Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Средние века: развитие физической культуры и спорта в средневековых цивилизациях

АНО«КОЛЛЕДЖ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ПРАВА» г. ОМСК
НАЗЫВАЕВСКИЙФИЛИАЛ
Контрольная работа по физической культуре
Средние века: развитие физической культуры испорта в средневековых цивилизациях
Экономический факультет,
курс 1, группы зи БХ1-32
Выполнила: Краузина Наталья Сергеевна
Называевск2008

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СРЕДНИЕ ВЕКА (V-ХVІІ вв.)
ГЛАВА 2 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ЕВРОПЕ, АЗИИ ИНАРОДОВ АМЕРИКИ
2.1 Физическая культура в Европе в средние века
2.2 Историческое значение физической культурысредневековой Азии
2.3 Физическая культура народов Америки в периоддо европейской колонизации
ГЛАВА 3 ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫЭПОХИ СРЕДНИХ ВЕКОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ
Историяфизической культуры и спорта – интересная и увлекательная наука. За времясвоего существования она накопила огромное количество материалов, нагляднопоказывающих поступательное развитие физической культуры и спорта от низшихформ до современного их состояния. История прослеживает эволюцию возникновенияи развития физической культуры и спорта с древнейших времён и до наших дней. Историярассматривает физическую культуру и спорт как органическую часть всейчеловеческой культуры, воспитания и образования людей, подготовки их к трудовойи военной деятельности. На состояние и развитие физической культуры и спорта вобществе оказывают влияние производственные отношения людей, экономическая,политическая и идеологическая формы кассовой борьбы, достижения науки,философии, эстетические, религиозные и другие взгляды людей в ту или инуюобщественно-экономическую формацию. В то же время физическая культура и спортоказывают обратное влияние на многие стороны жизни общества: медицину,педагогику, науку, военное дело, искусство.
В историиобщественного развития физической культуры и спорта всегда принадлежала важнаяроль в формировании физических и психических качеств человеческого рода. Ониспособствовали при умелом подходе воспитанию физической, умственной ипсихической гармонии человеческой личности.
Значительныйвклад в изучение истории физической культуры и спорта внесли специалистысоциалистических стран. Многие их труды обогатили мировую спортивную науку. Импринадлежат ведущие позиции в разработке многих важнейших исторических проблемфизической культуры и спорта. Они ведут последовательную борьбу против тойчасти буржуазной историографии, которая фальсифицирует и искажает сутьисторического развития, разоблачают буржуазную идеологию в спорте.

ГЛАВА1. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СРЕДНИЕ ВЕКА (V-ХVІІвв.)
Современнаяисторическая наука использует термин «средние века» применительно к периодуобщественного развития с конца V до ХVІІ века, когда в наиболее развитых районах мираопределяющую роль играл феодализм, феодальный строй. С учётом главных тенденцийразвития физической культуры можно говорить о физической культуре раннегосредневековья, иными словами, периода становления феодализма (V – Х вв.),физической расцвета средневековья, то есть периода развитого феодализма (ХІІ-ХV вв.), и о физическойкультуре периода заката феодализма (ХV-ХVІІ вв.). В последние два периода в Европе получаетразвитие физическая культура Возрождения (ХІІ – ХVІІвв.), явившаясясвоеобразным предвестником буржуазного физического воспитания и спортивногодвижения.
В различныхчастях мира народы в разное время пришли к новым формам физической культуры,соответствующей их изменившемуся образу жизни и общественному строю. В такихстранах, как Индия, Китай, Япония, где развитие шло постепенно, большую рольиграли традиции. В этих странах не отказались от старых форм физическойкультуры, а изменили их.
Однако натерритории бывшей Римской империи вследствие противоречий, обострившихся такжев результате завоеваний варваров, преобразование рабовладельческой формациисопровождалось катастрофическими потрясениями. Хотя в восточной части империисами варвары временно ассимилировались, существовавшие там наиболее характерныеинституты античной физической культуры вступили в противоречие с интересамиправящего класса. Иное дело, что в Византии по мере усиления императорскойвласти были возобновлены некоторые зрелищные мероприятия, получившие новоесодержание, в том числе атлетические соревнования и соревнования на колесницах,и, кроме того, наблюдалось сильное увлечение конным поло, заимствованным уперсов.
