Министерство образования Российской Федерации
ГОУ ВПО Марийский государственный технический университет
Механико-машиностроительный факультет
Кафедра ЭМ и О
КУРСОВАЯ РАБОТА
"ТЕХНОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ СЕРВИСА ТРАНСПОРТНЫХ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ МАШИН В РЕГИОНАЛЬНОМ ТЕХНИЧЕСКОМ ЦЕНТРЕ"
Выполнил:
Проверил:
Йошкар-Ола 2010
Содержание
Введение
1. Механизм формирования рынка услуг технического сервиса транспортных и технологических машин в регионе
1.1 Общие сведения
1.2 Расчет ёмкости услуг по техническому обслуживанию и ремонту машин на тракторной базе
1.3 Расчет ёмкости услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных и технологических машин на базе автомобилей
1.4 Расчет ёмкости рынка запасных частей
2. Механизм формирования рынка услуг технического сервиса транспортных и технологических машин в регионе
2.1 Предпродажный сервис машин
2.2 Техническое обслуживание машин в гарантийный и послегарантийный периоды
2.3 Текущий ремонт машин
2.4 Капитальный ремонт машин
2.5 Хранение машин
2.6 Диагностирование машин
3. Организация выполнения услуг технического сервиса
3.1 Выбор пункта расположения сервисного предприятия
3.2 Функций и структура сервисного предприятия
3.3 Организация производственного процесса и управление сервисным предприятием.
3.4 Организация рабочих мест на предприятии
Литература
Исходные данные
Марка
машины
Базовая машина
Наработка
Обслуживаемые предприятия
1
2
3
4
ЛТ-89
ТДТ-55А
8000 мото-ч.
3
4
4
1
ЛП-19
ТТ-4М
6800 мото-ч.
3
3
2
1
ЛО-120
ТДТ-55
6200 мото-ч.
2
2
2
1
Урал
65000 км.
2
4
5
2
Введение
Развитие лесопромышленного комплекса в значительной мере определяется технической базой и обеспечением новыми транспортными и технологическими машинами.
Коэффициент обновления машин и оборудования по лесопромышленным и лесохозяйственными предприятиям РФ составил 10,3% в 1990 году и 0,6-0,8% в 1998 году. Так как новая техника приобреталась мало, предприятия стали меньше ее списывать, потому средний возраст машин и оборудования значительно увеличился. По нашей оценке, на начало 2003 года срок службы 62% тракторов всех марок превышает нормативный. Такое состояние технического обслуживания и ремонта лесозаготовительной техники обусловлено несвоевременным и некачественным обслуживанием, отсутствием в нужном объеме средств механизаций обслуживания, запасных частей, смазочных материалов, что приводит к преждевременному износу.
Известно, что при ремонте машин заменяется большое количество деталей и сборочных единиц с остаточным ресурсом. Исследования ремонтного фонда тракторов и других машин, проведение ГОСНИТИ, ГНЦ ЛПК, ЦНИИМЭ, показывают, что только 17-20% деталей машин, требующих капитального ремонта, подлежат выбраковке и сдаче в металлолом; 25-49% являются пригодными для дальнейшей эксплуатаций без восстановления, а остальные можно восстановить. Поэтому целесообразность всех видов технического обслуживания и ремонта техники очевидна.
Для повышения технической готовности транспортных и технологических машин и снижения потерь от простоя техники необходимы организационно-технологические мероприятия по повышению эффективности технического сервиса с учетом современных тенденций. Основа организационных мероприятий — создать предприятиями-изготовителями (по примеру зарубежных фирм) фирменный сервис машин. Удаленность и разбросанность лесозаготовительных предприятий затрудняют создание системы фирменного сервиса. Поэтому на основе договоров с заводами-изготовителями на базе существующих ремонтно-механических заводов и мастерских создаются технические центры предпродажной подготовки гарантийного и послегарантийного обслуживания техники для лесопромышленных предприятий. В основу технологических рекомендаций по созданию таких систем необходимо включить вопросы технологической подготовки производства, информационно-консультационного обеспечения, сертификаций услуг технического сервиса.
1. Механизм формирования рынка услуг технического сервиса транспортных и технологических машин в регионе
1.1 Общие сведения
Технический сервис в лесном комплексе рассматривается как совокупность услуг по обеспечению предприятий лесного комплекса машинами, запасными частями, ремонтными материалами, а также эффективному использованию и поддержанию машин в исправном состояний в течение всего периода их эксплуатаций. Наиболее трудоемкими и распространенными услугами технического сервиса являются техническое обслуживание и ремонта транспортных и технологических машин и оборудования.
