Министерство образования и наукиРоссийской Федерации
Департамент образования Вологодскойобласти
Государственное образовательноеучреждение
среднего профессиональногообразования
«Тотемский педагогический колледж»
Развитие быстроты у детей среднегошкольного возраста на учебно-тренировочных занятиях по футболу
Выпускная квалификационная работа
по спортивным играм
специальность 050720 Физическаякультура
Тотьма
2008
Оглавление
Введение
Раздел IПсихолого-педагогический анализ проблемы развития быстроты у детей среднеговозраста через занятия футболом
1.1 Краткаяхарактеристика развития детей среднего школьного возраста и особенностиразвития скоростных способностей в данном возрасте
1.2 Понятие оскоростных способностях, их виды
1.3 Методикивоспитания скоростных способностей
1.4 Контрольныеупражнения (тесты) для определения уровня развития скоростных способностей
1.5 Воспитаниедвигательного качества быстроты
Раздел II Организация и результатысобственного исследования
2.1 Метод исследования
2.2 Результаты собственных исследований
Заключение
Библиографический список литературы
Приложение
Введение
Футбол является одной изсамых популярных игр в мире. Сегодня он превратился в общественное и социальноевлияние, с каждым годом сохраняя и усиливая своё влияние на миллионы людей. [5,стр.3-4]
Футбол очень популяренсреди детей и служит прекрасным средством воспитания, приобщения их к занятиямфизической культурой и здоровому образу жизни. Игра в футбол в наибольшейстепени способствует разностороннему физическому развитию детей. Предъявляявысокие требования его сердечно-сосудистой системе, нервно-мышечному аппарату,ко всем сторонам психики.
Большое достоинствофутбола с точки зрения педагогики заключается в его командном характере, чторазвивает у футболистов дух коллективизма, а также проявления творчества.Игрокам предоставляют бесчисленные возможности для использования собственныхидей в интересах всей команды.
Особенности игрыпредъявляют высокие требования к физической подготовке игроков.
Игроки должны хорошобегать, останавливаться, резко менять направление и скорость движения, ударятьпо мячу, останавливать его, вести, согласуя свои действия в зависимости отсоздавшейся обстановки. [1, стр.9-10]
Всё это возможно при правильноорганизованных, систематических занятиях футболом, способствующих развитию узанимающихся силы, быстроты, выносливости, ловкости и т.д.
Итак, футбол – это важноесредство физического воспитания.
Цель данной работы: выявить развитие быстроты у детейсреднего школьного возраста на учебно-тренировочных занятиях по футболу.
Объект: дети среднего школьного возраста.
Предмет: развитие быстроты научебно-тренировочных занятиях по футболу.
Гипотеза: если учащиеся среднего школьноговозраста будут регулярно заниматься футболом, то это может способствоватьразвитию быстроты.
Задачи:
1. Проанализироватьсуществующую психолого-педагогическую литературу по данной проблемеисследования;
2. Описать процессразвития быстроты у детей среднего школьного возраста на учебно-тренировочныхзанятиях по футболу.
3. Определитьвлияние занятий футболом на развитие быстроты у детей среднего школьноговозраста на учебно-тренировочных занятиях по футболу.
4. Проанализироватьдинамику развития быстроты у детей среднего школьного возраста научебно-тренировочных занятиях по футболу. [2.стр.63]
Раздел I. Психолого-педагогический анализпроблемы развития быстроты у детей среднего школьного возраста через занятияфутболом
1.1 Краткаяхарактеристика развития детей среднего школьного возраста и особенностиразвития скоростных способностей в данном возрасте
Дети 12-15 летхарактеризуются некоторой функциональной неустойчивостью и сравнительно лёгкойранимостью организма. Это объясняется тем, что дети данного возраста переживаютэтап сложных внутренних перестроек, связанных с переходом от детства к юности.Внешне эти преобразования проявляются в резком ускорении роста в длину, внекоторой дискоординации движений, довольно быстрой утомляемости,неуравновешенности и появлении новых черт в характере. [15. стр.34-35]
В возрасте от 12-15 лет удетей заканчивается функциональное созревание мышц и начинается процесс бурногоразвития мышечной силы. В центральной нервной системе ослабляются процессы иррадиации,и усиливается способность к дифференцировке. Наблюдается начало автоматизациидвигательных навыков, что имеет важное значение для последующего изучениясложных тактических действий, так как играющие освобождаются от обдумываниявыполняемых приёмов и переключаются на решение тактических задач.
Согласованностьдвигательных и вегетативных функций у детей 12-15 лет ещё не достигает своего совершенства.Поэтому упражнения на развитие выносливости и статические упражнения наразвитие силы подросткам противопоказаны. Зато их организм готов к высокимрезультатам в упражнениях скоростного характера.
С точки зрения спортивнойподготовки, возраст 12-15 лет является решающим. Именно в нём у детейпроисходит наибольший прирост быстроты, силы, ловкости. Специальное развитиеэтих качеств должно стать основным содержанием учебно-тренировочной работы.Главный упор необходим на развитие быстроты и ловкости, и особенно быстротыреакции и сообразительности.[3.стр.68]
Упражнения на развитиебыстроты лучше проводить с достаточными паузами отдыха. Повышать нагрузку нужнонезаметно для занимающихся, используя упражнения с мячом, упражнения игровогохарактера.
Целенаправленное развитиесилы и выносливости проводится главным образом в форме силовых икомбинированных упражнений одновременно с развитием ловкости и быстроты.
Собственно скоростныеспособности могут проявляться и успешно развиваться лишь в условиях конкретнойдвигательной деятельности, в процессе выполнения определённых движений. Главнымпризнаком соответствующих упражнений является направленность на достижениевысоких скоростей перемещения тела и его частей в пространстве. Любыепроявления быстроты связаны с техникой движений, зависят от неё и,следовательно, обуславливаются координационными способностями. Поэтомускоростные способности должны развиваться в единстве с формированием исовершенствованием двигательных умений и навыков. Существенно то, что сувеличением скорости движений затрудняется контроль над ними. В связи с этимобязательным является соблюдение методического требования – чередоватьскоростные упражнения с отдыхом или совсем прекращать их а данном занятии придостигнутой максимальной скорости, а также при не устранённых в срочном порядкенарушений техники. [12.стр.20]
В работе с детьмисоблюдение этого требования значительно усложняется из-за привлекательности иэмоциональности скоростных действий, а также из-за индивидуальных различий вскоростных возможностях. Развитие скоростных способностей требует настойчивого,многократного повторения концентрированных физических напряжений. Необходимы и волевыеусилия для сосредоточения внимания, мобилизации в нужный момент скоростныхвозможностей или же для поддержания скорости до конца упражнения. Поэтомуразвитие скоростных способностей важно сочетать с воспитанием таких волевыхкачеств, как целеустремлённость, настойчивость, упорство. Этот процесс долженпронизываться ещё и интеллектуальными способностями, связанными сориентировочными действиями и принятием целесообразных решений присовершенствовании быстроты сложных реакций, с самоконтролем, осмыслениемчувственных восприятий и сознательным управлением движениями при максимальныхнапряжениях.
