--PAGE_BREAK--Кроме основных кинематических параметров ОКП ПКП позволяет определить моменты блокировочных фрикционов при различных вариантах блокировки звеньев для получения прямой передачи.
2.2. Составление исходных уравнений и приведение исходных уравнений к простейшему виду
Для этого используется уравнение [1, 2.8]. В результате получим четыре исходных уравнения:
В приведенных уравнениях [1, 2.4-2.6] наименьший коэффициент равен плюс единице и коэффициенты при частотах вращения центральных звеньев располагаются в порядке возрастания по абсолютной величине.
Уравнения 1и 2 по своей структуре полностью соответствуют уравнениям [1, 2.4-2.6]. Поэтому перепишем их без изменения.
В уравнении 3 и 4 коэффициенты при частотах вращения n2, n3, n4 меньше единицы. Для приведения данных уравнений к простейшему виду разделим их соответственно на 0,6 и 0,26 и перепишем в порядке возрастания по абсолютной величине коэффициентов при частотах вращения центральных звеньев. В результате получим
.
2.3. Составление производных уравнений
Производные уравнения отличаются от исходных и друг от друга комбинацией входящих в уравнения частот вращения центральных звеньев.
Общее число исходных и производных уравнений W определяется числом возможных сочетаний из общего числа частот вращения тормозных звеньев р, ведущего и ведомого звеньев (всего р + 2 звена) по три, так как в каждое уравнение входят частоты вращения трех центральных звеньев ТДМ.
В общем виде
В рассматриваемом примере р = 4. Тогда
Следовательно, к четырем исходным уравнениям надо добавить 16 производных.
Первая группа производных уравнений получается исключением из исходных уравнений частоты вращения ведомого звена nвм. Для этого рассматриваются попарно два уравнения. При этом из четырех уравнений
Следовательно, из четырех исходных уравнений исключением из них частоты вращения ведомого звена можно получить следующее число комбинаций по два уравнения nвм можно получить 6 производных уравнений.
Для исключения из уравнений 1 и 2 nвм умножаем уравнение 2 на (-2,52/2) и суммируем его с уравнением 1. В результате получим уравнение
Остальные пять производных уравнений получены аналогично:
(из уравнений 1 и 3);
(из уравнений 1 и 4);
(из уравнений 2 и 3);
(из уравнений 2 и 4);
(из уравнений 3 и 4).
После приведения полученных уравнений к простейшему виду получим:
Вторая группа производных уравнений получается исключением из исходных уравнений 1-4 частоты вращения ведущего звена nвщ.
Здесь, как и в ранее рассмотренном случае, из четырех исходных уравнений исключением из них частоты вращения ведущего звена nвщ можно получить 6 производных уравнений:
(из уравнений 1 и 2);
(из уравнений 1 и 3);
(из уравнений 1 и 4);
(из уравнений 2 и 3);
(из уравнений 2 и 4);
(из уравнений 3 и 4).
После приведения полученных уравнений к простейшему виду получим:
Остальные недостающие четыре уравнения определим из уравнений 5-10 исключением из них частоты вращения ведущего звена nвщ или из уравнений 11-16 исключением из них частоты вращения ведомого звена nвм. В результате получим:
(из уравнений 11 и 12);
(из уравнений 12 и 16);
(из уравнений 14 и 15);
(из уравнений 11 и 15).
После приведения полученных уравнений к простейшему виду имеем:
2.4. Проверка составленных уравнений
Уравнения проверяются по следующим параметрам. Наименьший коэффициент при частоте вращения центрального звена в каждом уравнении должен быть равен единице. Наибольший по абсолютной величине коэффициент должен быть на единицу больше среднего. Комбинация частот вращения центральных звеньев, входящих в каждое уравнение, не должна повторяться.
В данном случае все уравнения 1-20 отвечают выше перечисленным требованиям.
Все полученные уравнения переносятся в табл. 1, в которой предусматривают колонки 3, 4, 5 и 6 для записи характеристик ТДМ, относительных максимальных частот вращения сателлитов, структурных схем ТДМ и общей оценки механизма.
