Введение
Линия электропередачи (ЛЭП) — один из компонентов электрической сети,система энергетического оборудования, предназначенная для передачиэлектроэнергии посредством электрического тока. Также электрическая линия всоставе такой системы, выходящая за пределы электростанции или подстанции.
Воздушная линия электропередачи (ВЛ) — устройство, предназначенное дляпередачи или распределения электрической энергии по проводам, находящимся наоткрытом воздухе и прикреплённым с помощью траверс (кронштейнов), изоляторов иарматуры к опорам или другим сооружениям (мостам, путепроводам).
Конструкция ВЛ, её проектирование и строительство регулируются Правиламиустройства электроустановок (ПУЭ) и Строительными нормами и правилами (СНИП).
Цель выпускной квалификационной работы изучить технологию монтажа, ремонти обслуживание воздушных линий.
Задачи:
Описать общие сведения о воздушных линиях;
Изучить применение опор воздушных линий
Изучить монтаж изоляторов, провода и троса
Определить виды монтажа воздушных линий электропередач
Освоить правила безопасности при работе на ВЛ
Изучить способы ремонта воздушных линий
Глава 1. Технология монтажа ВЛЭ
1.1 Общиесведения о ВЛЭ
Воздушной линией электропередачи (ВЛ или ВЛЭП) называют устройство дляпередачи электроэнергии по проводам.
Воздушные линии состоят из трех элементов: проводов, изоляторов и опор.
Расстояние между двумя соседними опорами называют длиной пролета, илипролетом линии.
Провода к опорам подвешиваются свободно, и под влиянием собственной массыпровод в пролете провисает по цепной линии. Расстояние от точки подвеса донизшей точки провода называют стрелой провеса. Наименьшее расстояние от низшейточки провода до земли называется габаритом приближения провода к земле h.Габарит должен обеспечивать безопасность движения людей и транспорта, он зависитот условий местности, напряжения линии и т.п.
1.2 Типыопор ВЛ
Опоры ЛЭП предназначены для сооружений линий электропередач напряжением35 кВ и выше при расчётной температуре наружного воздуха до –65 °C и являютсяодним из главных конструктивных элементов ЛЭП (линий электропередач),отвечающим за крепление и подвеску электрических проводов на определённомуровне.
В зависимости от способа подвески проводов опоры делятся на две основныегруппы:
· опоры промежуточные, на которыхпровода закрепляются в поддерживающих зажимах;
· опоры анкерного типа, служащие длянатяжения проводов; на этих опорах провода закрепляются в натяжных зажимах.
Эти виды опор делятся на типы, имеющие специальное назначение.
Промежуточные прямые опоры устанавливаются на прямых участках линии. Напромежуточных опорах с подвесными изоляторами провода закрепляются вподдерживающих гирляндах, висящих вертикально; на опорах со штыревымиизоляторами закрепление проводов производится проволочной вязкой. В обоихслучаях промежуточные опоры воспринимают горизонтальные нагрузки от давленияветра на провода и на опору и вертикальные — от веса проводов, изоляторов исобственного веса опоры.
Промежуточные угловые опоры устанавливаются на углах поворота линии сподвеской проводов в поддерживающих гирляндах. Помимо нагрузок, действующих напромежуточные прямые опоры, промежуточные и анкерно-угловые опоры воспринимаюттакже нагрузки от поперечных составляющих тяжения проводов и тросов. При углахповорота линии электропередачи более 20° вес промежуточных угловых опорзначительно возрастает. При больших углах поворота устанавливаются анкерноугловые опоры.
При установке анкерных опор на прямых участках трассы и подвеске проводовс обеих сторон от опоры с одинаковыми тяжениями горизонтальные продольные нагрузкиот проводов уравновешиваются и анкерная опора работает так же, как ипромежуточная, то есть воспринимает только горизонтальные поперечные ивертикальные нагрузки. В случае необходимости провода с одной и с другойстороны от опоры можно натягивать с различным тяжением проводов. В этом случае,кроме горизонтальных поперечных и вертикальных нагрузок, на опору будетвоздействовать горизонтальная продольная нагрузка.
1.2.1 Промежуточныеопоры, угловые
Промежуточные опоры устанавливаются на прямых участках трассы ВЛ,предназначены только для поддержания проводов и тросов и не рассчитаны нанагрузки от тяжения проводов вдоль линии. Обычно составляют 80—90 % всех опорВЛ.
Угловые опоры устанавливаются на углах поворота трассы ВЛ, при нормальныхусловиях воспринимают равнодействующую сил натяжения проводов и тросов смежныхпролётов, направленную по биссектрисе угла, дополняющего угол поворота линии на180°. При небольших углах поворота (до 15—30°), где нагрузки невелики,используют угловые промежуточные опоры. Если углы поворота больше, то применяютугловые анкерные опоры, имеющие более жёсткую конструкцию и анкерное креплениепроводов.
