Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Методика обучения технике легкоатлетических видов спорта

Методика обучения технике легкоатлетических видовспорта.

План лекции:
 
1.         Обучение как педагогический процесс.
2.         Методические   принципы   обучения. 
3.         Методы, средства изадачи обучения.

Обучение как педагогическийпроцесс.
      Является одной из главныхсторон физического воспитания, в процессе обучения ярко выражены два момента:обучающая деятельность преподавателя ( преподавание ) и учебно-познавательнаядеятельность обучающихся ( учение ). Суть процесса обучения -взаимодействиепреподавателя и обучающихся с целью передачи знаний, умений навыков первым иприобретения их вторым с последующим совершенствованием.
      Можно выделить следующиеформы обучения: самостоятельная, контролируемая, самостоятельно-контролируемая.
      При самостоятельной формеобучения ученик сам изучает те или иные действия, анализирует их, подбираетсредства обучения. Эта форма эффективна при изучении простых движений.
      При контрольной формеобучения преподаватель выступает в роли учителя-наставника, который обучаетученика тем или иным действиям, анализирует их, подбирает методы и средстваобучения и исправляет различные неточности в действиях ученика. Эта формаприменяется почти во всех случаях, особенно на первых этапах обучения.
      Присамостоятельно-контролируемой форме обучения преподаватель обучает ученика,ученик анализирует свои действия, преподаватель контролирует не исполнение этихдействий, а анализ самого ученика. Эта форма применяется в совершенствованиитехники движений, при изучении новой техники спортсменов высокой квалификации.
      Также можно квалифицироватьформы обучения по связям:
   — преподаватель-ученик-возможное обучение ( ученик может или не может научиться тем или инымдействиям ), обучение простейшим движениям;
   — преподаватель-ученик-преподаватель -контролируемое обучение с одной (не полной)обратной связью (преподаватель обучает -ученик исполняет –преподавательанализирует), обучение сложным движениям;
   — преподаватель –ученик –ученик –преподаватель –контролируемое обучение с двойной обратной связью(преподаватель обучает –ученик исполняет –ученик анализирует и корректируетсвоё исполнение –преподаватель анализирует его действия), закрепление исовершенствование техники сложных движений;
Процесс обучения рассматриваеттри варианта контактов:
1)   бригадно-групповой (2-3 преподавателя обучают 25-30 учеников);
2)   индивидуально-групповой (1 преподаватель обучает 10-15 учеников);
3)   индивидуально-индивидуальный (1 преподаватель обучает 1-3 учеников);
     
Общение преподавателя сучеником в процессе обучения проходит по трём блокам:
 
      Объяснение – впериод изучения нового материала происходит повторное объяснение старого;
      Исправление – впериод изучения материала возникают ошибки, которые преподаватель объясняет иустраняет;
      Задание – подключаетобучающегося к самостоятельной работе с целью закрепления изученного материалаили с целью исправление каких-либо допущенных ошибок, а также для закрепленияправильных действий с помощью домашних заданий.
      Преподаватель –ведущий,управляющий элемент системы преподаватель –ученик, ученик –ведомый, управляемыйэлемент этой системы. Для достижения оптимального результата обучениянеобходимо чтобы принципы, методы и способы управления совпали с принципами,методами и способами восприятия. На каждый контакт общения должна быть своясистема управления и тактика общения. Иными словами, система преподаватель–ученик не единственное звено, единое для всех.
В процессе обучения передпреподавателем стоят следующие задачи:Уметь различать психологические особенности каждого учащегося. Уметь доходчиво объяснять новый материал с учётом психологических особенностей учащихся. Уметь исправлять ошибки, учитывая психологические особенности каждого обучающегося. Уметь сформировать задание так, чтобы учащиеся его поняли и выполнили как можно точнее. Уметь выбрать правильную тактику общения с каждым учащимся с учётом их психологических особенностей.
      Надо помнить, что впроцессе обучения на первый план выступают не знания преподавателя, аспособности каждого обучающегося.
 
Методические принципыобучения.
 
