МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
СУМСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА ПРАВОВЕДЕНИЯКонтрольная робота
по судебным и правоохранительным органам Украины на тему:
"ОРГАНЫДОЗНАНИЯ И
ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ"
студентки группы ФПС “ правоведения”
ВорошиловойСветланы Александровны
преподаватель:Синченко Юрий Павлович
г. Сумы2001 г.Содержание
TOC o «1-3» h z 1. Общие понятияпро органы дознания. PAGEREF _Toc506904096 h 3
2. Система органовдознания в Украине, их задачи и полномочия. PAGEREF _Toc506904097 h 5
3. Система органов предварительного следствияв Украине. PAGEREF _Toc506904098 h 13
4. Следственныйаппарат МВД Украины, его структура и полномочия. PAGEREF _Toc506904099 h 15
Список литературы… PAGEREF _Toc506904100 h 19
1. Общие понятия про органы дознания
Судебное разбирательство уголовного дела, какправило, требует большой подготовительной работы по собиранию и оценке всехдоказательств, способных неопровержимо установить факт преступления исовершения его определенным лицом (лицами). Выполнение этой сложной иответственной работы по раскрытию преступлений и обнаружению лиц, ихсовершивших, возлагается законом на специальные государственные органы — органы предварительного расследования.
Предварительное расследование — это деятельностьспециально уполномоченных органов государства по обнаружению преступлений и лицих совершивших, сбору, проверке, всестороннему, полному и объективному исследованиюи оценке доказательств, выявлению причин и условий совершения преступлений.
Задачами органов предварительного расследованияявляются быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных лиц ипривлечение их к уголовной ответственности, предупреждение и пресечениепреступных деяний.
Органы предварительного расследования призваныобеспечить действенность принципа неотвратимости наказания за совершенноепреступление. Сложной и ответственной задачей в борьбе с преступностьюявляется и тот факт, чтобы ни один случай преступления не проходил нераскрытым.
В задачи органов предварительного расследованиявходит не только раскрытие преступления, выявление и привлечение кответственности виновных в его совершении или реабилитация невиновных, но иисследование причин и условий, способствующих совершению преступления, принятиемер к их устранению. С этой целью указанными органами проводится большаяпрофилактическая работа, направленная на предупреждение и пресечениепреступных деяний.
Успешное выполнение возложенных на органыпредварительного расследования задач, возможно лишь при условии строгогособлюдения ими законности, тесной связи с общественностью, применениинаучно-технических средств и научной организации труда. От работников аппаратапредварительного расследования требуются глубокие и разносторонние юридическиезнания, максимум инициативы, активности, настойчивости в изобличении преступникови охране правопорядка, постоянное совершенствование своей работы.
В этих целях в органах прокуратуры, внутренних дел иСлужбе безопасности организована и действует система повышения квалификацииследственных и оперативных работников. Активно используется заочная и вечерняясистема юридического образования.
Большое внимание уделяется научному и техническомуоснащению аппарата предварительного расследования, внедрение в практикунаучно-технических средств и научных методов расследования преступлений,оказание работникам практической помощи в раскрытии и предупреждениипреступных деяний.
Предварительное расследование делится на два вида:дознание и предварительное следствие.
2. Система органов дознания в Украине, их задачи и полномочия
Дознание является наиболее простой разновидностью(формой) расследования преступлений. Под дознанием понимается совокупностьоперативно-розыскных и процессуальных (следственных) действий, осуществляемыхспециально управомоченными на то административнымиорганами и должностными лицами в целях своевременного обнаружения изакрепления следов преступления и установления лиц, его совершивших, а такжедля предотвращения и пресечения общественно опасного деяния.
Орган дознания, возбудив уголовное дело, как приналичии признаков преступления, не являющегося тяжким, так и по тяжкомупреступлению производит оперативно-розыскные и следственные действия.
