Федеральноеагентство по образованию
ФГУВПО «Восточносибирский государственный технологический университет»
Машиностроительныйфакультет
Кафедра«Автомобили»
Курсоваяработа
подисциплине «Техническая эксплуатация
силовыхагрегатов и трансмиссий»
натему«Разработка технологии технического обслуживания и ремонта силовыхагрегатов, трансмиссии и ходовой части автомобиля TOYOTAMARKII»
Д450.15.301.003.0000
Улан-Удэ2009
Содержание
Введение
1. Видыи периодичность технического обслуживания
2. Техническоеобслуживание двигателя
2.1Проверка моторного масла
2.2 Замена моторного масла и фильтра
2.3 Проверка и замена охлаждающей жидкости
2.4 Проверка и очистка воздушного фильтра
2.5 Проверка ремней привода навесных агрегатов
2.6 Проверка высоковольтных проводов
2.7 Проверка свечей зажигания
2.8 Проверка и регулировка угла опережения зажигания
2.9 Проверка частоты вращения холостого хода
2.10 Проверка давления конца такта сжатия
2.11 Замена топливного фильтра
2.12 Проверка и регулировка тепловых зазоров вклапанах
3. Техническоеобслуживание трансмиссии.
3.1Проверка рабочей жидкости в АКПП
3.2 Замена фильтра АКПП
3.3 Замена рабочей жидкости в АКПП
3.4 Проверка и регулировка троса управленияклапаном-дросселем
3.5 Проверка и регулировка тяги управления коробкойпередач
3.6 Проверка и регулировка выключателя запрещениязапуска двигателя
3.7 Проверка уровня масла в редукторе заднего моста
3.8 Проверка задних приводных валов
4. Техническоеобслуживание ходовой части
4.1 Предварительные проверки подвески
4.2Проверка и регулировка схождения передних колес
4.3Проверка углов поворота передних колес
4.4Проверка развала, продольного и поперечного наклона осей поворота
4.5Регулировка развала передних колес
4.6 Проверка развала задних колес
4.7 Проверка схождения задних колес
4.8 Регулировка развала и схождения задних колес
Заключение
Списокиспользованных источников
Введение
Автомобильявляется сложным объектом труда. При проведении технического обслуживания иособенно текущего ремонта требуется выполнять многие виды работ: отуборочно-моечных: до сварочных и окрасочных. Некоторые виды работ по технологиии мерам производственной безопасности несовместимы и должны выполняться наразных производственных участках. Для некоторых видов работ требуютсяузкопрофильные специалисты.
Местатехнологических воздействий при техническом обслуживании и ремонте могут бытьсбоку, снизу автомобиля, внутри салона и т.д. Это выдвигает требования красположению исполнителей, последовательности операций, которые необходимовыполнить при минимальном перемещении объекта. Взаимосвязь перечисленных и рядадругих факторов характеризует совершенство технологического процесса.
1. Виды и периодичность технического обслуживания
Техническоеобслуживание автомобилей в РФ проводится по так называемойпланово-предупредительной системе. Особенность этой системы заключается в том,что все автомобили проходят техническое обслуживание по плану-графику вобязательном порядке. Основная цель технического обслуживания — предупреждение отказови неисправностей, предотвращение преждевременного износа деталей, своевременноеустранение дефектов, препятствующих нормальной работе автомобиля. Такимобразом, техническое обслуживание является профилактическим мероприятием.
Отказомназывается нарушение работоспособности автомобиля, приводящее к временномупрекращению его нормальной эксплуатации (остановка на линии, нарушениерасписания движения и т. п.).
Вседругие отклонения технического состояния подвижного состава и его агрегатов отустановленных норм являются неисправностями.
Втехническое обслуживание входят уборочно-моечные, контрольно-диагностические,крепежные, смазочные, заправочные, регулировочные и другие работы, выполняемые,как правило, без разборки агрегатов и снятия с автомобиля отдельных узлов.
Согласнодействующему Положению о техническом обслуживании и ремонте подвижного составаавтомобильного транспорта техническое обслуживание по периодичности, объему итрудоемкости выполняемых работ подразделяется на следующие виды:
ежедневноетехническое обслуживание (ЕО);
первоетехническое обслуживание (ТО-1);
второетехническое обслуживание (ТО-2);
сезонноетехническое обслуживание (СО).
Ежедневноетехническое обслуживание включает уборочно-моечные работы, а также общийконтроль за состоянием автомобиля, направленный на обеспечение безопасностидвижения и поддержание надлежащего внешнего вида.
Выполняя ежедневноетехническое обслуживание, производят уборочно-моечные работы, контрольныйосмотр, заправку топливом, охлаждающей жидкостью и маслом. Работы по ЕОвыполняют после окончания работы автомобиля на линии и перед выездом на линию.
Первое техническоеобслуживание включает все работы, выполняемые приежедневном обслуживании. Кроме того, в него входит ряд дополнительныхкрепежных, смазочных и контрольно-регулировочных работ, производимых без снятияагрегатов и приборов с автомобиля и их разборки.
Второе техническоеобслуживание, помимо комплекса операций, входящих вТО-1, предусматривает выполнение контрольно-диагностических и регулировочныхработ большего объема с частичной разборкой агрегатов. Отдельные приборыснимаются с автомобиля и проверяются на специальных стендах иконтрольно-измерительных установках.
Сезонное обслуживаниепроводится два раза в год и предусматривает выполнение работ, связанных спереходом от одного сезона к другому, при этом его стараются совместить сочередным ТО-2. Характерными работами для СО являются: промывка системыохлаждения, замена масла в двигателе и смазки в картерах других агрегатовсоответственно наступающему сезону; проверка системы топливоподачи и промывкатопливного бака. Перед началом осенне-зимней эксплуатации проверяют работупускового подогревателя и системы отопления в кабине автомобиля.