      При обучении двигательнымдействиям используют следующие методические принципы: сознательность иактивность; наглядность; систематичность; последовательность; постепенность;индивидуализация.
      Принцип сознательности иактивности. Чтобы в совершенстве овладеть техникой изучаемого двигательногодействия, обучающийся должен сознательно и целеустремлённо применять своиспособности для достижения как конечной цели так и поэтапных целей, преодолеваятрудности и неудачи. Процесс обучения нереален без активного участияобучающегося в нём, невозможно обучить равнодушного, а тем более ленивого.Активность подразумевает осмысленность изучаемого материала: понимание значениякаждого элемента движения, контроль за движением, анализ ошибок и поиск путейих устранения.
      Принцип наглядности – созданиеопределённого понятия и образа действия, созерцания внешней картины движений ивыявление простейших механизмов движения в том или ином элементе техники. Образразучиваемого двигательного действия создаётся не только за счёт зрительноговосприятия, но и за счёт ощущений слухового и вестибулярного анализаторов.Совокупность этих ощущений со словесным описание действия центральной нервнойсистемы создаёт полную картину двигательного действия.
      Необходимо понимать, чтоодин человек лучше воспринимает через зрительный, а другой – через слуховойанализаторы. Определение ведущего анализатора поможет повысить эффективностьпроцесса обучения, применяя для одного – предметно-чувствительного, а длядругого – словесно-логическое объяснение материала.
      Большое значение для принципанаглядности имеет обратная связь: выполнение выполняемых движений передзеркалом, использование видеосъёмок и тому подобное. Следует таr; е учитывать, что в младшем возрасте ведущую роль занимаетчувствительное восприятие, создаваемая посредством образов и образныхпредставлений.
      Принцип систематичностиили повторности выполнения двигательных действий непосредственно связан сдостижениями совершенной техники движений. Двигательное действие, особенносложное по технике, изучается и закрепляется только при многократном егоповторении через оптимальные промежутки времени.
      Систематичность выполнениядвигательного действия формирует следовой эффект в ЦНС и создаёт оптимальнуюинтегральную функциональную систему данного действия (по П.К. Анохину). Необходимопомнить, что повторное выполнение действия должно выполняться прежде, чемначнут исчезать следы от предыдущего исполнения.
      Для более эффективногоизучения двигательных действий необходимо помнить о следующих положениях:
      — изучаемое действиезакрепляется и совершенствуется толь при повторном его выполнении;
      — выполнение двигательныхдействий приводит к мышечному утомлению и утомлению ЦНС, поэтому необходимовремя для отдыха и восстановления сил;
      — во время выполнениядвигательных действий и после них организм начинает приспосабливаться кусловиям нагрузки, происходит изменения, которые сохраняются некоторое время,поэтому их надо подкреплять.
      Таким образом, при обучениидвигательным действиям они должны иметь оптимальную повторяемость выполнения иоптимальный промежуток времени между ними для восстановления, чтобы сохранитьположительные сдвиги от предыдущих действий.
      Принциппоследовательности в процессе обучения заключается в таких правилах: отусвоенного – к неусвоенному, от простого – к сложному, о соответствии уровняразвития физических качеств требованиям технического исполнения двигательногодействия.
      Техника двигательногодействия, изучаемая впервые, всегда опирается на уже знакомые, изученныедвижения. Поэтому необходимо расширять диапазон простых двигательных действий,на которые впоследствии можно опереться при изучении новых видов техники.
      Порой, перед изучениемтехники двигательного уровня развитие тех или иных физических качеств,требуемых для успешного овладения техникой. Поэтому всегда надо подбирать теупражнения для обучения, которые соответствуют уровню физического развитияобучающегося, и по мере необходимости подтягивать его слабые стороны физическойподготовленности.
      Принципы постепенностинапрямую связаны с применением (техники выполнения) физических нагрузок впроцессе обучения и с усложнением техники выполняемых двигательных действий.
      Следует всегда помнить, чточрезмерная нагрузка негативно влияет на организм новичка, поэтому необходимоподбирать для него оптимальные нагрузки. Сложностью подбора оптимальныхнагрузок является то, что величина нагрузок зависит от многих факторов: поласпортсмена, его возраста, уровня тренированности и других.
      Нельзя забывать, что однообразные,постоянно применяющиеся упражнения вызывают адаптацию организма к ним, поэтомуэффективность от их исполнения снижается. Чтобы расширить двигательныйдиапазон, надо применять разнообразные, но схожие по структуре упражнения,направленные на решения основной задачи. Нагрузку необходимо чередовать пообъёму и интенсивности, постепенно её увеличивать, чтобы происходило привыканиеорганизма.
