--PAGE_BREAK--Руководитель: Колесников С.П. _________________
Задание принял к исполнению «___»________________2011г.
Гильманов Р.Р. _________________
ПЕРЕЧЕНЬ ЛИСТОВ ГРАФИЧЕСКОЙ ЧАСТИ
1. Блок-схема технологического процесса 1 лист
2. Технологическая карта 1 лист
ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ И ПРИНЯТЫХ СОКРАЩЕНИЙ
АТП – автотранспортное предприятие
Д – 1 – диагностирование №1
Д – 2 – диагностирование №2
ЕО – ежедневное обслуживание
СТД – средства технического диагностирования
ТО — 1 – техническое обслуживание №1
ТО — 2 – техническое обслуживание №2
СО – сезонное обслуживание
ВВЕДЕНИЕ
Для того чтобы обеспечить эффективную работу предприятия необходимо правильно соблюдать все технологические процессы эксплуатации, ремонта и диагностирования автомобилей. Производить в назначенное время все технические осмотры, диагностику, сезонное и ежедневное обслуживание техники. Необходимо соблюдать все меры безопасности, чтобы избегать различных травм и увечий на производстве для обеспечения эффективной продуктивной работы предприятия.
1. КОНСТРУКТИВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ УЗЛА, АГРЕГАТА И ИХ НАЗНАЧЕНИЕ
Коробка передач предназначена для изменения передаточного числа трансмиссий в целях получения крутящих моментов на ведущих колёсах и скоростей движения автомобиля в более широких пределах, чем может быть достигнуто за счёт изменения режимов работы двигателя.
Таким образом, введение в трансмиссию коробки передач позволяет сочетать в определённых пределах работу двигателя на достаточно экономичном режиме с возможностью преодоления автомобилем больших сопротивлений и с широким изменением скоростей движения.
Коробка передач обеспечивает также движение автомобиля задним ходом и возможность длительного разобщения двигателя от других агрегатов трансмиссий и ведущих колёс.
Коробка передач модели 14 (рис. 1) состоит из следующих основных узлов: картера 34 коробки передач, в котором смонтированы ведущий 1, ведомый 35 и промежуточный 33 вала в сборе с шестернями, синхронизаторами и подшипниками; блока шестерен 14 заднего хода; верхней крышки 18 коробки с механизмом переключения передач в сборе. К переднему торцу картера коробки передач прикреплён картер 38 сцепления.
Подшипники валов закрыты крышками с уплотнительными прокладками. Крышка 2 заднего подшипника ведущего вала внутренней расточкой центрируется по наружной обойме подшипника; поверхность крышки, обработанная по внешнему диаметру, является центрирующей
поверхностью для картера сцепления. Во внутреннюю полость крышки вставлены две самоподжимные манжеты 39. Рабочие кромки манжет имеют правую насечку. Внутренняя полость большего диаметра предназначена для размещения в ней маслонагнетающего устройства;
спиральные лопатки на торце крышки препятствуют раскручиванию масла в полости нагнетания маслонагнетающим кольцом, уменьшая тем самым центробежные силы, а значит способствует повышению избыточного давления масла в полости нагнетания. В верхней части крышки имеется отверстие для подвода смазки из маслонакопителя коробки передач и полость нагнетания. Крышка 20 заднего подшипника ведомого вала крепится к заднему торцу картера коробки передач и центрируется по наружной обойме заднего подшипника 22 ведомого вала. В задней части крышки установлена манжета 25 с пыльником, на рабочей кромке которого имеется левая насечка.
В приливах правой стенки картера коробки передач выполнена расточка, в которую запрессована ось 12 (см. рис. 1) блока шестерен заднего хода. Для предотвращения от выпадания ось закреплена стопорной шайбой 17, привернутой болтом 16, имеющим сверление, в которое вставлен пластмассовый штифт. Штифт уплотняет резьбовое соединение и препятствует вытеканию смазки.
Рис. 1. Коробка передач модели 14: 1 — вал ведущий; 2 — крышка заднего подшипника ведущего вала; 3, 23 — прокладки регулировочные; 4 — шток рычага: 5 — кольцо защитное; 6 — крышка опоры рычага; 7 — сухарь опоры рычага; 8 — кольцо уплотнительное; 9 — опора штока; 10 — пружина; 11 — опора рычага переключения передач; 12 — ось блока шестерен заднего хода; 13, 31 — шайбы упорные; 14 –блок шестерен заднего хода; 15 — роликовый подшипник; 16 — болт со штифтом; 17 – шайба стопорная; 18 — крышка верхняя; 19, 32, 36 — прокладки уплотнительные; 20 — крышка заднего подшипника ведомого вала; 21 — кольцо стопорное; 22 — шариковый подшипник задний ведомого вала; 24 — червяк привода спидометра; 25, 39 — манжеты уплотнительные; 26 — гайка крепления фланца; 27 — фланец крепления карданного вала; 28 — стакан заднего подшипника промежуточного вала; 29 — крышка подшипника; 30 — роликовый подшипник сферический; 33 — вал промежуточный; 34 — картер коробки передач; 35 — вал ведомый; 37 — крышка переднего подшипника промежуточного вала; 38 — картер сцепления; 40 — вилка выключения сцепления; 41 — вал вилки выключения сцепления; 42 — муфта выключения сцепления.
