Содержание
Введение
1. Обзорлитературы
1.1 Задачивнеклассной работы по физическому воспитанию
1.2 Содержаниевнеклассной работы
1.3 Организациявнеклассной работы
1.4 Формывнеклассной работы
1.4.1 Прогулки,экскурсии, походы
1.4.2 Игры, развлечения
1.4.3 Спортивныесоревнования
1.4.4 Кружкифизической культуры
1.4.5 Спортивныесекции
2. задачи иметоды исследования
3. результатыисследования
Выводы
Переченьлитературы
Введение
Тема работы: «Исследование внеклассной работы по физическому воспитанию вобщеобразовательных школах г. Запорожья».
Актуальность работы: внеклассная работа отличается от учебной тем,что:
-осуществляется на добровольных началах, а ее содержание иформы организации определяются с учетом интересов большинства учащихся иусловий школы;
— она строится на основе широкой общественной активностишкольников, объединенных в коллектив физической культуры, при контроле иподдержке со стороны администрации, учителей, родителей, шефов;
— педагогическое руководство внеклассной работой приобретает вбольшей мере инструктивно-педагогический характер, стимулирующий проявлениетворческой инициативы учащихся.
Зная все эти особенности организации внеклассной работы пофизическому воспитанию, учитель сможет организовать её так, чтоб она былаэффективной и результативной. В этом и заключается актуальность данной темы.
Проблемами организации внеклассной работы занимались Козленко М.П[4],Качашкина В.М[3], Виленский М.Я.[2], Сафин Р.С.[2], Шиян Б.М.[5] и многиедругие.
1 Обзор литературы
1.1 Задачи внеклассной работы по физическому воспитанию
Одним из видов внеклассной работы в школе является массоваяфизкультурная и спортивная работа.
Задачи внеклассной работы:
-содействовать школе в выполнении стоящих перед нейучебно-воспитательных задач;
-содействовать укреплению здоровья, закаливанию организма, разностороннемуфизическому развитию учащихся;
-углублять и расширять здания, умения, навыки, получаемыеучащимися на уроках, физической культуры;
-воспитывать и развивать организаторские навыки у школьников;
-организовыватьздоровый отдых учащихся;
-прививатьучащимся любовь к систематическим занятиям физической культурой и спортом.[1]
1.2 Содержаниевнеклассной работы
Внеклассная работа проводится во внеурочное время в виде занятийпо гимнастике, легкой атлетике, лыжной подготовке к туризму, в секциях, группах,командах.
Основным содержанием внеклассных занятий с детьми являетсяматериал учебной программы по физической культуре, используемый с цельюсовершенствования умений и навыков учащихся в выполнении различных упражненийкак в обычных условиях, так и в усложнённых, в частности на местности.[2]
Дополнительный материал берется из журналов «Физическая культура вшколе», «Вожатый», «Пионер», «Костер», из газеты «Пионерская правда» исоответствующей литературы. Значительнее место отводится общеразвивающим упражнениямбез предметов и с предметам, упражнениям на гимнастических скамейках и стенке,со скакалками, в равновесии, лазанье, прыжках. Разучиваются комбинации вольныхупражнений и пирамиды для выступлений на пионерских сборах, утренниках,праздниках.
Самое большоеместо во внеклассной работе занимают игры. При этом программный материал поиграм значительно расширяется за счет дополнительных игр, близких по своемусодержанию к программным. Особое внимание при проведении внеклассных занятий, втом числе и игр, уделяется соответствию используемого материала изучаемому науроках учебному материалу, чтобы сочетание учебных и внеклассных занятийспособствовало совершенствованию двигательных умений и навыков детей.
Чтобы добиться массового охвата учащихся внеклассной работой,используются самые различные формы организации и проведения занятий с детьми сучетом их возраста, состояния здоровья и физической подготовленности. Основнымиформами являются: походы, занятия в группах общей физической подготовки,спортивные соревнования, физкультурные праздники, занятия в спортивных секциях.[2]
1.3 Организация внеклассной работы
Общее руководство работой коллектива физической культурывозлагается на учителя физической культуры, а руководство кружком — на одногоиз учителей начальных классов. В кружок и коллектив физической культурыучащиеся вступают добровольно, для этого достаточно устного заявления.
На общем собрании членов коллектива (кружка) выбирается совет,который организует и проводит всю работу по плану, утвержденному директоромшколы.
Во всех классах школы избираются физкультурные организаторы. Ониработают под руководством классных руководителей, организуя учеников своегокласса для участия в различных физкультурно-массовых и спортивных мероприятиях,проводимых школой.
Для проведения практической работы с учащимися организуютсясекции. В первую очередь создается секция общей физической подготовки,работающая весь учебный год. Осенью — игры, легкая атлетика и гимнастика; зимой— лыжная подготовка и игры; весной — игры, гимнастика и легкая атлетика.Основой занятий секции общей физической подготовки является учебная программа.На занятиях секции совершенствуются умения и навыки, в выполнении упражнений,усложненных условиями местности, иной расстановкой снарядов, введением новыхэлементов. Кроме программного материала, на занятиях секции разучиваются новыеигры, комбинации вольных движений, пирамиды. Учебные группы секции выступают нашкольных праздниках.
В секцию общей физической подготовки следует привлекать как можнобольше учащихся, в том числе и тех, которые несколько отстают в физическомразвитии от своих сверстников.[3]
В г. Запорожье в общеобразовательных школах такие секциисуществуют и активно работают, например, в таких школах: № 32, №100, №108, №102, № 45, № 40 и в др.[1]
В учебных группах секции 15—20 человек. Комплектование групппроизводится с учетом возраста и физической подготовленности учащихся. В периодподготовки к соревнованиям создаются команды. Количество участников зависит отусловий соревнований. Участники команд не прекращают занятий в секции. Кроме того,с участниками команд могут проводиться дополнительные занятия (тренировки).