1.2.2 Конструкцииопор
При сооружении линий электропередачи применяются железобетонные, стальныеи деревянные опоры. По назначению опоры подразделяются на анкерные, угловые,концевые, промежуточные; по числу цепей – на одно– и двухцепные.
По конструктивному исполнению опоры делятся на свободностоящие и наоттяжках с шарнирным креплением к фундаменту. Усиливающие конструкцию опорыоттяжки могут быть и у свободностоящих опор. Могут применяться и подкосы.
Унификация и типизация опор способствуют повышению технического уровнялинейного строительства. Как правило, анкерно-угловые опоры рассчитаны на уголповорота до 60°. Значения предельных углов поворота на промежуточно-угловыхопорах указаны на монтажных схемах опор и в пояснительных записках. Стальныеанкерно-угловые опоры применяются также в качестве концевых. Вместо повышенныхпромежуточных стальных опор 35 кВ рекомендуется применять опоры 110 кВ.
При наличии технико-экономических обоснований опоры могут применяться вусловиях, отличных от принятых в проекте опор. Так, например, опоры для горныхлиний могут применяться на пересеченной местности и на равнинных участкахлиний, проходящих в IV и V ветровых районах, опоры для городских условий могутприменяться на трассах линий вне городов, опоры для линий более высокогонапряжения могут быть установлены на линиях более низкого напряжения (например,в районах с загрязненной атмосферой, при пересечении препятствий и т. п.).
1.3 Изоляторыпровода тросы
По конструкции провода неизолированные делятся на однопроволочные,состоящие из одной проволоки, и многопроволочные, состоящие из нескольких илидаже нескольких десятков проволок.
Однопроволочные провода бывают монометаллические (стальные, медные,алюминиевые) и биметаллические (сталемедные или сталеалюминиевые).
Биметаллические провода имеют однопроволочный стальной сердечник,обеспечивающий проводу необходимую механическую прочность, и сваренную с ним«рубашку» из цветного металла (меди, алюминия). Биметаллическая сталемеднаяпроволока в качестве проводов на ВЛ 0,4 кВ применяется в условиях загрязненнойатмосферы.
Согласно ПУЭ на ВЛ до 1 кВ сечение биметаллических проводов по условияммеханической прочности должно быть не менее 10 мм2.
Многопроволочные провода бывают монометаллические (алюминиевые, медные) икомбинированные (сталеалюминиевые, сталебронзовые). Алюминиевые, медные исталеалюминиевые провода выпускаются по ГОСТ 839-80. Они состоят из несколькихповивов проволок одного диаметра. В центре сечения провода располагается однапроволока, вокруг нее концентрически – шесть проволок второго повива, затемпроволоки третьего повива и т. д. При этом число проволок в каждом повиве увеличиваетсяна шесть по сравнению с предыдущим. Центральная проволока в проводе считаетсяпервым повивом.
Линейные изоляторы предназначаются для подвески проводов и грозозащитныхтросов к опорам линий электропередачи. В зависимости от напряжения линийэлектропередачи применяются штыревые или подвесные изоляторы, изготовленные изстекла, фарфора или полимеров.
Штыревые изоляторы применяются при напряжении от 0,4 до 6 кВ, принапряжении от 10 до 35 кВ применяются как штыревые, так и подвесные изоляторы.
Изоляторы из закаленного стекла в отличие от фарфоровых не требуютпроверки на электрическую прочность перед монтажом. В случае наличия дефектаизолирующая деталь стеклянного изолятора рассыпается на мелкие части, а остатокстеклянного изолятора сохраняет несущую способность, равную не менее 75 %номинальной электромеханической прочности изолятора.
Полимерные изоляторы представляют собой комбинированную конструкцию,состоящую из высокопрочных стержней из стеклопластика с полимерным защитнымпокрытием, тарелок и металлических наконечников. Стеклопластиковый стерженьзащищается от внешних воздействий защитной оболочкой, стойкой культрафиолетовому излучению и химическим воздействиям. Полимерные изоляторыпозволяют заменить целые гирлянды стеклянных и фарфоровых изоляторов. Крометого, полимерные изоляторы значительно легче, чем гирлянды из стекла и фарфора.
Эксплуатационные характеристики изоляторов зависят от аэродинамическиххарактеристик изолирующей детали («тарелки») изолятора. Хорошее обтеканиеизолятора способствует уменьшению загрязнения, лучше происходит его самоочисткаветром и дождем и, как следствие, не происходит значительного снижения уровняизоляции гирлянды.
