Федеральное агентствопо образованию
Филиалобразовательного учреждения высшего профессионального образования
Сочинскийгосударственный университет туризма и курортного дела в г.Анапа
Курсоваяработа
Подисциплине: «Курортология»
Натему: Социально-экономическая эффективность санаторно-курортного оздоровления
Выполнил: студент 2 курсаОФО Гр. № 06-СТ-А-5
Тихомиров АлександрБорисович
Проверил преподаватель: ЖуравлёвВ.В.
Анапа2008 г.
Введение
Под курортомпонимается лечебная местность, располагающая какими-либо природными ресурсами:минеральная вода, лечебные грязи или особый климат. В соответствии с этимразличают курорты бальнеологические, на которых главным лечебным факторомявляется вода, грязевые и климатические.
Санаторно-курортноелечение различных заболеваний имеет древнюю историю. В книге «Аюрведа» («ЗнаниеЖизни»), являющейся древнейшим литературным памятником, изложены основыдревнеиндийской медицины ( IX-XI веков до нашей эры), при различных заболеваниях рекомендовалосьприменение минеральных ванн и других физических методов лечения (массаж и пр.).Широкое распространение имела бальнеотерапия в Древней Греции и Риме.
Издавнаизвестны многие минеральные источники и нашей страны. Так, в путевых заметкахарабского путешественника Ибн-Батури, умершего в 1377 году, имеется упоминаниео целебном ключе горячей воды в Пятигорске.
Не будетбольшим преувеличением утверждение, что лечение минеральными водами и грязямиявляется одним из самых древних. Натуралисты знают, что дикие животные нередкопользуются природными источниками и грязями для исцеления.
Еслипрактическое использование природных вод уходит своими стоками в седуюдревность, то научное изучение насчитывает всего несколько десятилетий. Правда,еще древнегреческие врачи Цельз, Гален, Плиний Младший (2 век до нашей эры)пытались классифицировать минеральные воды, описывали методики применениялечебных грязей, климатолечения и пр. В средние века известный ученый Парацельстакже пытался дать научное истолкование применения целебных вод. Однако вдревние времена люди, естественно, не могли объяснить истинной природы целебныхисточников, и они зачастую становились предметом религиозного поклонения. ВДревней Индии, Греции и Риме различные храмы нередко строились возле целебныхисточников, свойства которых использовались для подкрепления религиозных догм.
Становлениекурортологии как науки тесным образом связано с развитием общемедицинскихзнаний. Лишь начиная с середины прошлого столетия, когда, благодаря выдающимсяисследованиям Сеченова, Вирхова, Шлейдена и Шванна, Дарвина, Пастера, Боткина идругих корифеев науки, медицина прочно стала на позиции материализма, началосьи подлинное развитие курортологии.
В настоящеевремя многое изучено. Составлены карты гидроминеральных запасов в различныхкурортных районах, разработаны теории происхождения минеральных вод, изучаетсямеханизм действия их на организм больного человека. Однако в своем неустанномпоиске ученые все расширяют и расширяют круг исследований, открывая все новые иновые, порой неожиданные явления.
Официальнокурортное лечение в России возникло 270 лет тому назад, когда 20 марта1719г.Петром Iбыл опубликован указ о «Дохтурских правилах». В них, в частности, говорилось опорядке пользования марциальными водами, источник которых открыл в 1714 г. вКарелии «молотовый работник» Кончезерского завода Иван Рябоев.
В царскойРоссии, как и в других капиталистических странах, курортные местности вбольшинстве своем находились в ведении частных предпринимателей. В Сибири,например, большинство источников арендовалось купцами и было практически недоступнодля трудящихся. Лишь после Великой октябрьской социалистической революциикурорты стал достоянием народа. В ленинском декрете «О лечебных местностяхобщегосударственного значения» говорится:
«Лечебныеместности или курорты, где бы таковые на территории РСФСР ни находились и комуне принадлежали, со всеми сооружениями, строениями и движимостью,обслуживавшими ранее курорт и находящимися на присоединенных и приписанных ккурорту землях, составляют собственность республики и используются в лечебныхцелях».
Существуютпрямо противоположные мнения о влиянии туризма на развитие экономики страны.Одно из них заключается в том, что туризм способствует созданию новых рабочихмест, уменьшению дефицита валютных платежей в стране, усилению экономики,развитию производства товаров и услуг, прямо или косвенно удовлетворяющихтуристские нужды и желания, выполняет функцию сглаживания, т.е.перераспределения доходов населения из регионов с более развитой экономикой вслаборазвитые регионы, но располагающие богатыми природными ресурсами(сельскохозяйственные), способствуя тем самым повышению уровня жизни населенияданных регионов (стран). Другое мнение сводится к тому, что туризм изменяетнаправление инвестиционной активности, ослабляет экономику, приводит кисчезновению национальных обычаев.
Но ни одно изэтих мнений не является правильным. Истина, как всегда, посередине. Когдатуризм развивается односторонне, то его влияние на экономику страны негативноиз-за ослабления других отраслей производства и превращения экономики страны вэкономику услуг. Необходимо, чтобы развитие туризма осуществлялось параллельнос развитием других отраслей.
Значительноевлияние туризма на формирование валового национального продукта страны, насокращение безработицы и сбалансированность валютных платежей приводит к тому, чтоэкономика туризма принимается во внимание при планировании развития экономикистраны в целом. Развитие туризма трудно планировать и прогнозировать на длительноевремя, так как имеется слишком много влияющих на него факторов. Но он можетбыть организован таким образом, чтобы можно было быстро приспосабливать кразличным изменениям в экономике, политике, потребностях и т.п. В этом случаетуризм будет важным фактором экономического прогресса страны.
