МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
КРЫМСКИЙЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ГВУЗ«КИЕВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им.В. Гетмана »
туризм законодательный правовой крым
Прогнозноеисследование
Натему: «Совершенствование законодательной базы в области туризма»
Выполнил: студент 3курса
Группа МО-31-08
Ягьяев Руслан
Преподаватель:Долгополова А.В.
Симферополь 2010
Туризм являетсянеотъемлемой частью жизни людей на нашей планете. Этот сложный, высокодоходныймежотраслевой комплекс представляет собой один из основных секторов мировойэкономики, способствует обеспечению высокого уровня занятости, социальногоблагосостояния и качества жизни людей, а также развитию, экономическомуединству и культурному разнообразию государств и регионов мира.
Особая актуальностьнастоящей работы заключается в том, что совершенствование законодательной базыв области туризма, а также разработка прогнозов на долгосрочный период, должнопривести к положительным результатам при неотъемлемой поддержки государства вразвитии туризма в стране.
Цель данной работы –исследование совершенствования законодательной базы в области туризма,разработка направлений совершенствования, а так же составление долгосрочногопрогноза с помощью использования метода экспертных оценок специалистов. Наосновании данной цели были поставлены следующие задачи:
— раскрыть наиболееважные направления совершенствования законодательства в области туризма;
— провести прогноз на2014 год с помощью метода экспертных оценок.
В современном миретуризм является одним из важнейших направлений хозяйственной деятельности,напрямую генерируя услуги, товары, иностранную валюту, занятость и инвестиции.В тех странах, где туризм стал процветающей индустрией услуг, он оказываетглубокое экономическое и социальное воздействие на национальное развитие.Международный туризм также имеет комплексные связи с другими отраслями и сгосударственными стратегиями и планами развития, что означает, что он влияет наструктуру и разнообразие других видов экономической деятельности нанациональном и региональном уровнях.
Бурное развитие туризмаобращает на себя взгляды юристов, международных органов и организаций с цельюурегулировать данное интернациональное, международное движение товаров, услуг илюдей; защитить суверенитет и безопасность государства; предоставить особыйстатус международным туристам, отграничить их от иных посетителей.
При прогнозировании надлительное время, т.е. при составление прогнозов на перспективу, ожидаютсязначительные качественные изменения, делаются выводы об ожидаемых изменениях.Использован метод экспертных оценок и метод коллективной работы экспертнойгруппы, с помощью которого будет спрогнозирована общая ситуация туризма Крымана 2014 год, делая выводы из оценок троих специалистов.
Выбираются троеспециалистов туристической сферы, которые дают оценку сегодняшнего состояниятуризма Крыма, возможные перспективы развития, оценку стратегии «Модернизациитуризма АРК», и к чему приведет эта стратегия в 2014 году. Второй метод схожийс первым, но в работе принимают участие группа экспертов, предполагающаяполучение общего мнения в xoдe coвмecтнoгo oбcyждeния peшaeмoй пpoблeмы.
Используянекоторые статистические данные прошлых лет можно сказать, что туризм в Украинерастёт значительными темпами, и совершенствование законодательства способствуетэтому росту. Если анализировать показатели Украины прошлых лет и показателисегодняшних дней, то основываясь на методы статистики и моделирования можнопрогнозировать рост туризма в размере примерно 7,5% в период до 2013 г.
Большая частьинформации была использована из правовых источников, а также статейтуристических журналов по развитию АР Крыма.
Законодательное иправовое обеспечение туристической деятельности в Украине. Направлениягосударственной политики развития туризма
Отечественнаятуристическая отрасль играет чрезвычайно важную роль в социально-экономическойжизни страны. Растет ее статус и заинтересованность государства в дальнейшемразвитии отрасли, усиливается влияние туризма практически на все сферы жизни идеятельности человека. Принятый Верховной Радой Украины 15 сентября 1995 годаЗакон “О туризме” констатирует: “Государство провозглашает туризм одним изприоритетных направлений развития национальной культуры и экономики и создаетблагоприятные условия для туристической деятельности”. Что особенно важно, этоопределение полностью соответствует рекомендациям Гаагской межпарламентскойконференции по туризму (10-14 апреля 1989 г.) – самого авторитетного туристическогофорума современности, где указано: “Страны должны определить свои национальныеприоритеты и роль туризма в ”иерархии“” таких приоритетов, а также оптимальнуюстратегию развития туризма в рамках этих приоритетов.