Занятия учебных групп общеобразовательных школ г. Запорожьепроводятся один-два раза в неделю, в свободное от уроков время, по расписанию,утвержденному директором школы. Продолжительность каждого занятия не должнапревышать 60 мин.
В каждой учебной группе избираются старосты, а в командах —капитаны. Старосты и капитаны напоминают учащимся о занятиях, учитываютпосещаемость, помогают совету коллектива (кружка) и руководителям групп в ихработе.[4]
В школе наряду с секцией общей физической подготовки могут бытьорганизованы секции по видам спорта: для детей I класса по плаванию, теннису инастольному теннису, фигурному катанию на коньках; для детей II класса, крометех, которые предусмотрены для І класса,— по спортивной гимнастике (девочки свосьми, мальчики с девяти лет); начиная с III класса допускаются занятия всекциях плаванья и прыжков в воду. С десятилетнего возраста учащиесядопускаются к занятиям в секциях: бадминтона, художественной гимнастики,конькобежного спорта, легкой атлетики, парусного спорта, футбола.
Обязательными условиями для создания секций по видам спортаявляются: наличие мест для занятий, необходимое оборудование и инвентарь, аглавное — квалифицированное руководство. Руководители спортивных секций должныхорошо знать данный вид спорта, методику проведения занятий, особенностизанятий с детьми.
Разносторонняя общая физическая подготовка является основойуспехов в любых видах спорта, поэтому на занятиях всех секций значительноевнимание уделяется гимнастике, играм, легкой атлетике.
Занятиями в группах и командах могут руководить учителя илиинструкторы-общественники, старшеклассники (в средней школе), а такжеспортсмены и тренеры спортивных обществ.
Кроме организации практических занятий, коллектив (кружок)физической культуры вместе с учителями, привлекает учащихся к работе поустройству новой спортивной площадки; в тесном контакте с кружком «умелые руки»организует изготовление простейшего инвентаря; проводит спортивныесоревнования, физкультурные праздники, выступления на утренниках и другихмероприятиях; помогает врачу и учителям в пропаганде физической культуры испорта среди учащихся и родителей и т. д.
Членов коллектива (кружка), проявивших интерес к занятиямфизической культурой и спортом и добившихся некоторых успехов, школа можетнаправить в детскую спортивную школу.
К учащимся, состоящим в коллективе (кружке) физкультуры,предъявляются определённые требования. Они должны успевать по воем предметам,соблюдать правила личной гигиены, заниматься в одной из групп или команд иучаствовать в проведении физкультурных мероприятий.
Члены коллектива, показывающие хорошие успехи в занятияхфизкультурой и сочетающие это с высокой успеваемость во всем предметам ипримерной дисциплиной, поощряются директором школы.[4]
1.4 Формывнеклассной работы
1.4.1 Прогулки,экскурсии, походы
Прогулки, экскурсии и походы имеют большое образовательное ивоспитательное значение, поскольку дети знакомятся с природой, родным краем иего достопримечательностями.
Эти мероприятия содействуют совершенствованию навыков в ходьбе,беге и играх, закаляют организм и укрепляют здоровье детей, способствуютприобретению навыков самообслуживания, поведения и ориентировки на местности ит п. Неоценимую роль они играют в создании и укреплении детского коллектива, ввоспитании чувства дружбы и товарищества.
Прогулки, экскурсии и походы чаще всего проводятся пешком, зимоймогут быть использованы лыжи.
Прогулки обычно совершают без определенных образовательных целей,ради отдыха на лоне природы. Экскурсии имеют определенные образовательные целии проводятся по заранее намеченной тематике.
В походах в отличие от экскурсий сочетается выполнение образовательныхзадач с условиями походной жизни (разбивка бивака, приготовление пищи,преодоление трудностей, встречающихся в любом исходе, и т. д.).
Тематика экскурсий и походов должна соответствоватьобщеобразовательной подготовке детей и школьным учебным программам.
Прогулки и экскурсия проводятся с учащимися всех начальных классовшколы, походы организуются для учащихся III классов. Обычно эти мероприятия проводятсядля каждого класса отдельно.
Протяженность маршрутов не должна превышать 5—7 км в оба конца,для учащихся I—ІІ классов, 8—10 км — для учащихся ІІІ классов. При этом всередине пути необходим отдых в течение 1—2 ч.
Небольшие прогулки и экскурсии (при минимальном расстоянии) могутпроводиться в любой учебный день; прогулки и экскурсии на большое расстояние, атакже походы только в выходные или каникулярные дни. Каждое из этих мероприятийтщательно подготавливается, подробно разрабатывается план проведения. В планепредусматриваются задачи мероприятия, маршрут, места непродолжительного и длительногоотдыха, занятия и игры в пути и на большом привале, инвентарь, личное кколлективное снаряжение участников.[5]
О предстоящей прогулке или экскурсии учащиеся предупреждаютсязаранее. Руководитель прогулки, экскурсии или похода обязан хорошо знать состави состояние здоровья учащихся, чтобы решить вопрос о допуске их к участию впроводимом мероприятии. Необходимо также хорошо знать и физическуюподготовленность учеников. От этого зависит выбор маршрута и скорость движениягруппы. Если группа разнородна но составу, руководитель при определениискорости движения ориентируется на более слабых участников.
Чаще всего прогулками, экскурсиями и походами руководят учителя.
При проведении тематических экскурсий в школах г.Запорожьеприглашают участников исторических событий, героев труда, передовиковпроизводства, старожилов.
