Реферат по предмету "Туризм"


Туристский продукт

СИБИРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РЕФЕРАТ Подготовила: студентка гр.861, II курса Дятлова Ирина План. Введение… 1.Структура туристского продукта… 2.Структура туристского пакета… 3.Потребители туристского продукта….4.Валовой туристский продукт…20


Заключение…23 Список литературы… 23 Введение. Туристский продукт представляет собой заранее спланированную и оплаченную туристическую поездку в одно или несколько мест. Устойчивый экономический рост стран, повышение благосостояния и увеличение свободного времени населения, укрепление взаимосвязей во всех сферах деятельности позволили существенно расширить географию, увеличить объём туристского обмена. В отличие от туристских услуг туристский пакет принима¬ет форму товара.


Туристский продукт в широком смысле слова, это экономическое благо, предназначенное для обмена. Туроператор – это фирма или человек, выполняющие работу по формированию, созданию и проектированию тур. пакета, а также его реализации и продвижению. Туроператоры выполняют ведущую роль в туризме, так как именно они пакетируют различные услуги (транспорт, размещение, питание, трансфер, развлечение и т.п.) в единый туристский пакет, который и реализуют потребителю


через агентскую деятельность. Очень важное отличие туристского продукта от туристской услуги состоит в том, что если туристская услуга может быть, и потреблена только в месте ее производства, то туристский пакет может быть приобретен и по месту жительства, но потреблен только в месте производства туристских услуг. То есть, приобретая путевку, потребитель не приобретает туристские услуги, хотя уже и заплатил деньги, но он приобретает гарантии отдыха. Есть еще одно обстоятельство, которое делает необходимой


работу туроператора по производству туристского продукта. К примеру, вряд ли кто-либо отправится в Вену ради того, чтобы съесть венский шницель и выпить пиво «Гесер». Эти услуги хотя и приятны, но окажутся слишком дороги. Транспортные издержки намного превысят стоимость самих услуг, которые побуждали вас к поездке в Австрию. Другое дело, приехать в Австрию на Зальцбургский фестиваль, так почему бы заодно не отведать


местного пива? Поэтому задача туроператора - включить в тур только необ¬ходимые услуги, достаточные для того, чтобы потребитель со¬гласился понести транспортные издержки. 1.Структура туристского продукта. Туристский продукт - совокупность вещественных (пред¬меты потребления), невещественных (услуги) потребительских стоимостей, необходимых для полного удовлетворения потреб¬ностей туристов, возникающих во время их путешествия. Туристский продукт состоит из трех элементов: тур, допол¬нительные


туристско-экскурсионные услуги, товары. Туристский продукт отличается от туристского пакета, тем, что туристский пакет - это только часть туристского про¬дукта, точнее обязательная часть тура (тур больше или равен туристскому пакету). Тур - первичная единица туристского продукта, реализуемая клиенту как единое целое, продукт труда туроператора на опре¬деленный маршрут и в конкретные сроки. Различают две основные формы туров: с сопровождением и без сопровождения.


Тур без сопровождения (его иногда также называют независимым туром) предполагает самостоятельную поездку туриста по спланированному маршруту и как правило включает заказ и предварительную оплату следующих услуг: 1. Перелет в оба конца из города проживания туриста и обратно 2. Трансферы из аэропорта в гостинцу и обратно 3. Проживание в гостинице 4. Экскурсии или специальные поездки в месте отдыха - по желанию


Соответствующие налоги и чаевые могут быть включены или не включены. Независимый тур предоставляет клиенту максимальную гибкость в выборе сроков и продолжительности поездки и набора желаемых услуг, в то же время позволяя снизить стоимость поездки за счет приобретения услуг в комплексе. Для оператора формирование независимого тура представляет весьма трудоемкое дело, поскольку поиск и бронирование всех билетов, мест и т.п. должен производится напрямую в авиакомпаниях, гостиницах,


компаниях по аренде автомобилей и экскурсионному обслуживанию. Тур с сопровождением предусматривает предварительное жесткое планирование, заказ и оплату авиабилетов, гостиниц, переноски багажа, наземного транспорта и питания и осуществляется в сопровождении профессионального гида, находящегося с группой 24 часа в сутки и решающего все возникающие проблемы на месте. Как правило такие туры организуются для групп туристов и широко рекламируются туроператором - компанией,