Рекомендацииконференции содержат также тезисы, имеющих исключительно важное значение дляразвития туризма. Они касаются роли парламентских, правительственных и другихгосударственных институтов в организации туристической деятельности, а такжепланирования развития туризма: “Необходимо, чтобы государственная власть навсех уровнях во всех странах, особенно парламенты, играли активную роль в делесоздания благоприятных условий для туризма и, в частности, предоставлялифинансовые и другие ресурсы для реализации всеобъемлющих программ, посвященныхтуризму. Нынешнее и будущее развитие туризма требует активной поддержки состороны правительств, в плане информации и продвижения туризма, а такжеобеспечение инфраструктуры; необходимо осваивать новые рынки, предприниматьшаги по обеспечению сотрудничества во всех сферах – государственных и частных –в интересах максимального поощрения сектора туризма. Туризм необходимопланировать на комплексной основе, принимать во внимание все аспектызаконодательства, касающихся других секторов, таких как транспорт, занятость,здравоохранение, сельское хозяйство, связь и др. “.
Нужно признать, чтореализация этих рекомендаций медленно, но начинается и в Украине. Сделаныпервые реальные шаги на пути законодательного обеспечения и комплексногопланирования развития отечественной туристической отрасли. Так, правовую базудеятельности туристической отрасли страны заложено Законом Украины “О туризме”.Он является основополагающим законодательным актом, который определяет общиеправовые, организационные, воспитательные и социально-экономические основыреализации государственной политики в области туризма, всестороннерегламентирующий туристическую деятельность в Украине, создает условия длястимулирования деловой активности субъектов туристического предпринимательства,обеспечивает оптимальный уровень государственного регулирования процессаразвития отечественного туризма. Закон Украины “О туризме” стал правовойосновой для разработки целого комплекса отраслевых нормативно-инструктивныхдокументов, регламентирующих конкретные аспекты туристической деятельности.
О признании значимоституризма, его влияния на развитие жизни страны свидетельствуют последние УказыПрезидента Украины от 02.03.2001 года “О поддержке развития туризма в Украине”и от 14.12.2001 года “О мерах по обеспечению реализации государственнойполитики в области туризма”.
В целом же,государственная политика в области туризма определяется Верховной РадойУкраины. Согласно Закону Украины “О туризме” основными направлениямигосударственной политики в этой сфере являются:
— привлечение граждан крациональному использованию свободного времени, проведения содержательногодосуга, ознакомления с историко-культурным наследием, природной средой, организацияоздоровления населения;
— обеспечениерационального использования и сохранения туристических ресурсов, становлениетуризма как высокорентабельной отрасли экономики Украины, создание эффективнойсистемы туристической деятельности для обеспечения потребностей внутреннего ииностранного туризма;
— создание и совершенствованиенормативно-правовой базы в области туризма в соответствии с действующимзаконодательством Украины, международных норм и правил;
— защита прав иинтересов государства в области туризма;
— созданиеблагоприятного для развития туризма налогового, валютного, таможенного, пограничногои других видов контроля;
— созданиеэкономических условий, которые стимулируют развитие туризма;
— введение льготныхусловий для организации туристической и экскурсионной работы среди детей,подростков, молодежи, инвалидов и малообеспеченных слоев населения;
— поощрениенациональных и иностранных инвестиций в развитие туристической индустрии;
— установление порядкастандартизации, сертификации и лицензирования в области туризма;
— внедрение системыстатистической отчетности субъектов туристической деятельности;
— определение порядкауправления государственной собственностью в области туризма;
— создание равныхвозможностей на рынке туристических услуг для субъектов предпринимательскойдеятельности независимо от форм собственности, содействие развитию конкуренции,обеспечения соблюдения в этой сфере антимонопольного законодательства;
— обеспечениябезопасности туристов, защиту их прав, интересов и имущества;
— поддержка развитиятуризма в регионах, определения статуса отдельных туристических центров,создание условий для приоритетного развития туристической индустрии;
— организация иразвитие системы научного обеспечения отрасли туризма, подготовки,переподготовки и повышения квалификации туристических кадров;
— развитиесотрудничества с зарубежными странами и международными организациями, участие вмеждународных программах развития туризма, разработка и заключениемеждународных двусторонних и многосторонних договоров в области туризма иопределение механизма их реализации.