      Процесс обучения неразрывносвязан с каждым конкретным учащимся, а значит, мы обязаны учитывать его индивидуальныеособенности.
      Принцип индивидуализациив обучении возникает с разным уровнем подготовленности; с половыми ивозрастными различиями; с анатомо-физиологическими особенностями индивидуума; его психологическими особенностями и различной степени реагирования организмакаждого человека на процесс обучения; с индивидуальным стилем обучения самогопедагога.
      Индивидуализация процессаобучения не означает обучение по схеме 1 педагог – 1 ученик, хотя на этапевысшего спортивного мастерства она применяется довольно часто. На начальныхэтапах обучения, когда ещё обучающиеся не проявили своих особенностей наиболееэффективно групповое обучение. Но даже при групповом обучении преподаватель прииндивидуальном выявляет ошибки в технике и помогает их исправить.
      Особое внимание приобучении двигательным действиям надо обращать на половые различия.
      Надо учитывать особенностиженского организма и не использовать те методы и средства обучения, которыеприменяются у мужчин.
Методы, средства и задачиобучения.
Существуют следующие методыобучения: целостность, расчленённый, смешанный, позный и проблемный.
      Целостный методобучения подразумевает изучение всего действия целиком и применяется приобучении простых действий. Он также применяется при обучении перспективныхучеников, имеющих высокий уровень координационных способностей. По мереизучения целостного действия внимание уделяется общей картине движений,основной его функции (например, прыгнуть в длину как можно дальше), затем изучаютсяи корректируются отдельные неудачные детали, мешающие формированию качественнойтехники движений.
      Расчленённый методобучения наиболее распространен  и применяется на начальном этапе обучения ипри действии подвергается анализу, разделяется на части (детали техники),которые можно выполнить отдельно. Затем определяется последовательностьизучения отдельных деталей, составляется план-схема обучения их техники,подбираются методы и средства обучения. Следующий этап – изучение понеобходимости группы деталей, т.е. формируются структурные связи между деталямитехники. Завершающий этап – изучение всего действия в целом, закрепление исовершенствование техники целостного действия.
      Смешанный методобучения включает в себя элементы целостного расчленённого методов.
      Позный методобучения был предложен в 90-х гг. прошлого столетия чебоксарским учёным Н.С.Романовым. Суть его заключается в определении главной позы двигательногодействия. Рассматривая этот метод при изучении техники бега, автор определил,что главной позой в беге является наложение бегуна в момент вертикали на опоре– поза бега. Стержнем этого метода обучения стало понятие позы как главногоконструирующего элемента беговых движений.поза должна быть такой, чтобы её выполнение автоматически предопределяло бы биомеханику предшествующих и последующих движений; поза должна обуславливать соединение и направленность предшествующих и последующих движений, тем самым убирая их области контроля и сознания. Кроме того, необходимо сделать так, чтобы в предшествующем элементе (позе) было заложено как можно больше свойств последующего элемента (позы). Такое соотношение между ними позволяет осуществлять переход от одного элемента к другому с минимальными двигательными перестройками. Т.о., поза бега является одним из важнейшим элементов управления биомеханической структурой бега, которая должна войти в сознание бегуна, в виде каких либо сигналов, команд, ориентиров к выполнению движений.
      Проблемный методобучения рассматривает приёмы обучения с помощью элементов, взятых из другихнаучных дисциплин и как применять их на практике в обучении двигательнымдействиям. Один из таких примеров может служить применение элементов теориирешения изобретательских задач (ТРИЗ), т.е., с помощью способа технологиимышления.
      Следуя по пути ТРИЗпреподаватель должен поставить задачу перед обучающимися например, научитьсятехнике прыжка в высоту способом перешагивание. Далее студент должен идти сам,естественно под наблюдением и с помощью преподавателя, используя алгоритм ТРИЗ:Тщательно изучить технику движений этого способа. Построить модель методики изучения техники (разделить на части и определить последовательность изучения элементов). Спрогнозировать результат. Определить ресурсы самого обучающегося. Разложить проблему по системному оператору (определить центральное звено, надсистемы, подсистемы). Выявить участников                            (субъект –техническое действие –преподаватель). Найти противоречия, которые возникают при обучении или при технике своего исполнения. И в конце, проанализировав все пути решения задачи, найти самый оптимальный и желательно короткий путь.
