Содержание:
Введение
Глава 1. Классификация средств передвижения, используемых в туристском обслуживании и оценка предпочтительности использования
1.1 Классификация транспортных средств
1.2 Оценка предпочтительности различных видов перевозок
Глава 2. Анализ рынка транспортных средств г. Твери, используемых в сфере туризма
2.1 Сухопутный
2.2 Водный
2.3 Авиационный
Заключение
Библиографический список
Введение
Развитие туристического бизнеса в условиях рынка требуют наличия рекреационных ресурсов, капитала, технологий, кадров. В отличие от других отраслей экономики, туристские ресурсы очень многообразны и включают природные и антропогенные геосистемы, тела и явления природы, артефакты, которые обладают комфортными свойствами и потребительской стоимостью для рекреационной деятельности и могут быть использованы для организации отдыха и оздоровления. Кроме прочего, составной частью рекреационных ресурсов являются люди, которые работают в сфере туризма или могут принять участие в организации и обслуживании рекреационной деятельности.
Превращение туризма в массовое явление создает ряд проблем, связанных с его транспортным обслуживанием. Это относится как к транспорту общего пользования, так и специализированному транспорту, функционирующему в рамках туристских организаций. В общем виде эти проблемы сводятся к следующему: созданию материально-технической базы туристского транспорта общего пользования, соответствующего туристским потребностям страны; совершенствованию организации транспорта; улучшению качества транспортного обслуживания туристов. Правильное решение этих проблем связано с необходимостью удовлетворения возрастающих требований к туристскому обслуживанию и с решением задач повышения эффективности туристской деятельности.
Туризм, рассматриваемый как деятельность индивидуума, объединяет в себе два основных элемента — путешествие и пребывание. Первый из них представляет его начальную, крайне динамичную фазу. Внешне она строится как транспортный процесс и связана с удовлетворением потребности к перемещению в пространстве, сменой местожительства туристов.
Достигнутые высокие темпы в развитии туризма в последние десятилетия нашего века непосредственно связаны с достижениями научно-технического прогресса в области транспорта.
Глава 1. Классификация средств передвижения, используемых в
туристском обслуживании и оценка предпочтительности
использования
Туризм – это путешествия, временные выезды граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, с различными целями:
отдыха,
лечебно – оздоровительными,
физически – спортивными,
религиозными,
деловыми
и т. д., без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) пребывания, сроком от 24 часов до 6 месяцев.
Транспорт – отрасль материального производства, занятая перевозкой пассажиров и багажа.
Транспорт – одна из важнейших составных частей материальной базы экономики любой страны. С древних времен транспорт являлся двигателем прогресса. Человек использовал любые подручные средства для перевозки людей и грузов. С изобретением колеса, а несколько позже и различных типов двигателей человек стал соответственно развивать и средства передвижения: повозки, кареты, пароходы, паровозы, самолеты и т. д. Это позволяло совершать поездки на большие расстояния и с различными целями.
Транспортные путешествия (транс – туры) – это путешествия организованных групп туристов при наличии путевок (ваучеров) по разработанным маршрутам с использованием различных транспортных средств
1.1 Классификация транспортных средств
Сухопутный транспорт
перемещение и перевозки с помощью мускульной силы человека (пешеходные, лыжные, велосипедные, рикши);
с помощью животных (вьючные, тягловые, под седлом);
механические средства:
автомобильный транспорт (колесный, шнековый, гусеничный и иной);
рельсовый транспорт — железные дороги, метро, трамваи, фуникулеры, канатные дороги;
средства транспорта на воздушной подушке;
Железнодорожный:
Преимущества: независим от погоды, наиболее безопасный, более низкие тарифы, разветвленная система скидок, проездных билетов и т.п., позволяющих путешествовать по значительно низким ценам.
Железнодорожные маршруты:
пригородные
маршруты дальнего сообщения
скоростные линии
специальные маршруты
экскурсионные маршруты
В зависимости от скорости движения поезда бывают: экспрессы, скорые, пассажирские
Их делят на: пригородные (до 150 км) местные (от 150 до 700 км) дальнего следования (от 700 км).
В зависимости от продолжительности курсирования поезда бывают: круглогодичные и сезонные, чартерные.
