Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Актуальные проблемы детской спортивной медицины

Заведующий кафедрой спортивной медицины, биохимии иЛФК, доктор медицинских наук, профессор И.И. Бахрах, Смоленский государственныйинститут физической культуры
Здоровье,нормальное психическое и физическое развитие подрастающего поколения отражаютсоциально-экономические условия жизни, уровень развития науки и культуры влюбой стране. Особенности современных социально-экономических и экологическихусловий жизни населения России выдвигают новые и привлекают внимание к старымпроблемам физического воспитания и спортивного совершенствования детей,подростков, юношей и девушек. При этом следует принимать во внимание снижениесредней продолжительности жизни россиян, увеличение заболеваемости итравматизма подрастающего поколения, в том числе лиц, занимающихся физическойкультурой и спортом.
Спортивнаямедицина является прежде всего клинической дисциплиной со своими задачами,методами исследования, профилактики и лечения заболеваний и травм успортсменов. В то же время в институтах физической культуры преподается учебнаядисциплина «спортивная медицина». Один из ее разделов посвященвопросам медицинского обеспечения физического воспитания и спортивногосовершенствования детей, подростков, юношей и девушек, т.е. тому, чтосоставляет содержание детской спортивной медицины. Следует отметить роль Р.Е.Мотылянской, С.В. Хрущева, С.Б. Тихвинского, Н.Д. Граевской, Л.А. Бутченко,А.И. Журавлевой, А.Г. Дембо, Л.И. Абросимовой, В.Б. Шварца, Р.Д. Дибнер, К.М.Смирнова и многих других в становлении детской спортивной медицины.
Известно,что физическое воспитание имеет прежде всего социально-гигиеническое значение.Рациональное физическое воспитание укрепляет здоровье, улучшает физическоеразвитие и повышает работоспособность. Оно представляет собой средствонеспецифической профилактики отклонений в состоянии здоровья и стимуляторнормального роста и развития детей. Следует также учитывать, что физическиеупражнения стимулируют процессы роста и развития, совершенствуют механизмыадаптации и укрепляют здоровье лишь при условии адекватности их характера,объема и интенсивности возрастным и, особенно, индивидуальныммор-фофункциональным особенностям детей, подростков, юношей и девушек.
Изложенноевыше подчеркивает важное значение детской спортивной медицины не только дляпрактики здравоохранения, но и в процессе подготовки будущих специалистов вобласти физвоспитания и спорта.
Дляповышения эффективности медицинского обеспечения физического воспитания испортивного совершенствования подрастающего поколения необходимы научныеисследования, позволяющие обосновать теоретические концепции и практическиерекомендации по комплексу медицинских проблем: 1) изучение здоровья, физическогоразвития и функциональных возможностей; 2) исследование влияния определенныхпрограмм по физическому воспитанию и спортивному совершенствованию на здоровье,физическое развитие; 3) нормирование учебных, тренировочных и соревновательныхнагрузок; 4) разработка и обоснование критериев спортивной ориентации и отбора;5) внедрение новых методов клинической функциональной диагностики; 6)обоснование применения медицинских средств ускорения восстановления спортивнойработоспособности и коррекции состояния спортсмена; 7) профилактика и лечениезаболеваний и травм, связанных с нерациональным физическим воспитанием итренировкой;
8)исследование и обоснование средств и сроков медицинской, спортивнойреабилитации после заболеваний и травм; 9) санитарно-гигиенический контроль зафизическим воспитанием и спортивным совершенствованием.
Тенденцииразвития современного общества, физического воспитания и спортивногосовершенствования сопровождаются снижением уровня двигательной активности детейи подростков; возрастающей интенсификацией тренировочных нагрузок изначительным «омоложением» на всех этапах подготовки юныхспортсменов. Учитывая эти тенденции, а также влияние «эпохальногосдвига» на рост и развитие, морфофункцио-нальные показатели детей иподростков, в настоящее время одной из актуальных проблем детской спортивноймедицины является биологический возраст. Проведенные нами исследования (И.И.Бахрах, 1968-1990) свидетельствовали, что феномен «эпохальногосдвига» сопровождается не только увеличением тотальных размеров тела,ускорением морфофункционального созревания, но и значительной вариативностьюиндивидуальных темпов роста и развития у представителей одновозрастнойпопуляции. Поэтому при решении многих вопросов физического воспитания испортивного совершенствования детей и подростков (разработка нормативовморфофункциональных показателей, регламентация учебной и спортивной нагрузок)целесообразно кроме паспортного учитывать биологический возраст. Определениебиологического возраста, отражающего индивидуальные особенностиморфофункционального развития, особенно важно в «узловые» периодыпостна-тального онтогенеза, когда наиболее выражены структурные ифункциональные изменения организма, лабильность гомеостаза, внутривозрастныеразличия в темпах роста и развития.