По мнению Маслоу.А [18.стр.23]коростных способностей полезно связывать с обучением управлению скоростнымипараметрами движения в зависимости от задач и условий двигательнойдеятельности. Максимальные скорости не всегда необходимы и целесообразны.Нередко успешность двигательных действий лимитируется умением гибкопользоваться непредельными, оптимальными для данных условий скоростями реакции.Циклических движений и передвижения. Обучение этому, связанное скоординационным упорядочением двигательных действий, целесообразно перемешатьсо специальным развитием максимальных скоростных возможностей. Так методомконтрастного сопоставления различных мышечных усилий. Когда эталоннымориентиром служит максимальный, обеспечивается более точная их дифференцировка.Вместе с тем достигается обратный результат – интенсификация скоростных усилий.Переключение с максимальных скоростей на сниженные. Может служить и активномуотдыху. Наконец, что особенно важно, проявление максимальных скоростных усилийв условиях сложной ситуационной двигательной деятельности (например, в футболе)не только немыслимо без таких сочетаний, но и приобретает практическуюприкладную ценность.
Таким образом, этиупражнения соответствуют интересам и двигательным потребностям детей,стимулируют их эмоционально-волевые проявления и приучают к мобилизациимаксимальных мышечных усилий в нужный момент.
1.2 Понятие оскоростных способностях, их виды
Для характеристикивозможностей человека выполнять двигательные задания с максимальной скоростью втечение ряда лет использовался обобщенный термин «быстрота». Учитываямножественность форм проявления быстроты движений и высокую их специфичность,этот термин в последние годы заменили на понятие «скоростные способности».
Скоростные способности –это комплекс функциональных свойств человека, обеспечивающих выполнениедвигательных действий в минимальный для данных условий отрезок времени. Подбыстротой понимают комплекс функциональных свойств человека, непосредственно ипо преимуществу определяющих скоростные характеристики движений, а такжедвигательной реакции. [34.стр.75].
Под быстротой понимают единствопроявления центральных и периферических нервных структур двигательного аппаратачеловека, позволяющий перемещать тело и отдельные его звенья за минимальнокороткое время.[4.стр.65].
Под быстротой понимаетсяспецифическая двигательная способность человека к экстренным двигательнымреакциям и высокой скорости движений, выполняемых при отсутствии значительноговнешнего сопротивления, сложной координации работы мышц, не требующих большихзатрат. [20стр.66].
Различают элементарные икомплексные формы проявления скоростных способностей. К элементарным формамотносятся:
1.Способность быстро реагировать насигнал (быстрота реакции);
2.Способность к выполнению одиночныхлокальных движений с максимальной скоростью (скорость одиночного движения);
3.Способность к быстрому началудвижения (резкость)
4.Способность к выполнению движений вмаксимальном темпе (темп движений).
Для практики физическоговоспитания наибольшее значение имеет скорость выполнения человеком целостныхдвигательных действий. Однако эта скорость лишь косвенно характеризует быстротучеловека, так как обусловлена не только уровнем развития быстроты. Но и другимифакторами, в частности техникой владения действием, координационнымиспособностями, мотивацией, волевыми качествами.
К комплексным формампроявления скоростных способностей относятся:
1. Способность быстро набиратьскорость на старте до максимально возможной – стартовый разгон в спринтерскомбеге. Рывки в футболе. В среднем это время составляет 5-6 с;
2. Способность кдостижению высокого уровня дистанционной скорости называют скоростнойвыносливостью (в циклических локомоциях);
3. Способность быстропереключаться с одних действий на другие, т.е. быстрота торможения, когда всвязи с изменением ситуации необходимо мгновенно остановиться и начать движениев другом направлении (например, в футболе). Уровень развития и появленияскоростных способностей зависит от ряда факторов: [27стр.23]
1. Подвижность нервныхпроцессов, т.е. скорости перехода нервных центров из состояния возбуждения всостояние торможения и обратно;
2. Соотношение различныхмышечных волокон, т.е. соотношение быстрых и медленных волокон, их эластичностьи растяжимость;
3.Силы мышц;
4.Способности мышцпереходить из напряженного состояния в расслабленное;
5.Энергетического запасав мышце, от АТФ и КТФ, скорости её расщепления и восстановления;
6. Амплитуды движений,т.е. от степени подвижности в суставах;
7.Способности ккоординации движений при скоростной работе;
8. Биологического ритмажизнедеятельности организма, максимальная скорость движений наблюдается при t = +22 градуса;
9. Возраста и пола;
10. Скоростных природныхспособностей человека.
Скоростные способностичеловека очень специфичны. Можно очень быстро выполнять одни движения исравнительно медленнее – другие, обладать хорошим стартовым ускорением иневысокой дистанционной скоростью, и наоборот. Тренировка в быстроте реакциипрактически не скажется на частоте движений. Так при подборе упражнений дляфутболистов необходимо уделять внимание стартовым ускорениям из разныхположений и быстрым изменениям направлениям движения. Относительная независимостьмежду отдельными формами скоростных способностей говорит о том, что нет, единойпричины, обуславливающей максимальную скорость во всех без исключениядвигательных заданиях. [5.стр.87].
Для развития скоростныхспособностей необходимо решить следующие задачи:
1. Разностороннее развитиескоростных способностей в сочетании с приобретением двигательных умений инавыков, которые осваивают дети за время обучения. Важно не упустить среднийшкольный возраст – особенно благоприятный период для эффективного воздействияна эту группу способностей;
2. Максимальное развитиескоростных способностей при специализации подростков в виде спорта, гдескорость реагирования или быстрота действия играет существенную роль (футбол);
3. Совершенствованиескоростных способностей, от которых зависит успех в определённом видедеятельности.
В процессе спортивнойтренировки повышение скорости движений достигается не только воздействием насобственно скоростные способности, но и иным путём – через воспитание силовых искоростно-силовых способностей, скоростной выносливости, совершенствованиетехники движения. [9.стр.93-94].
1.3 Методикивоспитания скоростных способностей
Быстрота двигательных реакций, можетбыть, простой и сложной.