Образовавшиепозднее свои государства славяне и венгры создали свою феодальную физическуюкультуру в соответствии с их специфическими чертами. На преобразовании ихфизической культуры сказалось влияние народов, которые стояли уже на болеевысокой ступени феодальной формы физической подготовки. В это, естественно,решающую роль играли также экономические и политические связи. Так, нафизической культуре русских княжеств сказывалось влияние Византии, а нафизической культуре венгров и поляков – влияние немецкого рыцарского ордена.
Большоевоздействие на ту часть физической культуры, которая относилась к боевойподготовке, оказали такие отсталые по своему общественному развитиюзавоеватели, как монголы – в Китае и в русских княжествах. В Венгрии такжезначительное влияние оказали монголы и половцы, а в позднее время – турки.
В конечномитоге различные общественные потребности, условия, местные обычаи и их взаимноевлияние создали в средние века многообразие феодальных форм физическойкультуры. Однако в рамках такой кажущейся пестроты всё больше обособлялись всоответствии с характером общественного строя нормы игр и «спортивных» занятийпо физическому воспитанию правящих классов и различных слоёв, связанных с нимивассальными и прочими отношениями, а также крестьян и городского населения.Физическая культура правящего класса достигла наивысшего уровня развития там,где помимо экономических ресурсов, необходимых для удержания власти,осуществление руководящей роли внутри государства требовало также большихфизических способностей. Физическая культура крестьянства и городскогонаселения складывалась в зависимости от соотношения сил в классовой борьбе.
Большую рольв создании феодальных реформ физической культуры сыграли различные мировыерелигии, а также возникшие в их рамках религиозные направления. Буддизм,христианство и ислам, тесно связанные с образованием феодальных государств,выбирали и использовали в своих интересах местные обычаи или же самиприспосабливались к ним.

ГЛАВА2 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ЕВРОПЕ, АЗИИ И НАРОДОВ АМЕРИКИ
 
2.1Физическая культура в Европе в средние века
Одновременнос распадом Западной Римской империи нарушилось развитое общественное разделениетруда в античном мире, были уничтожены отношения, связанные с производствомтоваров и их обменом. Основой новых государственных образований, включавших всебя вторгшихся варваров и коренное население, стало натуральное хозяйство.Прежде классические области культуры постепенно отмирали, а традиции варваров ввидоизменённой форме оказались приспособленными к новым общественнымотношениям.
Теологическоеучение средневековой христианской церкви, определявшее европейскоепросвещение, провозглашало презрение физических влечений и концентрироваловнимание на загробном счастье. Следствием этого явилось то, что впедагогических учреждениях, действовавших под руководством христианской церкви,были отменены занятия физической культурой, оттеснено на задний плангигиеническое воспитание. Это учение отказалось от существовавших в примитивномобществе обрядов посвящения, связанных с возрастными категориями, предалозабвению античные причины воспитания и в течение долгого времени не учитывалодетский и переходный возраст. Оно рассматривало детей как маленьких взрослых,не осознавало роль детских подвижных игр, необходимых для развития личности,считало их источником греха, отвлекающего от размышлений. Ссылаясь нацерковника Тертуллиана, это учение объявило физические упражнения и игрыдействиями дьявола.
Различнымбыло отношение к физической культуре и отцов православной и католическойцеркви, разрабатывавших основополагающие церковные догматы. Отцы православнойцеркви в меньшей степени симпатизировали аскетизму. Об этом направлениисвидетельствуют не только послания апостола Павла к коринфинянам, но и такиезаявления, как, например, сделанные Еврапиусом 345-414гг.), который называлгрязными собаками своих друзей, не отличавшихся опрятностью.
2.2Историческое значение физической культуры средневековой Азии
Буржуазныеисториографы спорта или преуменьшают, или мистифицируют физическую культуруазиатских народов. Они не признают того, что среди различных форм развитияфизической культуры, отличающихся от европейской, ее рациональная сущностьвыполняла роль общественного саморегулирования.
