Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Особенности формирования и развития туристско-рекреационных особых экономических зон в РФ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КУРСОВАЯ РАБОТА
На тему: Особенности формирования иразвития
туристско-рекреационных особыхэкономических зон в РФ
Москва 2010

Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ РОССИИ
1.1 Особые экономические зоны, ихзадачи и виды
1.2 Эволюция особых экономических зонв Российской Федерации
ГЛАВА 2. ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЕ ЗОНЫ КАК ВИД ОСОБЫХЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН
2.1 Туристско-рекреационные особыеэкономические зоны
2.2 Особенности правовогорегулирования деятельности ТР ОЭЗ
ГЛАВА 3. ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЕ ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫРОССИИ
3.1 Характеристика ТР ОЭЗ РоссийскойФедерации
3.2 Перспективы развитиятуристско-рекреационных особых экономических зон Российской Федерации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы
 
ВВЕДЕНИЕ
Актуальностьисследования:
Туристско-рекреационныеособые экономические зоны — не новое явление в мировой экономической практике.В 120 странах насчитывается свыше 3 тыс. различных особых экономических зон сгодовым оборотом 600 млрд долларов. Для современной России создание туристско-рекреационныхособых экономических зон стало делом государственной важности, так как странатеряет туристическую привлекательность. Потенциальноприбыльная туристская индустрия России второе десятилетие не может избавитьсяот многочисленных проблем, связанных, например, с нехваткой инвестиций длястроительства гостиниц и практически всей современной инфраструктуры,необходимой для привлечения туристов и переориентации российских граждан,предпочитающих отдыхать за границей, на внутренний туристский рынок. Предполагается,что создание в России туристско-рекреационных особых экономических зон будетспособствовать обеспечению благоприятного инвестиционного климата,появлению конкурентоспособного туристского продукта, переводу индустрии отдыхаи путешествий на инновационный путь развития.
В связи с тем, чтопроцесс создания туристско-рекреационных особых экономических зон в Россииначался сравнительно недавно и говорить о достигнутых результатах покапреждевременно, особый интерес представляет изучение начальных этапов ихформирования в условиях современной экономики.
Таким образом, можноопределить цель работы – выявление особенностей формирования и развитиятуристско-рекреационных особых экономических зон в Российской Федерации.
Для достиженияпоставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-         дать определениепонятиям «особая экономическая зона» и «туристско-рекреационная особаяэкономическая зона»;
-         изучитьзаконодательную базу и историю создания особых экономических зон в РоссийскойФедерации;
-         провестисравнительную характеристику российских туристско-рекреационных особыхэкономических зон;
-         оценить возможныеперспективы развития.
Следует отметить, что насегодняшний день практически нет специализированной научной литературы,посвященной особым экономическим зонам, в том числе туристско-рекреационным. Впроцессе исследования автором были изучены различные публикации на данную тему(в том числе статьи, монографии, сообщения СМИ), подробно рассмотренозаконодательство, регулирующее деятельность особых экономических зон истатистические данные.
Работа состоит извведения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.Структура работы обусловлена логикой исследования: первая глава посвященахарактеристике особых экономических зон и этапам их формирования в РоссийскойФедерации, вторая глава рассказывает об особенностях туристско-рекреационныхособых экономических зон и основах правового регулирования их деятельности. Втретьей главе дается характеристика сформировавшихся туристско-рекреационныхособых экономических зон России и краткая оценка перспектив дальнейшегоразвития. В заключении представлены основные выводы и определены особенностисоздания и функционирования особых экономических зон, в том числетуристско-рекреационных, на территории Российской Федерации.
ГЛАВА1. ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ РОССИИ 1.1 Особые экономические зоны, их задачи и виды
Однимиз инструментов привлечения инвестиций и повышения эффективности взаимодействиябизнеса и власти в современной экономике выступает создание особыхэкономических зон (ОЭЗ). Они призваны решать многие важные задачи, связанные с вливаниеминостранного капитала, реализацией региональной политики, обеспечениемзанятости населения и стимулированием экспорта товаров и услуг.
Логикасоздания ОЭ3 обусловлена стремлением к интеграции с мировой экономикой или же необходимостьюразвития отдельных видов деятельности, имеющих большое значение длянационального хозяйства.