Массовыйтуризм имеет два основных недостатка:
1) сезонныйхарактер, который обычно совпадает с летним периодом;
2) прямаязависимость от туроператоров, которые ориентируют массовый туризм в те направления,где можно получить наибольшие прибыли.
Эти проблемымассового туризма, а также другие факторы, влияющие на организацию туризма,рано или поздно будут приняты во внимание государственными организациями.
Существуетпотребность в других видах туризма, которые не связаны с летним сезоном инезависимы от туроператоров. К этим видам туризма относятся конгрессный туризм,туризм для здоровья, поощрительный туризм и т.д. Для развития этих динамичныхформ туризма необходимо прежде всего разработать специальные программы, создатьнеобходимую инфраструктуру, подготовить соответствующих специалистов.
1.Экономика туризма
Люди, живущиев развитом обществе, помимо биологических нужд имеют много других потребностейи желаний. Одной из потребностей является потребность в туризме. Удовлетворениетуристских потребностей и желаний предполагает производство туристскихпродуктов и услуг, а это, в свою очередь влияет на развитие производственнойдеятельности и развитие туристских ресурсов.
Экономикутуриндустрии можно определить как дисциплину, которая изучает и анализируетэкономические отношения, развивающиеся в процессе производства и потреблениятуристских продуктов и услуг, предназначенных для удовлетворения потребностей ижеланий путешественников.
Эти отношенияможно рассматривать как на макроуровне (уровень государства, региона,дестинации), так и на микроуровне (уровень конкретно взятого региона либопредприятия, производящего туристские продукты и услуги). Производствопродукции и услуг, необходимых для удовлетворения потребностей, с однойстороны, непосредственно зависит от желаний самих потребителей – туристов. Сдругой стороны, на развитие самой туристской индустрии влияет множестворазличных как внешних, таки внутренних факторов. Поэтому экономку туризмаопределяют как быстро развивающуюся, динамичную, неопределенную составляющуюнациональной экономики. Для многих стран она находится еще в стадии развития.
В прошломтуризм не рассматривался как отрасль экономики. Его производственная активностьбыла не важна, и в большинстве случаев развитию туризма даже не придавалосьособого значения. С течением времени туризм начал постепенно развиватьсякачественно и количественно. Только тогда экономисты поняли важность туризмакак экономического феномена и ту роль, которую он может играть для развитиянациональной экономики. При этом они были вынуждены обратить внимание наконкретные экономические проблемы, возникающие в процессе туристскойдеятельности. Тогда туризм как экономический феномен выдвинулся на переднийплан.
Бурноеразвитие мирового туризма рост его влияния на экономику различных стран привелк необходимости его научного исследования. Эти исследования касались различныхпроблем экономики, в том числе изучения туризма как самостоятельной отрасли,выявления основных тенденций развития и др. Экономика туризма родилась в силунеобходимости изучения и анализа экономических отношений, возникающих междуотдельными людьми, принимающими участие в туристской деятельности.
Как и любаяэкономика, экономика туризма отвечает на основные вопросы: что? Как? Для кого?Но с учетом ее специфики необходимо добавить вопрос о том, как данная экономикабудет развиваться во времени.
В общем,можно сказать, что экономика туризма исследует и анализирует способы, которымиорганизованная социальная система решает следующие проблемы:
1) какиетуристские продукты и услуги будут произведены в определенный период времени, атакже в каком количестве, какого качества и насколько разнообразные;
2) как этитуристские продукты и услуги будут произведены, т.е. из каких источников и покакой технологии;
3) как данныетуристские продукты и услуги будут распределены среди внутренних и внешнихтуристов;
4) какэкономическая деятельность будет развиваться во времени.
1.1 Проблемыэкономики туриндустрии
Хорошоизвестно, что все общества независимо от места, времени и уровня развитиясталкиваются с экономическими проблемами в туризме, которые связаны с тем, что:
а)неопределенное количество туристских потребностей и пожеланий индивидуумовсочетается с задачей их распределения в порядке важности;
б)ограниченныеили редкие туристские ресурсы, которые используются для удовлетворенияпотребностей и пожеланий туристов, должны сочетаться с различными способамииспользования этих ресурсов. Эти проблемы связаны с созданием туристскихпродуктов, определением цены, по которой они будут распределяться, размещениемтуристских компаний и т.д.
В рыночнойэкономике справедливое распределение туристских ресурсов, подержание устойчивойэкономики туризма, ее развитие, а также распределение туристского доходаосуществляются с помощью механизмов туристского рынка.
В плановойэкономике, известной как социалистическая, экономические отношения нерегулировались посредством рыночных механизмов, и руководящая роль в экономикетуризма принадлежала государству или центральным органам. Государство от именитуристских компаний и самих туристов принимало и координировало ежедневныерешения, а роль туристского рынка была второстепенна.
Практическийопыт показывает, что посредством механизмов туристского рынка основные проблемыэкономики туризма не могут быть решены в полной мере. Поэтому современноегосударство вовлекается в процесс регулирования экономики туризма для того,чтобы предотвратить ее нежелательное развитие и возможное негативное влияние надругие отрасли экономики. Вовлечение государства в экономику туризмадостигается туристской политикой, цель которой – корректировка слабых мест инежелательных влияний механизмов туристского рынка. Таким образом, туристскаяполитика необходима для корректировки и решения проблем экономики туризма,среди которых можно выделить четыре основные:
· Проблемаэффективного распределения ограниченных и редких туристских ресурсов;
· Проблемаподдержания устойчивой экономики туризма;
· Проблемаразвития или роста туризма;
· Проблемасправедливого распределения туристского производства ли туристского дохода.
Вовлечениегосударства в рабочие механизмы регулирования туристского рынка возможно толькодля корректировки слабых мест и нежелательных последствий в экономике туризма.
1.2 Доходот туризма
Туризм влияетна экономику страны прямо или косвенно.