Периодполового созревания является одним из узловых этапов постнатального онтогенеза.В процессе полового созревания интенсивная морфологическая и функциональнаяперестройка организма происходит на фоне существенного изменениянейроэндокринных соотношений, сопровождающихся активизациейгипота-ламо-гипофизарно-надпочечниковой системы и началом инкреторной функцииполовых желез. Начало и последующий характер инкреторной функции половых железво многом определяют своеобразие психики, физического развития ифункционального состояния подростков. Лабильность гомеостаза в период половогосозревания приводит к тому, что в пубертатном возрасте чаще, чем в другиевозрастные периоды, выявляется склонность к нервным и эндокриннымфункциональным расстройствам, ухудшается адаптация к разнообразным средовымфакторам, в том числе к физическим нагрузкам. Следует отметить, чтоэндокринные, сердечно-сосудистые, нейровегетативные и другие функциональныерасстройства и патологические состояния в период полового созревания неявляются фатальной неизбежностью и чаще возникают у лиц, перенесших острые илистрадающих хроническими токсико-инфекционными заболеваниями различнойэтиологии. Лечебно-профилактические мероприятия, включающие закаливание,физические упражнения, рациональную организацию учебного и трудового процесса сучетом индивидуальных особенностей развития и состояния здоровья подростков,позволяют предупредить или вылечить многие пред- и патологические состояния,наступающие в пубертатном возрасте. В то же время пренебрежение возрастными ииндивидуальными особенностями, в частности при занятиях физической культурой испортом, может способствовать возникновению дисфункций и патологическихсостояний у подростков. Поэтому для правильной интерпретации результатовспортивно-медицинского развития необходимо кроме паспортного учитывать ибиологический возраст подростков. Учет последнего у подростков важен и потому,что именно на период полового созревания приходятся сроки начальной иуглубленной тренировки, а также потому, что юные спортсмены 11-16 лет нередкопоказывают результаты, превышающие достижения взрослых, участвуют и побеждаютна чемпионатах Европы, мира, олимпийских играх.
Дляопределения биологического возраста детей и подростков, как правило, используютпоказатели, отражающие развитие определенных органов и систем (например,развитие зубов и признаков полового созревания, окостенение скелета, содержаниеполовых гормонов и др.). Однако при всей диагностической ценности указанныхиндикаторов биологического возраста трудно дать обобщенную характеристикуварианта роста и развития: обычное развитие, гармоничная и негармоничнаяакселерация, гармоничная и негармоничная ретардация. В связи с этим дляопределения биологического возраста предпочтительно использовать не отдельныепризнаки, а комплекс морфофункциональных показателей. Схема типов соматическогостатуса (И.И. Бахрах, Р.Н. Дорохов) позволяет дать обобщенную оценку вариантовроста и развития детей младшего и среднего школьного возраста.
Взависимости от длины и массы тела, окружности грудной клетки выделяют макро-,мезо- и микросоматический типы. Для определения соматического типа используетсясигмальная оценка длины и массы тела, окружности грудной клетки в баллах.Фактическая величина этих показателей сравнивается с нормативной дляопределенного контингента детей и подростков. Определяется их отклонение отсредних табличных величин в сигмах. Если сумма сигмальных отклонений равна16-21 баллам, то индивидуум относится к макро-соматическому типу; 11-15 — мезосоматическому и 8-10 — микросоматическому. У детей младшего школьноговозраста учитывается развитие зубов, а у подростков -развитие вторичных половыхпризнаков. Дефинитивные стадии развития этих показателей обозначаются символом«А», промежуточные — «Б», значительное отставание отвозрастных нормативов — «С». Таким образом, можно выделить 9 типовсоматического статуса: макросоматический А, Б, С; мезосоматический А, Б, С имикросоматический А, Б, С.
Обычныйвариант развития выявлен у 74,2% исследованных нами юных спортсменов 11-16 лет(пловцы, конькобежцы, лыжники), гармоничная акселерация у 6,2%; гармоничнаяретардация — у 4,1%; негармоничная акселерация и ретардация соответственно у10,4 и 5,1%.