Особая экономическая зона – определяемая ПравительствомРоссийской Федерации часть территории Российской Федерации, на которойдействует особый режим осуществления предпринимательской деятельности[1].Это ограниченная территория с особым юридическим статусом по отношению костальной территории и льготными экономическими условиями для национальныхи/или иностранных предпринимателей. Главная цель создания таких зон — решениестратегических задач развития государства в целом или отдельной территории, втом числе:
-         развитиеобрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики;
-         производствоновых видов продукции, развитие экспортной базы и импортозамещающихпроизводств;
-         развитие туризмаи санаторно-курортной сферы;
-         привлечениепрямых иностранных инвестиций;
-         создание новыхрабочих мест для высококвалифицированного персонала;
-         апробация новыхметодов менеджмента и организации труда;
-         снижение уровнякоррупции.
С точки зрения инвесторов,создание ОЭЗ способствует достижению таких целей, как освоение новых рынков сбыта, приближениепроизводства к потребителю, минимизация затрат, связанная с отсутствиемэкспортных и импортных таможенных пошлин, доступ к инфраструктуре.
Особые экономическиезоны принято классифицировать, прежде всего, по выполняемым функциям:
-         Зона свободнойторговли (ЗСТ) —территория, выведенная за пределы национальной таможенной территории. В такойзоне проводятся операции по складированию товаров и их предпродажнойподготовке.
-         Промышленно-производственнаязона (ППЗ) — частьнациональной таможенной территории, внутри которой налажено производствоконкретной промышленной продукции; при этом инвесторам предоставляютсяразличные льготы.
-         Технико-внедренческаязона (ТВЗ) —территория, выведенная за пределы национальной таможенной территории, внутрикоторой размещаются научно-исследовательские, проектные, конструкторские бюро иорганизации. Примерами ТВЗ выступают технопарки и технополисы.
-         Туристско-рекреационнаязона (ТРЗ) —территория, на которой ведется туристско-рекреационная деятельность —создание, реконструкция, развитие объектов инфраструктуры туризма и отдыха,развитие и оказание услуг в сфере туризма.
-         Портовая зона –создается на территории морских портов, открытых для международного сообщения изахода иностранных судов, а также на территориях, предназначенных вустановленном порядке для строительства, реконструкции и эксплуатации морскогопорта.
Насегодняшний день в России существуют особые экономические зоны четырёх типов:технико-внедренческие, промышленно-производственные, портовые итуристско-рекреационные.
Кроме того,на всей территории Калининградской области действует Особая Экономическая Зона,которая имеет несколько особенностей: применение режима свободной таможеннойзоны для большинства ввозимых на территорию области товаров, распространениеОЭЗ на всю территорию области и т.д.[2]
На конец 2009 года всегона территории российских ОЭЗ зарегистрировано 207 резидентов. 1.2 Эволюция особых экономических зон в Российской Федерации
Вразвитии особых экономических зон в Российской Федерации можно выделить триэтапа. Первый этап, с 1991 по 1995 г. пришелся на начало институциональныхпреобразований в России и считается периодом заложения основ функционированияособых экономических зон. В те годы они рассматривались как необходимый элементрыночной экономики и свободного предпринимательства, инструмент комплексногосоциально-экономического и научно-технического развития регионов. В начале 90-хгодов прошлого века были заложены правовые основы создания особых зон,установлен порядок образования и льготный характер хозяйственной деятельности.В частности, предусматривалось предоставление бюджетных кредитов, направляемыхна финансирование приоритетных инфраструктурных объектов. Решение об учрежденииОЭЗ принималось индивидуально по каждой зоне и оформлялось постановлениемВерховного Совета (после его роспуска — указами Президента РФ илизаконодательными актами субъектов РФ). На этой основе исполнительными органамивласти закреплялся их хозяйственно-правовой статус, определялись направленностьдеятельности и особенности налогообложения. Среди наиболее крупных зон,созданных за этот период, следует выделить ОЭЗ «Находка» (1990), ОЭЗ «Выборг»(1991), зону экономического благоприятствования (3ЭБ) «Ингушетия» (1994),Калмыцкий налоговый оазис (1995).
Сточки зрения развития туристического комплекса наибольшее значение имела ОЭ3«Кавказские Минеральные Воды» (1994), созданная для реализации федеральнойпрограммы поддержки особо охраняемого эколого-курортного региона. Вместе сосвободной экономической зоной «Алтай» (1991) эта особая зона вписывалась вмодель устойчивого развития в рамках общегосударственной программы по охранеокружающей среды. В особых зонах была введена система ограничения режимовприродопользования, установлены экологические нормы и стандарты, отвечающиемеждународным требованиям, действовала система налоговых льгот. В качестве целидеятельности ОЭ3 «Кавказские Минеральные Воды» декларировалось формированиеэкологически чистого хозяйственного комплекса курортно-туристскойспециализации. Однако практика данных эколого-рекреационных зон показала, чтоотсутствие необходимых финансовых средств создает значительные трудности длянормального функционирования и выполнения поставленных задач. В результате непродолжительногофункционирования они прекратили свое существование.
