Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


О рекреалогии

Контрольная работа
О рекреалогии

Содержание
1. Характеристикатуристско-рекреационного района Байкал
1.1 Географическое положение региона
1.2 Природные условия
1.3 Геодемографическая характеристикарегиона
1.4 История формирования и развитиярегиона
1.5    Этнокультурные и историко-культурныеособенности и ресурсы региона
1.6    Историко-архитектурные икультурные памятники и объекты всемирного природного и культурного наследия
1.7 Основные туристские центры региона.Основные направления туристских потоков в регионе
1.8 Социально-экономическое,политическое и  экологическое положение в регионе
2. Разработка туристского маршрута поРоссии и СНГ
2.1 Паспорт маршрута
2.2 Составление программы тура
3. Разработка программы тура
Списоклитературы

 
1. Характеристика туристско-рекреационногорайона Байкал1.1 Географическое положение региона
Байкалнаходится в центре Азии, в России, на границе Иркутской области и РеспубликиБурятия. Озеро протянулось с севера на юго-запад на 636 км в виде гигантскогополумесяца.
Площадьводной поверхности составляет 31 722 км² (без учета островов), чтопримерно равно площади таких стран, как Бельгия, Нидерланды или Дания. Поплощади водного зеркала Байкал занимает шестое место среди крупнейших озермира.
Длинабереговой линии — 2 100 км.
Озеронаходится в своеобразной котловине, со всех сторон окружённой горными хребтамии сопками. При этом западное побережье — скалистое и обрывистое, рельефвосточного побережья — более пологий (местами горы отступают от берега надесятки километров)[1].1.2 Природные условия
ПроисхождениеБайкала до сих пор вызывает научные споры. Возраст озера ученые традиционноопределяют в 25—35 млн лет. Этот факт также делает Байкал уникальнымприродным объектом, так как большинство озер, особенно ледниковогопроисхождения, живут в среднем 10—15 тыс. лет, а потом заполняются илистымиосадками и заболачиваются.
Однакосуществует также версия о молодости Байкала, выдвинутая докторомгеолого-минералогических наук Александром Татариновым в 2009 году, котораяполучила косвенные подтверждения во время второго этапа экспедиции «Миров» наБайкале. В частности, деятельность грязевых вулканов на дне Байкала позволяетученым предполагать, что современной береговой линии озера всего лишь 8 тыс.лет, а глубоководной части — 150 тыс. лет.
Несомненнолишь то, что озеро расположено в рифтовой впадине и по строению схоже,например, с бассейном Мертвого моря. Одни исследователи объясняют образованиеБайкала его расположением в зоне трансформного разлома, другие предполагаютналичие под Байкалом мантийного плюма, третьи объясняют образование впадиныпассивным рифтингом в результате коллизии Евразии и Индостана. Как бы то нибыло, преобразование Байкала продолжается до сих пор — в окрестностяхозера постоянно происходят землетрясения. Есть предположения о том, чтопроседание впадины связано с образованием вакуумных очагов вследствие излияниябазальтов на поверхность (четвертичный период).
Поданным Лимнологического института Сибирского отделения РАН, в Байкале обитает2 630 видов и разновидностей растений и животных, 2/3 которых являютсяэндемиками, то есть обитают только в этом водоеме. Такое обилие живых организмовобъясняется большим содержанием кислорода во всей толще байкальской воды[2].
Рачокэпишура — эндемик Байкала — составляет до 80 % биомассызоопланктона озера и является важнейшим звеном в пищевой цепи водоема. Онвыполняет функцию фильтра: пропускает через себя воду, очищая ее.
Наиболееинтересна в Байкале живородящая рыба голомянка, тело которой содержит до30 % жира. Она удивляет биологов ежедневными кормовыми миграциями изглубин на мелководье. Из рыб в Байкале водятся омуль, хариус, сиг, осетр,налим, таймень, щука и другие. Байкал уникален среди озер тем, что на большойглубине здесь произрастают пресноводные губки.
1.3 Геодемографическая характеристика региона
Бурятыи эвенки — два основных коренных народа, населяющие район Байкала. Бурятыпринадлежат к тюрко-монгольской, а эвенки к тунгусо-маньчжурской группеалтайской языковой семьи. До начала XX в. русские именовали эвенков — тунгусами. Себя эвенки называют ороченами, то есть оленьими людьми.Ученые-этнографы, впервые познакомившиеся с культурой эвенков, назвали их«аристократами севера», настолько были сложны и развиты их религиозные имировоззренческие представления, изысканы мифология и народное искусство.Основное занятия эвенков — оленеводство (эвенки не только запрягали оленей внарты, но и ездили на них верхом), охота и рыболовство. Более многочисленныебуряты (близкородственные монголам) пришли на Байкал с юга и постепеннооттеснили эвенков в северные районы и тайгу.1.4 История формирования и развития региона
Сослов местных жителей, записанных в 1930-х годах, до XII—XIII веков Прибайкальенаселяли народ баргуты. Им на смену с запада пришли буряты, которые сталиактивно заселять сначала западное побережье озера, а затем Забайкалье. Первыерусские поселения на берегу Байкала появились в конце XVII — начале XVIIIвека. Первым русским открывателем Байкала стал казак Курбат Иванов.
