Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Специальная физическая подготовка и распределение средств в учебном процессе для гимнастов групп начальной подготовки

второгогода обучения.
Работу выполнил тренер-преподаватель Левитин А.А.
Специализированная Детская Юношеская Спортивная ШколаОлимпийского Резерва №1
Астрахань 1999
Введение.
Целью настоящей работы является повышение общего испециального уровня физической подготовки гимнастов групп НП 2-го годаобучения. Задачи:
1. Укрепление здоровья и гармоничное развитие всехорганов и систем растущего организма.
2. Физическая подготовка, в процессе которойакцентируется внимание на развитие быстроты движений, гибкости и статическихусилий при сохранении поз правильной осанки в смешанных висах, упорах и седах.  
Специальная двигательная подготовка, включающаясочетание движений различными частями тела (координация движений) обучениеумению оценивать движения в пространстве, времени и по степени мышечных усилий,повышение функциональной устойчивости вестибулярного анализатора.  
Формирование правильного стиля выполнениягимнастических упражнений. 
Привитие интереса к спортивной гимнастике ииспользование его для формирования положительных черт характера и поведения.  
Спортивная гимнастика представляет особые требования куровню развития основных физических качеств занимающихся. При этомпервостепенное значение приобретает специальная физическая подготовка, врезультате которой гимнасты должны обладать высокими показателями динамической,статической, взрывной силы и силовой выносливостью. От того, насколько хорошоразвиты эти качества у гимнаста в значительной степени зависят и успехи в овладениисложной спортивной техникой. Поэтому специальная физическая подготовка,постоянное улучшение функционального состояния двигательного аппарата гимнаста,должна стать одним из ведущих в учебно-тренировочном процессе. Однако, длядостижения успехов в этом направлении, нельзя ограничиваться толькоопределением количества времени на специальные упражнения, развивающиефизические качества. Прежде всего, необходимо рационально использовать время,т.е. правильно организовывать занятия. Это возможно лишь в том случае, еслиизвестен уровень специальной физической подготовленности гимнастов и изменения,происходящие под влиянием тренировки. Располагая такими данными, можноправильно увеличивать нагрузку, подбирая соответствующее, в каждом отдельномслучае, специальное упражнение, акцентировать внимание на слабых местах. Инымисловами, это позволяет своевременно уточнить тренировочный процесс, аследовательно, и повысить его эффективность, тем самым ускоряя процесс ростаспортивно-технических результатов.  
В настоящее время невозможно показать высокиеспортивно-технические результаты на соревнованиях, не выполнив сложныхэлементов из соединений в комбинациях, а эти упражнения требуют от гимнастоввысокого уровня специальной физической подготовленности.  
Оценка уровня СФП гимнаста групп НП второго годаобучения проводятся по данным ряда контрольных упражнений и показателей:подтягивание в висе на перекладине хватом сверху (кол-во раз), поднимание ног ввысокий угол в висе на гимнастической стенке (кол-во раз), отжимание в упоре набрусьях (кол-во раз), упор углом на брусьях (сек), прыжок в длину с места (см),упражнения на гибкость (шпагаты, наклон вперёд — выполняется из седа на полу,ноги врозь на 90° и мост из произвольного положения).  
Результаты сдачи контрольных нормативов показывают,что у большинства гимнастов групп НП уровень СФП по сравнению с модельнымихарактеристиками оказывается недостаточным для освоения программы. Поэтому внастоящей работе мною предлагается методические рекомендации и схемы распределениясредств для повышения уровня СФП гимнастов групп НП второго года обучения.  
Эта работа, несомненно, внесёт определённый вклад втеорию и практику спортивной тренировки и сыграет положительную роль вподготовке гимнастов.
Физиологические основы спортивной деятельности.
Пластичность программ жизнедеятельности. 
Человек обладает высокой пластичностью всех программжизнедеятельности, обеспечивающих взаимодействие организма со средойсуществования, в том числе и социальной средой. Особой пластичностью посравнению с животными характеризуется генетическая специализация человека всфере двигательной деятельности. Человек не рождается ни бегуном, ни прыгуном,ни гимнастом. Он становится им благодаря отсутствию жёсткой генетическойпрограммы, ограничивающей феноменологические проявления двигательной функции.Пластичность — высочайший дар и благо для проявления человеческих способностейв самых различных сферах двигательной деятельности. Человек становитсяпрекрасным бегуном, пловцом, поражает своей прыгучестью и выносливостью. И всёэто — результат не только развития мозга и управляемых им функций, но исоциального наследования, усвоения опыта предшествующих поколений в период,когда мозг обладает высокой пластичностью.  