Периодбурного развития ОЭ3 сменился курсом на ликвидацию крупных зон и формированиемикрозон, представляющих собой разновидность особых таможенных зон и зонэкспортного производства. В основу такой политики был положен принцип выгодногогеографического положения и минимизации затрат на инфраструктурноеобустройство. В результате точечные зоны распространились по разным регионам: водной только Москве к концу 1994 г. их насчитывалось около 150[3]
Началовторого этапа (1996-2004 гг.) характеризовалось параллельным развитием крупныхи точечных микрозон. С течением времени происходило вытеснение производственныхзон российскими офшорами, которые часто использовались как инструмент ухода отналогов. Характерным примером в этом отношении является опыт работы офшорнойзоны «Ингушетия». Тысячи российских предприятий получили статус резидента этойзоны, были освобождены от налогообложения, но фактически свою деятельностьосуществляли на других территориях. Общие потери региональных бюджетов, поэкспертным оценкам, только в 1995 г. составили около 2 трлн руб. Перваяполовина второго этапа протекала на фоне общей макроэкономической иполитической нестабильности. Отсутствие последовательной государственнойэкономической политики сказывалось и на развитии ОЭ3. Не было четкой стратегиии тактики по созданию особых зон, по выработке целей и приоритетов в этойобласти. Несовершенство законодательства приводило к противоречиям междуфедеральными и региональными правовыми актами, к разному пониманию целей изадач функционирования ОЭ3. На практике они стали средством лоббированиярегиональных интересов, их создание определялось не экономическойцелесообразностью, а результатами борьбы субъектов Федерации за налоговыельготы.
Вконце 90-х годов политика свертывания деятельности особых экономических зонпривела к тому, что на территории РФ реально функционировали две особые зоны — в Калининградской и Магаданской областях, Экономическая стабилизация и началоинвестиционного роста, наблюдавшиеся в 2000-2004 гг., предопределилинеобходимость нового подхода к формированию ОЭ3. Однако некоторая инерционностьэкономического поведения и чрезмерная бюрократизация не позволяли в кратчайшиесроки создать унифицированную нормативно-правовую базу и внедрить в практикуорганизационно-экономический механизм управления ОЭ3.
Точкойотсчета третьего современного этапа стало принятие в 2005 г. Федеральногозакона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», которыйвпоследствии был дополнен статьями, регламентирующими условия образования ипорядок ведения предпринимательской деятельности в особых туристско-рекреационных(2006 г.) и портовых (2007 г.) зонах. Новый закон позволил преодолеть несовершенствои фрагментарность российского законодательства. Он определил цели, условиясоздания механизм управления ОЭ3, правовое положение резидентов и порядокземлепользования и налогообложения. Легитимизация ОЭ3 позволила уже в конце2005 г. создать две промышленно-производственные и четыре технико-внедренческиезоны, а в 2006-2010 г. восемь туристско-рекреационных зон.
ГЛАВА2. ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЕ ЗОНЫ КАК ВИД ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН 2.1 Туристско-рекреационные особые экономические зоны
Одним извидов особых экономических зон являются туристско-рекреационные особыеэкономические зоны (в дальнейшем ТР ОЭЗ), которые создаются для развития объектов инфраструктурытуризма и отдыха, развития и оказания услуг в сфере туризма. Механизмов особогоэкономического регулирования в мировой практике достаточно много, и существуютони давно, но при этом такое явление, как туристско-рекреационные зоны,распространено незначительно, а для России и вовсе уникально. Поэтому оно носитинновационный характер.
К специфическим целямсоздания ТР ОЭЗ можно отнести: повышение конкурентоспособности туристскойдеятельности, развитие лечебно-оздоровительных курортов, развитие деятельностипо организации лечения и профилактике заболеваний, удовлетворение потребностейроссиян и иностранных туристов в доступном и качественном отдыхе. Кроме того,они должны стимулировать развитие депрессивных регионов, а также регионов, необладающих достаточным промышленным потенциалом, способствовать решению проблемвыравнивания уровня их экономического развития и повышению качества жизни изанятости населения, обеспечивающего функционирование туристско-рекреационных особыхэкономических зон.
