Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Мотивационная обусловленность занятий массовой физической культурой среди учащейся молодежи

Смоленскаягосударственная академия физической культуры, спорта и туризма
Факультетфизической культуры и оздоровительных технологий
Выпускающаякафедра – спортивного менеджмента, экономики и физкультурно-оздоровительныхтехнологий
Заведующийкафедрой спортивного менеджмента, экономики и физкультурно-оздоровительныхтехнологий профессор
______________Кореневский С.А.
«____»__________________ 2009 г.
Выпускнаяквалификационная работа по направлению 032100.62 «Физическая культура»
Мотивационнаяобусловленность занятий массовой физической культурой среди учащейся молодежи
Студент-исполнитель________________ Левина Е.И.
Научныйруководитель ________________ Новикова М.А.
Оценка заработу ________________
ПредседательГЭК ________________ Ермаков В.В.
«____»_________________ 2009 г.
Смоленск 2009

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. СОСТОЯНИЕВОПРОСА
1.1 Понятия «мотив» и «мотивация» с психологической точкизрения
1.2 Мотивация в сфере физической культуры и спорта
1.3 Исследования, посвященные изучению мотивации в занятияхфизической культуры учащейся молодежи
1.4 Проблемы повышения мотивации студентов
Глава II. ЗАДАЧИ,МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Задачи исследования
2.2 Методы исследования
2.3 Организация исследования
Глава III. РЕЗУЛЬТАТЫИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
ВЫВОДЫ
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Список литературы
ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Здоровье –самая большая ценность, которая дана человеку. Но человек не может бытьсовершенно здоровым, не ведя здорового образа жизни, т.е. образ жизни,способствующий сохранению и развитию здоровья отдельного человека и общества вцелом. Факторы сохранения здоровья – это компоненты здорового образа жизни, какоснова долголетия. Факторы риска – это факторы, способствующие возникновениюзаболеваний.
Здоровый образ жизнизависит от того: соблюдает ли человек факторы сохранения здоровья, исключает личеловек из своей жизни факторы риска и обладает ли человек:
1.          Нравственнымздоровьем – характеризующим духовность человека – систему ценностей, установоки мотивов поведения человека в обществе.
2.          Физическимздоровьем – уровень развития функциональных возможностей органов и системорганизма.
3.          Психическимздоровьем – состояние психики человека, его сознание, мышление, эмоции и воля[52].
Основным факторомсохранения здоровья является физическая активность, она влияет на деятельность,благосостояние общества, ценностные ориентации поведения. На данный моментсуществует мало исследований, которые изучают механизм формирования здоровогообраза жизни и ценностных ориентаций молодежи.
Ценностные ориентациимолодежи определяют стиль жизни человека:
1. Здоровый – образжизни, способствующий сохранению, укреплению и развитию здоровья отдельногочеловека и общества в целом.
2. Нездоровый – образжизни, ведущий к разрушению здоровья.
Молодежи свойствененпоиск своего места в жизни, формирование установки на сознательное построениесобственной жизни, ее планирование, включение в разнообразные практические видыжизнедеятельности.
Студенчество, особенно наначальном этапе обучения, является наиболее уязвимой частью молодежи, т.к.сталкивается с рядом трудностей, связанных с увеличением учебной нагрузки,невысокой двигательной активностью, относительной свободой студенческой жизни,проблемами в социальном и межличностном общении.
В последние годы, какотмечают Карась и Хромина, к ним прибавилась интенсификация учебных процессов,необходимость совмещения учебы с работой, ухудшение питания, распространениятабакокурения, употребления алкоголя.
Сегодня лишь звучатпризывы быть здоровым, а социальная среда и реальная практика свидетельствуютоб ухудшении здоровья молодежи, увеличении веса, обострении сердечнососудистыхзаболеваний и других хронических и инфекционных заболеваний.
Сегодняшний уровеньурбанизации, научно-технического прогресса, комфорта является причинойхронического «двигательного голода».
Студенческой молодежи этокасается в особенности, т.к. нынешние студенты – это основной трудовой резервнашей страны, это будущие родители, и их здоровье и благополучие являетсязалогом здоровья и благополучия всей нации. В связи с этим огромное значение иактуальность приобретает изучение интересов и потребностей современной молодежив сфере физической культуры и разработка методов мотивационного стимулирования.
Практическая значимостьработы. Результаты проведенного исследования позволяют оптимизировать учебныйпроцесс, увеличить посещаемость практических занятий и степень удовлетворениястудентов ими.
Цель исследования. Цельюданного исследования является изучение интересов и потребностей учащейсямолодежи в сфере физической культуры и спорта и методы стимулирования мотивациик занятиям.
Объект исследования –предпочтения студентов в сфере физической культуры и спорта.
Предмет исследования –изучение динамики интересов и потребностей студенчества в сфере здоровья ифизической культуры в зависимости от курса обучения и пола.

ГЛАВАI. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА
 
1.1.        Понятия«мотив» и «мотивация» с психологической точки зрения
Среди разнообразияпричин, детерминирующих активность человека, особое место занимают потребностии мотивы поведения и деятельности.
Житейская психология под мотивами понимает всето, что выступает в качестве внутренних побудителей к деятельности илиповедению. При таком представлении мотивами могут быть различные потребности,интересы, стремления, желания, установки, идеалы и т. п. Другими словами,сознание обычного человека, центрированное только на выяснение причин поведениядругого человека, не задумывается над многообразием психологических причин,порождающих реальное поведение или деятельность человека. Его интересует, чтохочет сделать или чего хочет достичь другой человек, или почему он хочет именноэто сделать или именно этого достичь. Внешнему наблюдателю представляется, что,определив предмет, необходимый другому, он знает истинную причину поведения (идеятельности) и может манипулировать его активностью. Такая стратегия вотношении другого, конечно, имеет место быть, но адекватна лишь в условияхтипичных и повторяющихся ситуаций. Причем считается, что потребности являютсяисточником порождения мотивов, имея в виду, что предмет потребности и естьмотив. [43]
Глубокое понимание механизмов формирования мотивадают гуманистические концепции в психологии. Данное направление сосредоточенона изучении гармоничной личности, достигающей вершины личностного развития, вершины«самоактуализации». Среди этих концепций особо выделяются представления Маслоу,разработавшего «иерархию потребностей».

