ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1 Теоретические основы изучения туристской индустрии
1.1 Транспорт
1.2 Гостиничная индустрия
Глава 2 Туристская индустрия Финляндии
2.1 Инфраструктура транспорта Финляндии
2.2 Современное состояние гостиничной индустрииФинляндии
2.3 Организаторы туризма
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Высокаязначимость и недостаточная практическая разработанность темы определяют новизнуданного исследования. Внимание к вопросу по теме необходимо в целях болееглубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тематикиданного исследования.
Актуальностьнастоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме«Особенности туристской инфраструктуры Финляндии» в современнойнауке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью.
Объектомявляется – Финляндия. Предметом исследования является рассмотрение туристскойиндустрии Финляндии.
Цель: изучитьтуристскую инфраструктуру Финляндии. Для достижения данной цели в работерешаются следующие задачи:
· Обозначитьтенденции развития инфраструктуры транспорта Финляндии
· Изучитьсовременное состояние гостиничной инфраструктуры страны.
· Рассмотретьи выявить лидеров по организации туризма в данной стране.
В работеиспользовались следующие методы: статистический, картографический,сравнительно-географический и описательный.
Рассмотрениевопросов связанных с данной тематикой может быть использовано в работетуристической организации для разработки туров, и возможно, привлечение новыхклиентов
Источникамилитературы для написания работы послужили пособия различных авторов: АлександроваА.Ю., Косолапов А.Б., статьи и обзоры в специализированных и периодическихизданиях, статистические данные, справочная литература, прочие актуальныеисточники информации, ресурсы Интернет, карты и атласы. Структура работывключает: введение, 2 главы, заключение и источники литературы.
Глава 1 Теоретическиеосновы изучения туристской индустрии
1.1 Транспорт
Туристскаяиндустрия – совокупность, гостиниц и иных средств размещения; средствтранспорта; объектов общественного питания и средств развлечения; объектовпознавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения;организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность;организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков.
Международныйтуризм бывает въездной и выездной. Въездной туризм — это путешествия в пределахстраны лиц, не проживающих в стране постоянно.[15]
Выезднойтуризм — это путешествия лиц, постоянно проживающих в стране, но отправляющихсяс какими-либо целями в другую страну. Обычно страны заинтересованы в развитиивъездного туризма, так как это привлекает в страну валютные ресурсы,стимулирует экономическую активность. Фирмы, которые занимаются развитиемвъездного туризма, получили название рецептивных (принимающих) фирм. Взависимости от содержания и целей туристическую деятельность можноклассифицировать следующим образом. Путешествия с целью развлечения и отдыхасоставляют основу международного туристического обмена. На их долю приходитсяболее половины всего спроса. Они объединяют оздоровительные, познавательные,любительские, спортивные поездки. Повышенным спросом у населения пользуютсяпоездки к морю. Купально-пляжный отдых традиционно считается лучшим способомснятия нервного и физического утомления.[1]
Деловойтуризм охватывает поездки со служебными целями без получения доходов по местукомандирования. Деловой туризм можно подразделить на собственно бизнес-поездки,конгрессно-выставочный и инсентив-туризм (побудительный, поощряющий),представляющий собой поездки, которыми фирма награждает своих сотрудников завысокие показатели в работе.
Транспортноеобеспечение является важнейшим элементом туристкой инфраструктуры и входит восновной комплекс услуг, включаемых в состав туристского продукта. Применяемыйдля целей туризма транспорт классифицируется на три вида: сухопутный, водный,воздушный.
Средисухопутных средств передвижения наибольший интерес для целей туризмапредставляет применение автомобильного и железнодорожного транспорта.[4; 17]
Автомобильныйтранспорт наиболее широко используется в туризме, поскольку обеспечиваетдоставку туристов «от дверей до дверей».
Железнодорожныйтранспорт обеспечивает достаточно высокую скорость перевозки туристов насреднее расстояние в комфортных условиях при умеренных ценах.
Среди водныхтранспортных средств различают: подводные (экскурсионные подводные лодки) инадводные (теплоходы, круизные суда, морские паромы, прогулочные суда, яхты)средства.
Воздушныетранспортные средства включают в себя самые разнообразные транспортные средства:от самолетов гражданской авиации до таких экзотических, как воздушные шары,дельтапланы.
В системетранспортного обеспечения в туризме различают: туристские перевозки, входящие восновной комплекс туристских услуг, включаемых в тур: доставка туристов отместа их постоянного проживания к месту назначения и обратно; трансфертпредоставление транспортных средств для обеспечения встреч проводов туристов;транспортное обслуживание программных мероприятий по турам: экскурсионноеобслуживание, выезд на программные мероприятия, посещение окрестностей,перемещение по маршрутам.[15]
«Трансферт»представляет собой заранее заказанную аренду автомобиля с водителем для поездкипо запланированному маршруту, комбинации которого могут быть различны (аэропорт- город – вокзал – гостиница).
Можно суверенностью сказать, что существует немалое число компаний, которые занимаютсяпредоставлением трансферта. Их отличие может заключаться в стоимости трансфертаи перечне сопутствующих услуг, таких как: встреча клиента на вокзале или ваэропорту с табличкой; при задержке рейса длительное ожидание; корректировкавремени подачи автомобиля; система скидок для постоянных клиентов.
Подводя итог,стоит заметить, что трансферт оказывает ощутимую помощь в организации бизнесакак процесса.
