Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Особенности развития скоростно-силовых качеств юных футболистов 10-18 лет

/>Министерство образования РоссийскойФедерации
Новосибирскийгосударственный педагогический университет
Факультетфизической культуры
Специализация:спортивные игры
Курсоваяработа
Особенностиразвития скоростно-силовых качеств юных футболистов 10-18 лет
Выполнил: студент 4 курса
гр. 041 Халтурин Е.А
Проверил:
доцент Кисилев Е. Н.
Новосибирск2009

Содержание
Введение
Глава 1. Обзор литературы по проблеме развитияскоростно-силовых качеств у футболистов
1.1 Скоростно-силовые качества и физиологические особенностиподростков
1.2 Особенности развития скоростно-силовых качеств юныхфутболистов 10-12 лет
1.3 Особенности развития скоростно-силовых качеств молодыхфутболистов 16 – 18 лет
Глава 2. Опытно-экспериментальнаяработа по развитию скоростно-силовых способностей юных футболистов (10 – 12лет)
Глава 3. Анализ результатов работы
Заключение
Список литературы
/>Введение
Тема данной курсовойработы – «Развитие скоростно-силовых качеств юных футболистов».
Актуальность темыкурсовой работы заключается в том, что современный футбол характеризуетсявысокой двигательной активностью игроков, которая носит преимущественнодинамический характер и отличается неравномерностью физических нагрузок иаритмичным чередованием работы и отдыха. Среди них основными являются действияс мячом и передвижения по полю (бег, ходьба). И от того, насколько футболистхорошо владеет своим двигательным аппаратом и как высоко у него развитыдвигательные способности, зависят быстрота, точность и своевременностьвыполнения конкретной тактической задачи. Быстрота футболиста выступает приэтом фактором, определяющим результативность соревновательной деятельности.
Вместе с тем никакоедругое качество не может сравняться со скоростными качествами по многогранностипроявлений. Это особенно должно учитываться в подготовке юных спортсменов.Установление и учет закономерностей структуризации и динамики проявленийскоростных качеств юных футболистов — проблема в теории и практике современногофутбола.
Интенсификациясоревновательной деятельности часто приводит к тому, что увеличение объёмаперемещений и технико-тактических действий не сопровождается повышением ихэффективности. Связано это с недостаточной устойчивостью двигательных навыков,и особенно тех, что выполняются в скоростно-силовом режиме.
Анализнаучно-методических разработок показывает, что основное внимание исследователейсосредотачивается на оценке структуры игры (Е.Д. Ермаченков, 1976; Ю.П.Ильичев, 1969; С.А. Морозов, 1977 и др.), определении эффективностииндивидуальных, групповых и командных технико-тактических действий (А.В.Абрамян, 1975; М.А.Годик, 1934), динамики этих действий в процессе игры(М.А.Годик, 1977). Однако главный вопрос — как, с помощью каких упражненийповысить скоростно-силовые проявления футболистов и устойчивость игровыхдействий в матчах практически не исследован.
Цель данной курсовойработы – выявить особенности развития скоростно-силовых способностей у юныхфутболистов.
Задачи:
1. Провести обзор литературы по проблеме развитияскоростно-силовых качеств у футболистов.
2. Обозначитьвзаимообусловленность развития скоростно-силовых способностей ифизиологического развития подростков.
3. На основе изученияспециальной научной и методической литературы выявить и зафиксироватьособенности методической работы по развитию скоростно-силовых способностей уфутболистов в разные возрасте периоды.
4. Провестиопытно-экспериментальную работу по развитию скоростно-силовых способностей уюных футболистов 11 – 12 лет и описать её результаты.
/>Глава 1. Обзор литературы попроблеме развития скоростно-силовых качеств у футболистов/>1.1 Скоростно-силовые качества ифизиологические особенности подростков
Скорость наиболее тесносвязана с такими физическими качествами, как сила и гибкость, а наименее — свыносливостью. В комплекс показателей быстроты входят: стартовая скорость,быстрота бега, быстрота оценки сложившейся на поле ситуации, быстротатактического мышления.
Чтобы совершать нафутбольном поле стремительные рывки, прыжки за мячом, наносить удары по воротамсоперников с расстояния 25—30 шагов или выполнять длинные передачи партнеру,внезапно останавливаться и резко менять направление бега, футболист долженобладать силой. Что же мы понимаем под этим термином?
Сила — это способностьспортсмена преодолевать внешнее сопротивление за счет мышечных усилий. Дляфутболиста особенно важно развивать силу ног. Однако во время тренировок такженеобходимо в достаточной степени уделять внимание и развитию мышц шеи,плечевого пояса, туловища, спины, живота. Словом, футболист должен обладатьзаконной силой, которая поможет ему осуществлять рывки за мячом и на свободноеместо, прыжки за мячом, даст возможность внезапно остановиться и резко поменятьнаправление движения, сильно бить по мячу. В то же время развитие силы недолжно идти в ущерб гибкости, быстроте, умению точно воспринимать игру.
Наибольшие темпы развитиясилы наблюдаются в основном в младшем и подростковом возрасте: с 8 до 9 лет, с10 до 11 лет и с 14 до 15 лет. При этом в возрасте 8—11 лет рекомендуетсяиспользовать прыжковые, акробатические и гимнастические упражнения на снарядах.Для 12—14-летних можно применять динамические упражнения с небольшимиотягощениями, лазание по канату, толкание ядра. Для 15—16-летних количествоупражнений с отягощениями заметно увеличивается.