2.5. Отбраковка ТДМ
Отбраковка ТДМ по величине характеристики планетарного ряда к. Для схем ТДМ со смешанным зацеплением шестерен характеристика планетарного ряда может изменяться в пределах 1,5
Для синтеза схем ПКП будем использовать только ТДМ со смешанным зацеплением шестерен, для которых 1,5
Тогда по величине характеристики планетарного ряда к в табл. 3 отбраковываем уравнения 1, 2, 3, 5, 8, 9, 10, 13, 15, 16, 17 и 20 (см. графу 3 и 6 таблицы).
Отбраковка ТДМ по величине относительных частот вращения сателлитов пВо. Здесь рассматриваются только механизмы, у которых характеристика планетарного ряда к находится в приемлемых пределах.
Для схемы ТДМ со смешанным зацеплением шестерен относительные частоты вращения сателлитов определяются, как и в простой передаче при неподвижном водиле.
Таблица 3
Анализ схем ТДМ на возможность дальнейшего использования
№
Уравнение кинематики ТДМ
К
Структурная схема
Примечание
1
2
3
4
5
6
1
1,12
Исключить по К
2
1
Исключить по К
3
1,33
Исключить по К
4
3,85
4,2
Годное
5
4,85
Исключить по К
6
1,63
3,15
Годное
7
1,92
1,64
Годное
8
4,02
Исключить по К
9
1,37
Исключить по К
10
1,22
Исключить по К
11
1,9
1,37
Годное
12
1,54
2,25
Годное
13
4,76
Исключить по К
14
1,5
2,4
Годное
15
2,86
1,86
Годное
16
1,33
Исключить по К
17
1,26
Исключить по К
18
2,17
1,57
Годное
19
3,29
0,9
Годное
20
8,34
Исключить по К
Относительные частоты вращения сателлитов nВо определяем по одному из выражений [1, 2.11-2.13]. При этом nВо определяем для той передачи, на которой они максимальные, а максимальные они там, где относительные частоты центральных звеньев наибольшие. В нашем случае, в соответствии с ОКП ПКП (см рис. 1), наибольшие относительные частоты вращения центральных звеньев на первой передаче.
Абсолютные частоты вращения центральных звеньев ПКП для данной передачи определим из ОКП ПКП (рис. 1).
Здесь:
; ;
;
;
;
Для четвертого ТДМ из табл. 3 для определения nВо используем выражение [1, 2.11]. Здесь ; ; .
Подставляя эти значения в выражение [1,2.11], получим
Значение по абсолютной величине для уравнения 4 заносим в графу 4 табл. 1.
Для шестого ТДМ из табл. 3 для определения nВо используем выражение [1, 2.13]. Здесь ; ; ; . Подставляя эти значения в выражение [1, 2.13], получим
Для седьмого ТДМ из табл. 3 для определения nВо используем выражение [1, 2.13]. Здесь ; ; ; . Подставляя эти значения в выражение [1, 2.13], получим
Для одиннадцатого ТДМ из табл. 3 для определения nВо используем выражение [1, 2.11]. Здесь ; ; ; . Подставляя эти значения в выражение [1, 2.11], получим
Для двенадцатого ТДМ из табл. 3 для определения nВо используем выражение [1,2.13]. Здесь ; ; ; .Подставляя эти значения в выражение [1, 2.13], получим
Для четырнадцатого ТДМ из табл. 3 для определения nВо используем выражение [1,2.13]. Здесь ; ; ; . Подставляя эти значения в выражение [1,2.13], получим
Для пятнадцатого ТДМ из табл. 3 для определения nВо используем выражение [1,2.13]. Здесь: ; ; ; . Подставляя эти значения в выражение [1,2.13], получим
Для восемнадцатого ТДМ из табл. 3 для определения nВо используем выражение [1,2.13]. Здесь ; ; ; . Подставляя эти значения в выражение [1,2.13], получим
Для девятнадцатого ТДМ из табл. 3 для определения nВо используем выражение [1,2.13]. Здесь ; ; ; … Подставляя эти значения в выражение [1,2.13], получим
При выборе ТДМ для составления схемы ПКП одним из основных ограничений является предельная относительная частота вращения nВо сателлитов, которая должна удовлетворять условию нормальной работы подшипниковых узлов в течение заданного срока службы машины.
Применяемые для сателлитов серийные подшипники качения допускают под нагрузкой относительную частоту вращения колец nВо до 6000 мин-1, а без нагрузки — до 10000 мин-1. Поэтому, при nВо 10000 мин-1 — негодным.