Качество обслуживания на железнодорожном транспорте зависит от вида поезда (пассажирский, скорый, фирмовый, экспресс) и класса размещения (общий, плацкартный, мягкий, спальный). В состав поезда входят: 1-2- сальный, 5-8 мягких, 7-10 плацкартных и вагон-ресторан.
Вокзалы — это сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров путешествующих ж\д транспортом.
Автомобильный — транспорт всеобщего применения (трансферы, экскурсии, внутримаршрутные перевозки автобусами, аренда малолитражных автомобилей туристами для личного пользования на отдыхе), экономический вид транспорта, доступный широким слоям населения, сезонность при организации туров не играет такой большой роли, как в других поездках.
международные автобусы
туристические автобусы для поездки на дальние расстояния
городские и пригородные пассажирские автобусы
чартерные и экскурсионные автобусы
автомобили с водителями и без (прокат)
такси
Автобусные и автомобильные перевозки.
Автомобильный транспорт до сих пор является лидером туристских перевозок, выполняя четыре основные функции:
самостоятельный вид путешествий и экскурсий;
вспомогательный (трансферный) транспорт.
отдых и развлечение;
деловые поездки
Автомобили в зависимости от типа кузова делятся на: седан, хетчбэк, универсал, купе, родстер, микроавтобус, спортивный, лимузин.
Автобусные перевозки.
По назначению перевозки бывают: городские и пригородные, трансферные, специальные, экскурсионные, дальнего следования.
В зависимости от вместимости: микроавтобусы (8-15), средней вместимости (20-22), стандартные (50), двухэтажные (70-100).
Основной проблемой в настоящее время при организации автобусных туров является недостаток автобусов хорошего качества. Автобусы высокого класса на отечественном туристском рынке – это большая редкость, а отечественные автобусы, к сожалению, отстают от мировых стандартов качества.
Водный транспорт: (речной, морской).
плоты и гребные лодки;
парусные суда;--PAGE_BREAK--
лодки и суда маломерного флота с механическим приводом;
речные и морские суда;
суда на воздушной подушке;
подводные суда.
Преимущества: высокий уровень комфорта, большой объем единовременной загрузки, возможности реализации различных видов и целей туризма (познавательный, бизнес-туризм, учебный, шоп-туризм и др.), полноценный отдых, полный комплекс жизнеобеспечения.
Недостатки: невысокая скорость передвижения транспортных средств, высокие тарифы, ограничение мобильности, подверженность некоторых людей «морской болезни».
Водный транспорт – является видом массового транспорта. Морские перевозки бывают каботажные (в пределах одного государства) и заграничные.
Морской транспорт используется:
для перевозки пассажиров
для круизов
для проведений конференций, семинаров, фестивалей
для экскурсий
Особенной формой морских туристических перевозок являются круизы. Судовладельческие компании практикуют 10 видов разнообразных круизов. Самый популярный «классический» круиз 10-20 дней. Предусматривает заходы в порты, экскурсии, развлекательная программа.
Авиационный транспорт
Преимущества: расширенная география путешествий, сокращение сроков путешествия в пользу их частоты (рост краткосрочных туров на дальние расстояния), самый быстрый и удобный вид транспорта при переездах на дальние расстояния, привлекательный для туристов сервис.
Среди известных средств воздушных пассажирских перевозок выделим используемые для целей туризма и перевозки путешествующих:
воздушные шары и дирижабли, планеры и дельтапланы, парашюты;
вертолеты;
самолеты малой авиации, гидросамолеты, широкофюзеляжные самолеты, сверхзвуковые лайнеры;
космические аппараты;
Авиаперевозки бывают регулярные и чартерные.
В зависимости от условий комфорта места в самолете делят на классы: первый, бизнес-класс, эконом-класс и другие виды.
1.2 Оценка предпочтительности различных видов перевозок
Транспортные путешествия классифицируются по ряду основных признаков1:
способу передвижения на маршруте;
виду используемого транспорта;
построению трассы маршрута;
продолжительности путешествия;
сезонности;
другими факторами.
