Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Психологическое сопровождение профессиональной деятельности спортсменов

Введение
В настоящее время все больше говорят о том, что для подготовкиспортсменов необходимо привлекать компетентных специалистов, способных грамотноспланировать и реализовать тренировочные программы. В связи с этим, тренерамрекомендуется постоянно повышать свои квалификации и привлекать к совместнойработе знающих помощников, в том числе спортивных психологов. По нашему мнению,в спорте вопрос о привлечении именно психологов к работе со спортсменамиявляется на данный момент актуальным и значимым, так как не все тренерыобладают психологической информацией и если даже и располагают ей, то зачастуюне способны самостоятельно, без помощи специалистов, провести полноценнуюпсихологическую подготовку своих подопечных. Вместе с тем, лишь немногиеспортивные школы (в том числе спортивные школы Олимпийского резерва) могутпозволить себе иметь психолога в качестве постоянного штатного специалиста.Настоящая работа призвана показать важность психологического сопровожденияпрофессиональной деятельности спортсменов и подвести некоторые итоги егоосуществления на примере хоккейной команды.
 

Психологическое сопровождение спортсменов
Стоить отметить, что подготовка спортсменов игровых видов спортаимеет свою специфику: в работе тренерам необходимо учитывать не толькоиндивидуальные показатели отдельно взятых игроков, но и анализировать в целомпроцессы, происходящие внутри команды. Это добавляет сложность при пониманиитренером тех психологических закономерностей, которые отражают особенностиразвития команды как малой группы. Безусловно, он может грамотно спланироватьтренировочные упражнения, провести физическую подготовку спортсменов,поддержать их во время игры, при этом тренер не сможет грамотно проводитьпсихологическую диагностику и тренинговые занятия.
В связи с этим, необходимо рассмотреть, каким же образом работапсихолога может быть включена в тренировочный процесс хоккейной команды и чтоименно может сделать психолог для оптимальной подготовки спортсменов.
Исходя из нашего практического опыта, мы считаем, что деятельностьпсихолога в хоккейной команде может быть направлена на непосредственную работус хоккеистами и на взаимодействие с тренерским штабом. При этом, если мы береммладшие возрастные группы, то к этому добавляется и общение с родителями юных спортсменов.Теперь подробно опишем, что конкретно делает психолог в каждом из этихнаправлений.
Работа психолога с родителями в основном складывается изиндивидуальных консультаций, в рамках которых важно рассказывать о возрастныхаспектах психологического и личностного развития их детей, а также раскрыватьспецифику межличностных отношений, складывающихся в спортивных коллективах.
Тренерам необходимо раскрывать особенности психологическойсовместимости хоккеистов, комплектования «пятерок» с учетом личностных качествигроков. Наряду с этим, психолог дает рекомендации по результатамнепосредственной работы со спортсменами, которые существенно помогают приподготовке к соревнованиям.
Непосредственная работа с хоккеистами основывается на исследованииих индивидуальных и личностных особенностей. Чаще всего эту информацию можнополучить, используя опросные методы исследования, наблюдение, а такжетестирование, т.е. с помощью применения психологической диагностики. Полученныеданные, наряду с разработкой рекомендаций для тренеров, используются в процессеподготовки к индивидуальным консультациям со спортсменами. Вместе с тем,диагностика может быть направлена не только на изучение индивидуальныхособенностей игроков, но и на исследование внутригрупповых процессов в командев целом. Необходимо измерять сложившийся психологический климат в группе,социометрическую структуру спортивного коллектива и т.д. Наш практический опытпоказывает, что использование одной психологической диагностики недостаточнодля полноценной психологической работы со спортсменами. В связи с этим, мысчитаем необходимым проведение групповых работ с хоккеистами в форметренинговых занятий. Остановимся на этом подробнее.
Как правило, складывающиеся межличностные отношения в спортивнойкоманде могут проявляться на трех уровнях: когнитивном, эмоциональном иповеденческом. Следовательно, психологическая работа должна быть составлена сучетом воздействия на каждый из перечисленных уровней. На когнитивном уровне ухоккеистов необходимо формировать новые знания, позволяющие спортсменампринимать адекватные решения в складывающихся игровых ситуациях во время игры.На поведенческом уровне вырабатываются необходимые движения и схемывзаимодействия в «пятерках». Воздействуя на эмоциональный уровень, мы должныдостичь оптимизации общего эмоционального фона в команде и гармонизациимежличностных отношений спортсменов.