Периодичностьвыполнения работ по техническому обслуживанию подвижного составаустанавливается по величине пробега в зависимости от условий эксплуатации.
В табл. 1 приведеныданные о периодичности ТО-1 и ТО-2 подвижного состава для Iкатегории условий эксплуатации.
Периодичностьтехнического обслуживания сокращается на 20% для IIкатегории и на 40% для IIIкатегории условий эксплуатации.
Таблица1Типы автомобилей Периодичность технического обслуживания, км ТО 1 ТО 2 Легковые 4000 16000 Автобусы 3500 14000 Грузовые и автобусы на базе грузовых автомобилей 3000 12000
Дляавтомобилей TOYOTAMARKII заводом-изготовителемпредусмотрены несколько другие периодичности технического обслуживания, которыепредставлены в таблице 2.
Приэксплуатации автомобиля хотя бы при одном из нижеприведенных условий,необходимо более частое техническое обслуживание.
1. Дорожные условия
а)Эксплуатация на ухабистых, грязных или покрытых тающим снегом дорогах.
б)Эксплуатация на пыльных дорогах.
в)Эксплуатация на дорогах, посыпанных солью против обледенения.
2. Условия вождения.
а)Буксировка прицепа или использование верхнего багажника автомобиля.
б)Повторяющиеся короткие поездки менее чем на 10 км при внешней температуре ниже точки замерзания.
в)Чрезмерная работа на холостом ходу и/или вождение на низкой скорости надлительное расстояние.
г)Регулярное вождение на высокой скорости (80% или более от максимальной скоростиавтомобиля более 2 часов).
Таблица2Объекты обслуживания
Периодичность (пробег или время в месяцах, что
наступит раньше) Рекомендации х1000 км 10 20 30 40 50 60 70 80 мес. Ремень привода ГРМ замена каждые 100000 км - Зазоры в клапанах (бензиновые двигатели) - П - П - П - П 24 - Зазоры в клапанах (дизельные двигатели) - - - П - - - П 24 Ремни привода навесных агрегатов - П - П - З - П 24 - Моторное масло З З З З З З З З 12 Примечание 2 Масляный фильтр З З З З З З З З 12 Примечание 2 Шланги и соединения систем охлаждения и обогрева - - - П - - - П 24 Примечание 1 Охлаждающая жидкость - - - З - - - З 24 - Приемная труба системы выпуска и крепление - П - П - П - П 12 - Свечи зажигания (обычный тип свечей зажигания) П З П З П З П З 12/24 - Свечи зажигания (платиновые свечи зажигания) - - - - - - - З 72 - Аккумуляторная батарея П П П П П П П П 12 - Топливный фильтр (бензиновые двигатели) - - - З - - - З 48 Примечание 2 Топливный фильтр (дизельные двигатели) - З - З - З З З 24 Примечание 2 Водоотстойник (дизельные двигатели) П П П П П П П П 6 Примечание 2 Воздушный фильтр П П П З П П П З 12/48 Примечание 2, 3 Крышка топливного бака, топливопроводы - - - П - - - П 24 Примечание 1 Кислородный датчик замена каждые 100000 км Примечание 4 Система вентиляции картера двигателя - П - П - П - П 24 - Жидкость гидропривода сцепления П П П З П П П З 6/24 - Стояночный тормоз П П П П П П П П 6 - Тормозные колодки и барабаны - П - П - П - П 12 Примечание 2 Тормозные колодки и диски П П П П П П П П 6 Примечание 2 Тормозная жидкость П П П З П П П З 6/24 - Трубопроводы и шланги тормозной системы - П - П - П - П 12 Примечание 2 Рабочая жидкость усилителя рулевого управления П П П П П П П П 6 - Рулевое управление - П - П - П - П 12 Примечание 2 Шаровые шарниры и чехлы приводных валов - П - П - П - П 12 Примечание 2 Масло в механической КПП и раздаточной коробке - - - П - - - З 24/48 Примечание 2 Рабочая жидкость АКПП П П З П П З П П 12/36 Фильтр АКПП - - - - - З - - Примечание 2 Масло в редукторе переднего (4WD) и заднего моста - П - П - П - З 12/48 Примечание 2 Передняя и задняя подвеска - П - П - П - П 12 Примечание 2 Болты и гайки на шасси и кузове - МЗ - МЗ - МЗ - МЗ 12 Примечание 2 Состояние шин П П П П П П П П 6 - Все световые приборы, сигналы П П П П П П П П 6 - Хладагент системы кондиционирования - П - П - П - П 12 -
Примечание:П — проверка и/или регулировка (ремонт или замена при необходимости);
З -замена; МЗ — затяжка до регламентированного момента.
24/48- время в месяцах:24 — периодичность проверки, 48 — периодичность замены.
1. После пробега 80000 км (или 48 месяцев) проверять каждые 20000 км (или 12 месяцев).
2. При эксплуатации втяжелых условиях производить техническое обслуживание в 2 раза чаще.
3. При эксплуатации напыльных дорогах проверяйте каждые 2500 км (или 3 мес.).
4.Проверка работоспособности и при необходимости замена каждые 100000 км.
2.Техническое обслуживание двигателя 1JZ-GE
2.1Проверка моторного масла
1. Проверить качествомоторного масла, визуально оценить его состояние: наличие воды, обесцвечивание,загрязнение, разжижение. При плохом качестве заменить масло. Используйтемоторные масла в соответствии с рекомендациями.
Качество масла поклассификации API для бензиновогодвигатели не должно быть ниже SH.
