Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Развитие международного туризма в Алжире

Развитие международного туризма в Алжире
 
Алжир, как и соседние страны Магриба (Марокко, Тунис, Ливия),обладает значительным потенциалом для развития туризма по природным и поисторическим объектам. Разница между соседями заключается в том, что в такихстранах, как, например, Марокко или Тунис, имеющийся потенциал активноиспользуется, и туризм здесь является важной статьей поступления твердойвалюты, в то время как в Алжире он задействован крайне недостаточно.
В данной связи уместно отметить, что в Тунисе, к примеру, впоследние годы туристический сектор превратился в основного поставщикаиностранной валюты, который принес стране в 1999 г. более 1,5 млрд. долл. США1.Аналогичная картина наблюдается и в Марокко, где туризм также является одним изважнейших источников дохода. В 2000 г. он обеспечил поступление в казну 2 млрд.долл. и дал возможность получить работу 600 тыс. человек. Марокко посетилиоколо 2,5 млн. туристов, причем их число постоянно увеличивается, а к 2010 г.правительство страны рассчитывает принять до 10 млн. иностранных туристов2.Небольшой по размерам, но уютный и гостеприимный Тунис принял в 1999 г. 5,9млн. иностранных гостей, из них число туристов из Европы составило 3,5 млн.человек3. И в Тунисе, и в Марокко существуют специальные программыпо развитию туризма.
Хотя статистические сведения, касающиеся развития туризма вАлжире, довольно скудны, они все же дают возможность составить общеепредставление о состоянии отрасли. Так, в 1999 г., по официальным даннымминистерства по делам туризма, страну посетили около 755,3 тыс. гостей, причемпо сравнению с предыдущим годом их число возросло на 14,3%. Однако из них лишь147,6 тыс. человек были иностранцами, остальной контингент составляли алжирцы,проживающие за рубежом, которые решили посетить родные места и навеститьродственников4.
Совершенно очевидно, что туристический сектор Алжира находится всостоянии стагнации, и причин здесь несколько. К числу наиболее важных из нихотносятся: нехватка финансовых средств при начавшейся крупномасштабнойперестройке экономических структур и проведении экономической реформы,недостаток политической воли руководства страны изменить отношение к сектору иповернуть его лицом к нуждам страны, а также продолжающаяся внутренняянестабильность как следствие вооруженного противостояния властей и исламскихэкстремистов, что, естественно, отпугивает потенциальных туристов.
Вместе с тем вопросы развития туризма в Алжире в последние годыприобретают все большую актуальность. Как известно, основой стратегииэкономического развития страны все прошедшие годы был и до настоящего времениостается нефтегазовый сектор, являющийся важнейшим источникомвалютно-финансовых накоплений. Экспорт углеводородов, несмотря на значительноеразвитие обрабатывающей промышленности, дает стране до 95% всех инвалютныхпоступлений (до 12 млрд. долл. в год). Между тем нефтяные ресурсы Алжира небеспредельны. Они постепенно сокращаются, и при нынешних темпах их добычи, помнению специалистов, прогнозный срок эксплуатации нефтяных ресурсов в начале90-х годов составлял 30 лет, а к началу XXI века – уже 19,8 лет. Что жекасается природного газа, то при существующих темпах добычи имеющихся запасовголубого топлива должно хватить на 50,7 лет5. Это обстоятельство,естественно, не может не вызывать озабоченности алжирских властей, и впоследние годы развитие туристического сектора как одного из важныхальтернативных источников поступления иностранной валюты вызывает растущуюзаинтересованность в правительственных кругах.
В связи с этим обстоятельством вполне резонно встает вопрос,существуют ли в стране при нынешнем положении возможности для развития туризмана современном уровне и сможет ли правительство превратить эту отрасль вконкурентоспособную, хотя бы на уровне соседних Туниса и Марокко.
Что касается природных условий, то они, как и в других странахМагриба, вполне располагают к развитию туризма. Большая протяженностьтерритории страны с севера на юг (почти до 2000 км) обусловила разнообразиеландшафтных зон, расположенных в разных природных поясах: от субтропиков южногоСредиземноморья и северных склонов Телль-Атласа, сухих субтропиков, занимающихвнутреннюю часть северного Алжира, Высоких плато до пустыни Сахара, одной изсамых жарких пустынь мира. Средиземноморское побережье, простирающееся свостока на запад на 1300 км, имеет хорошие пляжи различной ширины, пологоуходящие под воду. Это, несомненно, один из наиболее притягательных районов дляиностранных туристов.