Ёмкость рынка услуг технического сервиса рассчитывают по каждой марке (или группе марок) транспортных и технологических машин на тракторной базе и на базе автомобиля по формуле где Еус — ёмкость рынка услуг по сервису транспортных и технологических машин в регионе; Еусi — ёмкость услуг по сервису i наименования машины; i — 1,…, n — количество наименований машин.
Ёмкость рынка услуг по техническому обслуживанию и ремонту машин определяется в следующем порядке.
Определяют объем работ по техническому обслуживанию и ремонту машин.
Распределяют объем работ по техническому обслуживанию и ремонту между исполнителями: владельцем машин и сервисными предприятиями.
Определяют ёмкость рынка услуг по техническому обслуживан6ию и ремонту машин.
1.2 Расчет ёмкости услуг по техническому обслуживанию и ремонту машин на тракторной базе
Объем работ по техническому обслуживанию транспортных и технологических машин на тракторной базе определяется по формуле: где WТ.О.Т. — объем работ по техническому обслуживанию тракторов, усл. рем. на 1000 мото-ч.; WГ.Н.Т. — прогнозируемый объем работ, выполняемый трактором, наработка мотто-ч.; НТ.О.Т. — норматив удельного объема работ по техническому обслуживанию на 1000 мото-ч. работы трактора, усл. рем. [1, стр.16]; NТ — количество тракторов в регионе, шт.
Объем услуг по техническому обслуживанию тракторов определяют из формулы: Объем работ по текущему ремонту тракторов находят по формуле: где WТРТ — объем работ по текущему ремонту тракторов, усл. рем. на 1000 мото-ч.; НТРТ — норматив удельного объема работ по текущему ремонту на 1000 мото-ч. работы, усл. рем. [1, стр.16]; Объем услуг по текущему ремонту тракторов составит:
Объем работ по капитальному ремонту тракторов определяют по формуле: где WКРТ — объем работ по капитальному ремонту (количество капитальных ремонтов) тракторов, тыс. шт.; NТ — ожидаемое наличие тракторов в регионе на расчётный период, тыс. шт.; КОРТ — коэффициент охвата ремонтом тракторов [1, стр.16].--PAGE_BREAK--
При распределений объема работ по капитальному ремонту тракторов следует учитывать, что ремонтно-обслуживающая база большинства лесопромышленных предприятий технологически не приспособлена для выполнения таких сложных ремонтных воздействий, как капитальный ремонт тракторов. Поэтому его обычно проводят на специализированных сервисных (ремонтных) предприятиях.
Таким образом, объем услуг по капитальному ремонту тракторов составит:
ЛТ-89: WТОТ= (8000*0,2*12) /1000=19,2 усл. рем. на 1000 мото-ч.;
WУТОТ=0,2*19,2=3,84 усл. рем. на 1000 мото-ч.;
WТРТ= (8000*0,25*12) /1000=24 усл. рем. на 1000 мото-ч.;
WУТРТ=0,3*24=7,2 усл. рем. на 1000 мото-ч.;
WКРТ=0,012*0,15=0,0018 усл. рем. на 1000 мото-ч.;
WУКРТ=0,0018 усл. рем. на 1000 мото-ч.;
ЛП-19: WТОТ= (6800*0,2*9) /1000=12,24 усл. рем. на 1000 мото-ч.;
WУТОТ=0,2*12,24=2,44 усл. рем. на 1000 мото-ч.;
WТРТ= (6800*0,32*9) /1000=19,58 усл. рем. на 1000 мото-ч.;
WУТРТ=0,3*19,58=5,87 усл. рем. на 1000 мото-ч.;
WКРТ=0,009*0,17=0,00153 усл. рем. на 1000 мото-ч.;
WУКРТ=0,00153 усл. рем. на 1000 мото-ч.;
ЛО-120: WТОТ= (6200*0,2*7) /1000=8,68 усл. рем. на 1000 мото-ч.;
WУТОТ=0,2*8,68=1,736 усл. рем. на 1000 мото-ч.;
WТРТ= (6200*0,25*7) /1000=10,85 усл. рем. на 1000 мото-ч.;
WУТРТ=0,3*10,85=3,255 усл. рем. на 1000 мото-ч.;
WКРТ=0,007*0,15=0,00105 усл. рем. на 1000 мото-ч.;
WУКРТ=0,00105 усл. рем. на 1000 мото-ч.;
Результаты расчёта объема услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных и технологических машин на тракторной базе сведены в таблице.