В комплексе качеств,необходимых футболисту, важное место занимают скоростно-силовые возможности. Умальчиков 11-12 лет увеличивается производительность алактатного механизмаэнергообеспечения. потому можно рекомендовать широкое использование упражнений,направленных на развитие скоростных качеств. Необходимо отметить, что если наэтапе предварительной спортивной подготовки не используются средства и методывоспитания скоростно-силовых качеств, то быстрота и скоростно-силовые качествазанимающихся будут развиваться неудовлетворительно.
С возраста 8-9 летначинает интенсивно нарастать скорость бега, а к 10-11 годам максимальныхзначений достигает частота беговых шагов, обусловленная в большей степенивозрастанием частоты движений.
В возрасте 10-11 лет удетей повышается способность к неоднократному выполнению скоростной работы.Интенсивный прирост скоростно-силовых качеств наблюдается у детей в возрасте от10 до 13 лет.
В футболескоростно-силовые движения выполняются довольно часто. В основном это прыжки,единоборства, игра в опережении. К скоростным и скоростно-силовым движениямотносятся также ускорения и рывки на короткие расстояния, после которыхсовершается удар по воротам или какое-либо другое техническое действие.
В тренировочном процессес юными спортсменами подросткового возраста возникают большие сложности. Подростковыйпериод от 12 до 16 лет характеризуется бурным развитием физических способностейи является чрезвычайно благоприятным для целенаправленных занятий различнымивидами спорта. В то же время нейроэндокринные перестройки в организмеподростков дают возможность рассматривать спорт как дополнительныйраздражитель, который может или улучшить, или ухудшить естественное течениебиологических процессов.
У подростков отмечаетсяугловатость и скованность в движениях, происходит нарушение ритма движений.Однако к окончанию периода полового созревания координация движений становитсяупорядоченной. Это результат совершенствования функций центрального ипериферического аппарата движений. Подросток отличается повышеннойвозбудимостью, которая проявляется к высокой двигательной активности ибеспорядочности движений. Особенно усиливается деятельность эндокринных желез,гормоны которых влияют на обмен веществ. Неустойчивый эндокринный фон,очевидно, и определяет разнонаправленную реакцию в ответ на мышечнуюдеятельность. У мальчиков 13-14 лет возрастает процент ошибочных реакций,ухудшается дифференцировка, свидетельствующая об общем повышении возбудимостицентральной нервной системы в этот период онтогенеза.
Рассматривая возрастноеразвитие координационных способностей, следует заметить, что уже в 13-14-летнемвозрасте их уровень достигает уровня взрослых (А.Г. Дежников, 1977; В.Я.Кротов, 1982; Л.Е. Любомирский, 1979). В 12-14-летнем возрасте преимущественноза счет развития скоростно-силовых качеств высокими темпами растет скоростьпередвижения.
Поэтому широкоеиспользование скоростно-силовых упражнений создаст благоприятные возможностидля развития этого качества. К 14-15 годам темпы возрастных функциональных иморфологических перестроек, лежащих в основе прироста быстроты, снижаются. Всвязи с этим падает и эффективность скоростных и скоростно-силовых упражнений идо 17 лет отмечается тенденция к стабилизации физического качества быстроты.
Чтобы этого непроисходило, нужны специальные тренировки по развитию скоростных качеств. Дляразвития скоростных качеств у юных футболистов 12-14-летнего возраста Г.Бизанцрекомендует использовать отрезки от 10 до 15 метров, которые необходимо пробегать с максимальной интенсивностью. Количество повторений в однойсерии может быть от 6 до 8. В ходе одной тренировки можно выполнять до 3-4серий.
Считается, что припланировании тренировочного процесса спортсменов — подростков болеерациональным представляется подход, при котором биологический возраст рассматриваетсякак критерий, позволяющий регламентировать объем и направленность тренировочныхвоздействий. Необходимо строгое соотнесено тренировочных нагрузокфункциональным возможностям организма юных спортсменов (О.М. Ахметов, 1996,Н.М. Люкшинов, 1984; Е.В. Скоморохов, ВВ. Ковалев, 1984). Наилучшим режимом длядетей и подростков будет тренировочная работа в пределах ЧСС, равной 120-160ударов в минуту. Для получения нужного тренировочного эффекта необходимо, чтобычисло повторений подбирались так, чтобы все серии проходили при устойчивомпульсовом режиме. Спортсмены 14-16-летнего возраста могут выполнятьзначительные объемы тренировочных нагрузок с большой интенсивностью.
К началу юношескоговозраста основные физиологические системы уже созрели, однако в организме ещёпродолжаются гормональные перестройки, связанные с половым созреванием.Продолжают совершенствоваться взаимоотношения между определенными звеньямиэндокринной системы, обеспечивающие упрощение регуляторных процессов.Отмечается резкое расширение резервных возможностей всех органов и систем. Этопроисходит за счет развития функциональных возможностей периферических органов,а также за счет совершенствования центральных механизмов управления. К 17 годамсистемы вегетативного обеспечения выходят на зрелый уровень функционирования.
/>1.2 Особенности развитияскоростно-силовых качеств юных футболистов 10-12 лет
Д.В.Чулибаев называетследующие минусы в построении тренировочного процесса юных футболистов,которые, по его мнению, не способствуют эффективному развитию скоростно-силовыхспособностей, это:
1. Разминки проводятсяпри помощи однообразных общефизических средств (наклоны, прыжки, ускорения).Отсутствуют упражнения концентрированного воздействия на скоростно-силовыекачества.
2. Фактическаянаправленность тренировочных нагрузок часто не соответствует запланированной,так как тренеры не располагают методикой управления срочным тренировочнымэффектом технико-тактических упражнений.
3. В основной части уроканагрузки применяется без учета положительного взаимодействия срочныхтренировочных эффектов упражнений. Основным методом распределения нагрузкиявляется повторный, а интервальный метод не применяется совсем.
