Реферат по предмету "Управление"


Зарубежный опыт подготовки государственных служащих как условие эффектиной реализации их экономических и социальных функций

российский университет дружбы народов
Реферат подисциплине:
«Государственнаяслужба теория и
профессиональнаядеятельность»
На тему:
Зарубежный опыт подготовки государственных служащих как условиеэффективной реализации их экономических и социальных функций

Выполнила: студентка 2-ого курса
***************** Группа ГМУ-21

Москва 2001
 
План:
1.   Экономическиеи социальные функции института государственной службы: методологические подходык классификации и приоритеты.
2.   Японскийопыт подготовки государственных служащих.
3.   Подготовкаи переподготовка работников государственного и муни­ципального управления вГермании.
1. Экономические исоциальные функции
института государственнойслужбы:
методологические подходы к
классификации и
приоритеты
Учитывая кризисноесостояние российской экономики и ее ключевую роль в жизнедеятельности общества,одна из центральных и приоритетных задач института государственной службысвязана с более эффективной реализацией его экономических и социальных функций— государственным регулировани­ем экономики, правовым обеспечениемэкономической деятельности, органи­зацией денежного обращения, поддержкойоптимального уровня занятости и т.д.
Анализ научной литературыи источников свидетельствует о том, что су­ществуют различные вариантыгруппировки и классификации экономических функций института государственнойслужбы. Например, их просто перечисля­ют по каким-то признакам (по алфавиту,степени значимости, структурным составляющим экономической политики и т.д.).Так, классифицируя экономи­ческие функции института государственной службы позначимости, на перед­ний план вполне обоснованно часто выдвигаются проблемыпоиска разумной меры сочетания рыночных и государственных регуляторов,интеграции под­держки развития свободы предпринимательства и государственногорегулиро­вания экономики. В этой связи необходимо научно обосновать иопределить систему критериев, обусловливающих степень интеграции рыночных игосу­дарственных механизмов, а также ее динамику и пределы с учетом конкретно­гообъекта управления, внешних и внутренних условий.
Однако такой принципклассификации экономических функций представляется недостаточно научным иустойчивым, ибо в процессе развития общества могут меняться и пересматриватьсясами функции, их приоритеты и значимость для экономики.
Поэтому более логичной иаргументированной видится классификация экономических функций институтагосударственной службы по наиболее крупным составляющим экономической политики.Именно в подготовке и:
анализации экономической политики заключаетсяосновная экономическая задача государственной службы, которая и определяет всемногообразие ее конкретных экономических функций. Таким образом, классификациюэкономических функций государственной службы можно представить следующим разом(см. рис. 1).
                                                 />
Рис. 1. Классификация экономических функций институтагосударственной службы по составляющим экономической политики
В свою очередь,экономические функции института государственной служ­бы (по подготовке иреализации структурной, антимонопольной, инвестици­онной политики и т.д.) посвоему назначению и природе могут быть регулиру­ющими, стимулирующими,контрольными.
Такое подразделениеэкономических функций необходимо и полезно с точки зрения поиска и определениянаиболее эффективного механизма их реа­лизации.
В качествесамостоятельной, прежде всего в условиях переходного периода, следует выделятьтакже консультационную функцию института государствен­ной службы, которая особоважна при разработке и реализации экономичес­ки политики предприятия.Остановимся на этой проблеме подробнее.
Говоря осоциально-экономическом положении России, его кризисном со­стоянии и возможныхперспективах, политики, ученые и практики, как прави­ло, связывают этупроблему, например, с федеральным центром и регионами, их взаимодействием исинхронизацией действий, бюджетом, налогами, ино­странными инвесторами,выборами губернаторов и т.д. Все это очень важные компоненты, но при этомпервоисточник и основа развития общества остают­ся в тени. Имеется в видуматериальное производство, а значит, предприятия, где оно берет начало изаканчивается в виде конкретных результатов (продук­ции, услуг, прибыли ит.д.). Внимание к предприятиям со стороны государства и его органов явноослаблено. Их вспоминают в лучшем случае лишь тогда, когда речь идет озадолженностях по зарплате, криминальных ситуациях, банкротстве или неуплатеналогов. Думается, что это, мягко говоря, ошибочная позиция, ибо все (или почтивсе) в социально-экономическом плане в общество зависит как раз от предприятий,итогов их работы.
В этой связи возникаетвполне логичный, но не такой простой, как кажется на первый взгляд, вопрос:должно ли государство вмешиваться в деятельность предприятий и организаций,учитывая, что в настоящее время уже имеется, как известно, широкий спектр формих собственности и хозяйствования (част­ные, акционерные, совместные, арендные,кооперативные и т.п.)? Должно ли и может ли, допустим, государство регулироватьи вмешиваться в хозяйствен­ную деятельность и социальное развитие частногопредприятия? На наш взгляд, и может, и должно. Допускаем, что не все с этимсогласны. Поэтому по­пытаемся коротко пояснить данный тезис.
