Содержание
Назначение сигналов…………………………………………………………….3 Классификация светофоров……………………………………………………4 Светофорная сигнализация……………………………………………….……5 Видимость сигналов и места их установки…………………………………..8 Сигналы ограждения, ручные и звуковые сигналы…………………………9 Сигнальные указатели и знаки………………………………………………..10 Сигналы, применяемые для обозначения поездов, локомотивов и
других подвижныхединиц………………………………………………….…..11
Назначение сигналов
Безопасность движения ичеткая организация движения поездов и маневровой работы требуют передачимашинисту информации, разрешающей или запрещающей движение, а при разрешениидвижения — о режиме ведения поезда. Кроме того, необходимы сообщения слокомотива работникам, связанным с движением поездов, о предполагаемыхдействиях машиниста. Передача всей совокупности необходимых приказов, указанийи извещений производится с помощью сигналов. На железнодорожном транспортеприменяются только сигналы, утвержденные министром путей сообщения.
Сигнал — это условныйвидимый или звуковой знак, при помощи которого подается определенный приказ,«Сигнал является приказом и подлежит беспрекословному выполнению. Работникижелезнодорожного транспорта должны использовать все возможные средства длявыполнения требования сигнала. Проезд закрытого светофора запрещается».
Каждый сигнал несет одноопределенное требование, поэтому для правильного приема сигналы должны возможнобольше отличаться друг от друга физическими признаками. В качестве признаков,которыми отличают друг от друга видимые сигналы, используются цвет огней, ихчисло и характер горения (мигающие или немигающие), окраска и положениесигнальных приборов. Видимые сигналы подаются светофорами, дисками, щитами, фонарями,флагами, сигнальными указателями и знаками.
Звуковые сигналыотличаются числом и сочетанием входящих в них звуков различнойпродолжительности. Звуковые сигналы подаются свистками локомотивов,моторвагонных поездов и дрезин, ручными свистками, луковыми рожками, сиренами,гудками и петардами.
Видимые сигналы по времени ихприменения подразделяют на:
дневные, подаваемые в светлое времясуток; ночные, подаваемые в темное время суток; круглосуточные, подаваемые всветлое и темное время суток.
В сигнализации, связанной с движением поездов,применяются следующие основные сигнальные цвета:
зеленый, разрешающийдвижение с установленной скоростью;
желтый, разрешающийдвижение и требующий уменьшения скорости;
красный, требующий остановки.
Число цветов, используемых в сигнализации для движенияпоездов, ограничено тремя перечисленными основными цветами, поскольку ониобладают достаточной контрастностью, надежно различимы, способны как признаксочетаться с другими признаками, имеют большую дальность видимости при маломрасходе энергии, сравнительно дешевы и технически просто выполняются.
Помимо трех основных цветов, применяются также огнисинего и белого (лунно-белого, прозрачно-белого, мелочно-белого) цветов. Синийцвет, хотя хорошо опознается, но обладает ограниченной дальностью видимостииз-за малой прозрачности светофильтров. Белые огни близки по цвету постороннимисточникам света, поэтому эти цвета имеют ограниченную область использования.
Сигналы, установленные Инструкцией по сигнализациина железных дорогах, составляют несколько групп в зависимости от того, где икогда они применяются, т. е. от их основного назначения:
постоянные сигналы — светофоры, применяемые придвижении поездов и маневровой работе;
сигналы ограждения, применяемые при ограждении мест,опасных для движения поездов (подаются дисками, щитами, фонарями, флагами,сигнальными указателями и знаками);
ручные сигналы, применяемые работниками железныхдорог при движении поездов (подаются флагами, фонарями, дисками);
сигнальные указатели и знаки, применяемые для указаниямаршрутов следования, положения стрелок, путевого заграждения, гидравлическихколонок и др., которые могут занимать несколько положений, а также обозначатьместа, требующие определенных действии машиниста (подаются фонарями, щитами,указателями и т. д.);
сигналы, применяемые при маневровой работе (подаютсясветофорами, флагами, фонарями);
сигналы, применяемые для обозначения поездов,локомотивов и других подвижных единиц (подаются фонарями, дисками, флагами);
звуковые сигналы, применяемые при движении поездов иманевровой работе.