      Наряду с общими методамиобучения существуют и методы непосредственного обучения: словесный, наглядный,физического упражнения, непосредственной, помощи.
      Словесный метод: имеетважное значение при изучении техники движений. Преподаватель с помощьюобъяснений, рассказ помогает создать представление о движении, осознатьдвижение, дать его характеристику. Слово связывает между собой все средства,методы и приёмы обучения.
      Главную роль в этом методеиграет объяснение, после которого ученик пытается выполнить то или иноедвижение, затем разобрав ошибки, опять пробует его выполнить. Нужно избегатьмногословных объяснений, говорить конкретно, чётко формулировать необходимые вданный момент сведения. По мере овладения техникой движений объяснениястановятся, с одной стороны, более детальными, глубокими, с другой –болеелаконичными и краткими. В начальной стадии обучения и при обучении детеймладшего и среднего возраста успешно применяют образные объяснения, (например,цапля стоит на одной ноге), в котором используются знакомые ученику образы ипредставления.
      При обучении ритму движенийобычно используют подсчёт или другие ритмические звуки. Помимо объясненийприменяют также напоминания, подсказку.
      Основными средствамисловесного метода являются: рассказ, объяснение, напоминание, разъяснение,указание, подсказка, анализ выполненного действия, анализ ошибок.
      Наглядный метод: опираетсяна пословицу «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
      Наблюдая за показом, ученикможет охватить взглядом целостную картину техники, получить представление осложности или лёгкости выполнения движений. Зрительное восприятиедемонстрируемой техники даёт наиболее объективное отображение её в сознание,при условия образцового показа.
     Показ обычно всегдасопровождается словом, причём объяснения должны соответствовать показу. Нельзядемонстрировать технику движений с ошибками или неточностями, особенно детяммладшего и среднего возраста, которые в первую очередь стараются скопироватьваши движения, и если допущена одна ошибка или неточность с вашей стороны, тоона может надолго закрепиться у обучающегося, нарушая процесс овладенияцелостной техникой.
      Необходимо помнить, чтоошибки всегда быстрей усваиваются, чем правильные движения. Поэтому анализируяошибки, никогда нельзя показывать их, надо объяснять и показать действие безошибок..
      В процессе показанеобходимо добиться осмысления не только внешней картины движений, но и научитьучеников анализировать действия. Осознать не только «как?», но и «почему?», засчёт каких «факторов?», выполняется действие.
      Если двигательное действиепо своему составу и структуре позволяет выполнить его в замедленном темпе, топоказ может выполняться в медленном темпе! Но чрезмерно увлекаться замедленнымпоказом не рекомендуется, т.к. здесь теряется ритмовой смысл данного действия.
      Различают 2 виданаглядности: 1. непосредственная наглядность – достоверный образ движений –образцовый показ, применение рисунков, плакатов, кинограммноскостнаянаглядность, макетов, моделей – объёмная наглядность, кино – и видео записи –аппаратурная (техническая) наглядность; 2. слуховая наглядность – звуковоеоформление движений, которое очень важно при изучении ритма и темпа движений.
      Как бы ни хорошо ученик неосознал двигательное действие, невозможно выполнить его, не попробовав. Значит,активно включается в процесс обучения.
      Метод физическогоупражнения.
      Само понятие «упражнение»означает повторение, значит, метод физического упражнения – это методповторного выполнения изучаемого двигательного действия или каких-либовспомогательных действий.
      Претворяя мысленноепредставление в практическое воспроизведение движений и действий, учениковладевает техникой. Это достигается разными путями, и прежде всего методомобучения упражнению в целом и методом обучения упражнению по частям. Высшее мыуже говорили о них как об общих методах обучения.
      В процессе обучения можновыделить 3 группы упражнений.
      1. общеподготовительныеупражнения направлены на подготовку организма к выполнению специальных илисоревновательных упражнений, требующих определённого уровня развитиядвигательных качеств, как например: быстроты, силы, гибкости, прыгучести,координированности, ловкости; необходима так же подготовка чувствительногоаппарата для эффективности обратной связи – зрительного, слухового вестибулярногоанализаторов, тактильных ощущений мышц; помимо этого, нужно определённымобразом подготовить ЦНС – её подвижность, лабильность, координированность,устойчивость эффективных связей нервной системы.