Одним из решающих условий для успешного проведения любогомероприятия является дисциплина участников и соблюдение ими установленныхправил и режима похода (прогулки), а также четкое выполнение поручений.Руководитель похода, экскурсии или прогулки заблаговременно проводит сучастниками разъяснительную работу, а во время проведения требует обязательноговыполнения установленного порядка.
При подготовке любого мероприятия учителю необходимо заранеевыделить из числа учащихся помощников, которые организуют детей, подбираютнеобходимый инвентарь и снаряжение, проверяют подготовку участников, готовятсясами и помогают другим в проведении игр, хороводов, художественнойсамодеятельности и т. п.
Для наиболее физически подготовленных учащихся с разрешения врачав летние каникулы могут проводиться двухдневные походы с одним ночлегом.
План похода разрабатывается руководителем и утверждаетсядиректором школы. Готовность каждого участника проверяется руководителем заодин два дня до похода и непосредственно перед выходом. К участию в походахследует привлекать медицинский персонал школы (врача или медсестру).
При подготовке к такому походу руководитель предварительнопроводит с участниками несколько тренировочных занятий в ходьбе, беге ипрыжкам, изучает маршрут похода и распределяет обязанности. Большое вниманиеуделяется подготовке коллективного и личного инвентаря (в частности, одежды иобуви) и подготовительной работе по организации ночлега и питания. Ночлегдолжен быть обеспечен в закрытом помещении (в доме, школьном здании),удовлетворяющем санитарно-гигиеническим требованиям. Питание должно бытьобязательно горячим. Поход проводится по заранее разработанному плану, ссоблюдением определенного режима движения, отдыха, питания.
При определении маршрута учитываются места для привала, наличиеисточников питьевой воды, мест для купания.
Коллективное снаряжение в походе состоит из следующих предметов:топор (в чехле), посуда для приготовления пищи (алюминиевые кастрюли, жестяныелуженые ведра, эмалированная посуда), разливательная ложка, сковородка, мешки сзавязками для продуктов, нож столовый, консервный нож, фотоаппарат, горн, мячи,сигнальные флажки, малая саперная лопата, компас, клеёнка, ножницы, иголки, нитки,булавки, спички, аптечка. В соответствии с задачами похода в коллективноеснаряжение могут войти также гербарные папки, коробки для грунта, насекомых,различных сельскохозяйственных культур.
В индивидуальное снаряжение участников похода входит: летом—рубашка или майка с длинными рукавами, трусы у мальчиков, шаровары у девочек,тренировочные или обычные брюки, светлая панама, хорошо разношенные ботинки,носки, на случай плохой погоды — куртка, пиджак. Кроме того, каждый участникпохода берет для себя рюкзак, ложку, кружку, миску, полотенце, мыло, салфетку,тетрадь или блокнот, карандаш.
В рюкзаках укладываются все личные вещи и часть коллективногоснаряжения. Общий вес рюкзака не должен превышать 3 кг. Вещи в рюкзакукладываются так, чтобы к спине прилегало все мягкое.
В суточный рацион участников похода входит: 300 г черного и 200 гбелого хлеба, 100 г крупы, 1 банка мясных консервов (на двоих), 30—40 г масла, 100г сахара, 500 г овощей, 0,5 л молока, также соль, чай, лук, морковь.
Овощи и молоко обычно приобретаются на месте или вблизи большогопривала. Молоко разрешается употреблять только кипяченое.
Составление меню и раскладка продуктов на разовые приемы питаниядолжны проводиться до похода.[5]
Во время походов детей следует учить ориентироваться на местностипо компасу и часам.
Под ориентированием на местности понимается определение сторонгоризонта — севера, юга, востока и запада — и расположения населенных пунктов идороги по отношению к месту нахождения туристов.
Чтобы ориентироваться по компасу, надо компас положить нагоризонтальную поверхность (книжку, папку, пень) и отпустить тормоз. Стрелкапосле колебания остановится и одним своим концом покажет направление на север,другим — на юг. В компасе Адрианова, наиболее приемлемом для юных туристов, северныйконец стрелки имеет белый цвет, в других компасах северный конец стрелкитемный. Если в соответствии с показаниями компаса встать лицом к северу, тосправа будет восток, слева — запад, а сзади — юг.
Компас можно ориентировать. Это значит совместить северный конецстрелки с северной точкой лимба компаса.
При помощи часов ориентироваться можно только днем и в тихуюпогоду, когда видно солнце. Чтобы ориентироваться в 13 ч, достаточно встатьлицом к солнцу и слева будет восток, справа — запад, сзади — север.
В другие часы следует часовую стрелку направить на солнце и уголмежду часовой стрелкой и направлением на цифру «1» на циферблате часовразделить пополам. Линия деления этого угла указывает направление юг — север.
В походе детей следует учить разжиганию костра. Костер разжигатьнадо в таком месте, чтобы он не портил корней зелени, не мог служить причинойлесного пожара; от ближайших деревьев костер разжигается в 5—6 м.
Для костра делается кострище: срезается с площади в 1 кв. м дерн иэтим дерном обкладывается кострище, при этом дерн кладется травой вниз. Всередину кострища накладывается «шалашик» или «колодец» из мелких сухихветочек, бересты, «палочек-зажигалочек». «Шалашик» («колодец») обкладываетсятонкими, сухими сучьями и зажигается с той стороны, откуда дует ветер. Когда«шалашик» загорится, в костер подкладываются сначала тонкие сучья, а потом всеболее толстые и крупные. На костре варится пища, кипятится чай. Чтобы пищахорошо, быстро сварилась и не пахла дымом, надо кастрюли, ведра и чайникиподвешивать над костром после того, как пламя будет достаточным, дымуменьшится.
Послевозвращения участников похода один из номеров школьной стенной газеты следуетпосвятить итогам его проведения.[5]
1.4.2 Игры,развлечения
Самыми простыми и массовыми формами внеклассной работы с учащимисяявляются игры и развлечения.