Вязкостьмасла (по классификации SAE)подбирается согласно диаграмме (рис.1) температурного диапазона, соответствующейусловиям эксплуатации автомобиля до следующей замены масла.
/>
Рис.1Диаграмма температурного режима
2.Проверить уровень масла, который должен быть между метками «L»и «F» (рис.2). При низком уровне маслапроверить отсутствие утечек и долить масло до отметки «F».
/>
Рис.2Щуп
2.2 Замена моторного масла и фильтра
1. Слить староемоторное масло.
а) Снять крышкумаслозаливной горловины.
б) Отвернуть сливнуюпробку и слить масло в емкость.
2. Заменить масляныйфильтр.
а)Используя специнструмент, снять масляный фильтр.
б)Проверить и очистить привалочную поверхность для масляного фильтра на блокецилиндров.
в)Нанесение нового моторного масла на поверхность прокладки нового масляногофильтра.
г) Навернуть новыйфильтр рукой до плотного прилегания прокладки к контактной поверхности.
д)Используя специнструмент, довернуть масляный фильтр на 3/4 оборота.
3. Залить новоемоторное масло.
а) Очистить сливнуюпробку, при необходимости установить новую прокладку и затянуть сливную пробку(момент затяжки равен 25 Н∙м).
б) Залить новоемоторное масло (табл.3).
Таблица 3Двигатель Сухой двигатель, л Без замены фильтра, л С заменой фильтра, л 4S-FE 4,0 3,1 3,3 1G-FE 4,5 3,9 4,1 1JZ-GE (2WD), 2JZ-GE 6,5 5,1 5,4 1JZ-GE(4WD) 6,5 4,2 4,5 1JZ-GTE 6,5 5,1 5,4 2L-TE 6,0 4,1 5,1
в) Установить крышкумаслозаливной горловины.
4. Запустить двигательи проверить отсутствие утечек.
5.Проверить уровень моторного масла.
2.3Проверка и замена охлаждающей жидкости
1.Проверить уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке. Уровеньохлаждающей жидкости на холодном двигателе должен находиться между метками «LOW»и «FULL» на стенке расширительного бачка.
При низком уровнепроверить отсутствие утечек и добавить охлаждающую жидкость до метки «FULL»(прогретый двигатель) и метки «LOW»(холодный двигатель).
2. Проверить качествоохлаждающей жидкости.
Не должно бытьчрезмерных отложений ржавчины и накипи вокруг крышки радиатора или заливнойгорловины радиатора. Жидкость не должна содержать масла. Если охлаждающаяжидкость грязная, очистите каналы системы охлаждения и замените жидкость.
3. Замена охлаждающейжидкости.
а) Снимите крышкурадиатора.
б) Слить охлаждающуюжидкость через сливной кран радиатора и сливную пробку двигателя.
в) Закрыть сливной кранрадиатора и затянуть сливную пробку двигателя (момент затяжки пробки равен 29Нм).
г) Медленно залить всистему охлаждения новую охлаждающую жидкость.
Заправочная емкость — 6,9 л
д) Установить крышкурадиатора.
е) Прогреть двигатель ипроверить его на наличие утечек.
ж) Проверить уровеньохлаждающей жидкости и долить при необходимости.
2.4Проверка и очистка воздушного фильтра
1. Снять воздушныйфильтр.
2. Проверить воздушныйфильтр и убедиться, что он не поврежден и не имеет масляных пятен. Принеобходимости заменить воздушный фильтр.
3. Сжатым воздухомполностью продуть верхнюю часть элемента, а затем нижнюю. Продувать следуетфильтрующий элемент против хода воздуха.
4. Установить воздушныйфильтр и закрыть крышку воздушного фильтра.
2.5Проверка ремней привода навесных агрегатов
1. Проверить ремнипривода на износ и повреждения. При обнаружении дефекта заменить ремень.
2. Проверить иотрегулировать натяжение ремня привода навесных агрегатов. При нажатии наремень с усилием 98 Н (10 кг) ролик-натяжитель должен переместиться вниз.
— Проверить, что ременьне соскальзывает с ролика-натяжителя.
— Проверить поверхностьролика-натяжителя и плавность его вращения. При необходимости заменитьнатяжитель.
— Проверить, что меткана натяжителе находится в зоне «А».
Если метка находится запределами зоны «А», то заменить ремень.
2.6Проверка высоковольтных проводов
1. Отсоединитьвысоковольтные провода от свечей зажигания, удерживая их только за резиновыенаконечники. Неправильное обращение с проводами может привести к внутреннимразрывам проводов.
2. Отсоединитьвысоковольтные провода от крышки распределителя. Для этого отверткой оттянутьпружинную защелку и отсоединить держатель вместе с высоковольтным проводом от крышкираспределителя. Отсоединить высоковольтный провод от предохранительной втулки.
3. Используя омметр,проверить сопротивление каждого высоковольтного провода не отсоединяя его открышки распределителя. Максимальное сопротивление 25 кОм. Еслисопротивление превышает указанное значение, проверить наконечники проводов илизаменить провода.
4. Подсоединитьвысоковольтные провода к крышке распределителя и катушке зажигания.
а) (Кромецентрального провода со стороны распределителя) Подсоединить высоковольтныепровода и зафиксировать их предохранительной втулкой.
б) Убедиться, чтопружинные защелки надежно зафиксировали высоковольтные провода на крышкераспределителя.
в) (Для центральногопровода со стороны распределителя) Установить предохранительную втулку идержатель в сборе.
2.7Проверка свечей зажигания
В зависимости от типадвигателя устанавливаются свечи обычного типа или свечи с платиновым покрытиемэлектродов.
