/>Введение
Туризмявляется индустрией, активно использующей рабочую силу с различным уровнемпрофессиональной подготовки, разного возраста и пола. Программы и учебныйпроцесс, применяемые в университетской системе, в колледжах и многопрофильных профессиональныхучилищах, охватывают большой спектр профессий, необходимых для индустриитуризма, но не все.
Бизнес-планированиеопирается на набор ключевых положений, необходимых для обоснования иосуществления инвестиционных проектов. Основными позициями в бизнес – планированииявляется маркетинговые исследования, составление производственного проекта ипроекта менеджмента, расчеты инвестиций.
Актуальность работы заключается втом, что фирма, начиная свою деятельность, обязана четко представлять потребностьв перспективе в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах,источники их получения, а также уметь точно рассчитывать эффективностьиспользования имеющихся средств в процессе работы фирмы. В рыночной экономикепредприниматели не могут добиться стабильного успеха, если не будут четко иэффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и аккумулироватьинформацию, как о состоянии целевых рынков, положения на них конкурентов, так ио собственных перспективах и возможностях.
Исходя из актуальности,сформулируем цель– разработать бизнес-план фирмы «Нова Тур»,сферой деятельности которой является предоставление населению города и районатуристических услуг.
Чтобыудовлетворить поставленную цель, необходимо решить ряд задач, а именно:
· Объяснитьв чем заключаются цель и задачи разработки бизнес-плана;
· Датьописание предоставляемых услуг;
· Проанализироватьрынок и спроса;
· Произвестирасчет потребности в производственном персонале, суммы капиталообразующихинвестиций, операционных материальных затрат, заработной платы персоналапредприятия, косвенных расходов, себестоимости единицы продукции и обоснованиецены, показателей экономической эффективности проекта;
· Атакже сделать качественный и количественный анализ вероятных рисков;
· Определитьусловия безубыточности проекта;
· Поитогам работы сделать выводы и изложить их в заключении работы.
Объектом практической работыстанет система и методы бизнес – планирования.
Предметом исследования – туристическоеагентство «Нова Тур».
При написанииработы использовалась специальная литература в области: менеджмента,маркетинга, инвестиционного проектирования, бизнес планирования, анализапроектных рисков, бухгалтерского учета, финансов и кредита, статистики.
Приподготовке также были использованы интернет – сайты.
В качествепрактического пособия использовалась учебное пособие Шинкевича И.А.«Бизнес-план в бакалаврской работе по менеджменту».
1. Теоретическая часть
1.1Управление туристической фирмой «Нова Тур» в юридическом аспекте
1.1.1 Цельи задачи разработки бизнес-плана
Цельюразрабатываемого бизнес – плана является создание новой туристической фирмы ООО «НоваТур». Фирма собирается предложить своим клиентам разнообразные услуги в сферетуризма и отдыха и предполагает заниматься организацией туризма в пределахРоссийской Федерации и за рубежом для граждан Российской Федерации ииностранных граждан, а также предполагает заниматься оказанием гостиничныхуслуг.
Равной цельюфирмы является: обеспечение клиентов качественными услугами, создание новыхрабочих мест, проникновение на рынок и завоевание доли рынка в первый годработы компании не менее 5%, достижение среднегодовой суммы чистой прибыли неменее 2,3 млн. рублей в год.
Основныминаправлениями деятельности ООО «Нова Тур» являются:
· приеми обслуживание туристов;
· оказаниеуслуг туризма, экскурсионных, гостиничных, культурно-зрелищных,спортивно-оздоровительных, транспортных, рекламных, сервисных и переводческихуслуг;
Бизнес-планразрабатывается на основе анализа рынка туристических услуг, оценкипотребительских характеристик туризма.
1.1.2Перечень предоставляемых услуг
Услуга – организация туризма иотдыха в пределах Российской федерации и за рубежом.
ООО «НоваТур» предоставляют следующие виды туристических услуг:
· приеми обслуживание туристов;
· предоставлениегостиничных, культурно-зрелищных, спортивно-оздоровительных, экскурсионных,транспортных, рекламных, сервисных и переводческих услуг;
· оформлениев установленном порядке туристские или проездные документы, визы в иностранныхпосольствах;
· обеспечениесвоих клиентов авиабилетами и соответствующим трансфером;
· размещениеклиентов в гостиницах, которые располагают всеми необходимыми условиями дляотдыха и работы;
· предоставлениепо просьбе клиента за минимальные тарифы любые экскурсии и развлечения,обеспечение сопровождающими и гидами;
· предоставлениевозможностей для проведения деловых встреч и научных конференций.
Туристическиеуслуги фирмы «Нова Тур» удовлетворяют потребности клиентов в получении широкогоспектра туристических и гостиничных услуг, в высоком уровне обслуживания, атакже привлекают своими достаточно не высокими ценами на предоставляемые услуги,что выгодно отличает ее от конкурентов
Отрасльприменения.
Рыноктуристических услуг. Услуги по организации туризма и отдыха в пределах России иза рубежом. Развитие туризма предполагает наличие современного рынка услуг,средств их осуществления и клиентов.
В последниегоды, в связи с изменившейся рыночной ситуацией в нашей стране, у многихроссийских граждан появилась возможность выезжать за рубеж. Следовательнопоявилось большое количество туристических фирм, предлагающих гражданам своиуслуги по организации туризма и отдыха на различных курортах мира.
Государственныйорган по управлению туризмом выдал более 10000 лицензий на право предоставлениятуристических услуг различного характера. Анализ потребности в услугахтуристических фирм показывает значительный неудовлетворенный спрос со стороныгосударственного хозяйственного сектора, коммерческих структур, а также состороны населения.
Потребители.
Напервоначальном этапе работы фирмы основными клиентами являются гражданеРоссийской Федерации и иностранные граждане, а также в основном мелкие исредние предприятия и организации.
Основные характеристикисоздаваемой фирмы «Нова Тур»:
Техническиеданные обеспечения работы фирмы.