Основные характеристики изолятора – его механическая разрушающая сила,кН, электромеханическая разрушающая сила, кН, а также соотношение длины путиутечки изолятора, мм, к строительной высоте изолятора, мм.
Механическая разрушающая сила – наименьшее значение силы, приложенной кизолятору в определенных условиях, при которой он разрушается.
Электромеханическая разрушающая сила – наименьшее значение силы,приложенной к изолятору в определенных условиях, находящемуся под действиемразности электрических потенциалов, при которой он разрушается.
Длина пути утечки изолятора – это кратчайшее расстояние или суммакратчайших расстояний по контуру наружной изоляционной поверхности междучастями, находящимися под разными электрическими потенциалами. От этой величинызависит надежность работы изолятора при загрязнении и увлажнении.
Хранение изоляторов на площадке должно осуществляться под навесом и втаком положении, чтобы избежать скопления воды в полостях изолятора.
1.4 Монтажвоздушных ЛЭП
Технологический процесс монтажа линии электропередачи (ЛЭП) включает всебя:
· подготовительные работы, в ходекоторых знакомятся с районом прохождения трассы, разбивают трассу, рубятпросеки, роют котлованы под опоры, подготавливают разного родапроизводственные, хозяйственные и коммунальные помещения;
· основные строительно-монтажныеработы, в ходе которых развозят по местам, собирают и устанавливают опоры,доставляют и монтируют изоляторы, провода, тросы.
1.4.1 Разбивкатрассы
Разбивкой трассы ВЛ называют комплекс работ по определению на местностипроектных направлений линии и мест установки опор.
Трасса должна быть проложена на местности так, чтобы после сооружениялинии обеспечивались: нормальные условия движения транспорта и пешеходов,удобства эксплуатационного обслуживания и ремонта всех элементов линии.
Расстояния от опор ВЛ и проводов до различных подземных коммуникаций инадземных сооружений приведены ниже.
Разбивку трассы воздушной линии начинают с того, что при помощи теодолитаопределяют направление первого прямолинейного участка линии, а затем по этомунаправлению устанавливают две вешки: одну в начале участка, а другую — нарасстоянии 200 — 300 м от нее (в зависимости от условий видимости).
По полученному направлению в местах размещения опор, указанных в проекте,устанавливают временно вешки, которые визируют с концов участка линии дляпроверки правильности расположения их в створе сооружаемой ВЛ, а затем этивешки удаляют, заменяя пикетными знаками.
1.4.2 Сборкаопор
В процесс сборки и монтажа опор входят: выкладка железобетонных стоек иотдельных элементов стальных опор, сборка опоры, установка опоры в проектноеположение, ее выверка и закрепление.
Как правило, выкладка опоры и ее элементов производится вдоль оси ВЛ. Вотдельных случаях исходя из рельефа местности и из условий ее подъема ввертикальное положение выкладка и сборка опоры производится поперек оси трассыВЛ.
На косогорах выкладку и сборку опор необходимо производить вдоль оси ВЛ,траверсами в сторону подъема косогора. На участках пересечения линииэлектропередачи с автомобильными и железными дорогами, реками и оврагами, атакже линиями связи опоры выкладывают вдоль оси линии, траверсами итросостойкой в сторону пересекаемых объектов при расстоянии от центра установкиопоры до пересечения не меньше 1,5 высоты опоры. Это расстояние считается: отцентра опоры до бровки кювета при пересечении с автодорогами; с железнымидорогами – до проекции линий связи и автоблокировки, а при их отсутствии – докрая основного земляного полотна; с оврагами – до их бровки; с реками – доуреза воды; с линиями связи и линиями ВЛ – до проекции их крайнего провода.
Если во время осмотра опоры перед сборкой обнаружатся отдельные элементыопор с повреждениями, то к сборке ее до исправления и замены этих элементов илидеталей приступать запрещается.
1.4.3 Подъеми установка опор
Установка железобетонных опор производится, как правило, стреловымикранами и кранами-установщиками опор типа КВЛ. При необходимости подтягиваниястоек используется трактор. Диаметр цилиндрического пробуренного котлована недолжен превышать диаметра стойки более чем на 25 %. При большей разницеустанавливается верхний ригель. Ригели на промежуточных опорах располагаютсявдоль оси ВЛ.
Время между устройством котлована и установкой в него опоры не должнопревышать одних суток.
При установке двухстоечных и портальных железобетонных опор производитсяустановка последовательно одной и второй стоек, затем монтаж траверс, верхнихконцов крестовых связей между стойками и закрепление нижних концов крестовыхсвязей.