Следует отметить, что выбор подобной формы проведения групповойработы с хоккеистами не случаен, так как именно тренинг позволяет, во-первых, осуществитьпсихологическое сопровождение тренировочного процесса, во-вторых, в такихзанятиях эффективнее усваивается новая информация и вырабатываются необходимыепрофессиональные навыки.
Подводя промежуточный итог, следует заметить, что только комплекснаяработа, включающая и психологическую диагностику, и групповую работу, позволяетполучить необходимый результат, т.е. эффективно подготовить спортсменов ксоревнованиям и развить их личностный потенциал.
Психотехнические упражнения в спорте
Проведено эмпирическое исследование по изучению влиянияпсихотехнических упражнений на социально-психологический климат, сплоченностьспортивной команды и на эффективность спортивной деятельности. Объектомисследования являлась спортивная (баскетбольная) команда, состоящая из мужчин ввозрасте 28-35 лет, которые тренируются вместе в течение семи лет и участвуют врайонных соревнованиях. На основании изученной литературы, посвященной даннойпроблематике, а также изучению социально-психологического климата группы и групповойсплоченности, в исследовании проверялись две гипотезы. Во-первых, гипотеза отом, что социально-психологический климат команды и степень ее сплоченностивлияют на внутрикомандные отношения и на успешность групповых выступлений.Во-вторых, гипотеза о том, что после проведения серии психотехническихупражнений в данной спортивной команде улучшатся взаимоотношения по горизонтали(система «спортсмен-спортсмен»), в результате чего изменятся в положительнуюсторону социально-психологический климат и групповая сплоченность команды.
Постановку проблемы данной работы определил запрос тренера побаскетболу, а также недостаток информации в соответствующей литературе,касающейся вопросов организации и формирования команды.
Актуальной проблемой стало то, что через несколько лет тренировокгруппа спортсменов, занимающихся вместе, не представляет собой команды,необходимой для выполнения групповой программы соревнований. Помимо того, чтомногие просто перестают посещать тренировки, из тех, кто продолжают тренироваться,для тренера не всегда представляется возможным составить группу.
Для проверки гипотез были использованы следующие методики:
1. Тест по изучению социально-психологического климата;
2. Социометрический метод Дж. Морено;
3. Психотехнические упражнения.
Особенность предлагаемого подхода – игровая форма коллективныхупражнений.
Общее количество занятий – 20. Занятия проводились раз в неделю,продолжительность каждого из них – 45-60 минут. В ходе одного занятияпроводилось 3-4 упражнения в зависимости от затраченного на них времени.Занятия начинались с приветствия, каждое упражнение сопровождалось обсуждением.
Исследование условно можно разделить на три этапа:
Первичная диагностика:
1. Изучение социально-психологического климата с целью выявления егосреднегрупповой оценки.
2. Социометрическое исследование, цель которого – диагностикамежличностных отношений неформального типа, измерение степени сплоченности ипоказателей удовлетворенности своим положением в группе.
Проведение психотехнических упражнений (20 занятий):
До тренировки (цель – создание групповой сплоченности, улучшениесоциально-психологического климата);
После тренировки (цель – улучшение социально-психологическогоклимата, снятие эмоционального и физиологического напряжения).
Вторичная диагностика (после проведения психотехническихупражнений):
1. Изучение социально-психологического климата с целью выявленияего среднегрупповой оценки.
2. Социометрическое исследование, цель которого – диагностикамежличностных отношений неформального типа, измерение степени сплоченности ипоказателей удовлетворенности своим положением в группе.
При анализе результатов исследования использовались статистическиеметоды обработки, с помощью которых было выявлено следующее:
после проведения психотехнических упражнений среднегрупповаяоценка климата увеличилась, что свидетельствует об улучшениисоциально-психологического климата. Это было подтверждено с помощьюнепараметрического T-критерия Вилкоксона;
с помощью социометрического метода было определено количествоположительных и отрицательных взаимовыборов до и после проведенияпсихотехнических упражнений. До проведения упражнений в группе было шестьположительных взаимовыборов, по окончании занятий их число увеличилось додевяти.