Закон Украины “Отуризме” констатирует, что центральным органом государственной исполнительнойвласти в области туризма является Государственный комитет Украины по туризму,полномочия которого определяются этим законом и положением, котороеутверждается Кабинетом Министров Украины. Но в связи с неоднократнореорганизацией структурных подразделений правительства Государственный комитетУкраины по туризму было реформировано, сначала в Государственный комитетмолодежной политики, спорта и туризма путем объединения с другими комитетами, ас 2002 года создано Государственную туристическую администрацию Украины,которая является правопреемником вышеуказанных формирований, реализуетгосударственную политику в области туризма и несет ответственность задальнейшее его развитие.
Орган государственнойисполнительной власти в сфере туризма принимает участие в подготовке проектовзаконодательных и иных нормативных актов по вопросам туризма. В пределах своихполномочий он:
— разрабатывает иутверждает нормативные акты, обобщает практику применения законодательства ивносит предложения относительно его совершенствования;
— определяетперспективы и направления развития внутреннего и международного туризма, егоматериально-технической и социальной базы, обеспечивает их выполнение;
— координируетдеятельность министерств и ведомств, туристических предприятий и организацийнезависимо от форм собственности в вопросах, связанных с приемом иобслуживанием туристов в Украине и организацией туристических поездок заграницу;
— организуетинформационную, рекламную и издательскую деятельность по вопросам туристическойдеятельности;
— содействует развитиюконкуренции на рынке туристических услуг, создает равные возможности на нем длявсех субъектов предпринимательской деятельности независимо от формсобственности;
— осуществляетлицензирование (лишает лицензий) деятельности субъектов предпринимательстванезависимо от форм собственности, предоставляющих туристические услуги.Совместно с Государственным комитетом Украины по стандартизации, метрологии исертификации устанавливает государственные стандарты в сфере туристическихуслуг, проводит сертификацию и аттестацию туристических предприятий,контролирует выполнение ими условий и правил приема и обслуживания туристов;
— организуетподготовку, переподготовку и повышение квалификации туристических кадров,проведение научно-исследовательских работ в области туризма;
— участвует вовнешнеэкономической деятельности в области туризма, представляет интересыУкраины по вопросам туризма в других странах и международных организациях,заключает в соответствии с действующим законодательством международныесоглашения, открывает туристические представительства за рубежом.
Полномочия местныхорганов государственной исполнительной власти в области туризма определяютсяположениями о них, которые утверждаются местными органами государственнойисполнительной власти по согласованию с центральным органом государственнойисполнительной власти в области туризма.
Нормативно-правоваябаза туристической деятельности регулируется как специальным, так и общимзаконодательством.
С нормами общегозаконодательства относятся:
— Конституция Украины,которой закреплены основные права и свободы человека, их гарантии;
— Законы Украины “Озащите прав потребителей”, который является основой государственногорегулирования безопасности товаров и услуг с целью защиты человека, егоимущественного и природной среды;
— “О порядке выезда изУкраины и въезда в Украину граждан Украины”;
— “О порядкеосуществления расчетов в иностранной валюте”;
— “О страховании”, “Орекламе”, “О государственной границе Украины”; “Об охране окружающей природнойсреды”;
— “О правовом статусеиностранцев”, “О предпринимательстве”; “О предприятиях в Украине”; “Об охранекультурного наследия” и т.д.
Таким образом, задальнейшее развитие области туризма в сфере законодательства на данный моментполностью отвечает Государственная туристическая администрация Украины (2002г.). Именно она принимает участие в подготовке законодательных проектов и иныхнормативных актов по вопросам туризма, обобщая практику применениязаконодательства, и вносит предложения относительно его совершенствования.
Прогнозированиебудущего состояния туризма в Крыму за счёт внедрения новой стратегии«Модернизация туризма АРК»
Самым приоритетнымрегионом для поднятия уровня туризма в Украине, по мнению Государственнойадминистрации туризма Украины, является Автономная Республика Крым. Именнопоэтому была разработана специальная новая стратегия «Модернизация туризма АРК»,которая была официально утверждена на заседании Совета министров Крыма.
Стратегияразвития туризма Автономной Республики Крым на 2011-2014 годы разработана воисполнение поручения Президента Украины Януковича В.Ф. от 12 августа 2010 г.