· помещение:хорошее техническое состояние, респектабельный внешний вид, доступноеместонахождение;
· современноеоборудование (оргтехника и компьютеры);
· средствасвязи (достаточное количество линий связи);
· доступк глобальной сети Интернет;
· программноеобеспечение, для обработки данных, ведения клиентской базы и техническогоанализа рынка;
· персонал:менеджеры высокой квалификации, имеющие опыт работы в данной области, бухгалтерсо специальным образованием, генеральный директор.
Натуральныеединицы измерения объемов продаж:
Фирмавыступает в качестве посредника между клиентами (туристами), с одной стороны, итранспортными компаниями, гостиницами и другими предприятиями, оказывающимиклиентам услуги в рамках тура, с другой стороны.
Условияпредоставления услуг:
Передачапакета документов заказчику, включающий в себя:
· путевку;
· документына дорогу №
· дополнительныедокументы.
Тенденциядальнейшего совершенствования данной продукции:
В основетуристического бизнеса лежит целенаправленная рекламная деятельность и работапо координации действий различных служб (транспорт, визы, питание, экскурсии,покупки и др.)
Ввиду высокойконкуренции, необходимо постоянное изучение зарубежного опыта туристическогобизнеса и формирование у целевой группы потенциальных клиентов обновленныхпредставлений о возможностях отдыха и желания реализовывать эти возможности.Рекламу планируется проводить в крупных процветающих фирмах (финансовыхкомпаниях, торговых домах, банках, страховых фирмах и т.п.).
Рост числаконкурентов подтолкнет к завоеванию новых рынков (например, по географическомупринципу), разработке дополнительных услуг (например реклама), использованию втехнологии новых методов.
Оценкаконкурентных качеств:
Рассмотримтаблицу конкурентоспособности:
Таблица №01.Конкурентная таблица
Фирма
Критерии «Нова Тур» ОСНОВНЫЕ КОНКУРЕНТЫ «Зодиак тур» «Евротур» «Джеф»
Соответствие
запросам потребителей Полное соответствие Частичное соответствие Полное соответствие Частичное соответствие Надежность Высокая степень Высокая степень Высокая степень Средняя степень Качество Очень высокое высокое высокое хорошее Цена высокая средняя высокая средняя Быстрота обслуживания Очень быстро Быстро Достаточно быстро Средне Круг охватываемых проблем Широкий Средний Широкий Достаточно узкий Послепродажное обслуживание Консультационная поддержка, систематический анализ эффективности Консультаци-онная поддержка Время работы 9.00–18.00 10.00–17.00 10.00–18.00 9.00–17.00 Репутация фирмы Новое предприятие. Новые услуги. Надежная
Надежная, постоянные
клиенты Ненадежная
1.1.3 Анализрынка сбыта и прогнозирование спроса на услугу
Результатыисследования рынка становятся базой для разработки долгосрочной стратегии любойфирмы.
Основнойцелью исследования рынка является доказательство того, что предполагаемыеуслуги имеют значительный и перспективный рынок сбыта и что они являютсяконкурентоспособными.
Стандартный анализ рынкасодержит три основных этапа:
1) анализ спроса на товары иуслуги и тенденции его развития;
2) описание структуры рынка,его основных сегментов, анализ форм и методов сбыта;
3)исследование условий конкуренции.
Общееописание рынка.
Анализ рынкатуристических услуг по изучения рынка в целях предсказания спроса на данныеуслуги требует достаточно больших затрат времени средств и охватывает:
1. Анализпланов производства и развития соответствующей сферы услуг (в нашем случаетуристических), осуществляемый путем анкетирования.
2. Анализпотребления туристических услуг в частности на изучаемом нами рынке туристскихуслуг, основанный на выборочном опросе основных групп потребителей.
3. Анализреализации туристических услуг.
Этиисследования должны дать общее представление о рынке туристических услуг и датьдостоверные данные об общем спросе на туристические услуги, темпах его роста.Рассмотрим в виде диаграммы описание рынка туристических услуг за 2009год по фирмам конкурентам.
Преимуществаи недостатки предлагаемых услуг туристической фирмы «Нова Тур».
Ввиду высокойконкуренции, необходимо постоянное изучение зарубежного опыта туристическогобизнеса и формирование у целевой группы потенциальных клиентов обновленныхпредставлений о возможностях отдыха и желания реализовывать эти возможности.Рекламу планируется проводить в крупных процветающих фирмах (финансовыхкомпаниях, торговых домах, банках, страховых фирмах и т.п.).
Рассмотримтаблицу преимущества и недостатков туристических услуг предлагаемых фирмой«Нова Тур».
Таблица №02. Преимуществаи недостатки предлагаемых услугВид отдыха и услуг Преимущества Недостатки Меры по преодолению недостатков 1. Отдых на: а) море Практически всем нравится летний отдых у моря 2–3 дня уходит на акклиматизацию
Организовать в первые
дни экскурсии, шоппинпг,
спортивные мероприятия, ограничив время пребывания под солнцем б) горах Высокая эффективность оздоровления Более высокая по сравнению с морем Целенаправленная реклама отдыха в горах, организация отдыха по схеме «горы – море» 2. Исследова-ния и кон сультации зарубежных партнеров
Уникальность
Предоставляемой информации и выводов из нее
Высокая
трудоемкость Привлечение специализированных информационных агентств и их маркетинговых служб Сегментирование рынка консалтинговых услуг
Сегментация рынка – это делениесовокупного рынка фирмы мелкие части (сегменты). Цель сегментации – найти нарынке как можно более однородные по своему поведению группы покупателей, каждаяиз которых может рассматриваться как отдельный рыночный сегмент. Сегментациярынка может осуществляться по разным параметрам.
Основнымиприменяемыми на практике методами сегментации являются нахождение однородныхгрупп потребителей по характеру товара (услуги), в том числе длительного икраткосрочного пользования и т.д.), по категории потребителей (частныепотребители, потребители-фирмы) или по географическому делению рынка. Крометого, в зависимости от конкретной ситуации сегментация может углубляться,вовлекая все новые и новые характеристики.
