на основные компоненты физическойподготовленности женщин 21-35 лет
ПреподавательИ.В. Адамова, кандидат педагогических наук, доцент Е.А. Земсков, Российскаягосударственная академия физической культуры, Москва
Внедрениеновых оздоровительных технологий в физкультурную практику позволяетудовлетворить потребности человека в выборе доступных и эффективных формфизической активности в зависимости от их мотивационных запросов, физическогосостояния и социальных предпосылок.
Результатыспециальных исследований убедительно показывают, что занятия аэробнымиупражнениями [9, 16], ритмической гимнастикой [1, 8, 15], оздоровительным бегом[3, 17], плаванием [17], шейпингом [13, 14], стретчингом [12], аква-аэробикой [7]и другими оздоровительными системами физических упражнений оказываютположительное влияние на характер изменения показателей состояния здоровья,физической подготовленности, коррекцию форм тела в основном людей молодоговозраста.
Запоследние годы выполнен ряд исследований по научному обоснованию эффективностикомплексных форм занятий, в структуре которых сочетаются разнородные средства:ритмической гимнастики и оздоровительного бега, легкоатлетических иобщеразвивающих упражнений [3].
Нарядус этим физкультурная практика свидетельствует, что среди женщин все большуюпопулярность получают именно такого рода занятия — они более интересные в связис разнообразием используемых средств и организацией занятия.
Уженщин в возрасте 25-35 лет начинают проявляться процессы инволюционногоразвития двигательных функций [4].
Согласнотеории адаптации организма к постоянно изменяющимся внешним и внутреннимусловиям среды [2, 11] и принципиальных положений физиологии активности [6]процесс инволюционного развития можно профилактировать путем организацииопределенного режима физической активности.
Возможно,чем эта активность будет разнообразнее, тем сильнее будет выражен эффектизбирательного и всестороннего воздействия на организм занимающихся с цельюпредупреждения инволюции физических качеств.
Всвязи с этим актуальным является исследование влияния комплексных форм занятийна характер изменения основных компонентов физической подготовленности женщин21-35 лет.
Объектомисследования являлись две методики комплексных форм занятий:
— первая: в одном занятии сочетались средства и методы ритмической и атлетическойгимнастики(РАГ);
— вторая: в одном занятии сочетались средства и методы ритмической гимнастики иплавания с элементами аква-аэробики (РГП).
Поусловиям эксперимента первые части комплексных занятий были одинаковыми нетолько по времени, но и по объему используемых средств, методу проведенияпрограммы ритмической гимнастики. Вторые части занятий были равными попродолжительности (45 мин), но по содержанию отличались между собой.
Попрограмме РАГ в течение 25 мин выполнялись общеразви вающие упражнения длякоррекции так называемых проблемных зон тела (укрепление мышц живота,разгибателей туловища и ног).
Таблица1. Исходный уровень физической подготовленности женщин, распре деленных по интересамк комплексным программам РАГ, РГП№ п/п Показатели Программы Р РАГ(X±G) РГП(X±G) 1 Длина тела, см 165,0±6,30 167,6±3,90 >0,05 2 Масса тела, кг 57,7±8,90 64,8±7,10 0,05 6 Из виса на гимнастической стенке поднимание ног на 90° б,50±2,65 8,70±1,80 0,05
Примечание:р — достоверность различий.
Воставшиеся 20 мин следовала работа на тренажерах и с использованием отягощений.Каждое занятие завершалось выполнением растягивающих упражнений.
Попрограмме РГП во второй части занятия время на различные виды упражненийраспределялось следующим образом: 15 мин отводилось на дозированное плавание,25 мин на выполнение комплекса упражнений в воде по типу аквааэробики, в концезанятия проводились восстанавливающие упражнения. Занятия ритмической,атлетической гимнастикой, оздоровительным плаванием, растягивающимиупражнениями, аква-аэробикой проводились по общепринятым методикам [7, 8, 10,12, 13].