Прямоевлияние – это результат расходов туристов на покупку туристских услуг итоваров. Деньги туристов начинают полностью работать на экономику Региона,когда туристское предприятие покупает местные(региональные) товары и услуги.Продавцы этих товаров и услуг, получив деньги от туристов, выплачиваютзаработную плату своим работникам, которые, в свою очередь, тратят их напокупку товаров и оплату услуг и т.д. то есть туризм генерирует вторичный спросна товары и услуги. Этот процесс представляет собой косвенное влияние туризмана экономику страны или региона. Косвенный вклад туризма в экономику страны илирегиона проявляется в эффекте повторения затрат туристов на покупку услуг и товаровв определенное время в определенном месте. Этот эффект называется эффектоммультипликации или мультипликатором.
Мультипликационноевлияние туризма проявляется в том, что в результате цепной реакции«расходы-доходы» доход, получаемый от одного туриста, превышает сумму денег,израсходованных им в месте пребывания на покупку товаров и услуг. Упрощенномодель мультипликатора можно представить выражением, которое в экономикеполучило название просто мультипликатора Кейнса:
1/(1 – В)
Где В –предельная склонность к потреблению, которая определяется отношением изменениярасхода к изменению дохода.
Экономическийсмысл мультипликатора заключается в следующем: он показывает, во сколько развозрастет равновесный уровень дохода (в замкнутой экономике) в результате ростарасхода на единицу.
Основнымиисточниками дохода, получаемого от туризма, служат:
1)реальныеденьги, потраченные туристами на оплату гостиниц, питания транспортаразвлечений и т.п.
2)налоги,взимаемые с туристов и с доходов коммерческих предприятий;
3)таможенныепошлины;
4)аренда;
5)продажасувениров как местного производства, так и импортированных;
6)приобретениетоваров, необходимых как путешествии, так и для использования в домашнихусловиях.
Определяядействительный вклад, вносимый туризмом в какой-либо район страны или страну вцелом, необходимо учитывать прямой, а также некоторый дополнительный доход,получаемый экономикой страны в дополнение к первоначальному «вливанию» денегтуристами. Разновидностей такого дохода несколько: прямой, косвенный,стимулированный.
Прямой доход– это доход, получаемый от реальных денег, потраченных туристами на оплатугостиницы, питания, освежающих напитков, транспорта, занятий спортом и т.д., встране или каком-либо ее регионе. Доход – это выручка предприятий от продажитуристам товаров и услуг. Доход региона – это налоги, выплачиваемые из этойвыручки и остающиеся в распоряжении региона.
Косвенныйдоход – это доход, получаемый в результате развития деловой активности, т.е.коммерческой деятельности, с целью извлечения прямой прибыли. Например, частьденег, получаемых с туристов отелями, ресторанами, затем расходуется ими напокупку товаров в местных магазинах и оплату услуг, предоставляемых местнымикоммерческими предприятиями (складами, банками, страховыми компаниями и т.д.),которые, в свою очередь, могут снова потратить часть своего дохода в другойобласти коммерческой деятельности, например на закупку большой партии товаровнепосредственно у производителя этой продукции.
Стимулированныйдоход – это доход, который происходит из заработной платы, получаемойперсоналом, занятым в туризме, и теми, кто получает прибыль от туризма. Большаячасть заработной платы расходуется на покупку товаров и услуг, поставляемыхместными предприятиями, которые, в свою очередь, выплачивают жалованье своимработникам, и его часть снова расходуется на приобретение товаров и т.д.
В результатерециркуляции (оборота) доходов их общее воздействие на экономику странызначительно сильнее, нежели от текущих прямых расходов туристов, что как развыражается туристским мультипликатором.
Но не следуетупускать из вида потери, которые вызваны тем, что не вся полученная прибыльвновь приносится в экономику страны (региона). Имеет место три вида потерь издохода страны (региона):
*затраты наимпорт
*личныесбережения
*налоги.
Сумма этихпотерь изымается из рециркуляции, потому что экономика региона непосредственноне извлекает из них пользы, хотя налоги используются правительством. Часть налоговможет возвратиться в данный регион, что еще больше усиливает влияние туризма наразвитие экономики региона.
Посколькупроцент утечки известен, может быть использована следующая простая формула дляопределения коэффициента дохода от туризма (КДТ):
КДТ=1/%утечки
Создаетсятакже другой, так называемый качественный (социальный) туристский феномен.Развитие туризма требует дополнительных рабочих мест, что приводит ккачественным изменениям экономики и жизни данного региона (дестинации),повышает коэффициент занятости. Увеличивается количество людей, работающих напредприятиях туриндустрии гостеприимства, в производстве промышленных исельскохозяйственных товаров, в различных обслуживающих отраслях. Более того,часть налогов, полученных от туризма, направляется обратно в эту же отрасль.
Для каждойстраны коэффициент дохода от туризма (или мультипликатор) зависит от процентапотерь. Например, мультипликатор будет меньше в тех странах, где большая частьдохода тратится на импорт и ( или) установлен высокий уровень налогов. С другойстороны, мультипликатор будет высоким, если сравнительно мало тратится наимпорт и (или) существует низкий уровень налогов. Из практики известно (пооценке швейцарских ученых), что значение коэффициента дохода от туризмаколеблется в пределах 100 – 400 % прямых затрат туристов, т.е. прямого дохода.Для того, чтобы вычислить коэффициент дохода от туризма, надо прежде всегоопределить размер прямого дохода, т.е. прямые затраты туристов. Ответ на этотвопрос может дать статистика расходов и статистика прибытия.