Нормативно-правовойбазой для разработки стратегии стали Конституция Украины, КонституцияАвтономной Республики Крым, законы Украины «О местном самоуправлении вУкраине», «О местных государственных администрациях», «О государственномпрогнозировании и разработке программ экономического и социального развитияУкраины», «О стимулировании развития регионов», постановления КабинетаМинистров Украины от 26.04.2003 № 621 «О разработке прогнозных и программныхдокументов экономического и социального развития и составлении проектагосударственного бюджета», от 21.07.2006 № 1001 «Об утверждении Государственной стратегиирегионального развития на период до 2015 года», приказ Министерства экономикиУкраины от 29.07.2002 № 224 «Об утверждении методических рекомендаций поформированию региональных стратегий развития».
Содержание этойстратегии состоит из следующих пунктов:
Реализациятуристско-рекреационного потенциала Автономной Республики Крым требует решенияследующих ключевых проблем:
· Увеличениетехногенной нагрузки на рекреационные территории АРК, что обуславливаетухудшение их экологического и санитарного состояния, утрату имиконкурентоспособности в пределах Черноморского региона.
· Нерациональноеиспользование ресурсов прибрежной зоны, в частности — неудовлетворительноесостояние береговой линии и пляжей, что приводит к снижению уровняиспользования этой составляющей рекреационного потенциала АРК.
· Разрушениеи неудовлетворительное состояние объектов историко-культурного, архитектурногонаследия, как следствие – вынужденные ограничения их посещениях, или потеря имитуристической привлекательности.
· Нарушениеуникальной флоры и фауны, естественных ландшафтов Крыма, что, при отсутствиисистемных шагов по их защите и восстановлению, приводит к изъятию изтуристического оборота значительной доли потенциально конкурентоспособныхтуристических и рекреационных территорий.
· Усилениенеравномерности нагрузки на рекреационный потенциал АРК в связи ссуществованием значительных неосвоенных рекреационных территорий, неэффективноеиспользование туристического потенциала горных, предгорных и степных районовпри одновременной чрезмерной нагрузке южных, юго-восточных и юго-западныхрайонов Автономной Республики Крым во время курортного сезона.
· Неравномерностьиспользования рекреационного потенциала АРК в течение года в связи с небольшойпродолжительностью активного курортного сезона, обусловленной в значительноймере неразвитостью курортной и коммунальной инфраструктуры, а также просчетамив маркетинговой политике курортных районов.
· Низкийуровень конкурентоспособности туристического продукта в связи снеудовлетворительным состоянием объектов материально-технической базы,ограниченный набор рекреационных услуг; неудовлетворительное качествотуристических, лечебных и сопутствующих услуг, их несоответствие мировымстандартам, необеспеченность СКТК высококвалифицированными специалистами,низкий уровень инновационности рекреационного турпродукта.
· Нерациональнаятерриториальная организация санаторно-курортной и туристской деятельности,отсутствие четкого определения функционального зонирования и единого стилязастройки курортных городов.
Стратегическиеприоритеты и задачи их реализации по стратегии «Модернизации туризма АРК»:
I. Снижение остроты экологических проблем и обеспечениенадлежащего экологического состояния региона путем уменьшения влиянияотрицательных факторов.
II. Усовершенствование регулирования сферы использованияресурсов прибрежной зоны, что будет способствовать предотвращению разрушениябереговой линии, охране земель и рациональному использованию ресурсовприбрежной зоны.
III. Сохранение объектов культурного наследия,биологического многообразия, флоры и фауны, природных ландшафтов и местобитания биологических видов, что обеспечит сохранение традиционного характераисторической среды, культурных и природных ландшафтов, объектов экологическойсети Автономной Республики Крым, будет способствовать укреплению специфическихконкурентных преимуществ региона как рекреационного комплекса.
IV. Обеспечение пространственной равномерностииспользования туристско-рекреационного потенциала Автономной Республики Крым,выравнивание спроса на ресурсы прибрежной зоны, что позволит снизитьантропогенную нагрузку на наиболее популярные рекреационные территории и объекты,сформировать дополнительные ресурсы выравнивания уровней развития регионов АРК.
V. Увеличение продолжительности активного курортногосезона, что позволит повысить эффективность использования рекреационногопотенциала территории Автономной Республики Крым, уменьшить сезонные колебанияв уровнях доходов, занятости, антропогенной нагрузки и т.п.
VI. Уменьшение доли тенизации услуг, предоставляемых врекреационной сфере, что будет способствовать повышению доходовреспубликанского и местных бюджетов, урегулированию вопросов качествапредоставления услуг, обеспечению безопасности туристов и путешествующих лиц.