Железнодорожноесообщение рассматривается прежде всего как способ доставки туристов к местуотдыха. В этом случае, в отличие от туристических поездов, поездка организуетсяв стандартных железнодорожных вагонах. В России это, как правило, купейныечетырехместные вагоны или трех- или двухместные спальные вагоны, идущие далееза границу. За рубежом вагоны подразделяются на категории: сидячий, спальный,кушеточный, вагон-ресторан, почтовый и грузовой.
Обслуживаниесовременными авиакомпаниями не заканчивается на борту самолета и в аэропорту.[4]
Многиеавиакомпании продолжают оказывать услуги клиентам и в курортной местности.Одной из таких услуг является организация панорамных полетов. Информация опанорамных полетах размещается, как правило, на информационных стендах в холлахбольшинства курортных отелей. Панорамные полеты представляют собой небольшой попродолжительности (от 20 минут до 1 часа) облет территории курортной зоны,например морского побережья или части страны. Они организуются на небольших повместимости (на несколько человек) самолетах.[15]
1.2 Гостиничная индустрия
Размещениезанимает центральное место в комплексе услуг, предоставляемых туристам во времяпутешествия, и является неотъемлемой частью каждого тура.[1]
Средстваразмещения, под которыми понимают любой объект, регулярно или эпизодическипредоставляющей места для ночевки, составляют основу туристской индустрии.Строительство новых средств размещения существенно повышает привлекательностьтуристского направления, увеличивает поток туристов. Высокий сервиспредоставления услуг по размещению определяет также психологические аспектытуризма, как удовлетворенность путешествия и высокая оценка организациипребывания туристов в той или иной стране.
Вмногообразии имеющихся средств размещения особое место принадлежит гостиничнойиндустрии. Гостиница — предприятиеиндустрии гостеприимства, осуществляющее прием и обслуживание посетителей.
Видыгостиниц: мотель, кемпинг, ротель, флотель, ботель, туристская база, туристскийприют.[15]
Мотель — представляет собой небольшую гостиницу, вход в номера которой осуществляется сулицы (с места парковки автомобиля). Как правило, мотели имеют всего один илидва этажа, количество дополнительных услуг и типов номеров минимально, чтосоответствует низкой стоимости проживания. Для многих людей, особенно постояннонаходящихся в разъездах на своих автомобилях, мотели удобны отсутствием долгихрегистрационных формальностей, возможностью иметь свою машину на виду; прямойдоступ с улицы в номер также является преимуществом для инвалидов. Кнедостаткам мотелей относится их низкий уровень безопасности, а такжеминимальное обслуживание.
Кемпинг — место для автотуристов с оборудованной парковкой, туалетами, местами дляпалаток или домиками лёгкого типа. Кемпинг может также включать инфраструктурусферы обслуживания, например магазины, автомойки, станции техническогообслуживания автомобилей.
Ротель — гостиница на колесах, обычно двухэтажный автобус дальнего следования, укоторого пассажирское помещение с мягкими сиденьями и бытовое отделениерасположены на одном этаже, а спальное отделение — на другом.
Флотель — крупная гостиница, часто называемая «курортом на воде».
Ботель — небольшая гостиница на воде, в качестве которой может использоватьсясоответствующим образом оборудованное судно.
Туристскаябаза — специально-отведенная территория в зоне отдыха с комплексом зданий исооружений, приспособленных для временного отдыха.
Туристскийприют — одна из простейших разновидностей базы ночлега, место отдыха намаршруте. Используется для непродолжительного(до трех суток) проживания туристов во время похода. Представляет собойотапливаемое помещение, пригодное для ночлега (дом), или стационарные палатки.Количество мест в туристском приюте колеблется от 20 до 100. Размещается чащевсего в промежуточных пунктах туристского маршрута, как правило, вмалодоступных районах. Широко используется в горном туризме.
Хостелы — дешевые гостиницы с минимумом удобств и с номерами на несколько человек. Хостелможет находится как в центре города, так и вдали от населенных пунктов. Частьхостелов открыта круглый год, студенческие общежития работают хостелами тольково время каникул. В некоторых хостелах в стоимость входят завтрак, постельноебелье, сауна, интернет. Некоторые ограничиваются койко-местом.[15]
Глава 2 Туристскаяинфраструктура Финляндии
2.1 Инфраструктуратранспорта
Эффективностьработы транспортного комплекса Финляндии во многом определяется состоянием иразвитием инфраструктуры железнодорожного, автомобильного, водного и воздушноготранспорта.
Воздушнымтранспортом на внутренних авиалиниях в Финляндии перевозится около 5 млн. чел.,а на международных маршрутах более 7 млн. чел.[2]
В Финляндииимеется 25 аэропортов, через которые осуществляется регулярное пассажирскоеавиационное сообщение. Наиболее загруженным является аэропорт«Хельсинки-Вантаа», объем пассажиропотока через который достигает 10млн. чел. ежегодно. Из аэропорта совершаются рейсы самолетов более 130авиакомпаний — в страны Европы, Северной Америки и Азии. Рейсы, как правило, совершаютсябез задержек, аэропорт планомерно расширяется. Здесь предоставляются услугисамого высокого класса и бизнесменам, и туристам. В аэропорту имеются хорошиестоянки для автомобилей и магазины Tax free, предоставляются помещения дляпроведения совещаний, конгрессов, выставок, имеются свои гостиницы. ИзХельсинки в аэропорт совершают рейсы регулярные автобусы. Примерная стоимостьпроезда 5-8 евро.