После подъема и установки краном свободностоящих опор в выкопанныекотлованы, опоры должны быть временно раскреплены оттяжками, а затемустановлены нижние и верхние ригели. Окончательное закрепление опоросуществляется обратной засыпкой грунтом только после их выверки засыпкой впазухи грунта с послойным трамбованием.
1.5 Монтажпроводов и тросов
Для выполнения основной операции при монтаже проводов – навески на опорыпроводов – выполняется ряд подготовительных операций, в том числе:
· доставка барабанов с проводами наместо их раскатки;
· доставка изоляторов и арматуры напикеты, где производится их сборка;
· закладка якорей для промежуточнойанкеровки проводов (если это требуется) в длинных анкерных пролетах.
1.5.1 Раскатка,соединение и ремонт проводов ВЛ
Раскатку барабанов с проводом производят либо с транспортеров,раскаточных тележек, саней, либо с неподвижных устройств, на которые с помощьювала устанавливают барабаны. Предпочтение отдается первому способу. Раскаткуначинают от анкерной опоры на очень малой скорости, не допуская волоченияпроводов по земле. Оставшиеся на барабане 10–15 витков разматывают вручную вобратную сторону. При раскатке следующих барабанов оставляют концы, длиной по2–3 м с каждой стороны для сращивания. При раскатке барабанов необходимодобиваться синхронности работы раскаточного устройства и скорости движениятрактора.
Раскатку проводов и канатов волочением можно применять только в техслучаях, когда исключается возможность их повреждения, например, по травяномупокрову, гладкому льду, неглубокому снегу и т. п. Чтобы ограничить волочениепроводов и канатов по земле, их при прохождении опор закладывают в раскаточныеролики и поднимают на опоры, после чего продолжают раскатку до следующей опоры.Во время раскатки ведется наблюдение за правильностью сматывания провода сбарабана и повреждениями провода и троса.
Повреждения помечают и устраняют до подъема их на опоры. В зависимости отконструкции опор для ускорения работы одновременно раскатывают сразу несколькопроводов.
Расщепленные провода в одной фазе раскатывают одновременно с раскаточныхтележек, на которых установлены два или три барабана. Порядок производстваработ при раскатке одновременно нескольких проводов тот же, что и при раскаткеодного провода.
Раскатку проводов в горных условиях осуществляют в направлении снизувверх. На отдельных коротких участках, где трактор не может пройти, раскаткупроизводят с применением вспомогательного троса для протягивания проводов иканатов вручную или трактора с лебедкой. Диаметр троса лебедки выбирают: прираскатывании одного барабана – 11 мм; двух барабанов – до 15,5 мм; трех барабанов– до 17 мм.
При раскатке проводов встречающиеся на трассе препятствия, недоступныедля прохода тракторов и машин, преодолеваются вручную или с помощью трактора илебедки со вспомогательным тросом, установленными за пределами препятствия. Приэтом барабаны с проводом (тросом) располагают у последней опоры, ограничивающейпрепятствие, и производят раскатку вручную по всей длине препятствия. Затемпровод (трос) укладывают в монтажные ролики и поднимают на опоры. Один конецпровода, сходящий с барабана, прикрепляют к тяговому канату трактора илилебедки и вытягивают.
Соединение сталеалюминиевых проводов и грозозащитных тросов производятодновременно с их раскаткой.
Допускается соединение сталеалюминиевых проводов сечением до 185 мм2 впролетах методом скручивания с последующей сваркой выпущенных концов, асечением 240 мм2 и выше в шлейфах анкерных опор – сваркой концов проводов споследующим опрессованием алюминиевых корпусов зажимов гидравлическимипрессами.
Перед соединением проводов важное значение имеет подготовка проводов иарматуры к соединению. Подготовка к соединению заключается в основном в очисткепровода и арматуры от грязи, удалении оксида алюминия и смазки соединяемыхконцов. Подготовка должна производиться очень быстро, так как алюминий быстро окисляется.
Соединение проводов методом скручивания. Подготовленные соединяемые концыпроводов с двух сторон внахлестку вводят в овальный соединительный зажим типаСОАС. На выступающие концы накладывают бандажи и устанавливают зажим вприспособление МИ-189А для проводов сечением до 35 мм2 или в приспособлениеМИ-230А для проводов сечением от 50 до 185 мм2. Число оборотов должно быть неменее четырех. При соединении проводов марки АС 185 между ними вставляютвкладыш.