Как отмечает А.М.У.Кардосо, в существующей практике подготовки юных футболистов 11-12 летнаибольший объем учебно-тренировочной работы направлен на воспитание общейвыносливости — 45,8%; на воспитание скоростной выносливости в течение годазатрачено 6,1%. Воспитания ловкости и гибкости уделялось 21,3% времени, асиловых возможностей — 6,8% всего временя. На воспитание скорости бегазатрачено 11,8% времени, а скоростно-силовых качеств – 8.2%. Соотношениевремени, направленного на воспитание различных физических качеств у юныхфутболистов в возрасте 11-12 лет и применяемого в большинстве детско-юношескихфутбольных школ в значительной степени не отвечает требованиям теории иметодики футбола. Наибольший объем времени в этом возрасте необходимо уделятьвоспитанию ловкости, гибкости, скорости и скоростно-силовых качеств. Общую искоростную выносливость целесообразно воспитывать в более поздней возрасте.
В качестве тренировочныхнагрузок, направленных на развитие скоростных качеств у юных футболистов,служит пробегание коротких дистанций (от 20 до 30 метров) с максимальной интенсивностью, при низкой координационной сложности упражнения.
Анализ влияниятренировочных нагрузок, проведённый Лалаковым Г.Е. показал, что увеличениедлительности серии упражнений от 3-4 до 4-5 и 5-6 минут, при одинаковом объеменагрузки, вызывает различные приспособительные реакции организма. Увеличениеобъема тренировочной нагрузки от 40 до 70 и 100%, при одинаковой длительностисерии упражнений, также вызывает различные отпетые реакции организма. Дляиспользования в тренировочном процессе при подготовке юных футболистов можнорекомендовать нагрузки малого объема, с длительностью серии упражнений, равной3-4 и 4-5 минутам, направленные на развитие скоростных качеств, а такженагрузки среднего объема, с длительностью серии упражнений равной 3-4 минутам.Именно эти тренировочные нагрузки не вызывают отрицательных сдвигов в системекоординационных способностей.
Тренировочные нагрузкибольшого объема, независимо от длительности серии упражнений, а также нагрузкисреднего объема, с длительностью серии упражнений, равной 4-5 и 5-6 минутам, нерекомендуется применять в тренировочном процессе для развития скоростныхкачеств у юных футболистов. Сюда же можно отнести и нагрузку малого объема, сдлительностью серии упражнении, равной 5-6 минутам. Нежелательность ихприменения объясняется теми отрицательными сдвигами в функциональном состоянии,которые они вызывают.
В качестве тренировочныхнагрузок, направленных на развитие скоростно-силовых качеств, послужили беговыеи прыжковые упражнения, совмещенные в одной серии и выполняемые поочередно ссубмаксимальной интенсивностью, при низкой координационной сложностиупражнения. Варианты тренировочных упражнений представлены в таблице 1.
Таблица 1. Количественные характеристики тренировочной нагрузки,направленной на развитие скоростно-силовых качеств юных футболистов 10-12 летКомпоненты тренировочной нагрузки Объём тренировочной нагрузки, % 40 70 100 40 70 100 40 70 100
1. Количество
серий, упражнений, n 4 6 8 4 6 8 4 6 8 2.Длительность серии упражнений, мин 3-4 3-4 3-4 4-5 4-5 4-5 5-6 5-6 5-6 3.Интенсивность выполнения упражнений Субмак. Субмак. Субмак. Субмак. Субмак. Субмак. Субмак. Субмак. Субмак. 4.Пауза отдыха между сериями, мин. 4.0-4.5 4.0-4.5 4.0 -4.5 4.0 -4.5 4.0 -4.5 4.0 -4.5 4.0 -4.5 4.0 -4.5 4.0 -4.5 5.Координационная сложность упражнений Низкая Низкая Низкая Низкая Низкая Низкая Низкая Низкая Низкая
Анализ влияниятренировочных нагрузок, направленных на развитие скоростно-силовых качеств,показал, что увеличение длительности выполнения серии упражнений от 3-4 до 4-5и 5-6 минут, при одинаковом объеме нагрузки, вызывает различныеприспособительные реакции организма. Увеличение объема тренировочной нагрузкиот 40 до 70 и 100%, при одинаковой длительности серии упражнений, такжевызывает различные ответные реакции организма.
Для использования втренировочном процессе при развитии скоростно-силовых качеств у юныхфутболистов можно рекомендовать нагрузки малого объема, с различнойпродолжительностью серий упражнений, нагрузки среднего объема, спродолжительностью серии упражнений, равной 3-4 и 4-5 минутам, а также нагрузкибольшого объема, с длительностью серии упражнении, равной 3-4 минутам. Этитренировочные нагрузки не вызывают отрицательных сдвигов в системекоординационных способностей.
Тренировочные нагрузкибольшого объема, с длительностью серии упражнений, равной 4-5 и 5-6 минутам, атакже нагрузки среднего объема, с длительностью серии упражнений, равной 5-6минутам, не рекомендуется применять в тренировочном процессе для развитияскоростно-силовых качеств у юных футболистов. Выполнение таких нагрузокприводит к значительному утомлению, к перетренировке и другим негативнымявлениям.
В качестве тренировочныхнагрузок, направленных на развитие специальных скоростных качеств у юныхфутболистов, послужило выполнение специальных индивидуальных, групповых икомандных упражнений, выполняемых с субмаксимальной интенсивностью, при среднейкоординационной сложности.
Планирование нагрузки тренировочныхупражнений, занятий и микроциклов связано, прежде всего, с регулированиемколичественных значений параметров нагрузки. Согласно существующему мнениюспециалистов, в футболе возможно применение развивающих поддерживающихмикроциклов (С.А.Савин, 1969). Развивающими являются микроциклы, в которыхприменяются большие по воздействию нагрузки, а поддерживающие микроциклыпредусматривают применение только средних и малых нагрузок.