Между тем и другие регионы Алжира могут представлять не меньшийинтерес: горные массивы Телль-Атласа с расположенными между ними равнинами иузкими горными ущельями, цепь хребтов Сахарского Атласа, обрывающихся отвеснойстеной высотой 1500–1600 м к пустыне Сахара, поражают воображение. Подвергшиесявыветриванию скалы образуют причудливые скопления утесов различных цветов: отголубоватого до красного с оттенками розового и фиолетового. В несколькихместах между горными хребтами Сахарского Атласа имеются проходы – как бы воротав пустыню, самый живописный из которых – Эль-Кантара между горами Заб и Оресназван алжирцами «устами Сахары», «золотыми воротами».
Пустыни и полупустыни занимают свыше 5/6 территории страны, но иони могут стать объектом посещения туристами. Ландшафты Алжирской Сахары весьмаразнообразны: от каменистых равнин до покрытых галькой и щебнем пространств, отмрачных гор с глубокими каньонами и высохшими руслами рек до песчаных массивов,покрывающих около 20% территории пустыни, с цветущими оазисами.
Большую известность получило нагорье Ахаггар в юго-восточной частиСахары в связи с открытием в 1956 г. французским ученым Анри Лотом в гротах ипещерах Тассилин-Аджера фрагментов наскальной живописи, так называемых «фресокТассили». В последние годы в связи с заметным ростом интереса к «пустынномутуризму» на Западе роль Сахары как потенциального туристического объектасущественно возрастает.
Иностранных туристов привлекают в Алжире не только мягкийсредиземноморский климат и прекрасные пляжи северного прибрежного региона,обладающего, кстати, и наиболее развитой туристической инфраструктурой. Здесьрасположена и основная часть отелей международного класса. Притягивает туристови своеобразная культура Алжира, впитавшая многовековые традиции народа, и, впервую очередь, богатейшее архитектурное наследие. Памятники материальнойкультуры финикийцев, ценнейшие экспонаты и памятники древнеримской эпохи, музеипод открытым небом, интереснейшие памятники арабо-мусульманской цивилизацииXI–XVIII вв. – все это могло бы привлечь в страну множество туристов из-зарубежа и существенно пополнить алжирскую казну.
Следует заметить, что с самого начала становления независимогоалжирского государства туристический сектор был в поле зрения властей, однакопо мере роста значения нефтегазового сектора в экономике страны как важнейшегопоставщика иностранной валюты внимание к туристическому сектору ослабевало. Вэпоху этатизации и расцвета государственного и кооперативного секторов вэкономике государство в лице административных органов видело себя в ролиполновластного хозяина, единственной руководящей и направляющей силы, способнойобеспечить расцвет туристической отрасли. Акцент был сделан на развитие«массового народного туризма».
Политика государства в сфере туризма концентрировалась вокруг такназываемых зон развития туризма, которые, по идее, должны были мобилизоватькрупные инвестиции, создать новые рабочие места, развить региональнуюинфраструктуру и обеспечить приток туристов из-за рубежа.
Первый президентский декрет, санкционировавший создание таких зон,относился к 1966 г. Декрет, подписанный в 1981 г., в соответствии с изменениямив экономической политике, уже предоставлял министерству по делам туризма мандатна выдачу разрешений на строительство туристических объектов как на средствагосударства, так и за счет частного сектора.
В 70-е годы усилия алжирских властей были направлены в первуюочередь на строительство крупных туристических комплексов и рекреационныхцентров в разных районах страны, но преимущественно на побережье дляобслуживания главным образом иностранных туристов, а также и местногонаселения. Недалеко от г.Алжир был построен громадный комплекс Сиди-Ферруш сгостиницами, ресторанами, смотровыми башнями, лодочными станциями, казино.Затем близ столицы было построено еще несколько подобных комплексов. Крупныетуристические объекты были также воздвигнуты в Эль-Уэде, Сиди-М'саде, Туггурте,Уаргле, Бискре, Тимгаде, Аррисе и некоторых других районах страны.Строительство такого рода крупных комплексов носило в какой-то степенипропагандистский характер, оно было направлено на создание впечатления, чтоАлжир является признанной страной туризма, и с целью привлечь как можно большегостей из-за рубежа.