Соединение проводов опрессованием выполняют поэтапно. Перед опрессованиемвыправляют концы проводов и накладывают первый бандаж из проволоки. Концыпроводов обрезают. Затем накладывают второй бандаж на расстоянии 115 мм отконца на проводах от АС 185/24 до АС 330/43 и 125 мм – на проводах от АС 330/66и выше. Для проводов АС 400/18 и АС 400/22 это расстояние также равно 115 мм.На расстоянии 5 мм от второго бандажа удаляют алюминиевые жилы, не допуская приэтом повреждения стального сердечника. Свободный конец стального сердечникапромывают бензином. На один конец стального сердечника надевают стальнойсердечник зажима. Второй конец сердечника провода вводят в сердечник зажима сдругой стороны, так чтобы проволоки второго конца проходили между проволокамипервого сердечника и выходили с другой стороны на 10–15 мм с каждой стороны.Опрессовку стального сердечника зажима производят по всей длине от середины кконцам, перекрывая предыдущее место опрессовки не менее чем на 5 мм. Наочищенную поверхность алюминиевой части провода и сердечник зажима надвигаюткорпус зажима и опрессовывают его от середины к концам, перекрывая предыдущийсжим не менее чем на 5 мм. Провода соединяют с помощью зажима САС.
Соединения проводов в шлейфах выполняют петлевыми переходными зажимамитипа ПАС или сваркой термитным патроном. При этом концы проводов опрессовываютлапками зажимов, а зажимы соединяют болтами. При переходе с одной маркипроводов на другую в шлейфах анкерных опор устанавливают петлевые переходныепрессуемые зажимы типа ПП. Опрессование лапок зажима производят приспособлениемтипа МИ.
Соединение грозозащитных тросов осуществляют с помощью соединительныхзажимов типа СВС.
Использование энергии взрыва. Этот метод применяется для опрессованиясоединительных, шлейфовых, натяжных, ответвительных и ремонтных зажимов присоединении сталеалюминиевых проводов АС 240 – АС 500, АС 70/72, а также присоединении стальных канатов грозозащитных тросов С 50 и С 70. При этомопрессование стального сердечника и алюминиевой оболочки провода осуществляютза один раз. Соединение взрывом может выполняться на высоте. Опрессованиевзрывом может производиться только при наличии разрешения на право производствавзрывных работ. Подготовку провода и монтаж зажимов при этом производят потехнологии, аналогичной для опрессования гидравлическим способом.
Соединение проводов взрывом производят в соответствии с Технологическимиправилами по производству работ при опрессовке проводов с использованиемэнергии взрыва.
Соединение проводов сваркой термитными патронами применяют при соединениипроводов в шлейфах анкерных опор. Термитные патроны выпускаются двух типов: ПАСи ПА. Патроны ПАС состоят из стальной трубки, на которой запрессована термитнаяшашка, и алю – миниевого вкладыша. Сбоку на шашке наносят красную метку.Патроны типа ПА состоят из трубки с надетой на нее термитной шашкой свертикальным отверстием и колпачков или втулок, надеваемых на свариваемыепровода. Соединение сталеалюминиевых проводов сваркой производят в соответствиис Типовой инструкцией по сварке неизолированных проводов с помощью термитныхпатронов.
1.5.2 Натягиваниеи крепление провода
После окончания работ по раскатке и соединению проводов производят ихподъем на опоры для визирования и окончательного закрепления. Натяжение можетосуществляться отдельно каждого провода или одновременно двух или трех проводовчерез уравнительные блоки.При вертикальном расположении проводов монтаж ихначинается с верхних проводов, а при наличии грозозащитных тросов монтажначинается с них. В ряде случаев целесообразно поднимать провода с гирляндамиизоляторов и монтажными роликами. В таких случаях производят предварительнуюсборку гирлянд изоляторов.
Количество изоляторов в гирлянде и их тип зависят от напряжения линии,материала опор, механических нагрузок и определяются проектной организацией. Изоляторы,имеющие трещины, сколы, царапины глазури, плохую оцинковку, к сборке недопускаются. Собирают гирлянды вершинами в сторону подъема. В собраннойгирлянде к верхнему ее изолятору прикрепляют серьгу, а к нижнему – ушко.
В собираемую гирлянду устанавливают все элементы арматуры, за исключениемнатяжного или поддерживающего зажима, который крепится вместе с проводом.