Физическоеразвитие, в том числе уровень проявления физических качеств, особенностифункционирования кардиореспираторной системы в стационарном, переходном инагрузочном режимах у юных спортсменов 11-16 лет в большей степени связаны сбиологическим, чем с паспортным возрастом. Наиболее высокие показатели силы,быстроты и выносливости имеют, как правило, подростки макросоматического типаА, а наиболее низкие — микро-, мезо- и макросоматического типа С. Для лицмикро-, мезо- и макросоматического типа С характерны низкие величиныпоказателей тонуса прекапиллярной части сосудистого русла и сердечного выброса,конечного диастолического и конечного систолического объемов; меньшая посравнению со сверстниками продолжительность сердечного цикла и составляющих егофаз; признаки гомеометрического режима саморегуляции сердца.
Уподростков микро-, мезо- и макросоматического типа В имеют место повышенныйтонус прекапиллярной части сосудистого русла; значительное количество случаевповышенного артериального давления, выраженной и резкой дыхательной аритмии;преимущественно симпатотонический вариант распределения кар-диоинтервалов;средние величины сердечного выброса, конечного систолического и диастолическогообъемов; признаки гомеометрического режима саморегуляции сердца.
Уподростков мезо- и макросоматического типа А, как правило, больше, чем усверстников, продолжительность сердечного цикла и составляющих его фаз;
высокиеи средние величины сердечного выброса, конечного систолического идиастолического объемов сердца; ниже тонус прекапиллярной части сосудистогорусла; преимущественно ваготонический тип распределения кардиоинтервалов;признаки гетерометрического варианта саморегуляции сердца.
Особенностиадаптивных реакций кардиореспираторной системы на физические нагрузки икратковременную гипоксическую гипоксию в большей мере взаимосвязаны с биологическим,чем с паспортным возрастом. Подростки микро-, мезо- и макросоматического типовС отличаются ювениальным типом адаптивных реакций. У подростков микро-, мезо- имакросоматического типа В часто наблюдаются неадекватные, ати-пичные сдвигипоказателей функции кровообращения и дыхания, затяжной восстановительныйпериод. Подростки мезо- и макросоматического типа А отличаются дефинитивнымвариантом адаптивных реакций, отражающих высокий уровень экономизации ипотенциальной лабильности, эффективным взаимодействием функций кровообращения идыхания.
Специальнаятренировка с использованием значительных по объему и интенсивности физическихнагрузок без учета индивидуальных вариантов роста и развития юных спортсменовмладшего и среднего школьного возраста может привести к пред-, а нередко ипатологическим нарушениям (перетренировка, перенапряжение, нарушение сердечногоритма и т.д.). Поэтому при оценке состояния здоровья, физического развития ифункциональных возможностей, выборе средств и методов общефизической испециальной подготовки, определении объема и интенсивности физических нагрузокнеобходимо учитывать биологический возраст юных спортсменов.
Значительнаяморфофункциональная неоднородность представителей определенныхвозрастно-половых групп юных спортсменов и их сверстников, не занимающихсяспортом, свидетельствует о том, что нормальная жизнедеятельность здоровогоребенка с конкретным режимом двигательной активности не однотипна и не всегдаосуществляется в оптимальном режиме. Хотя индивидуальные особенности развития(обычное, гармоничная и негармоничная акселерация, гармоничная и негармоничнаяретардация) и функционирования отдельных систем и органов (типы высшей нервнойдеятельности, темперамента, кровообращения и др.) являются вариантом нормы,некоторые из них в экстремальных условиях, в стрессовых ситуациях могутоказаться факторами риска и способствовать неадекватной либо патологическойреакции детей школьного возраста и юных спортсменов на учебные, тренировочные исоревновательные нагрузки.
Вдетской спортивной медицине существует проблема дифференцированного подхода приинтерпретации результатов врачебного обследования детей и подростков взависимости от варианта развития, типов функционирования отдельных органов исистем.
Рассматриваяфункциональные особенности типов кровообращения у юных спортсменов 11-16 лет,мы исходили из существующих в литературе представлений о роли адрен- ихолинергических влияний на механизмы регуляции кровообращения в период половогосозревания (11-16 лет), а также об информативности ударного объема (УО), общегопериферического сопротивления (ОПС), внешней работы сердца (АФ), показателяанаболической эффективности сердца (ПАЭС), вариантов распределениякардиоинтервалов при определении характера регуляторной активности вегетативнойнервной системы и механизма саморегуляции сердца.