Так, при наличии признаков преступления, не являющегосятяжким, орган дознания возбуждает уголовное дело и, руководствуясь правилами уголовно-процесеуального закона, производит следственныедействия до установления лица, его совершившего. После этого орган дознания,соблюдая сроки, не более десяти дней, начиная с момента установления лица, егосовершившего, составляет постановление о передаче дела следователю, котороепредставляет прокурору для утверждения. Если такое лицо не установлено,дознание приостанавливается (ст. 209 УПК Украины) с соблюдением требований ч.З ст. 206 УПК Украины, т.е. в случае когда лицосовершившее преступление не установлено, предварительное следствие (дознание)может быть приостановлено лишь после производства всех необходимых и возможныхследственных действий для установления лица, совершившего преступление. Органдознания принимает меры к установлению этого лица.
В случае возбуждения органом дознания дела о тяжкомпреступлении он обязан передать его следователю через прокурора, послевыполнения неотложных следственных действий, в срок не более десяти дней смомента возбуждения дела. Если по делу о тяжком преступлении, переданномследователю, не установлено лицо его совершившее, орган дознания продолжаетвыполнять оперативно-розыскные действия и уведомляет следователя об ихрезультатах.
Следует отметить, что оперативно-розыскная работаорганов дознания регулируется не нормами уголовно-процессуального права, азаконом Украины «Об оперативно-розыскной деятельности». При их выполненииорган дознания обязан тщательно соблюдать закон. Данные, полученные врезультате оперативно-розыскных мероприятий, сами по себе не имеют значениядоказательств и не могут фигурировать в деле, если они не проверены и незакреплены процессуальными (следственными) действиями по правиламуголовно-процессуального законодательства.
При осуществлении следственных действий по установлениюи закреплению следов преступления, орган дознания производит: осмотр, обыск,выемку, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, допроспотерпевших и свидетелей в строгом соответствии с требованиямиуголовно-процессуального законодательства.
Из сказанного следует сделать вывод о том, что хотяорганы дознания и применяют оперативно-розыскные меры, однако, имеющая значениедля судебного рассмотрения дела основная деятельность этих органов происходитцеликом и полностью в рамках процессуального законодательства. Это важноподчеркнуть потому, что органы дознания являются не следственными, аадминистративными органами. Однако в своей деятельности по подготовке материалов,они обязаны соблюдать уголовно-процессуальные нормы. Не случайно поэтомууголовно-процессуальный закон предъявляет в равной мере к суду, прокуратуре,следователю и лицу, производящему дознание требование о всестороннем, полном иобъективном исследовании обстоятельств дела на основе оценки доказательств повнутреннему убеждению. Этим обеспечивается не только доброкачественностьматериалов дознания, но и законность во всей их деятельности, соблюденияконституционных прав граждан.
Уголовно-процессуальное законодательство устанавливаетисчерпывающий перечень органов дознания. Ими являются: 1) милиция; 2) налоговаямилиция; 3) органы безопасности; 4) командиры воинских частей, соединений,начальники воинских учреждений; 5) таможенные органы; 6) начальники учреждений исполнениянаказаний, следственных изоляторов, ЛТП и ВТП; 7) органы государственногопожарного надзора; 8) органы пограничной охраны; 9) капитаны морских судов,находящихся в дальнем плавании[1].
Никакие другие органы государства и должностные лицане правомочны возбуждать уголовные дела и вести дознание.
Закон различает орган дознания и лицо, производящеедознание. Органом дознания является либо учреждение в целом (из числаучреждений, содержащихся в выше приведенном перечне), либо руководительданного учреждения. Однако не все работники названных учреждений могутосуществлять дознание. Дознание по уголовным делам проводят только те лица,которые управомочены на это органом дознания. Кпримеру, в Вооруженных Силах органом дознания является командир воинской части,который сам может вести дознание, но, как правило, назначает для этоговоенного дознавателя из числа офицеров части. Командир части может поручитьпроизводство дознания любому офицеру части.