Критериямисегментации рынка в зависимости от потребителей могут быть для частных лицследующие параметры: возраст, пол, национальность, любое занятие, образование,стиль жизни, социальная принадлежность, профессия, уровень дохода, жизненныйцикл семьи. Для фирм: сфера деятельности, местонахождение, объем продаж,численность персонала и другие.
Нашей фирме «НоваТур» необходимо выделить первоначальный сегмент клиентов и тщательнопроанализировать свои возможности и определить первоначальную «нишу» своихуслуг на рынке.
Сегментированиепроисходит в зависимости от:
а) размерапредприятий: малые; средние; крупные;
б) наличиетовара на данном рынке: новый; устоявшийся.
Наибольшийспрос обеспечат средние предприятия (60–70% всех клиентов).
Потребительскиесвойства, привлекающие клиентов (потребителей) к нашему товару (услуге): надежность;высокое качество; высокая степень полноты и точности информации; достаточноумеренная, доступная цена; консультирование по результатам исследования.
Потенциальнаядоля рынка: для фирмы «Нова Тур» она составляет около 10% от потенциальнойтуристических услуг.
Дляпрогнозирования спроса могут применяться различные методы:
а) методтенденции (экстраполирования);
б) нормативный;
в) методуровня потребления (включая эластичность спроса по доходам и ценам);
г) методконечного использования (коэффициента потребления):
д) экономико-математические;
е) методведущего показателя;
ж) выборочный:
з) анкетныеопросы и др.
Таблица 03. Сравнительная оценка некоторых методов прогнозированияспросаМетод Достоинства метода Примечания Выборочный метод Простота и точность при условии достоверности информации Требование достоверности информации Анкетные опросы Применение закона больших числе выборочного метода дают объективную информацию о спросе Субъективность оценок
Экономико-
математическое моделирование При обеспечении высокого качества информации – высокая точность прогноза Жесткое требование взаимной независимости факторов Нормативный метод Не требуется проведения громоздких расчетов В основе метода лежат нормы потребления товаров и нормы обеспечения населения товарами длительного пользования
Оценкапотребности в туристических услугах также задает емкость рынка. На нашем рынкетуристических услуг действуют несколько компаний-конкурентов.
Фирма «НоваТур», претендует на какую-то долю емкости рынка. Поэтому возникает задачаспрогнозировать не только общую емкость рынка (потребность), но и долю нашейфирмы на рынке. Прогнозируемый сегмент (доля рынка консалтинговых услуг)составляет 10%.
Так каксоздание туристической фирмы «Нова Тур» обещает быть прибыльным, так какинформация такого рода, как (надежность сведений; качественная информация(высокая степень полноты и точности); консультирование по сути предмета;быстрота предоставления информации; выработка оптимальных решений), необходимакак начинающим фирмам, так и предприятиям, занявшим определенное место нарынке, но желающих увеличить объем реализуемой услуги уже имеющегося товара иливывести на рынок новый товар.
Анализизделий аналогов и предприятий-конкурентов, обоснование конкурентныхпреимуществ предлагаемых консалтинговых услуг.
Проведем сравнительный анализпотребительских свойств предполагаемых туристических услуг фирмы «Нова Тур» сфирмами – аналогами, в баллах.
Таблица 04. Сравнениепотребительских свойств туристических услуг с аналогами, баллы№ показателя Потребительские свойства
Предполагаемая услуга
Нова Тур АНАЛОГИ
«Евротур»
услуга
изготовителя
«Зодиак Тур»
услуга
изготовителя
«Джеф»
услуга
изготовителя 1. Производительность 5 4 4 4 2. Безотказность 4 5 4 3
/>3. Точность 5 4 3 3 4. Дизайн 5 4 4 5 5. Послепродажное обслуживание 5 2 4 6. Комплектация с учетом запросов клиентов 5 3 3 2 7. Ценовая доступность 4 2 4 5
Выводы: Преимущества нашей фирмы «Нова Тур» выше, чем аналогичныепреимущества конкурента «Зодиак Тур», конкурента «Джеф». Эти конкуренты неочень опасны, наше положение на рынке относительно них устойчивое. Однако нашейфирме следует обратить особое внимание на конкурента «Евротур» которые понекоторым показателям опережают нашу фирму.
Далее анализируютпредприятия-конкуренты, их сильные и слабые стороны. Результаты анализа заносятв форму таблицы 05.
Таблица 05. Аналитическаяинформация о фирмах-конкурентахСведения о фирме
Фирма
Нова Тур
Фирма
Евротур
Фирма
Зодиак Тур
Фирма
Джеф 1. Объем продаж или доля на рынке 10% 9% 12% 7% 2. Качественная характеристика финансового состояния отличное отличное хорошее удовлетворительное 3. Является ли данная продукция профильной для данной фирмы да да нет да 4. Сколько лет поставляет данную продукцию на сегмент рынка? 2 3 2 5. Характеристика отзывов покупателей о продукции фирмы высокие высокие средние средние 6. Какой вид рекламы использует
журналы,
газеты газеты, буклеты
журналы,
газеты газеты 7. Как осуществляет продажу (напрямую, дилеры, посредники и т.п.) напрямую посредники дилеры напрямую
8. Место расположения.
Насколько удалено
находится
в соседнем
районе находится в соседнем районе
находится
в соседнем районе
находится
в соседнем
районе 9. Общий вывод о степени конкурентоспособности высокая высокая высокая средняя /> /> /> /> /> />
На основеанализа услуг-аналогов и фирм-конкурентов предполагается выработать общуюстратегию поведения создаваемой фирмы «Нова Тур» на рынке и обосновать долю (впроцентах) завоевываемого рынка.
Как ужеговорилось предполагаемая доля завоевания рынка составит 10%. Прогнозируемаяпотенциальная емкость рынка оценивается в 40 000 рублей.
2. Аналитическаячасть
2.1Производственный план деятельности
Немалое место в бизнес-плане уделяетсяпроизводственному планированию. Нужно, прежде всего, уделить должное вниманиеанализу продукции или услуг, характерных для данного бизнеса, поскольку внезависимости от стратегических соображений бизнес не будет успешным, если необеспечить привлекательность для рынка его товаров и услуг.