Игрыорганизуются как с небольшой группой учащихся одного класса, так и с большимигруппами учащихся двух-трех классов. Чем многочисленнее группа играющих, темлучше должны быть подготовлены организаторы и затейники из учащихся. Игрыследует проводить в виде так называемого «часа игр», общее руководство которымосуществляется учителями.
«Часы игр» проводятся во внеурочное время, а также и каникулярныйпериод, причём сбор детей для участия в играх назначается в определенный день ичас в школе или на площадке. В хорошую погоду осенью и зимой, а также в летнеевремя игры проводятся на открытом воздухе; лишь в ненастную, ветреную ихолодную погоду они проводятся в закрытом помещении где температурные условиядля игр на воздухе те же, что и для занятий другими упражнениями. Проводимыеигры всегда должны соответствовать возрасту и подготовленности играющих, бытьдоступными для мальчиков и девочек, простыми по содержанию, легко объяснимыми,интересными и увлекательными. Комплекс игр составляется так, чтобы в нем былиигры с различным содержанием, и нагрузкой и чтобы эти игры правильночередовались. В одно занятие вводяться игры спокойные и игры с большойподвижностью, игры с пением и плясками. При этом наиболее подвижные игрыпроводятся в середине занятия, а игры с пением — в конце его.
В старших классах школы большое применение имеют командные игры,близкие по своему содержанию к спортивным. К ним относятся «Пионерский мяч»,«Эстафеты», «Лапта», «Гонка мячей», «Охотники и утки» и многие другие.[6]
Если вводятся новые игры, которые на уроках не были пройдены, тоих в одном занятии должно быть не более двух: одна игра с большой подвижностьюи другая относительно спокойная. При проведении игр на местности большоеприменение имеют такие игры, как «Чуткий часовой», «Маскировка», «Невидимка»«Хитрая лиса», «Через цепь» и др.
Как любимое занятие детей во внеурочное время игры проводятся нетолько в специальные «часы игр», но также на утренниках, праздниках, прогулках,экскурсиях и т. д.
С большой охотой дети участвуют в хороводах, плясках и танцах.Проводятся они и на открытой площадке, и в закрытом помещении в сопровождениимузыки или с пением. По своему характеру и содержанию они: должны быть простымии легко разучиваться даже с большой группой детей. Как и игры хороводы, пляскии танцы проводятся на утренниках, праздниках, прогулках и экскурсиях, вводятсяони и в «часы игр». Вполне доступными для учащихся школы является«Марш-хоровод», «Камаринская», «Во саду ли, в огороде», «Гопак»,«Полька-приглашение», «Переходная полька», «Лезгинка», «Лявониха» и др.
Для проведення этих видов внеклассной работы подготавливаетсяактив учащихся, с которым предварительно разучиваются новые хороводы илипляски, с тем чтобы они могли оказывать помощь руководителю в проведенииуказанных мероприятий с другими детьми.
В перерывах между массовыми танцами и плясками организовываютсяиндивидуальные танцы и пляски.
В числе полезных и интересных развлечений для учащихся школыбольшое применение имеют игровые упражнения типа заданий. К таким относится«Серсо», «Надень кольцо», «Удочка», «Срезание предметов», «Прокати точнее»,«Обручи», «Кто больше попадет?», «Набрось кольцо» и многие другие.
Любимым зимним развлечением детей является катание на санках сгор. Существует очень много способов катания с гор и различных игровыхусложнений, применяемых но инициативе самих катающихся. Дети катаются на санкахсидя, лежа, спиной вперед, стоя, стоя на коленях, по одному, по двое и т.д.Производятся спуски с горы на скорость, на дальность, с поворотами и т.д.Спуски с гор могут сопровождаться дополнительными упражнениями: поднять на ходумалый мяч, снять стоящий флажок, положить мяч, проехать под воротцами(устроенными из лыжных палок), метнуть на ходу в цель, перейти из положениясидя в положение лежа и т. д. С учащимися старших классов проводятсясоревнования по спуску с гор и эстафеты с санками.
Лучше всего катание на санках проводить с естественных гор; приотсутствии их силами учащихся строят снежную гору на школьной площадке илигде-либо поблизости от школы. Используются также и деревянные горки,предназначенные в летнее время для вбегания, которые на зимнее времяобкладываются снегом и заливаются водой.
Большое удовольствие доставляет детям, когда учитель неограничивается наблюдением за детьми, а сам с ними катается.[6]
1.4.3 Спортивныесоревнования
Спортивные соревнования являются одной из самых интересных,увлекательных форм внеклассной работы по физическому воспитанию в начальнойшколе. Они содействуют привлечению учащихся к систематическим занятиям физическимиупражнениями дома и в коллективе физкультуры, повышают физическуюподготовленность учащихся, сплачивают детский коллектив.
Соревнования, как и другие виды внеклассной работы, включаются вобщий годовой план работы школы. В начале учебного года точно определяютсясроки проведения, положение и программы соревнований. С учетом этих сроковзаблаговременно проводится подготовка к соревнованиям.
Лучшими сроками для проведения соревнований являются каникулы —зимние, весенние и летние (фазу по окончании учебного года).
Спортивные соревнования организуются и проводятся непосредственноучителями под общим руководством директора школы. Самое активное участие в нихдолжны принимать пионерская организация и коллектив физкультуры. В восьмилетнихи средних школах активное участие в соревновании начальных классов принимаеттакже комсомольская организация. Лучшие учащиеся-спортсмены старших классовоказывают помощь в подготовке учащихся начальных классов к соревнованиям и впроведении их. Каждое соревнование проводится в соответствии с положением, вкотором указываются: цели и задачи соревнования, руководство, время и местопроведения, участники, программа, условия проведения и зачет, порядок награждениялучших участников команд, форма заявки и сроки ее представления.[7]
С учащимися начальных классов школы могут проводиться соревнованияпо играм, лыжам, легкой атлетике, конькам, а так же по гимнастике.