Во-первых, и это, видимо,бесспорно, именно от результатов работы пред­приятий зависят имакроэкономические показатели (национальный доход, ВВП, ВНП), и федеральный ирегиональные бюджеты (их доходная часть), и социальное положение населения(заработная плата, пенсии, занятость, уро­вень жизни и социальной защитынаселения), а значит, в конечном счете, и судьба реформ и России в целом. Вэтом контексте быть безучастным и рав­нодушным к положению предприятий сроднисамоубийству. Другое дело, что формы государственного вмешательства игосударственного регулирования в условиях рынка в отношении прежде всегонегосударственных предприятий и организаций должны быть иного, нежели прежде,качества. Основной формой государственного регулирования деятельностипредприятий независимоот форм собственности и хозяйствования в настоящеевремя целесообразно рас­сматриватьконкретную помощь конкретномупредприятию в реализации его экономической политики. Таким образом,если страна, регионы зависят от работы предприятий, то их надо не топить (каксейчас), а помогать, создавая условия для эффективной работы и максимальныхфинансово-экономических результатов. Причем помогать не только и не столько вфинансовом плане сколько в консультационном, методическом, информационном, ворганизации современного производства, труда, мощных мотиваций, подготовке иперепод­готовке квалифицированных кадров — профессионалов, разработке иреализации антикризисных мероприятий и санации предприятий.            
Во-вторых, в принципе,отмеченное выше как бы противоречит зарубежному опыту. Действительно, вразвитых странах с рыночной экономикой госу­дарство этим не занимается.Предприятие, тем более частное, само отвечает за себя и за свое будущее. Но тами проблем нет таких, как в России, — прежде всего не надо резко наращиватьобъемы отечественного производства. Для нас же это генеральное, ключевоенаправление выхода из кризиса. Переходный период — особый, необычный,чрезвычайный этап. Он допускает и требует осо­бых, нестандартных форм и методовработы, в том числе со стороны государства по отношению к предприятиям, которыене всегда, видимо, можно понять и оценить с позиций высокоразвитых западныхстран.
Таким образом, какминимум два обстоятельства — ключевая роль пред­приятий в экономическом росте иособенности переходного периода—обу­словливают необходимость и целесообразностьоказания конкретной помо­щи со стороны государства в выработке и реализациимикроэкономической политики, налаживании и стабилизации эффективнойпроизводственной деятельности предприятий, включая расширяющийсянегосударственный сектор.
Наряду с экономическимифункциями институт государственной службы призван выполнять социальные задачи,исходящие из необходимости реализа­ции социальной политики, которая включает, вчастности, политику занятос­ти, политику доходов населения, его социальнойзащиты, развития отраслей социально-культурной сферы и т.д. Прежде всего,участие государства и его органов, государственной службы в регулированиирыночной экономики при­дает ей социальную направленность и статуссоциальнойрыночнойэкономики.
Ядром социальной рыночнойэкономики является рыночная экономика, главная цель и задача которой — ростэффективности производства и прибы­ли. Конечно, рыночная экономика, достигаяэту цель, в какой-то мере автома­тически решает и некоторые социальные вопросы.Поскольку главная ее зада­ча — больше производить продукта, значит, речь идетоб обеспечении заня­тости, выплате заработной платы за результаты труда и т.д.Однако рыночная экономика основана на конкуренции, и здесь уже не до социальнойсправедли­вости. Социальная справедливость, социальная защита обеспечиваютсяпреж­де всего посредством государственного вмешательства в экономику (перерас­пределениесоздаваемых благ, налоговая политика, правовое обеспечение и т.п.). Такимобразом, государство своей волей (насильно), а не сама рыночная эко­номикадобровольно, поворачивает ее к интересам народа и придает ей, как ужеотмечалось, статус социальной рыночной экономики.
В этих условияхгосударство часто жертвует экономической эффективнос­тью ради социальной защитынаселения и социального спокойствия общества. Например, дополнение светофоровзвуковой сигнализацией для слепых, спе­циальные подъемники на общественномтранспорте для инвалидов в Японии, Швеции, других странах с социальной рыночнойэкономикой наглядно под­тверждают этот вывод.
Кстати, говоря оцелесообразности использования в России зарубежного опыта эффективнойреализации экономических и социальных функций ин­ститутов государственнойслужбы, можно отметить, например, следующее. Иногда считают, что в Японии ослабленароль государства в регулировании экономики и развитии социально-трудовыхотношений. Действительно, по­верхностный взгляд на опыт этой страны вроде быподтверждает сказанное. Государство, например, не является напрямую субъектомтрипартизма и соци­ального партнерства. Однако более глубокий анализ японскогоопыта свиде­тельствует об обратном — государственное влияние присутствует вездеи во всем. Другое дело (и это японские традиции), формы, методы и механизмывлияния государства на экономику не заметны, не навязчивы, эластичны иоригинальны. В частности, в области профобучения государство устанавлива­етединые стандарты, которые все обязаны выполнять. Такой же инструмент оноиспользует при регулировании проблем занятости, найма, оплаты труда и т.д.