При планировании своего путешествия туристы учитывают такие факторы: скорость доставки до цели поездки, комфорт путешествия, стоимость, возможность перевозки багажа и его вес, возможность остановки в пути следования, условия питания, уровень шума и вибрации, условия для сна и отдыха, возможность широкого обзора во время поездки, наличие неблагоприятных экологических факторов, безопасность.
По приоритетам эти требования распределяются в следующем порядке: безопасность путешествия; стоимость и наличие различных льгот, комфортабельность, скорость доставки; прочие факторы.
Чем больше набор положительных факторов, тем выше стоимость транспортного путешествия, однако, ни одно транспортное средство не удовлетворяет всему набору требований.
В целом оценка привлекательности основных транспортных средств для международных туристских путешествий по десятибалльному рейтингу приведена в таблице № 1(в таблице приведены средние данные за 2006-2008 гг).
Рейтинг привлекательности транспортных средств
Критерии оценки
Виды транспортных средств
Речные
Морские
Железно-дорожный
Автобус
Легковой автомобиль
Самолет
1.Безопасность движения
7
5
7
4
5
7
2. Экологическая безопасность
6
5
7
5
6
8
3. Стоимость перевозки
8
5
9
8
2
1
4. Эксплуатацион. скорость
1
2
7
4
6
10
5. Мобильность
1
1
1
8
10
6
6. Возможность остановки по пути следования по желанию туристов
2
1
2
8
10
1
7. Возможность длительного жизнеобеспечения в пути
8
10
6
3
2
5
8. Вместимость
7
10
7
4
1
7
9. Удельные капитальные затраты
2
1
3
8
10
2
10. Уровень комфорта
8
10
3
4
4
7
Всего баллов
50
50
52
56
56
54 продолжение
--PAGE_BREAK--
Наибольшей популярностью пользуются автобусные, авиационные и железнодорожные путешествия (около 88% от общего объема транспортных путешествий).
Наиболее мобильный вид транспорта – автобус и легковой автомобиль используются как на самостоятельном маршруте, так и виде трансферного транспорта по доставке туристов из аэропорта (вокзала) в гостиницу и обратно.
Глава 2. Анализ рынка транспортных средств г. Твери,
используемых в сфере туризма
Историко–культурный и природно–рекреационный потенциал нашей области значителен. Тверская область, которая у многих ассоциируется с Верхневолжьем, расположена в северо-западной части России.
В современных границах ее территория составляет 84, 1 тыс. кв. км. Это самая обширная область Центральной России. С запада на восток область протянулась на 450 км, а с севера на юг – на 250 км.
В законе Тверской области " О туристской деятельности в Тверской области " туристские ресурсы определены как " природные, исторические, социально – культурные объекты, способные удовлетворить духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил. Туристские ресурсы – это совокупность природных и антропогенных объектов и порождаемых ими факторов культурного, оздоровительного и иного свойства, способных вызвать туристский интерес, являющихся национальным достоянием России. Именно туристские ресурсы составляют основу туристского продукта.
Огромное количество памятников истории и культуры дополняет более тысячи особо охраняемых территорий, в основном, в виде заказников и памятников природы.
Туристские ресурсы подлежат описанию в реестре туристских ресурсов, который устанавливает:
классификацию и оценку туристских ресурсов;
порядок пользование и доступа туристов к туристским ресурсам с учетом предельно допустимых нагрузок;
режим охраны туристских ресурсов, мероприятия и источники финансирования их развития, меры по восстановлению туристских ресурсов.
В целях установления порядка использования и охраны туристские территории, наиболее ценные по природной целостности, подлежат внесению в автоматизированный кадастр туристских территорий Тверской области, являющийся составной частью земельного кадастра, который включает в себя:
оценку и картографические характеристики территорий;
порядок осуществления контроля за санитарно – гигиеническим и экологическим состоянием территорий;
порядок осуществления контроля за видами хозяйственной деятельности, осуществляемой в пределах туристских территорий в целях обеспечения их экологической целостности и сохранения (ненарушения) туристских ресурсов;
порядок выделения территорий как территорий целевого туристского использования и развития.
Все вышесказанное органично вписывается в работу по созданию областного туристского паспорта.