В программу соревнований по играм включаются подвижные игры изшкольной учебной программы и игры, которые были хорошо разучены на внеклассныхзанятиях. Соревнования по подвижным играм могут проводиться среди всех учащихся.
Соревнования по лыжам и конькам проводятся среди учащихся IIIклассов. Дистанция по лыжным гонкам для мальчиков — 500 м, для девочек — 300 м,по конькам и для мальчиков, и для девочек — 60 м.
В программу соревнований по легкой атлетике, которые проводятсясреди учащихся III класса, можно включать такие виды: бег, прыжки в длину и ввысоту с разбега, метание мяча. Но дистанцию бега следует ограничить (до 40 м),а метание мяча можно проводить на дальность или в цель.
Среди учащихся II—III классов можно проводить соревнования погимнастическим упражнениям, которые хорошо усвоены на уроках физическойкультуры или на занятиях в секциях общей физической подготовки: фигурнаямаршировка, вольные упражнения без предметов и с предметами (с флажками,цветами, лентами, палками), упражнения в равновесии, прыжки в высоту с прямогоразбега, метание мячей в цель. Программа любых соревнований разрабатывается сучетом физической подготовленности учащихся.
В программу соревнований по гимнастике и легкой атлетикевключается несколько различных видов, но участие в них детей в течение одногодня ограничивается лишь двумя, самое большее тремя видами (например, вгимнастике — вольные упражнения, метание в цель и прыжки в высоту; в легкойатлетике — бег, прыжок, метание). Конкретно эти вопросы решаются учителемкласса с учетом индивидуальных способностей учащихся (по согласованию сврачом).[8]
Соревнования по подвижным играм при наличии соответствующихусловий можно проводить в любое время года. Гимнастические соревнования лучшевсего проводить в весенние каникулы, а легкоатлетические — по окончанииучебного года.
Спортивные соревнования в школе могут проводиться в классе междукомандами (звеньями), а в школе (дружине) между классами.
Внутри класса соревнование организуется и проводится учителем иактивом класса. Им помогают коллектив (кружок) физкультуры и родители.
Для подготовки и проведения общешкольных соревнований создаетсяорганизационный комитет, возглавляемый обычно директором школы.
В оргкомитет входят учителя, врач школы, коллектива (кружка)физкультуры и родителей. Оргкомитет решает вопросы о сроках и месте проведениясоревнований, их материальном обеспечении, об условиях зачета, утверждаетраспорядок проведения соревнований.
Успех в проведении соревнований в значительной мере зависит откачества работы судейской коллегии, которую возглавляет главный судья, назначаемыйдиректором школы. В обязанности главного судьи входит: подбор судей,распределение между ними обязанностей, контроль за подготовкой местсоревнований, составление плана (расписания) проведения соревнований иобеспечение бесперебойного проведения соревнований в соответствии с положениеми программой.
Главному судье предоставлены большие права: его решенияобязательны для всех судей и участников соревнований, он разрeшает все спорныевопросы. По окончании соревнований главный судья вместе с секретарем подводятитоги, оформляют документацию, сдают директору школы все материалысоревнований.
Секретарь соревнований принимает заявки, проверяет их, готовитпротоколы, проводит жеребьевку, выдает участникам нагрудные номера, совместно сглавным судьей подводит итоги.
В состав судейской коллегии (кроме главного судьи и секретаря) взависимости от объема работы и количества участников могут входить заместителиглавного судьи, стартеры, судьи секундометристы, судьи по видам, судьи настарте и финише, начальники дистанции, контролеры и др. Все они работают ивыполняют свои обязанности под руководством главного судьи.
Для подготовки и проведения соревнований надо привлекать •какможно больше учащихся. Они обычно готовят места для соревнований, инвентарь,оформляют площадки или залы, судейские протоколы. Дети, не участвующие всоревнованиях, работают судьями (будучи хорошо проинструктированными, онисмогут производить измерения и запись результатов, подсчет очков).
При подготовке и проведении соревнований по лыжам судейскаяколлегия выполняет следующую работу. Начальник дистанции за один-два дня досостязаний выбирает место и измеряет дистанцию. Место соревнований выбираетсявблизи школы. Лыжня не должна пересекать ни одну дорогу. В день соревнованийместо старта и финиша красочно оформляется, дистанция размечается флажками. Взависимости от местности на дистанции размещаются два — четыре контролера.
За один-два дня до соревнований секретарь проводит жеребьевку,выдает нагрудные номера и заготавливает протоколы. Самым простым способомжеребьевки является следующий: по количеству участников (мальчиков и девочекотдельно) заготавливаются маленькие полоски бумаги, на которых пишется фамилияучастника. Затем эти полоски кладутся на стоя (фамилией вниз) и тщательно перемешиваются.Далее происходит жеребьевка: берется одна полоска бумаги и на чистой сторонепишется № 1, на другой полосе — № 2 и т. д. В таком же порядке выдаютсянагрудные номера и составляется протокол старта.[9]
В день соревнований судейская коллегия собирается за 1—1,5 ч доначала соревнований. Главный судья проверяет готовность судей и участников идокладывает об этом директору школы. Дети собираются в теплом помещении, там жепроводится окончательная подготовка участников. К месту старта участники выходятпо распоряжению судьи при участниках, который перед стартом выстраивает их впорядке нагрудных номеров и последний раз проверяет их готовность, одежду,обувь, головной убор, лыжи и палки.