Основнойцелью производственного плана является предоставление информации пообеспеченности с производственной стороны выпуска продукции и разработка мер поподдержанию и развитию производства. Производственный план призван ответить навопрос, как фирма намерена создавать свою продукцию или услуги,охарактеризовать ее производственную деятельность.
Необходимоизбегать избытка технических подробностей, которые могут затруднить изучениеплана. Бизнес-план составляется до того, как разработан полный ассортимент продукциии услуг. Но даже после того, как изделия уже предлагаются рынку, фирме частонеобходимо продолжать данную работу, чтобы сохранить позиции в конкурентнойборьбе.
2.1.1Производственный процесс
Производственныйпроцесс представляет собой совокупность выполняемых в определеннойпоследовательности технологических и вспомогательных операций по производству внашем случае консалтинговых услуг.
Рассмотримосновные этапы технологического процесса:
· постановкапроблемы;
· определениекруга источников информации;
· сборнеобходимой информации;
· анализ;
· расчетрезультатов;
· выработканеобходимых стратегий;
· контрольза воплощением на практике;
· информационнаяподдержка.
Приразработке бизнес-плана составляют укрупненную маршрутную технологическую схемуизготовления изделия или выполнения услуги, которая должна показыватьпоследовательность выполнения укрупненных операций (процессов), а такжеосновные сведения об этих операциях (процессах): оборудование, профессиярабочих (операторах).
Для лучшейнаглядности маршрутную технологическую схему изображают в виде цепочкистандартных символов.
Выбороборудования при помощи которого проводятся этапы технологического процесса.
· Выбороборудования при помощи которого проводятся этапы технологического процесса. Дляуспешного выполнения этапов производственного процесса нам необходимы:компьютер хорошего качества; принтер хорошего качества; помещение; автомобиль инаборкомпьютерных программ:
· справочно-правовые:
· бухгалтерские;
· программыфинансового и маркетингового планирования;
· программыоценки эффективности деятельности;
· специализированныеиздания;
2.1.2Расчет издержек производства
Всоответствии с действующей схемой реализации инвестиционного проекта впредставленном бизнес-плане планируется следующие ежемесячные издержки вдолларах США:
Таблица 06. Постоянные вздержки№ Наименование затрат Сумма I II III 1 Аренда помещения под офис 800 2 Амортизация 100 3 Затраты на персонал 1900 ИТОГО 2800
Таблица 07. Переменные издержки период 1 период 2 период 3 период 4 период 5 период 6 Услуги других организации 3200 3500 3700 3950 4000 4000 Маркетинг 4800 4700 4500 4300 4550 4500 ИТОГО 8000 8200 8200 8250 8550 8500
Таблица 08. Калькуляция затрат поодной путевке
Сумма (в $)
ПУТЕВКА В ИТАЛИЮ ПРОЖИВАНИЕ В ГОСТИНИЦАХ 200 ОФОРМЛЕНИЕ ВИЗ 50 ПРОЕЗД НА АВТОБУСЕ 200 ПЕРЕЧИСЛЕННЫЕ ЗАВТРАКИ 45 ЭСКУРСИИ (ПО ПРОГРАММЕ) 40 МЕДИЦИНСКАЯ СТРАХОВКА 15 ИТОГО: 550
ПУТЕВКА В ГРЕЦИЮ ПРОЖИВАНИЕ В ГОСТИНИЦЕ 185 ОФОРМЛЕНИЕ ВИЗ 65 ПРОЕЗД НА АВТОБУСЕ 185 ЗАВТРАКИ В ГОСТИНИЦЕ 50 ЭЮКУРСИИ (ПО ПРОГРАММЕ) 50 МЕДИЦИНСКАЯ СТРАХОВКА 15 ИТОГО: 550
ПУТЕВКА В ШВЕЙЦАРИЮ ПРОЖИВАНИЕ В ГОСТИНИЦЕ 250 ОФОРМЛЕНИЕ ВИЗ 10О ПРОЕЗД НА АВТОБУСЕ 185 ЗАВТРАКИ В ГОСТИНИЦЕ 50 ЭКСКУРСИИ (ПО ПРОГРАММЕ) 45 МЕДИЦИНСКАЯ СТРАХОВКА 20 ИТОГО: 650
2.1.3 Расчетпотребности в персонале
Известно, чтонаиболее точный метод расчета численности производственных рабочих исходит изнормативной трудоемкости выполнения работ (операций). Однако, во-первых, этотметод применим только к сдельным, нормируемым работам, во-вторых, когданакоплена информация о трудовых нормах и нормативах применительно к освоеннойаналогичной продукции.
Приразработке бизнес-плана разработчикам приходится пользоваться приближеннымиметодами, используя скудную информацию о проектируемом производственномпроцессе.
Наиболеепростым и логичным, хотя и не слишком точным методом определения численностирабочих для организуемого производства (бизнеса) является метод расстановки порабочим местам. Суть метода заключается в том, что каждая операция имеет то илииное количество рабочих мест, а рабочие места должны быть заняты рабочими.
Обычно,количество рабочих не равно строго количеству рабочих мест.
Для работынашей фирмы нам потребуется следующий персонал:
· Директор
· Главныйбухгалтер
· Старшийменеджер
· Менеджерпо направлению
Организационно-правоваяформа фирмы«Нова Тур» – Общество с ограниченной ответственностью. Для того чтобыразработать правильную и надежную организационную структуры фирмы для началабыли выделены следующие параметры влияющие на ее содержание и структуру.
Таблица 09. Руководительи подразделения фирмыБлок Функции, закрепленные за блоком Возглавляющий блок руководитель и подчиненные
Кол-во
(чел.) Директор Образует верхний уровень управления, он обеспечивает единое взаимоувязанное управление всеми направлениями деятельности фирмы.
