальные условия для дальнейшего развития туристской отрасли и могут быть реально обеспечены финансовыми средствами областного бюджета: создание оптимальной системы управления туристской отраслью; рекламно-информационное обеспечение развития туризма; создание единой системы статистического
учета и информации в туристской отрасли; создание системы подготовки и переподготовки кадров для отрасли; разработка Программы развития туризма в Тверской области на 2006 год. На первом этапе планируется создать работоспособную систему для реализации последующих задач и достижения положительных результатов в развитии туристской отрасли. Для этого разработана областная целевая программа "
Развитие туризма в Тверской области на 2005 год". Для достижения этих целей в регионе также созданы Совет по туризму при Администрации Тверской области, Тверской туристский информационный центр, Ассоциация туризма Тверской области. Активно ведется работа по созданию федерации спортивно-оздоровительного туризма, ассоциации
рыболовов и охотников, фермерских хозяйств, специализирующихся в области агротуризма. Проведены исследования состояния туризма в Тверской области компанией "Св-Аудит", которая представит отчет о результатах проведенных исследований на заседание администрации области в ближайшее время. В ноябре с.г. прошла встреча с экспертами ООН, на которой обсуждались проблемы развития туризма в области, положительные и отрицательные стороны.
Экспертами ООН будет произведена оценка туристских ресурсов области и даны рекомендации по развитию туризма. При решении задач первого этапа предусмотрена оценка состояния туризма в регионе, его рекреационных возможностей и на основании этого разработка научно обоснованных программ дальнейшего развития туристской отрасли в муниципальных образованиях и Тверской области в целом, предусматривающих максимальное привлечение инвестиций в сферу туризма. Развитие рекреационных ресурсов и туристической инфраструктуры
Тверской области требует системной политики развития. Важное значение имеет усиление контроля областной администрации за стратегическими ресурсами региона - землей. В настоящее время в ключевых рекреационных зонах, нередко - в особых природоохранных зонах происходит стихийная застройка. Снижение рисков инвестирования в рекреационную сферу напрямую зависит от наведения порядка в землепользовании. Особую роль играет информационное обеспечение, причем в отличие
от других секторов экономики роль областных структур в информационном обеспечении туристской деятельности должна быть ведущей. Конкретными шагами по рекламно-информационной деятельности являются: разработка регионального имиджа в целом и фирменного стиля туризма в регионе, создание единой концепции рекламной деятельности. Разработка и продвижение региональных туристских брэндов: "Селигер", "Верхневольжье", "Тверской сувенир"; создание и регулярное обновление
информационных баз данных в сети Интернет; использование "ресурса трассы" - создание системы рекламного продвижения туризма в регионе на автодорогах Москва - Санкт-Петербург и Москва - Рига; предоставление справок по телефону; создание и распространение рекламных материалов о туристских и санаторно-курортных возможностях Тверской области (продажа карт, путеводителей, брошюр и подарочных изделий, видео и
CD и т.д.); проведение специальных мероприятий в Москве и других центрах по формированию общественного мнения о Тверской области как туристском регионе; работа на международных выставках и ярмарках; организация конференций по туризму с участием зарубежных фирм; изготовление и установка информационных табло, знаков и надписей в общественных местах, часто посещаемых туристами; установление прямых отношений с основными зарубежными туроператорами, специализирующимися на российском направлении.