Таблица 1. Результаты расчета ёмкости услуг рынка по техническому обслуживанию и ремонту транспортных и технологических машин на тракторной базе в регионе
Наименование машин
Марка базового трактора
Наименование услуг
Количество, усл. рем. на 1000 мото-ч.
ЛТ-89
ТДТ-55
Техническое обслуживание
3,84
Текущий ремонт
7,2
Капитальный ремонт
0,0018
ЛП-19
ТТ-4М
Техническое обслуживание
2,44
Текущий ремонт
5,87
Капитальный ремонт
0,00153
ЛО-120
ТДТ-55
Техническое обслуживание
1,736
Текущий ремонт
3,255
Капитальный ремонт
0,00105
1.3 Расчет ёмкости услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных и технологических машин на базе автомобилей
Объем работ по техническому обслуживанию автомобилей определяют по формуле:
где Wтоа — объем работ по техническому обслуживанию автомобилей, усл. рем. на 1000 км пробега;
Wгпа — прогнозируемый годовой пробег автомобиля, тыс. км.;
Нтоа — норматив удельного объёма работ по техническому обслуживанию на 1000 км пробега автомобиля, усл. рем. [1, стр18];
Кд — поправочный коэффициент, характеризующий состояние дорог в регионе [1, стр18] ;
Nа — количество автомобилей в регионе, шт.
Объём услуг по техническому обслуживанию автомобилей:
Объём работ по текущему ремонту автомобилей определяют по формуле:
;
где Нтра — норматив удельного объёма работ по текущему ремонту на 1000км пробега автомобиля, усл. рем. [1, стр18] ;
Кк — поправочный коэффициент, учитывающий природно-климатические условия региона [1, стр19].
Объём услуг по текущему ремонту автомобилей составит:
Объём работ по капитальному ремонту автомобилей составит:
где Na — ожидаемое наличие автомобилей в регионе на расчетный период, тыс. шт.;
Кора — коэффициент охвата капитальным ремонтом автомобилей [1, стр18].
При распределений объёма работ необходимо учитывать, что в большинстве лесозаготовительных и лесохозяйственных предприятиях отсутствует необходимая база для проведения капитальных ремонтов автомобилей.
Поэтому обычно их проводят на специализированных сервисных предприятиях — авторемонтных заводах.
УРАЛ: Wтоа= (65000*0,12*1,3*13) /1000=131,82 усл. рем. на 1000 км;
Wутоа=0,6*131,82=79,09 усл. рем. на 1000 км.;
Wтра= (65000*0,18*1,3*1*13) /1000=197,73 усл. рем. на 1000 км;
Wутра=0,75*197,83=148,29 усл. рем. на 1000 км;
Wкра=0,013*0,12*1,3*1=0,00202 усл. рем. на 1000 км;
Wукра=0,00202 усл. рем. на 1000 км;
Результаты расчета объёма услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей сведены в таблицу.
Таблица 2. Результаты расчета ёмкости услуг рынка по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей в регионе
Наименование машин
Наименование услуг
Количество, усл. рем. на 1000 км.
УРАЛ
Техническое обслуживание
79,09
Текущий ремонт
148,29
Капитальный ремонт
0,00202
1.4 Расчет ёмкости рынка запасных частей
Годовую ёмкость рынка запасных частей для транспортных и технологических машин рассчитывают по формуле:
/>;
Где ??? — ёмкость рынка деталей i-го наименования, шт.;
Nм— ожидаемое количество машин в регионе в расчётном году, шт.;
Нрзп— норматив расхода деталей i-го наименования на 100 машин, шт. [1, стр.21] ;
ЛТ-89:
;
;
;
;
;
ЛО-120:
;
;
;
;
;
ЛП-19:
;
;
;
;
;
УРАЛ:
;
;
;
;
;
Таблица 3. Ёмкость рынка запасных частей для тракторов (автомобилей) в регионе
№ п/п продолжение
--PAGE_BREAK----PAGE_BREAK--
комплект
ОРГ-16395 --PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK--
Трактор
Свободный ход рычагов
и педалей управления
20-70 мм.