Такжетуристско-рекреационные зоны призваны решить проблему туристическойпривлекательности Российской Федерации: последние нескольколет в сегменте въездного туризма отмечается постепенная деградация: в 2004 годуРоссию посетило 2.6 млн. иностранных туристов, в 2005, 2006 и 2007 – по 2.3млн., а в 2008 — 2,2 млн., что даже меньше чем в 1997 году[4]. Тогда как по оценкам ВТО, возможности России позволяютпри соответствующем уровне развития туристской инфраструктуры принимать до 40миллионов иностранных туристов в год. Как видно, перспективы существенны, исоздание особых экономических зон туристско-рекреационного типа направленоименно на решение проблем, мешающих реализации этих возможностей. Концентрацияресурсов в туристской сфере, в конечном счете, позволит сохранить и эффективноиспользовать весь туристско-рекреационный потенциал России.
Создание условий дляпритока инвестиций со стороны частного бизнеса в наиболее привлекательные длятуризма территории, по сути, означает признание государством важноституристического комплекса в стимулировании экономического роста. ТР ОЭЗ можнорассматривать как важный элемент «институтов развития»[5]. 2.2 Особенности правового регулирования деятельности ТР ОЭЗ
Впроекте Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ (2008-2020гг.) туристско-рекреационные зоны рассматриваются как часть инновационнойпрограммы развития экономики. Они определяются как некие региональные точкиэкономического роста.
Врамках данной Концепции говорится о том, что стимулирование экономическогороста может осуществляться за счет появления новых центров инновационногороста, опирающихся на концентрацию человеческого и технологического потенциала.Одним из таких центров должна стать туристская деятельность в виде созданиясовременных конкурентоспособных рекреационных зон.
Вупомянутой Концепции выделяются восемь макрорегионов, которые рассматриваются спозиций долгосрочного развития России. Макрорегионы концентрируют на своейтерритории инфраструктуру, обеспечивающую развитие производств и взаимосвязьрегиональных субъектов. При этом, как минимум, три макрорегиона (Балтийский,Поволжский, макрорегион Юга России) в качестве одной из составляющей своегодолгосрочного развития имеют туристско-рекреационную направленность.
Внесенныезаконодательные изменения вписываются в общую логику создания ифункционирования всех типов ОЭЗ (двадцатилетний срок существования всех зон[6],обязательность конкурсного отбора претендентов, единый статус резидентов ит.д.). Вместе с тем ТР ОЭЗхарактеризуются определенной спецификой,связанной с характером туристского производства и потребления. Эта спецификаопределяет порядок создания и функционирования особой туристской зоны, отличныйот традиционной схемы.
Деятельностьтуристско-рекреационной зоны локализована на гораздо больших участкахтерритории, чем территория промышленно-производственных, технико-внедренческихили портовых зон. Как правило, они объединяют несколько муниципальныхобразований, что является недопустимым в формировании ОЭЗ любого другого типа.Такая пространственная рассредоточенность туристских зон объясняется тем, чторекреационная деятельность неоднородна по своему составу и определяется не«точечным» производством туристских услуг, а динамичным характером туристскихпроцессов во времени и пространстве. В силу разнообразия и географическихмасштабов распространения туристских ресурсов границы не могут быть определенытак же, как для других типов зон.
Другимотличием является возможность разработки и добычи специальных полезныхископаемых (минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебныхресурсов) на территории ТР ОЭЗ, что не допускается в других особыхзонах. Многие российские курорты в большей или меньшей степени эксплуатируютподобные месторождения и в силу высокого морального и физического износаинфраструктурных объектов добычи и потребления полезных ископаемых нуждаются вобновлении основных фондов. Определенную помощь в этом отношении может оказатьрежим особой экономической зоны.
Особенностьтуристско-рекреационной деятельности находит отражение в структуре и критерияхоценки заявки на создание особой зоны. Содержание заявки охватывает общие испецифические параметры. Обязательные для всех типов ОЭ3: технико-экономическоеобоснование создания особой зоны, дополненное анализом состояния и стратегииразвития субъекта РФ, на территории которого предполагается образование особойэкономической зоны, расчеты будущих расходов федерального и региональногобюджетов и внебюджетных источников. Специфические параметры предполагаютрасчеты существующих и прогнозных показателей международных и внутреннихтуристских потоков, а также представление сведений о фактическом состоянииобъектов туристско-курортной инфраструктуры.