Впроцессе комплексных занятий соблюдался дифференцированный подход кпостепенному повышению физических нагрузок. Самые нагрузочные части занятийхарактеризовались одинаковым диапазоном изменений ЧСС — 150 — 165 уд/мин.
Внеделю проводилось 2 занятия продолжительностью 90 мин в течение 7 месяцев покаждой методике.
Вэксперименте приняли участие 45 женщин в возрасте 21-35 лет. По состояниюздоровья они относились к основной медицинской группе, по профессиональнойдеятельности — к работникам сферы умственного труда.
Передначалом эксперимента женщинам было предоставлено право выбора одной из двухкомплексных программ. По мотивационным запросам 27 человек изъявили желаниезаниматься по программе РАГ и 18 человек — по программе РГП.
Результатытестирования позволили определить исходный уровень физической подготовленностизанимающихся двух групп (табл. 1).
Женщиныгруппы РАГ статистически достоверно отличались от группы РГП меньшей массойтела (p
Можнопредположить, что женщины более низкого роста и меньшей массы тела, имеющиенизкий уровень развития силы мышц рук и туловища, больше мотивированы кзанятиям, сочетающим средства ритмической и атлетической гимнастики. Женщиныболее высокого роста и веса, с плохой гибкостью склонны к занятиям ритмическойгимнастикой в сочетании с плаванием.
Оздоровительныйэффект двух видов комплексных занятий оценивался по степени изменения основныхкомпонентов физической подготовленности: скоростно-силовых качеств основныхгрупп мышц, гибкости и общей выносливости. Общая выносливость женщин группы РАГопределялась количеством метров, пробегаемых за 12 мин, женщин группы РГП — количеством метров, проплываемых за 12 мин (табл. 2 и 3).
Выбортестов, позволяющих оценить уровень скоростно-силовых качеств, был неслучайным.
Известно,что вследствие возрастных изменений у женщин в возрасте 25-35 лет отмечаетсяестественное снижение физической дееспособности, которое выражается в быстромснижении в первую очередь гибкости, скоростно-силовых качеств, а также умеренномснижении общей выносливости [5].
Каквидно из табл. 2, в группе РАГ статистически достоверно улучшились всепоказатели, характеризующие более высокий уровень физической подготовленностиженщин по сравнению с исходными данными. При этом длина тела не изменилась, егомасса снизилась в среднем на 1,9 кг. Однако изменения были статистическинедостоверными (p>0,05).
Коэффициентывариации после эксперимента снизились. Это свидетельствует о том, что уровеньфизической подготовленности занимающихся стал более однородным и стабильным.Аналогичные результаты были получены в группе РГП (см. табл. 3).
Послеэксперимента уровень физической подготовленности женщин группы РГПстатистически достоверно улучшился по показателям, вес снизился на 3,10 кг.
Таблица2. Влияние комплексных занятий ритмической и атлетической гимнастикой (РАГ) нафи зическую подготовленность женщин 21-35 лет№ п/п Показатели До После Р
/>±/> V,%
/>±/> V,% 1 Длина тела, см 165,00±6,30 3,82 165,40±6,50 3,90 >0,05 2 Масса тела, кг 57,70±8,90 15,40 55,80±7,90 14,10 >0,05 3 Отжимания в упоре лежа, колич. за 30 с 2,26±1,70 75,22 7,30±1,40 19,20 Примечание.V — коэффициент вариации, р — достоверность различий.
Таблица3. Влияние комплексных занятии ритмической гимнастикой и плаванием (РГП) нафизи-ческую подготовленность женщин 21-35 лет№ п/п Показатели До После Р
/>±/> V,%
/>±/> V,% 1 Длина тела, см 167, б0±3,90 2,33 168,00±3,70 2,20 >0,05 2 Масса тела, кг 64,50±7,10 11,00 61,70±7,10 11,50 >0,05 3 Отжимания в упоре лежа, колич. за 30 с 5,10±2,30 54,90 8,50±2,30 27,05 Примечание.V — коэффициент вариации, р — достоверность различий.