Географическое положение и климат Тверской области в полной мере позволяют судить о типичной русской природе. На Тверской земле господствует благоприятный для жизни и хозяйствования умеренно- континентальный климат. Опасные метеорологические явления на Тверской земле — к счастью, редкость.
В туризме Тверской области используются все виды транспорта.
2.1 Сухопутный
Выгодное географическое положение Тверской области обеспечило создание высокоразвитой транспортной инфраструктуры. Железнодорожные, автомобильные, водные и воздушные пути удобно соединяют Тверской регион с любым регионом России и СНГ с зарубежными странами. Существующая дорожная сеть Тверской области сложилась в процессе исторического и экономического развития региона с учетом его уникальных географических особенностей. Основными же транспортными артериями области являются такие международные трассы, как Москва-Санкт-Петербург и Москва-Рига. Пассажирским автомобильным транспортом в Тверской области обслуживается 36 районов около 600 сельских округов, 30 поселков городского типа, 23 города. Автобусный парк области, общего пользования, насчитывает более 1700 единиц. В настоящее время сформировался рынок пассажирских транспортных услуг в который наряду со специализированными предприятиями привлечен пассажирский транспорт юридических лиц других отраслей экономики и физических лиц — предпринимателей. Доступность транспортных услуг относится к числу важнейших параметров, определяющих качество жизни населения и уровень развития экономики в любой стране мира. Для Тверской области с ее большими расстояниями, это вдвойне актуальная задача. В конечном итоге, возможности населения свободно и беспрепятственно перемещаться определяет социально-политическая целостность любого региона и государства в целом. Среди 18 регионов центрального Федерального округа Тверская область занимает первые места по размеру территорий и по протяженности дорожной сети, которая составляет около 16 тыс. км. Маршрутная автобусная сеть Тверской области насчитывает 639 маршрутов общей протяженностью 36685 км и включает в себя 117 городских маршрутов общей протяженностью 1024 км, 388 пригородных маршрутов протяженностью 13646 км и 134 междугородных маршрута протяженностью 22015 км. На территории Тверской области работает 40 пассажирских автотранспортных предприятий общего пользования, из которых 25 муниципальных, 12 акционерных обществ, 3 государственных предприятия. Крупнейшие автопредприятия области2:
· МУП ПАТП г.Тверь
· МУП «Бежецкие автобусные перевозки»
· МУП «Вышневолоцкое ПАТП»
· ОАО «Конаковское АТП»
· ГУП «Кимрское АТП»
· МУП «Осташковское АТП»
· МУП «Автотранс» г.Ржев
· ГУП «Торжокское АТП»
· ГУП «Тверьавтотранс»
Координатором работы транспорта общего пользования служит Департамент транспорта и связи Тверской области. В областном центре автобусами обслуживаются 23 маршрута, трамваями 11 и троллейбусами 7. Подвижной состав трамвайно-троллейбусного управления г. Твери включает 198 трамвайных вагонов и 104 троллейбуса. Протяженность контактной сети по трамвайным путям составляет более 89 км, по троллейбусным маршрутам — 92 км. Кроме того в городе работает около 800 маршрутных такси. Ежедневно каждый второй житель области пользуется услугами пассажирского автотранспорта. В последние годы в области наблюдается устойчивая тенденция роста регионального валового продукта. Сохраняется стабильность и устойчивость развития промышленного комплекса. Это неразрывно связано с объемами грузоперевозок, которые осуществляются в основном тремя видами транспорта — автомобильным, железнодорожным, водным.
В области исторически сложилась и имеется широко развитая сеть железных дорог. Через всю территорию области проходит главная магистраль Октябрьской железной дороги (Москва — С. Петербург). 32 районных центра из 36 соединены между собой железнодорожной линией. На территории региона расположены такие крупные железнодорожные узлы как Бологое, Ржев, Сонково. Перевозку грузов и пассажиров железнодорожным транспортом на территории Тверской области осуществляет Московское отделение Октябрьской железной дороги-филиала ОАО «РЖД». Эксплуатационная длина железнодорожных путей составляет 1800 км. На территории области расположено 120 станций, 250 предприятий и организаций имеют железнодорожные подъездные пути и используют железнодорожный транспорт для получения грузов и отгрузки готовой продукции.