В то же время, поскольку алжирская экономика базировалась восновном на развитии нефтегазового сектора, власти уделяли недостаточновнимания подъему туристического сектора и превращению туризма в динамично развивающуюсяотрасль, способную к восприятию современных технологий и продуцированиюкачественно новых услуг. Мало внимания уделялось также подготовке специальныхкадров для туристического дела. Новые гостиницы были, как правило, дорогими, аобслуживание в них подчас не отвечало мировым стандартам.
Одним из недостатков развития туристических объектов явилось то,что правительство сосредоточило свое внимание на строительстве крупныхдорогостоящих гостиничных комплексов и обустройстве курортных зон в ущерб строительствуотелей среднего уровня для потребностей массового туризма.
Бюрократическая практика принятия решений, многочисленныепроволочки в их оформлении и строительстве объектов парализовывали инициативупредпринимателей, вынуждая их в ряде случаев вообще отказываться отстроительства и создания столь необходимых стране рабочих мест.
При отсутствии у правительства четкой программы развитиятуристического дела и должного контроля за развитием зон туризма и присуществовавшей в административном аппарате коррупции выделенные подстроительство отелей земельные участки нередко попадали в руки спекулянтов,которые вкладывали средства не в туристические объекты, а в строительство жилыхдомов, что являлось весьма прибыльным делом. Иные предприниматели, получившиеразрешения на строительство гостиниц, дробили полученную землю на более мелкиеучастки для перепродажи их по спекулятивным ценам лицам, имевшим достаточныйкапитал для приобретения земельной собственности в престижных районах. В то жевремя, кто действительно хотел вложить средства в развитие туризма, но зачастуюне имел достаточно средств, вынужден был откладывать строительство базовойинфраструктуры до лучших времен в поисках подходящих иностранных партнеров,способных завершить строительство. Однако инвесторы из Италии, Испании, странЗалива отказывались участвовать в реализации предложенных проектов именно из-заотсутствия базовой инфраструктуры и непредсказуемости своих потенциальныхместных партнеров.
Изрядное число земельных участков, входивших в зоны туристическогоразвития, пришло в плачевное состояние из-за бесконтрольной и беспорядочнойзастройки жилья вблизи или вообще на участках, выделенных под строительствотуробъектов. Часть пляжей в прибрежных районах была безнадежно испорченамногочисленными строительными фирмами, добывавшими здесь песок.
Для того, чтобы воплотить в жизнь намерения правительства поразвитию туризма, региональные власти в конце 90-х годов объявили о началереализации так называемого «голубого плана» в рамках создания уже упоминавшихсявыше зон туристического развития на Средиземноморском побережье. Былапредпринята широкая информационно-рекламная кампания по привлечению инвесторовдля создания туристической инфраструктуры на побережье. Однако два года спустяпосле начала кампании усилия местных властей постепенно сошли на нет и всязатея фактически провалилась.
По сравнению с процветающим туристическим бизнесом в Тунисе илиМарокко, которые обладают развитой туристической инфраструктурой и опытнымикадрами, ведут активную рекламную кампанию и могут предложить иностраннымгостям поездки на любой вкус и для любого кошелька, туризм в Алжире в середине90-х годов переживал значительные трудности не только из-за сложной внутреннейобстановки, но и из-за недостаточного внимания властей.
Многие комплексы, гостиницы и другие объекты находились всостоянии упадка. Число приемлемых отелей оказалось недостаточным даже для техтуристов, которые все же рискнули посетить страну, а обслуживание в нихзачастую не отвечало требованиям современного туристического бизнеса. К тому жев нем не хватало опытных кадров в сфере управления и маркетинга. В 2000 г. вАлжире насчитывалось лишь 5 пятизвездочных отелей по сравнению с 76 отелямитакого класса в Тунисе и Марокко, вместе взятыми. Алжир располагал всего 15четырехзвездочными отелями против 245 таких же отелей в Тунисе и Марокко6.