2.Социальное значение туризма
2.1Общие механизмы действия курортных факторов на организм человека
Пребываниебольного на курорте связано со значительными изменениями условий существования.«Представьте себе горожанина крепкого телосложения, — писал по этому поводузамечательный врач прошлого века Г.А. Захарьин, -который встает обыкновеннопоздно и, конечно, поздно ложится, грешит в диете, живет полной жизнью, почтине делает движений и почти не бывает на свежем воздухе, представьте себе такогогорожанина, отправившегося на воды и живущего там совершенно иначе: рановстает, а потому и рано ложится, соблюдает правильную диету, много бывает навоздухе, много делает движений, отдыхает от головного труда, а часто удалившисьот постоянного места жительства и т массы неприятных впечатлений, и, наконец,употребляет правильно назначенную воду внутрь и обыкновенно ванны. Конечно, втаких условиях получаются поразительно хорошие результаты».
В этомвысказывании подмечены по существу две характерные черты санаторно-курортноголечения. Во-первых, то, что больной, отдыхая и лечась на курорте, отрывается отобычной житейской обстановки, попадает в новые условия внешней среды; сменавпечатлений, связанных с его приездом на курорт, является одним из важнейшихфакторов, влияющих не только на настроение, но и на все процессыжизнедеятельности. Во-вторых, то, что лечение на курортах является комплексны ив этом комплексе немалую роль играют бальнеологические процедуры из минеральнойводы.
Былоустановлено например, что под влиянием углекислых ванн происходит усилениеокислительно-восстановительных процессов и тканевого обмена веществ. Этоприводит к изменениям в деятельности всех органов и систем человеческогоорганизма. В частности, наблюдается учащение и углубление дыхательных движений,расширение периферических кровеносных сосудов, усиление работы сердца, урежениеритма сердечных сокращений, улучшения питания сердечной мышцы, изменениядеятельности органов пищеварения и выделения. Во время приема радоновых ваннусиливаются окислительные процессы, причем эти изменения удерживаются в течениедлительного времени после окончания процедуры. Особенно существенные сдвигиприем радоновых ванн вызывает углеводно-фосфорном обмене. Богатые энергиейфосфорные соединения имеют тесную связь с окислительным процессами гликолиза иглавным образом тканевым дыханием. Радоновые процедуры стимулируют образованиеживотного крахмала (гликогена) из молочной кислоты, усиливают компенсаторныепроцессы, способствуя установлению нового уровня обмена веществ. Полагают, чтоименно компенсаторные процессы лежат в основе выздоровления или улучшенияклинического течения болезни в результате применения радиотерапии.
2.2Влияние бальнеологических процедур на организм человека
Человек,равно как и все другие живые существа, обитает в определенной среде, котораяпостоянно меняется. Но, постоянно меняясь, условия существования, предъявляюторганизму определенные требования. Деятельность же организма может бытьполноценной только в том случае, если его отправления, его работа приспособленык меняющимся условиям жизни. В этом приспособлении важная роль принадлежитцентральной нервной системе, которая при помощи рефлекторных актов приводиторганизм животного и человека в соответствие с условиями существования.
Всемногообразие рефлекторных реакций по биологическому значению и механизмамформирования можно разделить на два основных класса. К первому классу относятсярефлексы врожденные, передающиеся без каких-либо существенных изменений изпоколения в поколение. Они почти не изменяются в течение жизни человека иживотного. Для осуществления их требуются преимущественно низшие отделыцентральной нервной системы (спинной, продолговатый, средний, промежуточныймозг). К таким рефлексам относятся рефлексы пищевые, оборонительные,ориентировочные, висцеральные (возникающее при воздействии на рецепторывнутренних органов), тоничекие и стато-кинетические (связанные с положениемтела в пространстве или с линейным или вращательным движением) и рефлексыпродлевания рода (половые). Они возникают и развиваются при непосредственном действиина органы чувств или рецепторы соответственных раздражителей. Например, когда врот попадает пища, начинает отделяться слюна: поток импульсов возбуждения отрецепторов языка и слизистой оболочки ротовой полости устремляется в продолговатыймозг, оттуда сигналы попадают к слюнным железам и вызывают отделение слюны.Таков же по своему механизму и оборонительный рефлекс: отдергивание руки приуколе, мигание глаз и отделение слез при попадании соринки на роговицу.
Группарефлексов подобного рода была названа И.П. Павловым безусловными рефлексами.Этим самым была подчеркнута их относительная независимость от условийсуществования животного, принадлежность их к определенному виду, а не котдельным индивидуумам.
Для второйгруппы рефлекторных реакций характерна индивидуальная принадлежность строго копределенному представителю данного вида животных. Они отражают степеньприспособления животного или человека к меняющимся условиям существования ипоэтому называются, по им. Павлова, условными рефлексами. Условные рефлексывырабатываются в течение индивидуальной жизни и находятся в непосредственнойсвязи с теми условиями, в которых находится в данный момент животное иличеловек. Эти рефлексы, будучи чрезвычайно неустойчивыми, возникнув, могут затормозитьсяили полностью исчезнуть, если условия, вызвавшие их образование, изменяются.Такая неустойчивость, подвижность условных рефлексов дает возможность человекуи животному более точно и эффективно приспособиться к новой обстановке.
Уже самприезд на курорт оказывается в ряде случаев целительно-действующим, ибо приэтом изменяются условия существования, а вместе с тем устраняются и теусловнорефлекторные воздействия, которые поддерживают или провоцируют патологическийпроцесс. Больные, приехавшие на курорт, нередко начинают себя лучше чувствоватьдаже без каких либо лечебных мероприятий. Пребывание в живописных местахуспокаивающе влияет на нервную систему. Создается благоприятный фон длядействия лечебных процедур, применяемых комплексно – естественные факторысочетаются с искусственными. Среди последних ведущее значение имеютбальнеологические и грязевые процедуры, действующие в первую очередь наиболеевыражено на нервную систему.