Большинство из указанных органов дознания производятего только по отдельным категориям дел, или на определенной территории, или вкаких-то специальных условиях. Командиры воинских частей, соединений, начальникивоинских учреждений производят дознание только по делам о всех преступлениях,совершенных подчиненными им военнослужащими и военнообязанными во время прохожденияими сборов, а также по делам о преступлениях, совершенных рабочими и служащимиВооруженных Сил Украины в связи с выполнением служебных обязанностей либо врасположении части, соединения, учреждения.
Органы безопасности осуществляют дознание по деламоб особо опасных государственных и иных преступлениях, отнесенных законом к ихведению[2].
Начальники исправительно-трудовых учреждений управомочены производить дознание о всех преступлениях,совершенных в расположении исправительно-трудовых учреждениях осужденными илюбыми другими лицами, а также о преступлениях против установленного порядка несенияслужбы, совершенных сотрудниками ИТУ (лицами начальствующего состава, рабочимии служащими) как в пределах, так и вне расположения учреждения.
В соответствии с ведомственными актами МВД Украиныдолжностными лицами, на которых возложены функции органов дознания в системеисправительно-трудовых учреждений, являются: начальник главного управления поисполнению наказания МВД Украины, начальники управлений, отделовисправительно-трудовых учреждений внутренних дел областей (городов); начальникиисправительно-трудовых колоний; начальники тюрем; начальники следственныхизоляторов; начальники лечебно-трудовых и воспитательно-трудовыхпрофилакториев.
Таможенные органы управомоченыпроизводить дознание по делам о контрабанде.
Органы государственного пожарного надзора выступаютв качестве органов дознания по делам о пожарах и нарушениях противопожарных правил.С учетом структуры органов пожарной охраны в МВД Украины органами дознанияследует считать такие из них: управление государственной пожарной охраны МВДУкраины; управления (отделы) пожарной охраны УВД областей и городов; военизированныепожарные части крупных городов; инспекции государственного пожарного надзорагоррайорганов внутренних дел.
Органы пограничной охраны — подразделения пограничныхвойск, на которые возложена охрана сухопутной и морской государственнойграницы Украины, осуществляют дознание по делам о нарушении государственнойграницы.
Капитаны морских судов, находящихся в дальнемплавании, являются органами дознания по делам о всех преступлениях, совершенныхво время нахождения судна вне пределов территории, являются органами дознанияпо делам о всех преступлениях, совершенных на судне, производитсясоответствующими территориальными органами.
Налоговая милиция проводит дознания по делам обуклонении от уплаты налогов и сборов (обязательных платежей), а также по деламо сокрытии валютной выручки.
Наибольший объем работы по расследованию преступленийсреди других органов дознания выполняет милиция. Ей предоставлено правопроизводить дознание по делам о любых преступлениях, если расследование их неотнесено к компетенции иного органа дознания. Это обусловлено наличием умилиции широких полномочий для выполнения возложенных на нее задач по охранеобщественного порядка, собственности, прав и законных интересов граждан,предприятий, учреждений и организаций от преступных посягательств,предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений.
Аппараты милиции (уголовный розыск, ГСБЭП, охраныобщественного порядка, ГАИ, паспортные подразделения) входят в составсоответствующих учреждений внутренних дел, начальником милиции считается руководительучреждения внутренних дел. Таким образом, начальником милиции Украины являетсяминистр внутренних дел Украины, областной милиции — начальник управлениявнутренних дел области, городской — начальник городского Управления МВДУкраины в области, районный — начальник районного отдела городского управленияМВД Украины в области. Именно эти должностные лица, а не те, которыевозглавляют аппараты милиции, входящие в состав учреждений внутренних дел,являются руководителями органов дознания.
Милиция, особенно районного и городского звена,наиболее приближена к населению. Поэтому сотрудники милиции, как правило,первыми обнаруживают преступления и принимают меры к их раскрытию. При этомвозникает необходимость производства следственных действий для выявления изакрепления следов преступления, обнаружения и задержания лиц, егосовершивших, этим и объясняется то, что милиция наделена правом возбуждатьуголовные дела и производить следственные действия по большинству совершенныхпреступлений.