В процессе эволюции возникли новые механизмы адаптациивегетативных и соматических систем организма (да и самого мозга) к внешнимвоздействиям — механизмы сознательного управления адаптационными резервамиорганизма. Мозг, этот материальный субстрат идеальных форм отражения мира, самстал объектом управления! Эта способность сознательного волевого управлениясвоими действиями успешно реализуется в спорте. Спортивная практика даёт намнемало примеров того, насколько высока эффективность обучения и тренировки там,где к огромному опыту тренера добавляется воля и разум самого спортсмена.  
Совершенно беспомощный при рождении человек, благодарявысокой пластичности мозга, его дозреванию при целенаправленном физическомвоспитании приобретает огромное количество двигательных навыков и умений,которые в значительной мере перекрывают врождённые двигательные задатки.
Учение П. К. Анохина. 
Учение П. К. Анохина об ускоренном развитиифункциональных систем организма, обеспечивающих выживание ребёнка послерождения (системогенез), позволяет считать адаптацию к экстремальным факторамсреды вневозрастным феноменом. Признание факта высоких адаптационныхвозможностей на всех этапах возрастного развития, который вытекает из самойсущности учения о системогенезе, делает оправданным приобщение ребёнка кзанятиям физическими упражнениями с самого раннего возраста.
Особенности тренировки младших школьников, ихадаптационные перестройки.  
Эффективность управления процессом тренировки юныхспортсменов следует оценивать, прежде всего, с точки зрения его соответствиязакономерностям растущего организма. Иначе говоря, средства воздействия наорганизм, методы совершенствования его форм и функций должны быть приведены всоответствие с возрастными особенностями развития детей.  
Физиологический эффект тренировочной нагрузки, проявляетсяв прогрессивном изменении физического развития и вегетативных функций, вповышении естественных защитных сил организма. Это происходит вследствие того,что тренировка затрагивает внутриклеточные процессы энергопроизводства ипластических функций.  
Показатели функциональной зрелости нервно-мышечногоаппарата — возбудимость и лабильность — уже к 8-10 гг. приближается к уровнювзрослых людей. Время возбуждения отдельных мышечных групп у детей 8-10 летможет быть даже меньше, чем у взрослых. Быстрота и частота движений, а такжеспособность поддерживать их максимальный темп к 14-15 гг. достигает близких кпредельным значениям.  
Развитие пространственной ориентировки связано, впервую очередь, с повышением мышечной чувствительности. Она достигает уже вмладшем школьном возрасте такого уровня развития, при котором можно разучиватьтехнически сложные движения. Дети хорошо дифференцируют мышечные ощущения, аотдельные упражнения для них оказываются более доступными, чем для взрослых.  
Высокие способности детей к овладению новым движениемпостепенно утрачиваются с наступлением зрелости и окончанием структурнойдифференцировки нервной системы, овладение новыми движениями требует большевремени, умственных и физических затрат. Ребёнок обладает не только большойпластичностью мозга, но и высокой податливостью (чувствительностью) кспецифическим для человека способам стимулирования его развития. Это относится,в частности, к использованию внушения и самовнушения как важнейшего инструментаспортивно-технического роста и развития тренированности.  
Оптимальные сроки начала спортивной специализацииопределяются темпами возрастного морфофункционального совершенствованияорганизма. Снижение возрастных границ, начало специализированных занятийспортом в значительной мере обусловлено тенденцией развития мирового спорта.Слишком раннее начало специализации, монотонная, однообразная нагрузка могутстать серьёзным тормозом на пути к спортивному успеху. Поэтому физическаянагрузка должна как бы маскироваться эмоциональной окраской — играми,эстафетами, элементами соревнований.  
От занятия к занятию чётко просматриваются текущиеадаптационные перестройки, составляющие основу долговременной адаптации.Текущие адаптивные сдвиги, а это не что иное, как реакция организма на нарушениегомеостаза. Физиологические границы этих сдвигов предопределены индивидуальнымии видовыми особенностями. При достижении высокого уровня тренированностиправило “чем больше нагрузка, тем выше спортивный результат” оказываетсянесостоятельным, так как резервы адаптации уже практически исчерпаны.  
Резервы адаптации зависят от возраста, исходногоуровня тренированности, наследуемых особенностей. По мере приближения к“потолку” спортивных достижений потенциальные возможности роста становятся всёболее ограниченными. Иначе говоря, чем ниже исходный уровень функциональнойподготовленности, тем больше резерв адаптации.  