Простая реакция – этоответ заранее известным движением на заранее известный сигнал, появляющийсявнезапно. Например, старт в беге, свисток арбитра во время игры. Быстротапростой реакции определяется по латентному периоду реакции – временному отрезкуот момента появления сигнала до момента начала движения. Латентное времяпростой реакции у взрослых не превышает 0,3 с. Основной метод при развитиибыстроты реакции – метод повторного выполнения упражнения. Он заключается вповторном реагировании на внезапно возникающий раздражитель, с установкой насокращение времени реагирования. [31.стр.45].
Упражнения на быстротуреакции вначале выполняются в облегченных условиях (например, в футболеизменения направления движения по сигналу). Как правило, реакция осуществляетсяне изолированно. А в составе конкретно направленного двигательного действия илиего элемента (атакующие действия, элементы игровых действий). Поэтому длясовершенствования быстроты простой реакции применяются упражнения на быстротуреагирования в условиях, максимально приближенных к соревновательным: изменяютвремя между предварительной и исполнительной командами, разнообразные сигналы –от самых громких до очень тихих. Использование звуковых раздражителей различнойсилы, во-первых, позволяет избежать адаптации к его силе, во-вторых, усложняетситуацию, ученик должен быть более внимательным и собранным, чтобы среагироватьна сигнал. Простые реакции обладают свойством переноса: если человек быстрореагирует на сигнал в одной ситуации, то он будет быстро реагировать на них и вдругих ситуациях: например, футболист, быстро реагирует на звуковой сигналрукой, будет быстро реагировать на этот раздражитель и ногой. Время простойреакции во многом зависит от того. На что обращается основное внимание ученика:на восприятие сигнала (сенсорный тип реакции) или на предстоящее действие(моторный тип реакции). Если внимание акцентировано на предстоящее движение, товремя реагирования меньше, чем, если оно направлено на восприятие сигнала. Сточки зрения Каковкина.А.В. надо учить занимающихся, умению концентрировать вниманиена предстоящем напряжении мышц, она зависит от времени ожидания сигнала. [6.стр.61]
Сложные реакциивстречаются в видах деятельности, характеризующихся постоянной и внезапнойсменой ситуации действий. К сложным двигательным реакциям в физическом воспитаниии спорте относят реакцию «выбора» (когда из нескольких возможных действийтребуется выбрать одно, адекватное данной ситуации) и реакцию на движущийся объект.
Воспитание быстротысложных двигательных реакций связано с моделированием в занятиях и тренировкахцелостных двигательных ситуаций и систематическим участием в состязаниях. Помнению Ю.Ф. Курамшина, для этого необходимо использовать специальноподготовительные упражнения, в которых моделируют отдельные формы и условияпроявления быстроты сложных реакций в той или иной двигательной деятельности.Создаются специальные условия, способствующие сокращению времени реакции. [10.стр.23]
В сложных реакцияхвыделяют:
1. Реакции на движущийсяобъект.
2. Реакции выбора.
Чаще всего эти типыреакций встречаются в играх и единоборствах. Быстрота реакции на движущийсяобъект составляет 0,18 – 1 с. Латентный период этой реакции вратаря придвижении рукой в среднем имеет величину 0,18 – 0,21 с; при выдвижении ногой –0,22 – 0,24 с.
Скрытый период реакции надвижущийся предмет слагается из четырех элементов:
1. Человек должен увидеть движущийсяпредмет (мяч, игрока).
2. Оценить направление и скоростьдвижения его движения.
3. Выбрать план действий.
4. Начать его осуществление.
Основная доля этоговремени (более 80 %) уходит на зрительное восприятие, т.е. на умение видетьпредмет, передвигающийся с большой скоростью. Особое внимание уделяетсясокращению времени начального компонента реакции – нахождения и фиксацииобъекта (мяча, игрока) в поле зрения. Этот компонент составляет значительнуючасть времени сложной реакции – обычно больше половины. Стремясь сократить его,идут двумя основными путями:
1. Воспитывают умениезаблаговременно включать и «удерживать» в поле зрения объект (например, когдазанимающийся ни на мгновение не выпускает мяч из поля зрения, время РДО у негосамо собой сокращается на всю начальную фазу), а также умение заранеепредусматривать возможные перемещения объекта;
2. Направленноувеличивают требования к быстроте восприятия объёма и другим компонентамсложной реакции на основе варьирования внешними факторами, стимулирующими еёбыстроту. [16.стр.48-49].
Для этого используютупражнения с реакцией на движущийся объект. При их выполнении следует:
1.Постепенно увеличиватьскорость движения объекта;
2. Сокращать дистанциюмежду объектом и занимающимися;
3. Уменьшать размерыдвижущегося объекта.
Одним из средств развитияэтой способности может быть игра в баскетбол, футбол или ручной мяч с мячаменьшего размера, чем обычные.
Реакция выбора связана свыбором нужного двигательного ответа из ряда возможных в соответствии сизменением поведения партнера, противника или окружающей обстановки. Этогораздо более сложный тип реакции. Здесь время реакции во многом зависит отбольшого запаса тактических действий и технических приемов, выработанных вдлительной тренировке, от умения мгновенно выбрать из них наиболее выгодных.
1. При воспитаниибыстроты реакции выбора стремятся, прежде всего, научить занимающихся искуснопользоваться «скрытой интуицией» о вероятных действиях противника. Такуюинформацию можно извлечь из наблюдений за позой противника, мимикой,подготовительными действиями, общей манерой поведения (например, большинствофутболистов отличают финты от ударов по исходному положению ног, по выражениюлица и глаз, по поступательному движению ног, повороту туловища).
2. Постепенно усложнятьхарактер ответных действий и условия их выполнения. Например, сначала обучаютвыполнять защиту в ответ на заранее обусловленный удар (защищающийся не знает,когда будет проведена и куда направлена атака), затем ученику предлагаютреагировать на одну из двух возможных атак, потом трех и т.д. постепенно егоподводят к реальной обстановке единоборств. [11.стр.18].
Быстрота одиночногодвижения проявляется в способности с высокой скоростью выполнять отдельныедвигательные акты. Это, например, скорость движения руки при метании копья,ударе по волейбольному мячу, уколе в фехтовании, скорость движения ноги приударе по футбольному мячу или клюшки при выбрасывании в хоккее с шайбой.Наибольшая быстрота одиночного движения достигается при отсутствии добавочноговнешнего сопротивления.