Со старта лучше всего выпускать по одному участнику (через 15—30с). На старте должны быть стартер (он же секундометрист) и секретарь,записывающий время ухода со старта каждого участника. Контролеры на дистанцииотмечают прохождение участниками контрольных пунктов. Особенно четко должныработать судьи на финише, где как минимум должны быть старший судья,регулирующий работу всей бригады, два секундометриста, фиксирующие времяприхода каждого участника, и два секретаря, записывающие время прихода каждогоучастника и их номера.
По окончании соревнований протоколы старта и финишаобрабатываются, определяются результаты участников и составляется сводныйпротокол.
Проведение соревнований по гимнастике требует большойподготовительной работы с судьями. Главный судья подробно изучает с нимипрограмму соревнований, инструктирует их по оценке выполнения упражнений,входящих в программу соревнований. Шкала оценок, как правило, устанавливаетсядесятибалльная.
Главный судья составляет график проведения соревнований и,руководя судьями, обеспечивает его выполнение. По окончании соревнованийглавный судья вместе с главным секретарем подводят итоги соревнований
Работа главного секретаря соревнований по гимнастике идентичнаработе главного секретаря соревнований по лыжам.
В бригаду для судейства вольных движений входят старший судья,секретарь и судьи, по одному судье (а лучше по два) на каждого участникакоманды, исполняющей упражнение.
Для выполнения вольных движений требуется достаточно просторноепомещение, чтобы могла выступать команда в количестве пяти-шести участников.Пол на площадке для выступления должен быть очень чистым; хороню стелить на полковер. Старший судья к каждому из участников прикрепляет для судейства одногоили двух судей. Судьи без согласования друг с другом оценивают выполнениеупражнений и вслух объявляют своё решение или показывают оценки при помощисудейских книжек. Секретарь записывает результаты. Случаи особенно серьезныхрасхождений судей в оценках разбирает старший судья, после чего он принимаетрешение. На выполнение вольных движений даются две попытки, лучшая из которыхзасчитывается.
Упражнения в равновесии судит бригада из двух человек. Один из них— старший, принимающий решения, другой, вместе со старшим принимает участие воценке выполнения упражнения, он же ведет протокол.
Для выполнения упражнений в равновесии используется гимнастическоебревно или гимнастическая скамейка, поставленная рейкой вверх, необходимыгимнастические маты. Упражнения участники выполняют по одному, каждому даетсядве попытки, лучшая из которых засчитывается.
Прыжки в высоту судит бригада, состоящая из двух человек: судья исекретарь.
Для прыжков в высоту требуется следующий инвентарь: две стойки,одна планка или веревочка для прыжков, два-три гимнастических мата, мостик,измерительная планка. На каждой высоте участнику дается две попытки. Каждаявысота заранее расценивается баллами.
Метание в цель судит бригада в составе двух человек: судья илисекретарь.[10]
Для метания в цель требуются квадратный щит размером 1х1 м с пятьюконцентрическими кругами (начиная с круга диаметром 20 см, затем увеличиваядиаметр каждого круга на 20 см, на каждом круге обозначаются цифры от 1 до 5или от 2 до 10), теннисные мячи (в зависимости от условий соревнования их 5 или10), ограничительная планка или линия, за которую нельзя заходить при метании.Ограничительная планка кладется (или обозначается линия) на расстоянии,установленном программой соревнований (5—10 м). Участник старается попадать вцентр круга, что дает наибольшую сумму очков. Судья объявляет результат послекаждого броска участника, секретарь записывает результат каждого броска, азатем суммирует очки всех бросков и объявляет результат.
Соревнования по легкой атлетике, проводимые весной наспортплощадке, требуют большой подготовки. Все места соревнований должны бытьтщательно подготовлены в соответствии с требованиями правил.
Дорожка для бега размечается так, чтобы для каждого бегущегоучастника была отдельная дорожка шириной 1,25 м. Для проведения соревнований побегу необходимы флажок для стартера, флажок для отмашки на финише, секундомеры,финишная лента.
Места дляприземления при прыжках взрыхляются, брусок для отталкивания белится меловымили известковым раствором, а дорожка для разбега при прыжках в длину и площадкадля разбега при прыжках в высоту утрамбовываются.[11]
Для проведения соревнований по прыжкам в высоту требуйте стойкидля прыжков, планки или веревочки, измерительные планки, лопата и грабли длярыхления и выравнивания места приземления. Для проведения соревнований попрыжкам в длину требуются рулетка, колышек для отметки прыжка, лопата и грабли.
При подготовке мест для метаний на дальность предусматриваютсядорожка для разбега и коридор шириной 10 м, ясно обозначенный Линиями,указателями расстояний или флажками. Обозначается линия броска. Для проведениясоревнований необходимы мячи теннисные, колышки для отметки бросков, рулетки.
Легкоатлетические соревнования проводятся на относительно большойплощадке, в разных секторах которой проходят прыжки, бег, метания. Чтобы лучшеруководить соревнованиями, главная судейская коллегия находится в определенномпомещении (месте), где при возможности устанавливается микрофон.
Соревнования по всем видам легкой атлетики начинаютсяодновременно, поэтому назначается столько судейских бригад, сколько видовсоревнований
В бригаде для бега должны быть стартер, два-три секундометриста(по количеству дорожек), судья на финише и секретарь. Стартер дает старт послетого, как к бегу все готово и с финиша будет дан условный сигнал флажком(отмашка). Старт дается одновременно стольким участникам, сколько есть дорожек:это также зависит и от количества секундометристов.
Стартер подает три команды:
1. «На старт!» По этой команде участники становятся на старт.
2. «Внимание!» (участники готовятся начать бег).
3. «Марш!» Со словом «марш» стартер резко опускает поднятый вверхфлажок, участники начинают бег. Следующий старт стартер дает только послеотмашки с финиша.