Следовательноможно считать, что различные виды двигательной активности, сочетающие средстваритмической и атлетической гимнастики, а также ритмической гимнастики иплавания не только эффективно противодействуют процессам естественноговозрастного снижения физической деятельности, но и повышают физическийпотенциал женщин 21-35 лет.
Всвязи с тем, что экспериментальные группы были сформированы на основемотивационных запросов занимающихся, между ними имелись большие различия посредним значениям показателей. Кроме того, для оценки общей выносливости необходимобыло использовать разные условия и формы выполнения циклических нагрузок: бег иплавание. Поэтому для сравнения оздоровительных эффектов выявление изменениясредних значений (Х) показателей физической подготовленности и коэффициентоввариации(V) были выражены в процентах по отношению к исходным, которыепринимались за 100% (табл. 4).
Посредним значениям результатов, представленных в табл. 4, можно констатировать,что занятия по методике РАГ оказывают более сильное воздействие на развитиесиловых качеств мышц рук и плечевого пояса( 323,0 %), мышц живота (161,8 %) ивсего тела (164,8%). Комплексные занятия по методике РГП в большей мере влияютна развитие гибкости (211,4%), общей выносливости (130,0%), силовых качеств ног(112,3 и 110,4%), на снижение массы тела.
Сопоставлениевеличины изменения коэффициентов вариации у занимающихся по методике РГПуказывает на сильный разброс показателей силы рук и плечевого пояса (49,3%),ног (62,2%), туловища(140,2%) и общей выносливости (121,8%) по отношению кгруппе РАГ. В соответствии с этими характеристиками можно заключить, чтозанятия в группе РАГ в отличие от РГП способствуют более быстрому повышению истабилизации силовых качеств мышц рук и туловища. Занятия по программе РГПпреимущественно развивали гибкость, общую выносливость, силу мышц ног и снижалимассу тела.
Таблица4. Изменение показателей физической подготовленности женщин 21-35 лет подвоздействием различных видов двигательной активности комплексного характера РАГи РГП, %№ п/п Показатели РАГ РГП
/> V
/> V 1 Длина тела, см 100,2 102,6 100,2 94,9 2 Масса тела, кг 96,7 25,5 95.2 104,5 3 Отжимания в упоре лежа, колич. за 30 с 323,0 38,8 166,7 49,3 4 Прыжок в длину с места, см 103,8 24,2 110,4 17,7 5 Прыжок вверх с места у стены, см (лента Абалакова) 109,4 49,3 112,3 62,2 6 Из виса на гимнастической стенке поднимание ног на 90°, колич. за 30 с 161,8 55,9 137.9 84,5 7 Из положения лежа на спине — упор присев в и.п., колич. за 30 с 164,8 49,6 147,7 140,2 8 Наклон вперед в седе, см 172,9 104,2 211.4 35,4 9 Бег и плавание 12 мин, м 121,1 /> 130,0 121,8
Примечание.В графе X указан прирост среднего результата в %, в графе V — процентувеличения коэффициента изменчивости признака.
Возможно,это указывает на то, что индивидуальные особенности занимающихся в определенноймере влияют на увеличение продолжительности тренировочного процесса в целяхдостижения стабильности и оздоровительного эффекта.
Наосновании проведенных исследований можно сделать следующие выводы:
1.Мотивации женщин 21-35 лет к различным оздоровительным технологиям связаны свесо-ростовыми показателями и уровнем развития основных компонентов физическойподготовленности. Женщины низкого роста и веса, с низкими показателями силымышц рук и туловища больше мотивированы к комплексным занятиям ритмической иатлетической гимнастикой (РАГ). Женщины более высокого роста, с большей массойтела, с ограниченной гибкостью имеют интерес к комплексным занятиям ритмическойгимнастикой и плаванием (РГП).