/>
Рис. 2. Иерархия потребностей человека по А. Маслоу
Она состоит из следующих ступеней:
1. физиологические потребности — это низшие,управляемые органами тела потребности, как дыхание, пищевая, сексуальнаяпотребность, в самозащите;
2. потребность в надежности — стремление кматериальной надежности, обеспечению по старости и т. п.;
3. социальные потребности — удовлетворение этихпотребностей не объективно и трудно поддается описанию: одного человекаудовлетворяют немногие контакты с другими людьми, в другом человеке этапотребность выражается очень сильно;
4. потребность в уважении, осознании собственногодостоинства — уважение, престиж, социальный успех — для удовлетворения этихпотребностей требуются группы;
5. потребность в развитии личности, восуществлении самого себя, в самореализации, самоактуализации, в осмыслениисвоего назначения в мире.
Маслоу выявил следующие принципы мотивациичеловека:
1. мотивы имеют иерархическую структуру;
2. чем выше уровень мотива, тем менее жизненнонеобходимыми являются соответствующие потребности, тем дольше можно задержатьих реализацию;
3. пока не удовлетворены нижние потребности, высшиеостаются сравнительно неинтересными. С момента выполнения низшие потребностиперестают быть потребностями, то есть они теряют мотивационную силу;
4. сповышением потребностей повышается готовность к большей активности. Возможностьдля удовлетворения высших потребностей является большим стимулом активности,чем удовлетворение низших[35].
В зарубежной психологии, выделен ряд особенностейприроды мотивов (потребностей), к которым можно отнести такие разнородныепсихические явления как влечение и стремление; раздражитель, выступающий вформе стимула; предпочтение одного стимула другому; напряжение и т. д.
В целом все эти представления объединяет попыткарассмотреть мотивы с функциональной точки зрения, то есть функции побуждения,что приводит к не различению потребностей и мотивов. В основании этихисследований лежит модель биологических потребностей и их удовлетворение,которая затем переносится на человека. Так, например, тренировочный процесс спсихологической точки зрения не есть приспособление человека, здесь не к чемуприспособляться, но есть процесс изготовления, производствасложноорганизованных двигательных систем, с помощью которых затемосуществляется взаимодействие с противником. Конечно — и это не требуетдоказательства — с физиологической точки зрения происходит адаптация организмак тем экстремальным нагрузкам, которые являются лишь необходимым условиемподготовки человека к соревнованиям. Другими словами, только высоко ипсихологически мотивированный спортсмен может сознательно «заставить» свойорганизм приспосабливаться к тем экстремальным условиям, которые диктуютсяподготовкой.
В отечественной психологии исследование мотивовзанимает ведущее место, а проблема мотивации и мотивов — одна из стержневых впсихологии. Б.Ф. Ломов отмечает, что «… в мотивах и целях отчетливопроявляется системный характер психического, они выступают как интегральныеформы психического отражения. Откуда берутся и как возникают мотивы и целииндивидуальной деятельности? Что они собой представляют? Разработка этих вопросовимеет огромное значение не только для развития теории психологии, но и длярешения многих практических задач».
Всех исследователей мотива объединяет единаяметодологическая позиция, суть которой, если обобщить, в следующем. Возражаяпротив механического смешения потребностей и мотивов, отечественные психологиисходят из того, что мотивационную сферу (ее состав, строение, динамику) и ееразвитие, необходимо изучать через раскрытие связей и отношений личностичеловека с другими людьми и обществом. В своей жизнедеятельности человекосваивает и объективно реализует целую систему отношений, к предметному миру, кокружающим людям, к обществу и, наконец, к самому себе. Другими словами,содержательная характеристика мотива может быть раскрыта не в системе «организм— природные объекты», а только в социально-психологической по своей сутисистеме отношений и взаимодействий человека. [43]
Таким образом, основная функция мотивов, в самомобщем виде, состоит в том, что мотивы побуждают и направляют деятельность. Самопонятие «деятельность» Леонтьев соотносит, прежде всего, с понятием мотива.«Мотив — это то, что характеризует деятельность, что побуждает именнодеятельность, известные виды деятельности или отдельный конкретный виддеятельности». Наряду с этими основными функциями Леонтьев, опираясь намногочисленные исследования зарубежных и отечественных психологов, выделяет исмыслообразующую функцию мотивов, которая «решающе важна для понимания строениясознания личности». Вследствие этого, мотив — это функциональная структураличности, отражающая социальную значимость явлений объективного мира в формеличностного смысла [31].
Термин «мотивация»представляет более широкое понятие, чем термин «мотив». В современнойпсихологии он имеет двоякий смысл: обозначает систему факторов, детерминирующихповедение (сюда входят и потребности, и мотивы, и цели, и стремления, и многодругое), и характеристику процесса, который стимулирует и поддерживаетповеденческую активность на определенном уровне. Мотивацию, таким образом, можноопределить как совокупность причин психологического характера, объясняющихповедение человека, его начало, направленность и активность [36].
Целью физическоговоспитания является не только формирование и упрочение мотивации к занятиям, нои включение их в повседневный быт человека, в систему личностных ценностей.
В литературе жизненныеценности рассматриваются как система идеалов, ценностных представлений иустановок высшего диспозиционного уровня саморегуляции личности, так или иначеопределяющих кратковременные и долговременные программы поведения идеятельности человека в окружающем его мире [7, 20, 24].
Исследование ценностей всоциальной психологии стали проводиться в 70-е годы и были направлены наизучение особенностей мотивации, регуляции социального поведения, социальноепрогнозирование [24, 25, 45, 28].
Мотивационная структураличности образует «модель должного», образ поведения каждого конкретногочеловека. Ряд исследователей относят ее к одной из форм существованиячеловеческих ценностей наряду с общественными идеалами и их предметнымвоплощением в деяниях или произведениях людей, как силу, побуждающую человека кэтому воплощению [6, 9, 14].
Упрощенно схемавзаимопереходов между формами существования ценностей выглядит так:общественные идеалы усваиваются личностью и начинают в качестве «моделейдолжного» побуждать ее активность, в процессе которой происходит предметноевоплощение этих моделей; предметно воплощенные ценности, в свою очередь,становятся основой для формирования общественных идеалов и т.д. по бесконечнойспирали [2, 4].
Ценности играют ведущуюроль в выборе альтернативных способов действия [49]. А.Г. Здравомысловклассифицирует способы ценностно-смысловой ориентировки, выделяет их какважнейшие факторы, влияющие на выбор личности в значимых жизненных ситуациях.По его мнению, становление и формирование ценностно-смысловых образованийпроисходит в основном в виде деятельности – в индивидуальном способеценностно-смысловой ориентировки. С помощью этого способа в отдельныхориентировочных актах (выборе мотивов, целей, поступков) реализовываютсяличностные ценности, фиксируемые в притязаниях, мотивах, убеждениях.
Он выделяет три видаценностно-смысловых ориентировок: ситуативный, конформный и мировоззренческий.
Мировоззренческий способобеспечивает включение глубоких, смысло-жизненных ценностей в структурувнутреннего выбора.
Конформный способзатрудняет использование ценностей в актах внутреннего выбора, реализуяценности, принятые окружающими даже если субъективно они не одобряются).
Ситуативный способпредполагает учет в актах внутреннего выбора признаков, задаваемых ситуацией.Здесь отчетливо проступает недостаточная готовность субъекта соотносить внешниепризнаки ситуации с личностными ценностями, система которых еще не сложилась (вней слабо выражена иерархичность, упорядоченность, обобщенность) [12].
Таким образом, наформирование мотивационной структуры личности, как предметного воплощения еговнутреннего выбора, непосредственно влияет система ценностей, а значит и то, наоснове чего она формируется: мода, социальное научение, воспитание и т.д., т.е.тех ценностей, которые предлагает человеку общество [1, 29, 32].
Некоторые авторыразличают собственно ценности и рефлексивные ценностные представления,присутствующие в сознании, которые не вполне соответствуют реально значимымценностям [19, 22].
Ценности необходиморассматривать как основу мотивов поведения. В человеке все едино, невозможноабсолютно развести чувства и мысли, волю и ценности [3].
Процесс образованияценностей можно представить следующим образом: у человека возникаютпотребности, в последствие преобразующиеся в интересы, мотивы, они образуютразветвленную мотивационную систему, которая затем «превращается» в ценности,которые в свою очередь влияют на дальнейшее формирование потребностей [16].
Они неразрывно связаны сжизненными целями личности и являются их интегративным показателем [7].
Физическая культура –особая область культуры, которая возникла и развивалась одновременно собщечеловеческой культурой и является ее органической частью. Она удовлетворяетсоциальным потребностям в общении, игре и развлечении, в некоторых формахсамовыражения личности через социально-активную, полезную деятельность.
Физическая культураявляется носителем ценностей и сферой образования жизненных ценностей с учетомспецифики деятельности в этой сфере [67, 69, 58]. А также местом приложениятаких жизненных ценностей как благополучие семьи, интересная жизнь, счастье,самоуважение и т.д. [41].
2.2 Мотивацияв сфере физической культуры и спорта
Мотивация – процессформирования и обоснования намерения что-либо сделать или не сделать.
Сформированноеобоснование своего поступка, действия – мотив. Это внутреннее состояниеличности, которое определяет и направляет ее действия в каждый момент времени.
Мотивация к физическойактивности – особое состояние личности, направленное на достижение оптимальногоуровня физической подготовленности и работоспособности [43].
Процесс формированияинтереса к занятиям физической культурой и спортом – это не одномоментный, амногоступенчатый процесс: от первых элементарных гигиенических знаний и навыков(в детском возрасте) до глубоких психофизиологических знаний теории и методикифизического воспитания и интенсивных занятий спортом.
Мотивационно-ценностныйкомпонент отражает активно-положительное эмоциональное отношение к физическойкультуре, сформированную потребность в ней, систему знаний, интересов, мотивови убеждений, волевых усилий, направленных на практическую и познавательнуюдеятельность. Мотивация является главным компонентом для успешного выполнениялюбой деятельности, в том числе и физкультурно-спортивной [47].
Любой мотив являетсяопредмеченной потребностью, возникает на ее основе.