К середине 90-х годов в гостиницах Алжира насчитывалось 57290мест. По своему предназначению гостиничный фонд подразделялся таким образом: набальнеологические курорты и курорты термальных вод приходилось 22986гостиничных коек, на гостиницы городского туризма – 27874 места, на сахарскийтуризм – 5146 мест, на климатический туризм – 1234 места7.
Наибольшим числом спальных мест располагали трехзвездочные отели(1-е место) и гостиницы самой последней, 6-й категории (2-е место). Всоответствии с классом предоставляемых услуг отели распределялись следующимобразом: отели категории 5* (люкс), «Хилтон» и «Софитель» в г. Алжире – 1606мест, другие отели 5* – 3810 мест, отели 4* – 3257 мест, отели 3* – 21653места, отели 2* – 6475 мест, отели 1* – 2766 мест и гостиницы 6-й категории –18923 места8.
Несмотря на сложную политическую обстановку внутри страны,правительство в последние годы усилило свое внимание к туристическому сектору,стремясь оживить его деятельность. Для того, чтобы взять под контроль ужесуществующие зоны туризма, наладить работу гостиничных комплексов и привести ихв соответствие с мировыми стандартами, в туристической сфере было созданоспециальное Национальное агентство по развитию туризма. Однако впоследствии, ксожалению, оно не проявило должного внимания и активности, чтобы переборотьнегативную тенденцию, и ему не удалось сдвинуть дело развития туристическогобизнеса с мертвой точки. Как считают алжирские специалисты, власти стремилисьлишь исправить допущенные ранее ошибки, не заботясь о том, чтобы выработатьчеткую стратегическую линию, отвечающую современным требованиям развитиятуристического бизнеса в условиях рыночных отношений с учетом осуществляемых встране экономических реформ. Пока что дело ограничилось тем, что властизапретили на территории «зон» какие бы то ни было сделки с недвижимостью.
К началу века в Алжире насчитывалось 174 зоны развития туризма.Правительство предполагает ускорить строительство в них объектов базовойинфраструктуры, включая, в первую очередь, строительство водопроводной иочистной систем. В связи с этим власти стремятся найти заинтересованныхинвесторов в стране или за рубежом, с тем чтобы распределить между нимиземельные участки за умеренную плату.
В надежде поднять резко упавшие за последние годы доходы оттуризма власти стремятся повысить качество обслуживания иностранных гостей,расширить строительство новых гостиничных комплексов, отвечающих международнымстандартам. К слову, доходы от туризма в Алжире сократились с 75 млн. долл. в1992 г. до всего лишь 6 млн. долл. в 1997 г., при этом доходы, полученные в1992 г., составили только 23% от доходов 1972 г. К концу 90-х годов положениееще более ухудшилось, о чем свидетельствуют статистические данные: в 1997 г.иностранные поступления от туризма составили лишь 1,6% от суммы поступлений1972 г.9 Для иллюстрации отставания туристического сектора Алжира посравнению с некоторыми другими странами Средиземноморья можно, например, отметить,что доходы этой отрасли в Алжире составляют только 0,03% от величины доходовтуриндустрии в Испании и 0,4% от доходов этой отрасли в Тунисе10.
Решение проблем туристического сектора в Алжире власти видят вприватизации как составной части реформы по трансформации экономическихструктур. В рамках реформирования сферы туризма была подвергнутадецентрализации Национальная компания по туризму, которая отныне утратилаконтроль над управлением гостиничным хозяйством, а многочисленные туристическиецентры и отели стали автономными единицами, хотя по-прежнему принадлежалигосударству.
После длительных раздумий и переговоров с крупными компаниямиотносительно возможности введения в некоторых комплексах и гостиницахиностранного управления с целью повышения качества обслуживания было приняторешение подписать контракты с иностранными фирмами по управлению некоторымигостиницами. Первой ласточкой в этом деле стала гостиница «Софитель».Гостиничный комплекс «Хилтон» также является совместным предприятием южнокорейскойкомпании «Дэу» и местной «Сафекс», занимающейся экспортом и организациейторговых ярмарок в стране. Создание совместных предприятий в гостиничном делерассматривается в качестве основного направления в планах по развитию крупныхтуристических комплексов. В осуществлении более мелких проектов лидирующая рольсохраняется за национальным частным сектором.