Группаспецифических параметров является одним из критериев оценки целесообразности иэффективности создания ТР ОЭЗ. 3десь также проявляется особенность туристско-рекреационныхзон, поскольку принцип инновационности (т.е. создание исключительно новыхпроизводств), характерный для промышленно-производственных итехнико-внедренческих зон, для рекреационных территорий в чистом виденеприменим. Это связано с тем, что территории, имеющие благоприятный туристскийпотенциал и рассматривающиеся как фавориты при проведении конкурсного отбора,уже относительно успешно функционируют в качестве туристской дестинации.Создание особой туристской зоны «с нуля» ставит в неравные условия «старые» и«новые» территории и невыгодно для государства и частного бизнеса. Образованиеабсолютно новой рекреационной зоны потребует не только колоссальных инвестиций,но и формирования в сознании массового туриста благоприятного образасоздаваемого инновационного продукта. Этот образ должен переориентироватьпотребителя с традиционного отдыха на новый его вид, что в силу неразвитостимеханизма продвижения регионального туристского продукта представляется весьмапроблематичным.
Режимсвободной таможенной зоны, предполагающий отсутствие таможенных пошлин и НДС наввозимые товары, распространяется только на резидентов особыхпромышленно-производственных, технико-внедренческих и портовых зон. Однако длярезидентов туристско-рекреационной зоны в течение пяти лет предусматриваетсяосвобождение от уплаты налога на имущество и земельного налога, а также снятие30%-го ограничения на пере нос убытков на последующие налоговые периоды[7].На региональном уровне возможно применение пониженной ставки налога на прибыль,подлежащего зачислению в бюджет субъектов РФ, на территории которых находятсяТР ОЭЗ.
Вместес тем смысл ТР ОЭЗ заключается не столько в освобождении от налогов, сколько всоздании государством системы стимулов для инвесторов. Причем главный фактор — это наличие предсказуемости всех расходов, связанных с ведением бизнеса,внедрение конкретного механизма государственных гарантий, обеспечивающих какроссийским, так и иностранным инвесторам уверенность в защите их прав собственности.
Важнойцелью создания туристско-рекреационных зон является снижение риска инвестиций впредполагаемые будущие рекреационные территории. Логика обновленного законатакова, что создается благоприятный инвестиционный климат для российских и иностранныхинвесторов — резидентов. Государство берет на себя обязательства по созданиюплана обустройства и оснащения рекреационной территории, а также финансированиютранспортной, инженерной и коммунальной инфраструктуры за счет средств федеральногои региональных бюджетов. Частный же бизнес направляет свои усилия на создание,эксплуатацию и реконструкцию самих туристских объектов. Это выгодно обеимсторонам: государству, поскольку в результате создаются дополнительные стимулыне только к развитию туристического комплекса, но и к экономическому ростувсего региона; и предпринимательству, так как оно не несет инфраструктурныхиздержек и минимизирует риски своих вложений, имея государственную гарантиюбезопасности деятельности. Резиденты ТР ОЭЗ и государственные органы управлениязаключают между собой соглашение об осуществлении туристско-рекреационнойдеятельности, предусматривающее разработку бизнес-плана развитиясоответствующей территории. Распределение финансирования ТР ОЭЗ в период2007-2010 гг. представлено в Приложении 1 (табл.1). Как видно, на развитиеинфраструктуры ОЭ3 государство направляет инвестиции из разных источников.Развитие внутренней инфраструктуры планировалось осуществлять за счет средств,направляемых через Федеральное агентство по управлению особыми экономическимизонами — РосОЭ3 (на данным момент, в связи с упразднением РосОЭЗ его функциибыли переданы Министерству экономического развития РФ)[8],а внешней (дороги, аэропорты и т.д.) — через федеральную адреснуюинвестиционную программу (ФАИП) и на средства естественных монополий.
Государственныерасходы на инфраструктуру зон не единственный источник финансирования ОЭ3. Планируетсяпривлечь порядка 200 млрд руб. за счет частных инвестиций резидентов. При этомвполне вероятно, что расходы на строительство ОЭ3 в России будут расти. Пооценкам экспертов, во время реализации проекта его стоимость по сравнению спроектно-сметной документацией может увеличиться на 20-50%[9].Не исключено, что дополнительные расходы будут приниматься поправками ктрехлетнему бюджету.
Крометого, отдельными экспертами отмечаются возможные проблемы, вытекающие из самойсути частно-государственного партнерства и распространяющиеся на любыеинвестиционные проекты, не обязательно связанные с туризмом. Дело в том, чтоучастие государства в бизнесе требует значительных временных и финансовыхзатрат, причем в больших объемах, чем изначально предполагалось на стадииразработки проекта. В результате частные компании последовательно выполняютсвою часть проекта, а государство отстает от ранее согласованного графика. Вусловиях глобальной рецессии это будет значительно снижать эффективность такихпроектов[10].