Происхождениеназвания озера точно не установлено. Ниже приведены наиболее распространенныеверсии происхождения топонима «Байкал»[3]:
· Байгъал(якут.) — большая глубокая вода; море
· Бай-Куль(тюрк.) — богатое озеро
· Байгаал-Далай(монг.) — богатый огонь
· Бэй-Хай(кит.) — северное море
Первыерусские землепроходцы Сибири употребляли эвенкийское название «Ламу» (море). Совторой половины XVII века русские переходят на название, принятое убурят, — «Байгаал» (произносится как «Бэйгхэл»). При этом онилингвистически приспособили его к своему языку, заменив характерное для бурят«г» на более привычное для русского языка «к», в результате чего окончательносложилось современное название.1.5 Этнокультурные и историко-культурные особенности и ресурсырегиона
Исконнойрелигией бурят, как и всех народов Сибири, включая эвенков, является шаманизм.Буддизм (в форме ламаизма) стал распространяться в Бурятии с XVII века идовольно мирно уживался с шаманизмом. Буряты обращались за помощью, как кламам, так и к шаманам. Между бурятами, жившими западнее и восточнее Байкала,долгое время существовало значительное различие. Иркутские буряты были наполовинуправославными, наполовину шаманистами и занимались земледелием. Забайкальскиебуряты придерживались буддизма и занимались скотоводством.
Втечение длительного времени местные люди кормились дарами тайги и озера.Сочетание рыбы, дичи и таежных приправ отличают сибирский стол от европейскойкухни. Это отличие ярче проявляются во время питания на берегу Байкала. Местнойизюминкой является малосоленый байкальский омуль, слава о нежном вкусе которогоизвестна далеко за пределами Сибири. Свежесоленый омуль настолько нежен, чтоего за один раз съедают по несколько хвостов. Среди гурманов он ценится какидеальная закуска к охлажденной водке. Также широко известны пельмени и мясо«Влпо-сибирскиВ».
1.6 Историко-архитектурные и культурные памятники и объектывсемирного природного и культурного наследия
Слюдяныеозера. Находятся в 25км от Северобайкальска. Большое Слюдяное озеро в диаметредостигает около 2км и имеет прекрасные песчаные пляжи. Чистая вода летом хорошопрогревается и вода на 6В°С теплее, чем в Байкале.
ОстровЯрки. Это удивительно узкий песчаный остров длинной около 14км, шириной от 100до 400м, отделяющий озеро Байкал от дельты рек Верхняя Ангара и Кичера. Здесьпротяженные песчаные пляжи, теплая вода и хорошая рыбалка.
МысЛундарь. Здесь находится прибойно-волновая пещера. В ней были найдены обломкикерамической посуды курыканского времени (V-XI вв.) недалеко расположеностаринное рыбацкое село Байкальское, одно из первых русских поселений на севереБайкала.
ОзероФролиха. Высокогорное озеро на восточном побережье. Живописное ледниковоеозеро, площадь которого состовляет16,5 кв. км, глубина до 80 метров. В этомозере водится уникальная для Сибири красная рыба даватчан тАУ реликтовая формаледниковой эпохи. Мясо рыбы даватчан красное по цвету, иногда ее ошибочноназывают форелью.
П.Листвянка. Байкальский лимнологический музей (СО РАН). Экспозиция музеяоснована в 1928 г. Это единственный музей, экспозиция которого знакомит систорией изучения озера Байкал, его животным и растительным миром. Здесьпредставлены байкальские рыбы, чучела птиц и животных, образцы донных отложенийи байкальских минералов, различные экспонаты, найденные во время научныхполевых экспедиций.
Байкальская астрофизическая обсерватория института солнечно-земной физики СОРАН. Здесь находится крупнейший в России солнечный телескоп. Телескопрасположен на вершине горы за пос. Листвянка он предназначен для регистрациисолнечных вспышек и наблюдения крупномасштабной структуры солнечной активности.С вершины горы открывается красивейшая круговая панорама на Байкал и истокАнгары.
Кругбайкальскаяжелезная дорога. Уникальный памятник инженерного зодчества созданный в 1904г.На КБЖД можно увидеть: сохранившийся каменный карьер где обрабатывался каменьдля строительства, экспозицию железнодорожной техники, живописная защитнаягалерея с итальянской подпорной стенкой, белая выемка (геологический разрез,образовавшийся при строительстве дороги), лаборатория нейтринной астрофизикивысоких энергий, птичий базар на 300-метровой скале, единственное в южной частиозера место гнездования серебристой чайки[4].