Условно годные ТДМ используются, если на передаче с максимальными относительными частотами вращения сателлитов они работают без нагрузки. Установить, как нагружен механизм, можно только после построения схемы ПКП.
Для исследуемой схемы ПКП частота вращения ведущего вала nвщ = 2000 мин-1. Тогда годными являются уравнения 7, 11, 12, 14, 15, 18 и 19 (см. графу 4 и 6 табл. 1).
Искомая схема ПКП должна включать четыре ТДМ, так как она должна обеспечивать получение четырех передач с передаточными числами .
2.6. Составление групп уравнений
Из семи уравнений, куда входят годные 7, 11, 12, 14, 15, 18 и 19 уравнения, описывающие соответствующие ТДМ, нужно составить различные комбинации по четыре уравнения в группе, так как в ПКП четыре передачи с передаточными числами :
Следовательно, можно составить 35 неповторяющихся групп уравнений по четыре уравнения в каждой группе. Возможные комбинации групп уравнений приведены в табл. 4. Из составленных неповторяющихся комбинаций групп уравнений отбраковываем группы, в которых каждая из р + 2 частот вращения центральных звеньев не встречается хотя бы один раз. Следовательно, для составления схемы ПКП с заданными передаточными числами в каждой группе уравнений должны присутствовать частоты вращения тормозных звеньев, а также частота вращения ведущего nвщ и ведомого nвм звеньев. По признаку отсутствия какого-либо из перечисленных звеньев отбраковываем 14 групп уравнений (в табл. 4 отмечены курсивом).
Таблица №4
7.11.12.14
7.11.12.15
7.11.12.18
7.11.12.19
7.11.14.15
7.11.14.18
7.11.14.19
7.11.15.18
7.11.15.19
7.11.12.15
7.11.14.15
7.12.14.18
7.12.14.19
7.12.14.15
7.12.15.18.
7.12.15.19
7.12.18.19
7.14.15.18
7.14.15.19.
7.12.14.18
7.12.15.18.
7.15.18.19
7.14.18.19
11.12.15.19
11.12.18.19.
11.14.15.19
11.14.18.19
11.12.15.18
11.12.14.18
11.12.14.15.
11.12.15.19
11.12.15.18
11.12.14.15.
11.12.14.19
11.15.18.19
Более компактная конструкция ПКП получается, если характеристики к планетарных механизмов, составляющих группу уравнений, достаточно близки по величине. Поэтому структурные схемы ПКП строим только для тех групп уравнений, в которых характеристика к отличается не более чем на единицу (см. табл. 4). В табл. 4 эти группы уравнений выделены жирным шрифтом с подчеркиванием (13 групп).
2.7. Построение структурных схем ТДМ и ПКП
Рассмотрим из табл. 3 годное уравнение 7 кинематики ТДМ:
В данном уравнении солнечная шестерня является ведущим звеном с частотой вращения nвщ, эпициклическая шестерня — тормозным звеном с частотой вращения n2, а водило — тормозным звеном с частотой вращения n1.
Перенесем структурную схему для уравнения 7 кинематики ТДМ в графу 5 табл. 3. Аналогично сроим структурные схемы для оставшихся годных уравнений и переносим в табл. 3. При этом у каждого звена на структурной схеме ставим индекс, указывающий, с каким тормозным звеном (1, 2, 3, 4), ведущим (вщ) или ведомым (вм) валом это звено соединяется.
Из выделенных 13 групп уравнений (см. табл. 4) удалось построить 6 структурных схем ПКП, приведенных на рис. 2.
Рис. 2. Структурные схемы ПКП
Выбор структурной схемы ПКП производим:
— по обеспечению требований компоновки ПКП в машине;
— по минимальной слоистости валов;
— по возможности оптимальной установки блокировочного фрикциона для включения прямой передачи;
— по обеспечению максимального КПД ПКП.
Требования компоновки. Какое взаимное расположение ведущего и ведомого валов ПКП наиболее целесообразно, зависит от принятой общей схемы компоновки трансмиссии. Требованиям компоновки трансмиссии удовлетворяют схемы с соосным размещением ведущего и ведомого валов, т.е. схемы 6, 23, 18, 8 и 22 на рис. 2. Однако в схемах 18, 8 и 22 невозможно обеспечить работу ПКП на всех передачах, поэтому для дальнейшего рассмотрения принимаем схемы 6 и 23.