По уровнюобслуживания и безопасности данный аэропорт ИКАО признало одним из лучших вмире.[5]
Крупнейшая вФинляндии государственная авиакомпания «Финнэйр» располагает паркомиз 69 современных воздушных судов, в том числе 7 — «Боинг 757» и 18 — «MD-82/83», а также 29 «Эйрбас» моделей А321, A320, A319.Средний возраст самолетного парка компании составляет 8,8 лет. Основнойакционер компании — финляндское государство, владеющее 58,4% акций. Другимивладельцами акций являются страховые компании.
Популярностьюпользуются дешёвые авиаперевозчики, совершающие рейсы из Финляндии — такназываемые лоукостеры (lowcoster) или авиадискаунтеры (aviadiscounter). Однойиз таких компаний является Blue 1 — вторая по величине авиакомпания Финляндии.Blue 1 работает на внутренних маршрутах в пределах Финляндии, а также выполняетрейсы в Скандинавию и остальные страны Европы.[9]
Компания Finavia предоставляет 21аэропорт по всей стране. [Рис. 1]
Основныеавиакомпании, осуществляющие пассажироперевозки в города Финляндии: Finnair, Lufthansa, Estonian Air, Air Baltic, Аэрофлот, Россия.
Специализированныеавтобусы Finnair курсируют между аэропортом и центральным железнодорожнымвокзалом каждые 15 минут с 5.00 до 24.00. Поездка занимает примерно 25 минут.
Обычные тарифы наавиабилеты в Хельсинки: Таблица 1Направление Стоимость/Авиакомпания Москва — Хельсинки
149-205 € /Аэрофлот
840 € /Аэрофлот
290-350 € /Finnair
800 € /Finnair
Тарифы на авиабилеты вХельсинки для молодёжи и студентов: Таблица 2Направление Стоимость/Авиакомпания
Владивосток — Хельсинки
Екатеринбург — Хельсинки
Краснодар — Хельсинки
Москва — Хельсинки Новосибирск — Хельсинки
Омск — Хельсинки
Хабаровск — Хельсинки
506-690 € /Аэрофлот
247-293€ /Аэрофлот
311-362 € /Аэрофлот
192-240€ /Аэрофлот
414-489 € /Аэрофлот
334-391 € /Аэрофлот
483 € /Аэрофлот
Четырежелезнодорожных маршрута пересекают эту страну.[5] Транс-Европейский автобан,соединяющий балтийские страны со Средиземноморьем. Автострады, проложенные вгорах соединяют страну с Италией и Австрией, второстепенные шоссе — сХорватией.
Несмотря напопытки улучшения дорог, особо напряженное движение наблюдается возле Миккелиии Керава. Эти два города располагают небольшими международными аэропортами.Финляндия представляет собой страну вечных снегов и родину Санта–Клауса. Этотоже является особенностью этого государства.[13]/> />
В соответствии собщемировой тенденцией все большее значение приобретают автомобильныйтранспорт. Протяженность автодорог с твердым покрытием приблизилась к 78,821 км.В Северной Европе Финляндия уступает в этом показателе Норвегии — 92,946 км. иШвеции — 425,300 км. В Германии — 231,500 км, Австралия — 812,972 км, воФранции — 950,985 км.
Рис. 2. Протяженностьавтомобильных дорог. [Составлено автором по источнику 6]
Построеныпервые скоростные дороги протяженностью 400 км. Основные дороги имеютасфальтовое покрытие, второстепенные дороги асфальтированы не везде. При ездепо грунтовым и гравийным дорогам нужна осмотрительность: часты крутые повороты,подъемы и спуски. Важнейшие транзитные магистрали пронумерованы белой краской(общеевропейского значения — на зеленом фоне, междугородные — на красном и всепрочие — на голубом фоне).
Состояниедорожного полотна и системы — образцовое, укладка асфальта производится поевропейским технологиям в несколько слоев с амортизирующей подушкой. Имеетсямножество скоростных шоссе и автострад, оборудованных развязками, местами дляотдыха и информационными табло.
Наряду спроложенными между городами автомагистралями повсеместно развита сетьподдерживающихся круглый год грунтовых дорог. [Рис. 3]. В крупных городахобустроены велосипедные дорожки.[7]
Максимальнодопустимая скорость в населенных пунктах составляет 50 км/ч (если иное неуказано), а на шоссе -100 км/ч, если есть соответствующие знаки, а если знаковнет — 80 км/ч, на магистралях — 100 км/ч (летом 120 км/ч). Автомобилям сприцепным жилым вагончиком не разрешается ехать со скоростью более 80 км/ч, тоже относится и к кемперам. Максимальная ширина вагончика не должна превышать2,5 м.
За пределаминаселенных пунктов все автомашины должны обязательно двигаться днем и ночью свключенными фарами. Все места в автомобиле должны быть снабжены ремнямибезопасности, даже в такси езда с не пристегнутыми ремнями строго запрещена.Дорожные знаки и правила дорожного движения в основном соответствуют принятым вЦентральной Европе.[10]
В объемепассажирских перевозок на короткие расстояния преобладает перевозка легковымиавтомобилями, парк которых в Финляндии насчитывает 2,35 млн. единиц. Объемроссийско-финляндских пассажирских автомобильных перевозок составляет около 6млн. человек.