Опыт Японии такжесвидетельствует о том, что в этой стране успешно ис­пользуется третийпятилетний план. Его характерные особенности — про­зрачность, коллективизм впроцессе разработки и выполнения, большое вос­питательное значение. Проектыпятилетних планов активно обсуждаются в коллективах, на предприятиях, в учебныхи научных организациях. В ходе обсуждения отсутствует формализм, так как японцыпонимают, что все, что запланировано, направлено на развитие человека, рост егоблагосостояния и улучшение качества жизни. Поэтому все население заинтересованов ре­ализации планов, которые объединяют людей, интегрируют их интересы,творчество, интеллект и действия. При таком подходе не решаемых задач, какправило, не бывает. И конечно, ведущая роль в разработке, процедуре принятия иреализации планов принадлежит институту государственной службы.
2. Японский опыт подготовки
государственных служащих
Институт государственнойслужбы в России находится в стадии становле­ния, поиска эффективных форм иметодов реализации возложенных на него функций. Эти процессы идут нелегко,поэтому зарубежный опыт, в частности Японии, может быть очень полезным прирешении данной проблемы.
Прежде всего следует отметить, что посравнению с другими развитыми странами в Японии значительно меньшегосударственных служащих. Они со­ставляют лишь 8,1% общего числа работающих.Для сопоставления: в Герма­нии — 15,1%, в США — 15,5, во Франции — 22,6% (см.рис. 2).
/>Рис. 2. Отношение числагосслужащих к общему числу работающих
Своеобразен и эффективенинструментарий, используемый государствен­ными служащими в процессесовершенствования технической политики и ро­ботизации, принципов социальногопартнерства, регулирования взаимоотно­шений работодателей и наемных работников,социального страхования и т.д.
Во многом эффективностьгосударственного регулирования экономики объясняется высочайшимпрофессионализмом, гибкостью и ответственностью государственных служащих,обеспечивающимися прежде всего отработанным механизмом их подготовки, стержнеми фундаментом которой являются пять известных во всем мире японских систем,основанных на традициях и философии нации. Они определяют и пронизывают системуподготовки госслужащих, начиная с отбора будущих чиновников и заканчивая ихувольнением.
В Японии убеждены, чтоименно на этих системах и зиждется так называемое «японское чудо» —стремительное вхождение Японии в состав самых высокоразвитых стран мира.
В структуру пяти великихяпонских систем, цементирующих стройную систему подготовки госслужащих, входят:
система пожизненногонайма;
система кадровой ротации;
система репутаций;
система подготовки нарабочемместе;
система оплатытруда.
Прежде чем перейти ккраткому их анализу, отметим одно общее принци­пиально важное обстоятельство.Ценность и причина действенности этих сис­тем заключается в том, что онипредставляют собой не набор отдельных эле­ментов, а являются системами в единойсистеме. Каждая из них, дополняя дру­гую, является основой и условием еефункционирования, способствует запуску следующих и эффективной их работе. Однасистема не может существовать (без другой. В сумме они составляют единыйслаженный механизм, формирую­щий мощную мотивационную среду, обеспечивающуюподготовку высоко­профессиональных чиновников и полную реализацию их творческихи интел­лектуальных способностей.
В такой обстановкемотивационная среда направляет усилия и потенциал госслужащего на решениепроблем, стоящих перед регионом и страной в целом. Это то, чего не хватаетроссийскому институту государственной службы. У гос­служащих в России нетзаинтересованности в целенаправленном и результа­тивном труде.
Первым, ключевымэлементом единого механизма японской системы под­готовки и использования кадровгосслужащих являетсясистема пожизненногонайма. Она вклассическом виде в настоящее время применяется лишьна некоторыхкрупных предприятиях и государственной службе. В остальных случаях нетюридически оформленного, официального пожизненного найма. Скорее, речь идет оджентльменском соглашении между работодателем и на­емным работником.
Впервые термин«пожизненный найм» применил американский ученый Абегулен в книге«Японские заводы». Он обратил внимание на то, что уже в 50-е годы вЯпонии не действовала система увольнений, подобная американской, когда принеобходимости (снижение объемов производства, тяжелое финансовое поло­жениепредприятий и т.п.) увольняли работников, принятых последними. В такихситуациях японские работодатели занимались их переподготовкой, переобуче­нием ииспользовали на других рабочих местах, а не увольняли. Смысл пожиз­ненногонайма не в формальном правовом, юридическом его закреплении, а в реальномобеспечении заинтересованности работников трудиться в данной ор­ганизациимаксимальное время и пожизненно связать с ней свою судьбу. Сами японцы в этомсмысле часто приводят такое сравнение: «Можно довести лоша­дей до пруда,но заставить их, если они не хотят, пить воду из пруда нельзя». Поэтомупродолжительность работы человека в одной организации в основ­ном зависит отумения администрации заинтересовать работника, в частности, оплатой труда,вознаграждением за выслугу лет, премиями, повышением его профессиональнойподготовки, различными социальными льготами, нефор­мальной заботой о сотрудникеи его семье. В этой связи системы обучения, оп­латы труда, являясьсамостоятельными, в то же время тесно связаны с систе­мой пожизненного найма ивыступают составными ее элементами.