Для развития туризма принципиальное значение имеет улучшение внешнего вида области, улучшение дорожной инфраструктуры, а кроме того - усиление природоохранной деятельности, включая жесткое противодействие загрязнению окружающей среды. В части работы с отдельными предприятиями целесообразно прежде всего оказание им помощи в проведении маркетинговых исследований, разработке бизнес-планов. При этом необходима, во-первых, ориентация на разные группы потребителей туристских услуг, во-вторых,
работа по подготовке новых продуктов, таких как: экскурсионные маршруты в дни школьных каникул, туры выходного дня; сочетание разных видов туризма; проведение в регионе разного рода выездных конференций, семинаров, в т.ч. международных; содействие в разработке стратегии по включению Тверской области в совместные туристские маршруты с другими областями. Эффективно привлечение ученых для решения задач грамотного выбора и обустройства туристических мест,
ландшафтного проектирования, сохранения гармонии туристических объектов и природной среды. Большое значение имеет и работа по поиску инвесторов для строительства гостиничных комплексов, развития других видов туристических объектов. Заинтересованными структурами могут стать наиболее крупные российские фирмы, занимающиеся внутренним туризмом. В дальнейшей перспективе могут рассматриваться западные туристические фирмы и/или владельцы гостиничных цепочек. Для этого необходимо формирование позитивной инвестиционной
привлекательности региона. Важным для развития туризма является координация работы по взаимодействию с федеральными структурами. В рамках последнего необходимы: систематическая работа с профильными федеральными ведомствами по обеспечению режима наибольшего благоприятствования региональным проектам, эффективной рекламной деятельности; добиться признания территории озера Селигер и Верхневолжских озер курортом федерального значения; добиться создания в районе озера
Селигер, прилегающих озер и Волжского истока Верхневолжского национального парка4 добиться включения старинных городов региона в "Золотое кольцо России. Кроме того, необходим еще ряд специфичных для туристической области шагов: содействие развитию художественных промыслов и ремесел; решение проблемы поддержания в достойном состоянии памятников архитектуры. К системным мерам повышения уровня сервиса можно отнести содействие развитию малого бизнеса, это: разработка
системы льгот для малого бизнеса и сокращение административных барьеров; активная работа "Школы малого предпринимательства" в рамках Инвестиционного центра Тверской области; создание - во взаимодействии с органами муниципальных образований - бизнес-инкубаторов по развитию малого предпринимательства. Перспективным является развитие "придорожной" сферы услуг - автозаправочные станции, магазины, кафе, пункты автосервиса.
Кроме развития малого бизнеса, в эту сферу деятельности целесообразно также привлекать крупные столичные сети, малый и средний столичный бизнес. Этому должно способствовать заинтересованность крупных компаний и фирм в инвестиционных вливаниях в Тверскую область. Основные итоги развития отрасли Показатели Ярославская область Владимирская область Ленинградская область Костромская область
Ивановская область Тверская область Количество въехавших туристов (тыс. человек) 673 1860 1350 359,7 832 750 Совокупный доход отрасли за год (руб.) 70,5 млн. 1 млрд.300 тыс. 1 млрд.100 тыс. 94,227 млн. 627,5 тыс. 1 млрд. Количество мест для размещения туристов (мест) 6800 11000 5700 5500 16680 Количество человек занятых в туристской отрасли (тыс. человек) 7 18 11 3,4 1,9 7,5 Количество бюджетных средств, затраченных по году (тыс. руб.) 2500 246 2300 270 1470 1000
Количество средств запланированных на 2005 год (тыс.руб.) 2500 267 2500 400 1000 1400 В 2004 г в Тверскую область въехало 750 тыс. туристов. По сравнению с 2003 г. прирост составил 150 тыс. человек (25%). Совокупный доход возрос до 1 млрд. рублей. Возросло количество человек, занятых в туристской отрасли на 1 тыс. 300 человек (21%) и в 2004 г. достигло 7 тыс.
500 человек. По проведенным расчетам в Тверской области на 100 туристов приходится 1 работник туристской индустрии, что адекватно среднестатистической цифре по Российской Федерации. В истекшем году затрачено 1 млн. руб. бюджетных средств. С 2001 года ассигнования возросли на 558 тыс. руб. (более чем в 2.2 раза). На 2005 год областным бюджетом на развитие туристкой отрасли предусмотрено 1 млн.
400 тыс. руб. По количеству посещений туристами областей центрального региона наша область находится в первой пятерке после Московской, Владимирской, Ленинградской и Ивановской областей. Основные направления работы за истекший период В 2004 году комитетом по туризму, курортам и международным связям Тверской области: 1. Начато создание системы административного и общественного управления туризмом.
Созданы: Совет по туризму при Администрации Тверской области; Ассоциация Туризма Тверской области. 2. Для приведения нормативной правовой базы в соответствие с Российским законодательством подготовлены изменения и дополнения в законодательные акты в сфере туризма. 3. Комитетом разработана Областная целевая программа развития туризма в Тверской области на 2005 год, в соответствии с которой и будет строиться вся работа в этом году.