Функциональные и структурные изменения, происходящие ворганизме в процессе тренировки, являются обратимыми. Если занятия прекращаютсяили проводятся нерегулярно, приобретаемые прогрессивные сдвиги постепенноутрачиваются. Необходимо постоянно поддерживать их, используя наряду сразвивающими нагрузки, поддерживающие высоких уровень функциональнойподготовленности. Совершенно очевидно, что только систематическая тренировкаобеспечивает сохранение и накопление функциональных и структурных изменений,создаёт условия для долговременной адаптации.  
Развитие тренированности характеризуетсяспецифическими изменениями в мышечной и нервной ткани. Это совершенствованиерегуляционных и биохимических процессов, обеспечивает сократительную функциюскелетных мышц, повышение активности ферментных систем.  
Восстановление потенциальной энергии мышечногосокращения сопряжено с биохимическими реакциями, решающая роль в которыхпринадлежит окислительным процессам. Увеличение потребности в кислородесопровождается соответствующими изменениями в кровообращении и дыхании, которыепозволяют кислороду с большей быстротой транспортироваться от лёгких к тканям.  
Функциональное состояние аппарата кровообращения взначительной мере предопределяет спортивную работоспособность. Расхождениемежду оценкой тренированности по показателям функций сердечно-сосудистойсистемы и внешним проявлением работоспособности — кажущиеся, ибо по уровнюпроизводительности сердца можно судить, какой ценой достигается этаработоспособность. Одним из показателей сердечной деятельности является частотасердечных сокращений (ЧСС). Во время тренировки у спортсменов необходимоизмерять ЧСС для определения их функционального состояния. Работе умеренноймощности соответствует ЧСС 130 – 140 уд/мин, ЧСС 150 – 160 уд/мин соответствуетработе большей, а ЧСС 180 – 200 уд/мин — около предельной и предельноймощности. Физиологические границы сердечного ритма при напряжённой мышечнойработе индивидуально различны. Они могут значительно превышать 200 уд/мин,однако в большинстве случаев находятся в пределах 160 – 200 уд/мин.
Методика работы.
Методы и их сочетания. 
При выполнении комплексов упражнений применялись какнеспецифические методы, т.е. методы, применяемые во всех областях обучения, таки специфические — характерные только для процессов физического воспитания. Изспецифических методов я использовал игровой (IV комплекс), соревновательный (Vвкомплекс) и методы строго регламентирующих упражнений — сопряжённый, повторный,метод кратковременных усилий, метод “до отказа”, переменный и методы контроля(I, II, III комплексы), причём каждый из этих методов имеет свои особенности.  
“Особенностью сопряжённого метода являетсяодновременное соединение в ходе выполнения физических упражнений несколькихсторон спортивной подготовки, приводящих к развитию качественно новогосогласованного их применения в соответствии со специфической спортивнойдеятельностью.” (В.М. Дьячков)  
При использовании сопряжённого метода происходитодновременное развитие силы и совершенствование спортивной техники. Инымисловами, сила определённых мышечных групп наращивается в процессе овладениягимнастами определёнными элементами и соединениями (стойка силы и др.).Сопряжённый метод сокращает время, необходимое гимнасту для совершенствованиятех или иных силовых элементов, поскольку одновременно происходит развитиеспециального физического качества и совершенствование двигательного навыка.  
Сочетая повторный (динамический) метод, и методкратковременных усилий (статический) я добился приобретения необходимой длягимнаста способности концентрировать мышечные усилия в определённый момент.  
Метод “до отказа” состоит в выполнении спортсменом тогоили иного упражнения до утомления. При таком характере работы величина мышечныхусилий остаётся неизменной, состояние организма изменяется, спортсменприобретает чрезвычайно важную способность к длительной силовой работе(подтягивание в висе, отжимание в упоре на брусьях и др.)  
Применяя переменный метод, я использую его в двухрежимах: в режимах непрерывной и интервальной нагрузки. В режиме непрерывнойнагрузки упражнения соединяются таким образом, что задаваемая нагрузка непрерывается интервалами отдыха, а даётся “в один приём”. В комплексах I, II,III упражнения 1 – 2, 3 – 4, 5 – 6 выполняются в режиме непрерывной нагрузки.Отдых между упражнениями 2 – 3, 4 – 5 в течение 2 – 3 минут.  