Секундометристы выполняют решающую роль в точном определениирезультатов бега. Во время старта все они по взмаху стартера флажком пускаютсекундомер (нажимают кнопку), а когда бегун, которого принимает секундометрист,коснется финишной ленты или достигнет линии финиша, секундомер останавливается.Показатели секундомера фиксируются секретарем в протоколе. Старший судья нафинише руководит всей судейской бригадой, решает все вопросы, возникающие вовремя соревнований, дает отмашку стартеру, свидетельствующую о готовностибригады на финише.
Соревнования по прыжкам в высоту проводит бригада в составе судьии секретаря.
В начале соревнований судья устанавливает планку или веревочку наминимальной высоте, секретарь проверяет по протоколу явку участников. Поразрешению судьи и вызову секретаря участники начинают прыгать.
На каждой высоте участнику дается три попытки, каждая попыткаотмечается секретарем. Учет попыток необходим для того, чтобы решить вопрос опреимуществе прыгуна в том случае, если два участника преодолели одинаковуювысоту (преимущество принадлежит тому, кто на преодоление высоты затратилменьшее количество попыток). Высота считается взятой, если планка не упала наземлю после прыжка. Неудачной попыткой считается всякий неудавшийся прыжок, атакже всякое касание ногами ямы с песком в конце разбега до прыжка.
Прыжки в длину с разбега проводит бригада в составе судьи (он жеизмеритель), второго измерителя и секретаря. После полной подготовки места дляпрыжков и проверки явившихся участников. По протоколу судья разрешаетучастникам прыгать. Каждый участник совершает три попытки, по одной после всехучастников. Результат каждой попытки измеряется. В протокол заносятсярезультаты всех трех попыток. Засчитывается лучший результат. Попыткойсчитается всякий заход за линию бруска для отталкивания. Каждый прыжокизмеряется рулеткой, при этом измеряется расстояние между бруском дляотталкивания и ближайшей к бруску точкой прикосновения любой частью телапрыгуна.
Метания на дальность проводятся бригадой в составе судьи (он жеизмеритель), второго измерителя и секретаря.
Старший судья по вызову секретаря разрешает участнику сделатьподряд три броска. Каждый бросок совершается после того, как второй измерительточно отметил колышком результат предыдущей попытки На колышке должна бытьцифра, которую секретарь заносит в протокол против фамилии метающего. Подрядметают 10—15 участников, после чего производится измерение результатов,Измеряется расстояние между линией метания и точкой приземления мяча.Измеряется и заносится в протокол лучший результат.[12]
1.4.4 Кружки физической культуры
Кружки физической культуры организуются для учеников школы. Взависимости от условий и количества, желающих они могут быть организованыотдельно в каждом классе, для отстающих в усвоении учебного материала, для всехучащихся начальной школы. Внутри кружка комплектуются группы по 20— 25 человекс учетом их возраста и физической подготовленности. Занятия проводятся два-трираза в неделю, их продолжительность 60—90 мин.
Задача кружка — активизировать двигательный режим детей, расширитьих знания, двигательные умения и навыки; формировать у них потребность крегулярным занятиям физическими упражнениями. Направленность занятий должнаобеспечивать разностороннее физическое развитие учеников, овладение ими школойдвижений, формирование у них правильной осанки, улучшение качества усвоенияматериала учебной программы. В занятия включаются главным образом упражненияшкольной программы, выполняемые в усложненных условиях и преимущественно вигровой форме.[13]
Методическое руководство занятиями в кружках осуществляет учительфизической культуры. К непосредственному проведению занятий привлекаютсяобщественные инструкторы, учащиеся-спортсмены, инструкторы из шефствующихорганизаций. Учителя, содействуют вовлечению учащихся в кружки, оказываютпомощь в их организации, а при соответствующей подготовленности участвуют и впроведении занятий.
Такие кружки существуют в таких школах: № 24, № 96, № 69, № 32, №100, № 106.
1.4.5 Спортивные секции
Спортивные секции создаются для учащихся, желающих заниматьсяопределенным видом спорта. Основные задачи секций:
-приобщить школьников к систематическим занятиям спортом;
— содействовать их спортивному совершенствованию в избранном видеспорта;
-готовить их к участию во внешкольных соревнованиях;
-содействовать приобретению знаний и навыков инструкторской работыи судейства соревнований.
В секции приглашаются школьники основной медицинской группы,получившие допуск врача к занятиям. Проведение конкурсного отбора нежелательно,так как это противоречит основным задачам внеклассной работы. В секции учащиесяраспределяются по группам с учетом возраста (6—7, 8—9, 10—11, 12—13, 14—15,16—17 лет), пола, уровня спортивной подготовленности. Согласно существующемуположению дети допускаются к спортивным занятиям:
с 6-летнего возраста — к занятиям по спортивной гимнастике(девочки), художественной гимнастике, фигурному катанию;
с 7-летнего возраста — к занятиям по фристайлу, шахматам и шашкам,теннису настольному и большому, синхронному плаванию, прыжкам на батуде, вводу, плаванию, спортивной гимнастике (мальчики), акробатике, водно-лыжномуспорту;
с 8-летнего возраста — к занятиям по бадминтону, баскетболу,футболу, горно-лыжному спорту, спортивному ориентированию;
с 9-летнего возраста — к занятиям по водному поло, волейболу,конькобежному спорту, легкой атлетике, лыжному спорту (биатлону), лыжнымгонкам, лыжному двоеборью, прыжкам с трамплина, парусному спорту, регби,ручному мячу, хоккею на траве, с мячом, с шайбой;
с 10-летнего возраста — к занятиям по скалолазанию, фехтованию,тяжелой атлетике, санному спорту, современному пятиборью, стрельбе пулевой,гребле на байдарке и каноэ, гребле академической, велоспорту, борьбе вольной,классической, дзюдо, самбо, боксу;
с 11 лет — к занятиям по конному спорту, стрельбе из лука,стрельбе стендовой;
с 17 лет — к занятиям бобслеем.
