Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Программа физического воспитания детей 5-6 лет с задержкой психического развития

Кандидат педагогических наук, доцент Т.А. Банникова,О.В. Решетняк, Кубанский государственный университет физической культуры,спорта и туризма, Краснодар
Введение.В настоящее время наблюдается тенденция к росту количества детей, имеющихнервно-соматические, сенсорные заболевания и отклонения в психическом ифизическом развитии. Количество дошкольников с задержкой психического развития(ЗПР) достигает в среднем по России 25 %.
Деятельностьспециализированных дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) для детей с ЗПРв современных условиях требует разработки новых научно обоснованныхорганизационных, методических и технологических компонентоввоспитательно-оздоровительного процесса.
Результатыисследований и их обсуждение. В ходе проведенных педагогических исследованийнами были изучены особенности физического, психического и социального аспектовздоровья детей коррекционных групп.
Удошкольников 5-6 лет с ЗПР по сравнению с их сверстниками массовых группвыявлено достоверное отставание в уровне развития координационных,скоростно-силовых и скоростно-координационных способностей, гибкости, общейвыносливости. Специалисты отмечают, что к числу характерных особенностей ЗПР удетей относятся неравномерность формирования разных сторон их психическойдеятельности, наличие инфантильных черт, недоразвитие общей и мелкой моторики.
Входе пилотажного эксперимента (1999 — 2000 гг.) были апробированы следующиесредства и методы физического воспитания дошкольников с ЗПР: организациясюжетных физкультурных занятий на основе игровой мотивации с элементамиданстерапии, интегрированной деятельности, релаксации, ритмопластики,логоритмики, психогимнастики, игровой деятельности. Это способствовалоувеличению моторной и общей плотности физкультурных занятий (с 52 до 80 % и с60 до 82 % соответственно), а также улучшению устойчивости внимания удошкольников на занятиях (до 4,5 балла).
Разработаннаяи реализованная в условиях ДОУ № 113, 131, 138, 179, 217 г. Краснодараавторская программа физического воспитания детей 5-6 лет с ЗПР включает в себя4 взаимосвязанных блока: проективный, содержательный, процессуальный иконтрольно-учетный (см. рисунок).
Проективныйблок включает в себя цель физического воспитания, которая заключается восуществлении комплексной оздоровительной и коррекционно -развивающей работы сдошкольниками 5-6 лет, имеющими ЗПР, на основе компенсаторных (резервных)возможностей организма. В задачи физического воспитания введены коррекционный,интеллектуальный и социально-психологический компоненты. Планирование работы пофизическому воспитанию дошкольников с ЗПР строится по 4 основным этапам(периодам). Последовательность и содержание этих этапов раскрыты в таблице.Представленная модель рассчитана на годичный цикл работы.
Содержательныйблок представлен набором специальных средств физического воспитания,содержанием физкультурных знаний, перечнем физических упражнений для детей 5-6лет с ЗПР, соответствующего физкультурного оборудования и инвентаря.
Процессуальныйблок содержит описание организационных подходов, методических приемов итехнологических решений процесса физического воспитания детей старшегодошкольного возраста с ЗПР.
Результатыпедагогических наблюдений показали, что на физкультурных занятиях дошкольники сЗПР не способны выдерживать нагрузку в течение 30 — 35 мин из-за быстройутомляемости, низкой работоспособности. При анализе кривой устойчивостивнимания детей было отмечено, что она имеет скачкообразный характер и непревышает 3 баллов. В связи с этим было рекомендовано уменьшить длительностьфизкультурных занятий до 20 — 25 мин: вводно-подготовительная часть — 4 — 5 мин(20% от общего времени занятия), основная — 13 — 16 мин (65%), заключительная — 3 — 4 мин (15%).
/>
Структурапрограммы физического воспитания детей 5-6 лет с задержкой психическогоразвития
Необходимоотметить, что независимо от особенностей проведения физкультурных занятий сдошкольниками, имеющими ЗПР, они должны включать в себя специальныекоррекционные упражнения для развития общей и мелкой моторики, функцииравновесия, ориентировки в пространстве, зрительно-моторной координациидвижений. Целесообразно использование упражнений преимущественно циклическогохарактера.