В Азии эпохисредних веков действительно не существовало культа достижений в нынешнемпонимании этого слова. То, что в современном спорте происходит в рамках одногочемпионата, в ту пору выливалось в продолжительные ритуальные торжества. Ноздесь речь идет не о том, что иным был ритм жизни, а о том, что нормы поведенияарабов, китайцев, индейцев и японцев определялись жесткими рамками обычаев. Деятельностьиндивидуума и общества были взаимосвязаны значительно более тесно, чем всредневековой Европе. Вследствие этого даже успехи, достигнутые в состязаниях,связанных с физическими упражнениями, означали не славу одного человека, апрежде всего проявление высшей степени долга перед деревней, городом илиплеменем.
Если оставитьв стороне мистифицированные течения, господствовавшие в Индии, рациональнаясущность азиатской физической культуры легко поддается конкретному анализу.Державшаяся в секрете система физической подготовки, обеспечивавшая властьсамураев, имела точно такую же общественную ценность, как и упражнения,применявшиеся в персидских «цитаделях», или же игры с преследованием у степныхнародов, имитировавшие похищения женщины или животного. В стрельбе из лука наполном скаку они состязались для того чтобы в аналогичной боевой обстановкеуметь точно поразить цель. А в ходе состязаний с арканом или поясной борьбыучились тому, чтобы не только уметь заарканить животное, но и в случаенеобходимости твердой рукой стащить с седла спасающегося бегством противника.
Неизменнойпринадлежностью празднеств народов Центральной Азии по случаю победы, торжестваили сезонных праздников считались конные игры. Предания и путевые запискиповествуют о народных героях, одержавших победу на боевых жеребцах в турнирахпо преследованию вооруженных поединках. Игры конного поло «цхен-бурти» и «човган»,устраиваемые на дворах владык, были отображены в эпосах таких известных поэтов,как грузинский Шота Руставели и узбекский Алишер Навои. Физическая культурамногочисленные эпиграфические памятники 9-14 веков в Узбекистане и Таджикистанеупоминают конные салки «кизкуу» (догони девушку!), которые происходят изплеменных традиций похищения невесты. Наиболее выразительную форму соревнований,символизирующих похищение животных, сохранила игра афганских пастухов«вузкехши». Общераспространенная охота с облавой считалась испытанием наловкость и выдержку при военной подготовке. В кругах знати большойпопулярностью пользовалась также соколиная охота.
Тот факт, чтов развитии физической культуры средневековой Азии не могли сформироватьсяосновы современного с точки зрения европейского понимания этого слова спорта,связанного со стремлением к достижениям и рекордам, это объяснялось не особенностямипсихического склада» арабов, индийцев и китайцев, как это утверждают спортивныеисториографы, а социально-экономическими условиями, которые уже упоминалисьранее. Потребовался чрезвычайно длительный период времени для того, чтобыпростое натуральное крестьянское хозяйство стало производить товарнуюпродукцию. В результате подавляющее большинство населения здесь в период между14-19 столетиями и вследствие усиливающейся эксплуатации и ростовщичестваобнищало значительно скорее, чем на западе в эпоху первоначального накоплениякапитала. Все новые и новые набеги кочевников, роскошь господствующих классов,а в более поздний период грабительская политика колонизаторов отбросили назадне только развитие экономической жизни, но и нормальный процесс развитияфизической культуры, который соответствовал бы более высокой ступеницивилизации.
 
2.3Физическая культура народов Америки в период до европейской колонизации
Физическойкультуре народов Америки мы черпаем сведения из археологических находок,этнографических коллекций и из испанских хроник 16-18 веков. По мнениюисследователей, во времена Колумба большая часть коренного населения Америкижила в социальных условиях первобытнообщинного строя. Только у племен,населявших западный берег южного полушария, а также у мексиканских иЦентральноамериканских племен сложились своеобразные классовые отношения.
