Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Оценка физического состояния школьников с использованием компьютерных технологий

Внастоящее время в нашей стране увеличивается заболеваемость среди детского ивзрослого населения, сокращается продолжительность жизни, что во многомобусловлено сложными экономическими и экологическими условиями. Влияние данныхфакторов на развитие человека привело к серьезным последствиям, и прежде всего крезкому возрастанию количества детей с аномалиями в физическом и психическомразвитии. По данным ряда авторов [3, 4, 10], среди школьников России такие детисоставляют 70-80 %. По нашим данным, школьников, имеющих отклонения только всостоянии опорно-двигательного аппарата, в Ульяновске и области насчитывается61,6 % [11]. Сегодня лишь 4 -10 % выпускников общеобразовательных школ могутсчитаться абсолютно здоровыми [8].
Всвязи с этим возникает необходимость своевременной диагностики отдельныхкомпонентов здоровья и проведения различного рода профилактических мероприятий.Современный уровень развития вычислительной техники создает благоприятныеусловия для решения данной проблемы.
Намиразработаны и внедрены компьютерные программы, обеспечивающие оценку икоррекцию физического состояния и функциональных возможностей организма. К нимотносятся следующие:
1)программа по оценке и коррекции морфофункционального развития школьников;
2)компьютерная программа по оценке физической работоспособности;
3)программа по оценке и коррекции физического здоровья школьников;
4)компьютерная программа по оценке и коррекции физической подготовленностишкольников.
Перваяпрограмма позволяет выполнять центильную оценку отдельных показателейфизического развития (длины, массы тела, окружности грудной клетки, кистевойдинамометрии, жизненной емкости легких) и сердечно-сосудистой системы (частотысердечных сокращений, артериального давления) школьников. Кроме того,разработанная программа позволяет рассчитывать и давать качественную оценкудвойного произведения, весо-ростового и жизненного индексов. На основевведенных данных программа выполняет интегральную оценку физического развития,оценивает степень его гармоничности, определяет состояние физиометрическихфункций и гемодинамических показателей. Для каждого обследуемого школьникакомпьютерная программа предлагает индивидуальные рекомендации по организациисамостоятельных занятий физическими упражнениями с учетом возраста, пола,уровня физического развития. В программе двигательной активности, рассчитаннойна восемь недель, учитываются следующие условия: количество физкультурныхзанятий в неделю; продолжительность одного занятия; оптимальный пульсовойрежим; метод выполнения упражнений; средства физического воспитания. Крометого, программа позволяет сохранять полученные результаты в специальнойкомпьютерной базе данных; проводить их статистическую обработку (с определениемсредней арифметической, среднего квадратического отклонения и другихстатистических параметров); выводить на монитор список всех школьников,участвовавших в исследованиях; осуществлять оперативный поиск обследуемого поего фамилии; систематизировать исследуемых школьников в зависимости отвозраста, пола, уровня физического развития, наличия отклонений в состояниисердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, степени развитиягемодинамических, физиометрических функций и многих других признаков;осуществлять отчеты по всем имеющимся в базе данных показателям в видеколичественных и процентных величин; выполнять печать промежуточных и конечныхрезультатов исследования.
Программапо оценке и коррекции морфофунк ционального развития использовалась приисследовании физического развития свыше 15 000 школьников г. Ульяновска,проведенном Областным врачебно-физкультурным диспансером (ОВФД). Полученныепоказатели сравнивались с аналогичными данными обследований, проведенных ОВФД в1992 --1993 гг. [9]. Сравнительный анализ проводился с учетом возраста и пола.
Средниепоказатели длины тела, отражающие особенности пластических процессов, которыепротекают в организме человека [2, 12], по сравнению со всеми остальнымирассматриваемыми показателями физического развития претерпели изменения внаименьшей степени. Так, наиболее заметное снижение данного показателя выявленоу юношей в 17 лет (на 3,7 см) и у девочек в возрасте 7 лет (на 1,1 см). Посравнению с показателями 1992 — 1993 гг. в 1996 — 1998 гг. у мальчиков идевочек в возрасте 7 — 11 лет происходит незначительное снижение длины тела (умальчиков от 0,14 до 0,7 см, у девочек от 0,36 до 1,1 см). Затем в подростковомвозрасте (от 12 до 14 лет) выявлено очень небольшое увеличение длины тела (небольше, чем на 1 см). В старшем школьном возрасте эта величина вновьуменьшается.