/>
Рис. 3. Структурамотивационной сферы человека [36]
В связи с этим необходимодетально рассмотреть основные потребности, вытекающие из мотивов к физическойактивности. Пуни рассматривает три группы подобных мотивов:
·             Потребности вдвижении;
·             Потребности ввыполнении обязанностей учащегося;
·             Потребности ввыполнении спортивной деятельности. [42]
Крэтти обращается кклассификации психогенных потребностей по Мюррею (см. приложение 1), которыемогут отражаться в различных поведенческий моделях, характерных для спортивногоконтекста [30].
Сырвачева выделяетвнутреннюю (активный интерес к занятиям физическими упражнениями) и внешнюю (поотношению к обучаемому) мотивацию деятельности, в том числе ифизкультурно-спортивной.
Внешняя мотивациявозникает при условии соответствия целей и мотивов возможностям занимающегося.
Внутренняя мотивациявозникает при успешной реализации мотивов и целей, возникновении у обучаемыхвдохновения, желания заниматься, интереса к самостоятельным занятиям, а такжетогда, когда занимающийся испытывает удовлетворение от самого процесса, условийзанятий (взаимоотношений) с педагогом, тренером, товарищами по группе.
Процесс формирования интереса к занятиям физической культуройи спортом — это не одномоментный, а многоступенчатый процесс: от первыхэлементарных гигиенических знаний и навыков (к детском возрасте) до глубокихпсихофизиологических знаний теории и методики физического воспитания иинтенсивных занятий спортом.
Мотивационно-ценностныйкомпонент отражает активно положительное эмоциональное отношение к физической культуре,сформированную потребность в ней, систему знаний, интересов, мотивов иубеждений, волевых усилий, направленных на практическую и познавательнуюдеятельность. Мотивация является главным компонентом для успешного выполнениялюбой деятельности, в том числе и физкультурно-спортивной.
Успешная реализация мотивов и целей вызывает у обучаемыхвдохновение, желание заниматься, интерес к самостоятельным занятиям. Внутренняямотивация возникает и тогда, когда занимающийся испытывает удовлетворение отсамого процесса, условий занятий (взаимоотношения) с педагогом, тренером,товарищами по группе.
Однако внутренняя мотивация и интересы личности копределенным видам физкультурно-спортивной деятельности зависят не только оттеоретических знаний, двигательных умений и навыков, которыми можно овладеть вдостаточном объеме, но и от многих биологических, антропометрических,психомоторных и психических особенностей личности, которые определеныгенетически и не поддаются воздействию.
Внешняя и внутренняя мотивация занятий физическимиупражнениями существуют в единстве и особенное значение приобретают приорганизации самостоятельной физической тренировки. В данном случае, какправило, отсутствует воздействие внешних факторов (тренерские рекомендации инаставления, расписание занятий физической культурой и др.).
1. Укрепление здоровья и профилактика заболеваний. Наиболеесильной мотивацией самостоятельных занятий физическими упражнениями,безусловно, является возможность укрепления здоровья и профилактиказаболеваний. Благотворное воздействие на организм физических упражненийизвестно очень давно и не вызывает сомнений, и в настоящее время его можнорассматривать по двум взаимосвязанным направлениям:
·             формированиездорового образа жизни и уменьшение вероятности заболеваний, в том числе ипрофессиональных;
·             лечебноевоздействие физических упражнений при многих видах болезней.
2. Повышение работоспособности. Длительные психологическиеисследования поведения человека при выполнении работы показали, что снижениепроизводительности труда происходит вследствие его монотонности, однообразия.Непрерывное выполнение умственной деятельности приводит к понижению процентавосприятия информации, к большему числу профессиональных ошибок.Кратковременное выполнение специальных физических упражнений для мышц всеготела и зрительного аппарата значительное повышает эффективность релаксации, чемпассивный отдых.
Удовольствие от самого процесса занятий физическимиупражнениями. В процессе занятий физическими упражнениями в организме человекапроисходят изменения деятельности всех систем, в первую очередь сердечнососудистойи дыхательной. Определенные виды физических упражнений являются незаменимымсредством их разрядки и нейтрализации отрицательных эмоций. Удовольствие оттренировочной работы связано с выделением гормонов надпочечников — адреналина инорадреналина.
3. Спортивная мотивация. Данный вид мотивации основывается настремлении человека улучшить собственные спортивные достижения. Вся историячеловечества, процесс эволюции строились на духе соперничества, насоревновательном духе взаимоотношений. Стремление достичь определенного уровня,перегнать в своих спортивных достижениях соперника — является одним из мощныхрегуляторов. Особенно это желание характерно для профессиональных спортсменов.Стремление быть лучшим среди себе подобных — это мощнейшая мотивация длясамостоятельных занятий физическими упражнениями.
4. Эстетическая мотивация. Суть эстетической мотивациизаключается в следовании моде на здоровье, на красивое человеческое тело. Она довольночасто присутствует там, где занимаются аэробикой, атлетической гимнастикой,системой йога и др. Как правило, эстетическая мотивация не имеет долговременнойнаправленности на конкретные направления и виды спорта. Приходит другая мода, ипоказатель эстетической направленности меняется. Но, когда эстетическаямотивация взаимодействует с модой на укрепление здоровья, красоту человеческоготела, она не исчезает и с изменением моды.
5. Стремление к общению. Самостоятельные занятия физическимиупражнениями с группой подвижников, например, в клубах по интересам(оздоровительный бег, туризм, велоспорт), являлись одной из главных мотиваций внашей стране более десятка лет назад и носили массовый характер. В настоящеевремя ситуация несколько изменилась, и эта мотивация не имеет стольдейственного эффекта.
6. Стремление познать свой организм, свои возможности. Этамотивация во многом близка к спортивной мотивации, но не полностью аналогичнаей. Если спортивная мотивация — это соперничество между спортсменами, то данныйвид мотивации основан на желании победить себя, свою лень. Человек всегдастремился познать свой организм, свои возможности, а затем и улучшить их.Данная мотивация заключается в желании максимально использовать физическиевозможности своего организма, улучшить свое физическое состояние, повыситьфизическую подготовленность.
7. Мотивация творчества, воспитания и укрепления семьи.Следующая составляющая самостоятельных занятий физическими упражнениямипредставляет собой группу мотиваций. Физические упражнения дают практическинеограниченные возможности для совершенствования в самых разных направлениях, втом числе и в укреплении семьи. Однако семья характерна тем, что её членыслишком различны по уровню развития вследствие большой разницы в годах. Занятияфизическими упражнениями доступны для всех, начиная от детей и кончая людьмипрестарелого возраста — конечно, при различных уровнях физической нагрузки.Именно поэтому они идеально подходят для общего интереса в семье. Они играютогромную роль в деле воспитания детей: фактически через них проходит передачажизненного опыта из поколения в поколение.
8. Случайные мотивации. К ним относятся все другие мотивации,имеющие узкую специфическую направленность. Во многом случайные мотивацииявляются производными от перечисленных ранее, часто они представляют собойкомплексные «величины». Наиболее часто встречающейся случайной мотивациейзаняться физическими упражнениями является желание сбросить лишний вес ипохудеть.
Наряду с положительными, на физкультурной активностисказываются и «отрицательные» мотивации. Под отрицательными мотивами следуетпонимать мешающие факторы и определенные неудобства, осознанные личностью ипрепятствующие реализация определенных действий. Основными факторами являются:домашняя занятость, особенности характера, профессиональной деятельности,отсутствие компании для занятий, места занятий рядом с домом, плохоесамочувствие и пр. [47]

1.3Исследования, посвященные изучению мотивации в занятиях физической культурыучащейся молодежи
Молодежи свойствененпоиск своего места в жизни, формирование установки на сознательное построениесобственной жизни, ее планирование, включения в разнообразные практические видыжизнедеятельности.
Студенчество, особенно наначальном этапе обучения является наиболее уязвимой частью молодежи, т.к.сталкивается с рядом трудностей, связанных с увеличением учебной нагрузки,невысокой двигательной активностью, относительной свободой студенческой жизни,проблемами в социальном и межличностном общении.
В последние годы, какотмечают Карась и Хромина, к ним прибавилась интенсификация учебных процессов,необходимость совмещения учебы с работой, ухудшение питания, распространениятабакокурения, употребления алкоголя [10].
Угрожающе великконтингент тех, кто считает, что можно снять стресс, усталость путем курения(до 19%), алкоголя (до 12%) [38].
Сегодня лишь звучатпризывы быть здоровым, а социальная среда и реальная практика свидетельствуютоб ухудшении здоровья молодежи, увеличении веса, обострении сердечно-сосудистыхзаболеваний и других хронических инфекционных заболеваний.
Сегодняшний уровеньурбанизации, научно-технического прогресса, комфорта является причинойхронического «двигательного голода», многочисленные исследования показывают,что, к сожалению, физкультурно-спортивная активность у населения сегодня явнонедостаточна [23, 15, 18, 5, 33, 39].
Занятие физическойкультурой позволяет решить или хотя бы оптимизировать обозначенные проблемы,кроме того, систематические занятия спортом – эффективное средство совершенствованияценностных ориентаций молодежи, ее нравственного облика и реального образажизни [10].
Для студенчествахарактерен недостаточный уровень функциональных резервов для поддержанияздоровья на должном уровне в процессе обучения и как следствие – наличие 8-12%студентов, имеющих выраженные отклонения в состоянии здоровья. В процессеобучения выявлена тенденция ухудшения антропометрических показателей (по даннымисследования Чоговадзе и Рыжак), увеличение с 1,7% до 3,6% числа студентов свыраженным фактором риска сердечно-сосудистых заболеваний. По энергозатратам у50% студентов мышечная активность ниже рекомендуемой на 15-30% [51].
В настоящее времязначительно сократилось количество практически здоровых студентов. Хроминой иШумаховой было проведено исследование состояние здоровья студентов различныхкурсов на базе ХГАЭиП. В исследовании приняло участие 331 студент (57,8%первокурсников, 69,1% второкурсников и 60,7% третьекурсников) [50]:
/>
Рис. 4. Состояниездоровья студентов различных курсов на базе ХГАЭиП

При проведении опросатакже выяснилось отношение студентов различных курсов к ведению здоровогообраза жизни [50]:
/>
Рис. 5. Отношениестудентов различных курсов к ведению здорового образа жизни
субъективная оценкасвоего здоровья студентами [50]:
/>И
Рис. 6. субъективнаяоценка своего здоровья студентами
Исследование Пономарчукапоказали, что среди приобщившихся к занятиям физической культурой гораздобольше тех, кто оценивает свое здоровье лучше, чем просто «удовлетворительное».Среди не занимающихся гораздо больше тех, кто вообще не мог оценить состояниесвоего здоровья, а каждый седьмой оценил его как «неудовлетворительное» или«плохое» [40].
Мы наблюдаем высокийпроцент физически нездоровых и недовольных своим физическим состояниемстудентов, а также пренебрежение к здоровому образу жизни в сочетании свыраженной гиподинамией.
В результате анализамотивов выбора видов деятельности в часы досуга, проведенных Гусельниковойсреди студенток экономических специальностей ХГТУ (всего 420 человек), выявленопредпочтение общению с друзьями (26,1%), с любимым человеком (17,8%), желаниюподнять настроение (17,8%). Что касается мотивов, связанных с физическимсовершенствованием, восстановлением сил после учебы, то они оказались слабовыражены (6,5% — 7,5%) [21].
По данным Вергуновой79,4% из 150 студентов ДальГАУ регулярно посещают занятия в ВУЗе, однакоцеленаправленно занимаются физической культурой только 17,3%. При этом 93%студентов согласны с тем, что физическая активность улучшает их здоровье.Студенты достаточно информированы о влиянии физической культуры наработоспособность, 22,1% черпают информацию на эту тему их специальнойлитературы, 82,6% из спортивных программ, 61,1% от преподавателей. Вбольшинстве своем (58,9%) они отмечают наличие косвенной связи занятийфизической культурой с развитием интеллектуальных способностей [11]. Старчековтакже отмечает, что студенты при достаточной осведомленности об оздоровительнойценности физической культуры не склонны заниматься физическимсовершенствованием, имеют в большинстве своем низкую посещаемость иуспеваемость на занятиях [46].
Таким образом, устудентов не сформирована потребность в самостоятельных занятиях физическимиупражнениями. Данная проблема оказывает влияние на снижение уровняиндивидуального здоровья, умственную и физическую работоспособность, физическоеразвитие и физическую подготовленность студентов.
В связи с этим огромноезначение приобретает исследование структуры мотивационной заинтересованности взанятиях физической культурой студенческой молодежи, поиск путей ее повышения.
В 2004 году Любимовойбыло проведено исследование мотиваций и ценностных ориентаций на основемодификации опросника Дж. Равенна 2001 года. Исследовалась структура мотивов наразличных уровнях ценностных ориентаций. В исследовании приняло участие 167студентов и 97 преподавателей ГОУСПО Петровского колледжа в сфере образования.
На высоком уровнеценностных ориентаций был выявлен блок личностного, эмоционального ифизического развития:
·             Личностноеразвитие (29 опрошенных);
·             Положительныйэмоциональный настрой (64 опрошенных);
·             Совершенствованиесвоего телесного «Я» (74 опрошенных).
На умеренном уровне –блок ценностных ориентаций на профессиональную компетентность:
·             Профессиональнаяориентация (88 опрошенных);
·             Учебные знаниясверх программы (133 опрошенных);
·             Развитиекомпетентности (136 опрошенных).
На низком уровне – блокусвоения правил социума:
·             Информация,используемая в повседневной жизни (145 опрошенных);
·             Формальные требованияк поведению и аттестации (153 опрошенных) [34].
Более конкретный анализбыл проведен Хроминой и Шумаховой. Исследуя мотивацию студентов на базе ХГАиП,они выявили примерное совпадение мнения студентов разных курсов [50]:

/>
Рис. 7. Мотивациястудентов на базе ХГАиП
/>
Рис. 8. Второстепенныемотивы занятий ФК на базе ДВГУЭиС
Из исследования,проведенного Селецкой на базе ДВГУЭиС видно, что в данном случае на первоеместо выходит мотив долженствования, 85% респондентов посещают занятияфизической культурой ради получения зачета. Из второстепенных мотивов [44]:

/>
Рис. 9. Ответы на вопрос«Является ли мотив долженствования основным или Вами движут другие мотивы?»
Исследование Никащенкова набазе СмолГУ, в котором приняло участие 100 студентов, в качестве первичныхмотивов также выявило мотив долженствования и мотив эмоциональнойпривлекательности, однако мотив долженствования хоть и лидирующий, но неединственный. На вопрос «Является ли мотив долженствования основным или Вамидвижут другие мотивы (например, забота о здоровье, желание иметь красивуюфигуру, похудеть, желание подвигаться, общение и т.д.)?» были полученыследующие ответы [37]:
Старчеков проводилисследование мотивации студентов к физической культуре на базе омского СГУФК.Анкетный опрос, в котором принимало участие 358 студентов, выявил три основныегруппы мотивов:
1.               группа актуальныхмотивов:
·             своевременноеполучение зачета;
·             обретениеуверенности в себе;
·             избежаниеконфликта с преподавателем;
·             повышениеуважения к себе со стороны товарищей по группе, близких;
·             улучшениевнешнего вида и впечатления, производимого на окружающих (улучшитьтелосложение, подчеркнуть выигрышные особенности фигуры, улучшить пластикудвижений, совершенствовать двигательные умения и навыки);
2.               группаоздоровительных мотивов:
·             потребность вповышении физической подготовленности и работоспособности;
·             улучшениефизического развития;
·             получениемаксимальной оздоровительной пользы от движений;
3.               группапсихологически значимых мотивов:
·             снятиеэмоционального напряжения;
·             предупреждениеразвития стрессовых состояний;
·             отвлечение отнеприятных мыслей;
·             восстановлениепсихической работоспособности;
·             гедонистическиемотивы.
В результате проведенногоисследования были получены следующие данные [46]:
/>
Рис. 10. Мотивациястудентов к физической культуре на базе омского СГУФК
Особое место среди работ,посвященных изучению структуры мотивационной заинтересованности студентов взанятиях физической культурой, занимает исследование, проведенное Шуваловым набазе МГУ имени Ломоносова, в котором принимало участие 157 испытуемых. Оновыявило наиболее полный список современных интересов студенчества в сферефизической культуры и спорта:
1.               спортивныйрезультат;
2.               достижение успеха;
3.               патриотическиечувства;
4.               самоутверждение,волевые качества;
5.               карьерныедостижения;
6.               двигательнаяактивность;
7.               оздоровление;
8.               удовольствие;
9.               способ общения;
10.          следование моде;
11.          подражаниеуважаемому человеку;
12.          развлечение;
13.          соперничество;
14.          привычка;
15.          азарт, борьба;
16.          эмоциональнаяразрядка, переключение;
17.          улучшение фигуры;
18.          стабилизациявеса;
19.          желание красивовыглядеть;
20.          желание привлечьвнимание представителей противоположного пола;
21.          воздействиерекламы;
22.          влияние друзейили родственников;
23.          желание бытьсовременным.
Выявленные мотивы былиоценены по пятибалльной системе другой группой испытуемых (в количестве 60человек), после чего полученная иерархия мотивов была перегруппирована всоответствии с различными типами личности [48] (см. приложение 2):
Таким образом,ориентируясь на выявленные мотивы в занятиях физической культурой и активноиспользуя индивидуальный подход, учитывая различные типы личности студентов,отношение к физической культуре, индивидуальные предпочтения, а также факторы,препятствующие студентам заниматься физическими упражнениями, необходимо разработатьоптимальные формы и методы организации занятий, максимально соответствующиеинтересам студенчества.
1.4 Проблемыповышения мотивации студентов
Низкий уровень мотивациик занятиям физической культурой и несформированность потребности к занятиямбезусловно вызваны слабой организацией физкультурно-оздоровительной испортивной работы в ВУЗах. В связи с этим важное значение приобретает поискновых организационных форм, средств и методов, позволяющих более эффективнореализовывать должное направление в ВУЗах.
Любимова отмечает, чтостуденты хотят, чтобы образовательное учреждение способствовало, прежде всего,коммуникативной культуре, включая уверенность во взаимоотношениях с людьми,умение хорошо говорить и легко выражать свои мысли, иметь собственное мнение.Вместе с тем студенты ценят обстановку, вызывающую положительные эмоции ивозможность формировать свою телесность. Последнее обстоятельство на взглядЛюбимовой в значительной мере вызвано модными в молодежной среде средствамимассовой информации, пропагандирующими культ тела и «сексапильности», а нешкольным опытом учебных занятий физической культурой [34].
Более того, большинствостудентов отмечает, что занятия физической культурой в школе их неудовлетворяли, они ходили на уроки лишь для отметки [8]. Коваль объясняет этонеудачной организацией уроков физической культуры в школе, однообразием,увлечением другими предметами. Негативное отношение к урокам физическоговоспитания в школе в большинстве случаев влечет за собой и отсутствие интересак спорту, но, тем не менее, не исключает его полностью [27].
Шуваловым был проведенопрос 118 студентов МГУ имени Ломоносова. На вопрос «Что вы думаете офизической культуре и спорте?» были получены следующие ответы:
·             ничего – 34,7%;
·             движение иактивность – 30,5%;
·             положительныеэмоции – 15,3%;
·             переключение иразрядка – 5,9%;
·             здоровье ибодрость – 5,1%;
·             развитие волевыхкачеств – 3,4%;
·             другое – 3,4%;
1,7% бланков испорчено [48].
Следует отметить влияниена отношение к занятиям физической культурой также возрастных факторов ииндивидуальных особенностей личности и других факторов. Так, по даннымСелецкой, наиболее ответственно к посещению занятий относятся студенты первогои второго курсов. В течение года прослеживается динамика измененияпосещаемости: в осеннем семестре студенты посещают занятия охотнее; в весеннемпроисходит спад физической активности, что возможно связано с повышением умственнойнагрузки к концу года, авитаминозом или какими-либо субъективными причинами.Стоит отметить, что у студентов творческих специальностей наблюдается самаянизкая посещаемость, у студентов, занимающихся точными предметами – заметновыше [44].
Студенты отмечают, что,идя на занятие по физической культуре, они не задумываются о значениидвигательной активности для их здоровья, о возможности применения полученныхзнаний, двигательных умений и навыков в самостоятельных занятиях вне ВУЗа.
Многие студенты невоспринимают физическое воспитание как учебную дисциплину, которая имеет своенаучно-практическое содержание, понятия, принципы, закономерности, методы,правила и способы деятельности. Они не приобретают опыта ее творческогоиспользования. Для многих студентов физическая культура ассоциируется сдеятельностью чисто механического характера [13].
Для привлечения студентовна занятия стоит обратить внимание на их предпочтения в выборе форм занятий иих содержания. Опрос и анкетирование, проведенные Карасем, показали, чтопостроение учебного процесса в рамках нормативного подхода, где важны чистовнешние показатели, а не сами занимающиеся, вызывает нежелание заниматьсяфизическим воспитанием и непонимание сущности занятий.
Девушки отметили, что вВУЗе хотели бы приобрести навыки выполнения упражнений наиболее, на их взгляд,для них полезных: упражнений для коррекции веса, укрепления мышц спины,брюшного пресса, работы над проблемными зонами. В школьной программе для нихособую трудность представляли отжимания, опорные прыжки, подтягивания, кроссы.Большинство студенток хотят поправить свое здоровье, научиться технике массажа,освоить комплексы упражнений для самостоятельного использования в дальнейшем,также девушки высказывали пожелание, чтобы преподаватель не опирался на строгиетребования выполнения нормативов, уделяя больше внимания здоровью молодежи [26].
По данным опроса девушкиотдают предпочтения упражнениям для укрепления осанки, на растяжку и томуподобное, хотели бы заниматься шейпингом, фитнесом, стрейчингом, атлетическойгимнастикой. Юноши предпочитают восточные единоборства, спортивные игры,плавание. Главной причиной нежелания девушек заниматься в бассейне являютсякомплексы из-за фигуры и отсутствие плавательных принадлежностей [26, 50].
Среди причин,препятствующих заниматься физической культурой, (по данным Хроминой) студентамибыли названы [50]:
/>
Рис. 11. Причины,препятствующие заниматься физической культурой студентам
Она предлагает привлечьучащуюся молодежь к физической культуре и спорту классическим методом, наличиемв программе ВУЗов трех основных аспектов:
·             образовательного,который подразумевает сообщение задач, распределение отдельных заданий,привлечение учащихся к анализу и исправлению ошибок при выполнении движений;
·             воспитательного,предполагающего решение задач общего воспитания и развития физических качеств.Это общие требования к любой сфере педагогической деятельности, усиливающиесятем, что в двигательной деятельности индивида личностные качества проявляютсяособенно ярко;
·             оздоровительного,характеризующегося постепенным возрастанием нагрузки, плотности урока исамоконтроля за ней [50].
Старчеков на основесопоставления результатов проведенных им опросов делает вывод о том, что дляпривлечения студентов к занятиям физической культурой рассчитывать наосознанную потребность студентов в физическом самосовершенствовании неприходится. В связи с тем, что основной мотив у студентов – актуальный, преждевсего необходима своевременная аттестация. Через этот мотив также возможноприступить к формированию оздоровительных мотивов. Однако стоит осторожноподходить к оцениванию успеваемости. Студенты со слабой физическойподготовленностью испытывают психологическое напряжение, которое выражается впассивном отношении к занятиям, отчуждении от физической культуры вообще [46].
Барановская, преждевсего, указывает на отсутствие у учащейся молодежи специальных знаний оспособах движений, физической нагрузке, особенностях воздействия определенныхвидов нагрузки на организм человека, которое тесно коррелирует с неумениемпланировать самостоятельные занятия физическими упражнениями и осуществлятьсамоконтроль в процессе их проведения.
Физкультурные знания, поее мнению, являются мощным средством педагогического воздействия намотивационно-потребностную сферу студенчества. Знания составляют рациональнуюоснову убеждения студентов, а общеобразовательная направленность занятийявляется способом воздействия на формирование у студентов потребности взанятиях физическими упражнениями в свободное время.
Существует специфическая,убеждающая сторона знаний, которая обосновывает реальный личностный исоциальный смысл занятий. Знания оказывают воздействие через такие компонентымотивации, как убеждения и потребности, в совокупности с ними оно образуетсовместное когнитивно-мотивационное звено системы приобщения студенчества кзанятиям физической культурой [8].
В процессе формированияпотребности к занятиям она выделяет три фазы:
1.          формированиезнаний, применительно к конкретному явлению. Это вербальные знания, они неприменяются в собственных занятиях, быстро исчезают;
2.          формированиепрактических умений;
3.          формированиекультурной потребности. На данном этапе во многих учебных заведениях основноевнимание уделяется не занятиям, а внешним количественным показателям уровняфизической подготовленности, выполнению нормативов и требований, что ведет кобразованию вредных мотивов, связанных с получением зачета (актуальных) [8].
Гаврилов и Гаврилова, опираясьна задачу воспитания у студентов сознательного отношения к сохранению иукреплению здоровья, разработали новые эффективные формы обучения в сферефизической культуры.
К таким формам относятсяпроблемный, характеризующийся привлечением произвольного и непроизвольноговнимания, постановкой учебной проблемы и вовлечением занимающихся всамостоятельный поиск и овладение практическими умениями, и поисковый методы.Применение поискового метода помогает превращению знаний в практические умения,необходимые для формирования потребности в физическом самосовершенствовании, испособствует формированию тех структур, которые составляют ядро самовоспитания [17].
Рабочая гипотеза.Предполагалось, что современная система физического воспитания в ВУЗе неудовлетворяет интересам и потребностям молодежи в сфере физической культуры, всвязи с чем наблюдается весьма низкая мотивационная заинтересованность взанятиях.

ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯИССЛЕДОВАНИЯ
 
2.1 Задачиисследования
Перед работой были поставленыследующие задачи:
1.               изучить механизмыформирования мотивации, ее структуру и основные функции;
2.               детальнорассмотреть и проанализировать имеющиеся исследования, посвященные изучениюмотивационной направленности студенческой молодежи в сфере физической культуры;
3.               выявить основныепроблемы, возникающие при формировании мотивации у студенческой молодежи и путиее повышения;
4.               выявить ипроанализировать интересы и потребности в сфере физической культуры и спортастудентов неспортивной специализации.
2.3 Методыисследования
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
1.               анализ иобобщение научно-методической литературы по теме исследования;
2.               социологическоеисследование (анкетирование);
3.               статистическаяобработка полученных данных.
Для изучения методическойлитературы использовать фонды библиотеки Смоленской государственной академиифизической культуры, спорта и туризма. Изучение научно-методической литературыпозволило ответить на вопросы о природе мотивации, механизмах ее формирования,функциях, связи с потребностями и ценностными ориентациями личности, проблемахмотивации в спорте. Изучение работ, посвященных данному вопросу, далопредставление о состоянии здоровья и самочувствия студенческой молодежи, оструктуре мотивационной заинтересованности в сфере физической культуры, опричинах отказа от занятий, о пожеланиях и предпочтениях студентов.
Данные, полученные врезультате анкетирования, были обработаны статистическим методом определенияпоказателей относительной доли. Он предполагает проведение анализа результатовисследования с целью определения процентного соотношения между частями и целым.Для расчета используется следующая формула:
/>,
где, /> - показатель относительной доли;
m – число респондентов, выбравших тотили иной вариант ответа;
n – количество выборки.
Результаты проведенногоисследования позволили изучить отношение студентов неспортивной специализации кзанятиям физической культурой в ВУЗе и самостоятельно, оценить субъективноесостояние здоровья студентов разных курсов, причины отказа от занятий, а такжепредпочтения и пожелания студентов в сфере физической культуры и спорта.
2.3Организация исследования
Исследование проводилосьв четыре этапа:
Первый этап исследованияпродолжался с апреля по май 2007 года. На этом этапе была сформулирована цельбудущего исследования, поставлены задачи, определены методы.
Второй этап: сентябрь2007 – май 2008 года. На этом этапе был проведен анализ научно-методическойлитературы по теме исследования.
Третий этап: сентябрь2008 – февраль 2009 года. На этом этапе было проведено социологическоеисследование. Исследование проводилось в форме прямого сплошного опроса(раздаточное анкетирование), генеральной совокупностью для которого былистуденты специализации «экономика, спортивный менеджмент ифизкультурно-оздоровительные технологии» СГАФКСиТ, было опрошено 54 студента I-VI курсов.
Анкета (см. приложение 3)содержит 11 вопросов открытого типа и альтернативных, предполагаласьвозможность как одного, так и нескольких вариантов ответа.
На четвертом этапепроводилась обработка полученных данных и оформление работы.

ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХОБСУЖДЕНИЕ
В анкетировании принялиучастие 54 студента специализации «экономика, спортивный менеджмент ифизкультурно-оздоровительные технологии» СГАФКСиТ. Из них 6 человек – студентыпервого курса, 9 – второго, 7 – третьего, 19 – четвертого и 6 магистров, в томчисле молодых людей – 28, девушек – 19. В процессе заполнения было испорчено 7анкет.
51% респондентовпроживают в общежитии, 40% живут дома, а 9% — снимают квартиру. Большинствостудентов первого курса субъективно оценивают состояние своего здоровья какхорошее – 67%, остальные считают свое здоровье нормальным. Среди студентоввторого курса картина обратная – 33% считают свое здоровье хорошим, остальные –нормальным. 14% третьекурсников оценили свое здоровье как плохое, 57% какнормальное и 29% как хорошее. На четвертом курсе по 32% приходится на ответы«нормальное» и «хорошее» и 36% оценивают состояние своего здоровья какотличное. Ответы магистрантов совпали с мнением студентов-первокурсников: 33%считают свое здоровье нормальным, 67% хорошим.
/>
Рис. 12. Субъективнаяоценка студентами состояния своего здоровья
При этом заболеваемостьза 2008 год, по данным медицинских карточек, имеет следующий вид: на первомкурсе – 2,1 обращения в санитарную часть на студента, на втором курсе – 2,3обращения, на третьем – 1,5, на четвертом – 3,5, в магистратуре – 0,7обращения.
Можно заметить, чтоданные изучения медицинских карт не соответствуют субъективной оценкереспондентами своего здоровья. Это может быть связано с тем, что субъективнаяоценка проводится студентами на момент проведения опроса, а не в целом закалендарный год, также с тем, что оценка здоровья проводится по критериюсамочувствия, а не объективного наличия травм, болезней. Кроме того,большинство обращений поступает по поводу ОРЗ, которые носят временныйхарактер, имеют место также обращения в связи с внеочередной диспансеризациейспортсменов.
На вопрос «Имеете ли Вывредные привычки?» отрицательно ответили 33% первокурсников, 67%второкурсников, 57% третьекурсников53% четверокурсников и 67% магистров.Остальные дали ответ «да, курю/выпиваю». На мой взгляд, возрастаниеотрицательных ответов по отношению к первому курсу связано с тем, что студентыначинают осознавать важность здорового образа жизни, больше узнают о значенииотказа от вредных привычек.
Следующим был заданвопрос о питании. Он предполагал возможность выбора нескольких вариантов ответа(или, возможно, ни одного). Полноценным свое питание назвали 34% респондентов,сбалансированным – 19%. Регулярно питаются 32%; 47% считают, что питаютсярационально.
В вопросе об источниках истепени информированности о влиянии ФК на организм человека, который такжепредполагал возможность нескольких вариантов ответа, 67%студентов-первокурсников указали, что ознакомлены о влиянии ФК на организмчеловека из специализированной литературы, 17% — от преподавателей. Этосвязано, прежде всего, с недостаточным освещением вопросов физическоговоспитания в школе. Интересующиеся подростки вынуждены искать информацию вдополнительной литературе. Все студенты второго курса указали, чтопреподаватели осведомляют их о значимости ФК, 11% также указали на сведения изспециализированной литературы. На третьем курсе 86% указали на информацию отпреподавателей, а 29% ознакомлены с литературой. На четвертом курсе 74%осведомлены о важности ФК для человека от преподавателей, а 24% изспециализированной литературы. 100% магистрантов отметили своюинформированность от преподавателей, 67% также указали на знакомство сдополнительной литературой. Можно заметить сознательностьстудентов-магистрантов по отношению к предмету, однако, по мере возрастаниякурса основного обучения идет тенденция снижения интереса к обучению, а значити степени информированности от преподавателей. Также были указаны другиеисточники, в числе которых телевидение, периодическая печать и личный опытреспондентов.
21% опрошенных отметили,что их полностью удовлетворяют занятия ФК в ВУЗе, однако подавляющее большинство– 64% – они удовлетворяют только частично.
Регулярно занимаются ФК всвободное время 17% первокурсников, 22% второкурсников, 29% студентов третьегокурса, 26% четвертого и 67% магистров. Самостоятельно занимаются 33% студентовпервого курса, 44% второго, 43% третьего, 42% четвертого и 17% магистров. 33%первокурсников не видят для себя необходимости в занятиях, а также 17%студентов третьего курса и магистров и 11% четверокурсников. Остальные незанимаются по субъективным причинам, осознавая, однако, значение занятий. Такиерезультаты подтверждают неудовлетворенность студентов занятиями в ВУЗе:большинство предпочитает заниматься самостоятельно или дополнительно.
Респонденты, незанимающиеся ФК систематически, среди причин, препятствующих этому, в большинствесвоем отметили нехватку денежных средств и материально-технического обеспеченияи усталость, нежелание заниматься (по 23%).

/>
Рис. 13. Факторы,препятствующие занятия ФК
Результаты говорят обобщей загруженности студентов, и недостатке денежных средств на дополнительныезанятия в зале. Это связано, прежде всего, с отсутствием бесплатных занятий всекциях по видам спорта.
На вопрос «Какиедополнительные занятия оздоровительной направленности Вы предпочитаете?»(вопрос также предполагал возможность нескольких вариантов ответа) подавляющеебольшинство девушек ответили, что предпочитают нетрадиционные виды занятий ФК(63%). Молодые люди предпочитают спортивные игры (54%).
/>
Рис. 14. Спецификапредпочтений в сфере дополнительных занятий
Результаты по этомувопросу согласуются с вопросами об удовлетворенности занятиями в ВУЗе ипричинами отказа от дополнительных занятий. Девушки предпочитают занятиянетрадиционными видами ФК, которые не включены в программу ВУЗа и требуютзначительных финансовых вложений, которые студентки не могут себе позволить.Молодые люди предпочитают спортивные игры, и, хотя они включены в программу, нобесплатные секции отсутствуют.
Доминирующей мотивацией взанятиях ФК девушки назвали желание улучшить фигуру, осанку, похудеть (47%); извторостепенных мотиваций ведущее место занимает желание укрепить здоровье(также 47%). У молодых людей доминирующей также является мотивация улучшенияфигуры, наращивания мышечной массы (36%). Из второстепенных лидирующеймотивацией оказался двигательный голод и желание подвигаться (54%). Следуетзаметить, что второстепенных мотиваций предлагалось отметить две.
/>
Рис. 15. Доминирующиемотивации у девушек

/>
Рис. 16. Второстепенныемотивации у девушек
/>
Рис. 17. Доминирующиемотивации у юношей
/>
Рис. 18. Второстепенныемотивации у юношей

На вопрос об отношении кнеурочным формам занятий подавляющее большинство студентов ответило«положительно» (67%) и «скорее положительно» (27%), что говорит о желаниистудентов расширять свой двигательный опыт посредством новых, нестандартныхформ занятий физическим воспитанием. Студентов, относящихся к походамотрицательно, не оказалось вовсе.
На основании изучения иобработки данных исследований других авторов и по результатам нашегоисследования оказалось, что мотивационная заинтересованность студентовразличных ВУЗов неспортивных специализаций в занятиях физической культуройнаходится на чрезвычайно низком уровне. Это напрямую сказывается на здоровье иработоспособности. Тем не менее, многие студенты занимаются физическимвоспитанием вне ВУЗа, другие хотели бы заниматься, но не имеют такойвозможности, что говорит о неудовлетворительной постановке физкультурной работыв ВУЗе, которая не отвечает интересам и потребностям студенческой молодежи, а,следовательно, не способна поддерживать мотивационную заинтересованность.Изучив предпочтения и пожелания студентов, мы сделали вывод о необходимостивнесения изменений и улучшений в организацию занятий по физической культуре вцелях повышения мотивации к ним.
Прежде всего, следуетзаметить, что мотивационная направленность и интересы в сфере физическойкультуры и спорта у юношей и девушек различаются. В связи с этим следуетзаниматься с ними раздельно, как это предусмотрено на занятиях в старшихклассах. Для них следует предусмотреть не только различные нормативы, но иразличную направленность занятий, а т.к. выбор тематики не ограниченопределенным избранным видом спорта из-за отсутствия строгой спортивнойнаправленности специализации, то возможен также подбор видов по интересам,варьирование форм, средств и методов организации занятий. На базе СГАФКСТвозможна организация занятий в тренажерном зале, занятий игровыми видами дляюношей на стадионе и в помещении, для девушек – нетрадиционными видами в залахгимнастики. Также возможны организованные походы в ледовый дворец, в бассейн,прогулки и пробежки по паркам города.
Кроме всего прочего,респонденты показали большую заинтересованность в таких формах организациизанятий как туристические походы и слеты. Они оказывают комплексное влияние наорганизм, способствуют развитию физических, психических и морально-волевыхкачеств, выносливости, взаимовыручке. Воздействуют на эстетическую сферустудента, формируют представление о прекрасном, способствуют привитию ценностейздорового образа жизни. В связи с этим являются прекрасной альтернативойобычным занятиям физическим воспитанием и стимулируют интерес к физическойкультуре и активному образу жизни.

ВЫВОДЫ
1.                      По даннымнаучно-методической литературы мотивация это система факторов, детерминирующихповедение, совокупность причин психологического характера, объясняющихповедение человека, его начало, направленность и активность, то есть мотивов.Основная функциональная нагрузка мотивационной структуры личности –формирование модели поведения каждого конкретного человека. Мотивацияскладывается из потребностей человека под влиянием его системы жизненныхценностей и включается в их ряд. Мотивация к физической активности – особоесостояние личности, направленное на достижение оптимального уровня физическойподготовленности и работоспособности. Мотивационно-ценностный компонентотражает активно-положительное эмоциональное отношение к физической культуре,сформированную потребность в ней, систему знаний, интересов, мотивов и убеждений,волевых усилий, направленных на практическую и познавательную деятельность.
2.                      По даннымисследований современная молодежь уделяет достаточно мало внимания физическойактивности, только 6,5-7,5% опрошенных (по данным Гусельниковой) предпочитаетчасы досуга посвятить физическому совершенствованию. У студентов несформирована потребность в самостоятельных занятиях физической культурой. Изуказанных мотивов, имеющих влияние среди молодежи, подавляющее большинствоисследований, в том числе наше, указывает эстетические – желание развитьфизические качества, улучшить осанку, фигуру: 27% опрошенных по даннымисследований Хроминой и Шумаховой, 44% юношей и 39% девушек по даннымисследований Старчекова, 36% юношей и 47% девушек в нашем исследовании.
3.                Низкий уровеньмотивации к занятиям физической культурой и несформированность потребности кзанятиям безусловно вызваны слабой организацией физкультурно-оздоровительной испортивной работы в ВУЗе. По данным нашего исследования, проведенного на базеСГАФКСТ среди студентов I-IV курсов специальности «спортивныйменеджмент, экономика и физкультурно-оздоровительные технологии» большинствостудентов причиной отказа от занятий считают усталость и нежелание заниматься,а также нехватку материальных средств.
Кроме того, предпочтениястудентов в выборе направленности занятий не находят отражения в системефизического воспитания в ВУЗе или не соответствуют запросам молодежи. Дляпривлечения студентов на занятия стоит обратить внимание на их предпочтения ввыборе форм занятий и их содержания. Большинство девушек предпочитает занятиянетрадиционными оздоровительными видами физической культуры, а молодые людиспортивные игры, что находит подтверждение в исследованиях Карася, а также внашем исследовании.