Органы дознания могут возбудить уголовное дело ипровести следственные действия, но далеко не все из них управомоченына проведение оперативно-розыскных действий. Оперативную деятельность неосуществляют, в частности, командиры воинских частей в армии, органы пожарногонадзора, капитаны морских судов.
Наряду с органами дознания в законе говорится олице, производящем дознание. Это должностное лицо, которое непосредственнопроводит расследование в форме дознания. Таким правом наделены руководителисоответствующих органов. Вместе с тем они могут поручить производстводознания своим подчиненным, занимающим определенное должностное положение.Круг таких лиц, допускаемых к производству дознания, в общих чертах определяетсяведомственными подзаконными актами.
В милиции к производству дознания допускаются вселица оперативно-начальствующего состава, включая участковых инспекторовмилиции, имеющих специальное образование или опыт расследования преступлений.В крупных горрайорганах внутренних дел образованы отделы дознания, введеныштатные должности дознавателей и старших дознавателей.
В органах Службы безопасности производство дознанияможет быть возложено на любое достаточно подготовленное лицо из числаоперативно-начальствующего состава.
В учреждениях исполнения наказания дознание поприказу начальника учреждения производится одним из лиц начальствующегосостава, как правило, из состава оперативных служб УИН.
В органах государственного пожарного надзорапроизводство дознания осуществляется инспекторами пожарного надзора.
Капитаны морских судов могут поручить производстводознания одному из своих помощников или другому лицу из числа начальствующегосостава экипажа судна.
Лицо, производящее дознание, наделено правомсамостоятельно принимать решения о производстве необходимых следственныхдействий и выполнять их. Однако, если дознание производится не руководителеморгана, которому это поручено, решения по важнейшим процессуальным вопросамрасследования, в первую очередь о направлении дела (по возбуждении, приостановлении,возобновлении и прекращении), о применении мер процессуального принуждения(задержании, приводе, обыске, наложении ареста на имущество и др.) и другимвопросам, должны быть утверждены начальником органа. Такое утверждение нетребуется лишь в тех случаях, когда в законе в связи с принятием конкретногопроцессуального решения говорится не об органе дознания, а о лице, производящемдознание[3].
Надзор за деятельностью органов дознания и лиц,производящих дознание, осуществляет прокуратура. При этом прокурор обладаетболее широкими правами, чем при надзоре за следователями. В частности, принесогласии с указаниями прокурора о привлечении в качестве обвиняемого, оквалификации преступления, о прекращении дела и др., орган дознания вправеобжаловать их вышестоящему прокурору, однако не приостанавливая выполнения этихуказаний.
Милиция как орган дознания осуществляет работу попротокольной форме досудебной подготовке материалов[4].
Анализ и обобщение сложившейся практики подтвердилижизненность и профессиональную необходимость протокольной формы досудебнойподготовки материалов. Подавляющее число преступлений, в отношении которыхосуществляется такая подготовка материалов, совершаются в условияхочевидности. Проверка здесь не составляет больших затруднений, если, конечно,она начата и организована в строгом соответствии с законом.
В судебном разбирательстве по большинству таких делостаются без изменения объем и характер обвинения, а также юридическая оценкапреступления. В связи с этим приговоры, как правило, вступают в законную силупо истечению кассационного срока; лишь на небольшую часть из них приносятсякассационные жалобы или протесты.
Протокольная форма досудебной подготовки материаловвключает 4-е этапа: 1. Порядок производства; 2. Порядок направления материаловв суд;
3. Возбуждение дела в суде; 4. Рассмотрение дела в суде.
I. Порядок производства.Протокольная форма досудебной подготовки материалов осуществляется по делам опреступлениях, не представляющих большой общественной опасности и сложности врасследовании. Ранее по ним, как правило, проводилось дознание либопредварительное следствие. Применение протокольной формы досудебной подготовкиматериалов осуществляется по 33 составам преступлений[5].