Классификациясветофоров
С помощью светофорной сигнализации передаются нарасстояние приказы, прямо относящиеся к движению поездов. Местами установкисветофоров являются начало перегонов, блок-участков, станций и т. д., т. е.границы различных ограждаемых светофорами участков пути, что позволяетподразделять светофоры по назначению на:
Входные — разрешающие илизапрещающие поезду следовать с перегона на станцию;
выходные — разрешающие илизапрещающие поезду" отправляться со станции на перегон;
маршрутные — разрешающиеили запрещающие поезду проследовать из одного района станции в другой;
проходные — разрешающиеили запрещающие поезду проследовать с одного блок-участка (межпостовогоперегона) на другой;
прикрытия — для ограждениямест пересечения железных дорог в одном уровне другими' железными дорогами,трамвайными путями и троллейбусными линиями, разводных мостов и участков,проходимых с проводником;
заградительные — требующиеостановки при опасности для движения, возникшей на переезде, крупныхискусственных сооружениях и обвальных местах, а также при ограждении составовдля осмотра и ремонта вагонов на станциях;
предупредительные —заблаговременно предупреждающие о показании основного светофора (входного,проходного, заградительного и прикрытия);
повторительные — дляоповещения о разрешающем показании выходного, маршрутного и о показанияхгорочного светофора, когда по местным условиям видимость основного светофора необеспечивается;
локомотивные — дляразрешения или запрещения поезду следовать по перегону с одного блок-участка надругой, а также предупреждения о показании путевого светофора, к которому приближаетсяпоезд;
маневровые — разрешающиеили запрещающие производство маневров;
горочные — разрешающие илизапрещающие роспуск вагонов с горки.
Один светофор можетсовмещать несколько назначений (входной и выходной, выходной и маневровый,выходной и маршрутный в др.)Светофорная сигнализация
На железных дорогахприменяют двух-, трех- и четырехзначную светофорную сигнализацию. Придвузначной сигнализации, применяемой в полуавтоматической блокировке, сигналыосновных светофоров только запрещают или разрешают движение поездов наограждаемый ими участок пути, не предупреждая об открытом или закрытомположении следующего светофора. В этом случае запрещающий сигнал светофорадолжен быть виден на расстоянии не менее нужного для остановки поезда передзакрытым светофором. При существующих скоростях движения поездов этогообеспечить нельзя, поэтому машинист должен заблаговременно предупреждаться обостановке у следующего светофора. Этому требованию отвечает трехзначнаясигнализация, применяемая, как правило, при автоблокировке и в пределахстанций.
На проходных светофорахпри трехзначной сигнализации применяют три сигнала: один зеленый огонь —«Разрешается движение с установленной скоростью; впереди свободны два или болееблок-участка»; один желтый огонь — «Разрешается движение с готовностьюостановиться; следующий светофор закрыт»; один красный огонь — «Стой! Запрещаетсяпроезжать сигнал». Такая сигнализация предусматривает наличие между попутнымисмежными светофорами расстояния не менее требуемого тормозного пути.
На линиях с интенсивнымдвижением (пригородные участки крупных городов) для пропуска большого числа поездовнеобходимо сокращать время между их отправлением. Для этого уменьшаютрасстояние между смежными светофорами, чтобы ранее отправленный поезд заменьшее время прошел более короткие блок-участки и дал возможность скорееотправить следующий поезд. Для того чтобы при уменьшении расстояния междусмежными светофорами было известно о закрытом светофоре на расстоянии не менеетребуемого тормозного пути от него, машинист предупреждается о сигнале «Стой!»за два блок-участка, встречая при приближении поезда к закрытому светофору двапредупредительных светофора. Из них первый по ходу поезда находится нарасстоянии не менее тормозного пути от закрытого светофора и подаетпредупредительный сигнал один желтый и один зеленый огни, указывающий, чтовпереди свободны два, но коротких блок-участка, и к следующему светофору сжелтым огнем должна быть снижена скорость до установленной. Сигнал второго походу светофора — один желтый огонь — указывает, что свободен одинблок-участок. Если впереди свободны три или более блок-участка, на светофорегорит один зеленый огонь. Такая сигнализация называется четырехзначной,поскольку в ней применяются четыре сигнала: один зеленый огонь; один желтый иодин зеленый огни; один желтый огонь и один красный огонь.