2.2 Водный
На территории Тверской области протяженность внутренних судоходных путей составляет 384 км. Основная их часть расположена на р. Волга, ее притоках и оз. Селигер. Особое место в выработке стратегии развития туризма в регионе имеют водные ресурсы Тверской области. Всего в области насчитывается 760 рек длиной более 10 км. Из них 21 река имеет длину боле 100 км. Это: Тьма, Медведица, Тверца, Молога, Шоша и др. Но, конечно же, главной рекой не только Тверской земли, но и России остается Волга. А исток Волги является уникальным природным и историко-культурным памятником мирового значения. В области насчитывается около 1700 озер, крупнейшим и самым известным из которых является жемчужина центральной России — озеро Селигер. Кроме естественных водоемов на многих реках имеются водохранилища: Иваньковское, Рыбинское, Угличское на Волге; Вазузское на Вазузе; Вышневолоцкое на Цне. Тверь является первым портом для круизных речных судов на Волге, что делает наш город перспективным и для развития круизного туризма. Уже сегодня в Твери экскурсионные услуги оказываются более 15 000 тыс. туристов круизных теплоходов за сезон. Так как на исток Волги, то это предоставляет хорошую возможность предложить туристкий комбинированный маршрут «Волга от истока до устья». (Москва Тверь (круизный) Тверь Волговерховье — Тверь (автобусный) Тверь Астрахань Москва (круизный). Объем перевозок пассажиров речным транспортом — 375 тыс. человек в год. Перевозку пассажиров осуществляют суда типа «Москва» и «Москвич». Наиболее крупным воднотранспортным узлом является Тверской речной порт. Речной вокзал и пассажирский причал расположены в центре города Твери и способны принимать пассажирские многопалубные суда. Причал Тверского грузового района протяженностью 150 метров с расположенными на нем 3 портальными кранами, грузоподъемностью 15 и 5 тонн, может обрабатывать суда смешанного (река — море) плавания с осадкой до 4-х метров.
Возьмем простой пример — туристическая фирма обеспечивает трансфер от города до пансионата туристическим автобусом. Опоздание отправления, грязь в автобусе и противный запах, с которым вы часто встречаетесь в российском транспорте, сломанные сиденья, разбитая дорога, частые поломки автобуса — это тот «стандарт качества», с которым нам реально приходится иметь дело в России.
Кто может оценить качество транспортной услуги до того, как она будет предоставлена туристам? Тем же водителем автобуса, который все описанное знает не понаслышке. Более того, чтобы автобус был исправен и пришел к месту отправления вовремя, в первую очередь должна быть хорошо организована работа самого автопарка. Планирование и организация работы ремонтной бригады по профилактике транспортных средств, контроль внутреннего состояния автобуса, мотивация персонала на оказание хотя бы удовлетворительного сервиса (вы можете припомнить случай, когда водитель принес лично Вам искренние извинения за состояние салона автобуса?) — все это (планирование, организация, мотивация и контроль) — обязательные подпроцессы управления, которые реализуются при производстве любого товара или услуги.
Из сказанного выше следует, что проблема повышения качества услуги состоит не в том, что производство услуг «малозвенное», а в том, что пока российские производители услуг относятся к научному управлению как к чему-то ненужному, годящемуся, в крайнем случае, лишь для больших промышленных предприятий, что совершенно неверно.
2.3 Авиационный продолжение
--PAGE_BREAK--
В Тверской области имеются два авиапредприятия ЗАО «АК КонверсАвиа» и ООО «Вертикаль-Т». ЗАО «АК КонверсАвиа» располагает парком воздушных судов, состоящих из вертолетов Ми-2 и Ми-8. Вертолеты данной компании обслуживают магистральные газопроводы на территории Тверской области и соседних областей, выполняют работы по линии санитарной авиации, МЧС, охране лесов от пожара. Основная деятельность ООО авиакомпания «Вертикаль-Т» это выполнение авиационных перевозок грузов и пассажиров. Авиакомпания располагает парком вертолетов типа Ми-8, Ми-26, имеет сертификат для выполнения внутренних и международных полетов, аккредитована в ООН как официальный перевозчик. Расположенный под г. Тверью вертодром «Змеево» способен принимать и отправлять вертолеты всех типов, а также воздушные суда авиации малого назначения. Здесь же осуществляются прыжки с парашютом.