II. Порядок направленияматериалов в суд. По делам о преступлениях о злостном уклонении от уплаты алиментов,незаконной охоте, хулиганстве без отягчающих обстоятельств, нарушении правиладминистративного надзора и др., органы дознания не позднее, чем в 10-дневныйсрок устанавливают обстоятельства совершенного преступления и личностьправонарушителя, очевидцев и др. лиц, истребуют справку о наличии илиотсутствии судимости у правонарушителя, характеристику с места его работы илиучебу и др. материалы, имеющие значение для рассмотрения дела в суде.
У правонарушителя отбирается обязательство являтьсяпо вызовам органов дознания и суда и сообщать им об изменении места жительства.
Об обстоятельствах совершенного преступлениясоставляется протокол, к которому приобщаются все материалы, а также списоклиц, подлежащих вызову в суд. Протокол утверждается начальником органадознания, после чего все материалы предъявляются правонарушителю дляознакомления, о чем делается соответствующая отметка в протоколе иудостоверяется подписью правонарушителя. С санкции прокурора или егозаместителя протокол вместе с материалами направляется в суд[6].
III. Возбуждение дела в суде. Признав материалы опреступлении, достаточными для рассмотрения в судебном заседании, судья выноситпостановление о возбуждении уголовного дела, предании правонарушителя суду,избирает в отношении его в необходимых случаях меру пресечения ирассматривает дело в судебном заседании либо возвращает материалы дляпроизводства предварительного следствия, а при отсутствии оснований квозбуждению уголовного дела, отказывает в возбуждении уголовного дела.
В постановлении судьи излагается формулировкаобвинения с указанием статьи уголовного закона, по которому лицо предано суду.
Постановление судьи вручается подсудимому непозднее, чем за трое суток до дня рассмотрения дела в суде (ст.430 УПКУкраины).
IV. Рассмотрение дела в суде. Дело о преступленииподлежит рассмотрению в суде не позднее, чем в десятидневный срок с моментапоступления материала в суд. При рассмотрении таких дел суд вправе возвратитьих для производства предварительного следствия, если возникает необходимостьвыяснения существенных дополнительных обстоятельств, которые не могут бытьустановлены в судебномзаседании[7].
Проведение дознания по уголовным делам и протокольнойформе досудебной подготовки материалов в системе МВД Украины возлагается наорганы дознания, в т.ч. на штатные подразделения дознания горрайлиноргановвнутренних дел.
Руководство штатными подразделениями дознаниявозлагается на заместителя министра, начальников ГУМВД Украины в Крыму, г.Киеве и Киевской области, УМВД в областях, г. Севастополе, а также натранспорте и на начальников горрайлиноргановвнутренних дел.
Штатные подразделения дознания возглавляют начальникотдела дознания МВД Украины, начальники отделов (отделений) дознания ГУМВД,УМВД, а также начальники отделов, отделений, старшие групп дознания горрайлинорганов внутренних дел.
В состав штатных подразделений дознания входят:отдел дознания МВД, отдел (отделение) дознания ГУМВД, УМВД, отделы, отделения,группы дознания горрайлинорганов внутренних дел, атакже органов внутренних дел на закрытых объектах.
Задачи штатных подразделений дознания.
1. Во взаимодействии с работниками других службоперативно реагировать на заявления и сообщения о совершении преступления,принимать эффективные меры по установлению лиц, их совершивших, собирание изакрепление доказательств их вины.
2. Всестороннее, полное и объективное расследованиеуголовных дел и подготовка материалов протокольных производств при неукоснительномсоблюдении действующего законодательства, чтобы по каждому уголовному делу илипротокольному производству были приняты обоснованные и законные решения.
3. Контроль за расследованием уголовных дел и попротокольной форме досудебной подготовки материалов работниками иных служб ОВДи оказание им методической помощи в этой работе.
4. В пределах компетенции, предусмотренной законом,применять соответствующие меры по прекращению нарушений прав граждан иинтересов государства.