осуществляющей организацию и проведение поездки. Туры с сопровождением в особенности рекомендованы для следующих категорий туристов: • Люди преклонного возраста • Нервные и не уверенные в себе туристы, опасающиеся неожиданностей • Туристы-одиночки • Люди, которые хотят увидеть максимум достопримечательностей в минимум времени • Туристы, отправляющиеся в "экзотические" или небезопасные места:


Восточная Европа, некоторые страны Юго-Восточной Азии и др. Обычно при туре с сопровождением, туристов встречает в аэропорту представитель туроператора, помогающий поселиться в гостинице и провожающий туристов обратно на пути назад. К этому представителю также можно обратиться по всем возникающим вопросам в определенные часы каждый день. Преимущества тура с сопровождением очевидны - полная организация всех бытовых вопросов, сопровождение


опытного гида, минимум неожиданностей и оперативное решение всех проблем. В то же время, в рамках такого тура свобода действий туриста достаточно скованна жесткой программой, расписанием и т.д. В случае если он добровольно пропустит какие-либо экскурсии, поездки или мероприятия, деньги за них не возвращаются. Туры, как правило, существуют в виде включенных туров, подразумевающих предварительный заказ и оплату всего комплекса необходимых услуг: перелетов, переездов, переноски багажа,


проживания, питания и др. Соответственно, туры могут осуществляться на территории страны проживания клиента или с выездом за границу. Туроператорами, как правило, предлагаются и проводятся готовые пакетные туры. Туроператоры организуют техническую сторону тура – бронируют гостиницы, перелеты, организуют питание и экскурсионное обслуживание в метах отдыха и т.д а также занимаются самостоятельной рекламой и маркетингом предлагаемых туров. Дополнительные туристско-экскурсионные услуги – услу¬ги, не предусмотренные в ваучере


или путевкой, доводимые до потребителя в режиме его свободного выбора. Дополнительные услуги не входят в основную стоимость путевки. К ним отно¬сятся: прокат, телефон, бытовое обслуживание, почта, обмен валюты, дополнительное питание, общественный транспорт, рент-кар, хранение вещей, развлечения, резервирование мест, коммерческое ТУ, видео, приобретение билетов, пользование мини-баром и т. п.


Эти услуги приобретаются туристами за до¬полнительную плату. При составлении туристского продукта, также, необходимо учитывать страхование. Так как страхование является, практически, неотъемлемой частью туристского продукта. Во многих странах широко распространена практика приобретения туристами комплексных страховых покрытий на случай разнообразных неожиданностей в ходе поездки или перед ней.


Существует множество видов страхования туристов, ниже описаны основные виды: 1. Страхование на случай неожиданной отмены поездки В случае если страхователь вынужден отказаться от участия в поездке по причине болезни, травмы или смерти, самого страхователя, или близкого члена семьи – ему (а в случае смерти страхователя - его наследникам) будут возмещены суммы штрафов за отказ от поездки, налагаемых туроператором или авиакомпаниями, обеспечивающими


перелет. 2. Досрочное прекращение тура В случае досрочного прекращения участия в туре в связи с болезнью, травмой или смертью страхователя, или близкого члена семьи, страхователю или его наследникам будет возмещена стоимость неиспользованной части тура, а также дополнительные расходы на перелет, переезд, перевозку тела на родину. 3. Задержка рейса и опоздание на последующий рейс В случае опоздания страхователя к началу тура в связи с нарушением работы авиационного или другого транспорта,


вызванным погодными условиями, поломками или забастовками, страхователю будут возмещены дополнительные расходы на транспорт для присоединения к туру. В случае опоздания на последующий рейс, запланированное время стыковки между рейсами должно быть не менее 90 минут. Разница между временем прилета в первый город тура и началом тура на земле должна быть не менее 4 часов. 4. Непредвиденные расходы В случае досрочного прекращения страхователем участия в туре в связи с болезнью


или травмой страхователя, ему возмещаются дополнительные расходы на питание и проживание в месте вынужденной остановки. Действие полиса начинается спустя 12 часов с момента отъезда туристической группы из точки, в которой вынужден задержаться страхователь. 5. Страхование на случай смерти и увечья Страховая сумма уплачивается, если смерть страхователя наступила в результате несчастного случая во время поездки или в течение 365 дней с момента получения увечья.