Все замки изоляторов устанавливают так, чтобы запирающие концы замковбыли расположены книзу у натяжных гирлянд и в сторону стойки опоры уподдерживающих гирлянд. Подъем монтажного подвеса и гирлянды изоляторов спроводом и монтажным роликом производится через специальные такелажные блоки,укрепленные на траверсе опоры у места подвеса гирлянды
Глава 2. Техническое обслуживание ВЛ напряжением до 1000В
2.1 Технологияобслуживания ВЛ
Система технического обслуживания и ремонта электрических сетейпредусматривает выполнение комплекса работ, которые проводятся с определеннойпериодичностью и последовательностью, направленных на обеспечение исправногосостояния электрического оборудования, его надежной и экономическойэксплуатации при оптимальных трудовых и материальных затратах. Комплекс работ,в основном, включает в себя:
четко организованное техническое обслуживание электрического оборудования;
установление оптимальной периодичности проведения капитальных ремонтов
электрического оборудования;
внедрение прогрессивных форм организации и управление ремонтомэлектрического оборудования;
внедрение специализации ремонтных работ;
контроль качества выполнения работ в процессе ремонта;
своевременное обеспечение ремонтных работ материалами, запчастями икомплектующим оборудованием;
— анализ параметров технического состояния оборудования до и послеремонта.
Система технического обслуживания и ремонта производственных зданий исооружений приведена в разделе 2.
Техническое обслуживание электрических сетей является методомобслуживания, при котором выполняются все необходимые работы комплекса работ,направленные на поддержание трудоспособности и предотвращение преждевременногосрабатывания элементов объекта электрических сетей. Это достигается осмотрами,выполнением профилактических проверок и измерений и отдельных видов работ сзаменой сработанных деталей и элементов электрических сетей, устранениемповреждений.
2.2 РемонтВЛ
Если ВЛ состоит из деревянных и железобетонных опор и преимуществосоставляют деревянные опоры, то капитальный ремонт должен проводиться 1 раз в 5лет.
Конкретные сроки проведения ремонтов устанавливаются в зависимости оттехнического стана электрообъекта и имеющихся материально-технических ресурсов.Приоритетность объектов при планировании ремонтов устанавливается с учетомтребований и надежности электроснабжения (категорийности) потребителей.
Перечень работ, которые выполняются при капитальном ремонте ВЛ:
ü комплекс работ по техническомуобслуживанию;
ü расчистка трассы от кустов,поваленных деревьев;
ü вырубывание деревьев, которыеугрожают падением на провода;
ü установка отбойных тумб;
ü замена опор, стояков траверс,подкосов, приставок;
ü установка приставок и подкосов;
ü замена проводов;
ü перетяжка проводов к жилым домам ипроизводственным зданиям и сооружениям (установка и замена соединителей,ремонтных муфт, бандажей);
ü установка приставок к стойкам опор,подкосов;
ü перенесение опор и закрепление опор вслабых грунтах;
ü регулирование, ремонт и заменаразъединителей, кабельных муфт, грозоразрядников;
ü замена и установка дополнительныхзаземлений;
ü установка дополнительных опор дляусиления ВЛ;
ü замена изоляторов по всей длине ВЛ;
ü выравнивание опор по всей длине ВЛ;
ü установка двойного крепленияпроводов;
ü установка дополнительных траверс,крюков и изоляторов;
ü замена траверс;
ü замена заземляющих спусков изаземлителей;
ü замена ответвлений на вводах ивыполнение глухого крепления проводов.
2.3 ЗаземлениеВЛ
На опорах ВЛ должны быть выполнены заземляющие устройства,предназначенные для повторного заземления, защиты от грозовых перенапряжений,заземления электрооборудования, установленного на опорах ВЛ. Сопротивление заземляющегоустройства должно быть не более 30 Ом.
Металлические опоры, металлические конструкции и арматура железобетонныхэлементов опор должны быть присоединены к РЕN-проводнику.
На железобетонных опорах РЕN-проводник следует присоединять к арматурежелезобетонных стоек и подкосов опор.
Крюки и штыри деревянных опор ВЛ, а также металлических и железобетонныхопор при подвеске на них СИП с изолированным несущим проводником или со всеминесущими проводниками жгута заземлению не подлежат, за исключением крюков иштырей на опорах, где выполнены повторные заземления и заземления для защиты отатмосферных перенапряжений.
Крюки, штыри и арматура опор ВЛ напряжением до 1 кВ, ограничивающихпролет пересечения, а также опор, на которых производится совместная подвеска,должны быть заземлены.
На деревянных опорах ВЛ при переходе в кабельную линию заземляющийпроводник должен быть присоединен к РЕN-проводнику ВЛ и к металлическойоболочке кабеля.
Защитные аппараты, устанавливаемые на опорах ВЛ для защиты от грозовыхперенапряжений, должны быть присоединены к заземлителю отдельным спуском.
Соединение заземляющих проводников между собой, присоединение их кверхним заземляющим выпускам стоек железобетонных опор, к крюкам и кронштейнам,а также к заземляемым металлоконструкциям и к заземляемому электрооборудованию,установленному на опорах ВЛ, должны выполняться сваркой или болтовымисоединениями.