Установка блокировочного фрикциона. В соответствии с ОКП ПКП (см. рис. 1) наименьший расчетный момент блокировочного фрикциона получается при блокировке на нейтрали ведущего звена с тормозным звеном четвертой передачи:
В оставшихся для дальнейшего анализа схемах 6, 23, 18, 8 и 22 (см. рис. 2) такую блокировку выполнить невозможно.
В схемах 6, 23 наименьший из возможных расчетный момент блокировочного фрикциона получается при блокировке ведущего звена (вщ) с тормозным звеном (1) первой передачи. Здесь расчетный момент блокировочного фрикциона
Следовательно, по обеспечению минимального расчетного момента блокировочного фрикциона структурные схемы 6, 23 ПКП идентичны. На указанных структурных схемах (см. рис. 2) блокировочные фрикционы, блокирующие ведущее и тормозное звено первой передачи, обозначены буквой Ф. Однако в схеме 6’ затруднен вывод тормозного звена второй передач, поэтому для дальнейшего рассмотрения принимаем схему 6.
Определение КПД ПКП. При выборе схемы ПКП КПД определяется на наиболее часто используемой передаче, не считая прямую. Для определения КПД ПКП удобен метод, предложенный проф. М. А. Крейнесом.
Общая методика определения КПД ПКП на любой включенной передаче представлена в виде следующих этапов:
1) по кинематической схеме ПКП с использованием уравнений кинематики ТДМ определяем кинематическое передаточное число uр на р передаче (см. выражение 2.19);
2) по выражению [1, 2.21] определяем знаки показателей степени хi у η0;
продолжение
--PAGE_BREAK--3) по выражению [1, 2.20] определяем силовое передаточное число на р передаче;
4) по выражению [1, 2.18] определяем КПД ПКП ηр на р передаче.
Принимаем, что наиболее часто используемой будет вторая передача, которая реализуется при торможении второго тормозного звена с частотой вращения n2.
Аналитическое определение кинематического передаточного числа ПКП.
а). На структурной схеме ПКП выделяем работающие (нагруженные) на рассматриваемой передаче планетарные ряды. Не нагружены те ряды, в которых хотя бы одно звено свободно.
В схеме 23 (рис. 2) не нагружен планетарный ряд 18, у которого свободно водило, соединенное с выключенным тормозом (4) четвертой передачи. Планетарные ряды 7, 11 и 14 нагружены.
б). Для каждого работающего (нагруженного) планетарного ряда составляем уравнение кинематики, выраженное через характеристику к ряда /см. выражение (2.4)/. В нашем случае для 7, 11 и 14 планетарных рядов (рис. 2) уравнения кинематики имеют вид:
[1,2.22]
в). Составляем уравнения связи. Уравнения связи составляем на основании кинематической или структурной схемы 6 ПКП (см. рис. 2). Из представленной схемы ПКП следует, что
nв7= nв11; nа7=nвщ; nа11= nа14=nвм; nс14= nс7= nв18; nв14= nс11= nс18=0.
г). В уравнениях кинематики и связи частоты вращения всех звеньев, связанных с ведущим и ведомым валами, заменяются на nвщ и nвм. В результате уравнения кинематики [1,2.22] примут вид:
[1,2.23]
д). Для определения передаточного числа ПКП на второй передаче решаем систему уравнений [1,2.23]. Сначала из второго и третьего уравнений полученной системы уравнений [1,2.23] определяем
Поскольку и , то приравняв эти уравнения получим
В итоге
е). Для проверки выполненных аналитических выкладок в полученное уравнение из табл. 3 подставляем значения характеристик планетарных рядов . В результате получим
Так как полученное выражение u2 равно заданному, то вывод выражения выполнен правильно.
Определение знаков показателей степени хi b η0.
Для структурной схемы 5 ПКП согласно выражению [1,2.25],
Тогда, используя выражение [1,2.21],
Аналогично определяем
Силовое передаточное число на второй передаче определяем по выражению [1,2.20]. Тогда для структурной схемы 5 имеем
Определение КПД ПКП на второй передаче. Для структурной схемы 5 ПКП
На рис. 3 приведена кинематическая схема ПКП, выполненная по структурной схеме 6 (см. рис. 2). Тормозом Т1 включается первая передача. В этом случае под нагрузкой работают планетарные ряды 7, 11 и 14. Тормозом Т2 включается вторая передача. В этом случае под нагрузкой работают планетарные ряды 7, 11 и 14. Тормозом Т3 включается третья передача. В этом случае под нагрузкой работают планетарные ряды 7, 11 и 14. Тормозом Т4 включается четвертая передача. В этом случае под нагрузкой работают планетарные ряды 7, 11, 14 и 18. Фрикционом Ф включается пятая (прямая) передача.