VII. Формированиекачественного, конкурентоспособного туристского продукта, соответствующегомировым стандартам качества, что позволит переломить тенденцию постепенного«размывания» конкурентоспособности санаторно-курортного и туристского комплексаАвтономной Республики Крым в Черноморском регионе.
VIII. Обеспечениепланомерности перспективного развития рекреационного комплекса и инфраструктурыкурортно-оздоровительных и рекреационных территорий, что позволит достичьравномерности и сбалансированности антропогенной и техногенной нагрузки навновь осваиваемые и реконструируемые территории.
Метод экспертных оценок
По мнению экспертов,документ предусматривает привлечение инвестиций и совершенствование нормативнойбазы. Власти будут инициировать несколько законопроектов, которые будутстимулировать развитие инфраструктуры. Параллельно разрабатываются новыетуристические маршруты, которые будут пролегать не только на полуострове, но ина материке. Также чтобы повысить уровень сервиса, возьмутся за подготовкукадров. В тоже время, приоритетным направлением называют вклады в материальнуюбазу. Рассчитывают и на восстановление игорного бизнеса. Законопроект, которыйразработали в Министерстве Экономики, предусматривает возрождение казино вгостиницах Крыма. Марина Слесарева, заместитель министра курортов и туризма АРКрым: «Сейчас это один из приоритетов нашего нового правительства. Сейчасготовится закон, согласно которому продумываются специальные льготы дляинвесторов, чтобы мы могли привлечь их в Крым».
Со слов МариныСлесаревой, заместителя министра курортов и туризма АР Крыма, данная стратегиядолжна привлечь иностранных инвесторов, что повлечёт за собой увеличение уровняинвестиций в туризм АРК, тем самым повысит уровень развития инфраструктуры,сервиса, и условий размещения туристов.
По мнениюглавы Крымского авиационного объединения Сергея Доценко, полуостров имеетбольшой потенциал для развития авиационного туризма.
Как рассказалС. Доценко на пресс-конференции в Симферополе, в Крыму расположено около 30площадок, которые могут принимать легкомоторные самолеты. «Если инфраструктуруразвивать далее, то мы перспективный регион в этом отношении. Сажать самолетыесть где. У нас в Крыму взлетно-посадочные площадки разбросаны географически наудалении 60-70 километров друг от друга», — отметил С. Доценко.
По егословам, авиационный туризм пользуется популярностью у жителей украинскихмегаполисов. В частности, жители Киева, Харькова, Днепропетровска насобственных самолетах прилетают в Крым на море. «Частные самолеты стоят вМежводном (Черноморский район) прямо на поле возле моря», — рассказал С.Доценко.
Министерствотранспорта и связи Крыма разрабатывает концепцию программы развития малойавиации на полуострове. В этой связи городским головам и главам районныхгосударственных администраций даны поручения провести инвентаризациюзаброшенных площадок, на которых можно создать аэродромы и начать работу по привлечениюинвесторов. После этой конференции Совет Министров Крыма рассмотрел развитиеавиационного туризма, и добавил его в общий список целей стратегии«Модернизации туризма АРК».
По даннымпресс-службы Совета министров Крыма, министр транспорта и связи НиколайЧеревков уточнил, что в настоящее время идет разработка концепций развитияяхтенного туризма. В концепциях «будут отражены основные положения инеобходимые мероприятия по данному направлению». В частности, будут определеныместа, пригодные для создания яхтенных стоянок.
По мнению НиколаяЧеревкова и Сергей Доценко, данная стратегия поможет повысить развитиеразличных видов туризма, которые ранее практически не проявлялись в Крыму. К2014 году, при условиях стабильного инвестирования со стороны иностранцев,показатели туризма в Крыму увеличатся примерно в 1,5 раза. Увеличение валовогорегионального продукта республики в 1,2 раза по сравнению с 2010 годом, производительноститруда – в 1,2 раза, заработной платы наемных работников – в 1,8 раза, инвестицийв основной капитал – в 2,8 раза.
Анализируя мнения трёхэкспертов, я пришёл к выводу, что законодательная стратегия «Модернизациятуризма АРК» к 2014 повысит уровень туризма примерно в 1,5 раза, тем самымувеличится ВРП АР Крыма. Быстрыми темпами будут развиваться различные подвидытуризма (познавательный, авиационный, яхтенный, сельский). Прогнозируетсяразвитие инфраструктуры, сервиса и условий размещения туристов.Законодательство будет создавать всевозможные пути решения возможных проблем,путём грамотного регулирования туристическо-рекреационного комплекса Крыма.