ГЛАВА3. ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЕ ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ РОССИИ 3.1 Характеристика ТР ОЭЗ Российской Федерации
Механизмсоздания туристско-рекреационных особых экономических зон был запущен в 2006г.: из 28 заявок было утверждено семь проектов по созданию ТР ОЭЗ. Победителямиконкурсов стали Алтайский, Краснодарский и Ставропольский края, РеспубликаАлтай и Бурятия, Иркутская и Калининградская области, а в 2010 году к нимприсоединился и Приморский край. Таким образом, на сегодняшний день вРоссийской Федерации создано восемь ТР ОЭЗ:
1.        Туристско-рекреационнаяособая экономическая зона «Алтайская Долина» (Республика Алтай)[11]
Располагаетсяна территории Майминского района Республики Алтай на правом берегу реки Катуньи имеет площадь 855 га. На участке планируется создание курорта с широкимивозможностями для развития водных видов спорта, поскольку Катунь известна какодно из удобнейших мест для сплавов, занятий экстремальными видами водногоспорта. Курорт будет включать в себя гостиничный комплекс,лечебно-оздоровительные спортивные и развлекательные объекты.
2.        Туристско-рекреационнаяособая экономическая зона «Байкальская гавань» (Республика Бурятия)[12]
ОЭЗ вРеспублике Бурятия расположена в Прибайкальском муниципальном районе РеспубликиБурятия в непосредственной близости от озера Байкал. На территории зоны планируетсясоздание современного гостиничного комплекса, порта, центра восточной медицины,спортивно-оздоровительного комплекса, обустройство маршрутов и экологическихтроп.
3.        Туристско-рекреационнаяособая экономическая зона «Бирюзовая Катунь» (Алтайский Край)[13]
Располагаетсяна территории Алтайского района Алтайского края на левом берегу реки Катунь иимеет площадь 3326 га.
ТР ОЭЗсоздается в целях создания и функционирования в курортно-рекреационногокомплекса, ориентированного на максимальное использование природно-ресурсногопотенциала и особенностей местности. Предполагается строительство кемпингов,горнолыжной трассы, охотничьих угодий и других объектов с общим количествоммест для туристов 3,5 тыс.
4.        Туристско-рекреационнаяособая экономическая зона «Новая Анапа» (Краснодарский край)[14]
Расположенамежду Черным морем и Кизилташским и Бугазским ламинами на территории городскогоокруга Анапа на земельном участке площадью 882 га. Позиционирование ТР ОЭЗ«Новая Анапа» предусматривает реализацию идеи курорта, предлагающеговозможности спокойного отдыха в разных форматах: пляжный отдых по системе «всевключено», культурный отдых с детьми, бальнеология и СПА-терапия, таймшерныеапартаменты, отдельно стоящие мини — отели, а также активный спортивный отдых:гольф, теннис, аквапарк, бассейны, парусный спорт, виндсерфинг.
5.        Туристско-рекреационнаяособая экономическая зона «Гранд Спа Юца» (Ставропольский край)[15]
Особая экономическая зонарасполагается на территории Ставропольского края на горе Юца и ее окрестностях,на расстоянии 10 км от Пятигорска и 35 км от аэропортаМинеральные Воды, имеет площадь 843 га.
ТР ОЭЗ сформирована вцелях создания современного бальнеологического курорта, улучшения сервиса,достижения большей гибкости в оздоровительных программах, формирования широкогоспектра развлекательных возможностей для отдыхающих и развития смежных видовтуризма.
6.        Туристско-рекреационнаяособая экономическая зона «Ворота Байкала» (Иркутская область)[16]
Территория,отводимая под размещение ТР ОЭЗ, находится на побережье оз. Байкал, вблизипоселка Большое Голоустное. Планируется строительство объектов энергоснабжения,объектов теплоснабжения, объектов наружных сетей водоснабжения иканализации, реконструкция аэропорта в Иркутске. В границах ОЭЗ предполагаетсяразместить гостиницы класса 3, 4 и 5 звезды; объекты делового,лечебно-оздоровительного, спортивного, развлекательного назначения.
7.        Туристско-рекреационнаяособая экономическая зона «Куршская коса» (Калининградская область)[17]
Площадь национального парка «Куршская коса» составляет 6 621 га, площадьакватории в охранной зоне – 9 800 га. Западная его граница проходит по берегуБалтийского моря, а восточная – по берегу Куршского залива. Туристско-рекреационныйпотенциал ТР ОЭЗ позволяет развивать экологический, оздоровительный,спортивно-развлекательный, велосипедный, водный, рекреационный, деловой,экскурсионный, познавательный и другие виды туризма.