Метод контроля позволяет определить, дают липрименяемые средства желаемый результат (сдача контрольных нормативов) иузнать, какие изменения происходят под влиянием комплексов упражнений(изменение физиологического состояния по внутренним – ЧСС, частота дыхания ивнешним признакам).
Принципы применения методов. 
Каждый из рассмотренных методов, как видно изсказанного выше, по-своему влияет на развитие силы мышц. Следовательно, дляспециальной силовой и скоростно-силовой подготовки считаю необходимымиспользовать все эти методы в комплексе. Весьма важную роль играет иопределённая последовательность при комплексном применении этих методов.Вначале выполняются упражнения динамического характера, что обеспечивает болеебыстрый прирост силы, а затем, когда будет создана необходимая силовая база,включаю статические задержки, это развивает способности к волевой концентрацииусилий для силовых и статических упражнений.  
Применяя данные методы, я основывался как на общие,так и на специфические закономерности (принципы) построения физическоговоспитания. На основе обще методических принципов я старался сформировать успортсменов осмысленное отношение и устойчивый интерес к общей цели — повышениеспортивного мастерства — и к конкретным задачам, поставленным на занятиях.Особенно важным является требование соответствия упражнений возможностямгимнаста. Только в том случае, если он способен выполнить упражнение достаточноточно, за счёт правильного взаимоотношения между работающими мышечными группамиможет быть достигнут максимальный эффект. Следует отметить, что данный принципдоступности необходимо рассматривать как меру посильной трудности.  
При составлении V комплекса упражнений я основывалсяна принципе индивидуальности, т.е. такое использование частных средств иметодов физического воспитания и такое построение системы занятий, при которыхучитываются индивидуальные различия занимающихся. Гимнасты выполняют упражненияс 60%, 80% нагрузкой от своего максимального количества повторений.
Выбор средств, учение А. А. Гужаловского. 
При решении задач специальной силовой подготовки я нестал ограничиваться только отбором методов и определением их последовательностив учебном процессе. Важную роль играют и применяемые средства. При составлениикомплексов я подбирал такие упражнения, которые пригодны для использования всехвыше перечисленных методов. К числу средств, позволяющих достичь большегоэффекта специальной силовой подготовки, относятся подводящие упражнения иупражнения на гимнастических снарядах (комплексы I, II, III, IV, V).  
Также при выборе средств я основывался на учении А. А.Гужаловского, которое говорит о том, что “эффективность физического воспитанияв годы возрастного формирования и созревания организма в значительной мерезависит от того, насколько широко используется особо благоприятные возможностидля воздействия на развитие двигательных способностей в так называемыесенситивные (чувствительные) периоды, которые отличаются в силу естественныхзакономерностей онтогенеза более высокими, чем иные периоды, темпами измененияфизических качеств, лежащих в основе данных способностей” (табл.8). Важнореализовать эти возможности в процессе физического воспитания детей путёмсвоевременной концентрации соответствующих направленных воздействий.
План-схема распределения средств для гимнастов гр. НПвторого года обучения.
Общая результативность занятий, образующих звеньяпроцесса физического воспитания зависит, кроме прочего, от их частоты исуммарной протяжённости во времени. В основе этой зависимости лежатестественные закономерности развития морфо-функциональных свойств организма,описанные по-своему ещё Ж. Ламарком в известной формулировке “Законаупражнения: … частое и неослабевающее употребление какого-нибудь органаукрепляет мало-помалу этот орган, развивает его, увеличивает и сообщает емусилу, соразмерную с длительностью самого употребления, тогда как постоянноенеупотребление органа неприятно ослабевает его, приводит в упадок,последовательно сокращает его способности…”  
Один из основных принципов, на котором провожу своизанятия, — это принцип непрерывности, который представляет собой общуюпоследовательность, преемственность занятий. Ведь эффективной может быть лишьтакая система занятий, в которой обеспечена постоянная связь между ними.Сложность построения такой системы обусловлена тем, что её нельзя построить иначе,чем в порядке чередования занятий с восстановительным отдыхом, отделяющими ихдруг от друга и тем самым, как бы противостоящим слитности системы. Нарастаниетренированности и повышение работоспособности наблюдаются в том случае, когдавосстановительные процессы обеспечивают восстановление и накопление энергии.  