В светофорной сигнализации,кроме этих сигналов, используемых при движении на перегоне и по главному путистанций, применяются сигналы, необходимые при движении поездов с отклонениемпо стрелочным переводам на боковые пути станций при обгоне попутными искрещении со встречными поездами. Движение поездов по стрелочным переводам сотклонением допускается со сниженной скоростью. Величина сниженной скоростизависит от крутизны кривой перехода поезда по стрелочному переводу на боковойпуть. Крутизна характеризуется маркой крестовины стрелочного перевода. Пообычным несимметричным стрелочным переводам с крестовиной марки 1/11 (1/9)движение на боковой путь допускается с уменьшенной скоростью (не более 50 (40)км/ч), а по пологим переводам с крестовиной марки 1/18 не более 80 км/ч и скрестовиной 1/22—не более 120 км/ч.
Следовательно, скорость движения поезда при входе настанцию может быть различной и зависит, во-первых, от того, на какой путь(главный пли боковой) принимают поезд, а во-вторых, если поезд принимают набоковой путь, от того, по обычным или пологим стрелочным переводам будетотклонение на боковой путь, что заранее неизвестно машинисту. Об этом машинистзаблаговременно предупреждается соответствующим сигналом предвходного(предупредительного) светофора с тем, чтобы он мог предварительно, еще не видясигнала входного светофора, начать снижение скорости до скорости входа поездана станцию. В свою очередь сигналы входного светофора должны одновременно суказанием скорости входа поезда на станцию предупреждать и о скорости движения(включая нулевую — остановку) у следующего за ним выходного (маршрутного) светофора.
Входной светофор. При приеме поезда на главный путьвходной светофор подает сигналы; один зеленый огонь — следующий светофороткрыт; один желтый огонь — следующий светофор закрыт.
О приеме поезда на боковойпуть с уменьшенной скоростью по обычным стрелочным переводам с крестовиноймарки 1/11 (1/9) входные светофоры подают сигналы, состоящие из двух огней иимеющие следующие сигнальные значения.
два желтых огня, из нихверхний мигающий — «Разрешается поезду следовать на станцию с уменьшеннойскоростью на боковой путь; следующий светофор (маршрутный или выходной) открыт».На открытое положение следующего светофора указывает верхний желтый мигающийогонь;
два желтых огня — «Разрешается поезду следовать настанцию с уменьшенной, скоростью на боковой путь и готовностью остановитьсяна станции; следующий светофор закрыт». О закрытом следующем светофорепредупреждает верхний немигающий желтый огонь.
Предвходной(предупредительный) светофор об открытом входном светофоре предупреждаетсигналом — один желтый мигающий огонь, указывающим, что «Разрешается движениес установленной скоростью; входной светофор открыт и требует проследования егос уменьшенной скоростью; поезд принимается на боковой путь станции».