      2. Специальноподготовительные упражнения направлены непосредственно на овладениетехникой движений, поз в опорных и без опорных положениях, тренировку обратнойэффективной связи. Если в первой группе всё направленно на развитиедвигательных качеств, то в этой группе больше приёмов направлено на выполнениеупражнений. Например: упражнения выполняемые в облегчённых и затруднённыхусловиях внешней среды; замедленное выполнение упражнений, если структурапозволяет выполнить их в замедленном темпе (переход через барьер в ходьбе),имитационные упражнения по своей форме напоминают или соответствуют основномудвижению, только меняется темп или условия выполнения (имитация постановкитолчковой ноги, переход через планку, используя гимнастический конь);упражнения с использованием вспомогательных действий (внешних ориентиров,звукового ритма и т.п.)
      3. Специальныеупражнения направлены на закрепление и совершенствование целостногодействия. Движение в данной группе выполняются в оптимальных режимахсоревновательного и околосоревновательного характера. Здесь первостепенноезначение имеет само целостное действие (например, прыжок в длину с разбега) иего различные вариации с изменением ситуации, внешних условий при неизменномфункциональном смысле (прыжок в длину с разбега на дальность с небольшоговозвышения).
      Метод непосредственнойпомощи применяется при обучении позам в различных условиях в медленномтемпе. Этот метод, по сути, — исправление ошибок из вне. Постороннеевмешательство может быть со стороны живых объектов (преподаватель, партнёр) и вразличных устройств.
      Преподаватель можетпоправить позу ученика, походу его движения может помочь выполнить упражнения.Касания рукой определённых групп мышц позволяют усилить кинестетическиеощущения, сконцентрировать внимание на этой группе мышц.
      Для изучения более сложныхтехнических элементов используются различные снаряды, тренажёры, устройства.Например, движением в полёте (прыжки в длину) можно обучиться с помощьюперекладины (в висе), брусьев (в упоре на руках),                     , подкидногомостика, увеличивать время полёта и т.д.
      Естественно, все упражненияприменяемые этим методом, должны повторять структуры изучаемого элемента илихотя бы не менять смысловую картину движения.
      При обучении необходимопомнить следующие правила:
      — от лёгкого к трудному–как по степени усилий, так и по координационной сложности движений.
      — от простого к сложному–от элементов к целому;
      — от известного кнеизвестному –используя прошлый опыт, наслаивать одни движения на другие. 
      Если ученик показываетнеуверенность в движениях при обучении, то устранить её можно следующимиспособами: а) сузить объём внимания; б) разумно принять страховку исамостраховку.
      По направлению существует задачив процессе обучения: ознакомление (ознакомить); разучивание (разучить);закрепление (закрепить или обучить в целом); совершенствование(совершенствовать).
      Задача ознакомлениявсегда стоит на первом месте при любом обучении; прежде чем обучать, надоознакомить, создать представление об изучаемой технике движений и ознакомитьсяс группой чтобы узнать их способности. Здесь в основном применяется словесный инаглядный методы, частично – метод упражнений, при опробовании техники.
      Задача разучивания –это оптимальная расстановка и изучение выделенных элементов целостного действия(в отличие от рациональной последовательности изучения их), от которых зависитэффективность обучения и сохранения структурных связей между элементами. Этонаиболее длительный этап обучения, где применяются все методы обучения иразнообразные средства.
      Задача закреплениятехники движений, происходит формирование связей между элементами движений,соединении изученных элементов техники в целостное действие. Здесь так жеприменяются все методы обучения, идёт обучение действия в целом, при проявленииошибок в каком-либо элементе возвращаются и исправляют их.
      Задача совершенствованияпроисходит полное формирование целостного действия в соответствии сдвигательной задачей и оптимальных условий его выполнения. Помимо самой техникидвижений двигательного действия спортсмен должен подогнать эту технику к своиминдивидуальным способностям с целью наиболее рационального и эффективного еёиспользования в условиях соревновательной деятельности.
      Применяются все методы, нобольше делается упор на активность спортсмена, т.е. он сам должен анализироватьтехнику, по возможности исправлять свои ошибки. Средства в этой задаче носятхарактер экспериментального воздействия в разнообразных ситуациях и условиях.
Контрольные вопросы и задания:Дайте характеристику формам обучения? каковы основные методические принципы обучения? Дайте характеристику методам обучения? Каковы постановки задач и подбор средств обучения?


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.