С увеличением внешнегосопротивления повышение скорости движений достигается за счет повышениямощности проявляемых при этом усилий. Последняя определяется взрывнымиспособностями мышц. В данном случае развитие быстроты одиночного движенияцелесообразно проводить совместно с развитием силовых способностей.
Основными средствамивоспитания быстроты движений служат упражнения, выполняемые с предельной либо околопредельнойскоростью: 1) собственно-скоростные упражнения; 2) общеподготовительныеупражнения; 3) специально подготовительные упражнения.
При выборе специальноподготовительных упражнений следует соблюдать правила структурного подобия. Онипредставляют собой части или целостные формы соревновательных упражнений,преобразованных, чтобы можно было превысить по отношению к достигнутойсоревновательной. [22.стр.32].
При использованииспециально подготовительных упражнений с отягощением вес отягощения должен бытьв пределах до 15-20% от максимума. Например, применяются пояса и жилеты сдозирующими равновесами или утяжеленную обувь при выполнении прыжков и беговыхускорений, свинцовые манжеты в игровых действиях рукам. Снаряды более тяжелоговеса.
Все эти предметы следуетприменять лишь после того. Как будет хорошо освоена техника основного навыкабез отягощения. Величина дополнительного отягощения должна быть такой, чтобыоно не искажало технику движений и позволяло выполнять действия с максимальновозможной скоростью. Как правило, оптимальную величину отягощения в каждом конкретномслучае определяют эмпирическим путем. В данном случае для развития быстротыодиночного движения в упражнениях, связанных с преодолением дополнительныхотягощений, используется метод динамических усилий. [7стр.12-13].
Собственно скоростныеупражнения характеризуются небольшой продолжительностью (до 15-20 с) ианаэробным элактатным энергообеспечением. Они выполняются с небольшой величинойвнешних отягощений или при отсутствии их.
В качествеобщеподготовительных упражнений используются спринтерские упражнения, прыжковыеупражнения, игры с выраженными моментами ускорений (например, мини-футбол).
Чтоб в развитиискоростных способностей не появился «скоростной барьер», необходимо включать вупражнения, в которых быстрота проявляется в вариативных условиях, ииспользовать следующие методические подходы и приёмы:
1. Облегченныевнешние условия и использование дополнительных сил, способствующих повышениюскорости однократных движений.
В этом случае, вчастности, применяют метание облегченных снарядов, прыжки с наклонной дорожки,проведение отдельных приемов в борьбе с более легким партнером и др., чтопозволяет выполнять движения с повышенной скоростью в обычных условиях.
Если при затруднении условийвыполнения упражнений активизируется силовой компонент движения, то приоблегчении задачи заключается в повышении их скорости.
2. Использованиеэффекта «ускоряющего последствия» и варьирование отягощений.
Скоростьдвижений может временно увеличиваться под влиянием предшествующего выполнениядвижений с отягощением (например, выпрыгивание с грузом). Механизм этогоэффекта заключен в остаточном возбуждении нервных центров, сохранениидвигательной установки и других следовых процессах, интенсифицирующихпоследующие двигательные действия. При этом может значительно сокращаться времядвижений, возрастать степень ускорений и мощность производимой работы. Однакоэто зависит от веса отягощения и последующего его облегчения, числа повторенийи порядка чередований обычного, утяжеленного вариантов упражнения. [13.стр.45-46.]
Эффективным методомповышения скоростных возможностей является и контрастный (вариативный) метод,предполагающий чередование выполнения скоростных упражнений в затрудненных,обычных и облегченных условиях. Суть его заключается в том, что послетонизирующей работы выполняются соревновательные упражнение с установкой намаксимальное проявление быстроты движений.
В беге, плавании, гребле,и в других видах двигательной деятельности большую роль играет – высокий темпдвижений, т.е. максимальная частота движений в единицу времени. Так, мы говоримо темпе ходьбы — 120-140 шагов в 1 мин, о темпе гребли – 30-40 гребков в 1 мин,о темпе спринтерского бега — 4,9-5 шага в 1с и т.д.
Следует иметь в виду, чтопонятие «темп» близко связанно с понятием «скорость», но они не тождественны.
Большое значение вподдержании высокого темпа имеет способность человека быстро сокращать ирасслаблять мышцы, а также предельно быстро «включать» мышцы-антагонисты. У лицс высокой частотой движений латентное время напряжения и расслабления мышцкороче, чем у лиц, более низким ее уровнем. [23.стр.65].
Методический путьразвития этой способности – повторное выполнение движений с возможно большейчастотой, но без излишнего напряжения. Длительность таких упражненийопределяется временем, в течение которого может быть сохранена данная частотадвижений. При снижении темпа упражнение следует прекращать. С увеличением темпадвижения требования к скорости расслабления мышц возрастают.
При недостаточнойбыстроте расслабления мышц «скоростная напряженность», т.е. состояние, прикотором мышцы, не успев расслабиться, должны вновь сокращаться. В результатенарушается координация в сокращении и расслаблении антагонистических группмышц. Нередко они оказываются напряженными одновременно. Все это в значительноймере лимитирует увеличение скорости передвижения. Нарушение четкого чередованиянапряжения одних групп мышц и расслабления других является причинамибольшинства мышечных травм.
Развитие способности красслаблению мышц должно идти по трем основным направлениям:
1. Максимальное уменьшениенапряженности мышц, не принимающих участия в данном движении. К примеру, вскоростном беге в футболе это касается, прежде всего, мышц спины, шеи, рук итуловища.
2. Устранениенапряжения мышц-антагонистов, возбуждение которых противодействует основномудвижению, уменьшая его амплитуду и внешнее проявление силы мышц-антагонистов.
3. Овладениецелесообразным ритмом чередования напряжения и расслабления мышц, обеспечивающихвыполнение двигательного действия.
4. Лидирование исенсорная активизация скоростных проявлений.
Понятие «лидирование»охватывает известные приемы (бег за лидером-партнером). Объем скоростныхупражнений в рамках отдельного занятия, относительно невелик. Это обусловлено,во-первых, предельной интенсивностью и психической напряженностью упражнений;во-вторых, тем, что их нецелесообразно выполнять в состоянии утомления,связанном с падением скорости движений. Интервалы отдыха в серии скоростных упражненийдолжны быть такими, чтобы можно было выполнить очередное упражнение не менеевысокой, чем предыдущее.
Комплексные формыпроявления скоростных способностей
Во многих двигательныхдействиях рассмотренные выше разновидности скоростных способностей проявляютсяв сочетании. Комплексное их проявление определяется содержанием основнойдвигательной деятельности. В этой связи можно говорить о скоростныхспособностях, проявляемых в беге, плавании, при прыжках, ведении и броске мячаи др. [32.стр.24-25].