Хотя системаавтомобильных дорог была расширена, а парк частных автомашин сильно вырос в1960–1970-е годы, интенсивность дорожного движения в Финляндии все еще невеликапо сравнению с другими скандинавскими странами. Автобусное сообщение летомподдерживается вплоть до крайних северных районов. Длина автомобильных дорогдостигает 80 тыс. км.
Основутранспортной сети Финляндии долгое время составляло сочетание железнодорожноготранспорта с водным – речным и морским. Спецификой железных дорог по сравнениюс другими западными странами является ширина колеи 1524 мм – такая же, как вРоссии и других странах бывшего СССР. Это связано с тем, что главные железныедороги построены в период нахождения Финляндии в составе Российской империи.Протяженность железных дорог – почти 6 тыс. км, из них более третиэлектрифицировано, почти 500 км имеет две колеи.
Железнодорожнаясеть связывает друг с другом почти все крупные и мелкие города Финляндии.Электропоезда курсируют на важнейших маршрутах: Хельсинки — Турку, Хельсинки —Пори, Хельсинки — Оулу, Хельсинки — Иисалми, Хельсинки — Йоенсуу и Турку —Тойяла.
Государственныежелезные дороги Финляндии сконцентрированы в южной части страны. [Рис. 4].
Согласнорейтингу стран мира по протяженности железных дорог Финляндия занимает 33строчку – 5741км. Уступая таким европейским странам, как Германия 48215 км.,Франция 29370 км., но при этом опережает своего соседа — Норвегию – 4114км.Абсолютным лидером по этому показателю является США 226612км.[3]
Паркподвижного состава состоит из 502 дизельных локомотивов и 130 электровозов,большинство из которых оборудованы системой оповещения, основанной наспутниковой технологии определения местонахождения.
Вагонный паркнасчитывает более 14 тыс. ед., в том числе пассажирских вагонов около 1 тыс.ед.
/>
Рис. 5. Протяженностьжелезных дорог. [Составлено автором по источнику 6]
Объемпассажирских перевозок железнодорожным транспортом в Финляндии достигрекордного уровня в 60 млн перевезенных пассажиров в год, из которых 12 млнчеловек были перевезены поездами дальнего следования. Объемроссийско-финляндских пассажирских перевозок железнодорожным транспортомсоставляет порядка 250 тыс. человек.
Поездка отХельсинки до Рованиеми длится 10 часов, поезда ходят круглый год.[12]
Перемещениежелезнодорожным транспортом в пределах города стоит 1,5-2 евро за одну поездку(зависит от зоны), абонемент на 10 поездок («Seutulippu», дает право на скидкупри обратной поездке и при поездках в Эспоо и Вантаа, пригороды Хельсинки) — 20евро. Железнодорожный билет на 3 дня стоит 105 евро (первый класс — 150 евро),на 5 дней — 135 евро (первый класс — 195 евро) и на 10 дней — 180 евро (первыйкласс — 260 евро).
Дети до 6 летимеют права бесплатного проезда (до четырех детей с одним взрослым), детям от 6до 17 лет предоставляется скидка 50 %. Предусмотрены «семейные» скидки, которыепредоставляются семьям не менее чем из 3 человек, один или два из которых —взрослые. Один ребенок (6-16 лет) с каждым взрослым имеет право на бесплатныйпроезд. Дети до 6 лет также принимаются в расчет при определении размеровгруппы. Все путешествующие по семейному билету должны ехать на одном поезде и водном и том же классе. Пассажиры старше 65 лет оплачивают 50 % от стоимостипроезда. Билет на поезд действителен на маршрутах прямого сообщения без правапересадки.[8]
Существуеттак же проездной билет «Финрейлпасс», который предоставляет возможностьсвободно путешествовать по сети Финских железных дорог в течение 3‚ 5 или 10дней.
Между Финляндиейи Россией ежедневно курсируют три фирменных поезда: финский «Сибелиус» ироссийский «Репин» (Хельсинки—Санкт-Петербург), Лев Толстой (Хельсинки—Москва).На осень 2010 года планируется запуск первых высокоскоростных поездов междуСанкт-Петербургом и Хельсинки.
Поезд Москва— Хельсинки («Лев Толстой») ежедневно отправляется из Москвы сЛенинградского вокзала. Время в пути — около 14 часов. Из Санкт-ПетербургаФинляндского вокзала ежедневно в Хельсинки отправляются поезда«Репин» и «Сибелиус». Время в пути — около 6 часов. Поездостанавливается в Выборге, Вайникала, Коувола, Лахти, Рийхимяки, Пасила. Всостав поезда включается вагон для перевозки автомобилей. Российский поезд«Репин» и финский поезд «Сибелиус» ежедневно следуют из Петербурга (с Финляндскоговокзала) в Хельсинки через Выборг, Вайникала, Коувола, Лахти, Рийхимяки,Пасила. С промежуточных станций можно попасть в другие регионы Финляндии.[7]
Финскийморской транспорт играет значительную роль в перевозках пассажиров и грузов. Встране существует обширная озёрно-речная сеть и протяженные морские побережья,поэтому по воде можно попасть практически в любую точку Финляндии, а также вблизлежащие страны.