Подчиненные ему непосредственно:
Главный бухгалтер, старший менеджер, менеджер по направлениям 1 Старший менеджер Отдел менеджмента. Выполняет функции: Выполняет управленческие функции в области менеджмента. Подчиненных пока нет. 1 Менеджер по направлению
Отдел менеджмента.
Выполняет функции по: управленческие функции по регионам Подчиненных пока нет 1 Главный Бухгалтер
Финансовый отдел.
Ведет всю финансовую, деятельность фирмы: расчет доходов, начисление и уплата налогов, распределение прибыли, начисление амортизации, расчет и выдачу зарплаты. Подчиненных пока нет 1
Итого
4
В составеперсонала не более 10 человек. Предполагается также использоватьвспомогательных рабочих вне штата, а именно: для распространения рекламныхбуклетов и брошюр.
В перспективефирмой планируется создать собственный отдел рекламы, что приведет к расширениюструктуры фирмы и привлечению нового персонала. Планируется расширить фирму до 15человек.
2.2 Инвестиционныйплан деятельности
Для принятияокончательного решения по созданию фирмы необходимо четко определить инвестициии производственные издержки, учитывая, что прибыльность проекта будет вконечном счете зависеть от их размеров, структуры и графика осуществления.
Инвестиции иосновные элементы производственных издержек сводятся в финансовом плане с тем,чтобы рассчитать общие затраты и определить финансовую и экономическуюрентабельность проекта.
2.2.1Расчет суммы капиталообразования
Стоимостьоборудования.
Рассчитываетсяисходя из количества единицы суммы оборудования в парке (см. подраздел 2.2.) ицены за единицу оборудования.
Так как у насновая фирма, поэтому цена на новое оборудование на момент расчета была взята изпрайс-листов бюллетеней цен. Так как цены содержат НДС, надо их очистить,разделив на 1,2 (при ставке НДС-20%).
Таблица 10. Расчет стоимости приобретенного оборудованияОборудование, модель Количество единиц Цена без НДС, (усл. ед). Коэффициент износа А) Технологическое оборудование: Новое 1. Компьютеры 8 335 2. Принтеры 3 70 3. Телефоны 5 4. Программное обеспечение 10 150 Б) Прочее оборудование Новое 1. офисное оборудование 100 100 В) Затраты на транспортировку и наладку (10–15% от стоимости всего оборудования) 65,5 Итого стоимость оборудования 6950 руб.
Рассчитаемсумму капиталообразующих инвестиций.
Таблица11. Расчет суммы капиталообразующих инвестицийЗатраты Примечания
Сумма
(в руб.) 1. Здания и сооружения нет 2. Оборудование
-компьютеры
– принтеры
– программное обеспечение
– офисное оборудование
335
70
150
100 3. Нематериальные активы товарный знак и другие 6485 Итого основных средств (фондов)
7140 4. НДС при обретении новых активов (20%) 20% от стоимости нового оборудования и нематериальных активов 2252,5 5. Оборотный капитал (оборотные средства) Например – Аренда основных средств
3 000 6. Некапитализируемые затраты При необходимости 3 000
Всего
26527
2.2.2Расчет суммы материальных затрат
Операционныезатраты– это расходы связанные с операционной деятельностью фирмы. Практически всеоперационные затраты включают в себя себестоимость продукции в нашем случаеуслуг. Сумму операционных затрат рассчитывают на готовый выпуск услуг, когдапроект выйдет на объем производственной мощности.
Затраты наосновные материалы
Рассчитывают умножаянорму расхода материала по каждой марке на цену этого материала. В итогезатраты на основные материалы у нас составили. При параметрах:
· Ценатовара (услуги) за 1 человеко-день –500 рубли
· Нормарасхода материала –8 человеко-день
· ПолучимЗатраты на основные материалы составят 4000 рублиЗатраты на покупные коплектующие изделия
Рассчитаемзатраты на покупные изделия нескольких видов.
Таблица 12. Расчет затрат на покупныекомплектующие изделия на изделияПокупного комплектующее изделие Количество на одно изделие Цена за 1 шт. Затраты в рубли Компьютер 8 335 2680 Принтеры 3 70 210 Итого 2 890
Затраты натехнологические цели (на энергию).
Составятпримерно 1000 рублей в месяц.
2.2.3Расчет суммы заработной платы персонала
В разделе2.3. была определена численность персонала основных и вспомогательных рабочих,а в п. 3.1. численность управленческого и обслуживающего персонала нафирме «Нова Тур».
Теперьрассчитаем заработную плату персонала, чтобы сделать такой расчет необходимо распределитьперсонал по квалификационным и персональным категориям, от которых зависитразмер оплаты одного работника, а также установить соотношение в оплате трудаработников разных категорий, задать минимальный или средний уровень оплатытруда одного работника, соответствующего реальным условиям на данный моментвремени, когда разрабатывается бизнес план.
Рассчитаемфонд заработной платы пероснала фирмы «Нова Тур» и занесем данные в таблицу.
Таблица 13.Расчет фонда заработной платыКатегория и группы работников Количество работников Квалификационный разряд Ксоз Месячный заработок одного работника в рубли Месячный фонд заработной платы ОСНОВНЫЕ РАБОЧИЕ Рабочие высокой квалификации 3 5 3,2 250 750 ИТОГО МЕСЯЧНЫЙ ФОНД ЗАРПЛАТЫ 4 000 РУКОВОДИТЕЛИ Директор 1 8 6,0 350 350 ИТОГО МЕСЯЧНЫЙ ФОНД ЗАРПЛАТЫ 350 МЕСЯЧНЫЙ ФОНД ЗАРПЛАТЫ 1900 ОТЧИСЛЕНИЯ НА СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ 70
Расчет фондазаработный платы был рассчитан на 1 месяц, так как фирма «Нова Тур» тольконачала работать.
2.2.4Расчет суммы косвенных расходов
Косвенныерасходы относятся к постоянным (условно-постоянным) расходам. Их сложноразнести по отдельным услугам, поэтому их рассчитывают в общей сумме заотдельный период, в нашем случае за 1 месяц.