В случае приема поезда настанцию со скоростью до 80 км/ч с отклонением по пологим стрелочным переводам скрестовиной марки 1/18 входные светофоры подают сигналы, состоящие из двухогней и зеленой полосы:
один зеленый, мигающий иодин желтый огни и одна зеленая светящаяся полоса — «Разрешается поездуследовать на станцию со скоростью не более 80 км/ч на боковой путь: следующийсветофор (маршрутный или выходной) открыт и требует проследования его соскоростью не более 80 км/ч». Предупреждение о скорости до 80 км/ч у следующегосветофора подается верхним зеленым мигающим огнем сигнала;
два желтых огня, из нихверхний мигающий, и одна зеленая светящаяся полоса—«Разрешается поездуследовать на станцию со скоростью не более 80 км/ч на боковой путь; следующийсветофор открыт, требует проследования его с уменьшенной скоростью».Уменьшение скорости к следующему светофору в этом случае требуется из-заотклонения за ним поезда по обычному стрелочному переводу; предупреждение обэтом подается верхним желтым мигающим огнем сигнала;
два желтых огня и одназеленая светящаяся полоса — «Разрешается поезду следовать на станцию соскоростью не более 80 км/ч на боковой путь и готовностью остановиться настанции; следующий светофор закрыт». Желтый верхний огонь предупреждает окрасном огне на следующем светофоре.
Во всех случаях предвходной светофор подает один итот же сигнал — один зеленый мигающий огонь, который указывает:
«Разрешается движение с установленной скоростью;входной светофор открыт и требует проследования его со скоростью не более 80км/ч; поезд принимается на боковой путь станции».
При приеме поезда настанцию с отклонением по стрелочному переводу с крестовиной марки, 1/22 входнойсветофор подает сигнал — один зеленый мигающий и один желтый огни и двезеленые светящиеся полосы — «Разрешается поезду следовать 'на станцию соскоростью не более 120 км/ч на боковой путь; следующий светофор открыт иразрешает проследование его с установленной скоростью». В этом случаепредвходной светофор подает сигнал один зеленый мигающий огонь.
Движение с отклонением пострелочным переводам может происходить и после выходных и маршрутныхсветофоров. Это значит, что ими могут подаваться те же сигналы, что и входнымисветофорами, следовательно, расположенные перед выходными (маршрутными)входные или маршрутные светофоры должны подавать сигналы аналогичнопредвходному светофору о скорости у следующего светофора.
При изучении сигнализациисветофорами можно заметить, что сигналы построены по определенным правилам, икаждый сигнал передает сразу два приказа — основной и предупредительный.
Сигналами передаютсяприказы о пяти скоростях: установленной, не более 120 км/ч, не более 80 км/ч,уменьшенной (не более 50 км/ч) и остановке. Какими же пользуются признаками,чтобы указать и предупредить сигналами об этих пяти скоростях?
Основное значение сигнала,указывающее скорость у данного светофора, передается числом огней и зеленыхполос:
один огонь имеют сигналы,разрешающие движение с установленной скоростью у данного светофора. К нимотносятся: один зеленый, один зеленый мигающий, один желтый мигающий и одинжелтый огни;
два огня "(нижний всегда желтый) имеют сигналы,указывающие о следовании, с уменьшенной скоростью (не более 50 км/ч);
два огня с одной зеленойсветящейся полосой — соответствует
скорости не более 80 км/ч;
два огня с двумя зеленымисветящимися полосами — разрешают двигаться со скоростью не более 120 км/ч.
Все сигналы, кроме того,содержат еще и второй сигнальный признак, предупреждающий о скорости уследующего светофора. Если взять для примера сигналы с одним огнем: одинзеленый, один зеленый мигающий, один желтый мигающий и один желтый огни, тоони, имея единый признак — один огонь, соответствующий установленной скоростиу светофора, подающего сигнал, в то же время отличаются между собой цветом(зеленый, желтый) и характером горения огня (непрерывный, мигающий). Цветом ихарактером горения огня сигнал предупреждает о скорости у следующегосветофора. Каждому из признаков отвечает такая скорость у следующего светофорас огнем:
зеленым (немигающим) —установленная скорость;
зеленым мигающим — неболее 80 км/ч;
желтым мигающим —уменьшенная (не более 50 км/ч);
желтым (немигающим) —предупреждает об остановке: (нулевая скорость);
один красный — служитсигналом остановки и имеет одно значение: «Стой. Запрещается проезжатьсигнал».