8.        Туристско-рекреационнаяособая экономическая зона на территории острова Русский (Приморский край)[18].
ТР ОЭЗ будетрасположена на земельном участке площадью 2,8 тысячи гектаров. Планируетсястроительство международного делового центра, нескольких гостиниц, океанариумаи Тихоокеанского научно-образовательного центра.
На рисунке вПриложении 2 указано месторасположение создаваемых туристско-рекреационных зон:они формируются в трех различных климатических поясах России и практически всерасположены в непосредственной близости к государственной границе. Такоеразмещение позволяет не только представить разнообразие природных условийстраны, но и сделать их доступными для иностранных туристов. Также в Приложении(табл. 2) представлены направления туризма, источники финансирования и основныеэлементы инфраструктуры, которые планируется создать в каждой из ТР ОЭЗ. Каквидно, практически в каждой из зон среди приоритетных направлений –экологический, оздоровительным, спортивный туризм, во всех регионах предусмотреностроительство гостиничных и спортивных комплексов различной направленности. Чтокасается структуры инвестиций, то необходимо отметить, что лишь в одном регионесоздание туристско-рекреационной зоны будет основываться на бюджетномфинансировании практически на 70%, тогда как в других ТР ОЭЗ внебюджетныепоступления составляют от 16,5 до 45%.
В течение 2007 года быливыбраны площадки, определены и утверждены границы всех ТР ОЭЗ. В первомквартале 2008 г. завершена разработка и утверждены концепции создания иразвития каждой из зон, включающие анализ рынка и определение ихпозиционирования, подготовку мастер-планов, а также разработку маркетинговыхстратегий продвижения и привлечения инвесторов.
На основе концепциисоздания туристско-рекреационных зон были организованы и проведены конкурсы наразработку проектов планировки территорий каждой ОЭЗ. В 2008 г. начатопроектирование и строительство первых объектов инфраструктуры[19].
В связи с экономическимкризисом в 2008-2009 г. из семи туристско-рекреационных особых экономическихзон строительство продолжалось лишь в трех – «Бирюзовая Катунь» в Алтайскомкрае, «Алтайская долина» в Республике Алтай и «Байкальская гавань» в Бурятии.Увеличение длительности процесса создания туристско-рекреационных особыхэкономических зон объясняется, прежде всего, отсутствием опыта создания такихзон в России. Кроме того, длительный период предпроектных работ связан сбольшим сроком окупаемости проектов (12-15 лет). Тем не менее, проекты ТР ОЭЗне будут «заморожены» надолго или вовсе свернуты – об этом свидетельствуетпрежде всего принятие Постановления Правительства от 31 марта 2010 года осоздании новой туристской зоны в Приморском крае. 3.2 Перспективы развития туристско-рекреационных особыхэкономических зон Российской Федерации
Непрошедшие по конкурсу регионы также должны участвовать в развитии туристскойиндустрии России. Благодаря конкурсной процедуре они сделали комплексный анализпотенциала своей территории с позиций будущей активизации своей туристской деятельности.Разработанные бизнес-планы, региональные программы будут способствоватьпривлечению внимания инвесторов и общественности к развитию региональноготуризма. Активно участвуют в развитии своей туристской инфраструктуры такиесубъекты, которые, имея конкурентоспособный туристско-рекреационный потенциал,до настоящего времени в полной мере его не использовали. Например, в Дагестанепланируется строительство развлекательного комплекса с гостиницей, яхт-клуба сбунгало, санатория, центра семейного и детского отдыха. В Камчатской областипредполагается создание туристско-этнографического центра, строительствогорнолыжного и бальнеологического лечебно-курортного комплексов, аквапарка. ВМурманской области рассматриваются проекты по развитию активных видов туризма,в частности экологического и экстремального туризма на малых рекахсеверо-восточного побережья Кольского полуострова. Масштабы инвестиций ибудущая отдача по таким проектам гораздо скромнее, чем вложения в особыетуристско-рекреационные зоны, однако реализация региональных программ позволитвесьма существенно повысить уровень конкурентоспособности территорий и,следовательно, всей туристской индустрии России.