При повышении уровняскоростных способностей можно выделить два методических подхода:
1. Аналитическое совершенствованиеотдельных составляющих скоростных способностей, определяющих их проявлении.
2. Целостное совершенствование, котороепредусматривает объединение локальных способностей в целостные двигательныеакты, характерные для данного вида спорта.
В качестве средствразвития комплесных форм проявления скоростных способностей используютсяупражнения, которые можно выполнить с максимальной скоростью (обычно ихназывают скоростными).
Продолжительностьупражнений, направленных на совершенствование комплексных скоростныхспособностей при выполнении отдельных приемов в спортивных играх,единоборствах, скоростно-силовых и сложнокоординированных видах спорта, можетбыть до 5 — 10с.[39.стр.34].
При развитии комплексныхскоростных способностей является повторным метод. Основная тенденция в данномслучае — стремление превысить в занятиях свою максимальную скорость. Этойзадаче подчиняются все компоненты метода (длина дистанции, интенсивностьвыполнения упражнения, интервалы отдыха, число повторений и характер отдыха).Длина дистанции (или продолжительность упражнения) выбирается такой, чтобыскорость передвижения (интенсивность работы) не снижалась к концу выполнения.Движения осуществляются с максимальной скоростью, занимающиеся в каждой попыткестремятся показать наилучший для себя результат. Интервалы отдыха междупопытками делают настолько большими, чтобы обеспечить относительно полноевосстановление: скорость движений не должна заметно снижаться от повторения кповторению.
Не менее важное значениеимеют игровой и соревновательный методы, использование которых создаетдополнительный стимул для предельного проявления скоростных возможностей засчет повышения интереса, мотивации, эмоционального подъема, духа соперничествазанимающихся. [17.стр.26-27.]
Эффективным методомповышения скоростных возможностей является и вариативный метод.
1.4 Контрольные упражнения (тесты)для определения уровня развития скоростных способностей
Контрольные упражнениядля оценки скоростных способностей делятся на четыре группы: 1) для оценкибыстроты простой и сложной реакции; 2) для оценки скорости одиночного движения;3) для оценки максимальной быстроты движений в разных суставах; 4) для оценкискорости, проявляемой в целостных двигательных действиях, чаще всего в беге накороткие дистанции [16стр.10-20].
1.5 Воспитание двигательного качествабыстрота
При обучении основамтехники и тактики игры учителю необходимо добиваться повышения уровня быстроты,скоростно-силовых способностей и прыжковой выносливости учащихся.
Для воспитания быстротыдвижений используются скоростные упражнения. Продолжительность одногоповторения скоростного упражнения колеблется в зависимости от пола, возраста,подготовленности учеников и конкретных задач – от 2-3 до 10-12 с. Длинудистанции выбирают такой, чтобы интенсивность работы сохранялась максимальнойдо конца попытки. Количество повторений не более 5-6.
Интервалы отдыха междупопытками от 1 до 2-3 мин. Чтобы поддержать возбудимость центральной нервнойсистемы на достаточно высоком уровне, паузы между повторениями заполняютупражнениями малой интенсивности, при выполнении которых функционируют те жемышечные группы, что и в основном упражнении. Например, если учащиеся совершаютсерию рывков с мячом, то к месту старта они возвращаются медленным бегом илиспокойной ходьбой, ведя мяч или жонглируя им.
Чтобы предотвратитьобразование так называемого «скоростного барьера», заключающегося встабилизации скорости и частоты движений, в занятия включают разнообразныеигровые средства, постоянно их варьируя. В этом одна из причин широкогоиспользования при воспитании быстроты подвижных игр и эстафет, в процессекоторых ученики приспосабливаются к нестандартным условиям: передвигаютсясамыми неожиданными способами, моментально реагируют на смену обстановки. [36.стр.45].
Для воспитания скоростно-силовыхкачеств применяют всевозможные прыжки, разнообразные упражнения сбаскетбольными и набивными мячами, подбирают такие упражнения, которые вкоординационном отношении сходны с уже освоенными двигательными навыками.Движения выполняются с полной амплитудой, например, приседания завершаютсявыпрыгиванием, часто применяются бросковые движения и т.п.
Интенсивность ипродолжительность работы в каждой попытке, число повторений, длительность ипродолжений пауз отдыха — сохраняются такими же, как и в скоростныхупражнениях. Не случайно упражнения на развитие быстроты и скоростно-силовыхкачеств рекомендуют объединять в комплексы. Это создает дополнительные удобствапри организации занятий и повышает моторную плотность урока физической культурыза счет ликвидации потерь времени на перестроение учащихся.
Для повышения прыгучестишкольников используют сочетания различных прыжков в «глубину» с последующим запрыгиваниемна какое-либо возвышение или с выпрыгиванием вверх и доставанием высокорасположенного предмета (например, мяча, который учитель держит в поднятойруке, сетке баскетбольной корзины или нижнего края щита), многочисленныеварианты прыжков через гимнастическую скамейку. [38.стр.19].
Важное место вскоростно-силовой подготовке учащихся на уроках футбола отводят подвижнымиграм, эстафетам с большим набором прыжкового, метательного и ударногохарактера. Например, в IV-V классах проводят такие игры, как«Охотник и утки», «Перестрелка», «Прыгуны», а в старших классах — различныеварианты эстафеты «Гусеница», игра «Борьба за отскок» и т.п. Полезно также выполнятьскоростно-силовые упражнения соревновательным методом, ставя перед учащимися задачи:«Кто дальше совершит пятерной прыжок?», «Кто выше подбросит набивной (длямладших классов — баскетбольный) мяч?», «Какая пара сделает быстрее 10 передачв положении сидя на полу?» и др. При подборе средств скоростно-силовойподготовки предпочтение отдают движениям, сходным по структуре и условиямвыполнения с игровыми двигательными действиями. Так, все чаще дают такиезадания: выполнить в прыжке тот или иной прием ведения мячом (чаще всеголовлю-передачу); повернуться на 90, 180, 360о; перехватить высоко летящий мяч;накрыть бросок противника и т.п. Как перед отталкиванием, так и сразу послеприземления при выполнении прыжков учитель следит за соблюдением правильнойигровой стойки и рациональной техники всех перемещений игроков. [32.стр.67].
Для воспитания прыжковойвыносливости в отдельные занятия включает такие специальные упражнения и игры,в которых развивается способность игрока длительное время выполнять прыжкимаксимальной мощности. Например, поймав мяч в прыжке, успеть до приземленияпередать его партнеру, бросить в корзину или ударить о баскетбольный щит.Применяют различные многоскоки, выполняемые на все большее расстояние.