Система пожизненного найма начинается с механизма
назначения на го­сударственную службу, который включает:
принятие на государственную службу (ГС);
повышение в должности госслужащего;
перевод на другую должность;
смещение с должности.
Принципы назначения на ГС:
по приоритетам, в соответствии с итогами вступительногоэкзамена или аттестации[1]
по способностям (учитываются результаты экзаменов для вновьпринимаемых, проверки уже работающих, наличие свидетельств, аттестатов,дипломов и т.д.);
принцип нейтральности —госслужащие могут иметь свои политические
убеждения, но неразрешается, чтобы это отражалось на профессиональной работе на ГС, так как онидолжны осуществлять решения правительства и парламента
принцип равныхвозможностей стать государственным служащим для всего населения;
принцип равенства ковсем, кто принят на ГС.
В Законе огосударственной службе определены условия непригодности для поступления на ГС.Если такой человек случайно все же попадает на госслужбу, он проработаетнедолго. Японская система оперативно выявляет данное противоречие, и работникаувольняют. К лицам, не имеющим права рабо­тать на ГС, относятся:
недееспособные;
неправоспособные,т.е. те, кто по японским законам лишены права распоряжаться имуществом исобственностью;                           
лишавшиеся и лишенныесвободы;                           
уволенные ранее с работы,в том числе в частном секторе, в дисциплинарномпорядке;                                                     
участвующие вдеятельности организаций, занимающихся подрывной деятельностью.
В настоящее время вЯпонии наблюдается тенденция постепенного сокращения числа ограничений для поступающихна государственную служб Прежде всего здесь речь идет о второстепенных условияхпри приеме на Г таких, как возраст, национальность, гражданство.
Государственные служащие Японии подразделяются надвекатегории:
1) госслужащиеправительственных (центральных) органов (министерств, ведомств, комитетов,управлений и т.д.). Они, в свою очередь, подразделяются на две большие группы:                                             
государственные служащие,участвующие в принятии решений и поста­новке задач (это так называемые особыегосслужащие);
госслужащие, реализующиеи выполняющие принятые решения и поставленные задачи (их называют обычнымигосслужащими);              
2) госслужащие местныхорганов управления (власти).              
К первой категориигосударственных служащих относятся министры и их заместители. Кстати, в Японииу каждого министра только два заместителя — один политик (как и министр),депутат, является особым госслужащим, другой выполняет функциональныеобязанности министерства и принадлежит к обычным госслужащим первой категории.Среди обычных правительствен­ных (центральных) госслужащих — начальникидепартаментов, отделов, сек­торов министерств, специалисты и т.д. Примернотакая же шкала действует в отношении государственных служащих местных органов.
Обслуживающий персоналминистерств, парламента и т.п. тоже принадле­жит к категории производственныхгосударственных служащих. Военнослужа­щие, полицейские, пожарные, учителя,медики и т.д. также являются государ­ственными служащими. Причем, если школыимеют статус федерального уровня, то работающий в них персонал относится кгосслужащим первой кате­гории центральных органов, если школы муниципальные — кгосслужащим второй категории.
Общая численностьгосслужащих в Японии составляет около 5 млн. чело­век, из них центральныегосслужащие — 25,8%, госслужащие местных орга­нов — 74,2%.
Одной из характерныхособенностей приема на ГС является распростране­ние, как отмечалось,классической системы пожизненного найма на государст­венных служащих, т.е. нагосслужбе работают до предельного возраста (как правило, это 60 лет, длянекоторых госслужащих — 63-65 лет, для преподава­телей вузов — 63 года, причемнет различий в предельном возрасте для муж­чин и женщин). Для особыхгосударственных служащих предельного возраста нет. До 90-х годов в Япониипредельного возраста не было и по отношению ко всем категориям и группамгосударственных служащих. Сейчас действует спе­циальный Закон о предельномвозрасте. В Японии считают, что такой шаг очень важен с точки зренияпланирования набора на ГС и расчета реальных потребностей в персонале, а такжедля обновления микроклимата, атмосферы нагосслужбе.                                                       
Несколько пояснений поорганизации найма на должность государствен­ного служащего. Работать на ГС вЯпонии очень почетно и престижно, поэто­му поступить на нее непросто.Вступительный конкурс достигает от 10 до 100 человек на одно место. Цельвступительного экзамена — проверить, смо­жет ли человек затем выполнять функциигосслужащего. Для сдающих экза­мен есть возрастной ценз — 18-28 лет. Другимспособом назначения на ГС яв­ляется отбор кадров. Он распространяется научителей, медиков, водителей транспорта, техперсонал и прочие профессии. Приотборе проводятся собесе­дование, тестирование, заполняются анкеты. Кстати,врачи, учителя и т.д., ра­ботающие в частных организациях, не являютсягосударственными служащи­ми. Критерий прост — госслужащим является тот, чьядеятельность осуществляется за счет налогоплательщиков. Все эти тонкости, какуже отмечалось, конкретизируются в Законе о государственной службе.
