Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Физическая культура в Германии в новое время

Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования ИжевскийГосударственный Технический Университет
Реферат натему «Физическая культура в Германии в новое время»
Выполнил: студент группы1-52-6 Смирнова Н.А.
Проверил: Лазаренко В.Г.
Ижевск 2009

Содержание
Введение
Филантропизм
Гимнастика
Немецкое гимнастическое (турнерское)движение
Последствия Первой мировой войны.Милитаризация
Последствия Второй мировой войны.Преобразования
Межвоенный период
Заключение
Список литературы

Введение
Условной границейперехода от Средних веков к периоду Нового времени считается буржуазнаяреволюция 1648 г. в наиболее передовой стране Европы того времени – Англии.Буржуазия сыграла на этом этапе исторически чрезвычайно прогрессивную роль.
Наряду с гимнастическимиметодами физического воспитания во многих странах мира происходит становление иразвитие современных видов спорта. Его основу составили физические упражнения,содержащие в себе элементы соревнований. Наиболее интенсивно спорт (терминпроисходит от древнелатинского « диспортаре» — развлекаться, играть) начинаеткультивироваться в учебных заведениях Англии и Америки.
Развивающийся капитализмпривел к расширению колониальных войн и тем самым определил потребность вусилении военной направленности в физическом воспитании. В это время появляетсяи ряд реакционных взглядов на физическое развитие и воспитание человека.

Филантропизм
Под влиянием идей Д.Локка и Ж.Ж. Руссо в Германии в конце XVII-начале XIX в. началось буржуазное движение –филантропизм (филантроп – человек, занимающийся благотворительнойдеятельностью). Это движение нашло свое выражение в создании школ нового типа –филантропии. Из представителей этого движения, занимавшихся практическимвведением физического воспитания в школе, выдающуюся роль сыграли преподавателифизического воспитания Г.Фит (1763 – 1836) и И.Гутс-Мутс (1759-1839).
В рамках своей системыфилантропы выделяли три главные группы упражнений: игры, упражненя для развитияловкости движений рук, собственно физические упражнения.
По воздействию научащихся игры различались так: на развитие сообразительности, на внимание,развивающие память, воображение, умственные способности, игры эстетическойнаправленности.
Развитие ручной ловкостиотражало не обучение «труду», как это понимается сейчас, а воспитаниесобственно трудовой деятельностью – в качестве столяра, токаря, садовника ипереплетчика (эти профессии были почетны в то время).
Собственно физическиеупражнения составляли основу системы. Они подразделялись на прыжки, бег,метания, борьбу, лазанья, равновесие, упражнения с отягощениями, упражнения наосанку, танцы, строевые упражнения, плавание, упражнения в пении, умственныеупражнения. В свою очередь, указанные виды движений классифицировались на такиесоставляющие, которые приучали детей к тем обстоятельствам повседневной жизни,с которыми они могли столкнуться в повседневной жизни. Например, практиковалисьпрыжки вверх, спрыгивание с различной высоты, вверх-в длину, вниз-в длину,прыжки с места и разбега, прыжки с различными предметами и снарядами (напримерс шестом) и т.п.
Значение деятельностифилантропов заключается, прежде всего, в том, что благодаря их усилиямфизическое воспитание вошло в программу школьного обучения, они стали пионераминемецкого и шведского направления в гимнастике.
Гимнастика
Школьное физическоевоспитание в XVIII – середине XIXв. Развивалось преимущественно на основе гимнатики.Этому способствовал ряд обстоятельств:
1. Развивающаяпромышленность остро поставила вопрос о необходимости обучения детей трудовымдвижениям. Было установлено, что существует ряд главных форм движений, накоторых основаны трудовые операции.
2. Побудительныммотивом развития национальных гимнастических систем была тактика ведениявоенных действий, в частности успехи прусского короля Фридриха II в Семилетней войне (1756 – 1763).Личная инициатива воина была отодвинута на задний план, и основное вниманиеуделялось сомкнутому строю, залповому огню, совместным действиям, механическомуисполнению команд.
3. Важную роль вразвитии школьного физического воспитания и внешкольного гимнастическогодвижения играли также национальные устремления к единству и независимости. Неслучайно немецкое гимнатическое движение нашло свое применение не только срединемцев, но и среди итальянцев, чехов, поляков, хорватов, словаков, болгар, т.е.там, где движение за национальное освобождение в начале XIX в. находилось в состоянии зарожденияили развития.
4. Все большее числогосударственных деятелей, врачей и педагогов признавало важность организованныхформ физического воспитания и включения его в число обязательных учебныхпредметов для наиболее успешного решения задач подготовки молодежи к жизни.
Наиболее крупныминационально-буржуазными гимнастическими системами, созданными в начале Новоговремени, было немецкое направление.
Немецкое гимнастическое(турнерское) движение
Немецкое гимнастическоедвижение уходит своими корнями в филантропизм. Оно оформилось в начале XIX в. и связао с именами Ф.Яна иЭ.Айзелена. Ян был в большей мере организатором и идейным руководителем, аАйзелен – практиком и специалистом в области методики гимнастики. Созданиенемецкой гимнастики в самом начале было направлено на повышение боевой выучкинемецкой армии в борьбе с французскими завоевателями (армией Наполеона). Ссередины XIX в. содержание военной гимнастикиперерабатывается применительно к требованиям школьного физического воспитания.Она получила широкое распространение в армии, школах, различных спортивныхобществах. В 1811 г. под Берлином (ныне это парк им. Ф. Яна) была построенагимнастическая площадка (турнплац), оборудованная специальными снарядами –турниками (перекладинами), параллельными брусьями, конем, шестами, лестницамидля лазанья и др. Число занимающихся на площадке достигало 500человек
Немецкая гимнастика всвоей основе сохранила упражнения из системы, созданной филантропами. Однакобыли внесены некоторые дополнения: исключили плавание и борьбу, ввели общую разминку,преодоление препятствий, упражнения на растягивание, включили в практикузанятий гимнастические снаряды, в самостоятельную группу были выделены лазаньяи висы.
Теоретики немецкогогимнастического направления причисляли к гимнастике все виды физическихупражнений. Однако многие из них: легкоатлетические упражнения, гребля, бег наконьках, велосипедный спорт, тяжелая атлетика и другие – развивалисьсамостоятельно, вне гимнастики.
Методика проведениязанятий и классификация упражнений в немецкой гимнастике не имели достаточнополного научного обоснования. В основу классификации была положена внешняяформа движений, отсутствовали указания по дозированию физической нагрузки,педагогическому и врачебному контролю.
Последствия Первоймировой войны. Милитаризация
 