Линейка
тормозная система
9
Свободный и полный ход
тормозных педалей
Трактор
Свободный ход
педалей не более
20-50 мм.
Линейка
трансмиссия
10
Биение карданных валов
Трактор
гидростатическая трансмиссия
11
Давление в магистрали «гидронасос-
гидромотор»
Трактор
Производительность
масляного насоса
гидросистемы, давление
срабатывания автоматов
золотников
распределителя и
предохранительного
клапана
КИ-5473
гидропривод
12
Давление срабатывания механизма автоматического возврата золотников гидрораспределителя
Трактор
Давление согласно ТУ
КИ-5473
3. Организация выполнения услуг технического сервиса
3.1 Выбор пункта расположения сервисного предприятия
Выбор пункта расположения сервисных предприятий используют различные способы. Одним из них является графический способ. Его суть состоит в следующем.
Рассматривается конкретный регион с предполагаемым сосредоточением машин в пунктах А, Б, В, Г (рис.1).
Для каждого пункта определяют общую массу объектов технического сервиса, подлежащих транспортировке на сервисное предприятие (QАQБ,QВQГ).
Спроектировав точки (пункты на оси координат), находят их значение ХА, ХБ, ХВХги УА, УБ, Ув, УГ, (рис.1).
Затем определяют координаты сервисного предприятия. Координаты этой точки ХТЦи УТЦопределяют как средневзвешенные значения по формулам:
ХТЦ = ХА * QА + ХБ * QБ +ХВ * QВ +Хг *Qг/ QА +QБ + QВ +Q
УТЦ = YА * QА + YБ * QБ +YВ * QВ+ Yг*Qг / QА +QБ + QВ+QГ
Xтц=150*10+190*13+190*13+160*5/41=176км.
Yтц=90*10+120*13+60*13+30*5/41=82км.
По результатам подсчета ближайший населенный пункт с необходимыми условиями для создания сервисного предприятия является п. Солнечный.
3.2 Функций и структура сервисного предприятия
Основные функции технического сервисного центра: изучение коньюнктуры рынка, потенциальных покупателей, рекламы; приобретение и реализация машин, запасных частей и материалов; предпродажное обслуживание машин.
Кроме того, центр осуществляет доставку машин потребителям собственными силами, их техническое обслуживание и ремонт в гарантийный период работы, их хранение, а также представительство между потребителем и машиностроителями.
Структура технического центра дана на рисунке 2.
Рисунок 2. Структура регионального центра технического сервиса.
3.3 Организация производственного процесса и управление сервисным предприятием.
Под производственным процессом (ПП) сервисного предприятия понимают совокупность организационных и технологических действий, направленных на приведение (или поддержание) машины в работоспособном состоянии. Основной частью ПП является технологический процесс.
Производственный процесс выполнения сервисных услуг
Получение и доставка машин, сборочных единиц и деталей на пост приемки
Проведение входного контроля:
а) распаковка упаковочных мест и проверка комплектности согласно упаковочной ведомости
в) расконсервация сборочных единиц и деталей
с) проверка технического состояния сборочных единиц и деталей
d) устранение обнаруженных дефектов и неисправностей
Доставка на рабочее место досборки, раскладка и комплектация сборочных единиц и деталей
Досборка составных частей и машины
Проверка и регулирование сборочных единиц и собранной машины
Смазывание и заправка машины
Контроль качества проведенного обслуживания
Обкатка рабочих органов и машины
Предпродажное техническое обслуживание, технологическое регулирование, устранение неисправностей
Транспортирование и передача машины потребителю
Диагностирование и техническое обслуживание
Гарантийное обслуживание
3.4 Организация рабочих мест на предприятии
Рабочим местом называют определенный участок производственной площади предприятия, который закреплен за рабочим (или группой рабочих) и на котором выполняются операции производственного процесса.
Под организацией рабочего места понимают создание условий, способствующих выполнению предусмотренных технологическим процессом работ с обеспечением их необходимого качества, рационального использования рабочего времени и средств труда, а также безопасности рабочих.
На создание таких условий влияют оснащенность рабочего места необходимыми оборудованием, оснасткой, нормативно-технической документацией, планировка рабочего места и размещение оборудования на нем и другие факторы.
Планировка рабочего места характеризуется размещением оборудования, приспособлений и инструмента и других предметов по площади и пространстве, что должно влиять на удобство и безопасность выполнения работ. Основные требования к планировке рабочего места заключается в соблюдении оптимальности рабочей зоны и в рациональном размещении оборудования, оснастки и объектов труда.