Для того чтобы поступитьна госслужбу соответствующего уровня, сдав вступительный экзамен (конкурс) илипройдя систему отбора, требуется:
а) предъявить диплом овысшем образовании; 6) предъявить лицензию образовательного учреждения о том,что этот человек действительно закончил его и имеет право поступить на ГС; в)пройти конкурс. Думается, что лицензирование образовательного учреждения — неформальное условие, оно может быть надежной блокировкой от проникновения нагосслужбу случайных лиц (что, к сожаление, встречается в последнее время вРоссии).
Следующая важнаясоставляющая единого японского механизма подготовки  госслужащих —системаротации. Ее суть состоит в перемещении работников по горизонтали ивертикали через каждые 2-3 года выполнения функций на определенном рабочемместе. Ротация проводится без согласия работника. Подход здесь предельнопонятен — он поступил на ГС и должен принести максимум пользы своему государству.Ежегодно один раз в год (в апреле) выпускники школ, колледжей, высших учебныхзаведений трудоустраиваются на предприятия, в организации и учреждения. Причем,что характерно, даже выпускники вузов, в том числе самого престижногоТокийского университета, попав в ту или иную компанию, организацию, неназначаются сразу на руководящие должности, а начинают трудовую биографию ссамых низко квалифицированных должностей. В этом есть свое бесспорноепреимущество. Впоследствии такого специалиста, руководителя, в тонкостяхзнающего всю специфику своей организации, сложно ввести в заблуждение и меньшевероятности принятия им непрофессиональных решений. Система ротацииобеспечивает гибкость рабо­чей силы, повышает уровень ее компетентности,квалификации и конкуренто­способности. Как правило, после нескольких(двух-трех) перемещений по го­ризонтали следует ротация по вертикали, т.е.повышение в должности, перевод на более высокооплачиваемую службу. Ротациятакже способствует расшире­нию кругозора, развитию у госслужащего болееширокого взгляда на свою организацию. Не секрет, что, как правило, госслужащиенаших министерств и ведомств могут достаточно квалифицированно и обстоятельноговорить лишь о проблемах, которыми занимается их структурное подразделение.Налицо узкая специализация. В Японии, например, начальник отдела занятостиМинистерства труда глубоко и профессионально знает весь спектрсоциально-трудовых во­просов (естественно, проблемы занятости, а также вопросыоплаты труда, соци­ального партнерства, рынка труда и т.д. и т.п.). В процессеротации он изучал и прошел все эти участки работы и знаком с ними достаточнообстоятельно.
Критики системы ротацииговорят, что она в какой-то мере «душит» ини­циативу, являетсятормозом работы на перспективу. Мол, человек знает, что будет работать на этомучастке два-три года, поэтому зачем ему думать о новых идеях и технологиях набудущее?
Представляется, что такихаргументов недостаточно для подобной оценки. Во-первых, как показывает нашроссийский опыт, наоборот, деятельность спе­циалиста десятилетиями на одномместе гасит его творчество и инициативу, работать ему неинтересно, так как онне видит перспективы. Есть и другое ве­сомое обстоятельство, гарантирующее вусловиях ротации не только добросо­вестную, качественную, но и творческую,перспективную деятельность всех японских госслужащих. Это —системарепутаций. Суть ее в том, что, где бы ни работал сотрудник, специалист, ондолжен выполнять свои обязанности так, чтобы при переходе через два-три года нановое место за ним закрепилась репутация прекрасного, инициативного работника ипорядочного человека, для чего на каждого из них составляется письменнаяхарактеристика. Объек­тивность характеристик обеспечивается ежедневнымипроверками человека в форме опроса коллег, подчиненных, начальников и т.д.Характеристика, сле­дуя за госслужащим, влияет на траекторию ротации иопределяет, как правило, его дальнейшую трудовую карьеру.
Теперь несколько слов овозможной карьере государственного служащего. Она бывает скоростная, средняя,медленная.
В некоторых случаяхприменяется смещение работника с должности. Это так называемая «карьера сгоры». Например, начальника отдела переводятна должностьначальника сектора, начальника департамента — на должность на­чальника отдела.Причины могут быть различные — по собственному жела­нию, по состоянию здоровья,по инициативе администрации.
Типичная «карьера вгору» по-японски для научного работника может вы­глядеть, например, так:
1) ассистент (оклад170-180 тыс. иен);
2) лектор (210 тыс. иен);
3) доцент (300 тыс. иен);
4) профессор (400 тыс.иен и выше).
В системе ухода сгосслужбы — два механизма: простая отставка и осво­бождение.
Японская Конституцияопределяет государственного служащего как слугу всего народа, а некакой-то его части. Кстати, до второй мировой войны госслу­жащие, поКонституции, служили императору. Поэтому государственный служа­щий припоступлении на работу принимает присягу, клянется соблюдать все требованиягосударственной службы, выполнять указания вышестоящих чи­новников и японскиезаконы, не распространять сведения, относящиеся к раз­ряду секретных (последнееусловие распространяется и на ушедших с ГС).