Прыжки со скакалкойспособствуют не только развитию прыжковой выносливости, но и росту прыгучести иобщей выносливости, совершенствованию координации движений, укреплению мышцголени и кистей рук. Однако далеко не все дети к четвертому классу умеютобращаться со скакалкой. Поэтому их необходимо вначале обучить навыкам прыжковсо скакалкой. На это тратится не более 1 — 2 занятий, а для тех, кто продолжаетотставать, разрабатывают индивидуальные домашние занятия.
Прыжки со скакалкойвыполняют различными по характеру движений и степени сложности способами. Можнопрыгать последовательно, переступая каждой ногой скакалку, отталкиваясь от полаодновременно двумя ногами, на одной ноге. Можно совершать между прыжкамипромежуточные подскоки; вращать скакалку вперед и назад; делать один или дваоборота за один прыжок; выполнять повороты вокруг своей оси на 45, 90, 180о;прыгать в полуприседе; сгибать в полете ноги назад или выносить коленивперед-вверх. С интересом выполняют старшеклассники совместные прыжки черезскакалку, вдвоем и втроем, располагаясь затылком или боком друг к другу. Однакопервоначально необходимо, чтобы учащиеся хорошо овладели навыком прыжка толчкомдвумя ногами с вращением скакалки вперед и затем переходили к изучениюостальных разновидностей. [33.стр.107].
Чтобы учащиеся выполнялипрыжки в заданном темпе, можно регулировать их метрономом. При отсутствииметронома учитель предлагает учащимся самостоятельно подсчитать, сколькопрыжков (оборотов скакалки) они совершают за одну минуту, давая сигнал в началеупражнения.
На втором этапе (11-14лет) происходит формирование тактических умений. Совершенствование ранее изученныхтактических действий осуществляется путем многократного повторения игровых испециальных упражнений. На этом этапе целесообразно использовать упражнения, вкоторых футболисту предлагается выполнить конкретное задание, например,«закрыть» определенного игрока, выполнять «открывание» на скорости, при атакеприменять обводку соперника и т.д. на втором этапе начинается обучениефутболиста умению взаимодействовать с партнером с дальнейшим совершенствованиемэтих действий. Тренер подбирает упражнения для разучивания простыхвзаимодействий: игра в «сетку», «скрещивание». Необходимым средством дляобучения тактическим действиям на этом этапе являются просмотры игр командмастеров, анализ игр своей команды с помощью видеозаписи. [1.стр.56-57].
На третьем этапе (14-17лет) происходит совершенствование индивидуальных тактических действий иизучение, и совершенствование групповых и командных тактических действий внападении и защите.
Совершенствованиеиндивидуальных тактических действий в нападении происходит в условиях,максимально приближенных к игровым (противоборство с соперником, скоростьвыполнения различных тактических действий и т.д.) целесообразно использоватьупражнения, в которых каждому игроку дается конкретное задание с применениемвсего арсенала тактических приемов. Упражнения проводятся на ограниченныхучастках поля. При совершенствовании индивидуальных тактических действий взащите используются упражнения, направленные на умение выбрать позицию приотборе мяча в игре на «перехват», опекать соперника персонально. При подбореупражнений тренер должен уделить внимание совершенствованию таких тактическихдействий, как быстрое переключение от одного действия к другому, оттехнического приема нападения – к техническому приему защиты, от однихтактических действий – к другим. [34 стр.57-58].
Групповые тактическиедействия в футболе – это определенные способы взаимодействия двух, трех и болееигроков. Обучение групповым тактическим действиям в нападении и защитецелесообразно проводить в следующей последовательности:
1. Взаимодействия игроков безсоперников.
2. То же с соперником, оказывающимпассивное сопротивление.
3. То же с соперником, оказывающимактивное сопротивление.
4. то же с конкретными заданиями иусловиями (ограничение времени владения мячом, ограничение касаний мяча,максимальная скорость, уменьшение площадки, выбор способа передачи и т.д.).
Совершенствованиегрупповых тактических действий в нападении и защите проводится в игровыхупражнениях и учебных играх. Упражнения выполняются как при численном перевесеучащихся, так и наоборот (3 x 2; 4x 3; 5 x 6; 4 x 5; ит.д.). При выполнении этих упражнений тренер должен обратить внимание наиспользование футболистами тех приемов и действий. Которые позволят снаибольшей эффективностью решить поставленную задачу. При выполнении упражненийтренеру целесообразно делать замечания футболистам, как по ходу, так и во времяостановки выполнения.
Главным средствомсовершенствования командных тактических действий является двусторонняя игра.Перед двусторонней игрой необходимо проводить теоретическое занятие, на которомфутболисты получают конкретные задания в зависимости от системы игры команды.Конкретное задание на игру крайнего защитника, например, может состоять:
1. Из количества подключений в атаку(5-7 за тайм);
2. Количества передач в штрафную площадьсоперника (8-10 за тайм);
3. Игры в «определенной зоне»;
4. Количества подключенийв атаку с входом в штрафную площадь соперника (4-5 за тайм). [31.стр.34-35].
При проведениидвусторонней игры тренер может несколько раз остановить ее для того, чтобыобратить внимание футболистов на выполнение ими полученного задания, внестинеобходимые коррективы в повторение комбинации. Однако предпочтительнее неостанавливать игру, а делать замечания и указания в ходе матча. Целесообразнососредоточить свое внимание на одном футболисте или отдельной линии или звене,уделив 20-23 минут работе с ними по выполнению полученного задания. Далееследует прейти к другому звену или линии. После проведения игры тренер долженпроизвести разбор, проанализировав действия игроков. Для того чтобы разбор былболее эффективным, тренер должен проводить его при активном участиифутболистов. [19.стр.78].
Раздел II. Организация и результатыисследования
2.1 Методы исследования
В работе использованы следующиеметоды исследования:
1. Метод анализа иобобщения литературных источников
2. Тестирование
3.Метод наблюдения
4. Метод математической статистики
1. Используя методанализа и обобщения литературных источников, мы изучили 39 литературныхиздания. Нами освещены результаты трудов наиболее известных авторовразрабатывающих проблему профессиональной направленности и мотивации.Теоретической основой данной дипломной работы послужили работы по изучениюразвития быстроты у футболистов на учебно-тренировочных занятиях.
Многие авторырассматривают, что такое физическое качество как «быстрота» наиболее важныйкомпонент для формирования дельнейшей спортивной направленности.