Уровеньразвития производительных сил здесь намного отставал от более развитых странЕвропы и Азии. Животные в качестве тягловой силы или для верховой езды тут неиспользовались, не было и колесных повозок. Здесь не знали даже железа. Оружиеизготовлялось из камня или из бронзы. Племена, промышлявшие охотой, кочевые иоседлые племена часто воевали между собой за более богатые территории, задолины рек, за соляные копи, из-за рабов и даже иногда из-за каучука,служившего исходным материалом для изготовления мячей. Для тренировки силы волиих воины применяли форсированные марши, бег, греблю, борьбу, силовыесостязания, игры с мячом и вооруженные игры, а также методы еще болеебеспощадные, чем у спартанцев. Правом называться взрослым пользовался толькотот, кто с честью выдерживал эти испытания. При отсутствии других средствпередвижения среди различных видов физических испытаний значительное развитиеполучил бег. Для бегунов того времени (перуанцев, тарахумаров) характерна былане скорость бега, а в первую очередь выносливость и упорство бегуна,достигавшие необычных для средневековой Европы масштабов. Упражнения всамосозерцании представителей духовного сословия привели к возникновениюсистемы оздоровительной гимнастики, подобной индийской.
В местах,населенных когда-то ольмеками, на берегах залива Гольф и в Ла Венте, учёныенаходят памятники, уже начиная с ХЙV столетия до н.э. изображающие ритуальныеигры в мяч, типичные для физической культуры того времени. По мнению учёных,огромные каменные головы в окрестностях Ла Венты являются памятниками темзнатным ольмекам, которые были обезглавлены после выдающихся достижений,продемонстрированных ими в ходе игр.
В миреиндейских религиозных представлений, базировавшихся на культе охоты иплодородия, игра оказалась необходимой. Мяч там можно было встретить среди средств,призванных воздействовать на природу точно так же, как в состязаниях и играхбогов, олицетворявших силы природы. В Европе игра, вытеснённая из религиозныхвоспитательных учреждений, а также из сферы общественной жизни и деятельности,уже своим существованием означала нарушение порядка и церковных устоев,движение в свободной атмосфере, протест против заповеди средневековогокатоличества. Однако в Новом Свете она удовлетворяла официальные общественныепотребности, была тесно связана с обрядами и новым летосчислением.
Общественнаяроль индейских игр в мяч различалась в зависимости от степени развитостиразличных племён. Проходившие с участием сотен людей игры в рокетт племёнирокезов, тольтеков, дакотов и маскогов, которые вели чрезвычайно дикий образ жизни,близко напоминали их военные действия. Эти игры в течение длительного временирешали вопрос об авторитете племён, с их помощью решались и спорные вопросы. Частои переселенцы предлагали игру в мяч или фехтование на палках в качествесредства прекращения распрей и раздоров, несмотря на то, что у них функция игрыбыла скорее связана с культом солнца и обрядом плодородия. Численность командснизилась до семи человек, а условие игры стали более сложными.

ГЛАВА3 ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЭПОХИ СРЕДНИХ ВЕКОВ
Излагаяисторию физической культуры эпохи средних веков более широко, чем это делалосьдо сих пор в венгерской спортивной историографии, что весь этот период целикомне представлял и не мог представлять собою застоя в развитии физическойкультуры людей. Хотя были такие области (способы гребли, школьныефизвоспитания, система регулярных соревнований), где результаты древних вековпревзойти не удалось.
Историяфизической культуры эпохи средних веков имела две наиболее заметные характерныечерты. Одна из них заключалась в том, что наряду с господствующими классаминарод продолжал развивать свою систему гимнастических упражнений и обычаи. Одноиз самых мощных идеологических течений, сформировавшихся до сих пор в мировойистории, — христианство, а вместе с ним обладавшие неограниченной властьювеличайшие властители мира были вынуждены отступить перед торжеством физическойкультуры.
Другаяхарактерная черта заключалась в том, что, несмотря на относительно ограниченныерамки физической культуры, элементы движения приобрели такие своеобразныестилизованные формы, которые, освободившись от элементов ритуального характера,составили основу развития современного европейского спорта.