Таким образом, смыслкаждого сигнала светофора складывается из указаний скорости у данногосветофора, я одним из четырех признаков (один огонь, два огня, два огня содной полосой и два огня с двумя полосами) и предупреждений о скорости у следующегосветофора тоже одним из четырех признаков (зеленый, зеленый мигающий, желтыймигающий и желтый).Видимость сигналов и места их установки
Для того чтобы иметь возможность остановить поездперед светофором, подающим сигнал «Стой», машинист должен видетьнепосредственно сигнал на расстоянии не менее тормозного пути. В Правилахтехнической эксплуатации приведены основные требования к видимости сигналов иих установке.
Расстояние, на которомвидны сигналы светофора, зависит от времени суток, места расположения (напрямом или кривом участке пути) и наличия препятствий, заслоняющих огнисветофора (лес, выемка, строение и др.). Более высокие требования предъявляютсяк видимости сигналов светофоров на перегонах и главных путях станций.
Установленная дальностьвидимости для сигналов, подаваемых светофорами с боковых путей к маневровыхсветофоров, меньше, потому что движение поездов по боковым путям, а также приманевровых передвижениях происходит с меньшими скоростями.
Тормозные пути присовременных скоростях обычно превышают дальность видимости сигналов,подаваемых светофорами. В связи с этим необходимо предупреждать машинистасигналом другого светофора (предупредительного) на расстоянии не менеетормозного пути о том, что основной светофор открыт или закрыт. Поэтому передвходными и проходными светофорами и светофорами прикрытия устанавливают" предупредительные светофоры. В этом случае дальность видимости сигналасветофора должна позволять машинисту уверенно воспринять его во время движения.
— На участках, оборудованныхавтоблокировкой, каждый проходной светофор является предупредительным поотношению к следующему светофору. Входные и маршрутные светофоры главныхпутей, а также выходные светофоры при автоблокировке являютсяпредупредительными по отношению к следующим светофорам на главном пути.Поэтому на линиях, оборудованных автоблокировкой с трехзначной сигнализацией,расстояние между светофорами должно быть не менее тормозного пути,определенного для данного места при полном служебном торможении и максимальнойреализуемой скорости (но не более 120 км/ч для пассажирских и не более 80 км/чдля грузовых поездов), но не менее 1000 м.
На участках савтоматической локомотивной сигнализацией к длине блок-участка предъявляетсяеще одно дополнительное требование: длина блок-участка должна быть не менеетормозного пути, необходимого для принудительной остановки поезда устройствамиавтоматической локомотивной сигнализации.
На участках, необорудованных автоблокировкой, предупредительные светофоры устанавливают отосновных светофоров на расстоянии не менее тормозного пути, определенного, дляданного места при экстренном торможении и максимальной реализуемой скорости.
Для безошибочноговосприятия сигналов, подаваемых светофорами, необходимо правильное взаимноеразмещение светофоров и единый порядок установки их относительно пути. ПТЭпредусматривает, что светофоры должны находиться всегда с правой стороны путипо направлению движения поездов, т. е. со стороны машиниста. Кроме того, надвухпутных участках расположение светофоров с внешней стороны пути (справа)позволяет легко соблюдать требование габарита. Когда ширина междупутья, в томчисле на многопутных перегонах или на двух путных с двусторонним движением, непозволяет разместить мачтовый светофор, применяют консоли или мостики. В этихслучаях светофоры могут находиться над осью ограждаемого ими пути. Относительнодруг друга светофоры следует устанавливать так, чтобы подаваемые ими сигналынельзя было принять с поезда за сигналы, относящиеся к смежным путям.
Входные светофоры должныбыть установлены от первого стрелочного перевода на расстоянии не ближе 50 м,считая от остряка противошерстного или предельного столбика пошерстногострелочного перевода. Это позволяет локомотиву с несколькими вагонами выезжатьпри маневрах за первую входную стрелку без выхода за границу станции. Наэлектрифицированных участках входные светофоры размещают на расстоянии 300 м (ане 50 м), т. е. до воздушных промежутков контактной сети, расположенных передпервыми стрелочными переводами.