2.3Туристское потребление
Туристскоепотребление (использование) – это расходование дохода индивидуумов с цельюприобретения туристских товаров или услуг для удовлетворения определенныхтуристских потребностей и желаний в определенном месте назначения и вопределенное время. Иными словами, турист тратит деньги с тем, чтобыудовлетворить свои туристские потребности. Такое определение характеризует егоименно как потребителя, который использует туристскую продукцию.
На принятиеиндивидуумом решения потратить деньги на удовлетворение своих туристскихпотребностей и желаний влияют различные факторы. Поведение индивидуума завистиот его биологических, физических, умственных и социальных особенностей.Факторы, которые влияют на принятие им решения, могут быть эндогенные иэкзогенные. Эндогенные (внутренние) факторы – это психологические, физические икультурные особенности самого индивидуума. Экзогенные (внешние) факторыопределяются уровнем его личного дохода, социальными, политическими,экономическими обстоятельствами и рекламой.
Прирассмотрении вопросов, связанных с туристским потреблением, необходимоопределить, что такое потребительская стоимость. Под потребительской стоимостьюдля туриста понимается полезность различных материальных составляющихтуристского потребления (нематериальных составляющих) – различных услуг, предоставляемыхтуристу. Она включает в себя:
· Потребительскиестоимости, не являющиеся результатом человеческого труда (природные факторы:солнце, воздух, вода)
· Потребительскиестоимости. Являющиеся результатом, человеческого труда в прошлом (овеществленный труд) и не принимающее товарной формы (памятники архитектуры)
· Потребительскиестоимости материальных составляющих, которыми туристы пользуются бесплатно, накоторые требуют постоянных затрат как живого, так и овеществленного труда(дороги, парки, строительные комплексы и т.п.)
· Потребительскиестоимости, выступающие в форме товара (услуги)
Удовлетворениетуристских потребностей включает в себя приобретение товаров и услуг, с однойстороны, и потребление благ (бесплатно) – с другой.
Туристскиепотребности можно разделить на три группы: обязательные, специфические идополнительные.
/>
Подобязательными потребностями понимаются услуги, которые, как правило, составляютоснову турпакета ( транспорт, размещение, питание)
Специфическиепотребности – основа выбранного путешествия, они являются теми впечатлениями,которые турист получает в процессе путешествия. Потребление обязательных услуги их соответствующее качество способствуют удовлетворению специфическихпотребностей.
Кдополнительным потребностям относятся те товары и услуги, которые туристполучает в процессе путешествия и которые непосредственно не входят в турпакет.К ним можно отнести различные покупки (шопинг), приобретение сувениров, услугислужбы быта, транспорта, почты и т.п..
Особенностьтуристского потребления вносит определенную специфику в организациюобслуживания туристов, прежде всего это связано с нематериальностью услуги. Вматериальном производстве производство и потребление товара разнесено вовремени и пространстве. Поэтому для потребления товара его необходимо доставитьот места производства к месту потребления. Туристская услуга, наоборот,потребляется тогда, когда туриста доставят к месту ее производства, ипотребляется она в процессе ее производства (неразделимость во времени).
Услугоказываются различными предприятиями туриндустрии, которые территориальноразделены. В основном туристы приобретают услуги: в месте постоянногопроживания (информация, посреднические услуги); во время путешествия, т.е.перемещения (транспортные услуги, питание, информация и т.п.); в местахтуристского назначения (дестинациях): питание, проживание, развлечения и т.п.
Следующейособенностью потребления туристских услуг является разделение по месту ивремени актов приобретения (купли-продажи) услуг (приобретение турпакета вместе проживания) и потребления приобретенной услуги в месте назначения(дестинации). Таким образом, весь процесс потребления туристских услуг можноразделить на три этапа, представляющих единое целое – турпродукт:
· Обслуживаниетуристов при купле-продаже пакета услуг;
· Обслуживаниев процессе путешествия;
· Обслуживаниев местах назначения (дестинациях).
В процессепроизводства и предоставления туристских услуг (товаров) предъявляются высокиетребования к той среде или обстановке, в которой они производятся. Особенно этоотносится к материально-технической базе туриндустрии (так называемой hard- составляющей услуги).Для основных и дополнительных услуг высокий уровень материально-техническойбазы является непременным условием, без которого невозможно качественное ихпотребление. Деятельность по созданию и поддержанию материально-техническойбазы туризма как необходимого условия производства и реализации услугвключается как составляющая в туристское обслуживание.
Такимобразом, обслуживание – это своеобразный процесс сложных взаимоотношений междуобслуживающим персоналом и туристами, в котором одновременно осуществляетсясоздание, предложение и потребление большей части услуг (товаров).
Дляхарактеристики туристского потребления все затраты туристов можно разделить надве группы: затраты на путешествие (обще, или валовые, затраты) и потенциальныезатраты, которые могли бы возникнуть в месте постоянного проживания приотсутствии путешествия (постоянные затраты, или затраты места). В течениевремени путешествия турист не производит те затраты, которые должен был бысделать, оставшись дома: на питание, транспорт, развлечения и т.п.
Как правило,валовые затраты существенно выше, чем затраты места, за счет оплатытранспортных средств во время путешествия, жилья, питания. Во время путешествияна эти услуги туристы обычно тратят больше, чем в месте постоянного проживания.Это связано, например, с их желанием попробовать национальные блюда страныпребывания, посмотреть различные достопримечательности, приобрести сувениры.
Чистыезатраты туриста ∆Z, можно определить по формуле:
∆Z=Zвал – Zместа
1- общие затраты туриста 2-затраты места
показатель ∆Z, обозначает ту суммурасходов, которые турист понесет дополнительно, если совершит путешествие. Чемменьше чистые затраты, тем выгоднее с экономической точки зрения будетпутешествие для туриста. Это обстоятельство можно использовать какдополнительный стимул при принятии им решения о путешествии.