Обычный тип свечейзажигания
— При необходимостизазор может быть отрегулирован подгибанием бокового электрода.
— Свечи могут бытьочищены металлической щеткой или в пескоструйном аппарате.
Свечи зажигания сплатиновым покрытием электродов
— Никогда неиспользовать металлическую щетку для очистки свечей зажигания такого типа.
- Никогда не пытатьсярегулировать зазор в свече зажигания, бывшей в эксплуатации.
— Свечи зажиганиядолжны заменяться через каждые 100000 км пробега автомобиля.
— Регулировку зазорау новой свечи необходимо проводить подгибанием только бокового электрода уоснования, не трогая центральный электрод.
Фирма «Toyota»рекомендует производить замену свечей зажигания через каждые 100000 км пробега автомобиля. Однако с учетом эксплуатации автомобиля и качества бензина натерритории России, рекомендовано производить замену через каждые 80000 км пробега автомобиля.
1. Проверьте электродысвечей зажигания.
При наличии мегомметраизмерьте электрическое сопротивление изолятора. Номинальное сопротивление неменее 10 Мом
Если сопротивлениеменьше допустимого, очистить или заменить свечу.
2. Проверить визуальносостояние свечей зажигания на предмет износа электродов, повреждений резьбыили/и изолятора. При необходимости заменить свечи зажигания.
Рекомендуемые свечизажигания
1JZ-GE:
ND..........................................................PK16R11
NGK........................................................BKR5EP11
Свечи BKR5EP11имеют платиновое покрытие электродов.
3. Проверить зазормежду электродами.
Номинальный зазор.............................1,0 -1,1 мм
Максимальный зазор...........................1,3мм
4. Очистите свечизажигания.
Если электроды имеютследы отложения влажных углеродных остатков, то высушить их, а затем удалить подходящимрастворителем. Если электроды имеют следы масла, то предварительно удалить их спомощью бензина. Затем очистить свечи с помощью очистителя свечей, подаваявоздух с давлением не более 588 кПа (6 кг/см ) в течение не более 20 секунд.
5. Завернуть свечизажигания. Момент затяжки 18 Нм
6. Подсоединить высоковольтныепровода к свечам зажигания.
2.8Проверка и регулировка угла опережения зажигания
1. Прогреть двигательдо нормальной рабочей температуры.
2. Подсоединитьтахометр. Подключить пробник тестера тахометра на вывод «IG-»диагностического разъема или разъема TDCL.
— Никогда не допускатькасания вывода тахометра массы, поскольку это может вызвать повреждениякоммутатора и/или катушки зажигания.
— Некоторые тахометрыне совместимы с этой системой зажигания, поэтому проверить совместимость вашегоприбора перед использованием.
3. Проверить иотрегулировать угол опережения зажигания,
а) С помощью перемычки замкнутьвыводы «ТЕ1» и «Е1» диагностического разъема.
б) Проверить работудвигателя на холостом ходу.
в) Подключитьстробоскоп и проверить угол опережения зажигания.
Угол опережениязажигания на холостом ходу.9-11 до ВМТ (призамкнутых выводах «ТЕ1» и «Е1»).
г) При необходимости отрегулироватьугол опережения зажигания поворотом корпуса распределителя, ослабив болты егокрепления.
д) Затянуть болты иповторно проверить угол опережения зажигания.
е) Снимите перемычку с диагностическогоразъема.
4. Повторно проверитьугол опережения зажигания.
Угол опережениязажигания на холостом ходу не менее 5°до ВМТ
5. Снять тахометр истробоскоп.
2.9Проверка частоты вращения холостого хода
Проверить частотувращения холостого хода при стандартных условиях:
а) Двигатель прогрет донормальной рабочей температуры.
б) Воздушный фильтрустановлен.
в) Все трубки и шлангисистемы впуска воздуха подсоединены.
г) Все дополнительноеоборудование выключено.
д) Все вакуумные линииподсоединены.
е) Разъемыэлектропроводки системы впрыска подключены.
ж) Угол опережениязажигания установлен правильно.
з) Селектор АКПП вположении «N».
Частота вращенияхолостого хода 700 ±50 об/мин
Если частота вращенияхолостого хода не соответствует номинальной, проверить клапан управлениячастотой вращения холостого хода.
2.10Проверка давления конца такта сжатия
Если наблюдаетсянедостаточная мощность, повышенный расход масла и/или топлива, нужно измеритьдавление конца сжатия.
1. Проверить давлениеконца сжатия в цилиндрах.
а) Вставитькомпрессометр в отверстие свечи зажигания.
б) Полностью открытьдроссельную заслонку.
в) Прокручиваядвигатель стартером, измерить давление сжатия.
Всегда использоватьполностью заряженную аккумуляторную батарею, чтобы получить частоту вращениядвигателя 250 об/мин или больше.
г) Повторить шаги с (а)по (в) для каждого цилиндра.
Измерения должны бытьсделаны в короткое время, насколько это возможно.
Давление конца сжатия:номинальное 13,0 кг/с, а минимальное 11,0 кг/см. Различиядавления между цилиндрами не более 1,0 кг/см.
д) Если давление концасжатия низкое, залить небольшое количество моторного масла в цилиндр черезотверстие свечи зажигания и повторить шаги с (а) по (в) для цилиндров с низкимдавлением сжатия.
— Если добавление маслаповышает давление сжатия, возможно, что поршневые кольца и/или зеркало цилиндраизношены или повреждены.
— Если давлениеостается низким, то может заедать клапан или имеет место неплотная его посадкав седло, либо имеется утечка через прокладку головки блока цилиндров.
2.11Замена топливного фильтра
1. Сбросить остаточноедавление топлива в магистрали.