5. Обеспечение возмещения убытков физическим июридическим лицам, которые причинены им преступлением.
6. Выявление причин и условий, способствующихсовершению преступлений, и применение, через соответствующие органы мер по ихустранению.
7. Восстановление чести и прав граждан, пострадавшихот незаконного задержания или привлечения их к уголовной ответственности.
Принципы деятельности штатных подразделений дознания.
Дознание проводится на принципах: справедливости,гуманизма, равенства граждан перед законом независимо от социального,национального и расового происхождения, материального, служебного либо иногоположения, вероисповедания и политических взглядов.
Дознаватель — это специально предусмотренная штатнымрасписанием должностное лицо ОВД уполномоченное осуществлять расследованиеуголовных дел и досудебную подготовку материалов протокольной формы в пределахсвоей компетенции.
Штатным расписанием Отдела дознания МВД Украины,отделов, отделений, групп дознания ГУМВД, УМВД предусмотрены должности старшегодознавателя по особым поручениям, старшего дознавателя, а в отделах, отделениях,группах горрайлинорганов — старшего дознавателя,дознавателя.
На должности дознавателей назначаются гражданеУкраины, которые, как правило имеют высшее или среднее специальное юридическоеобразование, прошли стажировку и проявили при этом профессиональную принадлежностьк работе в дознании.
Обязанности и права дознавателя.
Дознаватель лично осуществляет осмотр местапроисшествия и несет полную ответственность за его качество. Специалисты иоперативные работники ОВД, которые берут участие в осмотре, действуют на местепроисшествия под руководством дознавателя и по его указанию. В соответствии сосвоими процессуальными полномочиями совместно с экспертом-криминалистом,другими членами следственно-оперативной группы осуществляет иные неотложныеследственные действия. Информирует оперативных работников, других членовгруппы и дежурную часть ОВД о выявлении во время работы на месте происшествия,обстоятельств, имеющих значение для розыска и задержания преступников.Непосредственно либо через начальника ОВД дает поручения и указания членамгруппы по проведению неотложных следственных действий и розыскных мероприятий.Вносит предложения по привлечению дополнительных сил и средств и приглашает необходимыхспециалистов. Обеспечивает своевременное закрепление и направление наисследование выявленных на месте происшествия следов, предметов, документов.Оформляет результаты осмотра места происшествия. Организует обязательнуюпроверку подозреваемых и задержанных лиц, а также изъятых номерных вещей,оружия, автотранспорта, по автоматизированным и оперативно-розыскным учетам информационныхцентров.
Дознаватель организует свою работу так, чтобыобеспечить своевременное проведение необходимых следственных действий по всемуголовным делам и материалам, которые находятся в его производстве. С этойцелью он составляет календарный план-график работы по всем направлениям иматериалам. А также письменные планы по каждому уголовному делу, в том числе ипрекращенные производством.
3. Системаоргановпредварительного следствияв Украине
По возбужденным, в связи с совершением преступлений,уголовным делам, в целях быстрого и полного раскрытия преступлений,изобличения виновных лиц и предания их суду, проводится расследование.
Под расследованием понимается деятельностьспециальных органов государства (на которые закон возложил раскрытие ипредупреждение преступлений и обнаружение лиц, их совершивших) по собиранию ипроверке, исследованию и оценке доказательств, установлению обстоятельствсамого события преступления, выявлению причин и условий его совершения ипривлечению к ответственности виновного.
Деятельность соответствующих органов государства порасследованию преступлений урегулирована нормами уголовно-процессуального праваи является составной частью уголовного процесса. Без расследования невозможнобыло бы быстрое и правильное разбирательство уголовных дел в суде. Это ипонятно, поскольку судебное рассмотрение уголовного дела о совершениипреступления, как правило, требует большой подготовительной работы по собираниюи проверке всех материалов и данных, которые подтверждают факт преступления исовершения его определенным лицом. Расследование преступления представляетсобой сложную, ответственную, творческую, а порой и опасную работувысококвалифицированных специалистов.