Присоединение заземляющих проводников (спусков) к заземлителю в землетакже должно выполняться сваркой или иметь болтовые соединения.
В населенной местности с одно- и двухэтажной застройкой ВЛ должны иметьзаземляющие устройства, предназначенные для защиты от атмосферныхперенапряжений. Сопротивления этих заземляющих устройств должны быть не более30 Ом, а расстояния между ними должны быть не более 200 м для районов с числомгрозовых часов в году до 40, 100 м — для районов с числом грозовых часов в годуболее 40.
Кроме того, заземляющие устройства должны быть выполнены:
1) на опорах с ответвлениями к вводам в здания, в которых может бытьсосредоточено большое количество людей (школы, ясли, больницы) или которыепредставляют большую материальную ценность (животноводческие и птицеводческиепомещения, склады);
2) на концевых опорах линий, имеющих ответвления к вводам, при этомнаибольшее расстояние от соседнего заземления этих же линий должно быть неболее 100 м для районов с числом грозовых часов в году до 40 и 50 м — длярайонов с числом грозовых часов в году более 40.
В начале и конце каждой магистрали ВЛИ на проводах рекомендуется устанавливатьзажимы для присоединения приборов контроля напряжения и переносного заземления.
Заземляющие устройства защиты от грозовых перенапряжений рекомендуетсясовмещать с повторным заземлением РЕN-проводника.
Требования к заземляющим устройствам повторного заземления и защитнымпроводникам приведены в 1.7.102, 1.7.103, 1.7.126. В качестве заземляющихпроводников на опорах ВЛ допускается применять круглую сталь, имеющуюантикоррозионное покрытие диаметром не менее 6 мм.
Оттяжки опор ВЛ должны быть присоединены к заземляющему проводнику.
2.4 Перспективаразвития энергетики
В развитии цивилизации и научно-технического прогресса все возрастающуюроль играет энергетика. При этом быстро развивающееся энергетическое хозяйствосложно и многогранно, а основными видами топлива остаются такиеневозобновляемые источники, как уголь, сланцы, газ и нефтепродукты. Донедавнего времени считали, что этих запасов хватит на долгие годы. Лишь впоследние десятилетия выяснилось, что запасы этих ресурсов ограничены.Известно, что однажды использованная энергия не может быть применена повторно,и в любой замкнутой системе, к какой относится и наша планета, энтропиянепрерывно возрастает и даже с помощью механизма цен, к которому, как правило,прибегает человечество, нехватку невозможно превратить в изобилие.
3. Правила безопасности при монтаже, ремонте и обслуживании ВЛ
В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации обеспечениебезопасных условий и охраны труда в организации возлагается на работодателя.
Выполнение строительно-монтажных работ, работ на воздушных линияхэлектропередачи осуществляется по проектам производства работ или потехнологическим картам, которые содержат технические решения и основныеорганизационные мероприятия по обеспечению безопасного производства работ исанитарно-гигиеническому обслуживанию работников.
В проектах производства работ с применением машин предусматриваются:
выбор типов, места установки и режима работы машин;
способы, средства защиты машиниста и работающих вблизи людей от действиявредных и опасных производственных факторов;
величины ограничения пути движения или угла поворота машины;
средства связи машиниста с работающими (звуковая сигнализация,радиотелефонная связь);
особые условия установки машины в опасной зоне.
Для обеспечения защиты от поражения электрическим током в проектпроизводства работ включаются:
указания по выбору трасс и определению напряжения временных силовых иосветительных электросетей, ограждению токоведущих частей и расположениювводно-распределительных систем и приборов;
указания по заземлению металлических частей электрооборудования иисполнению заземляющих контуров;
дополнительные защитные мероприятия при производстве работ с повышеннойопасностью и особо опасных работ.
Не допускается выполнение работ на высоте в открытых местах при скоростиветра 15 м/с и более, при гололеде, грозе или тумане, исключающем видимость впределах фронта работ.
Перед началом выполнения работ на территории организации заказчик,генеральный подрядчик и администрация организаций, эксплуатирующие эти объекты,обязаны оформить акт-допуск (Прил. 2).
На работы повышенной опасности и в зоне действия опасных производственныхфакторов должен быть выдан наряд-допуск (Прил. 3). Перечень работ, на которыевыдается наряд-допуск, составляется и утверждается в строительно-монтажнойорганизации исходя из конкретных условий производства и видов работ (всоответствии с приведенным в Прил. 4 примерным перечнем).