Во второйполовине средних веков были созданы также условия для возрождения школьногофизвоспитания. Большинство гимнастических упражнений освободилось от тойпервичной роли, которую они играли в военной подготовке. Например, фехтованиесуществовало не только как средство обезвреживания противника, но и какзрелище, во время которого демонстрировались приёмы, олицетворявшие победу надпротивником. Не случайно из учебников фехтования постепенно исчезалоизображение пронзённого тела и истекающей крови. Города всё болееприспосабливали состязания по борьбе, метанию, соревнования наездников и игры вмяч к своему облику и подчиняли их правилам. Они открывали простор для развитияличности и тем самым для зарождения в спорте нового течения, базирующегося надостижении высоких результатов.
Однакофизическая культура в своём развитии должна была пройти очень длинный, полныйнеожиданных спадов и трудностей путь от развлекательного времяпрепровождения вэпоху Ренессанса до организованного и сознательного участия в соревнованиях, отпростейших подвижных игр до целенаправленных командных состязаний иинституированного физического воспитания. Таким образом, главные течения эпохиРеформации отчасти способствовали дальнейшей «гуманизации» физической культуры,однако они не были созвучны генеральному направлению её развития. Наиболеевидные представители реформизма признавали роль физической культуры, которуюона играла в борьбе против «инертности», в области военной подготовки, еёоздоровительную роль. Однако у большинства из них физкультура ассоциировалась слишённой всякого смысла, сопровождавшейся распутством охотой, маниакальнымстремлением к дуэлям, с толпой, гонящейся за мячом и вытаптывающей посевы, ипотому они выступали против неё. Как занятия, побуждающие к разврату, былизапрещены футбол, плавания и даже ванные, располагавшие к истоме.
С развитиемфизической культуры в более длительной перспективе они были связаны постольку,поскольку в значительной мере способствовали ликвидации монашеских заведений,исповедовавших идею об истязании тела, а с другой стороны, способствовалисозданию системы физического воспитания в школах и обоснованию теориифизического воспитания в буржуазном понимании этого слова.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одной изглавных причин возникновения общественных игр явилась потребность вподготовленных воинах, демонстрация превосходства военной и аристократическойзнати в области военно-физической подготовки. Эта потребность вызывалась тем,что в древнегреческом обществе отдельные племена вели беспрерывные войны заобладание лучшими землями, а также ради военной добычи. С развитием рабовладельческихотношений происходят перемены в культурной жизни Греции. В это время появляютсямногие для областей Греции верования о «бессмертных» богах, главные из которыхбудто бы обитали на горе Олимп. Так возникли мифы и легенды о Зевсе, Геракле, Гермесеи других божествах. Но общественные игры появились задолго до того, как сталискладываться мифы и легенды о языческих божествах. В течение многих лет древниеагоны проводились и там, где впоследствии стали организовываться состязания,получившие название Олимпийских.
Физическойкультура средних веков, несмотря на все трудности и сложности развития,означала определённое движение вперёд по сравнению с рабовладельческимобществом. Это было обусловлено в первую очередь тем, что в условияхсредневековья народные массы начинают принимать активное участие в развитиифизических упражнений и игр, создавая нередко свои самобытные системыфизического воспитания. Опыт, накопленный в развитии игр и физическихупражнений на протяжении средних веков, оказал существенное влияние настановление и формирование современных видов спорта в последующие столетия. Агуманизм и реформация эпохи Возрождения определили в дальнейшем пути буржуазнойсистемы воспитания и её составной части – физического воспитания. Оно,физическое воспитание, занимает своё место в школах и других учебныхзаведениях, возникают теории, обосновывающие его значение в подготовкеподрастающего поколения.

СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Коменский Я.А. Физическая культура. Фрагментыи избранные документы, 2002г., 61-77с.
2. Кун. Л. Всеобщая история физическоговоспитания и спорта, Будапешт, Шторт, 2002г, 63-64с.
3. Кун. Л. Всеобщая история физической культуры испорта: Редактор Кудрин А.Н. Перевод с венгерского-2003г. 399-400с.
4. Лукин А.Т., История физической культуры испорта /Полное собрание сочинений/. Издательство «Мадьяр Геликон», 2004г., 250с.
5. Столбов В.В. История физической культуры. –М., Физкультура и спорт, 2003г., 19-21с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.