2. ОСНОВНЫЕ ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ, СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ
Таблица 2.1
Возможные неисправности водяного и масляного радиатора, их причины и методы устранения
Возможные
неисправности
Причина
неисправности
Метод устранения
1. Повышенная температура жидкости в системе охлаждения
Загрязнилась внешняя поверхность сердцевина радиатора
Очистите от грязи сердцевину радиатора
2. Повышенный расход охлаждающей жидкости
Поврежден радиатор
Устраните неисправности или замените радиатор
3. Большое усилие на рычаге переключения передач
Загрязнение опор тяг дистанционного управления. Отсутствие или загустевание смазки
Промыть опоры и заполнить их свежей смазкой 158
4. Включение передач с ударом и скрежетом в делителе
Износ конусных колец синхронизаторов или блокирующих фасок пальцев и каретки
Заменить синхронизаторы
Разрыв диафрагмы редукционного клапана
Заменить диафрагму
Повышенное давление в пневмосистеме управления делителем
Отрегулировать редукционный клапан
Продолжение таблицы 2.1
5. Самовыключение передач на ходу
Неполное включение передач из-за неисправности механизма переключения, износа вкладышей вилок или ослабления крепления вилок и рычагов
Устранить неисправности, заменить изношенные детали
6. Передачи не включаются
Разрушение подшипников шестерен вторичного вала
Заменить неисправные детали
Износ деталей и разрегулировка дистанционного привода управления коробки передач
Отрегулировать привод и заменить изношенные детали, подтянуть крепления
7. Передачи в делителе не включаются
Заедание поршней воздухораспределителя
Разобрать, промыть и смазать смазкой 158 детали воздухораспределителя
Разрегулировано положение упора клапана включения
Отрегулировать положения упора клапана
Поломка упора клапана
Заменить упор
Засорение пневмосистемы управление делителем
Промыть и продуть дроссель, воздухопроводы и клапаны
Обрыв троса крана управления делителем
Заменить трос
Продолжение таблицы 2.1
8. Повышенный уровень шума при работе коробки передач
Износ или поломка зубьев шестерен. Разрушение подшипников.
Заменить неисправные детали
9. Течь масла из коробки
Износ или потеря эластичности сальников
Заменить сальники
Повышенное давление в картере коробки
Промыть сапун
Нарушение герметичности по уплотняющим поверхностям
Подтянуть крепежные детали, заменить прокладки
10. Износ латунных колец синхронизаторов основной коробки передач
Неполное выключение сцепления при переключений передач
Заменить синхронизаторы. Проверить исправность работы сцепления м привода
3. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СИСТЕМЫ, УЗЛА, АГРЕГАТА
Техническое обслуживание коробки передач заключается в проверке крепления коробки передач к картеру сцепления и коробки отбора мощности (при ее наличии) к картеру коробки передач через каждые 16 000 км пробега автомобиля. Необходимо выполнить также следующее.
Ежедневное обслуживание (ЕО) включает в себя проведение контрольного осмотра (в первую очередь по узлам, механизмам и системам, влияющим на безопасность движения), уборочно-моечных операций (проводимых по потребности, с учетом санитарных и эстетических требований и условий эксплуатации) и дозаправочных работ (при необходимости доливка масла в двигатель, охлаждающей жидкости, подкачка шин и т. д.).
При ТО-1:
— проверьте исправность троса крана управления делителем, устраните обнаруженные неисправности;
— проверьте внешним осмотром отсутствие подтекания масла через манжету ведомого вала и уплотнительные прокладки;
— отрегулируйте зазор между упором и ограничителем штока клапана включения делителя передач;
— смажьте опоры передней и промежуточной тяг дистанционного привода управления коробкой передач через технологическую пресс-масленку до выдавливания свежей смазки;
— очистите от грязи сапуны;
— проверьте уровень масла в картере коробки передач.
Для регулирования зазора между упором и штоком клапана включения делителя необходимо:
— проверить регулировку привода выключения сцепления и при необходимости отрегулировать;
— расстопорить и отвернуть гайки упора 2;
— установить упор, обеспечив зазор между упором и штоком 20.5+0,5мм (не нажимая на педаль сцепления);
- законтрить гайки замковыми шайбами;
Для проверки уровня маслав картере коробки передач выверните пробку из маслозаливной горловины, вытрите насухо указатель и вставьте его в заливное отверстие до упора пробки в резьбу, не заворачивая, как указано на рис. 11.
Рис. 6. Положение указателя уровня масла при замере:1— указатель уровня масла с пробкой; 2 — картер коробки передач.