6. Экстренные медицинские расходы Предусмотрена выплата сумм для возмещения затрат на лечение травм или увечий, полученных в ходе тура, в течение 365 дней с момента получения травмы. Дополнительное покрытие можно приобрести для оплаты экстренных расходов на стоматологическую помощь и лечение в случае болезни, начавшейся в ходе тура. 7. Экстренные расходы на медицинский транспорт В случае болезни или травмирования страхователя в ходе


поездки, если возникает необходимость доставки его в больницу и/или на родину специальным медицинским транспортом, возмещаются расходы на такой транспорт. Страхование всех описанных выше медицинских и стоматологических рисков в рамках данного полиса производится по "зонтичному" принципу, т.е. выплата страховых сумм начинается только в том случае, когда понесенные расходы не покрываются другими имеющимися страхователя полисами медицинского страхования.


8. Повреждение или пропажа багаж В случае пропажи и повреждения драгоценностей часов , фото- и видеокамер и принадлежностей к ним сумма возмещения за каждый из этих предметов. 9. Задержка багажа В случае задержки с доставкой багажа в ходе тура на срок, превышающий 24 часа, страхователю возмещаются расходы за неудобство. 2. Структура туристского пакета. Туристский пакет представляет собой заранее спланированную и оплаченную туристическую поездку в одно


или несколько мест. В туристский пакет входит комплекс услуг. Услуги в свою очередь делятся на основные и дополнительный. Иногда туристский продукт ассоциируют с понятием ту¬ристский пакет – основным (обязательным) комплексом услуг, предоставляемых в путешествии по индивидуальному или груп¬повому плану, который имеет серийный характер, предлагается в широкую продажу. Туристский пакет включает четыре обязательных элемента; туристский


центр, транспорт, услуги раз¬мещения, трансфер. Туристский центр - место отдыха туриста, включающее все его рекреационные возможности: природные, культурно-исто¬рические, экологические, этнические, социально-демографиче¬ские, инфраструктурные. Этот элемент относится к обязатель¬ным, поскольку без объекта интереса невозможно организовать путешествие. Его нужно обязательно выбрать. Туристский центр представляет собой интегральный символ интереса, со¬единяющий в себе все мотивы индивидуума


относительно рек¬реационных ресурсов. Когда один человек приходит в турист¬ское бюро и говорит, что он хотел бы поехать во Францию, дру¬гой – в Крым, а третий – в Пушкинские горы, то независимо от масштаба территории каждый турист выбирает свой объект. Для одного – это страна, для другого – регион, а для третьего – кон¬кретное место. Независимо от индивидуального масштаба по¬требителя туроператор обязан свести его к единичному вариан¬ту


- туристскому центру. Это связано с тем, что он обязан дос¬тавить туриста в конкретное место отдыха, потому что именно туда будет заказан транспорт, именно там будет заказана гости¬ница. Поэтому если клиент говорит, что он хотел бы посетить Францию, то необходимо уточнить, какой именно район Фран¬ции его интересует, а затем помочь ему выбрать конкретный туристский центр.


При этом необходимо помнить, что даже в одном городе, например в Москве, есть несколько туристских центров, поскольку проживание в самом центре города, или в районе Измайловского парка, или на Юго-западе - это разный ком¬плекс рекреационных возможностей, которые нельзя перенести в любое другое место. Транспорт - средство передвижения, с помощью которого можно добраться до туристского центра. Наиболее широко ис¬пользуется в качестве средства передвижения, без сомнения,


самолет. На короткие расстояния поезд, туристский автобус, автомобиль. Большую часть затрат, обусловливающую стои¬мость туристского пакета, составляют затраты на перевозку. Чем более комфортабельный и скоростной вид транспорта используется, тем выше стоимость путешествия. В отношении скоростных видов транспорта необходимо заметить, что, несмотря на их дороговизну по сравнению с другими видами, они также ис¬пользуются на короткие расстояния, так как позволяют эконо¬мить время