Исследования восстановительныхпроцессов у высококвалифицированных футболистов показали, что наиболееоптимальными в соревновательном периоде являются семидневные микроциклы: пятьтренировочных дней, шестой день — календарная игра, седьмое день — выходной(Н.Д.Граевская, 1969). Однако в последние годы в различных турнирах игры проводятсяс различными по продолжительности интервалами. Поэтому перед тренерами встаетзадача не только достижения высокого уровня командной подготовленности к началутурнира, но и удержание этого уровня необходимое время.
Д.В.Чулибаев разработалтренировочные микроциклы преимущественной скоростно-силовой направленности длятренировки юных футболистов. Им разработаны два варианта микроциклов:
— семидневный развивающий(«7Р»);
— трехдневныйподдерживающий («3П»)./>1.3 Особенности развитияскоростно-силовых качеств молодых футболистов 16 – 18 лет
В качестве тренировочныхнагрузок, направленных на развитие скоростных качеств у молодых футболистов,служит пробегание коротких дистанций (от 20 до 30 метров) с максимальной интенсивностью, при низкой координационной сложности упражнения. Дляиспользования в тренировочном процессе при подготовке молодых футболистов можнорекомендовать нагрузки малого объема, с различной продолжительностью серийупражнении, и нагрузки среднего объема, с продолжительностью серии упражнений,равной 3-4 и 4-5 минутам. Именно эти нагрузки способны развивать скоростныекачества и совершенствовать точность выполнения технико-тактических действий.
Тренировочные нагрузкибольшого объема, с различной продолжительностью серий упражнений, и нагрузкисреднего объема, с длительностью серии упражнений, равной 5-6 минутам, нерекомендуются для развития скоростных качеств у молодых футболистов. Выполнениетаких нагрузок приводит к развитию скоростной выносливости. К тому же по своимпараметрам такие нагрузки отрицательно влияют на координационные механизмыдвижения.
В качестве тренировочныхнагрузок, направленных на развитие скоростно-силовых качеств у молодыхфутболистов, послужили беговые и прыжковые упражнения, совмещенные в однойсерии и выполняемые поочередно с субмаксимальной интенсивностью, при низкойкоординационной сложности упражнения. Варианты тренировочных нагрузокпредставлены в таблице 2.
Таблица 2. Количественные характеристики тренировочной нагрузки,направленной на развитие скоростно-силовых качеств молодых футболистов 16 – 18летКомпоненты тренировочной нагрузки Объём тренировочной нагрузки, % 40 70 100 40 70 100 40 70 100
1.Количество
серий, упражнений, n 4 6 8 4 6 8 4 6 8 2.Длительность серии упражнений, мин 3-4 3-4 3-4 4-5 4-5 4-5 5-6 5-6 5-6 3.Интенсивность выполнения упражнений субмакс. субмакс. субмакс. субмакс. субмакс. субмакс. субмакс. субмакс. субмакс. 4.Пауза отдыха между сериями, мин. 3.0-3.5 3.0-3.5 3.0 -3.5 3.0 -3.5 3.0 -3.5 3.0 -3.5 3.0 -3.5 3.0 -3.5 3.0 -3.5 5.Координационная сложность упражнений Низкая Низкая Низкая Низкая Низкая Низкая Низкая Низкая Низкая
Анализ влияниятренировочных нагрузок различного объема, с различной продолжительностью серийупражнений, направленных на развитие скоростно-силовых качеств, показал, чтоувеличение длительности выполнения серии упражнений от 3-4 до 4-5 и 5-6 минут,при одинаковом объеме нагрузки, вызывает различные приспособительные реакции организма.Увеличение объема тренировочной нагрузки от 40 до 70 и 100% при одинаковойдлительности и серии упражнений, также вызывает различные ответные реакцииорганизма.
Тренировочные нагрузкибольшого объема, с длительностью серии упражнений, равной 4-5 и 5-6 минутам, атакже нагрузки среднего объема, с длительностью серии упражнений, равной 5-6минутам, не рекомендуется применять и тренировочном процессе для развитияскоростно-силовых качеств у молодых футболистов. Выполнение таких нагрузок влучшем случае может привести к развитию скоростно-силовой выносливости, а вхудшем — к переутомлению и перетренировке.
В качестве тренировочныхнагрузок, направленных на развитие специальных скоростных качеств у молодыхфутболистов, послужило выполнение специальных индивидуальных, групповых икомандных упражнений, выполняемых с субмаксимальной интенсивностью, при среднейкоординационной сложности.
Для использования втренировочном процессе при подготовке молодых футболистов можно рекомендоватьнагрузки малого объема, с различной продолжительностью серий упражнении,нагрузки среднего объема, с продолжительностью серии упражнений, равной 4 и 6минутам, а также нагрузки большого объёма, с продолжительностью серииупражнений, равной 4 минутам. Эти тренировочные нагрузки не вызываютотрицательных сдвигов в состоянии координационных способностей. Тренировочныенагрузки большого объема, с длительностью серии упражнений, равнин 6 и 8минутам, а также нагрузки среднего объема, с длительностью серии упражнений,равной 8 минутам, не рекомендуется применять в тренировочном процессе дляразвития специальных скоростных качеств у молодых футболистов.
В.Ф. Терентьев даётследующие практические рекомендации по поводу построения тренировок уфутболистов данной возрастной группы:
1. Периодизациямноголетнего процесса. Учитывая возрастные особенности формирования скоростныхкачеств у человека, целесообразно выделять следующие этапы скоростнойподготовки юных футболистов с соответствующим содержанием процесса:
1-й этап — общаяскоростная подготовка молодых спортсменов (возраста от 16 до 18 лет) сразвитием всех форм скоростных качеств;
2-й этап — углубленноеразвитие скоростных качеств с конкретизацией структуры скоростных качествкаждого футболиста.