подводя итоги качественному изучению динамики, можно сделать выводо том, что количество положительной динамики преобладает, что было подтвержденос помощью статистического многофункционального критерия Фишера;
показатели коэффициентов удовлетворенности (Куд) своим положениемв группе увеличились, но изменения являются статистически не значимыми. Следуетотметить, что имеется положительная динамика по средним значениям, чтопозволяет предположить о наличии тенденции к росту удовлетворенности своимположением в группе;
после проведения психотехнических упражнений индекс групповойсплоченности увеличился, что свидетельствует о положительной динамикеизменений;
был составлен рейтинг психотехнических упражнений, наиболееспособствующих достижению поставленной нами цели;
необходимо отметить, что на данный момент, исследуемаябаскетбольная команда поднялась в рейтинге на одну ступень выше (с седьмого нашестое место).
Таким образом, это также позволяет говорить о том, чтопсихотехнические упражнения влияют на внутрикомандные отношения, что, в своюочередь, влияет на успешность групповых выступлений.
Роль физической культуры в развитии творческого потенциала
Двигательная активность в жизни человека является факторомактивной биологической стимуляции, фактором совершенствования механизмовадаптации, фактором не только физического, но и интеллектуального развития.
Двигательная активность благоприятно воздействуют на перцептивные,мнемические и интеллектуальные процессы. Современная физическая культуравыполняет важные социальные функции по оптимизации физического состояниянаселения, организации здорового образа жизни, подготовке к жизненной практике.Она, как и любая сфера культуры, предполагает, прежде всего, работу с духовныммиром человека – его взглядами, знаниями и умениями, его эмоциональнымотношением, ценностными ориентациями, его мировоззрением и мировоззрениемприменительно к его телесной организации.
Одна из главных причин того, что физическая культура не всегдаявляется основной потребностью человека — это смещение акцента при е.формировании на двигательные компоненты в ущерб интеллектуальному исоциально-психологическому.
Следовательно, необходимо по-иному взглянуть на проблемуформирования физической культуры человека, на е. теоретические основы, потомучто этого требуют современные условия развития нашего общества. Ведь ценностьфизической культуры для личности и всего общества в целом, е. образовательное,воспитательное, оздоровительное и общекультурное значение заключается именно вформировании здорового образа жизни, развитии телесных и духовных сил. Всовременном обществе востребован здоровый, социально адаптированный человек.Необходимо формировать «здоровые» общественные стереотипы, например, моду наздоровье (Н.М. Амосов, 2008; О.С. Васильева, Е.Н. Журавлева, 2009).
Одним из эффективных средств оздоровления и физического развитиячеловека являются физические упражнения аэробного характера. Среди их различныхвидов ведущее место занимает плавание. Исследователи Института Здоровьявыделили пять видов спорта, которые обладают наилучшим оздоровительнымпотенциалом. Вторым по эффективности было отмечено плавание (И.И. Переверзин,2007).
Анализ отечественной и зарубежной литературы по проблемепсихического и психологического здоровья показывает, что в применяемом ранее (ав некоторых источниках и до настоящего времени) понятии «психическое здоровье»отражается чаще всего как альтернатива состоянию психического нездоровья,нарушений психики. Изучение опыта работы различных специалистов позволяетутверждать, что во многих случаях в основе психологической практики лежит всета же парадигма «нездоровья», «дефекта». Однако следует отметить, что сегодняпредставления о психическом и психологическом здоровье в мировой практике взначительной степени основаны на данных о том, что практически в каждомчеловеке и уж наверняка в каждом новорожденном ребенке заложено активноестремление к здоровью, заложена тяга к развитию, к актуализации человеческогопотенциала (А. Маслоу 2009, К. Роджерс, 2007). Успешное становление ребенка какличности определяет не только его включение в общественную жизнь, нахождениесвоей ниши, но, в конечном счете, и прогресс развития общества в целом.
Они являются приоритетной группой, так как степень образованности,социализированные масштабы и уровень культуры, здоровья детей завтраматериализуются в здоровье нации, в качество жизни народа, в новые технологии ибезопасность социальной жизни, в авторитет страны в мире. Проблемапсихологического здоровья является актуальной и разрабатывается рядом исследователей(В.А. Ананьев, Б.С. Братусь, И.Н. Гурвич, Н.Г. Гаранян, В.Э. Пахальян, В.И.Слободчиков, А.М. Степанов, А.Б. Холмогорова и др.). Проблеме психологическогоздоровья детей посвящены труды И.В. Дубровиной, В.В. Давыдова, О.В. Хухлаевой,Г.С. Никифорова, Д.Б. Эльконина и др.). Научная категория «психологическоездоровье» была введена и наиболее детально разработана И.В.Дубровиной.Психологическое здоровье — это психологические аспекты психического здоровья,то есть совокупность личностных характеристик, являющихся предпосылкамистрессоустойчивости, социальной адаптации, успешной самореализации.