Картиннаягалерея. Частная картинная галерея, в которой представлены работы разныхмастеров, основной темой которых является Байкал. Здесь можно приобрестиизделия из бересты, картины, ювелирные изделия.
Никольскаяцерковь. Согласно преданию, в начале XIX в. русский купец Ксенофонт Серебряковво время плавания через Байкал терпел бедствие. Ему грозила явная гибель. Но неотчаялся он, усердно молился о спасении святому Николаю, покровителюмореплавателей. Свершилось чудо: Ксенофонт увидел самого святого Николая,спешащего ему на помощь. В знак глубокой благодарности за чудесное спасение Серебряковдал обет: построить храм в честь великого чудотворца. И в 1846 г. было начатостроительство церкви в п. Никола на берегу Ангары. В данный момент церковьнаходится в п. Листвянка и укомплектована иконами из других храмов Иркутска.Среди икон есть памятники середины XVIII в.
МысБурхан (скала Шаманка). Шаман-скала одна из девяти святынь Азии. Являетсявизитной карточкой озера Байкал, без ее изображения не обходится ни один фильмили фотоальбом о Байкале.
Двухвершиннаяскала сложена кристаллическим известняком-мрамором, покрытым яркими лишайникамикрасного цвета. В ближайшей к берегу скале есть сквозная пещера, особопочитаемая хоринскими и баргузинскими бурятами. Раньше в пещере проходилишаманские обряды, а позже в ней находился «Алтарь Будды». У подножия скалысохранился загадочный наскальный рисунок и надпись на санскрите. Ламы говорили,что в пещере мыса живет монгольский бог, переселившийся из Монголии внезапамятные временя, ища спасения, что ламы из всех 34 действующих в Бурятиидацанов обязательно приезжают сюда молится.
Мыс Хобой. Самый северный мыс на острове Ольхон. Эффектная столбовидная скаланапоминающее внешне острый клык, со стороны моря с W и E имеет ярко выраженноесходство с профилем женской головы с бюстом, как на древнегреческих галерах. Полегенде это окаменевшая бурятка, которую из-за зависти к мужу тэнгриипревратили в скалу со словами: «Покуда на земле будет зло и зависть, будешькамнем». Также место интересно и многоголосым эхом, и присутствием редких иреликтовых трав. Зимой же можно посетить гроты, сказочно украшенные наплесковымльдом и прозрачными сосульками.
МысХоргой. Степной мыс, который известен, прежде всего, благодаря развалинамдревней курыканской защитной стены протяженностью185 м и высотой 1,5- 2 м. Пофлангам хорошо сохранилась каменная кладка.
Краеведческий музей в п. Хужир. Здесь собрана разнообразная коллекция старинныхпредметов, отражающих быт и культуру островитян. Можно увидеть найденные наострове нагрудные знаки воинов Чингисхана и услышать легенды об их пребываниина острове.
ОзероХанхой или Ялга. Второе по величине озеро на острове Ольхон, летом теплое иприятное для купания. В 500м к юго-востоку, на скалистых берегах малого морянаходятся археологические памятники курумчинской культуры — плиточные могилы,напоминание об исчезнувшем народе.
1.7 Основные туристские центры региона. Основные направлениятуристских потоков в регионе
Привлекательностьрегиона для туристов определяется наличием туристских ресурсов (природных, исторических,социально-культурных объектов). В этом отношении Байкальский регион располагаетприродными ресурсами для развития рекрационной сферы (туризма исанаторно-курортного обслуживания), имеет возможности для внутреннего ивъездного туризма. На территории региона более 300 источников различныхминеральных вод, озера с крупными запасами лечебной грязи.
Индустриятуризма включает предприятия разных отраслей, но главную роль играют туристскиефирмы, формирующие туристские потоки. Рассмотрим тенденции развития туризма напримере Иркутской области. На начало 2001 года в Иркутской области действовало39 туристических фирм, из которых 74% имели частную форму собственности, 8% — смешанную, 6% — государственную и муниципальную. Предприятия туризмасосредоточены в крупных городах. Из общего числа туристских фирм 28 (72%)находятся в Иркутске, 4 (10%) – в Братске и 2 фирмы (5%) – в Ангарске9.
Туристскийбизнес в области развивается, ежегодно регистрируются 1-2 турфирмы. Более 70%действующих фирм области появилось в последние 10 лет, около трети работают всфере туристского бизнеса более 15 лет.
Туризмподвержен влиянию сезонного фактора. Самое популярное время для совершенияпоездки – лето: июнь – 13% обслуженных туристов, июль – 22%, август – 21%. носезонность несколько сгладилась. Об этом свидетельствует рост числа фирм,работающих полный год – с 65% до 87%. Кроме того, в среднем с 4 до 5 месяцевувеличилась продолжительность работы «сезонных» турфирм[5].