Вице-премьер БорисКолесников заявил, что «восточное и западное побережье полуострова будутразвиваться по примеру Анталии. Государство проведет туда инфраструктуру —воду, газ, электроэнергию и продаст на аукционе эти участки — от гектара дотрех. Чтобы бизнес на рыночной основе вошел туда и создал конкурентную среду.Тогда побережье Крыма станет намного дешевле».
Турбизнес идеяКолесникова вдохновляет, но он пока не понимает, как она будет реализована внаших очень специфических условиях. По мнению этой группы экспертовтуристической сферы, для серьезных сдвигов в Крыму всю работу нужно делать врежиме ручного управления. Как с Евро-2012. Иначе все благие намерения увязнутна местном уровне. Потребуется и революция в земельной сфере. Ведьраспределение земли — в компетенции местных советов, и у самых привлекательныхнаделов уже есть хозяева. Причем распределяется земля чаще всего понепрозрачным и коррупционным схемам.
Директор туроператора«Кандагар», который специализируется на Крыме, Борис Зелинский, главныетрудности для «крымской Анталии» видит отнюдь не в коротком теплом сезоне инеразвитой инфраструктуре: «Правительству нужно расправиться с коррупцией —главной бедой в Крыму», — говорит он. Действительно, если власть не сможетобеспечить нормальные землеотводы, и если не запретит проверяющим органам, покрайней мере, в первое время работы, терроризировать отели, благая идеяприкажет долго жить.
Со слов группыэкспертов можно понять то, что у них своё мнение по поводу как будетразвиваться туризм Крыма, и оно никак не касается стратегии по модернизациитуризма АРК, они видят путь развития в работе при ручном режиме управления,аналогично подготовке к ЕВРО-2012.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие рекреационно-туристическойсферы для многих стран является на сегодня одной из главных задач. Украина,расположенная в центре Европы на пересечении транспортных путей, и котороеимеет для поступательного развития своей рекреационной сферы благоприятныеприродно-климатические условия, значительный историко-культурный потенциал,необходимые людские и материальные ресурсы, значительно отстает от большинстваевропейских стран по уровню развития рекреационно-туристических услуг.
Такое положение не являетсянормальным и требует активизации процессов по созданию в нашем государствемощной рекреационной индустрии, способной удовлетворять разнообразныерекреационные потребности как жителей Украины так и иностранных туристов.
Модернизациясанаторно-курортного и туристского сектора Автономной Республики Крым имеетцелью создание современной конкурентоспособной высокоэффективнойтуристско-рекреационной отрасли общегосударственного и международного значения,восстановление статуса Крыма как современного санаторно-курортного и туристскогохозяйственного комплекса.
Проанализировав мненияспециалистов, можно сделать вывод, что в ближайшие несколько лет ситуация втуристической отрасли Крыма возможно не изменится, но при внедрении стратегии«Модернизации туризма АРК» прогнозируются улучшения. Развитие туристическойотрасли Крыма во многом повлияет на улучшение общей ситуации туризма Украины.
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
1. Закон Украины«О внесении изменений в Закон Украины „О туризме (№ 324/95-ВР) “: От 01.2004 г. — Правительственный портал — 11 сентября-2004 г.
2. Квартальнов В.А. Стратегический менеджмент втуризме: современный опыт управления. — М: Финансы и статистика. — 2007г., с. 32-34
3.Основныепоказатели развития туризма, издание, 2005 г. // Всемирная туристическая организация, 2006 — www.world-tourism.org.
4. Подорожный Г. И. Путем или тропинкепойдет украинский туризм после принятия нового закона о нем. „Зеркалонедели“ № 3-24 января .- 2004г., C.4
5. Тарасов О.А. Стаття«Туризмв Україні».- 2009 р.
6. Фильваров Г.И. Особенностипланирования и проектирования рекреации на современном этапе / Проблемы иперспективы развития района Большая Ялта / КиевНИИП градостроительства. — Киев:КиевЗНИИЭП, 1989. — С.4-10.
7. Чубук В. Туризм в Украине // Экономист .- № 6 .- 2000 г. — С. 34-35.
8. ubr.ua/leisure/travel/(Статьио мнениях специалистов)
9.www.tourism.gov.ua/default.aspx (Государственная службатуризма и курортов Украины)