Расследование в уголовном процессе подразделяетсяна два вида (формы) — дознание и предварительное следствие.
Предварительное следствие — это предусмотреннаяуголовно-процессуальным законодательством деятельность специальноуполномоченных лиц — следователей по собиранию и исследованию доказательств,установлению факта преступления и лица, виновного в его совершении, с цельюпредания обвиняемого суду.
Материалы предварительного следствия исследуются всудебном заседании, что дает суду возможность разобраться во всех деталяхуголовного дела, окончательно решить вопрос о виновности или невиновностиобвиняемого и вынести приговор о его осуждении или оправдании. Конечно, судкладет в основу приговора только те данные предварительного следствия, которыенашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, однако безобразцово поставленного предварительного следствия невозможно успешноеосуществление правосудия по уголовным делам. Именно предварительное следствиедает возможность быстро и квалифицированно собрать и сохранить вседоказательства и улики, обнаружить лицо, совершившее преступление, подготовитьвсе материалы уголовного дела для их анализа и оценки судом.
Задачами органов предварительного следствия являютсябыстрое и полное раскрытие каждого преступления и своевременное привлечение куголовной ответственности виновных лиц.
Следственные органы обязаны принимать все предусмотренныезаконом меры для всестороннего, полного и объективного исследования уголовногодела, выявить как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого обстоятельства,проверить все возможные по делу версии, установить и привлечь к ответственностивсех виновных лиц. Кроме того, органы предварительного следствия должны выявитьпричины и условия способствовавшие совершению преступления и принять меры к ихустранению, провести необходимую предупредительную и воспитательную работу.Успешная работа следователей при разрешении этих вопросов, возможна лишь приусловии самого тщательного соблюдения ими всех норм уголовно-процессуальногоправа, применения научно-технических средств и научной организации труда.
Органами предварительного следствия являютсяследователи прокуратуры, следователи органов внутренних дел, следователиорганов безопасности и следователи налоговой милиции, которые прирасследовании преступлений руководствуются нормами уголовно-процессуальногоправа без каких-либо исключений[8].
Следователь является ответственным и самостоятельнымработником государственного аппарата, поэтому все решения о направленииследствия и производстве следственных действий он принимает самостоятельно инесет полную ответственность за их законность и своевременное проведение.Следователь может задержать и допросить любое лицо, подозреваемое в совершениипреступления. Постановления следователя, вынесенные в соответствии с законом понаходящемуся в его производстве уголовному делу, обязательны для исполнениявсеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами игражданами.
Компетенция или, точнее говоря, подследственностьдел следователей каждой из четырех систем следственных органов точноопределена в уголовно-процессуальном законодательстве. Так, например, дела обособо опасных государственных преступлениях расследуют следователи Службыбезопасности Украины. В уголовно-процессуальном законодательстве предусмотренряд категорий уголовных дел, подследственных следователям территориальных прокуратур и значительное количество уголовных дел подследственныхследователям органов внутренних дел.
4. Следственный аппарат МВД Украины, его структура иполномочия
Проведение предварительного следствия в системе МВДУкраины возлагается на Главное следственное управление министерства,следственные управления (отделы) ГУМВД, в Автономной Республике Крым, УВДобластей, городов Киева и Севастополя, УВДТ, следственные отделы, отделения(группы) городских, районных, линейных органов внутренних дел, а такжеподразделения по расследованию преступлений, совершенных на закрытых объектах,которые функционируют в соответствии с действующим законодательством Украины[9].
Территориальные, межрегиональные, транспортные,специализированные следственные подразделения составляют единый следственныйаппарат с подчиненностью и подотчетностью нижестоящих органов вышестоящим.
Основными задачами органов предварительного следствияявляются:
1) всестороннее, полное и объективное расследованиеобстоятельств дела при неукоснительном соблюдении действующего законодательствадля того, чтобы по каждому уголовному делу было принято законное и обоснованноерешение;
2) в пределах компетенции, предусмотренной законом,примен