Извсех туристских фирм две трети являются туроператорами, остальные –фирмы-турагенты. Специфика услуг туроператоров заключается в разработке туров,подборе и комбинировании основных и дополнительных туристских услуг.Туроператов продает тур через посредников (турагентов) или напрямую клиентам.Турагенты занимаются посреднической деятельностью, реализацией туров населению.Они могут быть как самостоятельными, так и подразделением фирмы-туроператора. В2002 году около 60% фирм (в 1999 – 44%) совмещали турагентсткую и туроператорскуюдеятельность. В условиях рынка такой синтез может дать дополнительныевозможности для стабильного и успешного развития.
ВИркутской области наиболее распространен внутренний туризм, его удельный вес вобщем количестве проданных путевок в 2000 году составил 65%. На долю выездноготуризма пришлось 27% и только 8% — на долю въездного туризма.
Таблица1 Характеристика туризма/> Число проданных путевок, единиц Их стоимость, тысяч рублей Число обслуженных туристов, человек Общая На 1 человека Всего На 1 путевку Всего 8407 116480,2 5,2 22353 3 в том числе: внутренний тур. 5450 37915,3 3,9 9737 2 Выездной тур 2311 72738,9 14,9 4891 2 /> Въездной туризм 646 5826 0,8 7725 12
Почислу обслуженных туристов также наиболее представительным является внутреннийтуризм (44%). Но наибольший доход, учитывая разницу в стоимости путевок,приносит выездной туризм (62%).
В2000 году иркутскими турфирмами было обслужено 22353 туриста, из них 38%принято и 62% отправлено. В числе принятых доминируют иностранцы – 7725 человекили 92% и только 690 туристов (8%) прибыли из субъектов Российской Федерации.Среди иностранных туристов преобладали жители Китая (73%). Из россиян большевсего туристов прибыло из Москвы (38%) и Санкт-Петербурга (21%).
Областнымкомитетом государственной статистики в апреле 2002 года было проведенообследование туристских потоков в Иркутской области. В общей сложности опрошено467 человек.
Такили иначе, в составе организованных групп или «диким» образом, именно Байкалвыбирается местом отдыха половиной опрошенных. Привлекает особый микроклимат иживописность озера, и не в последнюю очередь – доступность такого отдыха, ведьмногие не располагают средствами для дальней поездки.
Развитиетуризма невозможно без развитой транспортной инфраструктуры, обеспечивающейпроезд туриста к конечному пункту путешествия и обратно. Бедой России являютсядороги. Избалованные комфортом иностранцы, привыкшие к европейским автобанам,российские автострады не считают дорогами. Из общей протяженности автомобильныхдорог Иркутской области только 38% (4,4 тыс. км) имеют усовершенствованноепокрытие.
Транспортныйпарк области изношен, пополняется мало, в результате прослеживается тенденция кего сокращению. На обновление подвижного состава пассажирского автотранспорта в2001 году было выделено 28 млн. рублей, на четверть меньше, чем годом ранее.
Только17% турфирм области имеют специальный автотранспорт для перевозки туристов. Вэтих условиях сложно говорить о комфортных условиях для туристов.
Могутпредоставлять интерес круизы на теплоходах. В 2001 году водным транспортовобласти перевезено 10,3 тыс. человек. Причем это единственный вариант водноготуризма на территории области, так как дальние туристские линии отсутствуют.Слабо используют резерводные прогулки по Байкалу.
Отдыхуи оздоровлению способствуют и санаторно-курортные организации. Имеющиеся вобласти дома отдыха, пансионаты, санатории и турбазы также не вполнесоответствуют современным требованиям. За 2000 год их количество снизилось на4% и составило 66 единиц, из них 28 организаций отдыха и 2 туристские базы.Около половины (48%) номеров не имеют удобств и только 10% относятся к классу«люкс». За год было обслужено более 135 тыс. человек. На начало 2001 годаэкскурсионные услуги в Иркутской области оказывали 20 организаций, из них 30% — туристские фирмы и 70% — музеи. За год было организовано 12772 экскурсий, изкоторых 97% — музейные. почти все экскурсии (91%) – платные[6].
Завтрашнийдень туризма определяется сегодня. В данное время Иркутская область находитсяна начальном этапе развития этой сферы экономики. Туристский бизнессталкивается со многими проблемами, главной из которых является удаленность отевропейской части России. Особенно это препятствует иностранному туризму,который представляет значительный потенциал. Успешному развитию туристских фирмпрепятствуют и такие факторы, как нехватка собственных денежных средств(отметели 62% опрошенных), недостаточная поддержка со стороны государства(62%), нестабильность налоговой политики (59%), неудовлетворительное состояниеинфраструктуры туризма (55%), высокая конкуренция на рынке туристских услуг(48%), недостаток правовых и нормативных актов, регулирующих туристскуюдеятельность (38%), неплатежеспособность потребителей (38%).
Несмотряна все проблемы туристкого бизнеса в области, руководители фирм не собираютсясворачивать свою деятельность. Такой настрой туристских менеджеров внушаетоптимизм, дает надежду на будущее. Во всем мире туризм является одним из самыхприбыльных видов бизнеса. Россия же въездным туризмом зарабатывает лишь крайненезначительную часть валового регионального продукта.