3-й этап –целенаправленная индивидуализированная скоростная подготовка футболистов(старше 15 лет).
2. Содержание этапацеленаправленной индивидуализированной скоростной подготовки юных футболистовследует подчинять:
— главному принципу — адаптации и совершенствованию индивидуальных особенностей структуры скоростныхкачеств футболиста в игровой деятельности оптимального соответствующего амплуа;
— основным положениямфункций и подготовки игроков разных амплуа;
— общим возрастнымособенностям занимающихся.
/>Глава 2. Опытно-экспериментальнаяработа/> поразвитию скоростно-силовых способностей юных футболистов (10 – 12 лет)
В экспериментальнойработе принимали участие 10 подростков 10 – 12 лет: пять из них составилиэкспериментальную группу, пять – контрольную. Ниже приводится описаниепостроения тренировочного процесса, направленного на развитие скоростно-силовыхспособностей, в котором принимали участие подростки экспериментальной группы.
Основной принциппостроения занятий, который был выбран нами – это тренировочные микроциклыпреимущественной скоростно-силовой направленности, которые рекомендованыД.В.Чулибаевым.
Семидневный развивающиймикроцикл предусматривал проведение 17 практических занятий за 6 тренировочныхдней (Таблица 3).
При этом в последний денькаждого микроцикла проводится игра, продолжительность которой вместе сразминкой составляет 120 мин. Это время в таблице не отражено.
Таблица 3 Структура тренировочных микроциклов футболистов 17 лет всоревновательном периодеМикроцикл Количество занятий Объём тренировочной работы Соотношение тренировочных нагрузок по направленности, % Общая выносливость Специальная выносливость Скоростно-силовая Комплексная Семидневный развивающий «7Р» 17 20 15 15 48 22 Трехдневный поддерживающий «3П» 6 6 33 - 17 50 Семидневный стандартный 8 19 11 26 26 37

Первый день микроцикласчитается послеигровым, поэтому утренняя и дневная нагрузки выполнятся спреимущественной аэробной направленностью. Главная задача этих занятия — усилитьвосстановительные процессы функциональных систем организма. Причем дневнаятренировка может проходить в бассейне.
Со второго дня начинаетсяцеленаправленное воздействие на развитие скоростно-силовых качеств. В утреннемзанятии в течение 20 мин футболисты выполняют прыжки на одной и двух ногахчерез мячи, положенные в ряд, длиной 7-8 м. Применяются также прыжки толчком двумя ногами через барьеры, установленные в ряд на расстоянии одного метра(8-10 шт.).
Самая тяжелая прыжковая работапроводится в дневном занятии третьего дня. Футболисты выполняют прыжки вглубину с тумбы высотой 60 см с последующим выпрыгиванием вверх толчком двумяногами. Выполняется 10 таких прыжков, после чего дается пауза отдыха 3 мин. Вовремя этой паузы прыжки выполняет другая группа футболистов.
После выполнения серии издвух 10-кратных повторении даётся пауза 10 мин, в течение которой спортсменысовершенствуют технику владения мячом (жонглирование и передача в парах).
Вечернее занятие третьего дняначинается с работы скоростно-силовой направленности, но с применениемизометрических упражнений. Этот комплекс состоит из последовательного воздействияна мышечные группы ног: передняя поверхность бедра, задняя поверхность бедра,приводящие и отводящие мышцы. Упражнения выполняются в парах, сидя и лежа нагазоне. Продолжительность комплекса с учетом последовательной смены работы впарах составляет 30 мин. Этот комплекс применяется также в утреннем занятииследующего дня, но его продолжительность сокращается до 10 мин.
Применяется еще один комплекснетрадиционных средств: беговые упражнения «в гору» и под уклон(3-5°). Бег в гору применяется для того, чтобы научить футболистов повышевыносить бедро при беге и развивать при этом силу мышц передней поверхностибедра. Бег под уклон способствует развитию частоты движения ног при беге, чтодля футболиста имеет существенное значение.
В шестой день микроцикла днемпроводится педагогическое тестирование продолжительностью один час, а вечером — тренировочная игра. Эффективность построения тренировочного процесса юныхфутболистов основана на том, что в основу построения педагогического эксперимента было положенопредположение, что под воздействием двух развивающих микроциклов («7Р»)у юных футболистов может начаться снижение уровня подготовленности иливозникнуть относительная стабилизация в развитии двигательных качеств.
Ниже приводится перечень упражнений,которые были задействованы при развитии скоростно-силовых способностей юныхфутболистов экспериментальной группы:
1. Упражнения на развитие скорости
Упражнения на развитиескорости выполняются так, чтобы отдых между ними был достаточным длявосстановления (1—2 мин). Основой методики развития быстроты являютсяупражнения, выполняемые с максимальной предельной интенсивностью в течение10—15 с. Упражнения для развития этого качества рекомендуется включать втренировку сразу же после разминки, когда организм хорошо разогрелся, апризнаки утомления еще не наступили. Если же мышцы не разогреты, то при выполненииупражнений на быстроту могут произойти их разрывы, вызывающие болевые ощущения.
Для развития быстротыподбираются хорошо освоенные и знакомые упражнения. В противном случае вы несможете выполнять их на предельной скорости, так как вес внимание будетсосредоточено на технике самих упражнении.
Без мяча
1. Повторная пробежкакоротких отрезков от 10 до 6 м.
2. Челночный бег 2х10 м,4х5 м, 4х10 м, 2х15 м, 5х30 м.