Для учащихся 8—9 и 10—11 лет занятия проводятся два раза в неделюпо 45 мин, для остальных возрастных групп — три раза в неделю по 90 мин.Проводят занятия в спортивных секциях учителя физической культуры, военныеруководители (по военно-прикладным видам спорта), учителя других предметов,имеющие соответствующую подготовку по определенному виду спорта и компетентныев вопросах методики организации и проведения спортивных занятий с детьми.
Такие секции существуют практически во всех общеобразовательныхшколах г. Запорожья.[1]
2 задачи и методы исследования
Задачи исследования:
— изучить всю существующую литературу по теме: «Организациявнеклассной работы»;
— проанализировать данную тему;
— выделить основные особенности организации внеклассной работы вобщеобразовательных школах г. Запорожья;
— выделить результаты исследования;
— сделать определенные выводы.
Методы исследования:
— описание;
— анализ;
— объяснение;
— метод системного наблюдения.[14]
3 результаты исследования
В результате обзора литературы по данной теме была исследованавнеклассная работа в общеобразовательных школах г.Запорожья. В нашем городесуществует большое количество общеобразовательных школ. И практически во всехшколах проводится внеклассная работа по физическому воспитанию.
Организационной основой внеклассной работы по физической культуреи спорту в общеобразовательных школах г. Запорожья является: в восьмилетних исредних школах,— коллектив физической культуры, в котором могут состоятьучащиеся III—VIII или III—X классов; в начальных школах — кружок физическойкультуры.
в таких школах № 32, №100, №108, № 102, № 45, № 40, а также и вдр., существуют и активно функционируют спортивные секции. В секцияхпредпочтение отдают тем видам спорта, занятия которыми отличаются простотойорганизации, не требуют сложного и дорогостоящего оборудования, обеспечиваютмассовый охват школьников, имеют наиболее прикладное значение и способствуютразносторонней подготовке детей; непосредственно связаны с содержанием учебнойпрограммы и соревнований, в которых им предстоит участвовать.
В ходе исследования было выявлено, что во всех общеобразовательныхшколах нашего города проводятся соревнования по разным видам спорта, проводятсятакже общешкольные соревнования, районные соревнования и областные. И средиобластных соревнований школы г.Запорожья находятся не на последних местах, асовсем наоборот, практически в первенстве.[15]
Выводы
Эффективность внеклассной работы обеспечивается при соблюденииследующих условий:
-тесная связь с учебной работой (преемственность содержания,организационно-методические приемы и т. д.);
-доступность занятий и разнообразие форм, обеспечивающих включениев физкультурно-спортивную деятельность широкого контингента учащихся;
-преемственность принципов и методов всей системы внекласснойобразовательно-воспитательной работы при широком участии ученического актива;
-привлечение родителей и шефов к материально-техническомуобеспечению условий для занятий, к руководству секциями, командами;
-четкое руководство со стороны администрации и учителейдеятельностью школьного коллектива физической культуры.
В данной работе были рассмотрены такие вопросы:
— задачи организации внеклассной работы;
— содержание внеклассной работы в общеобразовательных школахг.Запорожья;
— организация внеклассной работы по физическому воспитанию;
— формы организации внеклассной работы по физическому воспитанию.
Для того, чтобы форма работы дала желаемый результат, нужно, чтобыона была внутренне принята учителем физической культуры, педколлективом школы иеё руководством и конечно же учениками.
Перечень литературы
1. Методичні рекомендаціїдо виконання курсових робіт для студентів
факультету фізичноговиховання / Підготувала доцент, кандидат біологічних наук Т.М. Чиженок — Запоріжжя,ЗДУ, 2003. – 27 с.
2. ВиленскийМ.Я., Сафин Р.С. Профессиональная направленность физического воспитаниястудентов педагогических специальностей.- М.: Просвещение, 1989. — 305 с.
3. КачашкинВ.М. Методика физического воспитания.- М.: Просвещение, 1980. — 307 с.
4. КозленкоМ.П. Теория и методика физического воспитания.- К.: Радянська школа, 1984. — 296 с.
5. Шиян Б.М. Методикафізичного виховання школярів.- Л.: Видавнитство „Світ”, 1993. — 183 с.
6. МатвеевА.П. Теория и методика физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991 –543 с.
7.Зациорский В.М. Спортивная метрология. – М.: Физкультура и спорт, 1982 – 256 с.
8. Лосева О.А, ПараничеваТ.М. Физиолого-гигиенические предпосылки к организации обучения детейшестилетнего возраста//Нач. шк. — 1986. — №7. — С. 56-58.
9. Матвеев Л.П. Теория иметодика физической культуры. — М.: ФиС, 1991. — 543 с.
10. Козленко М.П.,Вільчковський Є.С., Цвек С.Ф. Теорія і методика фізичного виховання. — К.: Вищашкола, 1984. — 220 с.
11. Теория и методикафизического воспитания / Под ред. Б.А. Ашмарина. — М.: Просвешение, 1990. — 287с.
12. Теория и методикафизического воспитания / Под ред. Б.А.Вайнбаума. — М.: Просвешение, 1979. — 209с.
13. Книга учителяфизической культуры. – М.: Просвещение, 1973. — 304 с.
14. Волков Л.В. Методикавиховання фізичних здібностей учнів. – К.: Радянська школа, 1980. – 234 с.
15. ФурмановА.Г., Юспа М.Б. Физическая культура трудящихся. – Мн.: Олимп. Лит., 1987.- 309 с.