Рис. 3. Кинематическая схема ПКП
Таким образом, используя метод синтеза ПКП, выбрали наиболее рациональную ее кинематическую схему.
3. Определение чисел зубьев шестерен в планетарной коробке передач
В ТДМ, которые относятся к соосным зубчатым механизмам, нельзя произвольно назначать числа зубьев шестерен, так как необходимо, прежде всего, обеспечить совпадение осей вращения их центральных звеньев. Кроме того, при наличии нескольких сателлитов необходимо обеспечить возможность сборки механизма, а также отсутствие задевания сателлитов одного ряда друг за друга. При этом число зубьев наименьшей шестерни ТДМ должно исключать вероятность подрезания ножки зуба.
Таким образом, при подборе чисел зубьев шестерен ТДМ необходимо обеспечить соблюдение условий соосности, сборки и соседства.
Условие соосности. Выполнение этого условия обеспечивает соосность центральных зубчатых колес ТДМ. Для наиболее компактного и самого распространенного в схемах ПКП одновенцового ТДМ со смешанным зацеплением шестерен условие соосности записывается в виде:
m Zс = mZa +2 m ZB0,
где m — модуль зацепления; Zс, Za, ZB0 — число зубьев соответственно солнечной шестерни, эпицикла и сателлита.
Так как модуль у всех шестерен одинаков, то
Zc=Za+2ZBo. [1,2.29]
Из условия соосности [1,2.29] вытекает важное практическое правило при подборе числа зубьев: солнечная шестерня и эпицикл должны иметь или четное или нечетное число зубьев, чтобы их разность была четной величиной. В противном случае сателлиты будут иметь дробное число зубьев.
Условие сборки. Это условие определяет возможность сборки ТДМ, т. е. возможность одновременного зацепления сателлитов с центральными зубчатыми колесами.
Рассмотрим в качестве примера одновенцовый ТДМ со смешанным зацеплением шестерен [1, рис. 2.1, а], у которого сателлит В должен одновременно находиться в зацеплении с солнечной шестерней а и эпициклом с. Это возможно только при условии, когда
[1,2.30]
где d- число сателлитов; γ- любое целое число.
Таким образом, условие сборки одновенцового ТДМ со смешанным зацеплением шестерен заключается в том, что сумма чисел зубьев солнечной шестерни и эпицикла должна быть кратна числу сателлитов.
Условие соседства. Выполнение этого условия исключает задевание сателлитов друг о друга и чрезмерные потери мощности на '«барботаж» масла (зазор между вершинами зубьев двух соседних сателлитов должен быть более 3...5 мм). Условие соседства чаще всего проверяют графически. Установлено, что для обеспечения зазора между вершинами зубьев сателлитов более 3...5 мм зазор между их начальными окружностями должен быть не менее 0,2 диаметра начальной окружности наименьшей шестерни планетарного ряда.
Подбор чисел зубьев необходимо начинать с наименьшей шестерни, число зубьев которой должно быть не менее 12-14. Таким образом, Zmn =12-14, что исключает вероятность подрезания ножки зуба.
В ТДМ со смешанным зацеплением шестерен и одновенцовыми сателлитами [1, рис. 2.1, а] в зависимости от характеристики к ряда меньшее число зубьев может иметь солнечная шестерня или сателлит.
Если характеристика планетарного ряда к > 3, то Zmin — на солнечной шестерне. Тогда из условия сборки [1,2.30]
[1,2.31]
Если к
[1,2.32]
Подставляя Za из выражения [1,2.31] в [1,2.32], получим
[1,2.33]
При к=3 солнечная шестерня и сателлит имеют одинаковое число зубьев и их определение можно проводить по выражению [1,2.31] или [1,2.33].
Рассмотрим полученную схему 6 ПКП, представленную на рис. 3. Для обеспечения достаточной простоты конструкции ТДМ, входящих в схему ПКП, примем для всех ее четырех рядов одинаковое число сателлитов- d=3. Рассмотри последовательно все четыре планетарных ряда, входящих в схему ПКП.