Тенденция к милитаризации физического воспитания особенно ярко проявилась в Германии. Ей, по условиям Версальского мирного договора, разрешалось содержать лишь ограниченную армию. Стремясь к возрождению военной мощи, реваншисты решили готовить будущих солдат в гимнастических и спортивных организациях, в связи с чем всячески поощряли рост их численности. Когда установился фашистский режим, началась открытая милитаризация и фашизация физического воспитания и спорта. Всех школьников сначала принимали в нацистскую организацию «Юнгфольк», а затем юношей – в «Гитлерюгенд» и девушек – в «Cоюз немецких девушек». Ведущая роль в фашизации физического воспитания отводилась «Гелендешпорту» – военизированному спорту на местности. В специально назначенный день все школьники обязаны были участвовать в соревнованиях. Спортивные сооружения Германии отличались от спортивных баз других стран доступностью для молодежи и трудящихся и сравнительной дешевизной.
Милитаризацией воспитания и идеологической обработкой немцев занимались также отряды штурмовиков и гестапо. Они принимали участие в контроле за тем, чтобы каждый мужчина до 35-летнего возраста сдавал нормы на спортивный значок трех степеней – бронзовый, серебряный, золотой; формировали «пятые колонны», которые провокаторством и предательством подрывали спортивные организации зарубежных стран – Австрии, Бельгии, Чехословакии.
Контролировал работу по физической культуре имперский комиссар по спорту. Накануне Второй мировой войны был создан националистический союз физических упражнений. С 1938 по 1943 г. немецкие спортивные организации проводили трансконтинентальные состязания в целях прославления арийской расы и тотальной проверки военно-физической готовности нации.
Последствия Второй мировойвойны. Преобразования
 