Такойпоказатель, как окружность грудной клетки (ОГК), каждый год оставалсяпрактически на одном уровне. Изменения в 1996 — 1998 гг. по сравнению с 1992 — 1993 гг. очень незначительны. У школьниц этот показатель в среднем вырос на0,53 %, у школьников мужского пола выявлено снижение примерно на такую жевеличину — на 0,52 %. Один из наиболее важных показателей физического развития- масса тела. Сравнительный анализ показал, что данный антропометрическийпоказатель за последние годы имеет незначительную тенденцию к снижению ушкольников как мужского, так и женского пола. В любом школьном возрасте весснижался не более чем на 1 кг. В среднем снижение массы тела у школьницсоставило 2,96 %, у школьников — 3,11 %.
Вызываюттревогу снижение показателей ЖЕЛ, силы правой и левой кисти. Так, величина ЖЕЛ,характеризующая функцию внешнего дыхания, по сравнению с аналогичнымирезультатами 1992 — 1993 гг. значительно снизилась: у школьников мужского поламинимальное снижение данного показателя наблюдалось в 8 лет (11,4 %),максимальное — в 17 лет (20,9 %); у школьниц минимальное снижение — в 7 лет(7,3 %), максимальное — в 17 лет (19,4 %). Причем у школьниц выявленонарастающее снижение данного показателя с возрастом.
Показателимышечной силы свидетельствуют о максимальном проявлении произвольного усилия,которое может развить группа мышц при определенных условиях, и служатсущественным дополнением при оценке физического развития. При изучениисравнительных данных кистевой динамометрии, характеризующих силу мышц — сгибателей правой кисти, было отмечено еще более резкое снижение показателей(по сравнению с ЖЕЛ). По каждому возрасту оно составило в среднем: у школьников- на 22,3 %, у школьниц — на 19,5 %. Аналогичные данные были получены и прианализе силы мышц левой кисти: у школьников по каждому возрасту снижение всреднем на 21,7 %, у школьниц — на 20,1 %.
Сравнительныйанализ отдельных показателей физического развития школьников нашего регионасвидетельствует о том, что процесс акселерации, хорошо заметный в серединетекущего столетия, в 90-е годы прекратился. Основные показатели физическогоразвития (длина и масса тела, ОГК) имеют тенденцию к незначительному снижению.Особую тревогу вызывает резкое снижение таких показателей, как ЖЕЛ и силакистей рук, которое, на наш взгляд, связано со снижением двигательнойактивности школьников и неблагоприятными социально-эконо мическими изменениями,происходящими в нашей стране. Тяжелое состояние нашей экономики привело кпадению материального благосостояния населения, к снижению качества питания, кухудшению материальной базы медицинских учреждений.
Втораякомпьютерная программа предназначена для исследования такого важного компонента«динамического здоровья», как физическая работоспособ ность. В основуданной программы положена общепринятая функциональная проба PWC170 [5],действующая по принципу Сьёстранда [13]. Для реализации предложенной программынеобходимы показатели велоэргометрии или степэргометрии и реакции ЧСС на двенагрузки — в зонах умеренной и большой мощности. Программа позволяет определитьотносительную и абсолютную величины PWC170; прогнозировать величинумаксимального потребления кислорода, объем сердца, максимальный ударный объемкрови; сохранять в памяти ЭВМ результаты проведенных исследований;систематизировать полученные данные по возрастным, половым, спортивнымпризнакам; распечатывать результаты проведенных исследований.
Воснову компьютерной программы по оценке и коррекции физического здоровьяшкольников была положена методика Г.Л.Апанасенко и соавт. [1], суть которойзаключается в создании формализованной (в баллах) экспресс-оценки уровняздоровья индивида по простейшим антропометрическим и функциональнымпоказателям: весо-ростовому, силовому, жизненному индексам, двойномупроизведению, времени восстановления ЧСС после 20 приседаний за 30 с, имеющимвыраженные корреляционные связи с уровнем энергопотенциала индивида.
Врезультате применения этой компьютерной программы школьники получаюткачественную оценку своего уровня физического здоровья и два блока рекомендацийпо оптимальной организации своей двигательной деятельности. Первый блок состоитиз индивидуальных (в зависимости от возраста, пола, уровня здоровья исенситивных периодов в развитии двигательных качеств) рекомендаций,рассчитанных на самостоятельные занятия. Второй блок рекомендаций включает вобщей сложности 176 комплексов физических упражнений, расписанных всоответствии с общепринятой формой учительского конспекта урока, рассчитанногона 45 мин и предусматривающего использование круговой тренировки. Программавключает в себя несколько подпрограмм, позволяющих наряду с интегральнойоценкой уровня здоровья и выдачей блока рекомендаций осуществлять хранение,систематизацию (в зависимости от различных признаков), статистическую обработкуполучаемых данных, мониторинг индивидуальных и групповых показателей напротяжении практически неограниченного времени; представлять изучаемыепараметры в форме таблиц и диаграмм; выводить результаты исследований напечать.