2. Следующим шагом внашем исследовании было проведение тестирования развития быстроты. Это такжецеленаправленное обследование, проводимое в строго контролируемых условиях,позволяющее с помощью специально разработанных средств объективно измерятьизучаемые характеристики (упражнение – бег 30 метров, интервал навосстановление – 2 минуты).
3. Метод наблюдения
Определяется какнепосредственное восприятие исследователем изучаемых процессов и явлений.
4. Метод математической статистики
Наиболее известнымпоказателем связи является ранговый коэффициент корреляции Спирмена,определяемый по следующей формуле:
/>
где — /> знак суммирования;
d– разность между рангамирассматриваемых признаков;
п – общее число наблюдений (парных).
Чтобы выяснить,существует ли связь между двумя признаками (свойствами). Если вычисленныйкоэффициент ранговой корреляции превышает значение критического, то наличиесвязи считается достоверным. (r p факт > r p крит)
I этап ВКР анализ научно-методическойлитературы;
II этап — подбор методов исследования;
III этап — организация и проведениесобственных исследований;
IV этап — описание и обработка результатовсобственных исследований и выводы.
2.2 Результаты собственныхисследований
Исследования быстротыпроводились на базе МОУ «Вожегодская СОШ №1» на учащихся 5 классов, которыепосещают секционное занятие по футболу в количестве 22 человек.
Команда по футболу МОУ«Вожегодская СОШ №1» ежегодно принимает участие в районных и городскихсоревнованиях. Для того чтобы добиваться высоких результатов необходимаопределенная подготовка, которая включает в себя и развитие быстроты.
В проведении исследованийпринимало участие 22 учащихся, из которых 8 школьников 12 лет и 14 школьников13 лет. Учащиеся в течении исследования занимались в секции по футболу, вкоторой работали над развитием быстроты.
На I этапе исследованиямы провели тестирование, предложив учащимся выполнить бег 30 метров.Тестирование проводилось для того, чтобы выявить какой уровень развитиябыстроты имеют учащиеся на начальном этапе нашего исследования
Мы получили следующиерезультаты (приложение1).
В МУО «Вожегодская СОШ№1» на секциях для развития быстроты мы широко использовали:
1. Гимнастические и акробатическиеупражнения:
· упражнения в построениях иперестроениях;
· общеразвивающие упражнения безпредметов на месте и в движении;
· общеразвивающие упражнения спредметами (набивными мячами и гантелями);
· упражнения в висах и упорах нагимнастических снарядах;
· опорные прыжки через козла и коня сразбега;
· акробатические упражнения (кувыркивперед и назад, стойка на лопатках и на голове, мост и т.д.);
2. Легкоатлетические упражнения:
· бег с высокого и низкого старта (10 — 60 м.);
· бег с ускорением (20 — 50 м.);
· бег с максимальной скоростью (40 — 80м.);
· бег в равномерном темпе до 20 минут;
· кросс;
· прыжки в длину и высоту с разбега;
· метание мяча в цель и на дальность;
· упражнения, направленновоздействующие на отдельные компоненты скоростных способностей;
· быстроту реакции (по свистку первыйигрок начинает движение на игрока с мячом с целью правильного отбора мяча);
· скорость выполнения отдельныхдвижений (обводка стоек с мячом в одном направлении, а на обратном путидвижется с максимальной скоростью);
· улучшение частоты движений (бег надистанции 20 метров с максимальной частотой движений);
· улучшение стартовой скорости;
· скоростную выносливость (бег надистанции 200 метров с максимальной скоростью);
· быстроту выполнения последовательныхдвигательных действий в целом (ведение мяча);
· упражнения комплексного(разностороннего) воздействия на все основные компоненты скоростныхспособностей (спортивные и подвижные игры, эстафеты);
· упражнения сопряженного действия:
· на скоростные и все другиеспособности (скоростные и силовые, скоростные и координационные, скоростные ивыносливость);
· на скоростные способности исовершенствование двигательных действий (в беге, спортивных играх).
Последним этапом нашегоисследования было проведение итогового контроля по тем же тестам (бег 30 метров),которые были в начале исследования. Цель данного исследования, сравнениеполученных результатов, а также анализ проведённой работы по развитию быстротына учебно-тренировочных занятиях по футболу.
Итак, мы получилиследующие результаты:Список испытуемых 1-е измерение 1-е измерение Разность А Б А1 Б1 d = А1-Б1 d2 1. Абрамов Руслан 6.05 5.45 21 14.5 6.5 42.3 2. Авфеев Антон 5.33 5.20 10.5 6 4.5 20.3 3. Бобров Валерий 6.07 6.07 22 22 4. Ванехин Илья 5.25 5.40 8 13 -5 2.5 5 Васильев Владимир 5.05 5.07 2.5 3 -0.5 0.3 6. Домохин Илья 5.42 5.50 14.5 17.5 3 9 7. Зуев Алексей 5.15 5.03 5 2 3 9 8. Иванов Сергей 6.02 6.04 20 21 -1 1 9. Лысаков Никита 5.08 5.25 4 7.5 -3.5 12.3 10. Лысаков Сергей 5.05 5.10 2.5 4 -1.5 2.3 11.Мурин Илья 5.50 5.35 17 12 5 25 12. Неуступов Илья 5.33 5.25 10.5 7.5 3 9 13. Нифанов Алексей 5.30 5.25 9 7.5 1.5 2.3 14. Осипов Андрей 5.40 5.45 13 14.5 1.5 2.3 15. Софронов Алексей 5.46 6.00 16 19.5 -3.5 12.3 16. Сычев Никита 5.22 5.15 7 5 2 4 17. Тарасов Иван 5.36 5.30 12 11 1 1 18. Труханов Илья 5.54 12,01 18 14.5 3.5 12.3 19. Тюмаков Алексей 5.42 5.50 14.5 17.5 -2.5 6.3 20. Тюрин Иван 5.00 5.00 1 1 21. Харев Павел 5.57 6.00 19 19.5 -0.5 0.3 22. Хлебников Илья 5.17 5.37 6 10 -4 16
Используя формулуопределения коэффициента ранговой корреляции, мы доказали прирост результата вразвитии быстроты на учебно – тренировочных занятиях т.к. (r p факт > r p крит), 0,9 > 0,359
/>
Итак, в ходе проведенияучебно-тренировочных занятий с детьми среднего школьного возраста для развитиябыстроты необходимо применять специфические методы и разнообразить средства дляразвития данного качества.