Отправлятьсоотечественников за рубеж гораздо проще и прибыльнее, чем приниматьиностранцев. При наличии положительных тенденций в развитии туризма в нашейобласти, Иркутские фирмы пока не заняли должного места в международномтуристском бизнесе, уступая инициативу зарубежным конкурентам. По некоторымоценкам, областной центр использует свой туристский потенциал лишь на четверть.
Дляиностранных туристов по степени привлекательности Байкал стоит в одном ряду сСанкт-Петербургом, Москвой и Золотым Кольцом. Но требовательных иностранцевможет отпугнуть многое: кроме неразвитой инфраструктуры и отсутствия многихпривычных удобств серьезным препятствием служит сама процедура оформленияпоездки, длительное оформление виз и их высокая стоимость. ПравительствомРоссии разработана концепция развития туризма до 2005 года. Планируетсяоблегчить визовый режим, снизить стоимость виз, устранить несовершенствотаможенной системы при въезде и выезде из страны, повысить ответственностьтурфирм, введя финансовые гарантии туроператоров.
Туристскийбизнес необходимо направить по цивилизационному пути, а для этого нужныинвестиции. Но вложение средств обязательно окупит себя. От производственнойсферы туризм отличается быстрой окупаемостью. Если средства, вложенные впромышленность, возвращаются через 8-10 лет, то в сфере услуг – через 1,5 – 2года. За инвестициями неизбежно последует приток туристов. Подсчитано, чтопребывание в Иркутске одного туриста из Японии дает 150 тыс. рублей дохода вбюджетную систему. Развитие дружеских связей с этой страной может благотворносказаться на экономике области. Тема развития туризма затрагивалась губернаторомна презентации Иркутской области в Японии, экс-премьер страны г-н Морипредложил открыть прямой рейс Иркутск – Комасо, что послужило бы хорошимимпульсом для развития не только деловых отношений, но и туризма.
Туризм– не только форма отдыха, это одна из отраслей экономики. Его развитие ведет засобой рост сопутствующих отраслей: транспорта, строительства (кемпенги, отели,зимние базы, шоссейное хозяйство), художественных промыслов.
Попрогнозам Всемирной организации путешествий, численность туристов за 20 летувеличится в 2-3 раза.
Чтобызанять достойное место на мировом рынке туристских услуг, следует уже сегодняуделять должное внимание развитию этого сектора экономики. Сейчас за рубежотправляются сырьевые ресурсы, дающие доход. Турист же увозит из странывпечатления и оставляет деньги.
Дляподнятия уровня туристских услуг в Иркутской области предстоит сделать оченьмногое. Необходимо обеспечить цивилизованные условия для отдыха на Байкале, вэтом наш регион мог бы сотрудничать с любым заинтересованным зарубежнымпартнером. Если удастся выполнить все задуманное и в полной мере использоватьимеющийся потенциал, возможно, могущество Приангарья будет прирастать не толькоза счет сырьевой направленности экономики, но и благодаря туризму.1.8 Социально-экономическое, политическое и  экологическоеположение в регионе
Сразвитием производственных сил экологические факторы все активнее оказываютвлияние на социально-экономическое развитие общества, заставляя больше вниманияуделять рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающейсреды.
Однакоугроза глобальной экологической катастрофы кажется отдаленной и почти невоспринимается правительствами большинства стран. Локальные задачихозяйственного развития пока заслоняют тревожные общемировые тенденции. Слишкомвелик «контур» обратной связи и высока инерционность планетарнойэколого-экономической системы. В этой ситуации гораздо эффективнее решатьэколого-экономические проблемы на региональном уровне.
Байкальскийрегион, имеющий национальное и международное значение, может стать мировоймодельной территорией. Именно здесь могут отрабатываться механизмы устойчивогоразвития, которые могут быть применены в других не менее уникальных регионахмира.
Байкальскийрегион становится той модельной территорией, где изучается взаимодействиепроизводительных сил с окружающей средой, накапливается теоретический ипрактический опыт народнохозяйственного, отраслевого и региональногоприродопользования.
Байкалявляется уникальным озером планеты. Вместе с тем эколого-экономические задачиего охраны сталкиваются с противоположными социально-экономическими интересами,связанными с объективной необходимостью осуществлять хозяйственную деятельностьв регионе.
Радикальноерешение байкальской проблемы связано с взаимодействием экономических интересови противоречий различных уровней. Без учета этого взаимодействия невозможноделать реальные шаги в сторону действительного разрешения «байкальской» и любойдругой эколого-экономической проблемы.
Байкальскийрегион – это уникальное сочетание природно-географических, исторических исоциально-экономических факторов.
Самобытнаи разнообразна культура Байкальского региона. В ней сочетаются западные ивосточные традиции, русские традиции переплетаются с национальными культураминародов, проживающих в Прибайкалье, Забайкалье, Приленье, в Монголии[7].