При ТО-2:
— закрепите рычаги тяг дистанционного привода управления коробкой передач;
— закрепите фланец ведомого вала коробки передач; — смените масло в картере коробки передач;
— смажьте трос крана управления делителем;
При СО:
Для смены масла в коробке передач слейте масло в горячем состоянии через два для коробки передач модели 14 сливных отверстия, вывернув пробки, расположенные в нижней части картера коробки передач и в нижней части картера делителя передач. Очистите магниты сливных пробок от грязи и металлических частиц. Промойте картеры коробки и делителя моторным маслом. Для этого: залейте масло в коробку передач 8,5 л для коробки передач модели 14 и прокрутите ее двигателем при нейтральном положении рычага переключения передач в течение 10 мин. Слейте моторное масло из коробки передач и делителя, вверните сливные пробки и залейте основную смазку ТСп-15К до верхней метки указателя уровня. Прокрутите коробку передач двигателем при нейтральном положении рычага переключения передач в течение 3...5 мин. Замерьте уровень масла и при необходимости долейте.
4. ДИАГНОСТИРОВАНИЕ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ
Диагностика состояния коробки передач возможно по следующим параметрам: течь масла, повышенный уровень шума и вибрации, затруднения при переключении передач, увеличенные зазоры в зацеплении шестерен. Для определения зазоров в агрегатах трансмиссии служит угловой люфтомер мод. КИ-4832 .
Люфтомер состоит из динамометрической рукоятки, на которой смонтировано устройство для его установки на вилке карданного вала, и измерительного диска. Измерительный диск, подвижный на оси, градуирован в градусах с пределами измерений +900С и ценой деления шкалы 0,50С. На диске установлено герметичное кольцо из прозрачного материала, наполовину объема, которого залита подкрашенная жидкость,
В рабочем положении, когда устройство закреплено захватом на задней вилке карданного шарнира автомобиля, жидкость в кольце занимает всю нижнюю половину кольца и служит в качестве уровня, по отношению к которому отсчитывается угол поворота карданного вала вместе с градуированным диском.
5. РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ТЕКУЩЕГО РЕМОНТА
5.1 Основные понятия о технологическом процессе
Технологическим процессом – называется процесс, связанный непосредственно с изменением формы, размеров, внешнего вида, свойств и пространственного взаиморасположения отдельных частей обрабатываемых изделий, узлов или деталей. Такой процесс осуществляется при помощи соответствующих орудий труда и различных видов энергии. В качестве примеров технологических процессов можно назвать процессы обточки деталей автомобилей на металлорежущих станках, ковки и штамповки, окраски, сборки, разборки и т. д.
Технологический процесс ТО и ТР АТП – это совокупность операций по обслуживанию и ремонту, выполняемых планомерно и последовательно во времени и пространстве над автомобилем (агрегатом). По характеру выполнения технологические процессы могут быть ручными, машинно-ручными, машинными, автоматными и аппаратурными.
Нетехнологический процесс – это процесс, в ходе которого предмет труда не только не претерпевает никаких изменений, но и не должен подвергаться изменениям. Назначение нетехнологических процессов состоит в том, чтобы сохранять и поддерживать первоначальные свойства предмета труда.
Нетехнологическими процессами являются перемещение (перевозка) материалов, заготовок, деталей и т. п.; их учёт и контроль; хранение материалов, сырья и готовой продукции, обслуживание рабочих мест и обеспечение их всем необходимым.
Технологическая операция – это комплекс последовательных действий по обслуживанию агрегата или группы агрегатов автомобиля (регулировка свободного хода педали тормоза, смена масла в картере двигателя и т. д.). Операция – это законченная часть технологического процесса ТО и текущего ремонта автомобиля.
Многие технологические операции, особенно связанные с обработкой металлов и других материалов на металлорежущих станках или вручную, принято расчленять на переходы и проходы.
Технологический переход – это законченная часть операции, в ходе которой одним инструментом при одном режиме обработки осуществляется одно технологическое изменение предмета труда. Примером перехода может служить совокупность действий, связанных с обработкой на токарном станке одной из поверхностей ведущего вала коробки передач автомобиля проходным токарным резцом при заданном режиме обработки.
Применительно к ТО и ТР на АТП переход – это часть операций ТО или ТР, характеризуемая неизменностью применяемого оборудования или инструмента.
5.2 Определение перечня операций технологического процесса
Таблица 5.1
Технологическая карта коробки передач
№
опер.
№
перех.
Наименование операций и переходов.
Оборудование и
приборы
Трудоемкость
Технические
условия и указания
1
Снятие силового агрегата с автомобиля
1.1
Отсоединение тягипривода переключения передач от рычага на коробке передач
Ключи гаечные открытые 7, 17 молоток
1.2
Отсоединить кронштейн реактивной тяги привода переключения передач
Ключ гаечный открытый 13
продолжение
--PAGE_BREAK--