При составлении плана-схемы подготовки гимнастов гр.НП второго года обучения (табл.7) нагрузку распределялась следующим образом.Подряд, в течение нескольких занятий, гимнасты выполняют комплексы упражнений(напр. I комплекс). В результате кумуляции следовых процессов физическихвоздействий в мезоциклах тренировки происходит прирост показателей и улучшениеспортивных результатов. Непрерывная кумуляция их эффектов происходит приусловии, что каждое последующее занятие проходит по следам предыдущих,закрепляя и углубляя их. Однако, если мы будем далее давать нагрузку в таком жережиме, то спортсмен исчерпает свои текущие адаптационные резервы. Есликумуляция следовых процессов физических воздействий превышает определённый“порог”, после которого организм не успевает восполнить свои энергетическиезапасы, то происходит недовосстановление, которое далее ведёт к возникновениюхронического утомления, перенапряжению отдельных органов, систем, т.е. к перетренированности.При перетренированности наблюдаются неблагоприятные изменения в обмене веществ,нарушается витаминный баланс в организме, ухудшаются нейрогуморальные влияния,естественная иммунологическая защита организма снижается. Для того, чтобы избежатьданных нарушений, занятия чередуются следующим образом: на одной тренировкедаются только элементы техники (оптимизированный отдых), на другой — элементытехники со специальной физической подготовкой.  
Изменяя величину и направленность нагрузок, — концентрируяих в одних занятиях и уменьшая в других, причём так, чтобы на определённомзанятии доминировал режим активного отдыха, этим обеспечивается адекватноесоотношение суммарной нагрузки и отдыха, исключая переутомление, способствуяповышению спортивных результатов.  
Учитывая гетерохронность восстановления различныхсторон оперативной работоспособности, включаю в занятия разнохарактерныеупражнения. К началу данного занятия спортсмен успевает восстановиться, хотяоно и будет проходить как бы на фоне незавершённого цикла некоторыхвосстановительных процессов, обусловленных предшествующим занятием. Ещё И. П.Павлов показал, что утомление и восстановление — это две стороны одногопроцесса. Соотношение их — основа деятельного состояния или перехода к пониженнойактивности живой структуры.  
При выполнении комплексов упражнений гимнасты работаютв двух режимах: аэробном (V комплекс) и анаэробном (IV комплекс). Учитываянаправленность нагрузок на совершенствование физиологических механизмоваэробного и анаэробного энергообеспечения, решается одна из главных задач —подготовку спортсмена к выполнению соревновательной нагрузки.  
В течение первых 3 месяцев занятий комплексыупражнений необходимо выполнять в начале основной части урока, когда ребятаполны сил и энергии. Затем, по мере увеличения тренированности и адаптации кфизическим нагрузкам, в течение следующих месяцев выполнение комплексовупражнений переносится на конец основной части урока, чтобы освободить времядля освоения элементов техники, необходимой для выполнения разрядов иобеспечить рост силовой подготовки.
Опыт и его результаты.
Развитие спортивной гимнастики характеризуетсяпостоянным повышением сложности произвольных упражнений, совершенствованиякомбинаций, а также поиском новых способов использования известных движений. Врезультате изменений правил соревнований по спортивной гимнастике в последнеедесятилетие в сторону усложнения и увеличения требований к выполнениюкомбинаций необходимо увеличить и уровень специальной физической подготовки гимнастов.Для этого мною были разработаны 5 комплексов специальных физических упражнений,обеспечивающих повышение уровня специальных физических качеств и составленаплан-схема распределения средств на учебный год для гимнастов групп НП второгогода обучения.  
В начале учебного года я определил исходный уровеньСФП у групп НП второго года обучения (табл.2). Результаты сдачи контрольныхнормативов показали, что у большинства гимнастов уровень СФП оказалсянедостаточным по сравнению с модельными характеристиками (табл.1). Послеприменения данных комплексов упражнений в соответствующей последовательности втечение 4 месяцев (октябрь 1997 – январь 1998 гг.) в соответствие с планомподготовки гимнастов (табл.7) определяются изменения функционального состояниягимнастов по результатам сдачи контрольных нормативов 10 февраля 1998 г.(табл.3). Средние арифметические показатели контрольных упражнений увеличились:в подтягивании — на 5,5 раз, в поднимании ног в высокий угол — на 6,87 раз, вотжиманиях на брусьях — на 9,38 раз, в упоре углом на брусьях — на 10,5 сек, впрыжке в длину с места — на 7,5 см, в упражнениях на гибкость — на 0,35 балла.Тренируясь в течение последующих месяцев учебного года (февраль – май 1998 г.),в соответствии со схемой подготовки гимнастов групп НП второго года обучения(табл.7) и, применяя разработанные мною комплексы упражнений и их чередование,определяю уровень СФП 28 мая 1998г (табл.4). В результате проделанной работысредне арифметические показатели контрольных упражнений по сравнению с исходнымуровнем возросли: в подтягивании — на 10,5 раз, в поднимании ног в высокий угол— на 19 раз, в отжиманиях на брусьях — на 23,25 раз, в упоре углом на брусьях —на 24 сек, в прыжке в длину с места — на 15,63 см, в упражнениях на гибкость —на 0,52 балла.  