Выходные светофоры должныустанавливаться для каждого отправочного пути впереди места, предназначенногодля стоянки локомотива отправляющегося поезда.Сигналы ограждения, ручные и звуковые сигналы
Места с препятствиями длядвижения поездов и места производства работ, требующие остановки поезда передними или проследования их с уменьшенной скоростью, ограждают сигналами. Места,требующие проследования их с уменьшенной скоростью, ограждают с обеих сторон нарасстоянии 50 м сигнальными знаками «Начало опасного места» и «Конец опасногоместа» и от них:
на расстоянии 800 — 1500 м устанавливаютсигналы уменьшения скорости, которые предупреждают машиниста, что опасное местодолжно быть преследовано с пониженной скоростью.
Сигналами уменьшенияскорости служат диски желтого цвета, когда ограждают места с постояннымограничением скорости, и переносные квадратные щиты желтого цвета днем и ночью(или желтый флаг на шесте днем) при ограждении временных препятствий. Опроследовании опасного места машинист извещается соответственно диском иликвадратным щитом 'зеленого цвета (обратная сторона диска и щита желтого цвета).
Места с препятствиями длядвижения поездов, требующие остановки, и места производства работ ограждают,применяя переносные сигналы: прямоугольный щит красного цвета или красныйфлаг на шесте днем и красный огонь фонаря ночью.
Для подачи ручных сигналов служат днем флаги, аночью — фонари. Сигнал остановки подается днем красным развернутым флагом, аночью — красным огнем ручного фонаря; сигнал уменьшения скорости — днем желтымразвернутым флагом, а ночью — желтым огнем ручного фонаря (только на станциях).
Для передачи приказа об остановке идя уменьшениискорости при отсутствии днем красного флага, а ночью фонаря с красным илижелтым огнем применяют сигналы, значения которых выражаются характерными длякаждого из них движениями. Так, в этих случаях сигнал остановки подается: днем— движением по кругу желтого флага, руки или какого-либо предмета; ночью —движением по кругу фонаря с огнем любого цвета. Это дает возможность каждомуработнику в случае угрозы безопасности движения принять меры к остановкепоезда. Сигнал уменьшения скорости ночью может подаваться медленным движениемвверх и вниз ручного фонаря с прозрачно-белым огнем. Зеленый огонь ручногофонаря или зеленый огонь ручного диска применяется только в одном случае, а именнодежурным по станции ночью для разрешения поезду отправиться или проследоватьбезостановочно по станции. Днем этот сигнал подается им ручным диском,окрашенным в белый цвет с черным окаймлением, или свернутым желтым флагом.
Ручные сигналыиспользуются и при опробовании автотормозов. Требование машинисту произвеститорможение подается сигналом днем — поднятой вертикально рукой, ночью —поднятым ручным фонарем с прозрачно-белым огнем. Требование отпустить тормозаподается сигналом днем — движениями руки перед собой по горизонтальной линии,ночью — такими же движениями ручного фонаря с прозрачно-белым огнем.
При маневрах подают ручныеи звуковые сигналы: днем — двинуться локомотиву управлением вперед — движенияминад головой развернутого желтого флага, ночью — ручного фонаря спрозрачно-белым огнем или одним длинным звуком; двинуться локомотивууправлением назад — днем движениями у ног развернутого желтого флага, ночью —ручного фонаря с прозрачно-белым огнем или двумя длинными звуками. Звуковыесигналы при маневрах подают свистком, духовым рожком.
Сигнальныеуказатели и знаки
Маршрутные указателипредназначены для передачи машинистам указаний по движению поездов и дополняютсигналы светофоров. Их указания подаются светящимися буквами, цифрами или полосами,образуемыми горящими лампочками и помещаемыми на мачтах светофоров иди наотдельной мачте. Светящийся указатель белого цвета определяет направлениеследования или путь приема, а указатель зеленого цвета — номер пути отправленияна групповом выходном или маршрутном светофоре.