Иногда имеет местоситуация, когда валовые затраты существенно ниже затрат места. Это можетслучиться, если выбранная для путешествия дестинация гораздо дешевле с точкизрения расходов на проживание, чем постоянное место жительства, или если туристприобретает льготную или горящую путевку по цене существенно ниже той, котораяпредлагалась первоначально. Сюда же можно отнести и интенсив-туры, когда всезатраты на путешествие оплачиваются фирмой, а также те случаи, когда туристприобретает в путешествии товары длительного пользования по цене существеннониже, чем в стране постоянного проживания. Такие затраты относятся к затратамбудущего потребления.
2.4Спрос на продукциютуриндустрии
Успешноеразвитие индустрии туризма прежде всего зависит от уровня благосостояниянаселения. И чем больше будут увеличиваться доходы граждан, тем это в большейстепени скажется и на развитии индустрии туризма. Спрос на продукциютуриндустрии имеет специфический характер, и потребность в ней возникает толькотогда, когда имеются свободные денежные средства, т.е. население обладаетплатежеспособностью.
Платежеспособныйспрос – это форма проявления потребностей населения в товарах и услугах,обеспеченная денежными доходами. Формирование платежеспособного спросанаселения на туристские продукты зависит от различных факторов, которые можноклассифицировать по следующим признакам
· природевозникновения
· характерувоздействия
· возможности(способам) количественного измерения.
По природевозникновения факторы формирования платежеспособного спроса подразделяются наэкономические, социальные, демографические, природно-климатические,национально-исторические.
Кэкономическим факторам формирования платежеспособного спроса относятся: общаяэкономическая ситуация в стране; денежные доходы населения; цены на товары иуслуги в целом и на продукцию туриндустрии; уровень инфляции и пр.
К социальнымфакторам относятся: общая социальная политика государства (социальные льготы,выплаты и пр.); социальная политика, связанная с туризмом (льготные путевки,дотации и пр.); определение различных социальных нормативов (МРОТ, социальныегарантии и пр.); уровень жизни населения; формирование культуры и эстетическихвкусов и пр.
туристическийэкономика спрос доход
Кдемографическим факторам относятся: численность населения и его состав(половозрастная структура); численность и состав семей; соотношение городских исельских жителей, процессы миграции и пр.
Кприродно-климатическим факторам относятся: продолжительность времен года;климатические показатели (температура, количество солнечных дней); географическиеусловия; наличие природных ресурсов (моря, реки, горы, леса и пр.).
Кнационально-историческим факторам относятся: традиции, условия быта и пр.
По характерувоздействия на формирование и развитие платежеспособного спроса факторы можноразделить на общие и частные (специфические).
К общимфакторам относятся все факторы, которые оказывают влияние в целом наформирование и развитие спроса у населения (уровень дохода, уровень цен,стоимость потребительской корзины, численность населения и др.).
Частные, илиспецифические, факторы влияют главным образом на развитие спроса на туристскуюпродукцию, учитывая специфические требования различных групп потребителей(например, мужчины и женщины; молодежь и люди пожилого возраста; люди,увлекающиеся спортом или желающие полечиться и т.д.).
Повозможности измерения все факторы можно разбить на две подгруппы: поддающиеся ине поддающиеся количественному измерению, т.е. факторы прямого количественногоизмерения и косвенного, оценка которых осуществляется на качественномнеформализованном уровне. В туризме существует много факторов, которыедостаточно сложно выделить и особенно измерить, например, туристское ожидание итуристский опыт, привычки и предпочтения и т.п.
Спрос можетбыть реализованным, неудовлетворенным и формирующимся.
Реализованныйспрос соответствует той части общего спроса населения, которая фактическиудовлетворяется при обмене денежных средств на продукцию туриндустрии.Реализованный спрос можно определить количественно в виде объема продажтуристской продукции. Следовательно, объем продаж характеризует тенденцииразвития, размеры и структуру реализованного спроса. Однако посколькуопределить объем продаж туристского продукта из-за его специфики достаточносложно, то и установить истинную величину реализованного туристского спросавесьма сложно.
Определениенеудовлетворенного спроса на турпродукты, как правило, не поддаетсяколичественной оценке, а осуществляется только на качественном уровне.Неудовлетворенный спрос соответствует части общего спроса населения натуристскую продукцию, которая не была удовлетворена по какой-либо причине вопределенный (конкретный) момент времени. Его можно определить только при проведенииспециальных исследований в виде анкетирования населения, опроса специалистов –работников туриндустрии и экспертов. В качестве причин неудовлетворенногоспроса могут выступать все факторы, которые были рассмотрены как препятствующиеэффективному функционированию туриндустрии в целом.
Формирующийсяспрос на туристскую продукцию выражается в виде совокупности новых требований,которые потребители предъявляют к туриндустрии. Он формируется из тойинформации, которую получают потенциальные потребители туристской продукции(туристы) о новых направлениях (дестинациях) и новых видах туристскойпродукции. На формирование спроса большое влияние оказывают туроператоры,предлагая (навязывая) продукцию из того набора, которым они обладают. Величинуформирующегося можно также определить посредством проведения специальныхисследований в виде экспертного анализа, анкетирования, опроса.
Спросхарактеризуют два показателя – структура (т.е. на что население предполагаеттратить свои сбережения) и объем (т.е. сумма денежных средств, которуюнаселение обменивает на товары и услуги). Спрос определяется величинойпокупательных фондов населения в целом, размером неудовлетворенного спроса имиграцией (перераспределениям по регионам) денежных средств.