Использованиепрограммы по оценке и коррекции физического здоровья позволило создатькомпьютерную базу данных, состоящую из результатов обследования 1177 учащихся 1-11-х классов школы-гимназии № 1 г. Ульяновска и Ишеевской средней общеобразовательной школы. В ходе проведенного исследования школьники получилииндивидуальную оценку уровня физического здоровья по пятибалльной системе: 1 — низкий уровень; 2 — ниже среднего; 3 — средний; 4 — выше среднего; 5 — высокий.Анализ полученных данных позволил распределить всех обследуемых следующимобразом: низкий уровень физического здоровья — 43 человека (3,7 %), нижесреднего — 206 (17,5 %), средний — 447 (38 %), выше среднего — 351 (29,8 %),высокий 130 (11 %). Кроме того, результаты проведенных исследований, полученныес использованием данной программы экспресс-оценки, позволили предварительнораспределить всех обследуемых на три массива: здоровые — 481 школьник (40,8 %)(уровень физического здоровья — высокий и выше среднего), группа«риска» — 447 учащихся (38 %) (уровень здоровья — средний) ипотенциально больные — 249 школьников 21,2 %) (уровень здоровья — ниже среднегои низкий). Представители второго и третьего массивов были рекомендо ваны дляуглубленного медицинского обследования в отделениях профилактики.
Вомногих работах, посвященных созданию и использованию компьютерной техники впедагогической сфере, особо отмечается, что одним из основных в технологическойцепочке совершенствования образования на основе применения ЭВМ являетсяпедагогический контроль, позволяющий в большей степени реализовать творческийпотенциал педагогов и обучаемых, индивидуализировать процесс обучения,совершенствовать традиционные и внедрять новые формы и методы воспитания. Иесли вышеперечисленные программы рассчитаны на использование их как вмедицинской, так и в педагогической сфере, то программа по оценке и коррекциифизической подготовленности школьников находит свое применение главным образомв деятельности учителя физической культуры, где может быть использова на каксредство педагогического контроля.
Компьютернаяпрограмма по оценке и коррекции физического здоровья школьников основана нарекомендованной в 1993 г. Министерством образования Российской Федерациипрограмме физического воспитания [7] и позволяет оценивать уровень развитиятаких двигательных качеств, как скоростные, координационные, скоростно-силовые,силовые, гибкость, выносливость. Кроме того, программа позволяет получатьинтегральную оценку уровня физической подготовленности; сохранять данныеисследования в памяти ЭВМ; проводить их статистическую обработку; выводить намонитор список всех школьников, участвовавших в тестировании; осуществлятьоперативный поиск школьника по фамилии; систематизировать учащихся по различнымкритериям; прослеживать изменение результатов контрольных упражнений напротяжении одного учебного года и всех лет обучения в школе. На основеиспользования данной программы каждый школьник получает рекомендации подвигательной активности, в которых учитываются индивидуальные особенности(возраст, пол, структуру моторики, уровень физической подготовленности ) ипредусматриваются физиологические режимы при выполнении физических упражнений.
Использованиепрограммы позволило создать компьютерную базу данных, включающую в себярезультаты обследования 1621 учащегося средней общеобразовательной школы № 83г. Ульяновска.
Врезультате исследования все школьники были распределены на три группы: с низким(263 чел.), средним (29 чел.) и высоким (882 чел.) уровнями ФП. Проведенноетестирование показало, что наиболее отстающими двигательными качествами ушкольников являются силовые. Так, процент учащихся, имеющих уровень развитияниже среднего и низкий по таким показателям, как сила мышц — разгибателейспины, правой и левой кисти, соответственно составил 60,9; 62,6 и 63,6%. Кразряду наиболее развитых физических качеств относятся координационныеспособности и аэробная выносливость. В данном случае процент школьников,имеющих уровень развития выше среднего и высокий, соответственно составил 55,1и 40 %.