На работе госслужащийдолжен сосредоточиться только на выполнении своих должностных функций. Если этообычный госслужащий, то он и его ок­ружение (семья, помощники) имеютограничения на политическую деятель­ность, что также записано в Законе о ГС.Особые госслужащие, напротив, ак­тивно занимаются политикой. Например,предыдущий премьер-министр Япо­нии Хасимото одновременно являлся лидеромЛиберально-демократической партии.
Госслужащим запрещеновступать в конфликты, саботировать. Они не имеют права на забастовки и митинги.Степень наказания за это разная для организаторов и участников. Например, вистории Японии лишь однажды про­изошла забастовка учителей. В результатеорганизаторы были арестованы, а
большинство участниковлишились работы. Госслужащим также запрещено заниматься коммерческойдеятельностью. Они не могут, в частности, работать директорами коммерческихорганизаций и получать доход от их деятельности. Правда, бывают исключения,когда, например, госслужащего направляют (не по личной инициативе) на частноепредприятие, чтобы повысить эффектив­ность его работы. Административнымгосударственным служащим разрешает­ся преподавательская деятельность.
Решающая роль вобеспечении эффективности работы института госслуж­бы принадлежит обучению ипереподготовке государственных служащих. Хотя ключевое значение при этомотводитсяподготовке на рабочем месте, ко­торую в Японии называютсистемой ОЧТ. Это, кстати, тоже элемент системы пожизненного найма. Японскиеорганизации, предприятия и госслужба не тре­буют от школ, да и вузовспециальной подготовки. Они сами «доводят» обуче­ние своего работника(бывшего выпускника школы) до уровня, нужного этой организации. Таким образом,в Японии образовательные функции четко раз­делены между школьным образованием,обеспечивающим фундаментальное обучение, и внутрифирменным, обеспечивающимпрофессиональное обуче­ние. Кроме ОЧТ, подготовкой центральных госслужащихзанимается также Институт повышения квалификации при Управлении по деламперсонала[2]. Причем, что характер­но иотличается от российской практики, как говорится, с точностью до наобо­рот, вЯпонии переподготовку и повышение квалификации во внешних орга­низацияхпроходят госслужащие всех уровней вплоть до начальника отдела министерства,ведомства, управления и заместителя мэра провинции. Как из­вестно, в Российскойакадемии государственной службы при Президенте Рос­сийской Федерации, какправило, обучаются руководители, начиная с долж­ности начальников отделовфедеральных органов управления (высшие, главные и ведущие категории ГС). И вэтом нет никакого противоречия, поскольку в Японии на ГС, как уже отмечалось,не попадают случайные люди. Начальники департаментов, министры и заместителиминистров, мэры провинций и т.д. в свое время, проходя ступени ротаций,занимали более низкие должности. Поэ­тому все они неоднократно проходилиподготовку на рабочем месте и повы­шали квалификацию во внешних учебныхзаведениях. В Японии считают, что занимающих высокие должности учитьнецелесообразно. Они проходят лишь стадии самоподготовки и самообразования.
Подготовкой госслужащихместных органов управления занимается Академия государственной службы, котораявходит в структуру Министерства по делам местного самоуправления. В КонституцииЯпонии записано, что мест­ные органы власти — это органы самоуправления, ккоторым относятся пре­фектуры и муниципалитеты, их руководителей избираетнарод. В Японии 47 губернаторов префектур, 3200 мэров. В Академиигосударственной службы проходят переподготовку и повышение квалификации болеетысячи госслужа­щих префектур и муниципалитетов в год.
Высокая результативностьтруда государственных служащих во многом обеспечивается созданием действенныхсистем их мотиваций и прежде всего оплатытруда. Система оплатытруда госслужащих строится следующим обра­зом. Размер заработной платы (оклада)определяется двумя пока­зателями: градацией (разрядом) соответствующейдолжности (квалификации) работника и ступенью, определяемой возрастом (стажем)сотрудника. В разра­батываемых типовых сетках по оплате труда госслужащих 11градаций и 32 ступени. Учет результатов работы госслужащего осуществляетсяпериодич­ностью (скоростью) перевода его из одной градации в другую.
Следующая, более высокаяступень по оплате труда присваивается через каждый год (максимум два) работы.Например, госслужащий по своей долж­ности имеет 6-ю градацию, а по стажу работы— 21-ю ступень. Тогда его должностной оклад в месяц составит 410,2 тыс. иен.Через год он перешел на 22-ю ступень. Должностной оклад увеличивается до 414,3тыс. иен (см. табл. 2). Оплата труда государственных служащих, имеющих уровеньградации выше 11-го, производится по другой сетке (это министры, заместителиминистров, начальники департаментов и их заместители некоторых министерствЯпонии). С учетом японского опыта можно совершенствовать 18-разрядную Единую та­рифнуюсетку (ETC), по которой в России оплачивается труд работников бюд­жетной сферы(учителей, медиков, ученых и т.д.). Для этого внутри каждого разрядацелесообразно ввести ступени, дифференцирующие размеры оплаты труда взависимости от фактических результатов работы бюджетников. Тогда у работниковбудет больше заинтересованности в качественных результатах труда, более полнойреализации своих физических и интеллектуальных спо­собностей.