Общепроизводственныеи общехозяйственные расходы рассчитываются совместно.
Суммукосвенных расходов сопоставляют с годовым фондом заработной платы (в нашемслучае за 1 месяц) основных рабочих и вычисляют процент косвенных расходов,который необходим в дальнейшем для составления калькуляции себестоимости.
Рассмотримтаблицу сметы косвенных расходов за 1 месяц.
Таблица 14.Смета косвенных расходов за 1 месяцСтатья расходов Порядок расчета
Сумма,
(в руб.) 1. Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования 1.1. Амортизация оборудования Стоимость оборудование см. итог таблицы №8 *10–12% норма амортизации 695 1.2. Подключение к сетям 200 (сумма была известна) 200 1.3. Прочие расходы 8–10% от суммы затрат по п.п. 1.1. – 1.2. 89,5 ИТОГО РАСХОДЫ НА СОДЕРЖАНИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИЮ ОБОРУДОВАНИЯ 984,5 2. ОБЩЕПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ И ОБЩЕХОЗЯЙСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ 2.1. Содержание аппарата управления Фонд зарплаты за месяц руководителей, специалистов, обслуживающего персонала – включая отчисления на социальные нужды 7727,5 2.2. Аренда помещения под офис
Площадь арендуемых помещений умножается на арендную плату за 1 кв. м. в месяц.
Начисляется если офис здание арендуется. 600 2.3. Электроэнергия на освещение помещения 350кВт/ч на 1 кв. м. площади офиса и затем умножают на тариф 1 кВт-ч. 200 2.4. Прочие затраты 10% от суммы расходов по ст. 2.1. – 2.3. 10 415,5
ИТОГО
ОБЩЕПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ И ОБЩЕХОЗЯЙСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ 12 122,5 ВСЕГО КОСВЕННЫХ РАСХОДОВ 18 942,5 МЕСЯЧНЫЙ ФОНД ЗАРПЛАТЫ ОСНОВНЫХ РАБОЧИХ 5 500 ПРОЦЕНТ КОСВЕННЫХ РАСХОДОВ ПО ОТНОШЕНИЮ К ЗАРПЛАТЕ ОСНОВНЫХ РАБОЧИХ 1344,25 КОСВЕННЫЕ РАСХОДЫ (БЕЗ АМОРТИЗАЦИИ) 18 247,5
2.2.5Расчет себестоимости продукции и обоснование цены
Полнуюсебестоимость единицы услуги получают составлением постатейной калькуляции.Полученная в результате калькулирования себестоимость одной услуги используетсядалее для расчета и обоснования цены, а также для анализа безубыточностипроекта. Калькуляцию себестоимости единицы продукции (услуги) составляют поформе.
Таблица 15.Калькуляция себестоимости услугиСтатья калькулирования Сумма, в рублях Порядок расчета 1. Основные материалы 4 000 См. подпункт 4.2. 2. Покупные комплектующие изделия 8427,5 См. подпункт 4.2. 3. Энергия на технологические нужды 200 4. Заработная плата основных рабочих 1900 Фонд заработной платы нужно поделить на выпуск услуги 5. Отчисления на социальные цели 70 Единый социальный налог –35,6% от зарплаты основных рабочих 6. Итого переменные затраты 20 355 Сумма по строкам 1–5 На ед. услуги 6820 7. Косвенные расходы 1344,25 См. таблицу 14 п. 5 8. Коммерческие расходы 1017,75 Примерно 5% от суммы по строкам 1 – 5,6 Итого полная себестоимость
22717 Сумма по строкам 1–5,7 и 8
Ранее былопределен уровень цены исходя из рыночных цен на аналогичные услуги.
Определимпоказатель рентабельности продаж (долю прибыли в цене) по средней рыночнойцене:
/> Где
Ц – ценауслуги (без НДС);
Сп – полнаясебестоимость услуги.
Если Кр£ 10%. то изделиесчитается низкорентабельным.
Если Кр=10….20%, то изделие считается рентабельным.
При Кр³ 20% – изделие признаетсявысокорентабельным.
По результатам оценкипоказателя рентабельности принимается окончательное решение о размере цены науслуги.
Рассчитаемрентабельность наших услуг: Кр = 22%.
Рентабельностьданных видов услуг считается высокорентабельным.
Выборокончательного значения цены необходимо сопроводить комментарием о том какойценовой политике будет придерживаться наша фирма.
У нашеготовара высокая цена и качество, поэтому наилучшей будет стратегия премиальныхнаценок, так как:
· наблюдаетсядостаточно высокий уровень текущего спроса со стороны многих покупателей;
· выгоднопроизводить даже небольшой объем услуг;
· высокаяцена поддерживает образ высокого качества товара.
Наша фирмапланирует производить новую оригинальную услугу по предоставлению туристскихуслуг на рынке туристического бизнеса, поэтому цену (без НДС) устанавливают,задаваясь показателем рентабельности (около 15–20%), в нашем случае она 22%
/> Где
Кр.пл –плановый показатель рентабельности продаж.
Рассчитаемцену на наши услуги:
Ц= 4543рублей.
3. Рекомендательнаячасть
Завершающейчастью любого бизнес-плана является выявление и анализ рисков, которые могутвозникнуть при реализации проекта. На основании которых проще дать рекомендациипо проекту.
Риски можноподразделить на четыре основных вида: финансовые, коммерческие,производственные и специфические.
В ходекачественного анализа необходимо выявить и описать вероятные риски,свойственные разработанному проекту. Кроме того, необходимо установить, накаком непосредственно показателе скажется данный риск и в какой степени можетухудшиться данный показатель.
3.1 Анализпроекта качественный
Содержаниебизнес-плана заключается в организации фирмы по оказанию туристских услуг нарынке туристического бизнеса. Срок жизни проекта равен 3-м годам.
Возможныеисточники возникновения рисков:
· недостаточнаяинформация о спросе на данный товар / услугу
· недостаточныйанализ рынка;
· недооценкаконкурентов;
· падениеспроса на данный товар / услугу.