туристов для рекреационных целей. Услуги размещения - это конкретный отель,; который пред¬лагается туристу в туристском центре на время путешествия. Размещения в отелях различается в соответствии с типом услуг гостеприимства, которые предлагают туристу. Это могут быть отели, мотели, виллы, апартаменты, ботели, кемпинги и т. д. В настоящее время не существует стандартной и универсальной системы классификации гостиниц, общепринятой во всех странах мира. В некоторых странах существуют внутренние классификации,


устанавливаемые и контролируемые государством – например, гостиницы 1-го, 2-го и 3-го класса. В других странах, преимущественно в Европе, существует классификация гостиниц количеством звездочек (обычно, 1-5), в рамках которой самому высокому классу гостиниц присваивается наибольшее количество звездочек. Но в последнее время "звездная" классификация практически не применяется.


Вместо нее в различных вариациях могут использоваться обозначения, сходные с классификацией справочника OHRG. И в зависимости от типа гостиницы, ее назначения и класса заявленная стоимость прозвания может включать или не включать питание. В туристической практике, поэтому выделяют следующие специальные "планы", касающихся питания туристов в горницах. Европейский план (European Plan, EP) Питание туристов не включено в стоимость проживания.


Этот план особенно широко распространен в США и большинстве крупных городов мира. Континентальный план (Continental Рlan, СР) Стоимость проживания включает легкий "континентальный" завтрак, состоящий из кофе, булочек, масла, джема и т.д. Бермудский план (Bermuda Рlan, ВР) Стоимость проживания включает полный "американский" завтрак в гостинице. Все остальные трапезы не включены. Модифицированный американский план (Modified


American Рlan, МАР) Стоимость проживания включает завтрак - "континентальный" (в Европе) или полный и еще одну трапезу, как правило, ужин. Этот план широко распространен на курортах Багамских и Бермудских островов, Карибского моря и Мексики. В Европе этот план обычно называют полупансионом. Американский план (American Рlan, АР) Стоимость проживания включает завтрак, обед и ужин.


В Европе этот план также называют полным пансионом. Как правило, ВР и МАР предлагаются на популярных курортах. Европейский план чаше используется в гостиницах, рассчитанных в основном на транзитных пассажиров и деловых людей. В некоторых гостиницах на проживающих по плану МАР распространяются определенные ограничения в выборе блюд из меню.


При этом за экзотические или дорогостоящие блюда, например омаров, приходится доплачивать. Трансфер доставка туриста от места прибытия, располо¬женного в стране пребывания (аэропорт, гавань, ж/д станция), к месту размещения (отель), где он будет проживать, и обратно. Трансферы осуществляются с использованием автобусов, ино¬гда такси или лимузинов, если такого типа трансферы включены в турпакет или затребованы туристом.


Строго говоря, трансфер - это любая перевозка туриста в границах туристского центра. Поэтому сюда относят также поездки из отеля в театр и обратно, в музей и т. п. Но эти транс¬феры обычно не включаются в туристский пакет, поскольку клиенты их не всегда воспринимают как обязательную услугу. Этот пакет обязательности туристских услуг и отличает ту¬ристский пакет от туристского продукта. Действительно, приоб¬ретая пакет, включающий четыре обязательных базовых эле¬мента,


всегда можно попросить туроперато¬ра расширить его за счет включения других услуг или сможет те это сделать самостоятельно – непосредственно в турист¬ском центре. В последнее время требований к туристскому продукту стали особен¬но актуальны. Дело в том, что тур, приобретенный в одном мес¬те, потребляется в другом, и только полное согласование по¬зиций туроператора, туристского агента и туриста способно обеспечить взаимное выполнение обязательств.


Такое согласование осуществляется на контрактной ос¬нове в форме ваучера, который подписывают все участники соглашения: туроператор, турагент и турист. В специальной директиве Европейского союза (ЕС) по пэкидж-турам от 15 ию¬ня 1990 г. приводятся обязательные требования к содержанию ваучера. Он должен иметь полную информацию о туре: • страна, город (туристский центр), куда направляется ту¬рист; • средства транспорта, используемые для перевозки туриста; • условия размещения туристов, включая