Заинтересованность в алжирском рынке, проявленная такими крупнымикомпаниями, как «Аккор», «Шератон», «Сафир», побудила алжирские власти ускоритьпроцесс приватизации в туристическом секторе. К тому же на этом такженастаивали МВФ и другие западные кредиторы.
Сразу же после принятия закона о приватизации в 1995 г.правительство объявило о продаже 5 принадлежавших государству отелей. Впринятом в 1999 г. декрете среди 89 госкомпаний, подлежавших приватизации, быливыставлены на продажу и отели. Всего же программа первого этапа приватизациизатрагивала 20 гостиниц. С сожалением, однако, приходится признать, что процессприватизации в Алжире, включая и объекты туристической индустрии, столкнулся смногочисленными трудностями различного характера, включая и глухоесопротивление части представителей правящей элиты.
Из-за отсутствия должного контроля и коррупции в госаппаратенекоторые объекты туризма оказались в руках лиц, которые использовали их не попрямому назначению, а в конъюнктурных целях, для извлечения быстрой прибыли.Министерство по делам туризма, курирующее процесс приватизации в отрасли ипредлагающее к продаже туристические объекты, видит причины пробуксовкиприватизации и ее ошибки преимущественно в самой ее организации. По мнениючиновников министерства, одна из причин задержки и неудач приватизации кроетсяв недостатках финансового аудита и оценке предлагаемых к продаже объектов, атакже давлении со стороны профсоюзов, представляющих интересы тружениковгостиничного хозяйства и выступающих против массовых увольнений работников ипередачи гостиниц частным владельцам. Профсоюзы выступают против объявленияторгов и банкротства убыточных предприятий, за продажу акций самим работникамгостиничных комплексов. В некоторых случаях дело доходило до прямогопротивостояния между профсоюзом и властными структурами. Так, в январе 1998 г.после объявления о продаже нескольких принадлежавших государству отелей профсоюзработников туризма и гостиничного хозяйства пригрозил вообще сжечь один изотелей в знак протеста против банкротства предприятия и продажи государственныхактивов11.
Для создания туристического сектора, способного конкурировать намеждународной арене, нужна политическая воля и ясная, последовательнопроводимая программа развития туризма, крупные финансовые вложения, которыегосударство сможет обеспечить, если цены на нефть будут держаться на достаточновысоком уровне. При этом следует учитывать, что в Алжире существует и ряддругих проблем, требующих безотлагательного решения, среди которых: высокийуровень безработицы, острая нехватка современного жилья, низкий жизненныйуровень населения, проблемы в области здравоохранения и образования. В данном контекстеразвитие туристического сектора не является на нынешнем этапе для алжирскихвластей первоочередной задачей. Для решения всех этих проблем необходимопривлечь стабильный приток инвестиций как внутренних, так и из-за рубежа.Несмотря на определенный интерес к алжирским проектам со стороны известныхиностранных компаний, иностранные инвесторы пока не проявляют желаемойактивности на алжирском рынке туристических услуг. Причина в недостаточнойвнутренней стабильности в стране, несмотря на принятый закон о гражданскомсогласии и проводимую правительством политику примирения. Многие иностранныеинвесторы не хотят рисковать, не говоря уже о простых туристах. Учитывая этиобстоятельства, можно предположить, что процесс укрепления и модернизациитуристического сектора Алжира будет сложным и займет достаточно длительноевремя.
туристический алжир

Списоклитературы
 
1. Middle EastEconomic Digest (MEED) L. 18.02.2000, с.26.
2. MEED,08.06.2001, с. 16.
3. MEED,18.02.2000, с. 26; 08.06.2001, с. 16.
4. The NorthAfrica Journal, Boston, June 2000, с.18.
5. MEED,21.01.2000, с. 14, 16.
6. The NorthAfrica Journal, Boston, June 2000, с.18.
7. Algeria.Guide des indicateurs économiques et sociaux. 1994–1997, с. 59.
8. The NorthAfrica Journal, Boston, June 2000, с.19.
9. The MiddleEast and North Africa. L. 2000, с.320.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.