Результатыкачественного анализа рассматриваемого бизнес-план по оказанию туристических услугфирмой «Нова Тур» приведены в таблице 16.
Таблица 16. Качественныйанализ рисков бизнес-плана по оказанию туристских услуг фирмой «Нова Тур».Характер риска Причина Последствия недостаточная информация о спросе на данную услугу Недостаточная информированность о аналогичных услугах оказываемых конкурирующими фирмами
Ухудшение качества оказываемых услуг,
потеря клиентов недостаточный анализ рынка Недостаточная информированность о ситуации на рынке туристических услуг
Ухудшение качества оказываемых услуг,
потеря клиентов недооценка конкурентов Ошибки в анализе сегментирования рынка, плохая информированность о действиях конкурирующих фирм
Потеря фирмой своей ниши на рынке.
Потеря клиентов.
падение спроса на
данный товар / услугу
Некачественный анализ конкурентов, рынка в общем объеме,
недостаток информации о ситуации на рынке.
Потеря клиентов.
Падение объема производства.
Снижение прибыли фирмы.
Другое.
В ходереализации указанного проекта могут возникнуть ситуации, приходящие кизменениям в хозяйственно-финансовой деятельности компании.
Средивозможных рисков наиболее существенное влияние могут оказать:
· непредвиденноерезкое ужесточение системы налогообложения, которое повлечет сильное снижениечистой прибыли компании;
· непредвиденноерезкое снижение спроса, которое также повлечет снижение прибыли.
3.2 Анализпроекта количественный
Количественныйанализ рисков проекта заключается в определении чувствительности (эластичности)показателя экономического эффекта проекта к факторам риска, которые былиустановлены ранее при качественном анализе рисков.
Количественныйанализ рисков выполняют в такой последовательности:
1) оцениваютвероятные изменения влияющих и зависимых показателей, характеризующих факторыриска в бизнес-плане;
2)рассчитывают значения экономического эффекта (интегрального или сравнительного –в зависимости от того, как это принято в проекте) при изменении каждогопоказателя риска в отдельности;
3)рассчитывают абсолютное и относительное изменение экономического эффекта;
4)рассчитывают коэффициент эластичности эффекта к каждому фактору и по величинеэтого коэффициента назначают ранги значимости рисков;
5) выявляютнаиболее значимые риски и по ним прогнозируют пессимистический сценарий;
6) намечаютмеры нейтрализации рисков в случае пессимистического сценария.
Количественныйанализ рисков проиллюстрируем на приведенном выше примере бизнес-плана пооказанию туристских услуг на примере фирмы «Нова Тур».Таблица17. Расчет показателей фактора риска в рублях.Влияющий показатель Изменение влияющего показателя Зависимый показатель в бизнес-плане Базисное значение Относительное изменение, % Новое значение Примечание
1. Ставка
дисконта +5%
Ставка
дисконта 18 +27,7% 23 2. Цена на выпускаемые услуги -10% Выручка от реализации 40 000 -10% 36 000
3. Тарифы на
транспортные услуги +30% Коммерческие 1017,75 +24% 2279,76 80% коммерческих расходов увеличиваются на 30% 4. Арендная плата помещения +15% Годовые арендные платежи 7200 +15% 8280 5. Цены на исходный материал +10%
Затраты на основные
материалы 4000 +10% 4400
б. Средний заработок
работника +20%
Оплата труда
работников 1000 +20% 1200 7. Косвенные расходы +10% Косвенные расходы 1344,25 +10% 1478,65
3.3 Точкабезубыточности проекта
Условиябезубыточности проекта выявляют на основе маржинального подхода. Для этого всеоперационные затраты подразделяют на переменные и постоянные. Деление затрат напеременные и постоянные является довольно сложной задачей. В данной работе снекоторым приближением к переменным относят прямые производственные затраты, авсе косвенные расходы – к постоянным затратам.
Точкабезубыточности или критический объем продаж в натуральных единицах определяютпо формуле:
/>, где
Sn – сумма постоянных затратза год в нашем случае она равна 18 942,5 рублей
Ц – окончательнопринятая цена одного изделия;
V – переменныезатраты на одно изделие 20 355 рублей.
Прикритическом объеме выпуска прибыль равна нулю.
Определяемзапас финансовой прочности при достижении производственной мощности:
/>, где
М – производственнаямощность предприятия = 80 чел./дня.
Запасфинансовой прочности показывает, насколько процентов может снизиться выручка(например, вследствие сокращении спроса) без серьезной угрозы для финансовогоположения предприятия. Если этот показатель меньше 20%, то производство даннойпродукции считается финансово рискованным.
Расчет точкибезубыточности:
Общая суммарасходов: 18942,5.
Цена за 1 человеке– день: 500.
Минимальноеколичество человеко-дней: 38
В первый годреализации бизнес-плана туристической фирмы «Нова Тур» выпуск продукции нижепроизводственной мощности (на 20–40%). Поэтому нужно выяснить будет лирентабельным производство услуг в первый год его освоения.
Рентабельностьпродаж в первый год реализации бизнес-плана:
/>, где
bi – выручка от реализациипродукции в первый год, B1 = ЦQi;
Q1-объем выпуска (продаж)в первый год в натуральных единицах.
Запасфинансовой прочности в первый год реализации бизнес-плана:
/>,
Рассчитаемданные показатели используя финансово-экономические параметры фирмы «Нова Тур» пооказанию туристических услуг:
· Производственнаямощность фирмы по оказанию услуг составляет 80 шт.;
· Полнаясебестоимость 22717 рублей;
· Ценаза одну услугу 500 рублей;
· Переменныезатраты в составе себестоимости 6820рублей;
· Суммагодовых постоянных затрат12122,5 рублей;
· Критическийобъем выпуска продаж – Qкр= 40 000 рублей;
· Запасфинансовой прочности при достижении производственной мощности: Зфп= 40%.
Таким образомфирма обладает достаточным запасом финансовой прочности.
В первый год реализациибизнеса плана будет оказано 4 000 шт., то есть при производственноймощности 80%.