Покупательныйфонд населения – часть денежных средств, которые население выделяет для покупкитоваров и услуг; рассчитывается на основе баланса денежных доходов и расходовнаселения такой баланс характеризует источники образования и объем денежныхдоходов и расходов населения. Такой баланс характеризует источники образования иобъем денежных доходов, а также объем и направление денежных расходовнаселения. На его основе устанавливаются соотношения между денежными доходами,различным товарооборотом, величиной расходов на оплату услуг и остаткамиденежных доходов населения. На его основе устанавливаются соотношения междуденежными доходами, розничным товарооборотом, величиной расходов на оплатууслуг и остатками денежных доходов населения. Для разработки балансаиспользуются плановые показатели и отчетные данные министерств и ведомств,различные статистические обследования населения (групп населения), экспертныеоценки и т.д. Баланс составляется в целом по стране, а также по регионам,областям, по группам населения.
На основеданных баланса определяются денежные доходы населения, величина покупательныхфондов, сумма расходов и пр. Сумма расходов на приобретение товаров и услугопределяет общий объем спроса населения. Оно рассчитывается вычитанием из общейсуммы доходов населения таких показателей, как обязательные платежи. Добровольныевзносы, суммы, направленные на приобретение облигаций и других ценных бумаг,покупку валюты, прирост вкладов населения.
Данные опокупательном фонде служат основой для определения общего объема розничноготоварооборота страны.
Втерриториальном балансе величина покупательных фондов зависит не только отсуммы денежных доходов местного населения, но и от притока денежных средств издругих регионов ( миграция средств), который образуется за счет перемещениянаселения между регионами (областями) страны (командировки, туризм, лечение ипр.). поэтому в балансе имеются две регулирующие статьи: превышение расходовнад доходами (отражается в доходной части), что характеризует изменение остаткаденег на руках у населения.
Для того,чтобы оценка объема спроса населения была наиболее адекватна, необходимоучитывать и объем неудовлетворенного спроса, для определения которогосуществуют различные методы. Например, его можно рассчитать как разность междуобщим объемом прироста сбережений и совокупными доходами. Одной из формпроявления неудовлетворенного спроса может быть превышение темпов приростасбережений, находящихся на руках граждан, над темпами прироста денежных доходовнаселения.
Заключение
Социально-экономическоезначение туризма.
Менее чем за400 лет путешествия и туризм выросли из способа времяпрепровождения, которыймогли себе позволить только состоятельные люди, в огромную индустрию. Индустриятуризма является важнейшим участником мировой торговли. Во многих странахименно поступления от туризма формируют основную часть доходов в иностраннойвалюте.
Основоймеждународной торговли является тот факт, что ни одна страна не можетпроизвести всю продукцию и все товары и обеспечить все виды услуг. Которыенеобходимы стране и её населению. Это относится, в сущности, ко всем странам вмире, поскольку каждая страна:
· разрабатываетсвои природные ресурсы, будь то сырье, сельскохозяйственная продукция,туристские достопримечательности и др.;
· специализируетсяна производстве такой продукции и оказании потребителям таких услуг, в которыхона наиболее преуспевает и для производства которых располагает необходимымиресурсами;
· стремитсяпродать – экспортировать – излишки своей продукции и сервиса другим странам;
· используетдоход от своего экспорта для оплаты закупок – импорта – из других стран, т.е.той продукции и сервиса, которые она не имеет или не может произвести(обеспечить) сама или не может произвести в должном количестве или должногокачества для удовлетворения всех потребностей населения соей страны.
Применительнок туризму существуют такие понятия, как видимая и невидимая торговля (видимый иневидимый импорт и экспорт).
Видимаяторговля связана с импортом и экспортом осязаемой, материальной продукции,такой, как сырье и товары.
Невидимаяторговля связана с импортом и экспортом услуг.
Далее следуетдать и некоторые другие определения, используемые в макроэкономике туризма.
Торговыйбаланс – это соотношение между стоимостью видимого экспорта страны и стоимостьюее видимого импорта за определенный период. Торговый баланс называетсяактивным, когда стоимость вывезенных товаров превышает стоимость ввезенныхтоваров, а пассивным, при обратном соотношении. Торговый баланс являетсяосновной частью платежного баланса.
Платежныйбаланс – это соотношение платежей, поступивших из-за границы в данную страну, кплатежам, произведенным ею в адрес других стран, за известный период (год,месяц и т.д.). превышение платежей других стран делает платежный баланс страныактивным, а превышение платежей данной страны делает его пассивным.
Каждая странапытается сбалансировать полную стоимость своего импорта с полной стоимостьюсвоего экспорта. Но не всем странам удается добиться такого равновесия. В итогеполучается неблагоприятный платежный баланс, или дефицит. В случае большого дефицитапроисходит утечка ресурсов страны, что приводит к необходимости делать займы зарубежом, снижать объем импорта и предпринимать шаги по увеличению объемаэкспорта. В такой ситуации развитие доходного туризма может существеннопоправить положение.
Многиестраны, в том числе такие высокоразвитые, как США, Англия, Франция, Испания иГермания, а также другие европейские и азиатские страны, понимают значениедохода от туризма для экономики своих стран и предпринимают много усилий дляпривлечения иностранных туристов.
Экономическоезначение иностранного туризма. Привлечение иностранных туристов в страну – этопрежде всего солидный доход для страны. Чем больше иностранные туристырасходуют денег в принимающей стране, тем это лучше для экономики страны,поскольку увеличение расходов иностранных туристов в принимающей странеувеличивает ее национальный доход. Однако отсюда не следует, что все деньги,потраченные туристами в стране, могут автоматически исправить ее платежныйбаланс. Рассмотрим, почему общие затраты иностранных туристов в принимающейстране не могут быть полностью использованы для улучшения ее платежногобаланса.