Внутренниеводные пути (преимущественно по озерам) имеют протяженность 6,7 тыс. км, из них3,7 тыс. км пригодны для пароходного сообщения. Сайменский канал соединяетозеро Сайма, а вместе с тем внутреннюю водную систему страны с Финским заливомв районе российского города Выборг и активно используется для перевозок грузов.Крупнейшие морские порты – Хельсинки (грузооборот почти 10 млн. т), Котка,Хамина (более 5 млн. т), Турку, Нантали, Пори, Васа, Оулу, Марианхамина. Спортами Швеции и Германии организовано паромное сообщение. Торговый флотнасчитывает почти 100 судов общей грузоподъемностью более 1 млн. т.[5]
Сетьсудоходных водных путей протяженностью 6,1 тыс. км, включающая каналы междумногочисленными озерами, имеет исключительно важное значение для пассажирских игрузовых перевозок.
Зимойсудоходство по каналам осуществляется с помощью ледоколов.
Вмеждународном морском пассажирском сообщении Финляндии с зарубежными странами,в том числе, Швецией, Эстонией, Германией и Россией, объем перевозок (восновном, морскими паромами) превышает 16 млн. человек, из которых нароссийско-финляндском направлении перевозится лишь немногим более 80 тыс.человек.
СейчасСайменский канал, соединяющий Финский залив с озером Саймаа, позволяетсовершить водное путешествие прямо из России — из Выборга или Санкт-Петербурга— в финский город Лаппеэнранту. Помните-, все эти маршруты возможны лишь влетнее время.[13]
Главныеморские порты: Хельсинки (порт в черте города), Турку, Котка. Паромноесообщение со Швецией, Эстонией, Польшей, Германией.[Рис. 5].
Наиболееважные судоходные маршруты: Хельсинки — Таллинн, Хельсинки — Любек, Хельсинки —Стокгольм, Турку — Маарианхамина — Стокгольм и Вааса — Уумайа. Крупныесудоходные компании гарантируют скорость и комфорт, однако в летний сезонбилеты необходимо заказывать заранее. Общая протяженность судоходных рек — 7,842 км. В Норвегии этот показатель равен — 1,577 км., в Швеции — 2,052 км,весь мир — 671,886 км.
/>
Рис. 6. Общаяпротяженность судоходных рек. [Составлено автором по источнику 5]
Объемсудоходного сообщения между Финляндией и Швецией велик. Гигантские автопаромы смаксимумом комфорта отправляются ежедневно из Финляндии, Аландских островов иШвеции. Быстрота и комфорт характерны для автопаромного сообщения междуГерманией и Финляндией, однако ввиду малых объемов на линии курсирует небольшоеколичество судов, что создает перегрузку в высокий сезон.
/>
Рис. 7. Количествоприбывших и убывших из порта Хельсинки.[9]
Транспорт итранспортная инфраструктура занимают важное место в экономике Финляндии. Надолю транспортного комплекса приходится 6% внутреннего валового продуктастраны, 15% потребляемой энергии и более 40% общего потребления нефтепродуктов.Доля транспортных расходов в стоимости финского экспортного продукта составляет10-15%.
Более важнуюроль играет автотранспорт. Большая часть пассажирского сообщения с другимистранами осуществляется морским путем. Главные морские порты — Хельсинки,Турку, Котка. Благодаря ледоколам морская навигация осуществляется круглый год.
2.2 Современное состояниегостиничной инфраструктуры
Существуетбольшое разнообразие гостиниц в Финляндии, чтобы удовлетворить потребноституристов. Путешествие для бизнеса, или для удовольствия, можно быть уверенным,что пребывание здесь будет приятным. Комфорт и удобство сделают воспоминаниянамного более яркими. Можете путешествовать на бюджетные деньги и искатьдешевую гостиницу или, путешествовать самостоятельно с семьёй и поселиться вроскошной гостинице с исключительным обслуживанием, в любом случае можно найтито, что удовлетворит любой вкус.
Согласнорезультатам исследования, проведенного Статистическим центром и Центром поразвитию туризма Финляндии, число посетивших страну иностранных туристов зимой2006 увеличилось на 4% по сравнению с тем же периодом 2005 года. Всего с ноябряпо апрель 2006 года в Финляндии побывало свыше двух миллионов зарубежныхгостей. Больше всего туристов приезжало из России, Швеции и Эстонии.[15]
В своюочередь, у финнов наиболее популярной страной для отдыха оказался Таиланд.Небывалый спрос на туры в дальние страны вообще, и на туры в Таиланд вчастности, стал неожиданностью для финских туроператоров. Как пишет местнаяпресса, туроператоры столкнулись с трудностями в организации достаточногоколичества чартерных рейсов и гостиничных номеров для своих туристов, желающихпровести там отпуск. Особенно проблематична оказалась ситуация с Таиландом, ипотому желающих приходилось перенаправлять в другие места.
Самые дорогиегостиницы среди стран Северной Европы – в Норвегии. Дания и Швеция сами по себевходят в пятерку самых дорогих стран Европы. Финляндия по уровню цен наразмещение в отелях занимает лишь восьмое место.