3. Бег на месте вмаксимально быстром темпе с высоким подниманием бедра в течение 10 с. Повторить3—4 раза.
4. То же, но с опорой.Обратить внимание на полное выпрямление толчковой ноги.
5. Бег с резкимиостановками по сигналу партнера.
6. Беговые движенияногами лежа на спине и стоя на лопатках. Движения ногами выполняются в быстромтемпе в течение 10 с. Повторить 3—4 раза.
7. Прыжковообразный бег.При беге необходимо поочередно отталкиваться то одной, то другой погон за счетусиленного разгибания бедра и стопы. Руки при этом активно помогают движению.Упражнение выполняется быстрыми короткими движениями (толчками) вперед — вверх.
8. Бег спиной вперед,приставными шагами на скорость на 10,15 и 20 м.
9. Быстрый бег на 10-15 м с выполнением нескольких кувырков вперед.
10. Быстрый бег на 8—10мс выпрыгиванием вверх и имитацией ударов головой по мячу.
11 Бег под уклон.Выполняется с широкой и свободной амплитудой движений с максимальной частотой инарастающей скоростью.
12. Взбегание поступенькам лестницы. Выполняется в быстром темпе.
С футбольным мячом
1. Быстрое ведение мячапо прямой на 10, 20 и 30м. Повторить 3-4 раза.
2. Выполнить удар по мячус рук, затем совершить за мячом рывок и медленно вернуться на исходную позицию.Повторить 3—4 раза.
3. Медленное ведение мяча.По сигналу направить его вперед низом и совершить в этом направлении рывок.Подхватив мяч, продолжить медленное его ведение. Сделать, таким образом, 3 — 4рывка.
4. Жонглирование мячомногами, стоя спиной к направлению движения. По сигналу партнера повернутьсякрутом и быстро вести мяч на расстоянии 20—30 м. После паузы вновь выполнитьупражнение.
5. Один из игроков ведетмяч по прямой, затем внезапно направляет мяч питом вперед, а сам отходит всторону Его партнер совершает рывок за мячом и, подхватив его, ведет вмедленном темпе и т. д.
6. Два игрока встают в 5 м друг от друга. Один из них направляет мяч низом в сторону партнера. Тот подпрыгивает надкатящимся мячом, пропускает его под собой, а затем поворачивается и совершаетрывок за мячом. После этого партнеры меняются ролями. Каждый совершает по 3—4рывка за мячом.
7. Сделать рывок к мячу,лежащему на расстоянии 10—12шагов, и выполнить удар, стараясь попасть внамеченную цель. Мяч находится в 8—10 шагах от нее. Повторить упражнение 4—5раз.
8. Вести мяч, резкоостановиться и сделать рывок на расстояние 5—6 шагов в сторону. Выполнить 5—6таких ускорений.
2. Упражнения на развитиесилы
После каждогоинтенсивного упражнения проводился короткий отдых (20—30 с). В паузах для отдыхавыполнялись упражнения на расслабление.
Упражнения для развитиямышц шеи
1. Из различных исходныхположений (основная стойка, лежа на спине, лежа на животе и пр.) наклоны иповороты головы, круговые движения головой. То же, но с сопротивлением руками.Например, лежа на животе, руки за головой, отвести голову назад, оказываясопротивление руками, и затем, нажимая руками, наклонить голову вперед,оказывая сопротивление напряжением мышц шеи.
2. Встать с партнеромдруг против друга, взять его за шею и попробовать наклонить к себе Партнер,стоящий в положении ноги врозь (одна нога вперед), пытается сопротивляться.Поменяться ролями.
Упражнения для развитиямышц рук и плечевого пояса
1. Сгибание и разгибание рук,в упоре стоя, в упоре лежа.
2. Лазание по канату спомощью ног и без участия ног.
3. Встать с партнеромдруг против друга, взяться за палку двумя руками. Держа палку на вытянутыхруках, перетягивать друг друга, преодолевая сопротивление партнера.
4. Встать с партнеромдруг против друга и, опираясь о ладони друг друга, попеременно сгибать ивыпрямлять руки с сопротивлением.
5. Броски набивного мячадвумя руками снизу, от груди, из-за головы, из-за спины, через голову, междуногами с наклоном вперед.
6. Перебрасываниенабивного мяча из руки в руку.
7. Толчки набивною мячаодной рукой.
Упражнения для развитиямышц живота
1. Из положения упор,сидя сделан, прямыми ногами «ножницы».
2. Лечь на сипну.Попросить партнера прижать к земле (полу) ваши ноги. Медленно поднимать иопускать туловище.
3. Из положения вис нагимнастической стенке (спиной к ней) поднять ноги как можно выше и медленноопускать.
Упражнения для развитиямышц туловища
1. Из положения ногиврозь, руки вверх, трижды наклониться влево и вернуться в исходное положение.То же вправо. Выполнить в каждую сторону по 6-8 упражнений.
2. Встать на колени, рукивверх, круговые движения туловища вправо, затем влево. Выполнить по 6—8 круговв каждую сторону. Упражнение можно делать с небольшими гантелями.
3. Прижать набивной мячруками к шее к шее и делать наклоны туловища в стороны и повороты направо иналево
4. Встать с партнеромспиной друг к другу, руки вверх. Взявшись за руки, наклониться влево ивернуться в исходное положение. То же вправо. Выполнить 5—7 раз в каждуюсторону.
Упражнения для развития мышцспины
1. Лечь на живот, рукивверх. Делать одновременно встречные движения назад ногами и руками, стараясьхорошо прогнуться. Повторить 6—8 раз.
2. Лечь на живот, рукивверх, ноги хорошо закрепить (или партнер держит за ноги). Прогнуться 5—7 раз.