Наряд-допуск выдается непосредственному руководителю работ (мастеру,бригадиру) лицом, уполномоченным приказом руководителя организации. Передначалом работ руководитель работы обязан ознакомить работников с мероприятиямипо безопасности производства работ и оформить инструктаж с записью внаряде-допуске. Право выдачи нарядов и распоряжений предоставляется работникамиз числа административно-технического персонала организации, имеющим группу V –в электроустановках напряжением выше 1000 В и группу IV – в электроустановкахнапряжением до 1000 В.
В случае отсутствия работников, имеющих право выдачи нарядов ираспоряжений, при работах по предотвращению аварий или ликвидации ихпоследствий допускается выдача нарядов и распоряжений работниками из числаоперативного персонала, имеющими группу IV. Предоставление оперативномуперсоналу права выдачи нарядов и распоряжений должно быть оформлено письменнымуказанием руководителя организации.
Наряд-допуск выдается на срок, необходимый для выполнения заданногообъема работ. В случае возникновения в процессе производства работ опасных иливредных производственных факторов, не предусмотренных нарядом-допуском, работыследует прекратить, наряд-допуск аннулировать и возобновить работы только послевыдачи нового наряда-допуска.
Лицо, выдавшее наряд-допуск, обязано осуществлять контроль за выполнениемпредусмотренных в нем мероприятий по обеспечению безопасности производстваработ. Работники, принимаемые для выполнения работ в электроустановках, должныиметь профессиональную подготовку, соответствующую характеру работы. Приотсутствии профессиональной подготовки такие работники должны быть обучены (додопуска к самостоятельной работе) в специализированных центрах подготовкиперсонала (учебных комбинатах, учебно-тренировочных центрах и т. п.).
Проверка состояния здоровья работника проводится до приема его на работу,а также периодически, в порядке, предусмотренном Минздравом России. Совмещаемыепрофессии должны указываться администрацией организации в направлении намедицинский осмотр.
Работнику, прошедшему проверку знаний по охране труда при эксплуатацииэлектроустановок, выдается удостоверение установленной формы, в котороевносятся результаты проверки знаний.
Работники, обладающие правом проведения специальных работ, должны иметьоб этом запись в удостоверении.
К работникам, выполняющим работы в местах (условиях) действия опасныхпроизводственных факторов, связанных с характером работы, предъявляютсядополнительные требования безопасности. Перечень таких профессий и видов работдолжен быть утвержден в организации на основе перечня, приведенного в Прил. 5.К выполнению работ, к которым предъявляются дополнительные требования побезопасности труда, допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинскийосмотр и признанные годными, имеющие профессиональные навыки, после прохожденияобучения безопасным методам и приемам работ и получения соответствующегоудостоверения.
Заключение
Мировое сообщество живет в настоящее время в эпоху прогрессирующегоэнергетического кризиса. Вместе с тем в результате интенсивного использованияневозобновляемых источников энергии для отопления, транспортных средств,строительно-дорожных машин, сельскохозяйственных агрегатов и различных бытовыхустройств, образуется огромное количество оксидов углерода, серы и азота. Всеэто способствует повышению температуры земной и водной поверхности, вызывает загрязнениеокружающей среды, выпадение кислотных дождей, а также стимулирует интенсивноетаяние льдов, повышение уровня океанов, затопление огромных территорий суши,зарождение циклонов и ураганов, охватывающих целые континенты. Эти явленияведут к широкомасштабному разрушению сельскохозяйственных угодий, исчезновениюлесов и животного мира, повышенному размножению вредных насекомых, возрастаниючастоты засух, лесных пожаров, проливных дождей, наводнений и т.п.
Поэтому актуальна разработка альтернативных решений использования энергиина основе нетрадиционных подходов, а также с использованием возобновляемыхисточников. Исследования в области использования возобновляемых источниковэнергии связаны с созданием и практическим применением гелио- и ветроустановок,гидроэлектростанций и различного рода преобразователей. Вырабатываемые при этомэнергоресурсы, кроме использования по прямому назначению, могут такженакапливаться различными аккумулирующими системами.
Цель выпускной квалификационной работы выполнена полностью.
Список литературы
1. Арматура иизоляторы: отраслевой каталог. – М.: АО «Информ-энерго», 2001.
2. Арматурадля воздушных линий электропередачи 6—20 кВ. – М.: ЗАО «Электрополис»; ЗАО«МАИЗ». 2009.
3. ВиноградовД.Е. Строительство линий электропередачи 35– 500 кВ с тяжелыми трассами. – Л.:Энергоатомиздат, 2003.
4.Ведомственные строительные нормы по разработке проектов организациистроительства (электроэнергетика) ВСН 33–82. – М.: Минэнерго РФ, 2009.
5. ГлазовА.А., Монаков И.А., Понкратов А.В. Строительная, дорожная и специальнаятехника: краткий справочник. – М.: АО «Профтехника», 2008.