Прирассмотрении индивидуальных величин изученных показателей гемо- икардиодинамики установлено, что у юных спортсменов 11-16 лет, как правило,имеют место низкие и средние величины Со, Аф, коэффициента тоничности (См/Сз);средние и выше среднего величины ОПС, продолжительности сердечного цикла (С) идиастолы (Д); нормо- и ваготонические варианты распределения кардиоинтервалов;признаки гете-рометрического режима саморегуляции ритма сердца, сосудистоготонуса и электромеханической деятельности сердца отражают холинергическийвариант регуляции кровообращения.
Длягиперкинетического типа кровообращения у исследованных лиц характерны высокие ивыше среднего величины Со, Аф; средние и ниже средних величины ОПС, См/Сз, С иД; симпато- и нормотонические варианты распределения кардиоинтервалов. Подобныехарактеристики комплекса показателей можно рассматривать как проявленияадренергического варианта регуляции кровообращения.
Средниевеличины Со, Аф, ОПС, Д, нормо- и ваготонические варианты распределениякардиоинтервалов в сочетании с признаками гомеометрического илигетерометрического режима саморегуляции сердца, которые мы наблюдали у юныхспортсменов при эукине-тическом типе кровообращения, отражают относительноеравновесие адрен- и холинергических влияний, т.е. оптимальный вариант регуляциикровообращения.
Известно,что нейрогуморальная перестройка организма в период полового созреваниясопровождается временным усилением адренергических влияний (Р.А. Калюжная). Понашим данным (И.И. Бахрах, 1990-1995), усиление адренергических влияний нафункцию сердечно-сосудистой системы наиболее выражено в разгар половогосозревания, т.е. у подростков с начальными и промежуточными стадиями развитиявторичных половых признаков. У них по сравнению со сверстниками без и сдефинитивными стадиями развития признаков полового созревания значительно чащевстречаются случаи повышенного артериального давления, выраженной и резкойсинусовой аритмии, экстрасистолической аритмии, парциального синдромапреждевременного возбуждения желудочков, дистрофии миокарда; менее экономичные,часто неадекватные или атипич-ные реакции сердечно-сосудистой системы нафизические нагрузки.
Основываясьна клинических данных, Л.Л. Гольст, А.Ю. Грубина и Д.Э. Каплунова, А.Б.Воловик, Р.А. Калюжная и др. выделили морфологические типы формирования сердцау детей пубертатного возраста, 1) юношеское сердце (в узком смысле этого словакак свойственное только подросткам); 2) гипопластическое (малое, или капельное,сердце); 3) гипертрофия юношеского сердца (компенсационно обусловленная).Количество подростков с различными вариантами «ги-поэволюции»сердца, по данным этих авторов, составляет от 2,65 до 40%. Как полагают Р.А.Калюжная, Р.Э. Мазо, С.В. Хрущев и др., причинами «гипоэволюции» уподростков являются усиление интенсивности обменных процессов; повышение тонусасимпатической нервной системы; особенности перестройки эндокринной системы;своеобразие соотношения объема сердца и кровеносных сосудов; задержка поворотасердца вперед и влево; быстрое созревание организма; гиподина-мия; очагихронической инфекции.
Анализэхо-, электро- и механокардиографичес-ких данных, полученных нами приобследовании юных спортсменов 11-16 лет (представители циклических видовспорта, требующих проявления выносливости), позволил выделить особый типсердца, который характеризуется низкими величинами структурных и функциональныхпоказателей. У данной категории юных спортсменов по сравнению со сверстникаминаиболее низкие величины стенок левого предсердия (ЛП), правого желудочка (ПЖ),толщины межжелудочковой перегородки (ТМЖП) и задней стенки левого желудочка(ТЗСЛЖ), низкие величины конечного диастолического объема (КДО), конечногосистолического объема (КСО) и ударного объема (УО); показателигистрогра-фического, автокорреляционного и спектрального анализа ритма сердцаотражают усиление адренергических влияний и централизацию управления сердечнымритмом.
Хотяподобный «гипоэволютивный» тип сердца у юных спортсменов 11-16 летвстречается в 5-6% и является вариантом нормы, тем не менее изученныеморфофункциональные показатели свидетельствуют о его низких адаптационныхрезервах. Можно полагать, что «гипоэволютивный» тип сердца у юныхспортсменов является фактором риска и в последующем может стать причиной уходаиз спорта, пред- и патологических состояний, перенапряжения иперетренированности. Таким образом, представленные данные, освещающие некоторыеактуальные проблемы детской спортивной медицины, необходимы при изучении курсаспортивной медицины в институтах физической культуры, так как позволяютповысить эффективность подготовки преподавателя физического воспитания,тренера.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта lib.sportedu.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.