Для государственныхслужащих Японии, так же как и для работников част­ного сектора, кроме оплатытруда предусмотрены выплаты некоторых видов пособий (семейное пособие, в томчисле на детей; транспортное пособие или оплата стоимости бензина личногоавтомобиля; региональные пособия; посо­бия за особые условия труда). Пятьдолжностных окладов в год выплачивают в виде бонусов (0,8 — в марте, 2 — виюле, 2,2 — в декабре).
Ежегодно Управление поделам персонала изучает уровень оплаты труда госслужащих по всем градациям иступеням с учетом их квалификации, обра­зования и т.д. по сравнению сзаработками работников производственного (частного) сектора. Для этогообследуются частные предприятия с численнос­тью работающих более 100 человек. ВЯпонии всего свыше 4 млн. предпри­ятий, из них для корректировки уровня оплатытруда государственных служа­щих изучается 38 107 предприятий (производственныхединиц). В соответст­вии с Законом о статистике частный сектор обязанпредоставить достоверную информацию по заработной плате сотрудников, так как отэтого зависит дина­мика оплаты труда госслужащих.
Эти данные публикуются впечати, сравниваются с уровнем оплаты труда на ГС, и она приводится всоответствие с ними. Таким образом, уровень опла­ты труда госслужащих прямопропорционально зависит от оплаты труда в производственном секторе. Думается,что это вполне разумно и научно обо­снованно. Логика рассуждений здесьследующая: в конечном счете основная задача госслужбы — через экономическийрост обеспечить высокие заработки и достойный уровень жизни населения. Еслирастет зарплата в производствен­ной сфере, значит, увеличиваютсямакроэкономические показатели страны (ВВП, ВНП и т.д.), поскольку оплата трудаработников предприятий тесно свя­зана с конечными производственнымирезультатами. Следовательно, есть эко­номическая и моральная основа дляадекватного повышения окладов государ­ственным служащим, которое утверждаетсярешением парламента. Если, на­оборот, заработная плата работниковпроизводственного сектора сокращается, то соответственно делаются пересчеты всторону уменьшения окладов госслу­жащих.
4.   Подготовкаи переподготовка работников
государственного имуниципального
управления в Германии
Специфика подготовки ипереподготовки работников государственного и муниципального управления вГермании определяется особым статусом чи­новника и условиями его продвижения послужбе. Немецкий чиновник обла­дает пожизненным статусом и является представителемособого сословия. Лишь в немногих областях чиновничья должность, напримербургомистра, яв­ляется временной. Начальник может уволить чиновника только вслучае со­вершения им служебного проступка, и то после официальногорасследования и вынесения приговора дисциплинарным судом. Особо регулируютсяслужеб­ные правоотношения «политических служащих»,т.е. высшихчиновников-ми­нистров, заменяемых при смене правящих партий.
Чиновники федеральногоуровня, земель и общин принадлежат к раз­личным рангам (высшему, повышенному,среднему и низшему). Для каждого ранга предусматриваются определенныеобразовательный ценз и стаж работы. Чиновники низшего и среднего ранга (шоферы,вахтеры, секретари, стеногра­фистки, служащие вспомогательных служб) обычновыполняют сугубо вспо­могательные функции и, строго говоря, не являютсячиновниками в нашем по­нимании. Служащие рангом выше должны иметь как минимумвысшее образо­вание и пройти 3 года подготовительной службы. Чиновники высшегоранга— университетское образование и 2 года подготовительной службы.
В Германии есть рядвысших учебных заведений, готовящих кадры для гос­службы. Это прежде всегоФедеральная высшая школа государственного и му­ниципального управления исоответствующие земельные высшие школы, Фе­деральная академия государственногоуправления Министерства внутренних дел. В Федеральной высшей школе работаютфакультеты общей администра­ции, внешних сношений, администрации бундесвера,железнодорожного дела, общественной безопасности, почты, социального страхования.Только пере­числение факультетов дает представление о том, что понятие«госслужба» в Германии имеет достаточно широкие рамки, и подготовкачиновников охваты­вает все отрасли, принадлежащие государству. Обучение вФедеральной высшей школе длится 3 года, из них 1,5 года занимает учеба ваудиториях, 1,5 года-практика на местах. Из 314 германских вузов подготовкойуправленческих кадров для госслужбы занимаются 26 учебных заведений. Вуниверситетах обучаются 76% общего количества германских студентов, а в высшихшколах по подго­товке управленческих кадров — 3-5%.
Наряду с вузами,занимающимися первичной подготовкой госслужащих повышенного ранга, в Германииимеется система учебных заведений, в кото­рых проходят подготовку и повышениеквалификации работающие чиновни­ки госслужбы. Центральное место в этой системезанимает Федеральная акаде­мия государственного управления при Министерствевнутренних дел Герма­нии. Она расположена в Бонне, ее филиал — в Берлине.Занятия проводятся последующим основным направлениям:
• компенсирующие курсы, врамках которых осуществляется углубленная подготовка по смежным видамдеятельности, например, юристы обучаются экономическим знаниям, а экономисты —юридическим;
• курсы подготовкичиновников высшего и повышенного ранга, которые впервые начинают работать наруководящих должностях, а также по специаль­ным программам для отдельныхземель;
• семинары, имеющиецелевое назначение (функциональные и предмет­ные области деятельностичиновников, повышение квалификации в связи с работой в международныхорганизациях, с объединением Германии и др.);
• курсы и семинары всоответствии с деятельностью фондов и междуна­родных организаций (Германскиймеждународный фонд развития, Европей­ское сообщество и т.д.).