2. Отсоединитьтопливные трубки от фильтра.
3. Снять топливныйфильтр, отвернув болт крепления.
4. Установить новыйфильтр.
5. Подсоединитьтопливные трубки.
6. Запустить двигательи убедиться в отсутствии подтекания топлива.
1 – топливный фильтр, 2– трубка подачи топлива, 3 – трубка подвода топлива (от топливного бака).
2.12Проверка и регулировка тепловых зазоров в клапанах
Проверку и регулировкутепловых зазоров в клапанах производить на холодном двигателе.
1. Отсоединить проводот отрицательной клеммы аккумуляторной батареи.
2. Слить охлаждающуюжидкость.
3. Отсоединить тросакселератора.
4. Отсоединить тросуправления клапаном-дросселем (АКПП).
5. Снять крышки головкиблока цилиндров №1 и №2.
а) Снять воздуховодвоздушного фильтра с переходником.
б) Отсоединить троссистемы поддержания скорости.
в) Отсоединить шлангивентиляции картера и вакуумный шланг.
г) Отсоединитьследующие разъемы:
— датчика положения дроссельнойзаслонки,
— клапана системыуправления частотой вращения холостого хода,
— датчика положения дополнительнойдроссельной заслонки,
— сервопривода дополнительнойдроссельной заслонки.
д) Отсоединить жгутпроводки.
е) Отвернуть 4 болта и4 гайки крепления корпуса дроссельной заслонки и переходника.
ж) Отсоединить откорпуса дроссельной заслонки шланги перепуска охлаждающей жидкости №1 и №2.
з) Снять корпусдроссельной заслонки с переходником.
и) Отвернуть 10 болтовкрепления и снять крышку №3 ремня привода ГРМ, используя шестигранный ключ на 5мм.
к) Отвернуть 12 болтов,4 гайки, снять 16 уплотнительных шайб и снять крышки №3, №1, №2 головки блокацилиндров с прокладками.
6. Снять верхнююзащитную крышку двигателя.
7. Снять катушкизажигания.
а) Отсоединить жгутпроводки.
б) Отсоединить разъемыкатушек зажигания.
в) Отвернуть 6 болтовкрепления и снять катушки зажигания.
8. Снять верхнюю крышкуремня привода ГРМ, отвернув 2 болта крепления.
9. Отсоединить трубкуклапана системы управления частотой вращения холостого хода.
а) Отсоединитьвакуумный шланг и воздушный шланг №7.
б) Отсоединить шлангклапана подачи дополнительного воздуха и трубку клапана системы управлениячастотой вращения холостого хода.
10. Снять крышкиголовки блока цилиндров №1, 2 и 3.
а) Отсоединить шлангисистемы вентиляции картера №1 и 2.
б) Отвернуть гайкикрепления и снимите крышки №1 и 2.
11. Проверить тепловыезазоры в клапанах,
а) Равномерно затянутьболты крепления крышек подшипников в порядке. Момент затяжки 20 Нм.
б) Установить цилиндр№1 в ВМТ такта сжатия, повернув шкив коленчатого вала и совместить его риску сустановочной меткой «0» на крышке №1 ремня привода ГРМ (рис. 32). Проверить,чтобы метки на шкивах распределительных валов совпадали с метками на крышкеремня привода ГРМ.
в) Проверить тепловойзазор в клапанах.
А.Проверить зазор в приводе клапанов.
— Используя щуп,измерить зазор между толкателем и распределительным валом.
— Записать результатыизмерений зазоров в приводе клапанов. Они будут использоваться позже дляопределения необходимой регулировочной шайбы при замене.
Тепловые зазоры вклапанах (на холодном двигателе):
впускные......................0,75 — 0,25 мм
выпускные....................0,25- 0,35 мм
Б.Повернуть коленчатый вал на 2/3 оборота (240°).
В.Проверить зазор в приводе клапанов.
Г.Повернуть коленчатый вал на 2/3 оборота (240°).
Д.Проверить зазор в приводе клапанов.
12. Отрегулироватьтепловые зазоры в клапанах:
а) Снять регулировочнуюшайбу.
1) Повернутьраспределительный вал так, чтобы рабочий выступ кулачка распределительного валанаходился наверху.
2)Расположить толкатель.
3)Используя специнструмент (А), прижать толкатель, и разместить специнструмент(В) между распределительным валом и толкателем.
4)Снять специнструмент (А).
Установитьспецинструмент (В) под небольшим углом, чтобы метка «7» была видна.
5)Вставить специнструмент (В), как показано на рисунке 39. Если специнструмент(В) будет установлен глубоко, он может зажать шайбу. Для предотвращения ееполомки устанавливайте его осторожно с внутренней стороны под небольшим углом.
(6)Снять регулировочную шайбу с помощью маленькой отвертки и магнитного стержня.
б)Определить размер новой регулировочной шайбы:
— Используя микрометр, измерить толщину снятой регулировочной шайбы.
— Вычислить толщинуновой регулировочной шайбы так, чтобы клапанный зазор находился в пределахуказанных значений.
Толщина снятойрегулировочной шайбы Т
Измеренный зазор вклапане А
Толщина новойрегулировочной шайбы N
впускной............N= Т + (А — 0,20 мм)
выпускной.........N= Т+ (А — 0,30 мм)
— Подобратьновую регулировочную шайбу с толщиной как можно ближе к расчетному значению.
Регулировочныешайбы имеют 17 размеров (значений толщины) от 2,50 мм до 3,30 мм через 0,05 мм.
в)Установить новую регулировочную шайбу в толкатель идентификационным номеромвниз. Используя специнструмент (А), прижмите толкатель, и снимитеспецинструмент (В).