Имеется целыйряд расходов, которые необходимо понести стране, принимая иностранных туристов:
· расходына импорт. Менее развитые страны с бедными материальными ресурсами вынужденыимпортировать из других стран и при этом расплачиваться иностранной валютой замногие предметы, необходимые туристам, которые сами они не производят и непотребляют в своей стране;
· расходына модернизацию сферы обслуживания. Увеличение числа посещаемых туристами мест,развитие сети гостиниц и др. могут создать для местной сферы обслуживаниябольшую напряженность в работе, например по водо- и электроснабжению,канализационной системе, дорогам, системе связи, службе безопасности и полиции.Некоторые страны обнаруживают, например, что для обеспечения наплыва туристовим придется затратить огромные суммы на модернизацию существующих аэропортов.Морских портов, дорог или на строительство новых, причем значительную частьденег придется взять из займов зарубежных стран;
· расходына оплату иностранных специалистов. Развитие туризма в стране часто вызываетнеобходимость на короткий или длительный срок использовать труд иностранныхспециалистов. Значительную часть полученных за труд денег они переводят в своюстрану, кроме того, создают дополнительную нагрузку местной сфере обслуживания;
· выплатапроцентов по займам. Развитие туризма в стране вызывает необходимостьпривлекать капиталы других стран, т.е. прибегать к иностранным инвестициям.Однако в этом случае проценты обычно выплачиваются в иностранной валюте. Крометого, когда в развитии туризма принимают участие иностранные фирмы, частьполученного дохода они обязаны возвращать в свою страну.
Таковыосновные причины, по которым обще затраты иностранных туристов в гостевойстране не могут автоматически улучшить ее платежный баланс. Для страны важнотак сбалансировать доход, получаемый от туризма, с расходами, необходимыми дляего развития, чтобы в конечном итоге получить положительный платежный баланс,т.е. иметь прибыль.
Те лица,которые непосредственно связаны с обслуживанием туристов (размещением вгостиницах, питанием, развлечениями, экскурсиями, транспортом, обменом валюты идругим родственным бизнесом), первыми зарабатывают на себе экономическоевоздействие туризма. Заработанные ими деньги вновь пускаются в оборот дляудовлетворения возросших потребностей, в результате чего доход от туризмараспространяется на все население страны, попадая даже к тем, кто вообще не имеетникакого отношения к туризму.
Помимо ужеупомянутого роста поступлений иностранной валюты благодаря увеличению числаиностранных туристов существуют и другие факторы, которые могут содействоватьулучшению экономического положения страны. Прежде всего это связано сналогообложением, а точнее, с ростом поступлений от налогов, имеющихнепосредственное отношение к туризму. Получается, что туризм может статьисточником дохода за счет налогов.
Социальныепоследствия туризма. Важным побочным эффектом развития туризма являетсясоздание рабочих мест, т.е. рост занятости населения. Это имеет чрезвычайно важноезначение для стран с высоким уровнем безработицы. Однако перспектива получитьболее оплачиваемую по местным стандартам работу в туристском бизнесе может привестик переходу работников, занятых прежде в традиционных областях производства,например, в сельском хозяйстве, в другие отрасли, связанные с туризмом, и темсамым отрицательно сказаться на производстве сельскохозяйственной продукции.Вызванное возможностью трудоустройства массовое перемещение людей из отдаленныхрайонов в города, куда стекаются туристы, может привести к перегрузке жилищныхусловий, систем и средств обеспечения и обслуживания в этих городах.
Другиехарактерные особенности, которые следует иметь в виду при рассмотрениикажущихся преимуществ более высоких возможностей трудоустройства, создаваемыхтуризмом, заключаются в том, что, во-первых, большинство предлагаемых рабочихмест рассчитано на частичную занятость, т.е. неполный рабочий день; во-вторых,трудоустройство может быть сезонным, в течение нескольких месяцев или даженедель в году; в-третьих, большинство предлагаемых вакансий предназначено длянеквалифицированной рабочей силы и для женщин, труд которых оплачивается ниже,чем мужской.
Контакт сзарубежной культурой иногда может оказывать разрушающий эффект на местнуюкультуру и ценности; местные жители видят туристов, посещающих страну, только содной стороны, которая может быть не лучшей, поскольку туристы становятся менеесдержанными, будучи вне привычного окружения, и их поведение может отличаться.
Некоторыеместные жители из зависти к очевидному благосостоянию туристов радиудовлетворения своих возросших запросов могут быть вовлечены в противозаконнуюили аморальную деятельность, которая совершенно чужда их дотуристской культуре.Контакт с туристами может породить у местных жителей неудовлетворенность ихжизненным уровнем, особенно если он не видят для себя какой-либо существеннойвыгоды от денег, которые расходуют туристы. Далеко не все население настроенодоброжелательно по отношению к туристам, особенно к большим их группам,причиной такого негативного отношения населения является социальная стоимость,которую им приходится платить за создание туристам условий наибольшегоблагоприятствования за счет местного населения: шум, перенаселенность,загрязнение окружающей среды, утрата особенностей местной культуры, ростстоимостей участков под строительство. Кроме того, исторические,археологические и религиозные места могут быть повреждены или окончательноразрушены массовым наплывом туристов или уничтожены коммерциализацией.
Дляфинансирования развития туристской инфраструктуры региона местное населениеможет подвергаться дополнительному налогообложению, что существенно снижает ихожидаемый доход от туризма. Более того, несмотря на повышение жизненного уровняместного населения и возросший доход, оно не может позволить себе пользоватьсятеми же удобствами, что и туристы: высококлассными отелями, дорогимиресторанами и др. Это порождает чувство недоброжелательности по отношению ктуристам.
Этинеблагоприятные социальные последствия развития туризма необходимо изучать,поскольку правильное понимание этих проблем имеет жизненно важное значение дляформирования мировоззрения людей, на которых возложена обязанность заниматьсявопросами планирования и развития туризма в конкретных странах.
Списокиспользованной литературы:
1. «КурортыВосточной Сибири» — Автор И.Д. Боенко, редактор А.Н. Гордеев.Восточно-сибирское книжное издательство.
2. «Экономикаи предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме» — Автор М.А.Морозов, Москва, Издательский центр «Академия».