Использованиекомпьютерной программы по оценке и коррекции физической подготовленностипозволяет оперативно ставить оценки по предмету «физическаякультура», выявлять группу наиболее подготовленных школьников, формироватьсборную команду школы для участия в спортивных соревнованиях, следить заиндивидуальной и групповой динамикой развития двигательных качеств, вноситькоррективы в учебный процесс по физическому воспитанию.
Описанныенами компьютерные программы получили широкое распространение в деятельностиобластного врачебно-физкультурного диспансера, ряда школ г. Ульяновска иобласти. Использование программ позволяет осуществлять оперативный иобъективный контроль физического состояния учащихся, корректироватьобразовательный и оздоровительный процессы, индивидуализировать физическоевоспитание школьников, автоматизировать операции анализа и оценки полученныхрезультатов. Внедрение данных программ в практику позволило нам создатькомпьютерные базы данных, включающие результаты обследований около 20 000школьников. На основе этих данных нами были разработаны стандартыморфофункционального развития школьников г. Ульяновска [6].
Список литературы
1.Апанасенко Г.Л., Науменко Р.Г., Морозов Н.В. и др. Методические рекомендации. — Киев: мед. институт им. академика А. Богомольца, 1988. — 12 с.
2.Башкиров Л.И. Учение о физическом развитии человека. — М.: МГУ, 1962. — 206 с.
3.Громбах С.М. Актуальные вопросы изучения состояния здоровья детей и подростков.- В кн.: Проблемы охраны здоровья детей дошкольного и школьного возраста. М,1981, с. 9 — 19.
4.Казин Э.М., Блинова Н.Г., Литвинова Н.А. Основы индивидуального здоровьячеловека. — М.: Владос, 2000. — 192 с.
5.Карпман В.Л., Белоцерковский З.Б., Любина В.Г. PWC170 — проба для определенияфизической работоспособности //Теор. и практ. физ. культ. 1969, № 10, с. 37 — 40.
6.Лёвушкин С.П., Балябин В.К., Смыковская Р.М. и др. Стандартыморфофункционального развития школьников г. Ульяновска. — Ульяновск: ИПК ПРО,2000. — 28 с.
7.Лях В.И., Мейксон Г.Б. Программа физического воспитания учащихся 1-11 классов снаправленным развитием двигательных способностей. М., 1993. — 64 с.
8.Письмо Генеральной прокуратуры Российской Федерации «О нарушении правдетей на охрану жизни и здоровья» (12.08.96 № 1 118-98).
9.Сауров Н.А., Балябин В.К., Тиселько А.Д. Стандарты физического развитияшкольников г. Ульяновска: Пособие для медицинских работников, преподавателейфизической культуры, тренеров. Ульяновск, 1994. — 73 с.
10.Сердюковская Г.Н. Организация медицинского контроля за развитием и здоровьемдошкольников и школьников. М., 1995.
11.Смыковская Р.М., Малых А.Л., Лёвушкин С.П. Состояние здоровья школьников г.Ульяновска и Ульяновской области: Тез. докл. XXXII науч.-практ. конф. врачейУльяновской области «Современные тенденции развития здравоохранения».- Ульяновск: Центр медицинской профилактики, 1997, с. 407 — 409.
12.Цейтлин А.Г. Физическое здоровье детей и подростков. — М.: Медицина, 1963. — 204 с.
13. Sjostrand T. Changes in the Respiratory organs of workmen atone oresmelding work // Acta Med. Scand. — 1947. — Suppl. 196. — P. 687 — 699.
14.С.П. Лёвушкин, кндидат биологических наук, доцент. Оценка физического состоянияшкольников с использованием компьютерных технологий.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат ДНК Основы генетического материал
Реферат Николай Онуфриевич Лосский
Реферат Куда идёт эволюция человечества
Реферат «Сватовство Берендея»
Реферат Расчет экономической эффективности
Реферат Галина Брежнева
Реферат Выявление возможности повышения производительности труда за счет пересмотра норм токаря V разряда
Реферат Генетика и эволюция Основные аксиомы биологии
Реферат Основные теории правопонимания Основные причины и закономерности появления права Понятие социального
Реферат Буддист с мечом: Барон Р.Ф. Унгерн-Штернберг
Реферат Протоиерей Герасим Петрович Павский: жизненный путь; богословская и ученая деятельность
Реферат Генетика и эволюция Законы генетики Менделя
Реферат Оказание первой медицинской помощи при переломах
Реферат Нейронаука в наши дни
Реферат Кормление уток, основные характеристики