Для планетарного ряда 7 к7=1.92. Так как, то по выражению [1,2.33], принимая γ=30, определим число зубьев солнечной шестерни
Тогда число зубьев эпицикла
а число зубьев сателлита
При этом уточненное значение характеристики планетарного ряда
Для планетарного ряда 11 к11=1,9. Так как , то по выражению [1,2.33], принимая γ=32, определим число зубьев солнечной шестерни
Тогда число зубьев эпицикла
а число зубьев сателлита
При этом уточненное значение характеристики планетарного ряда
Для планетарного ряда 14 к14=1,5. Так как , то по выражению [1,2.33], принимая γ=40, определим число зубьев солнечной шестерни
Тогда число зубьев эпицикла
а число зубьев сателлита
При этом уточненное значение характеристики планетарного ряда
Для планетарного ряда 18 к18=2.17. Так как , то по выражению [1,2.31], принимая γ=42, определим число зубьев солнечной шестерни
Тогда число зубьев эпицикла
а число зубьев сателлита
При этом уточненное значение характеристики планетарного ряда
Поскольку при подборе чисел зубьев шестерен планетарных рядов характеристики рядов 7, 11 и 18 изменились незначительно, то следует уточнить значение передаточного числа ПКП для наиболее часто используемой передачи, исключая прямую. В нашем случае мы приняли, что наиболее часто используемой в эксплуатации будет вторая передача.
Тогда для нее, согласно выражению [1,2.28], уточненное значение кинематического передаточного числа
которое отличается от исходного значения u2 = 2 всего на 0,4%.
Примечание: при подборе чисел зубьев шестерен планетарных рядов коробки передач допускается корректировка передаточных чисел до 3%.
В нашем случае передаточное число на наиболее часто используемой передаче изменилось всего на 0,4%, что допустимо. Следовательно, числа зубьев шестерен планетарных рядов подобраны верно.
4. Кинематический анализ планетарной коробки передач
Задачей кинематического анализа является уточнение передаточных чисел ПКП (если при подборе чисел зубьев шестерен планетарных рядов изменялись их характеристики к ) и аналитическое определение абсолютных частот вращения всех центральных звеньев и относительных частот вращения сателлитов на всех передачах.
Кинематический анализ ПКП основан на использовании уравнений кинематики ТДМ.
Рассмотрим схему ПКП (рис. 3) и проанализируем ее работу на всех передачах.
Для этого запишем уравнения кинематики для всех ТДМ, входящих в схему ПКП, в порядке их расположения на схеме:
Первая передача. Она обеспечивается включением тормоза Т1. Здесь под нагрузкой работают планетарные ряды 7, 11 и 14.
Перепишем уравнения кинематики ТДМ для указанных планетарных рядов:
При включении тормоза Т1 на данной передаче (см. рис. 3) nв7= nв11=0; nа7=nвщ; nа11= nа14=nвм.
Решая уравнения кинематики с учетом уравнений связи, определим передаточное число ПКП:
Из схемы ПКП следует, что:
Из уравнения кинематики для планетарного ряда 7, 14 и 18 с учетом уравнений связи определим
Из уравнения кинематики для планетарного ряда 11, 14 и 18 с учетом уравнений связи определим
Из уравнения кинематики для планетарного ряда 18 с учетом уравнений связи определим
Определим относительные частоты вращения всех сателлитов ПКП при включенной первой передаче. Для этого используем выражение [1,2.11]. В результате получим:
Для оценки возможности использования заданной схемы ПКП необходимо оценить абсолютные частоты вращения всех ее звеньев. Поэтому в табл. 5 заносим результаты выполненных расчетов по абсолютной величине (без учета знаков).
Вторая передача. Обеспечивается включением тормоза Т2 и здесь под нагрузкой работают планетарные ряды 7, 11 и 14.
Передаточное число было определено ранее и его величина
Частоты вращения центральных звеньев ПКП и относительных частот вращения сателлитов на второй передаче определяем аналогично.
Перепишем уравнения кинематики ТДМ для указанных планетарных рядов:
При включении тормоза Т2 на данной передаче (см. рис. 3) nв7= nв11; nа7=nвщ; nа11= nа14=nвм; nс14= nс7= nв18; nв14= nс11= nс18=0.