Повышают квалификацию вАкадемии в общей сложности более 10 тыс. человек в год. Общая направленностьобучения связана не с простой передачей знаний, а с формированием определенногообраза мышления и поведения, ха­рактерного для конкретного ранга чиновников. Всоответствии с этим значи­тельное время в период повышения квалификацииотводится изучению реаль­ной практики (стажировка за рубежом и на конкретныхрабочих местах), а также использованию активных методов обучения, реализуемыхмодератора­ми (преподавателями, которые организуют свободные дискуссии,мозговые атаки, круглые столы, направленные на формирование коллективного реше­нияпроблем).
Подготовка ипереподготовка работников государственного и муниципаль­ного управленияГермании в целом представляет собой последовательную, жесткую, законченнуюсистему. Однако механический перенос ее в нашу стра­ну практически невозможен.
Во-первых, в отличие отГермании в России отсутствует исторически сло­жившийся клан чиновников сопределенным профилем и уровнем образова­ния (университетское юридическоеобразование).
Во-вторых, в Германиисуществует отработанная, развернутая во времени система обучения и повышенияквалификации кадров, которая не отвечает за­даче единовременной массированнойподготовки или переподготовки кадров.
В-третьих, в Германии акцентсделан на юридическую подготовку, которая наиболее полно отвечает реальномуположению дел в административном уп­равлении Германии.
 
ВЫВОД:
В современных же условияхРоссии важно формирование ситуационного мышления и соответствующее обучение навыкам,приемам и методам, базиру­ющимся на фундаментальных знаниях основ рыночнойэкономики.
В-четвертых, в переходныйпериод в России практически невозможно по­строить жесткую систему разрядов,чинов и регламентации в процессе карьерного продвижения по службе, как этосделано в Германии, а следовательно, и соответствующую систему переподготовки иповышения квалификации работников госслужбы. Поэтому крайне важно ускоритьразработку много­факторной модели чиновника российской госслужбы (в том числепо уров­ням). Без этого целенаправленно формировать систему обучениягосслужащих практически невозможно. На мой взгляд, от экономического развитиязависит благосостояние всего общества в России. Очень интересная система оплатытруда государственных служащих действует в Японии. Такой подход гарантируетзаинтересованность государственных служащих в эффективном управлениеэкономикой. Возможно это и позволило такому не большому островному государствудостичь столь высокого уровня развития. Конечно, следует учесть и высокийуровень коррупции Российского чиновничества, который на сегодняшний деньабсолютно не заинтересован в улучшении благосостояния народа. Возможно,российское законодательство, в котором не трудно найти изъяны, касающиесячиновничьего аппарата и его функционирования, способствует процветаниюкоррупции, а следовательно и ухудшает уровень исполнения государственнымислужащими своих экономических и социальных функций. Так как в РФ нетсложившегося клана чиновников, то необходимо его создавать, при помощи повышенияквалификации и переподготовки работников государственного и муниципальногоуправления, заимствуя интересные эпизоды подготовки кадров индустриальноразвитых стран.
 
Списоклитературы:
1.  Handbook on Japan's civil service statistical overview. January 1996.
2.  ВолгинН. А. «Германия: Эффективное решение социально-трудовых проблем.» //Человек и труд.; 1995 г. №4
3.  ВолгинН. А., Марголин А. М., Половинкин П. Д. «Экономические функции институтагосударственной службы и механизм их реализации в рыночных условиях.» М.,изд-во РАГС, 1997 г.
4.  ВолгинН. А. «Японский опыт решения экономических и социально трудовыхпроблем.» М., Экономика 1998 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Развитие личности главного героя в романе А.С. Пушкина “Евгений Онегин”
Реферат Предмет и исторические особенности становления социальной психологии
Реферат Строение промежуточного мозга и его функции
Реферат Ethiopia Case Study Essay Research Paper Case
Реферат Сербия: унитаризм или автономизация
Реферат Московский РУОП
Реферат 1. Фінансова звітність, як основне джерело прийняття управлінських рішень
Реферат Цунами на тихоокеанском побережье Камчатки за последние 7000 лет диагностика датировка частот
Реферат Притирка, ближний бой, консенсус: этапы построения коллектива
Реферат Лінгвоцид мововбивство
Реферат Nanapush Vs Pauline Essay Research Paper Nanapush
Реферат Технология преподавания физической культуры в вузах
Реферат Інтелектуальні мережі IN на базі систем комп`ютерної телефонії
Реферат Держава скіфів
Реферат WITCHCRAFT Essay Research Paper Witchcraft is a