г) Повторно проверитьзазор в приводе клапанов.
13.Установить крышку головки блока цилиндров:
а)Удалить старый уплотнительный материал и нанести герметик на головку блокацилиндров.
б) Установить прокладкив крышки №1 и №2 головки блока цилиндров.
в) Установить болты сшайбами и затянуть болты.
г) Установите крышки№2, №1, №3 головки блока цилиндров.
Моментзатяжки 5,5 Н∙м
14.Проложить обратно жгуты проводов.
15. Установить крышку№3 ремня привода ГРМ, завернув шестигранным ключом на 5 мм болты крепления.
16. Установить корпусдроссельной заслонки с переходником.
а) Установить новуюпрокладку на корпус дроссельной заслонки.
б) Подсоединить шлангиперепуска охлаждающей жидкости к корпусу дроссельной заслонки.
в) Затянуть 4 болта и 4гайки крепления. Момент затяжки 21 Нм
г) Подсоединитьследующие разъемы:
— клапана системыуправления частотой вращения холостого хода,
— датчика положениядроссельной заслонки,
— датчика положениядополнительной дроссельной заслонки,
— сервоприводадополнительной дроссельной заслонки.
д) Подсоединить шлангивентиляции картера и вакуумный шланг.
е) Подсоединить троссистемы поддержания скорости.
ж)Установите воздуховод с переходником.
3.Техническое обслуживание трансмиссии
3.1 Проверка рабочей жидкости в АКПП
Автомобиль долженсовершить пробег для достижения нормальной рабочей температуры 70 — 80°Срабочей жидкости.
1. Установитьавтомобиль на ровной горизонтальной площадке и затянуть стояночный тормоз.
2. Во время работыдвигателя на холостом ходу перевести селектор во все положения от «Р» до «L»и вернуть обратно в положение «Р».
3. Извлечь щуп и протеретьего насухо.
4. Полностью вставитьщуп в патрубок.
5. Извлечь щуп. Уровеньрабочей жидкости должен находиться между метками «НОТ» (прогрет). Если уровеньниже этого диапазона, то долить рабочую жидкость.
Рабочая жидкость:
Кроме А340Н.............................DEXRONIIIилиэквивалент
А340Н.........................................ТипII
Запрещаетсяпереливать выше установленного уровня.
3.2Замена фильтра АКПП
После замены фильтрадолить в КПП около двух литров рабочей жидкости. После этого, запуститьдвигатель, переключить селектор на каждый диапазон и проверить уровень рабочейжидкости.
1. Отсоединить тросуправления клапаном-дросселем со стороны двигателя.
2. Отсоедините стопортроса:
а) Отвернуть болт и снятьстопор в верхней части картера коробки передач. Момент затяжки5,5 Нм.
б) Модели АККПА340Е, А341Е, А340Н.
Поддомкратить заднюю опорукоробки передач, отвернуть четыре (пять) болта и снять опору.
Момент затяжки26 Нм.
в) Отсоединить тросуправления клапаном-дросселем от стопора на двигателе.
3. Слить рабочуюжидкость АКПП.
4. Снять измерительныйщуп и заливную трубку.
Момент затяжкиболта крепления 13 Нм
5. Отвернутьчетырнадцать болтов и снять поддон и прокладку.
Момент затяжки5 Нм
При установке поддонаразместить внутри его магниты таким образом, чтобы они не повредили трубкиблока клапанов.
6. Снять трубки, неповредив блок клапанов и не погнув трубки.
7. Отвернуть пятьболтов и снять фильтр и прокладку.
Момент затяжки6 Нм
3.3Замена рабочей жидкости в АКПП
1. Отвернуть пробкусливного отверстия и слить рабочую жидкость.
2. Установить новуюпрокладку и завернуть пробку сливного отверстия.
3. Залить свежуюрабочую жидкость через наливной патрубок до нижней отметки диапазона «COOL»(холодный).
Рабочая жидкость:
Кроме А340Н...........................DEXRONIIIилиэквивалент
A340H+UF1AE........................ТипT-II
Toyota«Тип Т» предназначен для обеспечения частичной блокировкигидротрансформатора: система обеспечения частичной блокировкигидротрансформатора точно определяет моменты включения всех трех режимов всоответствии с параметрами движения автомобиля, таким образом увеличивая времяработы муфты блокировки гидротрансформатора.
При торможениидвигателем обеспечивается управление муфтой блокировки гидротрансформатора, чтопозволяет экономить топливо. Единственной рабочей жидкостью, являющейсяаналогом Toyota«Тип Т» и представленной на нашем рынке, является CastrolTRANSMAXZ. Этосинтетическое масло и цена его довольно высока. При крайней необходимости,можно использовать DEXRONIII
Объем заливаемойжидкости (в «сухую» коробку передач):
A42D............................................6,2л
A43D............................................6,5л
A42DE.........................................6,1л
А340Е..........................................6,7л
А341Е..........................................7,2л
A340H+UF1AE.....,......................9,3л
4. Запустить двигательна холостом ходу и перевести селектор во все положения от «Р» до «L»и обратно в положение «Р».
5. Во время работыдвигателя на оборотах холостого хода проверить уровень жидкости. Принеобходимости долить жидкость до уровня «COOL»на щупе.
6. Проверить уровеньжидкости при нормальной рабочей температуре 70 -80°С и долить, еслипотребуется. Запрещается переливать выше установленного уровня.
3.4Проверка и регулировка троса управления клапаном-дросселем
1. Надавить до упора напедаль акселератора и убедиться, что дроссельная заслонка уперт врегулировочный винт.