расположение гос¬тиницы, ее категорию, уровень комфорта, перечень обязатель¬ных услуг, включенных в стоимость тура; • условия питания; • даты начала и завершения тура; • программа пребывания с разбивкой по дням с указанием включенных экскурсий и социокультурных мероприятий; • паспортно-визовые формальности, • медицинская страховка; • минимально допустимое число участников тура; • предельно возможные сроки аннуляции тура (в ЕС - не позднее 20 дней до его начала); • комплексная цена тура; • компенсация за


несоблюдение сроков, программы и усло¬вий пребывания туриста; • название и реквизиты туроператора и туристского агента. Согласно этому контракту туроператор несет ответствен¬ность: • за соблюдение программы пребывания; • соответствие рекламы и предоставляемой туристу инфор¬мации- фактическому комплексу услуг; • произвольное изменение цены тура; • достоверность информации о туристском продукте. В случае нарушения одного из этик, пунктов туроператор обязан компенсировать туристу не только материальный,


но и моральный ущерб. 3. Потребители туристского продукта В 1963 г. на Конференции ООН по международному туризму в Риме были рассмотрены вопросы туристских дефиниций. Бы¬ло принято определение понятия «турист», которое примени¬тельно к российским условиям в полном виде выглядит сле¬дующим образом: Турист – потребитель тура туристского продукта или ту¬ристских услуг; временный


посетитель местности, населенно¬го пункта, территории или страны независимо от его граждан¬ства, национальности, пола, языка и религии; находящийся в данной местности не менее чем 24 ч, но не более 12 ме¬сяцев в течение календарного года, или находящийся вне мес¬та своего проживания в пределах своей страны и осуществляющий, по меньшей мере, одну ночевку; путешествующий ради удовольствия или с познавательными, лечебными, дело¬выми целями и не занимающийся при этом деятельностью в месте временного пребывания, оплачиваемой из местного


источника. Адекватно указанным выше определениям следует выделить следующие типы участни¬ков туризма: международный турист, внутренний турист, экс¬курсант, посетитель. Международный (иностранный) турист. Лицо, путешест¬вующее в целях туризма в другую страну, не являющуюся стра¬ной его обычного местожительства и находящуюся за предела¬ми его обычной среды, на срок не менее 24 ч, без занятия опла¬чиваемой деятельностью. Международными туристами считаются лица, путешест¬вующие:


• с целью отдыха, лечения, посещения родственников и т. д.; • с целью участия в семинарах, конгрессах (научных, ди¬пломатических, религиозных, административных, атлетичес¬ких и т. д.); • с деловыми целями; • в морском круизе, даже если они остаются на судне менее 24 ч К категории международных туристов не относятся и не учитываются в статистике туризма: • иностранные рабочие; • мигранты, включая иждивенцев и сопровождающих; • лица, следующие в целях обучения сроком


более шести месяцев; • военнослужащие, их иждивенцы и члены семей, за исклю¬чением следования в целях туризма; • работники дипломатических служб, а также иждивенцы, члены семей, прислуга работников дипломатических служб; • кочевники и беженцы, вынужденные переселенцы; • регулярно мигрирующие в целях поиска работы граждане приграничных районов; • транзитные путешественники; • участники групповых поездок на туристских поездах, но¬чующие в вагонах поезда; • участники групповых поездок на спальных автобусах, но¬чующие


в салонах этих автобусов; • члены экипажей морских судов, железнодорожных поездов, ночующие на судне или в вагоне поезда; • члены экипажей воздушных судов, которые не проводят ночь в месте посещения; • путешественники, проезжающие через страну без останов¬ки, даже если их путешествие длится более 24 ч. Внутренний турист. Ночующий временный посетитель, т. е. совершающий в посещаемом месте как минимум одну ночевку, постоянно проживающий в определенной местности и путеше¬ствующий в целях туризма в иную


местность в пределах своей страны, но вне пределов его обычного обитания на срок, не пре¬вышающий 12 мес и не занимающийся оплачиваемой деятель¬ностью в месте временного пребывания. Внутренний турист лицо, путешествующее вне своего места жительства, при условии перемещения более чем на 50 миль (в один конец) с деловыми, познавательными, личными и дру¬гими целями, кроме занятий оплачиваемой деятельностью, и со¬вершающий одну ночевку или возвращающийся в тот же день.