ПРАКТИЧЕСКИЕРЕКОМЕНДАЦИИ
На основании проведенныхисследований можно рекомендовать внести изменения и улучшения в организациюзанятий по физической культуре в целях повышения мотивации к ним.
В целях увеличениякомпонента индивидуальности следует ввести отдельные занятия для студентовобоего пола. Для них следует предусмотреть не только различные нормативы, но иразличную направленность занятий, а т.к. выбор тематики не ограниченопределенным избранным видом спорта из-за отсутствия строгой спортивнойнаправленности специализации, то возможен также подбор видов по интересам,варьирование форм, средств и методов организации занятий.
В программу обучениястудентов СГАФКСТ включены основные виды спорта, но их число можноразнообразить и углубить за счет часов СПС и ДФП. На базе СГАФКСТ возможнаорганизация занятий в тренажерном зале, занятий игровыми видами для юношей настадионе и в помещении, для девушек – нетрадиционными видами в залахгимнастики. Также возможны организованные походы в ледовый дворец, в бассейн,прогулки и пробежки по паркам города.
Кроме того, при появленииинтереса к занятиям и изъявлении желания студентов, возможна организациянеурочных занятий в свободное время, таких как туристические слеты, походы,сплавы на байдарках, велопробеги, проведение активного отдыха на природе,заплывы в открытых водоемах. Организация подобных занятий оказывает комплексноевлияние на организм, способствует развитию физических, психических иморально-волевых качеств, выносливости, взаимовыручке, является прекраснойальтернативой обычным занятиям физическим воспитанием и стимулирует интерес кфизической культуре и активному образу жизни.

Список литературы
1.               Ананьев, Б.Г.Избранные труды. В 2 ч. Ч. 1. / Б.Г. Ананьев. – М., – 1980. – 232 с.
2.               Андреева, В.Г.Социальная психология / В.Г. Андреева. – М., 1988. – 432 с.
3.               Анпилогов, И.Е.Исследование представлений о роли жизненных ценностей в спорте студентовСГАФКСТ: магист. дисс. / И.Е. Анпилогов. – Смоленск, 2007. – 82 с.
4.               Анурин, В.Ф.Ценностные ориентации и их влияние на формирование потребностей / В.Ф. Анурин// Социология высшей школы подготовки студентов для народного хозяйства: Сб.науч. тр. – Горький, 1982. – C.116-129.
5.               Артемов, С.В.Запросы и потребности населения как базовый фактор планирования развитияфизической культуры и спорта городского района: автореф. Дис. канд. пед. наук /С.В. Артемов. – М., 1991. – 17 с.
6.               Асеев, В.Г.Мотивация поведения и формирование личности / В.Г. Асеев – М.: «Мысль», 1976. –158 с.
7.               Бальсевич, В.К.Физическая культура: молодежь и современность / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева// Теория и практика физической культуры. – 1995. — №5. – C. 5-12.
8.               Барановская, Д.И.Роль физкультурных занятий в формировании мотивации к занятиям физическойкультурой студенческой молодежи / Д.И. Барановская, В.И. Врублевская //актуальные проблемы оздоровительной физической культуры и спорта для всех насовременном этапе: матер. VIIIмеждун. науч. сессии по итогам НИР за 2004 г. – Минск: БГУФК, 2005. – C. 13-16.
9.               Бахтин, М.М. Кфилософии поступка / М.М. Бахтин // Философия и социология науки и техники, ежегодник1984-1985. – М.: Наука, 1986. – 130 с.
10.          Бердичевский,Ю.И. Особенности ценностных ориентаций спортсменов / Ю.И. Бердичевский, Г.И.Минц // Спорт в современном обществе: сб. науч. тр. – М.: ФКиС, 1980. – C. 36-38.
11.          Вергунова, В.М.Мотивация студентов Дальневосточного государственного аграрного университетеа кфизической активности / В.М. Вергунова, В.М. Горшенин, А.В. Лейфа //современные проблемы физической культурой и спорта: матер. IX науч. конф. – Хабаровск: ДВГАФК,2006. – C.25-27.
12.          Визитей, Н.Н.Физическая культура личности / Н.Н. Визитей. – Кишинев: Штиннтица, 1989. – 256с.
13.          Виленский, М.Я.Физическое воспитание в целостной системе профессиональной готовностивыпускника высшей школы / М.Я. Виленский // Здоровый образ жизни и физическаякультура студентов: социологические аспекты: сб. науч. тр. – М.-Харьков, 1990.– C. 44-47.
14.          Вилюнас, В.К.Психологические механизмы мотивации человека / В.К. Вилюнас. – М.: ИздательствоМГУ, 1990. – 285 с.
15.          Виноградов, П.А.Физическая культура и здоровый образ жизни / П.А. Виноградов. – М.: Мысль,1990. – C. 15-18.
16.          Волошин, С.Спасем гуманистические ценности спорта! (спорт и воспитание) / С. Волошин; пер.В.И. Столярова // Спорт, духовные ценности, культура. – М., 1997. – Вып.3 – C. 14-19.
17.          Гаврилов, В.И. Иcпользование мотивации в процессефизического воспитания / В.И. Гаврилов, Н.И. Гаврилова // Научные основы исоциально-педагогическое обоснование физического воспитания студенческоймолодежи: межвуз. тем. сб. науч. тр. – Л.: ЛМИ, 1990. – C. 132-135.
18.          Галкин, Ю.П.Коэффициент активности / Ю.П. Галкин. – Смоленск, 1990. – C.35-49.
19.          Головных, Г.Я.Общественно-исторические системы ценностей (методолгоический аспект): автореф.дис. … док. пед. наук / Г.Я. Головных. – Минск, 1993. – 41 с.
20.          Гудачек, Я.Ценностная ориентация личности / Я. Гудачек // Психология личности всоциалистическом обществе: Активность и развитие личности. – М., 1989. – C. 102-109.
21.          Гусельникова,Е.В. Возможности реализации принципа индивидуализации на занятиях пофизическому воспитанию в вузе: дис. канд. пед. наук / Е.В, Гусельникова. –Хабаровск, 2000. – 143 c.
22.          Дильтей, В.Описательная психология / В. Дильтей. – СПб., 1995. – 160 с.
23.          Жолдак, В.И.Декларативное и реальное отношение к спорту / В.И. Жолдак // Теория и практикафизической культуры. – 1973. — №3. – С. 141-144.
24.          Здравомыслов, А.Г. Потребности. Интересы.Ценности. / А.Г. Здравомыслов. – М.: Политиздат, 1986. – 223 с.
25.          Истомин, И.Н.Ценностные ориентации в системе регуляции поведения / И.Н. Истомин //Психологические механизмы регулирования социального поведения. – М.:Политиздат, 1979. – 252 с.
26.          Карась, Т.Изучение мотивации к занятиям физической культурой студентов педагогическогоколледжа / Т. Карась, Т.В. Хромина // современные проблемы физической культурыи спорта: матер. IX науч. конф. –Хабаровск: ДВГАФК, 2006. – C.69-72.
27.          Коваль, А.В.Физическая культура в здоровом образе жизни молодых людей, ее значимость и путисовершенствования: выпускная квалификационная работа / А.В. Коваль. – Смоленск,2002. – C.16.
28.          Козлов, А.А.Ценностный мир современного студенчества (социальный портрет явления) / А.А.Козлов, В.Т. Лисовский, З.В. Сикевич. – М., 1992. – 40 с.
29.          Кон, И.С. Впоисках себя / И.С. Кон. – М.: Политиздат, 1984. – 148 с.
30.          Крэтти, Б.Д. Мотивация/ Б.Д. Крэтти. – М.: Физкультура и спорт, 1976. – C. 24.
31.          Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание.Личность./ А.Н. Леонтьев. – М., 1975. – C. 465.
32.          Лисовской, В.Т.Советсткое студенчество социологические очерки / В.Т. Лисовской. – М.: Высш.шк., 1990. – 304 с.
33.          Лубышева, Л.И.Концепция формирования физической культуры человека / Л.И. Лубышева. – М.:РГАФК, 1992. – C. 12-17.
34.          Любимова, Ю.В.Мотивация и ценностные ориентации в педагогическом общении на занятиях пофизической культуре/ Ю.В. Любимова. – Спб.: СпбГАФК, 2004. – C.22.
35.          Маслоу, А.Самоактуализация // Психология личости. Тексты / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер,А.А. Пузыря. – М., 1982. – C.108-118.
36.          Немов, Р.С.Психология: учебник для высших педагогических учебных заведений. В 3 кн. Кн. 1./ Р.С. Немов… – М.: ВЛАДОС, 1997. – 651 с.
37.          Никощенков, С.Л.Первичные мотивы студентов в процессе занятий физической культурой / С.Л.Никощенков Л.И. Глущенко // Сб. науч. тр. мол. учен. – Смоленск: СГИФК, 2003. –C. 81-83.
38.          Пирог, А.В.Социология физической культуры и спорта / А.В. Пирог. – Смоленск: СГИФК, 1996.– C. 68-70.
39.          Пономарев, Н.И.Некоторые аспекты формирования положительного отношения человека к физическойкультуре / Н.И. Пономарев, В.М. Рейзин // Теория и практика физическойкультуры. – 1993. — №9-10. – C.9-10.
40.          Пономарчук, В.А.Лекции по социологии / В.А. Пономарчук. – М., 1989. – C. 137.
41.          Починкин, В.М.Спорт и идеологическая борьба в современном мире / В.М. Починкин. – М.:Физкультура и спорт, 1985. – 250 с.
42.          Пуни, А.Ц.Психология физического воспитания и спорта: учебное пособие для ИФК / А.Ц.Пуни. – М., 1979. – С.117.
43.          Родионов, А.В.Психология физического воспитания и спорта: учебник для ВУЗов / А.В. Родионов –М.: Академический Проект, 2004. – C. 16-36.
44.          Селецкая, Т.Г.Исследование мотивов, побуждающих студенток заниматься физической культурой испортом / Т.Г. Селецкая // Современные проблемы физической культурой и спорта:матер. VIII науч. конф. молодых ученых ДальнегоВостока. – Хабаровск: ДВГАФКС, 2005. – C. 158-159.
45.          Соловьев, Г.М.Формирование физической культуры личности студента в ракурсе современныхобразовательных технологий / Г.М. Соловьев. – Ставрополь: СГУ, 1999. – 168 с.
46.          Старчеков, М.М.Рейтинговая оценка как средство повышения мотивации студентов к занятиямфизической культурой / М.М. Старчеков. – Омск: СГУФК, 2005. – C. 23.
47.          Сырвачева, И.С.Мотивация самостоятельных занятий физическими упражнениями / И.С. Сырвачева // Физическаякультура, здоровье: проблемы, перспективы, технологии: матер. реч. науч. конф./ ДВГУ. – Владивосток, 2003. – C.108-111.
48.          Шувалов, А.М.Динамика спортивных интересов студентов / А.М. Шувалов. – Малаховка, 2004. – C. 26.
49.          Хайдеггер, М.Работы и размышления разных лет / М. Хайдеггер. – М., 1993. – C. 183.
50.          Хромина, Т.В.Изучение мотивации к занятиям физической культурой студентов специальности«менеджер» / Т.В. Хромина, И.Д. Шумахова // проблемы физической культуры,спорта и здоровья на Дальнем Востоке: сб. науч. тр. / ДВГАФК, ХГПУ – Хабаровск,2004. – C. 161-164.
51.          Чоговадзе, А.В.Физическое воспитание и формирование здорового образа жизни студентов / А.В.Чоговадзе, М.М. Рыжак // Теория и практика физической культуры. – 1993. — №7. –C. 8-10.
52.          Образ жизнисовременной молодежи [Электронный ресурс] / Ценностные ориентации выпускниковгимназии и условия их формирования; Степанов М.А. – Тверь: Областная станцияюных натуралистов, лаборатория «Экология и охрана природы», 2002-2003 – Режимдоступа: 2003.vernadsky.info/works/g6/index.html. – Загл. сэкрана.