Стрелочные, указателипоказывают положение стрелок, которые могут находиться в двух положениях; длядвижения по прямому пути либо с отклонением на боковой путь. Применяютсяосвещаемые и неосвещаемые стрелочные указатели. Если стрелка установлена попрямому пути, освещаемый указатель днем показывает белый прямоугольник узкойстороны, а ночью — молочно-белый огонь. Если стрелка установлена на боковойпуть, то у освещаемого указателя днем видна широкая сторона, а ночью — желтыйогонь. Если стреловидный неосвещаемый указатель размещен вдоль пути и видноего ребро, то стрелка установлена по прямому пути, а если на белом фонестрелочного указателя видна черная стрела, направленная в сторону боковогопути, то стрелка установлена на боковой путь.
Указатели путевогозаграждения сигнализируют: «Путь загражден» — днем виден белый круг с горизонтальнойчерной полосой, ночью — молочно-белый огонь с той же черной полосой;«Заграждение с пути снято» — днем виден белый круг или прямоугольник свертикальной черной полосой, ночью — молочно-белый огонь с той же чернойполосой.
Указатель гидравлической колонки сигнализирует: «Стой» — ночью виден в обе стороны красныйогонь фонаря, а днем видна сама поворачивающаяся часть колонки, установленнаяпоперек пути. Если поворачивающаяся часть колонки установлена вдоль пути, ночьювиден в обе стороны прозрачно-белый огонь.
Указатели перегрева буксустанавливают на опорах контактной сети или отдельных мачтах. Нормальноуказатели не освещаются и сигнального значения не имеют. О наличии перегревабукс в проходящем поезде указывают светящиеся полосы указателя. В этом случаемашинист должен плавно уменьшить скорость и проследовать входную стрелку соскоростью не более 20 км/ч, а затем остановить поезд на пути приема внезависимости от показаний выходного светофора.
Указатель «Опуститьтокоприемник» сообщает машинисту, что необходимо проследовать воздушныйпромежуток с опущенным токоприемником из-за внезапного снятия напряжения содной из секций контактной сети, разделенной этим промежутком. Указательсигнализирует горизонтальной мигающей светящейся полосой прозрачно-белогоцвета на черном ромбовидном щите. Нормально сигнальные полосы указателей негорят, и в этом положении указатели сигнального значения не имеют. Передсигнальным указателем и за воздушным промежутком в направлении движенияустанавливают постоянные сигнальные знаки черного цвета с отражателями на них.
Сигнальные знаки в виде столбиков или щитовразличной формы и цвета с условными изображениями или надписями применяют вопределенных местах. К сигнальным знакам относятся следующие:
а) общие знаки(постоянные): предельные столбики, щиты «Граница станции», «Проводник», «Началоопасного места» — «Конец опасного места», знак «С» о подаче свистка, «Началотолкания», «Конец толкания», «Остановка локомотива», «Остановка первоговагона» и др.;
б) знаки наэлектрифицированных участках (квадратные шиты синего цвета, обращенные угломвверх, с условными обозначениями) «Отключить ток» (постоянный знак)устанавливают у разделов контактной сети нейтральными вставками. Проходя их,машинист должен отключить ток. За нейтральной вставкой устанавливаютпостоянный знак «Включить ток на электровозе», «Включить ток наэлектропоезде»;
«Опустить токоприемник»(временный знак) ставится перед местами с неисправной контактной сетью,требующими прохода их с опущенными токоприемниками. Перед ним устанавливаютзнак «Подготовиться к опусканию токоприемника», а за местом с неисправной сетью— знак «Поднять токоприемник» (временные);
в) знаки дляснегоочистителя (временные) «Поднять нож, закрыть крылья» ставят на зимнеевремя перед препятствиями на пути, которые не допускают прохода снегоочистителяв рабочем состоянии. За препятствиями устанавливают знак «Опустить нож, открытькрылья», разрешающий работу снегоочистителя. На участках, где работаютскоростные снегоочистители, перед знаками «Поднять нож, закрыть крылья»устанавливают, кроме того, временные сигнальные знаки «Подготовиться кподнятию ножа к закрытию крыльев».