2. Надавить до упора напедаль акселератора (для А340Е.А341Е — полностью отпустите педальакселератора)и ослабить регулировочные гайки.
3. Отрегулировать тростак, чтобы расстояние между концом чехла и стопором на тросе было в пределахдопустимого.
Нормальное расстояние,при полностью закрытом клапане.........0-1 мм
3.5Проверка и регулировка тяги управления коробкой передач
1. При переводеселектора из положения «N»в другие положения, селектор должен перемещаться свободно, а индикаторправильно указывать выбранное положение. Если индикатор неправильно показываетвыбранное положение, то нужно выполнить регулировку.
2. Снять нижнюю защитудвигателя и ослабить гайку на тяге управления.
3. Перевести до упорарычаг выключателя запрещения запуска в сторону задней части автомобиля.
4. Возвратить рычагвыключателя запрещения запуска на два паза в положение «N».
5. Установить селекторв положение «N».
6. Нажимая на рычаг всторону положения «R», затянутьгайку тяги управления переключением.
3.6Проверка и регулировка выключателя запрещения запуска двигателя
1. Убедитесь, чтодвигатель можно запустить только в положении селектора «N»или «Р».
2. Если двигатель можнозапустить в других положениях, то нужно провести регулировку выключателязапрещения запуска двигателя.
а) Ослабить болтывыключателя запрещения запуска в нейтральном положении и установить селектор вположение «N».
б) Совместить канавку ибазовую линию нейтрали.
в) Удерживая детали втаком положении, затянуть болты. Момент затяжки 13 Нм
3.7Проверка уровня масла в редукторе заднего моста
1. Установитьавтомобиль на ровной горизонтальной поверхности.
2. Отвернуть заливнуюпробку. Убедиться, что уровень масла в картере находится под срез отверстиязаливной пробки. При необходимости долить масло в картер.
Класс масла по API............................................................GL-5
Рекомендуемая вязкостьмасла noSAE...........................80W-90
Для дифференциала повышенноготрения используется специальное масло. Объем заправки:
Редуктордиаметром 7,5 дюймов.............7,0 л
Редуктордиаметром 8 дюймов................7,2 л
Редуктор диаметром 8 дюймов с самоблокирующимся дифференциалом "TORSEN"..............................................................7,2л
Редуктор диаметром 7,5 дюймов, с двумя сателлитами и дифференциалом повышенного трения.............7,0л
3. Проверить отсутствиеутечек масла или повреждений.
3.8Проверка задних приводных валов
Визуально оценитьцелостность защитных чехлов задних приводных валов. При разрыве снять валы изаменить чехлы.
4.Техническоеобслуживание ходовой части
4.1Предварительные проверки подвески
1. Проверить величинуизноса шин и давление в шинах в холодном состоянии.
2. Проверить биениеколеса. Биение должно быть менее 3,0 мм
3. Проверить осевойзазор подшипников ступиц.
4. Проверить надежностькрепления деталей подвески.
5. Проверить состояниерулевых тяг.
6. Проверитьправильность работы амортизаторов.
7. Измеритьустановочную высоту автомобиля. Установочная высота показана в таблице 4.
Таблица 4Подвеска Установочная высота Передняя «А», мм Задняя «В», мм JZx90, 233 227
Передняя подвеска:измерить расстояниеот земли до центра переднего болта крепления нижнегорычага №1 подвески.
Задняя подвеска:измерить расстояние от земли доцентра болта крепления нижнего рычага №2 подвески.
Перед проведениемпроверки и регулировки углов установки колес, необходимо отрегулироватьустановочную высоту в соответствии с установленными нормами. Если величинаустановочной высоты несоответствует установочным нормам, то следует попытаться скорректировать ее,надавливая на кузов вниз или приподымая кузов вверх.
4.2Проверка и регулировка схождения передних колес
1.В целях стабилизации подвески покачать автомобиль вверх — вниз.
2.Установить колеса в направлении движения по прямой и прокатить автомобильвперед примерно на пять метров.
3.Установите измерительную часть прибора по центру оси колеса.
4.Отметить центры протектора на задней части каждой шины и измерить расстояние«В» между метками на правой и левой шинах.
5.Прокатить автомобиль вперед до тех пор, пока метки на задних сторонах шин перейдутна их передние стороны, на высоту проведения измерений с помощью прибора.
Припроходе шинами точки измерений, повторить операции начиная с пункта 3.
6.Измерить расстояние «А» между метками.
7.Проверить величину схождения.
Схождениепри проверке (В-А) 1 ± 2 мм
Есливеличина схождения не соответствует приведенным данным произвести регулировку.Для регулировки:
а)Убедиться в том, что длины правой и левой тяг одинаковы.
Разницадлин тяг менее 1 мм
б)Снять хомуты чехлов.
в)Ослабить контргайки наконечников рулевых тяг.
г)Отрегулировать величину схождения путем поворота левой и правой рулевых тяг наодинаковое число оборотов.
Схождениепри регулировке: 1 ± 1 мм
г)Затянуть контргайки наконечников рулевых тяг.
Моментзатяжки 57 Нм
д)Убедиться, что чехлы не перекручены и закрепить их хомутами.
4.3 Проверка углов поворота передних колес
1.Установить автомобиль на поворотные блины.
Проверкапроизводится при нажатой педали тормоза. Нужно снять предохранитель стопсигналов.
3. Проверитьуглы поворота колес.
Уголповорота внутреннего в повороте колеса 38°45'-41°45'
Уголповорота внешнего в повороте колеса 34°00'
4.4 Проверка развала, продольного и поперечногонаклона осей поворота
1.Снять декоративный колпак.
2.Снять шплинт и колпачок. Колеса с литыми дисками при проверке следуетзаменить.