После Второй мировой войны развитие физической культуры определялось условиями, связанными с образованием системы социализма и крахом колониализма. Распад мира на различные общественные системы и группы государств привел к образованию трех направлений в развитии физической культуры и спорта: в странах социализма, в развивающихся и капиталистических странах.
Развитие физической культуры в странах социализма пережило несколько этапов. В конце 40-х – начале 50-х гг. в этих государствах были созданы комитеты по физической культуре и спорту. Они отвечали за состояние и дальнейшее развитие физической культуры и спорта, совершенствование систем физического воспитания, укрепление здоровья граждан.
В октябре 1948 г. Союз свободной немецкой молодежи и профсоюзы выступили инициаторами создания Немецкого спортивного комитета. Правительство ГДР в 1949 г. приняло закон «Об участии молодежи в строительстве ГДР и содействии молодежи в учебе, труде, спорте и отдыхе». На основе этого закона физическое воспитание стало обязательной составной частью системы народного образования, были определены научно-методические, организационные и материальные предпосылки для введения нормативных требований и дальнейшего развития физической культуры и спорта. Кроме разрядных значков, особыми значками награждались руководители занятий и спортивные судьи, активисты и успешно сдавшие нормы физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне Родины». Выполнение программных требований по физкультуре было обязательно для всех практически здоровых учащихся школ ГДР.
Руководство спортивно-массовой работой с 1957 года осуществлял Германский спортивно-гимнастический союз (ДТСБ) в сотрудничестве с министрами здравоохранения и народного образования, а также с объединениями молодежных и профсоюзных организаций. ДТСБ объединял 36 спортивных союзов (федераций) и каждые 4 года проводил спортивно-гимнастический слет делегатов, которые избирались низовыми, районными и окружными спортивными организациями.
В ГДР в единственной из социалистических стран удалось скоординировать школьную и внешкольную спортивную работу с молодежью.
По результатам важнейших соревнований предолимпийского и олимпийского 1980 г. в десятку сильнейших спортивных держав вошли семь государств социалистического содружества. Успешное решение задач по дальнейшему развитию физической культуры и спорта в социалистических государствах стало возможным благодаря сотрудничеству органов управления физкультурным движением на основе программ СЭВ и «Олимпийская солидарность».
физическийспорт гимнастический немецкий
Межвоенный период
В Германии,еще в довоенный период наметились тенденции к государственной регламентациифизического воспитания. И если в 1922 г. Немецкий госкомитет ФУ объединял 5,8млн. чел., то в 1951 г. -6 млн. В период экономического кризиса 1929-55 гг.милитаристский курс физического воспитания и спорта был провозглашен официальноуказом правительства. Главная задача, которая ставилась перед спортивнымиорганизациями, это — в ближайшие годы через полувоенные и спортивные общества иорганизации осуществить массовую допризывную подготовку молодежи. Для решения таковойиспользовались разнообразные методы и средства. Особые надежды возлагались нафабрично-заводской спорт, начало которому было положено в 1920 г. введением " паузентурнена " (производственная гимнастика). На предприятиях создавалисьспортивные клубы, строились спортивные сооружения, оплачивались специалисты,финансировались соревнования.
В 20-е годы,сначала в университетах, а потом в армии и на флоте вводятся обязательныевоенно-спортивные занятия, открываются спортивные школы. Кроме обязательных 3часов занятий физическим воспитанием, еженедельно вводятся " послеурочныеигры ". Бокс, джиу-джитсу, стрельба, верховая езда, управлениемоторизованным транспортом должны были дать «суровость и закалку».
Немецкаявысшая школа физических упражнений, а с 1925 г. открывшиеся Института физического воспитания при университетах готовят высококвалифицированных специалистов.Ученые Берлинского Университета берутся за создание спортивной науки,разрабатывая медицинские и психологические проблемы спорта.

Заключение
Физическое воспитание в Германииразвивалось по пути рационального сближения и поиска интегративных формдвижений, заимствованных из гимнастических систем и спортивно-игровогонаправления. К середине XX в.наблюдается интеграция двух основных направлений в физическом воспитании –гимнастического и спортивно-игрового, что свидетельствует о значительномуточнении классификации физических упражнений по их принадлежности к тем илииным видам спорта. Средства физического воспитания и спорта обретают четкиечерты их принадлежности к гимнастике, спорту, играм, туризму. Активномураспространению спорта способствовало то обстоятельство, что во второй половиневека он выходил на уровень международных отношений, становится средствомдемонстрации мощи, престижности государств, в чем были заинтересованыгосударственные политические деятели.

Список использованнойлитературы
· Историяфизической культуры и спорта. Б.Р. Голощапов 4-е изд., исправл. Москва Изд.центр «Академия» 2007
· www.window.edu.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.