Сигналы, применяемые для обозначения поездов, локомотивови других подвижных единиц
Сигналы для обозначенияподвижных единиц оповещают находящихся на пути людей и машинистов локомотивово приближении поезда и других подвижных единиц, а на двухпутных участках, —кроме того, о пути, по которому они следуют (правильному или неправильному).
Своевременно увидетьприближающийся поезд для машиниста, дежурного по станции, сигналиста, дежурногострелочного поста, дежурного по переезду и других в дневное время непредставляет труда, поэтому голова поезда при движении на однопутных и поправильному пути на двухпутных участках, в том числе при следовании вагонамивперед, днем сигналами не обозначается. Ночью же голова поезда обозначаетсядвумя прозрачно-белыми огнями фонарей у буферного бруса. На локомотиве при этомночью добавляется сигнальный прозрачно-белый огонь прожектора.
Обозначение двумя огнями,находящимися на привычном расстоянии друг от друга, позволяет в темноте по нимправильно оценивать расстояние до поезда, а также скорость его приближения.
На двухпутных участках,как правило, поезда движутся по правильному пути. В этих условиях движение понеправильному пути представляет в силу его необычности серьезную опасность.Чтобы заблаговременно оповестить персонал о движении поезда по неправильномупути, днем и ночью с левой стороны (по направлению движения) в голове зажигаюткрасный огонь фонаря, а с правой — прозрачно-белый огонь фонаря. На локомотивепря этом ночью добавляется сигнальный прозрачно-белый огонь прожектора.
Если грузовой поезд движется вагонами вперед наоднопутном и по правильному пути на двухпутном участке ночью голова поездаобозначается прозрачно-белым огнем фонаря у буферного бруса. При движении понеправильному пути голова такого поезда обозначается днем — развернутымкрасным флагом с левой стороны, а ночью — прозрачно-белым огнем фонаря убуферного бруса и красным огнем ручного фонаря с левой стороны.
Последний вагон в хвосте поезда обозначается длятого, чтобы по нему можно было узнать, в полном ли составе следует или прибылпоезд, а также для ограждения поезда во время следования. Хвост грузового игрузопассажирского поезда в любое время… суток обозначают красным диском сосветоотражателем у буферного бруса с правой стороны, а пассажирского ипочтово-багажного — тремя красными огнями. В случае прицепки к хвосту пассажирскогоили почтово-багажного поезда грузового вагона без постоянных сигнальных фонарейпоследний обозначается днем' красным диском пли развернутым красным флагом убуферного бруса с правой стороны, а ночью — одним красным огнем буферногофонаря с правой стороны.
Локомотив, находящийся вхвосте грузового поезда, а также локомотив, следующий без вагонов, сзади днем иночью обозначаются красным огнем фонаря у буферного бруса с правой стороны.
В случае разрыва на перегоне грузового поезда хвосттой части поезда, которая отправляется на станцию, обозначают у буферногобруса с правой стороны днем развернутым желтым флагом, а ночью — желтым огнемфонаря.
Снегоочиститель можетдвигаться по правильному и неправильному пути, с локомотивом, как в голове,так и в хвосте. Поэтому он нуждается в специальных сигнальных знаках. При движениина однопутных и по правильному пути на двухпутных участках снегоочиститель (еслион в голове) обозначают днем — двумя желтыми развернутыми флагами на боковыхкрюках, ночью — двумя желтыми огнями боковых фонарей, а в сторону локомотива —двумя прозрачно-белыми контрольными огнями. При движении по неправильному путина двухпутных участках в голове снегоочиститель обозначают днем — двумя желтымии одним красным развернутыми флагами на боковых крюках, а ночью — двумя желтымии одним красным огнями фонарей. Красный флаг (фонарь) устанавливают под желтымслева. В сторону локомотива торят три прозрачно-белых контрольных огня.
Еслив голове находится локомотив, то его обозначают так же, как и снегоочиститель.