Карта организации труда на рабочем месте слесаря по ремонту топливной аппаратуры.
1. Исходные данные.
1.1 Предмет труда.
Разборка деталей, узлов и агрегатов.
1.2 Перечень основных требований.
1.2.1 Техническая характеристика рабочего места. продолжение
--PAGE_BREAK--
площадь 17 м2;
количество постов 1;
количество смен 1;
количество рабочих 1.
1.2.2 Требования к исполнителю.
профессия — слесарь-агрегатчик;
образование — профессиональное, общее среднее;
разряд — 4.
1.3 Технологическая связь.
Поступает после снятия с автомобиля.
1.4 Характеристика условий труда.
Нормальные.
1.5 Система оплаты труда.
Повременная.
1.5.1. Материальное и моральное стимулирование.
Условия и показатели размера премии устанавливаются по действующему на предприятии положению о премировании.
2. Пространственная организация рабочего места.
2.1 Внешняя планировка.
/>
Рисунок 2. Слесарно-механический участок
2.2 Оборудование, средства технологического оснащения, инструмент.
1. — тележка транспортная;
2. — верстак слесарный;
3. — стеллаж верстальный;
4. — стеллаж — вертушка для мелких деталей и крепежа;
5. — стеллаж;
6. — ванна с горячей водой;
7. — прибор для проверки упругости пружин диафрагмы топливных насосов;
8. — прибор для проверки топливных насосов и карбюраторов;
9. — прибор для проверки жиклеров и запорных карбюраторов;
10. — стол;
3. Трудовой процесс.
4. Обслуживание рабочего места.
1. — форма обслуживания — централизованное;
2. — выдача сменного задания — 8.00-8.06 мастером по наряду;
3. — обеспечение предметами труда — с 8.00 в зависимости от такта производства мастером по наряду;
4. — обеспечение всеми видами энергии — в течении смены службой энергетики по наряду;
5. — приём готовой продукции — в зависимости от такта производства службой технического контроля по техническим требованиям на электрооборудование;
6. — ремонт оборудования — по графику ППР и при необходимости службой энергетики, по инструкции эксплуатации и графику ППР.
5. Условия труда.
5.1. Факторы по санитарным нормам.
Таблица 10. Санитарные нормы участка
№ п/п
Факторы
Показатели
1
Освещение, ЛК
300
2
Температура, °С
18-23
3
Относительная влажность воздуха в рабочей зоне, V
60-40
4
Скорость движения воздуха, м/с
0.2-0.3
5
Уровень звука, ДБА
80
5.2. Средства защиты, спецодежда, обувь.
1. — куртка; 2. — перчатки ХБ; 3. — сапоги резиновые формовые масло-, бензостойкие;
5.3. Режим труда и отдыха.
1. — время смены — с 8.00 до 17.00; 2. — продолжительность — 8 часов; 3. — режим труда — пятидневная неделя; обед — с 12.00 до 13.00, отдых в течение смены 30 минут.
Литература
1. Быков В.В., Голубев И.Г., Игнатов В.И., Тесовский А.Ю. Технический сервис. Создание и функционирование системы сервиса лесозаготовительной техники: Учебное пособие — М: МГУЛ, 1999. — 79 с.
2. Быков В.В., Голубев И.Г., Игнатов В.И., Назаренко А.С., Тесовский А.Ю. Технический сервис. Система технического обслуживания и ремонта лесозаготовительной и лесохозяйственной техники: Учебное пособие, — М.: МГУЛ, 1999. — 148с.
3. Быков В.В., Назаренко А.С., Соколов В.Л. Рябков В.В. Ремонтно-обслуживающая база лесозаготовительной отрасли. Организация и планирование технического обслуживания и ремонта: Учебное пособие. — М.: МГУЛ, 1999. — 142с.
4. Быков В.В., Неклюдов В.Б., Голубев И.Г., Сидыганов Ю.Н., Лопатин А.М. Технология и организация сервисных услуг: Учебное пособие по курсовому проектированию. — Йошкар-Ола: МарГТУ, 2005. — 132с.
5. Золотогоров В.Г. Организация, планирование и управление на предприятиях лесной промышленности: — М: Лесная промышленность, 1988. — 352 с.
6. Положение о техническом обслуживании и ремонте лесозаготовительной промышленности. — Химки: ЦНИИМЭ, 1990. — 288с.