В Тверской области разработан новый туристический маршрут по памятным местам, связанным с именем авиаконструктора Андрея Туполева — «Загадка сельца Пустомазово». В 30 километрах от г. Кимры, находилось с. Пустомазово, где родился авиаконструктор. В ноябре 2005 года здесь был оборудован мемориальный комплекс, который стал отправной точкой нового туристического маршрута. В программу маршрута входит посещение храма Вознесения Господня и погоста Воскресенский в Понизовье. Также новый туристический маршрут предполагает посещение Устиновской школы, где учился Туполев и которая теперь носит его имя, осмотр школьного и Кимрского краеведческого музея. По желанию туристов для них может быть организовано посещение аэродрома «Борки», где тренируются участники первенства мира по высшему пилотажу. В настоящее время этот центр является ведущим в России по парашютизму и одним из ведущих в летном обучении3.
Заключение
Превращение туризма в массовое явление создает ряд проблем, связанных с его транспортным обслуживанием. Это относится как к транспорту общего пользования, так и специализированному транспорту, функционирующему в рамках туристских организаций. В общем виде эти проблемы сводятся к следующему: созданию материально-технической базы туристского транспорта общего пользования, соответствующего туристским потребностям страны; совершенствованию организации транспорта; улучшению качества транспортного обслуживания туристов.
Тверская область располагает развитой сетью транспортного сообщения. Существующая дорожная сеть Тверской области сложилась в процессе исторического и экономического развития региона с учетом его уникальных географических особенностей. Основными же транспортными артериями области являются такие международные трассы, как Москва-Санкт-Петербург и Москва–Рига. К сожалению, придорожная туристская инфраструктура автомагистралей находится в зачаточном состоянии и не может удовлетворять требованиям сегодняшнего дня.
Несомненно, что и само географическое положение области может и должно рассматриваться как одна из составляющих местного туристского потенциала. В связи с этим, основными потребителями туристских услуг в плане развития въездного туризма являются жители столичного мегаполиса и превращение области в полноценную туристскую дестинацию.
Не менее перспективным является и работа с транзитным турпотоком, совершающим путешествие из одной столицы России в другую по автотрассе Москва – Санкт — Петербург. Сегодня данная программа обрела свое название – «Золотая нить России». Такая работа могла бы способствовать в вовлечение в активное участие в туристском рынке сразу шести районов Тверской области, включая областную столицу.
Есть у области возможность формирование своего иностранного въездного турпоторка, используя и развивая побратимские и партнерские связи, а также «финскую составляющую» для районов, где компактно проживают карелы.
Туризм интересен не только сам по себе, но и тем, что развитие туризма стимулирует развитие целого ряда отраслей, что нашло отражение в определение «мультипликативный характер туризма». Одной из таких отраслей является сувенирная промышленность. И здесь еще предстоит решить вопрос с разработкой и продвижением узнаваемого туристского сувенира как для отдельных регионов тверской области, так и для области в целом.
Развитие туризма ни в одной стране не обходится без государственной поддержки. Причем, ее формы могут варьироваться от прямых государственных инвестиций в туристскую инфраструктуру, на подготовку кадров, научное и рекламно- информационное обеспечение, до налоговых и таможенных льгот, стимулирующих приток инвестиций в местную туристскую индустрию.
В настоящее время основная работа по вовлечению имеющегося туристского потенциала области в активный туристский рынок носит системный и плановый характер и ведется в рамках бюджетной целевой программы (БЦП) и областной целевой программы (ОЦП) «Развитие туризма в Тверской области».
Библиографический список
Биржаков М.Б., Никифоров В.И. Индустрия туризма: перевозки.
Гуляев В.Г. Организация туристских перевозок. — М.: Финансы и статистика, 2003г.
Осипова О.Я. Транспортное обслуживание туристов: Учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений.-М.: Издательский центр «Академия», 2004г.
www.region.tver.ru
www.webtver.ru/transport/
www.region69.gov.ru/power/dep_transport_svyaz.html
tverturizm.rbchost.ru/
www.afanasy.biz/news/tourism/