Натерритории региона мирно существуют православная и буддийская религии. Это одиниз социально спокойных регионов России и всего мира.
Здесьотрабатываются механизмы и формы социально-экономического и политическогообъединения 3-х субъектов Российской Федерации и одного независимогогосударства.
Думается,совсем не случайно В.В. Путин связывает будущее России с развитием Байкальскогорегиона. И ресурсы, и промышленность, и туризм – все это способствуетукреплению экономической и социальной базы Байкальского региона.
2. Разработка туристского маршрута по России и СНГ2.1 Паспорт маршрута
Кругобайкальскаяжелезная дорога или «Кругобайкалка» (сокращенно КБЖД) — историческая железнаядорога в Иркутской области России, в прошлом — часть Транссибирскоймагистрали, уникальный памятник инженерного искусства, одна из живописныхдостопримечательностей Прибайкалья. Проходит вдоль северного побережья южнойоконечности озера Байкал от города Слюдянка до поселка Байкал по южной части Олхинскогоплато.
До1949 года по Кругобайкальской дороге проходил основной ход Транссиба,переведенный в 1949 году на вновь построенный дублирующий участок железнойдороги от Иркутска через Большой Луг до южной оконечности Байкала (станцияСлюдянка-1). После ввода в эксплуатацию дублирующего участка КБЖД потерялабылое значение. Участок дороги от станции Иркутск-сортировочный до портаБайкал, проходивший по левому берегу Ангары, был в 1956 году разобран иполностью затоплен в 1958 году после строительства Иркутской ГЭС, в процессезаполнения Иркутского водохранилища.
Внастоящее время КБЖД входит в состав Иркутского отделения Восточно-Сибирскойжелезной дороги.
Отсчеткилометров на Кругобайкалке традиционно ведется от станции Иркутск-сортировочный(бывшая Иннокентьевская), которая до 1934 была административной границейТомской и Забайкальской железных дорог. Станция Байкал при этом расположена на72-м километре от этой точки отсчёта, станция Слюдянка-2 — на 161 км.
Внастоящее время Кругобайкальской железной дорогой называют ветку длиной1089 км маршрутом Слюдянка-2 — Култук — Маритуй — Байкал.На дороге сейчас имеется четыре станции (Култук, Маритуй, Уланово и Байкал) иодин разъезд (137 км). На КБЖД используется 38 тоннелей общей длиной9063 м (самый длинный из них — тоннель через мыс Половинный длиной777,5 м), 15 каменных галерей общей длиной 295 м и 3 железобетонныхгалереи с отверстиями, 248 мостов и виадуков, 268 подпорных стенок. Понасыщенности инженерными сооружениями КБЖД не имеет равных в России и занимаетодно из первых мест в мире. Тоннели и каменные галереи Кругобайкалки уникальнытем, что они строились по нетиповым проектам и не были перестроены впоследующие годы, сохранив первоначальный замысел архитекторов и инженеровначала века[8].
В1980—1990-х годах была проведена некоторая реконструкция железной дороги,проведен ряд мероприятий по укреплению сооружений, переложен новый путь на всемпротяжении дороги ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%91%D0%96%D0%94
- cite_note-15. В начале XXI века по дороге регулярно курсируетодин поезд (тепловоз и два вагона) в день туда и обратно. Время в пути отСлюдянки до станции Байкал — 4 часа 40 минут. Этот поезд именуетсяжителями придорожных селений словом «передача», отражающим значение этоготранспорта для обеспечения их предметами первой необходимости (хлеб, соль,спички, водка и табак). Еще одно название поезда — «мотаня» (мотаетсямежду станциями, потому и «мотаня»). Также периодически ходят туристическиепоезда, в том числе с паровозной тягой и оформлением вагонов в стиле «ретро».Имеется возможность арендовать для туристических целей дрезину.
РешениемИркутского облсовета 21 декабря 1982 года участок Кругобайкальской железнойдороги от станции Байкал до станции Култук был объявленархитектурно-ландшафтным заповедником (сейчас — в составе Прибайкальскогонационального парка) и взят под государственную охрану. С начала 1980-х годовначал постепенно осваиваться туристический потенциал Кругобайкальской железнойдороги (впрочем, в ограниченных масштабах как дачное место и зона отдыхастанции на дороге использовались с самого момента её постройки). Работает рядтуристических баз (134 км «Таежная», 102 км «Шумиха», 98 км«Хвойная», 80 км «Ретро» и «Серебряный ключ»), развит «дикий» туризм.
Помимособственно «железнодорожных» достопримечательностей туристов по маршрутуКругобайкалки привлекают многочисленные памятники природы: скальные обнажения(«Белая выемка» и др.), каменные останцы и т. п. В посёлках вдольКБЖД, особенно в Маритуе, сохранился ряд деревянных зданий начала XX века,построенных в стиле модерн.