3. Принять положение упор,лежа на согнутых руках. Выпрямить руки, прогнуться так, чтобы бедра касалисьземли. Повторить 5—8 раз.
Упражнения для развитиямышц ног
1. Бег в гору с высокимподниманием бедра в среднем и быстром темпе. Обращать особое внимание на выпрямлениеопорной ноги.
2. Бег с высокимподниманием бедра в яме с песком (по глубокому снегу, по воде), с отягощением ибез него, на месте и с незначительным продвижением вперед, в различном темпе.
3. Бег прыжками помягкому грунту (опилочная дорожка, песок, торфяной грунт) в различном темпе, вгору, по ступенькам лестницы вверх. Следует обращать внимание на законченностьдвижений при отталкивании.
4. Прыжки на прямыхногах. Поочередное отталкивание правой и левой ногой производится за счетсгибания и разгибания в голеностопных суставах. Выполняется в медленном исреднем темпе с незначительным продвижением вперед по мягкому грунту. При этомследует обращать внимание на отталкивание только стопой с максимальнымсгибанием нот в коленном суставе.
5. Прыжки на одной ноге.Мощно отталкиваясь ногой, продвигаться вперед. При этом следить, чтобы рукиработали, как при беге. Дистанция 15—30 м.
6. Упражнение дляукрепления мышц задней поверхности бедра. Лежа на животе, партнер держит нот заголеностопные суставы. Медленно поднимать туловище назад до положения, стоя наколенях и медленно возвращаться в исходное положение. Выполняя упражнение,следить за подниманием прямого туловища (можно прогнувшись).
7. Упражнение дляукрепления мышц передней поверхности бедра. Стоя на коленях, медленнонаклоняться назад до касания головой пола и медленно выпрямляться до исходногоположения.
8. Из основной стойки сделать на тритакта пружинистые приседания, на четвертый такт вернуться в исходное положение.Повторить 12—15 раз.
9. Из основной стойки, руки заспиной, присесть на носках (ноги сомкнуть, спину прогнуть, вперед ненаклоняться). Повторить 10—12 раз.
10. Из основной стойки присестьпоочередно то на одной, то на другой ноге. Повторить 6-8 раз.
11. В приседе прыжки вперед, назад, встороны.
12. Встать с партнером друг к другуспиной, взяться за руки и сделать глубокий присед. Повторить 6-8 раз.
13. Зажать ступнями мяч (футбольныйили набивной) и выполнить прыжки вперед или в стороны.
14. Лечь на спину и подтягивать кгруди колени. Отбивать ногами мяч, который набрасывается верхом. После 6—8попыток поменяться ролями с партнером.
15. Из основной стойки присесть сотягощением (гантели, набивной мяч, мешочки с песком) с последующим быстрымвыпрямлением.
16. Выполнять ногой броски набивногомяча.
17. Удары по мячу ногой на дальность.
/>Глава 3. Анализ результатовработы
Выявление эффективностипроведения тренировочной работы, описанной выше, производилось на основесравнения данных, полученных экспериментальным путём на начало и конец работы.Данные приводятся в табличной форме:
Таблица 4 Изменение показателей скоростно-силовых качеств у футболистовконтрольной и экспериментальной групп в начале и конце экспериментаПоказатели Контрольная группа Экспериментальная группа Начало Конец Прирост Начало Конец Прирост Скорость 15 м со старта (м/с) 5.31 5.38
0.07
(1.3 %) 5.36 5.60 0.23 Скорость 30 м со старта (м/с) 5.79 5.88
0.09
(1.55%) 5.99 6.13
0.14
(2.34%) Прыжок в длину (см) 190 192
2
(1.05%) 190 200
10
(5.26%) Прыжок в высоту (см) 37.2 38.4
1.2
(3.2%) 35ю4 43.1
7.7
(21.75%) Тройной прыжок (см) 5.73 5.75
2.0
(0.35%) 5.77 5.93
16
(2.77%)
В результате тестированияв начале эксперимента было выявлено, что различий скоростных искоростно-силовых качеств у футболистов контрольной и экспериментальной группне наблюдается. Так, скорость бега на 15 м со старта в начале эксперимента у контрольной группы в среднем была равна 5,31 м/с, в экспериментальной группе — 5,36 м/с.
Скорость бега на 30 и состарта соответственно была равна 5,79 и 5,99 м/с. Отмечено различие в пользуфутболистов экспериментальной группы. В прыжках в длину, высоту и в тройном прыжкерезультаты, как у контрольной, так и у экспериментальной групп были практическиодинаковы. Различия по всей показателям были недостоверными.
На основании исследованияскоростных и скоростно-силовых качеств у футболистов в конце эксперимента быловыявлено, что в значительной степени возросли показатели скорости бега на 15 м со старта у футболистов экспериментальной группы. Прирост составил 4.49%. У футболистов жеконтрольной группы скорость бега возросла всего на 1.3%.
Прирост показателейскорости бега на 30 м со старта в экспериментальной группе был также выше, чему футболистов контрольной группы; соответственно – 2.34% и 1.55%. Втренировочном процессе во время эксперимента по существу не применялисьупражнения, в которых приходилось бы производить рывки на 30 м, что и не привело к положительным сдвигам скорости бега на этой дистанции.
Как показалиисследования, результаты в прыжках в длину с места, в высоту и в тройном прыжкезначительно увеличились к концу эксперимента у футболистов экспериментальнойгруппы по сравнению с футболистами контрольной группы.
/>Заключение
Итак, современный уровеньразвития футбола предъявляет высокие требования к физической подготовленностифутболистов, одной из основных сторон которой являются скоростные искоростно-силовые качества. Детский и юношеский возраст — важный этапвоспитания этих качеств. Анализ литературных источников показал, что юныефутболисты в значительной степени уступают в скоростной и скоростно-силовойподготовке представителям других видов спорта. Одним из важных этаповвоспитания этих качеств является 11-12-летний возраст.