Установлено,что у дошкольников с ЗПР выявляются трудности при выполнении движений пословесной инструкции. Исходя из этого следует учесть, что на начальных этапахпроведения физкультурных занятий движения выполняются детьми по подражанию (попоказу), далее по словесной инструкции в сочетании с показом, на заключительномэтапе — по словесной инструкции. Возможно использование схем-моделей,замещающих инструкции (при переключении от одного вида ходьбы или бега кдругому, принятии исходного положения и др.), что способствует развитию удошкольников внимания, мышления, ориентировки в пространстве.
Дляосуществления эффективной коррекционно -развивающей работы необходимы четкиекоординированные действия всех специалистов ДОУ на основе их профессиональноговзаимодействия, обеспечение сотрудничества в триаде «Педагог — ребенок сЗПР — семья».
Модельпланирования работы по физическому воспитанию дошкольников 5-6 лет с задержкойпсихического развитияМесяцы Периоды (этапы) Содержание работы
Сентябрь
Октябрь 
Ноябрь
Декабрь Подготовительный период I фаза
Адаптационный период к воспитательно-оздоровительным нагрузкам в ДОУ.
Физкультурно-оздоровительная работа на основе игровой мотивации.
Диагностика уровня физического и психоэмоционального состояния детей.
Работа по совершенствованию у детей двигательных действий, сформированных в предыдущей возрастной группе.
Комплексное развитие физических качеств в игровой деятельности (скоростных, силовых и координационных способностей, общей выносливости, гибкости) II фаза
Формирование двигательных умений и навыков (в соответствии с разработанным перспективным планированием).
Подготовка к спортивному празднику
Январь
Февраль
Март
Апрель Базовый период
Организация специальной работы по коррекции нарушений двигательной деятельности дошкольников с ЗПР
Спортивный праздник (февраль) Май Переходный период Диагностика уровня физического и психоэмоционального состояния детей
Июнь
Июль
Август Оздоровительно-рекреационный период Подвижные игры, закаливающие мероприятия, коррекционно-развивающая работа, физкультурные досуги на свежем воздухе
Контрольно-учетныйблок включает в себя диагностический комплекс психолого-медико -педагогическогообследования старших дошкольников, состоящий из 32 показателей физического ипсихоэмоционального состояния, шкалы оценок физической подготовленности ипсихомоторного развития.
Заключение.Результаты основного педагогического эксперимента (2000 — 2003 гг.) подтвердилиэффективность реализации разработанной программы физического воспитания детей5-6 лет с ЗПР, что выразилось в достоверном улучшении уровня физического ипсихоэмоционального состояния дошкольников ЭГ, повышении их социальнойадаптации.
Список литературы
1.Готовимся к школе: программно-методическое оснащение коррекционно-развивающеговоспитания и обучения дошкольников с ЗПР / Под ред. С.Г. Шевченко. — М.:Ника-пресс,1998. — 198 с.
2.Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И.Лубовского, Н.А. Цыпиной. — М.: Педагогика, 1984. — 256 с.
3.Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию дошкольников сзадержкой психического развития: Пособие для практических работников дошкольныхобразовательных учреждений / Под общ. ред. д.м.н. Е.М. Мастюковой. — М.: АРКТИ,2002. — 192 с.
4.Решетнева Г.А., Лубышева Л.И. Концепция формирования основ здоровойжизнедеятельности ребенка на начальных этапах его индивидуального развития // Физическаякультура: воспитание, образование, тренировка. 2002, № 4, с. 2 — 4.
5.Специальная дошкольная педагогика: Учеб. пос. / Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А.Екжанова и др.; Под ред. Е.А. Стребелевой. — М.: Издательский центр«Академия», 2001, с. 3 — 94.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта lib.sportedu.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат 256 с. (Серия «Библиотека школьного психолога»)
Реферат Система автоматического управления регулируемым электроприводом
Реферат Системы радиосвязи
Реферат Классический психоанализ и неофрейдизм
Реферат История Российской культуры в XIX веке.
Реферат О перспективах революции в Китае И Сталин
Реферат Структурный синтез активных фильтров ВЧ и СВЧ диапазонов
Реферат Международные нормы и стандарты по обеспечению прав и свобод человека
Реферат Перестройка случайность или закономерность
Реферат Система отображения и регистрации информации
Реферат Принцип построения и опыт практической реализации экологических информационных систем
Реферат Структурированная кабельная система на 292 порта зданий гимназии
Реферат Дослідження властивостей технологічного агрегата як многомірної системи
Реферат Порядок введения военного положения Система политических прав и сво
Реферат Структурная надежность радиотехнических систем