Такжена маршруте КБЖД размещены следующие учреждения:
· 80 км —научно-исследовательская экспериментальная база Центра сохраненияисторико-культурного наследия;
· 106 км —база института ядерных исследований;
· 119—120 км(Маритуй) — место практик студентов биолого-почвенного факультета Иркутскогогосударственного университета.
Осенью2005 года был проведен комплекс мероприятий по празднованию 100-летия дороги. Кэтому событию был перестроен вокзал на станции Байкал (в здании вокзала открытамузейная экспозиция, посвященная КБЖД), реконструирован вокзальный комплексстанции Слюдянка.2.2 Составление программы тура
 
Всалонах «Кругобайкальского экспресса» все продуманодо мелочей: мягкие кресла, приятная музыка, внимательный и доброжелательныйперсонал. В пути скучать не придется: наш экскурсовод не только увлекательнорасскажет об истории строительства Кругобайкальской железной дороги, но ипокажет самые интересные и красивые места во время остановок, которыепредусмотрены по ходу движения поезда:
166км / Слюдянка. Знакомство с Кругобайкальской железнойдорогой можно начать от Слюдянки — ее главной железнодорожной станции.Единственное на КБЖД каменное пассажирское здание станции — архитектурноепроизведение из белого и розового мрамора.
149км / Старая Ангасолка. Отсюда начинается самый насыщенныйинженерными и архитектурными объектами участок. Своей мощью и красотой поражаеткаменный арочный виадук «Ангасольский».
130км / Шабартуйский комплекс искусственных сооружений — железный мост первого пути «езда по верху», с пролетом между каменными опорамив 20 саженей, и двухпролетный, арочного типа, железобетонный виадук
123км / Комплекс «Киркирейский». Загадочное ивосхитительное место. Здесь строителям пришлось особо потрудиться. В связи спостоянными горными обвалами и неукротимым характером реки Киркирей им пришлосьво второй строительный период пробивать параллельно тоннелю № 18 новый тоннель- № 18bis.
110км / Падь Половинная. Одно из наиболее любимых туристамимест отдыха на КБЖД. Живописная долина реки Половинной расположилась междуЧайкиным утесом и мысом Половинный, сквозь которые проходят два тоннеля — самыйкороткий и самый длинный.
102км / Подпорная стенка «Итальянская» — одно из красивейшихмест Кругобайкалки. Свое название она получила в честь арок, напоминающихархитектуру Италии. Над проектом стены работал итальянец по фамилии Феррари. Наэтом же отрезке пути находится галерея № 7 «Большая Шумихинская». Она построенадля защиты дороги от камнепада, но давно не используется.
Низкийсезон (с октября по апрель)[9]:Экскурсии осуществляются по субботам и воскресеньям на рельсовом автобусе – всалоне первого класса комфортабельного дизель-вагона. Мягкие кресла расположеныдруг напротив друга, между ними — столик. Салон оснащен современной аудио- ивидеоаппаратурой, жидкокристаллическими мониторами, системой теплоснабжения.Максимальная вместимость 50 мест. Зимний маршрут комбинируется с несложным, ноувлекательным лыжным переходом (18 км) от станции «Переезд» до остановочногопункта «Крутая Губа» на 140 км КБЖД.
Высокийсезон (с 5 мая по сентябрь): Экскурсииосуществляются по средам, четвергам, субботам и воскресеньям (дополнительно сиюля по август — в пятницу и субботу) на электропоезде повышенной комфортности.Вагоны делятся на первый и второй класс, которые отличаются друг от другарасположением кресел и количеством мест: в вагонах первого класса кресларасположены парами друг против друга, между ними – столик; в вагонах второгокласса кресла расположены друг за другом — рядами по три или два сиденья, как всалоне самолета, и оснащены откидными столиками. В каждом вагоне по 4 монитора,по которым транслируются видеофильмы о Байкале, музыкальные и развлекательныепрограммы, российские кинофильмы. В пути следования туристов сопровождаетэкскурсовод. Экскурсии проводятся как во время движения (по громкой связи), таки на остановках. Во время поездки туристы могут приобрести легкие закуски инапитки в баре поезда. В вагонах первого класса установлены термосы с горячейводой.
Посредам и субботам мы отправляемся поездом — от ст. Иркутск-Пассажирский в 08:16. До Слюдянки поезд следует без остановок,от Слюдянки (в 10:15) начинается непосредственно экскурсионная программа — состановками и выходами на берег в сопровождении экскурсовода. По прибытии вПорт Байкал (зимой в 18:20, летом в19:20), Вы посетите здание вокзала и перейдете на пристань,откуда комфортабельный теплоход «Иван Бабушкин» доставит Вас в Листвянку. ЗдесьВы займете места в автобусах и отправитесь по Байкальскому тракту в Иркутск – состановками в микрорайоне Солнечный, на улице Байкальской, Центральном рынке, угостиницы «Ангара», на ост. Бытовая. Завершится поездка на привокзальнойплощади станции Иркутск-Пассажирский (зимой– около 21:00, летом – около 22:00). Зимой переправа от ПортаБайкал осуществляется по льду на «Хивусах» — суднах на воздушной подушке вЛиствянку, к причалу Прибайкальского национального парка.