Рентабельностьпродаж в первый год реализации составит:
Кр= 22%
Запасфинансовой прочности в первый год реализации бизнес плана фирмы составит:
Зф1= 40%
Такимобразом, проект по созданию туристической фирмы по осуществлению туристическихуслуг обеспечивает высокие показатели рентабельности и финансовой прочности спервого года его осуществления.
Заключение
Данноеисследование посвящено бизнес-плану создания туристической фирмы. Такимобразом, цель достигнута, все исследовательские задачи решены, хотя проведенноеисследование не затрагивает все аспекты заявленной проблемы.
Тем менее по результатам проведенной работы можно сделатьследующие выводы:
· Насовременном этапе развития предпринимательской деятельности в России наиболееэффективным способом распределения ограниченных ресурсов и производимойпродукции (услуг) является бизнес планирование. Так как бизнес-план являетсяодновременно руководством к действию и исполнению его.
· Основнаяидея данной работы является создание новой туристической фирмы. Фирма получиланазвание «Нова Тур».
· Основнаяцель фирмы – фирма «Нова Тур» предполагает заниматься организацией туризма впределах Российской Федерации и за рубежом для граждан Российской Федерации ииностранных граждан, а также предполагает заниматься оказанием гостиничныхуслуг.
· Равнойцелью фирмы является: обеспечение своих; клиентов качественными услугами, созданиеновых рабочих мест, проникновение на рынок и завоевание доли рынка в первый годработы компании не менее 5%, достижение среднегодовой суммы чистой прибыли неменее 2,3 млн. рублей в год.
· Фирмасобирается предложить своим клиентам разнообразные услуги в сфере туризма иотдыха.
· Основныминаправлениями деятельности ООО «Нова Тур» являются: прием и обслуживаниетуристов; оказание услуг туризма, гостиничных, культурно-зрелищных, спортивно-оздоровительных,экскурсионных, транспортных, переводческих услуг;
· Дляповышения рентабельности предприятия и улучшения экономического состояния фирмыимеет смысл внести некоторые предложения по развитию деятельности фирмы «НоваТур» на ближайшие годы, а именно:
– освоитьрынок туристических услуг и выпустить свои услуги;
– создатьсвой отдел рекламы;
– начатьприменение новых технологий.
Фирмой «НоваТур» был также разработан стратегический план деятельности на время жизнипроекта (7 лет):
· 4недели: разработка рекламы, начало создания базы данных, подключение к Интернет,начало работы по заказам клиентов.
· 8недель: активизация рекламы в печатных изданиях, продолжение создания базыданных.
· 12недель: работа по заказам клиентов, начало работы по созданию собственнойпанели (определение первоначального объема направлений).
· 24недели: заказы, начало формирования панели.
· 1год: расширение фирмы, привлечение 2–8 новых специалистов, начало исследованияновых рынков, внедрение новых методов анализа эффективности деятельности.
· 3года: охват туристического рынка, полностью сформирована собственная панель,начата работа над созданием собственного отдела статистических исследований,начинают поступать заказы и от крупных клиентов.
· 7лет. основные клиенты – крупные фирмы, значительное расширение фирмы, прием наработу новых специалистов, возможно создание одного – двух филиалов.
Фирма «НоваТур» рассчитывает на успех благодаря заключению контрактов с мелкимиорганизациями.
Фирмадостигнет уровня безубыточности в следующем периоде, когда будут заключенынесколько крупных контрактов в сфере деловых поездок. Комбинация работы сприходящими клиентами по телефону способствовала появлению баланса,необходимого для рентабельности фирмы.
Проект такжесчитается экономически эффективным, исходя из показателей:
· Интегральногоэкономического эффекта за срок жизни проекта, который составил 30782 рублей,
· Запасафинансовой прочности при достижении производственной мощности: Зфп= 40%;
· Рентабельностипродаж в первый год реализации составит: Кр= 22%
· имногих других показателей.
Такимобразом, проект по созданию туристической фирмы по осуществлению туристическихуслуг обеспечивает высокие показатели рентабельности и финансовой прочности спервого года его осуществления. И вне сомнения данный проект оправдает себясвоей эффективностью.
Список использованныхисточников
Учебная литература:
1.Багиев Г.Л.«Маркетинг».-Москва:«Издательство «Экономика»», 1999
2.Бронникова Т.С.,А.Г. Чернявский, Маркетинг. Методы распространения товаров,
3.Буров В.П.,Ломакин А.Л., Морошкин В.А. Бизнес-план фирмы: теория ипрактика. М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство «ЭКМОС», 2006
4.Бухалков М.И. Внутрифирменноепланирование: Учебник.2-ое издание., испр. И доп. М.: ИНФРА – М, 2006
5.Грибалев Н.П.,Игнатьева И.Г., Бизнес-план, С-Пб, 1999 г.
6.Гуляев В.Г.,Организация туристической деятельности, М, 1997 г.
7.Концепцияи инструментарий маркетинга в системе эффективного предпринимательства. Н.В. Афанасьева,Г.Л. Багиев, Г. Лейдиг
8.Маркетингменеджмент. Десятое издание. Ф. Котлер, СПб.: Питер, 2007 г.
9.Маркетинг-статистика.Г.Л. Багиев, Е.Л. Богданова,
10. Основы маркетинга. Ф. Котлер,2-е европ. изд., М.; СПб.; К.: Издательский дом «Вильямс», 2006 г.
11. Основы маркетинга. Длястудентов ВУЗов. В.П. Федько, Н.Г. Федько. О.А. Шапор,Ростов-на-Дону: Феникс, 20071. Квартальнов В.А.
12. Стратегический менеджментв туризме: Современный опыт управления. М., Финансы и статистика, 1999
Интернет – ресурсы:
www.aup.ru/books/m49/11.htm
www.aup.ru/books/m21/2.htm
marketing.spb.ru/read/m9/11.htm
edu.nstu.ru/curses/economics/Charter14/Charter14.html
www.marketing.spb.ru/read/m18/index.htm