Списокгостиничных цен (так называемый Hotel Price Index) дает приблизительнуюинформацию о стоимости проживания в отелях различных уголков земного шара. Вопубликованном отчете сравниваются цены с начала июля по конец сентября 2008года. В этот промежуток времени отели Финляндии даже подешевели: в среднем со114 до 113 евро.[10]
Малоизменилась по сравнению с прошлым годом стоимость размещения и в других странахСеверной Европы. Сутки в гостинице Норвегии, как и в 2008 году, стоят в среднем149 евро. В Дании гостиницу можно снять примерно за 144 евро, в Швеции — за 124евро. Самыми дорогими городами считаются Копенгаген, Осло и Берген; тампроживание в гостинице стоит около 178 евро. Стокгольм находится на четвертомместе в регионе по уровню цен на гостиничные услуги. Здесь стоимость номера — около 128 евро.
/> />
Рис. 8. Графикстоимости гостиниц в Скандинавских странах\€. [Составлено автором по источнику 15]
Из городовФинляндии за период с июля по сентябрь самым дорогим стал Хельсинки. Ночь вгостинице в среднем здесь обходилась в 117 евро. На втором месте — Тампере сосредней ценой в 106 евро. В Хельсинки цены с 2007 года остаются практически наодном уровне, в Тампере — снизились на 1%.
Количествоночевок в отелях Финляндии в декабре 2008 года в общей сложности превысило 1,2миллиона, что на 1% меньше по сравнению с тем же периодом 2007 года. При этомчисло ночевок финских туристов возросло приблизительно на 1%, до 741 тысячичеловек. На долю иностранных туристов пришлось 494 тысячи ночевок, и это на 3%меньше, чем за аналогичный период предыдущего года.
/> />
Рис. 9. Графикночевок в Хельсинки (тыс. чел)/ показатели за месяц.[9]
Из графика мывидим что наибольшее количество человек, остановившихся с ночевкой в Хельсинкибыло в 2007 году в Августе, наименьшее количество прибывших было в феврале 2009года. В целом из графика заметно, что наибольшее количество ночевок вгостиницах Финляндии приходится на летний сезон, снижение происходит к декабрю,в январе показатели немного увеличиваются, а в феврале опять заметно снижениеколичества ночевок.
Если с июняпо декабрь 2008 года загрузка отелей составляла около 50-80%, что значительновыше запланированного, то в январе она упала до 11-12%.
Большинствомгостей Хельсинки остаются граждане России. Количество ночей, проведенных ими вгостиницах страны с января по сентябрь, увеличилось на 30% по сравнению саналогичным периодом 2008 года — до 184,5 тысяч. Заметно сократился турпоток изСША: на 24%. Зато на 10% выросло число ночей, проведенных в финских гостиницахроссийскими туристами.[13; 17]
Тенденциядекабря 2009 года иллюстрирует влияние мирового финансового кризиса натурбизнес Финляндии. Для сравнения, за период с января по сентябрь 2008 годарост числа ночевок в Хельсинки составлял 4,6%, заполняемость гостиниц достигала70,4%./> />
В Финляндию ежегодноприбывает огромное количество туристов. У каждого туриста соответственно своицели, но согласно Статистическому бюро Финляндии показатель количества приезжихс целью бизнеса на протяжении с 2002 года по 2008 остается лидирующим. Каквидно из графика с целью отдыха в Финляндию прибывает меньшее количествотуристов. Наименьший показатель прибытий туристов с другими целями.
Рис. 10. Цели посещениягостиниц Финляндии. [Составлено автором по источнику 9]
В 2009 годусложилась немного другая ситуация. Соотношение туристов, прибывших в страну сцелями бизнеса и для отдыха практически одинаковое, а наименьший показатель утуристов, прибывших с другими целями. [Рис. 10]
/>
Рис.10. Цели посещениягостиниц Финляндии на 2009 год. [Составлено автором по источнику 9]/> />
Одним израспространенных средств размещения в Финляндии является специализированныесредства размещения, такие как круизные суда – флотели.
Рис. 11. Динамикаколичества пассажиров, размещенных во флотелях с 1999 по 2008 гг. [Составленоавтором по источнику 7]
Как видно изграфика, количество пассажиров размещенных во флотелях с каждым годом все возрастало,набольшее количество туристов пришлось на 2008 год и составило 300000 чел.
Таблица3Страны Среднее количество дней, проведенных в путешествиях 2009г. Резиденты Нерезиденты Всего
Дания
Финляндия
Швеция
Норвегия
Великобритания
2,8
1,7
1,6
1,6
2,2
3,6
2,3
2,0
2,0
3,3
3,1
1,9
1,7
1,7
2,5
В таблицехорошо прослеживается, что резиденты европейских стран в 2009 году совершали, восновном, краткосрочные поездки по стране со средней продолжительностью около2-х дней, в то время как нерезиденты предпочитали более длительные путешествия.
В целом,можно сказать, что финансовый кризис достаточно сильно ударил по туризму вЕвропе в 2009 году. По сравнению со статистикой туризма в России за этот жепериод, в Европе произошло стойкое снижение по всем направлениям внутреннего ивъездного туризма, в то время как в России показатели по въезду и выезду изстраны не такие пессимистичные.