Заключение
Таким образом, ввыпускной квалификационной работе мы раскрыли цель поставленную перед нами.Проведя собственные исследования, получили определённые результаты, чтобыстроту на учебно – тренировочных занятиях по футболу можно развивать через упражнения,которые соответствуют интересам и двигательным потребностям детей среднегошкольного возраста, стимулируют их эмоционально-волевые проявления и приучают кмобилизации максимальных усилий в нужный момент. Это подтверждено методомматематической обработки результатов по показателем ранговой корреляции (/>).
Можно сделать вывод, чтов процессе учебно-тренировочных занятиях повышение скорости движений достигаетсяне только воздействием на собственно — скоростные способности, но и иным путём– через воспитание силовых и скоростно-силовых способностей, скоростнойвыносливости, совершенствование техники движения.
Итак, если в системепроводить учебно- тренировочные занятия, направленные на получение развитиябыстроты у занимающихся футболом. Придерживаться принципов и определенныхсредств обучения. Методически правильно строить структуру и последовательностьобучения, учитывать возрастные особенности учащихся, их подготовленность, тогдаможно получить результат –развития быстроты на учебно- тренировочных занятих,которые со временем не утратятся и будут достигать совершенства в дальнейшем.
Библиографический список литературы
1. Вакулов А.Д.,Бутин И.М. Развитие физических способностей детей среднего школьного возвраста.– Я.: Издательский центр «Гринго», 1996 г.
2. Годик М.А.Спортивные игры: Учеб. Для ин-тов физ. культ. – М., 1998 с.303.
3. Дубровский В.И.Психология личности. – М.: Издательский центр «Владос», 2002 – 512 с.
4. Ильин Е.П. Мотиви мотивация. – М., 2000. – 512 с.
5. Ильин Е.П.Психология физического воспитания: 2-е изд., испр. и доп. – СПб, 1998. – 283 с.
6. Каковкин А.В. Судействосоревнований по футболу: Методические рекомендации для студентов отделения ФФКВГПУ – Вологда, изд-во «Русь» 2003. -48 с.
7. Ковалев В.И. Мотивыповедения и деятельности.( отв.ред. А.А. Бодалёв; АНСССР, ин-т психологии)– М.,1998. – 348 с.
8. Ковалев А.Г.Психология личности: 3-е изд., переработ. и доп.– М., 1997. – 391 с.
9. Ковалев А.Г.,Мясищев В.Н. Психологические особенности человека, Т. 1. Л.,1996-1997. – 264с.
10. Кон И.С. Психологиястаршеклассников. – М., 1994. – 175 с.
11. Кузьмина Н.В.Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения.М., 1990. – 185 с.
12. Курамшин Ю.Ф.ТМФ: Учебник/под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина-2-е изд. испр-М.: Советскийспорт,2004-464с.
13. Курдюкова Н.А.Оценивание успешности учебной деятельности как психолого-педагогическая проблема:Автореф. дис. канд. – СПб., 1997.
14. Лейтес Н.С.Возрастные особенности развития склонностей: Проблемы общей, возрастной и педагогическойпсихологии. – М., 2000. – 201 с.
15. Леонтьев А.Н.Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1999. – 307с.
16. Лях В.И. Тесты вфизическом воспитании школьников.- М., 1998.г.
17. Максименко А.М.Основы теории и методики физической культуры. – М.,1999.стр.- 146
18. Маслоу А.Психология физического воспитания. – М., 1998. – 96с.
19. Матвеев Л.П.Теория и методика физической культуры: Учеб. Для ин-тов физ. культ. – М.,1991.с. 136
20. Методикафизического воспитания учащихся 10 – 11классов: Пособие для учителя./ Под ред.В.И. Ляха.- М.,1997. с. 480
21. Настольная книгаучителя физической культуры./ Под ред. Л.Б Кофмана.- М., 1998. с. 208
22. Определениефизической подготовленности школьников./ Под ред. Б.В. Сермеева. – М.,1998.с.208
23. Основы теории иметодики физической культуры: Учеб. Для техникумов физ. культ./ Под ред. А.А.Гужаловского. – М.,1999 г. стр. 136
24. Педагогическоефизкультурно-спортивное совершенствование. Под редакцией Железняка Ю.Д. – М.:Издательский центр «Академия», 2000 – 384 с.
29 Хрипкова А.Г., Антронова М.В., Форбер Д.А.«Возрастная физиология и школьная гигиена».
30.Викулов А.Д., Бутин И.М. Развитие физических способностей детей среднегошкольного возвраста. – Я.: Издательский центр «Гринго», 1996 – 176 с.
31.Физическое развитие детей среднего школьного возвраста ./ Под ред. Б.В. Сермеева. – М., 1998.с. 208
32.Теория и методики физического воспитания: Учеб. Для пединститутов./ Под ред. Б.А. Ашмарина. – М.,1990.с. 161
33.Физическое воспитание учащихся 5-7 классов: Пособие дляучителя. / Под ред. В.И. Ляха, Г.Б. Мейксона. – М., 1997.с. 153
34. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С.Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие длястудентов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000
35. Физическое воспитание учащихся5-7 классов: Пособие для учителя. / Под ред. В. И. Ляха, Г.Б. Мейксона. – М.,1997.с. 153
36. Педагогическоефизкультурно-спортивное совершенствование. Под редакцией Железняка Ю.Д. – М.:Издательский центр «Академия», 2000 – 384 с.
37. Викулов А.Д., Бутин И.М. Развитиефизических способностей детей среднего школьного возвраста– Я.: Издательский центр«Гринго», 1996 – 176 с.
38. Вавилов Е.Н. Учите бегать,прыгать, ползать, метать: Пособие для воспитания среднего школьного возвраста.- М.: Просвещение, 1999
39. Алексеев Н.И., Афанасьев В.З.,Бессуднов А.И. Физическая культура. — М., 2000 г.
Приложение
Список испытуемых
1-й замер
(сек.) 1. Абрамов Руслан 6.05 2. Авфеев Антон 5.33 3. Бобров Валерий 6.07 4. Ванехин Илья 5.25 5 Васильев Владимир 5.05 6. Домохин Илья 5.42 7. Зуев Алексей 5.15 8. Иванов Сергей 6.02 9. Лысаков Никита 5.08 10. Лысаков Сергей 5.05 11.Мурин Илья 5.50 12. Неуступов Илья 5.33 13. Нифанов Алексей 5.30 14. Осипов Андрей 5.40 15. Софронов Алексей 5.46 16. Сычев Никита 5.22 17. Тарасов Иван 5.36 18. Труханов Илья 5.54 19. Тюмаков Алексей 5.42 20. Тюрин Иван 5.00 21. Харев Павел 5.57 22. Хлебников Илья 5.17