Намерение участвовать вконкурсе на создание туристско-рекреационной особой экономической зонывысказывали в администрациях Ростовской, Камчатской областей, Красноярскогокрая. В Вологодской области ведется разработка проекта ТР ОЭЗ «Дед Мороз». Приналичии в каждом из перечисленных регионов разнообразных рекреационных ресурсови возможностей для развития различных видов туризма – от экстремального докультурно-познавательного, одной из главных проблем остается привлечениеинвесторов. Так, например, основу туризма Камчатской области составляет малыйбизнес. Порядка 70 малыхфирм Петропавловска-Камчатского занимаются туристской деятельностью различнойспециализации: проведением экстремальных и конно-верховых маршрутов, всехлыжных маршрутов, а также маршрутов на снегоходах и собачьих упряжках. Крометого, малый бизнес активно предлагает услуги частного гостиничного сектора.Однако без притока внешних инвестиций сферу туризма невозможно обустроитьдолжным образом.
Тем не менее, даже привозможных «побочных эффектах» строительства ТР ОЭЗ (как, например, возможноенарушение экологического баланса региона, повышение цен), эксперты отмечают,что в целом инвестиции пойдут на пользу всем регионам, в которых на данныймомент создаются туристско-рекреационные особые экономические зоны.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По мере перехода обществак постиндустриальной стадии развития значение услуг в целом и, прежде всего,туристских услуг будет возрастать. Технический прогресс, рост уровня жизни ипоявление у населения большего количества свободного времени создаютпредпосылки для масштабного развития индустрии туризма, в то время какнепрерывный процесс урбанизации, динамика и интенсивность современной жизниобусловливают постоянно растущие рекреационные потребности населения.
Туризм аккумулируетмощные финансовые потоки и вносит значительный вклад в региональную экономику,способствуя развитию региона. Появление туристско-рекреационных зон сталопризнанием государством и обществом туризма как приоритетного направлениясоциально-экономического развития нашей страны.
Специфика туристическойотрасли обусловила и особенности создания и функционирования ТР ОЭЗ: они могутсоздаваться на одном или нескольких участках территории муниципальныхобразований, в них могут быть расположены земельные участки, объектыинфраструктуры, жилого фонда и иные объекты, находящиеся в различных формахсобственности, включая частную и участки, относящиеся к особо охраняемымтерриториям. Особые зоны туристско-рекреационного типа призваны не толькоповысить инвестиционный потенциал региона и уровень жизни населения, но ирешить проблему привлечения туристов в Российскую Федерацию. Несмотря наэкономический кризис, работы по созданию ТР ОЭЗ продолжаются и можнорассчитывать на то, что через несколько лет все начатые масштабные проектыпринесут ощутимые результаты и работы по созданию и совершенствованиютуристских зон России будут продолжены и в будущем.
Список литературы
1.        Амирханов М.М.,Барзыкин Ю.А., Чуваткин П.П. Особые экономические зоны и развитие туризма.Сочи: СГУТиКД, 2006 – 153 с.
2.        Косолапов А. Б.География российского внутреннего туризма – М.: Кнорус. 2010 – 272 с.
3.        Барзыкин Ю.А.Основные направления государственной политики развития туризма в РоссийскойФедерации // Туризм: право и экономика. 2007. № 3 (22)
4.        Белов Ю. Раздольедля экстремалов // КоммерсантЪ. № 192 (3768) от 19.10.2007
5.        Мау В.Экономическая политика 2006 года: на пути к инвестиционному росту// Вопросыэкономики. 2007.№2
6.        Шаповалов А.Особые экономические зоны растут в цене // КоммерсантЪ. № 71 (3647) от26.04.2007
7.        Особыеэкономические зоны: главные результаты работы в 2008 году // Вестник ОЭЗ. 2008№3.
8.        Федеральный ЗаконРФ от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ» (в ред.Федерального закона от 03.06.2006 N 76-ФЗ)
9.        Федеральный Закон№ 16-ФЗ «Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесенииизменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 10.01.2006г.
10.     Указ ПрезидентаРФ от 5 октября 2009 г. N 1107 «Вопросы Министерства экономического развитияРоссийской Федерации»
11.     Концепциядолгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (проект)// МЭРТ. Октябрь 2007 г.
12.     ПостановлениеПравительства РФ от 3 февраля 2007 г. N 67, 68,69,70,71,72,73
13.     ПостановлениеПравительства РФ от 31 марта 2010 г. № 201
14.     http://www.regnum.ru Сайт информационного агентства «REGNUM»
15.     http://ru.wikipedia.orgСвободная энциклопедия
16.     http://www.tourprom.ruСайт информационной группы «ТУРПРОМ»
17.     http://www.rosoez.ru Сайт ФедеральногоАгентства по управлению особыми экономическими зонами
18.     http://www.oao-oez.ru Сайт Открытогоакционерного общества «Особые экономические зоны»
19.     http://www.economy.gov.ruСайт Министерства экономического развития РФ


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.