Почетвергам и воскресеньям маршрут представлен в зеркальном отображении:в 8:40/09:30 утра Вы отправитесь на автобусе от здания Драматического театраим. Охлопкова (ул. Карла Маркса, 14) в Листвянку, далее переправитесь в ПортБайкал, откуда в 11:30 начнется Ваша поездка на «Кругобайкальском Экспрессе» — с остановками и выходами на берег в сопровождении экскурсовода. По путиследования поезда от Слюдянки до Иркутска предусмотрены следующие остановки длявыхода пассажиров: Гончарово, Кая, Мельниково, Академическая,Иркутск-Пассажирский (21:55), Военный городок, Иркутск-Сортировочный.
С25 июня до конца августа 2010 года поездки по КБЖДможно осуществить на рельсовом автобусе (в салоне первого класса) по пятницам исубботам: отправление в пятницу на поезде от ст. Иркутск-Пассажирский в 06:55утра, прибытие в Слюдянку в 09:35, прибытие в Порт Байкал в 18:00, отправлениеиз Листвянки на автобусах в 18:45, прибытие в Иркутск около 20:00. Отправлениев субботу из Иркутска на автобусе в 08:30 утра, паромная переправа из Листвянкив 10:00, отправление поезда от Порта Байкал в 10:30, прибытие на ст.Иркутск-Пассажирский в 21:22.
Стоимостьпутевок «Кругобайкальского Экспресса»[10]:
· 1 класс: 1450 руб. с 1 чел.
· 2 класс: 1250 руб. с 1 чел.
3. Разработка программы тура
1. Первыйдень.  Прибытие на вокзал города Иркутска. Гид, встречающий группу, по пути вгостиницу, рассказывает кратко о городе и плане тура. Далее – размещение вгостинице, выдача карты города, свободное время до ужина. Задача – датьосвоиться в новом месте.
2. Второйдень. Знакомство с городом. Обед. После обеда туристы совершают пешую прогулкупо центру города, вечер проводят в главном театре города.
3. Третийдень.  Выезд на экскурсию по Кругобайкальской железной дороге. Вечером ужин вгостинице.
4. Четвертыйдень.  Экскурсия в столицу Бурятии Улан-Удэ. Поездка в дацан.
5. Пятыйдень. Поездка на озеро Байкал с целью активного отдыха. По пути – историяБайкала.
6. Шестойдень. Экскурсии по музеям, походы по сувенирным лавкам.
7. Седьмойдень – отъезд с вокзала.
Список литературы
1. ВинокуровМ.А., Суходолов А.П. «Экономика Иркутской области», Иркутск, 2008.
2. ВинокуровМ.А., Суходолов А.П. «Иркутская область», Иркутск, Сибэкспоцентр, 2009.
3. ВинокуровМ.А., Суходолов А.П. «Экономика Иркутской области», Иркутск, 2008.
4. Волков.С.Микроэнциклопедия «Вокруг Байкала», Иркутск, 2007.
5. ГусельниковаМ.М., «Туризм в Байкальском регионе» — экспресс-информация (Иркутский областнойкомитет государственной статистики).
6. КвартальновВ.А. «Туризм», Иркутск, 2007.
7. СуходоловА.П. «Иркутская область», Иркутск, 2009.
8. КулешовВ.В. Экономические условия и требования устойчивого развития в целом иприменительно к озеру Байкал. СО РАН. Новосибирск, 2004.
9. СуходеловА.П. Целлюлозно-бумажная промышленность Байкальского региона. Новосибирск,2005.
10. СуходеловА.П. Байкал – уникальный природный объект мирового значения. // Ресурсырегионов России, М., 2007, №2.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Ford Motor Company Essay Research Paper Ford
Реферат Овалы Кассини и пузыри в моделировании мягких оболочек
Реферат Солнечные затмения проверка и уточнение теории движения луны Фотометрия солнечного света при разных
Реферат События после отчётной даты и их влияние на отчётность
Реферат Politics Of Air Essay Research Paper Politics
Реферат Н. Ф. Кошанский: жизнь и творчество
Реферат Personal Darkness Essay Research Paper Acquainted with
Реферат «молодая семья» Выпуск Молодая семья. Выпуск 2/ Под общ. Ред. А. Д. Плотникова
Реферат Unemployment Essay Research Paper Unemployment The unemployment
Реферат Бюджетный механизм Россия и Украина
Реферат Учет затрат по системе Стандарт кост
Реферат Влияние ролевых компьютерных игр на формирование психологической зависимости человека от компьют
Реферат Первая Помощь при ЧС в России
Реферат Intelligent Design Of The Universe Essay Research
Реферат Взаимодействие лекарственных средств. Клиническая фармакогенетика