приложениЯ
 
Приложение1
Классификации психогенныхпотребностей по МюрреюПотребности по Мюррею Поведенческие модели в спортивных ситуациях Потребность в престиже, самоутверждении, успехе, признании, удовлетворении честолюбия, саморекламе Большинство спортивных соревнований в различной степени удовлетворяют эти потребности. Снижение физиологических функций некоторых спортсменов высокого класса после ухода из спорта может служить иллюстрацией повышенной зависимости от этого мотива на протяжении всей спортивной карьеры. Потребность в повышении статуса стремление избежать унижения связанного с поражением Перед важными соревнованиями тренеры часто стремятся воздействовать на этот фактор, в особенности, если предстоящие соревнования грозят для команды унизительным поражением. Потребность иметь власть над другими, доминировать либо подчиняться другим Некоторые виды спорта по своей природе способствуют развитию этого мотива. Лучшим примером, иллюстрирующим это положение, является судья на линии в футболе. Потребность быть частью коллектива, устанавливать теплые, дружеские отношения кооперации Многие спортсмены становятся членами команд для того, чтобы удовлетворить эту потребность. «Много делает для команды», — фраза которую часто произносят тренеры, свидетельствует о том, что этот мотив осознается спортсменами. Стремление к систематизации и порядку, общим традициям, приобретению общих предметов Действие этого мотива проявляется в заботе тренеров и спортсменов о соблюдении спортивных правил и норм, в коллекционировании спортивных трофеев, ведении специальных книг и журналов, иллюстрирующих достижения спортсменов. Потребность участия в познавательном, процессе, желание удовлетворить любопытство, получить ответа на интересующие вопросы Мотив действует в тех видах спорта, которые требуют от спортсмена понимания механизмов тренировочного процесса, соревновательных усилий, тактики.

Приложение2
Соответствие мотивовзанятий ФК различным типам личностиСпортивный тип юноши девушки спортивный результат 105 83 оздоровление 107 111 двигательная активность 127 104 соперничество 81 52 азарт, борьба 97 66 ВСЕГО 517 416 Самоутверждающийся тип юноши девушки самоутверждение 110 92 карьерные достижения 115 90 достижение успеха 117 87 волевые качества 98 101 патриотические чувства 70 59 ВСЕГО 510 429 Развлекающийся тип юноши девушки эмоциональная разрядка 130 117 развлечение 109 94 удовольствие 120 88 способ общения 118 112 привычка 76 75 ВСЕГО 553 486 Тип, улучшающий свой вид юноши девушки стабилизация веса 103 100 улучшение фигуры 94 108 желание красиво выглядеть 103 103 желание привлечь внимание представителей противоположного пола 92 105 желание быть современным 106 79 ВСЕГО 498 495 Подражательный тип юноши девушки воздействие рекламы 104 79 влияние друзей или родственников 95 78 подражание уважаемому человеку 89 79 следование моде 82 85 ВСЕГО 370 321

Приложение3
АНКЕТА ДЛЯСТУДЕНТОВ И МАГИСТРАНТОВ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ «СПОРТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ, ЭКОНОМИКА ИФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» СГАФКСиТ
Уважаемый респондент,прошу Вас принять участие в моем исследовании, уделив свое время заполнениюданной анкеты. Целью проводимого исследования является изучение структурымотивации студенческой молодежи к занятиям физической культурой и спортом.Подойдите к заполнению анкеты с должным вниманием, выбранный вариант ответа обвеДИТЕ в кружок.
Пол                                                           курс
М   Ж        I   II    III       IV          магистратура
1.               Каковы условияВашего проживания?
·                  живу дома
·                  снимаю квартиру
·                  живу в общежитии
2.               Как Вы оцениваетесостояние своего здоровья?
·                  плохое
·                  нормальное
·                  хорошее
·                  отличное
3.               Имеете ли Вывредные привычки?
·                  нет
·                  да, курю/выпиваю
·                  другое (укажите):
_____________________________________________________________
4.               Является ли Вашепитание (отметьте соответствующие характеристики):
·                  полноценным
·                  регулярным
·                  сбалансированным
·                  рациональным
5.               Какова степеньВашей информированности о влиянии физической культуры на организм и здоровьечеловека?
·                  обладаюсведениями, полученными от преподавателей
·                  ознакомлен(а) соспециализированной литературой
·                  другое (укажите):
_____________________________________________________________
6.               Насколько занятияфизической культурой в ВУЗе отвечают Вашим потребностям?
·                  полностью
·                  частично
·                  не отвечают
7.               Занимаетесь ли Выфизической культурой дополнительно?
·                  регулярнозанимаюсь в секции/спортивном клубе
·                  самостоятельнозанимаюсь
·                  не вижунеобходимости в занятиях
·                  осознаю важностьзанятий, но не занимаюсь по субъективным причинам
·                  другое (укажите):
_____________________________________________________________
8.               Если Высистематически не занимаетесь физической культурой, какие факторы этомупрепятствуют?
·                  нехватка денежныхсредств и материально-технического обеспечения для полноценных занятий
·                  нехватка времени
·                  усталость, лень,нежелание заниматься
·                  отсутствиенавыков и привычки к занятиям
·                  другое (укажите):
_____________________________________________________________
9.               Какиедополнительные занятия оздоровительной направленности Вы предпочитаете?
·                  силовая атлетика
·                  спортивные игры
·                  единоборства
·                  циклические виды
·                  нетрадиционныевиды (фитнес, шейпинг, аэробика, йога, пилатес и др.)
·                  другое (укажите):
_____________________________________________________________
10.          Какова Вашадоминирующая мотивация в занятиях физической культурой? (укажите также 2второстепенные для Вас мотивации, отметив их ГАЛОЧКОЙ)
·                  желание улучшитьфигуру, осанку, похудеть, нарастить мышечную массу
·                  желание укрепитьздоровье
·                  двигательныйголод, желание поиграть, подвигаться
·                  желание развиватьфизические качества, осваивать различные двигательные умения и навыки
·                  стремление кэмоциональной разгрузке, получению положительных эмоций, общению, поддержаниехорошего настроения, азарт
·                  подражаниеизвестному человеку, родственнику, другу
·                  самоутверждение,развитие морально-волевых качеств
11.          Как Вы относитеськ неурочным формам проведения занятий (туристические походы на байдарках,пешеходные, велосипедные и т.д.)?
·                  положительно
·                  скорееположительно
·                  скорееотрицательно
·                  отрицательно


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Космпютеризована вимірювальна система вимірювання залежності кутової швидкості від часу
Реферат Семейство ARM9E
Реферат Встреча с логикой как встреча с культурой
Реферат Сравнительная характеристика вестибулярного анализатора у детей, занимающихся и не занимающихся
Реферат Earth Essay Research Paper I
Реферат Сущность кредитования и виды кредитов
Реферат Некоторые особенности реализации алгоритма защиты программного обеспечения от нелегального использования
Реферат Участь держав у міжнародній мережі глобального екологічного моніторингу
Реферат Деятельность библиографического посредника и основные функции библиографа в области социально-гуманитарных наук
Реферат Анализ финансовых показателей ООО Красноярское протезно-ортопедическое предприятие
Реферат Федор Чёрный
Реферат Влияние подвижных игр для развития физических качеств у юных легкоатлетов (10-14 лет)
Реферат Работа социального педагога по профилактике бродяжничества среди детей и подростков
Реферат Roman Catholicism Essay Research Paper Are You
Реферат “Слово про закон і благодать” Іларіона на уроці літератури у 9 класі