К категории внутренних туристов не относятся и не учиты¬ваются в статистике внутреннего туризма: • постоянные жители, которые перемещаются в другое место или местность в пределах страны в целях организации своего обычного места жительства, например переселенцы, лица, по каким-либо мотивам меняющие свое местожительство; • лица, перемещающиеся в другое место в пределах страны для занятия деятельностью, оплачиваемой из источника в посещаемом месте, например временные или сезонные, вахтовые рабочие; • лица, перемещающиеся


в связи и в целях временной работы в учреждениях в пределах страны; • лица, регулярно перемещающиеся между местностями в целях оплачиваемой работы или учебы; • военнослужащие, находящиеся при исполнении служебных обязанностей или на маневрах, а также иждивенцы, сопровож¬дающие и члены их семей; • кочевники и беженцы, а также вынужденные переселенцы; • транзитные пассажиры; • участники групповых поездок на туристских поездах, но¬чующие в вагонах поезда; • участники групповых поездок на спальных автобусах,


но¬чующие в салонах этих автобусов; • члены экипажей морских судов, железнодорожных поездов, ночующие на судне или в вагоне поезда; • члены экипажей воздушных судов, которые не проводят ночь в месте посещения. Экскурсант. Временный (однодневный) посетитель местно¬сти, населенного пункта или страны, независимо от его гражданства, пола, языка и религии, находящийся в данной местно¬сти в целях туризма менее чем 24 ч. К категории экскурсантов относятся • пассажиры яхт и других круизных судов; • участники туристских


железнодорожных мар¬шрутов; Экскурсанты не учитываются в статистике туризма. Определение посетитель включает: 1. Туристов как временных посетителей, остающихся в стра¬не как минимум 24 часа и имеющих целью путешествия сле¬дующие направления: • отдых, лечение, обучение, паломничество, спорт и т. д.; • деловые поездки, посещение родственников, участие в кон¬грессах. 2. Экскурсантов как временных посетителей, находящихся в стране менее 24 часов.


Посетителей, также как «однодневных посетителей» или «экскурсантов», которые, в свою очередь, разделяются на однодневных экскурсантов и людей, пересекающих границу с рабочими целями, пассажи¬ров круизов и транзитных пассажиров, которые не останавли¬ваются на ночь в гостиницах. 4.Валовой туристский продукт Туристский продукт оценивается как суммарный объем то¬варов и услуг, производимых в сфере туризма. Он может быть оценен двумя способами:


1. как сумма всех произведенных затрат; 2. как сумма всех расходов туристов (туристских расходов), т. е. доход от туризма. В том и а другом случае измеряется в стоимостном выра¬жении валовой туристский продукт суммарный объем то¬варов и услуг, производимых (потребляемых) в сфере туризма. Валовой туристский продукт как доход включает: 1. всю зарплату, которая является частью выручки от произ¬водства туристских товаров и услуг. Сюда включается также предоставление займа (кредита);


2. выручку от сдачи в аренду комнат, апартаментов и т. д.; 3. проценты, которые получают предприниматели, работаю¬щие в туристской экономике; за то, что предоставляют заем де¬нег. Например, проценты за хранение денег в банке на депозит¬ном счете; 4. прибыль - это то, что остается после того, как были сдела¬ны затраты на производство туристского продукта и услуг. За¬траты вычитаются из выручки от реализации туристских товаров и услуг.


Это означает, что результат может быть и отрицательным, т. е. в этом случае получаем убытки. Часть доходов может не вернуться к собственнику, но может остаться в ту¬ристском бизнесе для дальнейшего использования. Именно эта часть и рассматривается как доход. Валовой туристский продукт как затраты включает: 1. затраты на туристское потребление (все туристские за¬траты на покупку товаров и услуг); 2. частные туристские инвестиции, включающие общее ко¬личество


затрат, которые сделаны при осуществлении новых капиталовложений, и затраты частного сектора для улучшения 3. структуры туризма. Сюда включены изменения в потоке про¬дуктов, которые производит турбизнес; 4. государственные туристские затраты, которые сделаны государством для приобретения туристских товаров и услуг; 5. туристский экспорт минус импорт. В этой категории об¬щий объем затрат на экспорт туризма из страны должен быть добавлен к валовому туристскому продукту.


И наоборот, общий объем импорта туристского продукта долж



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.