4. В целях пропаганды туристско-рекреационных ресурсов Тверской области и привлечения инвестиций комитетом была разработана имиджевая политика, в соответствии с которой были проведены мероприятия: участие в Международных туристских выставках и форумах подготовка и проведение первого в Тверской области "WORK-SHOP Тверь - 2004"; организация и проведение фестиваля и экстремальных зимних видов спорта и парусных
регат; проведение Форума международного проекта "Путь Русского Культурного Наследия"; впервые в 2004 году проведен комплекс мероприятий, посвященных Всемирному дню туризма; проведение рекламного тура по Тверской области, издание первого туристского путеводителя по Тверской области и путеводителя "Рыбалка в Тверской области";
В Российских средствах массовой информации печатались публикации о рекреационных ресурсах Тверской области: например: статья "Тверская область душа России" о рекреационных ресурсах Тверской области была опубликована в журнале "National Exportoday" №5 2004 г, выпущенного тиражом 20 000 экз на русском и английском языках. Планы на будущее В 2005 году комитетом по туризму, курортам и международным связям
Тверской области планируется дальнейшая работа по созданию благоприятных условий для развития предприятий и организаций туристской индустрии в которой выделен блок основных задач: создание оптимальной системы управления туристской отраслью, рекламно-информационного обеспечения развития туризма, привлечение интересантов в Тверскую область, формирование системы учетных данных и информации в туристской отрасли, создание системы подготовки и переподготовки кадров для отрасли.
Основу работы составляет Областная целевая программа "Развитие туризма в Тверской области на 2005 год". Для решения этих задач в 2005 году планируется: Разработка долгосрочной программы развития туризма в Тверской области; Продолжение практики проведения инвестиционных форумов с целью развития инфраструктуры отрасли и привлечения интерсантов (в том числе и инвесторов);
Проведение деловых встреч руководителей турбизнеса в "WORK-SHOP", туристских выставок в области, постоянно действующих семинаров для руководителей туристских фирм и семинаров с руководством муниципальных образований; Содействие созданию общественных организаций в индустрии туризма Тверской области в целях совершенствования структуры общественного управления туризмом;
Проведение рекламных туров, конференций и презентации туристских ресурсов области в других регионах; Участие в международных туристских выставках; Проведение Всероссийских мероприятий на Тверской земле; Дальнейшее издание путеводителей и проспектов, пропагандирующих туристские ресурсы области; Проведение конкурсов и фестивалей в туристской отрасли. Выполнение этих мероприятий позволит обеспечить увеличение поступлений налогов в бюджет на 34%, прежде
всего за счет увеличения доходов от туристских услуг и связанных с ними видов деятельности. Предполагается прирост въездного потока туристов на 30% до 950 тыс. человек. КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ Показатели 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. Количество въехавших туристов (тыс. человек) 500 550 600 750 Совокупный доход отрасли за год (млн. руб.) 600 700 800 1000
Количество мест для размещения туристов (мест) 14600 15400 16200 16680 Количество человек занятых в туристской отрасли (тыс. человек) 4 4,2 6,2 7,5 Количество бюджетных средств, затраченных по году (тыс. руб.) 450 478,5 849,2 1000 Основные итоги Анализ показателей социально-экономического развития за 2004 год по отрасли "Туризм" позволяет сделать следующие выводы: В индустрии туризма
Тверской области в 2004 году функционировало 155 объектов размещения туристов на 16680 мест. В их числе 83 базы и дома отдыха (10397 мест), 11 санаторно-курортных учреждений (2807 мест), 61 гостиница (3476 мест). На Тверском туристском рынке работало 102 туристских организации, имеющих лицензии на турагентскую и туроператорскую деятельность. В 2004 году получили лицензии 22 организации. Спортивно-оздоровительный туризм в области был представлен 23
туристскими клубами. В области создана система профессионального образования по туристским специальностям. В настоящее время 7 учебных заведений области выпускают ежегодно для туристской сферы 120 специалистов со средним и высшим образованием. С 2001 года прирост количества въехавших туристов составил 250 тыс. человек. До 2003 г. прирост был равномерным и естественным (50 тыс. человек в год), в 2004г. прирост составил уже 150 тыс. человек, что указывает на повышение интереса к внутреннему туризму.