В Финляндииогромное количество так называемых «SPA-отелей», где можно не только отдохнутьи весело провести время, но также и поправить свое здоровье как всей семьей,так и в одиночку. Там можно найти большое количество водно-оздоровительныхлечебниц, где будет возможность привести себя в порядок при помощи различныхпроцедур, можно заказать услуги массажиста, косметолога, спортивного тренера. ВФинляндии очень много аквапарков, многие из них расположены прямо в фешенебельныхотелях или в непосредственной близости от них.[12]
Некоторые излучших отелей Финляндии:
Таблица4
Название Отеля
Назначение Naantali SPA Hotel отель-корабль VIP-класса Ikaalinen SPA SPA-отель, оздоровительный комплекс Holiday Club Tampere SPA SPA-отель Haikko отель-усадьба с аквапарком Hilton Kalastajatorppa отель на берегу моря SPA Hotel Aulanko SPA-отель в парковой зоне Вилла Норд элитные апартаменты в Тахко Ховипуйсто отель на горнолыжном курорте Tahko SPA, Тахко шале, Тахконмайя, Тахконниити отели и коттеджи на горнолыжном курорте
Отель TahkoSPA круглый год может предложить SPA-услуги, имеет огромныйспортивно-развлекательный комплекс Multifunction Arena, современный ресторанSPA KITCHEN и многое другое. Все хорошие отели в Финляндии обладают полноценнойинфраструктурой и обеспечивают крайне высокий уровень комфорта.
Многие отелистраны образуют свои цепи:
СетьFinlandia Hotelsоснована в 1986 году, располагает 29 гостиницами вразных городах Финляндии. Гостиницыэтой сети как правило располагаются в центре финских городов.
Финскийгостиничный оператор S-Group оперирует тремя цепочками отелей в Финляндии, это отели Sokos, Holiday Club и отели Radisson SAS. Также сеть Sokos имеет три отеля вРоссии – в Санкт-Петербурге и один отель в Таллине.
Sokos Hotels самая большаясеть гостиниц в Финляндии. [Рис. 12] Все гостиницы расположены либо в центре городов, либо вместах активного отдыха. Новая гостиница открылась в горнолыжном центреВуокатти. Сеть постоянно предлагает своим клиентам бонусные скидки, подарки ипакеты, включающие размещение и программу отдыха.
Крупнейшаямеждународная сеть Radisson, владеющая гостиницами в нескольких десятках стран.В Финляндии действуют семь гостиниц сети.
Сеть гостиницScandic Hotels широко представлена в Европейских странах и занимает лидирующиепозиции в Скандинавии. В Финляндии сеть располагает двадцатью гостиницами,четыре из них находятся в центре Хельсинки. Scandic Hotels предлагают турпакетыдля отдыха: гольф, парк аттракционов Линнанмяки, горнолыжные курорты и другиеразвлечения.
В Финляндиинасчитывается 15 гостиниц международной сети Best Western бизнес-класса, три изних находятся в центре Хельсинки. [Рис. 13] Сеть поддерживает единые стандартыи уровень обслуживания во всех своих филиалах.[14; 17]
В Финляндиине присваивают отелям привычных для нас «звезд», поэтому по международнойсистеме финские гостиницы классифицируются весьма условно.
2.3Организаторы туризма
На территорииФинляндии работает огромное количество туристических агентств, организовывающиепоездки, как на территории Финляндии, так и выездные туры.
VaeltavaRitari входит в состав финской туристической компании RUSTRAVEL OY, которая вотуже шесть лет предоставляет туры и услуги по оформлению виз для жителейФинляндии, желающих посетить Россию, Украину, Беларусь. Специалисты помогутподобрать и забронировать любые варианты размещения в Финляндии, билеты напоезд, самолет или паром.
Sever Tour OY- туристическая компания, расположенная в Хельсинки. Основными направлениямидеятельности являются: групповые и индивидуальные экскурсионные туры по Россиии Европе, пляжные туры от TEZ TOUR в Египет, Турцию, Испанию, Грецию, SPA турыв Чехию, Эстонию, бронирование коттеджей и гостиниц в Финляндии.
КомпанияMivela предлагает отправиться в незабываемое путешествие в Норвегию. Рыболовныетуры продуманы и организованы таким образом, чтобы путешествие надолго осталосьв памяти красивыми пейзажами и отличным уловом. Группы сопровождаетрусскоговорящий сертифицированный гид, который поможет поймать трофейную рыбуили королевского краба.
Voyage Line — туристическая компания в Финляндии. Организация полноценного индивидуальногоотдыха для русскоговорящих туристов на территории Финляндии. Не просто бронируютсякоттеджи в Финляндии, а совместно с хозяевами коттеджей предоставляется длянаших туристов бесплатная информационная поддержку и круглосуточная помощь нарусском языке.
FinnWay — пассажирские перевозки Санкт-Петербург – Финляндия. FinnWay предлагаеттранспортные услуги по пассажирским перевозкам из Санкт-Петербурга в Финляндиюи обратно. Доставка пассажиров на комфортабельных микроавтобусах и легковомтранспорте от дома в СПб до дома в любом городе Финляндии и обратно (такжеаэропорты СПб, Хельсинки и Тампере, морские терминалы Хельсинки, Турку и Ханко,ж/д вокзалы и автобусные терминалы).
Финтур –финский туроператор, предлагающий размещение в коттеджах и гостиницах натерритории всей Финляндии. Из программ активного отдыха найдётся многоинтересного как для индивидуальных клиентов, так и для групп и корпорантов.
Также натерритории России существует множество туроператоров, которые могут предложитьразработанный тур в Финляндию.
Безусловныйлидер этого направления – ТурТрансВояж.