В футболескоростно-силовые движения выполняются довольно часто. В основном это прыжки,единоборства, игра в опережении. К скоростным и скоростно-силовым движениямотносятся также ускорения и рывки на короткие расстояния, после которыхсовершается удар по воротам или какое-либо другое техническое действие.
В комплексе качеств,необходимых футболисту, важное место занимают скоростно-силовые возможности. Свозраста 8-9 лет начинает интенсивно нарастать скорость бега, а к 10-11 годаммаксимальных значений достигает частота беговых шагов, обусловленная в большейстепени возрастанием частоты движений. В возрасте 10-11 лет у детей повышаетсяспособность к неоднократному выполнению скоростной работы. Интенсивный приростскоростно-силовых качеств наблюдается у детей в возрасте от 10 до 13 лет
Наибольшие темпы развитиясилы наблюдаются в основном в младшем и подростковом возрасте: с 8 до 9 лет, с10 до 11 лет и с 14 до 15 лет. При этом в возрасте 8—11 лет рекомендуетсяиспользовать прыжковые, акробатические и гимнастические упражнения на снарядах.Для 12—14-летних можно применять динамические упражнения с небольшимиотягощениями, лазание по канату, толкание ядра. Для 15—16-летних количествоупражнений с отягощениями заметно увеличивается.
Основной принцип построения занятий,который был выбран нами – это тренировочные микроциклы преимущественнойскоростно-силовой направленности, которые рекомендованы Д.В.Чулибаевым.Семидневный развивающий микроцикл предусматривал проведение 17 практическихзанятий за 6 тренировочных дней. Эффективность построения тренировочного процессаюных футболистов основана на том, что в основу построения педагогического эксперимента было положенопредположение, что под воздействием двух развивающих микроциклов («7Р»)у юных футболистов может начаться снижение уровня подготовленности или возникнутьотносительная стабилизация в развитии двигательных качеств.
В результате тестирования в началеэксперимента было выявлено, что различий скоростных и скоростно-силовых качеству футболистов контрольной и экспериментальной групп не наблюдается. На основанииисследования скоростных и скоростно-силовых качеств у футболистов в концеэксперимента было выявлено, что в значительной степени возросли всескоростно-силовые показатели у футболистов экспериментальной группы посравнению с футболистами контрольной группы, что и подтверждает эффективностьпостроения тренировочного процесса по методике, выбранной нами.
Список литературы
1.        Аванесов В.У.,Лукин Ю.К. Исследование влияния дозировки упражнений на эффективность развитияскоростно-силовых качеств. Проблемы физического воспитания студентов. //Материалы III республиканской научной конференции.– Баку, 1963. – 190с.
2.        Аванесов В.У.,Лунин Ю.К. К вопросам совершенствования методики развития физических качествфутболистов высокого класса. Проблемы физического воспитания студентов. // МатериалыII республиканской научной конференции. – Баку, 1981. – 174с.
3.        Азарова И.В.Темпы прироста скоростно-силовых качеств у детей младшего и среднего школьноговозраста: Автореф. дисс. – Омск, 1983. – 31с.
4.        Айсман Х.И.Взгляд врача на правильное построение процесса подготовки юных футболистов //Зарубежные научные исследования. Отбор и юношеский спорт. Вып. I. – М.: ФиС, 1992. – 177с.
5.        Андреев С.Н.Играй в футбол. – М.: ФиС, 1999.- 167с.
6.        Бизанц Г.Основные положения предсезонной подготовки юных футболистов // Зарубежныенаучные исследования. Вып.I. – М.: ФиС, 1992. – 177с.
7.        Голомазов С.В.Футбол. Теоретические основы и методика контроля технического мастерства. – М.:ФиС, 2000. – 220с.
8.        Драндров Г.А.Развитие скоростно-силовых качеств и быстроты у футболистов 13-16 лет с учётомтипологических особенностей проявления свойств нервной системы: Автореф. дисс…- Омск, 1989. – 33с.
9.        Кардосо А.М.У.Средства и методы скоростной и скоростно-силовой подготовки юных футболистов11-12 лет: Автореф. дисс… — М., 1985. – 37с.
10.     Лалаков Г.Е.Структура и содержание тренировочных нагрузок футболистов разных возрастов иквалификаций. – Омск, 2000. – 198с.
11.     Лукин Ю.К.Использование неспецифических средств в тренировочном процессе футболистов. –М.: ФиС, 1984. – 244с.
12.     Лукин Ю.К.Методика тренировочной нагрузки скоростно-силовой направленности в системегодичной и многолетней подготовки футболистов: Автореф. дисс… — М., 1990. –32с.
13.     Маркосян А.А. Основыморфологии и физиологии организма детей и подростков. – М.: Медицина, 1969. –322с.
14.     Терентьев В.Ф.Структура скоростных качеств юных футболистов и методика их формирования:Автореф. дисс… – СПб., 1995. – 37с.
15.     Филин В.П.Проблема совершенствования двигательных качеств у детей школьного возраста впроцессе спортивной тренировки: Автореф. дисс… — М., 1970. – 34с.
16.     Фомин Н.А.,Вавилов С.П. Физиологические основы двигательной активности. – М.: ФиС, 1991. –430с.
17.     Фомин Н.А., ФилинВ.П. Возрастные особенности физического воспитания. – М.: ФиС, 1972. – 290с.
18.     Чулибаев Д.В.Тренировочные микроциклы скоростно-силовой нагрузки в подготовке юныхфутболистов: Автореф. дисс… — М., 1987. – 33с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.