Из схемы ПКП следует, что:
Из уравнения кинематики для планетарного ряда 7, 14 и 18 с учетом уравнений связи определим
Из уравнения кинематики для планетарного ряда 11 и 7 с учетом уравнений связи определим
Из уравнения кинематики для планетарного ряда 18 с учетом уравнений связи определим
Определим относительные частоты вращения всех сателлитов ПКП при включенной первой передаче. Для этого используем выражение [1,2.11]. В результате получим:
Третья передача. Она обеспечивается включением тормоза Т3. Здесь под нагрузкой работают планетарные ряды 7, 11 и 14.
Перепишем уравнения кинематики ТДМ для указанных планетарных рядов:
При включении тормоза Т3 на данной передаче (см. рис. 3) nв7= nв11; nа7=nвщ; nа11= nа14=nвм; nс14= nс7= nв18=0; nв14= nс11= nс18.
Решая уравнения кинематики с учетом уравнений связи, определим передаточное число ПКП:
Из схемы ПКП следует, что
Из уравнения кинематики для планетарного ряда 11,14 и 18 с учетом уравнений связи определим
Из уравнения кинематики для планетарного ряда 11 и 7 с учетом уравнений связи определим
Из уравнения кинематики для планетарного ряда 18 с учетом уравнений связи определим
Определим относительные частоты вращения всех сателлитов ПКП при включенной первой передаче. Для этого используем выражение [1,2.11]. В результате получим:
Четвертая передача. Она обеспечивается включением тормоза Т4. Здесь под нагрузкой работают планетарные ряды 7, 11, 14 и 18.
При включении тормоза Т4 на данной передаче (см. рис. 3) nв7= nв11; nа7=nвщ; nа11= nа14=nвм; nс14= nс7= nв18; nв14= nс11= nс18; nа18=0.
Решая уравнения кинематики с учетом уравнений связи, определим передаточное число ПКП:
Из схемы ПКП следует, что
Из уравнения кинематики для планетарного ряда 7,14 и 18 с учетом уравнений связи определим
Из уравнения кинематики для планетарного ряда 11,14 и 18 с учетом уравнений связи определим
Из уравнения кинематики для планетарного ряда 11 с учетом уравнений связи определим
Определим относительные частоты вращения всех сателлитов ПКП при включенной первой передаче. Для этого используем выражение [1,2.11]. В результате получим:
Частоты вращения всех центральных звеньев ПКП и
относительные частоты вращения сателлитов, об/мин
Таблица 5
Передача
1
2
3
4
Нагруженные ряды ПКП
7, 11, 14
7, 11, 14
7, 11, 14
7, 11, 14, 18
nа7=nвщ
2000
2000
2000
2000
nа11= nа14=nвм
758
962
1258
1563
nв7= nв11
0
328
667
1163
nс14= nс6= nв18
1000
641
0
744
nв14= nс11= nс18
393
0
503
1072
nа18
2378
2096
1142
0
nВ07
4000
3344
2667
1674
nВ011
1630
1363
1270
860
nВ014
4604
3848
3020
1964
nВ018
2170
2291
1798
1172
Из анализа частот вращения всех звеньев ПКП видно, что при работе под нагрузкой они не превосходят допустимых пределов.
Таким образом, полученная в результате синтеза схема ПКП обеспечивает работу всех подшипников в области допустимых для них частот вращения.
5. Силовой анализ планетарной коробки передач
Силовой анализ ПКП производится с целью определения максимальных крутящих моментов, нагружающих фрикционные элементы и шестерни планетарных рядов, что необходимо для их последующего расчета.
Крутящие моменты, действующие на звенья планетарного ряда. В ТДМ со смешанным зацеплением шестерен [1, рис. 2.1] абсолютные величины моментов Ма на солнечной шестерне, Мв на водиле и Мс на эпицикле связаны соотношениями:
Мв=Ма(1+к); (2.34)
Мс = Мак; (2.35)
(2.36)
Отметим основные свойства этих соотношений:
1) они справедливы для любого режима работы ТДМ (блокировка, вращение двух звеньев при заторможенном третьем звене, вращение всех звеньев под нагрузкой);
2) если момент одного из звеньев равен нулю, то два других тоже равны нулю и весь ТДМ не нагружен (это свойство используется при определении нагруженных рядов ПКП);
3) зная момент, подведенный к одному звену, можно определить два других момента;
продолжение
--PAGE_BREAK--