Принимая участие в соревнованиях от 28 мая 1998г. поСФП в СДЮСШОР №1 г. Астрахани гимнасты, тренирующиеся по предложеннымкомплексам упражнений и схемой распределения средств показали более высокиерезультаты, чем их сверстники в других группах, заняли призовые места, аименно: в возрасте 6-7 лет I место занял Тушнов Ваня, II место — Филиппов Саша,III место — Абрамов Илья, в возрасте 8-9 лет I место — Копнин Юра, II место —Олейников Гриша, III место — Сорокин Саша.  
Тренируясь по данной схеме распределения средств,используя её на себе я достиг следующих результатов: в подтягивании в висе наодной руке рывком — 20 раз, силой — 8 раз, с грузом 16 кг — 1 раз, в отжиманиив упоре на брусьях с грузом 84 кг — 1 раз. Стал чемпионом области по армрестлингув 1996, 1998 гг. в весовых категориях до 70, 65 кг соответственно.
Выводы.
В результате проделанной работы определил, что:
Чем больше частота специальных физических упражнений исуммарная величина нагрузки, тем тщательнее должен быть контроль за ихкумуляционным эффектом и тем большее значение приобретает искусноерегулирование нагрузок применительно к уровню подготовленности, адаптационнымвозможностям и индивидуальным особенностям занимающихся.
При определении объёма и интенсивности нагрузок, обеспечивающихоптимальный тренировочный эффект, необходимо рациональное сочетание интенсивных(развивающих) нагрузок с мало интенсивными. Данный путь представляет собойреальный и ещё далеко неисчерпанный резерв роста спортивных достиженийпрактически во всех видах спорта.
При чередовании анаэробного и аэробногоэнергообеспечения, учитывая направленность нагрузок на совершенствованиефизиологических механизмов, решается одна из главных задач — подготовкаспортсменов к выполнению соревновательной нагрузки.
Необходимо содействовать повышению общего уровняфункциональных и адаптивных возможностей растущего организма, применительно кособенностям данного этапа онтогенеза в сенситивные периоды.
При выполнении данных комплексов специальныхфизических упражнений обеспечивается формирование и улучшение совокупностидвигательных умений и навыков, входящих в состав базового разностороннего“двигательного образования”, в том числе и гимнастического.
Для детей младшего школьного возраста физическаянагрузка должна маскироваться эмоциональной окраской — играми, эстафетами,элементами соревнований.
Для повышения специальной силовой и скоростно-силовойподготовки необходимо использовать все вышеперечисленные средства и методы вкомплексе, сохраняя данную последовательность их применения в соответствии спринципами преемственности и непрерывности занятий.
Высокий уровень специальной физической подготовкипозволяет осваивать более сложные элементы техники в меньшие сроки обучения,исключая травмы и повреждения опорно-двигательного аппарата.
Список литературы
Гавердовский Ю.К. Гимнастическое многоборье: мужскиевиды. – М.: Физкультура и спорт, 1987г. — 480 с.
Захаров Е.Н., Карасёв А.В., Сафонов А.А. Энциклопедияфизической подготовки. – М.: Лепсос, 1994г. — 368 с.
Загорский Б.И., Залетаев И.П., Пузырь Ю.П. Физическаякультура. – М.: Высш. шк., 1989г. — 383 с.
Зверев С.М. Программа для внешкольных учреждений.Спортивные кружки, секции. – М.: Просвещение, 1986г. — 431 с.
Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. –М.: Физкультура и спорт, 1991г. — 543 с.
Матвеев Л.П., Новиков А.Д. Теория и методикафизического воспитания – М.: Физкультура и спорт, 1976г. — 256 с.
Стюарт МакРоберт. Думай. СП “Уайдер спорт”, 1997г. —223 с.
Филин В.П., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта. – М.:Физкультура и спорт, 1980г. — 255 с.
Фомин Н.А. Физиология человека. – М.: Просвещение,1992г. — 351 с.
Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основыдвигательной активности. – М.: Физкультура и спорт, 1991г. — 224 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.