Туризм вФинляндию носит сильно сезонный характер. Помимо летнего пика, длящегося 3-4месяца, для Финляндии характерен еще лишь новогодний и каникулярный пик. Приэтом, самыми популярными турами зимой являются – отдых, в коттеджах со встречейНового года, туры в Лапландию для встречи с Санта Клаусом, горнолыжные туры итуры активного отдыха, в том числе с посещением аквапарка, встреча Нового годана пароме Хельсинки-Стокгольм, и экскурсионные туры по столицам Скандинавии.
В тоже время,это направление для операторов является весьма стабильным: на нем дажепрактически нет спецпредложений. Большинство фирм работают по ценовымкаталогам. Демпинг вообще не характерен для Скандинавии в целом и для Финляндиив частности. Этому способствуют несколько причин: высокая загруженность напротяжении всей зимы местных отелей (каждый регион Финляндии имеет свои «лыжныеканикулы», которые друг с другом по времени не пересекаются – аналог наших«новогодних» каникул, когда местные школьники и их родители заполняют местныеже курорты). Вторая причина – высокая возвратность клиентов по этому направлению– по данным эксперта число возвратов находится на уровне 30-40%. И наконец,давняя поделенность скандинавского рынка между операторами: крупные игроки нанего почти не приходят из-за сильной сезонности и его небольшого объема (посравнению с пляжными направлениями), а старожилы, давно при необходимостиобъединяются и помогают друг-другу загружать провальные даты.[15]
Именно исходяиз столь сильной стабильности направления, операторы и строят свои прогнозы натекущий сезон. Считают, что направление вырастет процентов на 10. Именно натакое количество оператор и расширяет в этом году свою перевозку и наземку. Сэтим мнением согласны и остальные эксперты, прогнозируя рост направления на10-15%.
Немногоменьшее количество туристов было отправлено Aero Travel, DSBW и Лабиринт.
Финляндия кактуристское направление, возможно не столь большое по масштабам, как пляжныенаправления, но предлагает при этом очень большой выбор курортов и городов,типов размещений и вариантов доставки туда туристов. На первом месте в скандинавскомтуризме у русских стоит Финляндия.
Заключение
В ходе проделанной работыможно сделать следующие выводы:
1. Транспорти транспортная инфраструктура занимают важное место в экономике Финляндии.Интенсивность дорожного движения в Финляндии все еще невелика по сравнению сдругими скандинавскими странами. Большинство перемещений по Финляндиипроисходит на автобусах, хотя между крупными городами удобно использовать поезди даже самолет.
В последнеевремя власти Финляндии внедряют новую услугу — оплату проезда по мобильномутелефону. То есть покупать билет вообще не нужно, достаточно отправитьсоответствующее сообщение в момент посадки. Общественный транспорт Финляндии считается одним из лучших вмире. В Финляндии сеть железныхдорог развита довольно хорошо лишь на юге страны.
2. Финляндияявляется одной из самых привлекательных стран для российских туристов, особеннодля жителей Северной столицы.
Можетепутешествовать на бюджетные деньги и искать дешевую гостиницу или,путешествовать самостоятельно с семьёй и поселиться в роскошной гостинице сисключительным обслуживанием, в любом случае можно найти то, что удовлетворитлюбой вкус.
Современныегостиницы Финляндии отличаются уютом, продуманным обслуживанием и рядом другихпреимуществ, которые выгодно отличают отели северной страны от отелей Россииили привычной Турции.
В Финляндиине присваивают отелям привычных для нас «звезд», поэтому по международнойсистеме финские гостиницы классифицируются весьма условно.
3. Финляндиякак туристское направление, возможно не столь большое по масштабам, как пляжныенаправления, но предлагает при этом очень большой выбор курортов и городов,типов размещений и вариантов доставки туда туристов. На первом месте вскандинавском туризме у русских стоит Финляндия.
Туризм вФинляндию носит сильно сезонный характер. На территории России существуетмножество туроператоров, которые могут предложить разработанный тур вФинляндию. Безусловный лидер этого направления – ТурТрансВояж.
Список использованнойлитературы
1. АлександроваА.Ю. Международный туризм (Учебник. — М.: Аспект Пресс, 2002. – 470 с)
2. ДрачеваЕ. Л., А. О. Яворская, Т. Т. Христов. Страноведение. Германия, Италия,Финляндия
3. Европав цифрах. Ежегодник ЕВРОСТАТa-2009. /ЕВРОСТАТ-Люксембург,2009
4. КосолаповА.Б. Туристское страноведение. Европа и Азия: учебно-практическое пособие.—2-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2006. — 400 с.
5. Финляндия.Альманах путешественника. Лето 2009.
6. www.infofin.ru
7. http://finlandia.name/
8. http://www.stopinfin.ru
9. http://www.ice-nut.ru/finland/finland065.htm
10. Scandinews. № 1-2, 2009. Гид длятуристов по Скандинавии.
11. tourest.ru/publ/statistika_turizma_v_evrope_v_1_polugodii_2009_goda
12. radamsa.ru/hotels/camping/index.php
13. www.world-tours.ru/atlas/Finland/finland-suomi-finlandia-hotels.html
14. www.travel.ru/news/2008/12/30/165940.html
15. www.sokoshotels.fi/ru/info-i-rabota/informacija-o-seti-gostinic-sokos-hotels/
16. www.evrokatalog.eu/node/480?q=node/1377
17. radamsa.ru/hotels/camping/index.php