Совокупный доход с 2001 года возрос в 1,7 раза (на 400 млн.руб.). Увеличение объема услуг в 2004г. на 200 млн. руб. явилось результатом увеличения потока туристов в область, ввода в эксплуатацию объектов туризма с более высоким уровнем качества предоставляемых услуг и соответственно, увеличением их стоимости. Количество человек, занятых в туристской отрасли, за 4 года возросло на 3,5 тыс. человек. Увеличение этого показателя за 2003 и 2004 годы в 1,8 раз обусловлено,
в первую очередь, открытием новых учебных заведений и увеличением выпуска специалистов туриндустрии в эти годы. По проведенным расчетам в Тверской области на 100 туристов приходится 1 работник туристской индустрии, что адекватно среднестатистической цифре по Российской Федерации. Количество затрачиваемых ежегодно бюджетных средств с 2001 года возросло на 558 тыс.руб. (224%). Увеличение ассигнований в 2003 и 2004 годах на 177 и 119 процентов соответственно,
позволило увеличить количество и улучшить качество рекламно-информационных мероприятий, что положительно отразилось на других основных показателях туристской отрасли. Анализ основных показателей позволяет говорить что положение в туристской отрасли стабилизировалось, развитие идет устойчивыми темпами, прослеживаются тенденции улучшения социально-экономической ситуации в туризме, особенно в 2003-2004 гг. Основные показатели развития туристской отрасли в областях центра
Российской Федерации Показатели Ярославская область Владимирская область Ленинградская область Костромская область Ивановская область Тверская область Количество въехавших туристов (тыс. человек) 673 1860 1350 359,7 832 750 Совокупный доход отрасли за год (руб.) 70,5 млн. 1 млрд.300 тыс. 1 млрд.100 тыс. 94,227 млн. 627,5 тыс. 1 млрд. Количество мест для размещения туристов (мест) 6800 11000 5700 5500 16680
Количество человек занятых в туристской отрасли (тыс. человек) 7 18 11 3,4 1,9 7,5 Количество бюджетных средств, затраченных по году (тыс. руб.) 2500 246 2300 270 1470 1000 Количество средств запланированных на 2005 год (тыс.руб.) 2500 267 2500 400 1000 1400 Лидирующее положение в туристской отрасли занимают Ленинградская и Владимирская области. Концентрация туристских ресурсов в этих областях проводилась еще
при советской власти. В Ленинградской области на 4 года раньше был создан комитет по туризму области, программа развития туризма принята и действует уже 4 года. Область также обладает большим историческим потенциалом. Положение туристской отрасли Тверской области в Российской Федерации Показатели Тверская область Российская Федерация
Соотношение (%) Количество въехавших туристов (млн. человек) 0,75 40 1,8 Совокупный доход отрасли за год (руб.) 1 млрд. 175 млрд. 0,6 Количество человек занятых в туристской отрасли (тыс. человек) 7,5 4500 0,17 Количество бюджетных средств, затраченных в 2004 году (млн.руб.) 1 70 1,4 Количество средств, запланированных на 2005 год (млн. руб.) 1,4
По количеству посещений туристами областей центрального региона наша область находится в первой пятерке после Московской, Владимирской, Ленинградской и Ивановской областей. Более высоким и динамичным темпам роста туристкой индустрии в Тверской области препятствует ряд негативных факторов: неразвитая туристическая инфраструктура, значительный моральный и физический износ существующей материальной базы, особенно транспортных средств, острый дефицит
гостиниц туристского класса с современным уровнем комфорта и обслуживания; низкий уровень инвестиций в средства размещения туристов и иную туристическую инфраструктуру; недостаточное использование научного потенциала при оценке состояния отрасли и прогнозировании развития туризма в регионе; отсутствие научных разработок и программ, определяющих стратегию и тактику развития отрасли как в района, так и в Тверской области; невысокое качество обслуживания во всех секторах из-за низкого уровня подготовки кадров
и отсутствия опыта работы в условиях рыночной экономики; слабая сбытовая деятельность, ограниченность выхода на внешние рынки из-за отсутствия целенаправленной имиджевой рекламы региона, ярко выраженной сезонности приема туристских потоков, большой доли транспортной составляющей в стоимости туров, резко удорожающей цену услуг; недостаточная рекламно-информационная работа в России и за рубежом по пропаганде туристских ресурсов и инвестиционной привлекательности