Сохранение психологического здоровья учащихся является необходимойпредпосылкой физического здоровья, школьной успешности и социальнойадаптированности. (В.Э. Пахальян, 2008). Творчеству как факторупсихологического здоровья и одному из важнейших компонентов человеческойдеятельности отводится первостепенная роль в различных социально значимыхсферах общественной жизни. Творчески мыслящий человек способен быстрее иэкономичнее решать поставленные перед ним задачи, эффективнее преодолеватьтрудности, намечать новые цели, обеспечивать себе большую свободу выбора идействий, то есть, в конечном счете — наиболее эффективно организовывать своюдеятельность. Достижение высоких результатов в любом виде деятельности, в томчисле и спортивной, требует наивысших форм проявления способностей –одаренности, таланта. Выявление своеобразия психологии творчества в различныхсферах общественной жизни составляет актуальную задачу современного этапанаучного изучения феномена творчества. Рассматривая творчество в физкультурнойсфере, выделяют моторное творчество, связанное с двигательной активностью науровне выполнения физических упражнений и также их мысленного создания,мыслительное, или интеллектуальное, творчество, творчество в общении.
Таким образом, исходя из выше изложенного, нами быласформулирована цель исследования: – определить психологические условия,способствующие развитию творческого потенциала личности младшего школьника какфактора психологического здоровья на занятиях в плавательном бассейне.Выдвинута гипотеза исследования – занятия в плавательном бассейне оптимизируютпроцесс развития творческого потенциала как фактора психологического здоровьяличности младшего школьника. На начальном этапе исследования приняли участиедети 1-3 классов, занимающиеся в плавательном бассейне Центрального стадиона,всего 90 человек, преимущественно мальчики в возрасте от 6 до 10 лет.
В исследовании использовался «Опросник для определения творческихнаклонностей у школьников», направленный на выявление склонности ребенка ктворчеству, которая складывается из таких его качеств, как разнообразиеинтересов, независимость и гибкость ума, любознательность, настойчивость.Существенное значение имеет и обстановка в семье ребенка. Также дляисследования были специально разработаны 2 опросника: 1) предназначен дляполучения сведений о влиянии занятий в бассейне на эмоционально-личностноесостояние ребенка; 2) предназначен для родителей детей, занимающихся вбассейне. Необходимым явилось изучение образного мышления и воображения дляактивизации творческого потенциала, определения индивидуальных особенностейструктуры творческих способностей младших школьников, потому был использовантест «Круги» И.М. Пейсахова.
Теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы попроблеме психологического здоровья дает возможность сделать вывод, что онозависит от социальных, экологических, культурных, психологических и другихфакторов и условий и требует дальнейшего исследования. Психологическое здоровьеследует целенаправленно формировать. При этом особое внимание необходимоуделять занятиям физической культуры в развитии творческой составляющейпсихологического здоровья личности младших школьников.

Заключение
Таким образом, можно увидеть, что работа психолога очень важна вспорте, в частности в хоккее. Она необходима как тренеру, так и спортсменам.Чаще всего сама психологическая работа не видна внешним обывателям, тем неменее, ее необходимость осознается каждым спортивным специалистом. Поэтому мысчитаем, что данная работа позволила еще раз аргументировать важностьпсихологического сопровождения профессиональной деятельности спортсменов, атакже указать на главные вопросы, которые стоят перед психологом, работающим схоккейными командами.

Список литературы
1.   Большойпсихологический словарь/Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко, – СПб:прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – 672 с.
2.   ВачковИ.В. Основы технологии группового тренинга. Учебное пособие. – М.: Издат-во«Ось-89», 2009. – 176 с.
3.   ХотулеваМ.С. Влияние психотехнических упражнений на социально-психологический климат исплоченность спортивной команды // Психологический журнал Международногоуниверситета природы, общества и человека «Дубна», 2009, №1 (www.psyanima.ru)
4.   ЦзенН.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. М., Физкультура и спорт,1988 – 270 с.
5.   ДубровинаИ.В.(2009) Психическое здоровье детей и подростков.- М.: Академия.
6.   ПахальянВ.Э.(2006) Развитие и психологическое здоровье: Дошкольный и школьный возраст.- М.: Питер.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.