2.Комплексные занятия по программе РАГ и РГП длительностью 90 мин, с частотой 2раза в неделю, когда двигательная активность характери зуется ЧСС 150 — 165уд/мин, можно считать программами оздоровительной направленности, т.к.концентрация в них разнородных средств позволяет эффективно противодействоватьинволюционным процессам. Это подтверждается повышением уровня физическойподготовленности женщин 21-35 лет.
3.Занятия с различной структурой двигательной активности в группах РАГ и РГПоказывают дифференцированное воздействие на компоненты физическойподготовленности. Занятия по методике РАГ способствуют достоверному увеличениюскоростно-силовых качеств крупных мышц: рук и плечевого пояса (на 156,3%),живота (на 23,9%), всего туловища (на 16,7%). Занятия по методике РГП вызываютболее выраженное снижение массы тела, достоверное повышение гибкости (на38,5%), общей выносливости( на 8,1%) и скоростно-сило вых качеств мышц ног ( на2,9 и 6,6 %).
Список литературы
1.Акопян Е.С. Методические предпосылки использования ритмической гимнастики взанятиях с женщинами зрелого возраста: Тез. ХVI респ. научн.-метод. конф.,25-26 февр. Ереван,1987, с. 38-40.
2.Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. — М.: Медицина, 1975.
3.Астраханцев Е.А. Дозированный бег и ритмическая гимнастика в комплекснойпрограмме оздоровительных занятий со студентами: Автореф. канд. дис. — М.:ГЦОЛИФК, 1991-92.
4.Бальсевич В.К. Физическая культура человека: состояние, проблемы и стратегияразвития на перспективу (актовая речь). — М.: ГЦОЛИФК, РиО,1992.
5.Бальсевич В.К., Запорожанов В.Н. Физическая активность человека. — Киев:Здоров'я, 1991.
6.Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности, — М.:Медицина,1966.
7.Васильева И.А. Содержание и методика занятий водной аэробикой с женщинамизрелого возраста: Автореф. канд. дис. — М.: РГАФК,1997.
8.Ивлеев М.П. Содержание и методика занятий ритмической гимнастикой с женщинамизрелого возраста: Канд. дис. — М., ГЦОЛИФК, 1987. — 246 с.
9.Купер К. Аэробика для хорошего самочувствия. — М.: ФиС, 1987.
10.Лисицкая Т.С., Ростовцева М.Ю., Ширковец Е.А. Ритмическая гимнастика: методикаи физиологическое обоснование / Гимнастика: сб. статей. М., вып. 1, с. 24-29.
11.Павлов С.Е. Основы теории адаптации и спортивная тренировка //Теор. и практ.физ. культ., 1990, № 1, с. 12-17.
12.Поддубная Ж.В. Методика использования статических упражнений для развитиягибкости в занятиях оздоровительными видами гимнастики: Канд дис. — М.:ВНИИФК,1992.
13.Прохорцев И.В. Способ тренировки тела человека типа «шейпинг».Положительное решение о выдаче патента по заявке № 4940994114 от 22.05.91.
14.Прохорцев И.В. Шейпинг — высокая технология в социальных программах для женщин/буклет. СПб.,1989. — 16 с.
15.Ростовцева М.Ю. Повышение физической работоспособности женщин молодого возрастасредствами ритмической гимнастики: Автореф. канд. дис. МОГИФК, 1987, с. 30.
16.Селуянов В.Н., Мякинченко Е.Б. Основы теории оздоровительной физическойкультуры: Учебн. пос. для инструкт. оздоровит. физ. культ. М.,1994.
17.Махова О.П. Сравнительная эффективность влияния упражнений разной структурыаэробной направленности на физическое состояние женщин второго периода зрелоговозраста в общей кондиционной тренировке: Канд. дис. — М.: ГЦОЛИФК, 1993.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта lib.sportedu.ru/