Тверской области; плохое состояние автомобильных дорог. ГЛАВНЫЕ СОБЫТИЯ В 2004 году в целях совершенствования региональной политики в туризме и санаторно-курортной сферы Тверской области, повышения ее эффективности и улучшения материальной базы туристской индустрии в Тверской области созданы: Совет по туризму при Администрации Тверской области; Ассоциация Туризма Тверской области;
Представлена на рассмотрение в Законодательное Собрание Тверской области Областная целевая программа развития туризма в Тверской области на 2005 год, являющаяся первым этапом программы развития туризма до 2010 года. В целях пропаганды туристско-рекреационных ресурсов Тверской области и привлечения инвестиций комитетом была разработана имиджевая политика, в соответствии
с которой были проведены мероприятия: участие в Международных туристских выставках и форумах подготовка и проведение первого в Тверской области "WORK-SHOP Тверь - 2004"; организация и проведение фестиваля и экстремальных зимних видов спорта и парусных регат; проведение Форума международного проекта "Путь Русского Культурного Наследия"; впервые в 2004 году проведен комплекс мероприятий, посвященных
Всемирному дню туризма; проведение рекламного тура по Тверской области, издание первого туристского путеводителя по Тверской области и путеводителя "Рыбалка в Тверской области"; В Российских средствах массовой информации печатались публикации о рекреационных ресурсах Тверской области: например: статья "Тверская область душа
России" о рекреационных ресурсах Тверской области была опубликована в журнале "National Exportoday" №5 2004 г, выпущенного тиражом 20 000 экз на русском и английском языках. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Комитет по туризму, курортам и международным связям Тверской области считает, что без поддержки отрасли со стороны органа исполнительной власти в сфере туризма заметно снизятся темпы роста основных социально-экономических показателей.
Увеличение туристского потока не будет превышать 3%, занимающихся спортивно-оздоровительным туризмом - 1%, совершенствование материальной базы объектов размещения составит 30-40 мест в год, что приведет в конечном итоге к более низким налоговым поступлениям в областной бюджет. Существующая система образования позволяет выпускать учебными заведениями порядка 120 специалистов в год. Основной целью своей деятельности на 2005 год комитет ставит консолидацию всех сил и средств
на развитие туризма в области, всемерное содействие развитию туризма. Работы по развитию туристской сферы в 2005 году планируется осуществлять в соответствии с разработанной Областной целевой программой развития туризма в Тверской области на 2005 год, что позволит обеспечить увеличение поступлений налогов в бюджет на 34%, прежде всего за счет увеличения доходов от туристских услуг и связанных с ними видов деятельности. Предполагается прирост въездного потока туристов на 30%
до 950 тыс. человек. При реализации программных мероприятий ожидается: создание около 140 рабочих мест непосредственно в сфере туризма; выпуск учебными заведениями области и трудоустройство в отрасли 140-150 специалистов; увеличение количества занимающихся спортивно-оздоровительным туризмом на 18%; расширение сети туристической инфраструктуры на 2%; улучшение экологической обстановки на 15% в туристских зонах и на маршрутах Тверской области; Выполнение намеченных
Программой мероприятий приведет к значительному укреплению материальной базы туризма, расширению географии и многообразия туристских маршрутов. Проявятся туристские потоки, увеличатся инвестиционные вложения, что приведет к появлению новых услуг в обслуживающем туристском секторе. Формирование туристского комплекса в области окажет стимулирующее воздействие на развитие других отраслей экономики, внесет существенный вклад в структурную перестройку экономики области.
Будут созданы условия для сохранения и возрождения объектов культурного и природного наследия области.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |
Реферат | Место и роль рекламы в бизнесе |
Реферат | Город Дмитров. С древних лет до наших дней |
Реферат | Магазин "Игрушка" |
Реферат | Проблема современного прочтения классики в школе |
Реферат | Инвестиционный маркетинг: новые подходы к оценке стоимости бизнеса |
Реферат | Задача и этапы рекламной кампании |
Реферат | Замок |
Реферат | Неотложная помощь и лечение поствакцинальных осложнений |
Реферат | Toxic Waste Effects Essay Research Paper Canada |
Реферат | Алгоритмические языки обработка одномерных массивов |
Реферат | Электрификация зерноочистительно-сушильного комплекса КЗС-20Ш |
Реферат | Ворон Corbaccio |
Реферат | Война миров |
Реферат | Вольтер Мари-Франсуа |
Реферат | Вишенський Іван |