3.Установить спецприспособление на ступицу.
4. Установитьприбор для измерения развала, продольного и поперечного наклона осей поворота.
5.Проверить развал передних колес, продольный и поперечный наклон оси поворота.
Развалсоставляет 0°05' ± 45'.
Продольныйнаклон оси поворота составляет 5°45' ± 45'.
Поперечныйнаклон оси поворота составляет 9°00'± 45' Разница развала и продольного наклонаоси поворота правого и левого колес менее 30'
4.5 Регулировка развала передних колес
Послерегулировки развала проверьте величину схождения передних колес.
1. Ослабитьгайку нижнего рычага подвески №1.
2.Отрегулировать развал передних колес, вращая регулировочные кулачки.
Развал при регулировкесоставляет 0°05' ± 30' Разница развала и продольного наклона оси поворотаправого и левого колес менее 30'
Приповороте кулачка на одно деление развал изменяется на 7,5'.
3. Затянуть гайкунижнего рычага подвески №1. Момент затяжки 188 Н∙м.
4.6Проверка развала задних колес
1. Снять декоративныйколпак.
2. Установитьспецприспособление на ступицу.
3.Установить прибор для измерения развала.
4. Проверить развалзадних колес.
Развал составляет 0°25'± 45'.Разница развала правого и левого колес менее 30'
4.7Проверка схождения задних колес
1. В целях стабилизацииподвески нужно покачать автомобиль вверх — вниз.
2. Установить колеса внаправлении движения по прямой и прокатить автомобиль вперед примерно на пятьметров.
3. Установитьизмерительную часть прибора по центру оси колеса.
4. Отметить центрыпротектора на задней части каждой шины и измерить расстояние «В» между меткамина правой и левой шинах.
5. Прокатить автомобильвперед до тех пор, пока метки на задних сторонах шин перейдут на их передниестороны, на высоту проведения измерений с помощью прибора. При проходешинами точки измерений повторите операции, начиная с пункта 3.
6. Измерить расстояние«А» между метками.
7. Проверить величинусхождения. Схождение при проверке (В-А) 2±2мм.
Если величина схожденияне соответствует приведенным данным нужно произвести регулировку.
4.8Регулировка развала и схождения задних колес
1. Ослабить гайкикрепления нижних рычагов подвески №1, и №2.
2. Измерить расстояния«А», «В», «С» и «D».
3. Подсчитать значениеЕ=В — А.
4. Подсчитатьзначение F=D- С. Разница между Е и Fменее 4 мм.
5. Если разница между Еи F более 4 мм, то одновременным вращением регулировочных кулачков рычагов №1 и №2 произвести регулировку.
Развалпри регулировке составляет 0°25' ± 30'
Схождение прирегулировке находится в пределах 2±1 мм
Разница развала ипродольного наклона оси поворотаправого и левого колес менее 30'.
При поворотерегулировочных кулачков рычагов №1 и №2 на одно деление развал изменяется на 9'.
6.Затянутьгайки крепления нижних рычагов подвески №1 и №2.
Момент затяжкисоставляет 77 Н∙м
Заключение
Техническоеобслуживание и ремонт автомобилей выполняют на предприятиях автосервиса,предприятиях фирменного автосервиса, на автотранспортных предприятиях.Предприятиями автосервиса считаются учреждения, организации, предприятия, атакже частные лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью с правом напроведение конкретных видов работ для обслуживания автотранспортных средств.
Предприятиямифирменного автосервиса считаются организации, учреждения, предприятия, а такжепредприниматели, отвечающие всем требованиям предприятий-изготовителей автотранспортныхсредств к сервисным подразделениям и обслуживанию автотранспортных средств иполучившие в установленном порядке от владельца товарного знака фирмы права наего использование.
Постоянноеподдержание высокой технической готовности автомобилей, обеспечение ихработоспособности, безотказности и долговечности являются основными задачамиразличных предприятий автосервиса, служб эксплуатации автотранспортныхпредприятий. Для выполнения этих задач в настоящее время на автотранспортныхпредприятиях при техническом обслуживании автомобилей все шире применяютсясредства механизации, диагностики и новые формы организации труда. Поэтому отперсонала по обслуживанию автомобилей и их ремонту требуются не только знаниеих устройства, но и практические навыки пользования современным оборудованием,умение применять при диагностике необходимые приспособления, инструмент,контрольно-измерительную аппаратуру и иное оборудование. Кроме того, работникдолжен знать и уметь применять на практике основные методы и способы восстановлениядеталей, технологию ремонтных работ, проводить испытания автомобилей послеремонта с целью обеспечения безопасности дорожного движения и охраны окружающейсреды.
Список использованных источников
1. Автомобильныйсправочник. М, 1999;
2. БеляевН.В. 10000 советов автомобилистам. Мн., 2004;
3. БарановЛ.Ф. Техническое обслуживание и ремонт машин. Минск, 2001; Ростов-на-Дону, 2001;
4. БоровскихЮ.И и др. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей. М., 1988;
5. ГазарянА.А. Техническое обслуживание автомобилей. М., 1989;
6. ДехтеринскийЛ.В. Технология ремонта автомобилей. М., 1979;
7. ДюминИ.Е., Трегуб Г.Г. Ремонт автомобилей. М., 1998;
8. КарташевР.П., Мальцев В.М. Организация технического обслуживания и ремонта автомобилей.М., 1979;
9. КлейнерБ.С., Тарасов В.В. Техническое обслуживание и ремонт автомобиля. М., 1986;
10. КругловС.М. Устройство, техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей. М.,1991;
11. МорозС.М. Контроль и диагностика автомобилей. М., 1987.