МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО ИПРФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВОЛОГОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет: ФПМ
Кафедра: А и АХ
Дисциплина: ТЭА
РАСЧЕТНО-ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
к курсовому проекту
Тема: Разработка технологическогопроцесса ЕО автомобиля ГАЗ-53
Выполнил: КуприяновА.В.
Группа: МАХ — 41
Проверил: Пикалев О.Н.
г.Вологда
2002 г.
ЗАДАНИЕ НА КУРСОВОЕПРОЕКТИРОВАНИЕ № 4
по дисциплине «Техническая эксплуатацияавтомобилей».
1. Изучитьфактическую трудоемкость работ по ежедневному техническому обслуживаниюавтомобиля ГАЗ-53 и составить её математическое описание.
2. Разработатьтехнологический процесс ЕО автомобиля ГАЗ-53.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ-------------------------------------------------------------------------------------------------------- 4
1. КРАТКАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И УСТРОЙСТВО АВТОМОБИЛЯ ГАЗ-53 5
2. СТАТИСТИЧЕСКОЕИССЛЕДОВАНИЕ СРОКОВ И СОСТАВА РАБОТ ПО ЕО АВТОМОБИЛЯ ГАЗ-53---------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 7
2.1 Исходныеданные--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 7
2.2. Определениезакона распределения трудоемкости ЕО при завершенных испытаниях--------------------- 8
2.3 Исследованиевероятности возникновения неисправностей и состава работ по сопутствующемутекущему ремонту 9
3. РАЗРАБОТКАТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ЕО АВТОМОБИЛЯ ГАЗ-53-11
3.1 Переченьработ ЕО автомобиля ГАЗ-53---------------------------------------------------------------------------11
3.2 Используемыеэксплуатационные материалы--------------------------------------------------------------------------- 12
3.3 Определение производственной программы------------------------------------------------------------------------------ 12
3.4 Подбор технологического оборудования---------------------------------------------------------------------------------- 13
3.5 Техничесое нормированиетрудоемкости ЕО----------------------------------------------------------------------------- 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ-------------------------------------------------------------------------------------------------- 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ------------------------------------------------------- 17
ПРИЛОЖЕНИЯ-------------------------------------------------------------------------------------------19
ВВЕДЕНИЕ
Курсовой проект по технической эксплуатацииавтомобилей ставит своей целью:
· закрепление и расширение теоретических и практическихзнаний по организации и технологии ТО и ТР автомобилей;
· развитие у студентов навыков самостоятельной работы соспециальной нормативной и научно-технической литературой при разработкетехнологических процессов ТО, ремонта и оценке надежности автомобилей вусловиях АТП;
Темой данного курсового проекта является разработкатехнологического процесса ЕО автомобиля ГАЗ-53. Первая часть проекта посвященастатистической оценке трудоемкости работ по ЕО, что необходимо для правильнойразработки самого технологического процесса (определение оптимальнойпериодичности, техническое нормирование труда, выбор технологическогооборудования). Вторая часть посвящена собственно разработке технологического процессаЕО данного автомобиля.
1. КРАТКАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И УСТРОЙСТВОАВТОМОБИЛЯ ГАЗ-53.
Таблица 1.1
Краткая техническая характеристика автомобиля ГАЗ-53
Общие данные
Максимальная грузоподъемность, кг 4000 Габариты (l*h*b), мм 6395*2380*2220 Число мест для сидения (вкл. водителя) 2 Углы свеса кузова, град. передний 41 задний 25 База, мм 3700 Колея передних колес, мм 1630 Колея задних колес, мм 1690 Дорожный просвет, мм 265 Наименьший радиус поворота, м 9 Снаряженная масса, кг 7400 на переднюю ось 1810 на заднюю ось 5590 Эксплуатационные данные Максимальная скорость с номинальной нагрузкой, км/ч 80 Контрольный расход топлива при 40 км/ч, л/100 км 24 Тормозной путь со скорости 50 км/ч, м (не более) 29,2 Максимальный преодолеваемый подъем, град 30
Двигатель: модельЗМЗ-53, 8-ми цилиндровый, V-образный, карбюраторный, верхнеклапанный, рабочийобъем 4,25 л, степень сжатия 6,7 максимальная мощность 84,6 кВт при 3200об/мин, максимальный крутящий момент 284,4 Н*м при 2000-2200 об/мин.
Система смазки смешанная (смазка осуществляется поддавлением и разбрызгиванием с охлаждением масла в радиаторе).
Система питания с принудительной подачей топливабензонасосом диафрагменного типа. Карбюратор К-126-Б — двухкамерный, с падающимпотоком и балансированной поплавковой камерой. Применяемое топливо — бензинА-76 ГОСТ 2084 — 77.
Система охлаждения — жидкостная, закрытая, спринудительной циркуляцией охлаждающей жидкости центробежным насосом.
Сцепление: сухое,однодисковое с механическим приводом
Коробка передач: механическая, четырехступенчатая, снабжена синхронизаторами. Тип управления-механический.Передаточные числа коробки передач:
первой — 6,55
второй — 3,09
третьей — 1,71
четвертой — 1,00
задний ход – 7,77.
Карданная передача: открытого типа, состоит из двух валов. Каждыйвал имеет по два карданных шарнира с крестовиной на игольчатых подшипниках.
Задний мост: Главная передача заднегомоста одинарная, гипоидного типа. Передаточное число главной передачи 6,83.
Подвеска: на продольных полуэллиптических рессорах, на переднем мосту установлены телескопические, гидравлические амортизаторы.
Колеса и шины: дисковые, крепятся гайками на 8-ми шпильках. Шины пневматические, камерные 240-508Р.
Рулевое управление: Глобоидальный червяк с трехгребневымроликом. Среднее передаточное число рулевого механизма- 20,5.
Тормоза: рабочие– колодочная, барабанного типа, действует на все колеса, привод гидравлическийс гидровакуумным усилителем. Стояночная — барабанного типа действует натрансмиссию, привод механический.
Таблица 1.2
Заправочные емкости, л
Топливные бак 90 Система смазки двигателя 8 Система охлаждения двигателя 23 Картер коробки передач 3 Амортизаторы (каждый) 0,41 Картер рулевого механизма 0,6 Бачок омывателя ветрового стекла 1,5
Таблица 1.3
Регулировочные иконтрольные данные
Тепловой зазор между клапанами и коромыслами, мм 0,25-0,3 Давление масла в двигателе при 60 км/ч, кгс/см2 2,5 Температура охлаждающей жидкости, °С 80 — 95 Прогиб ремня привода вентилятора под усилием 4 кгс, мм 10 -15 Люфт рулевого колеса, ° не более 25 Свободный ход конца педали сцепления, мм 35-45 Давление жидкости в тормозной системе, кПа 588-755 Свободный ход конца педали тормоза, мм 8-14 Зазор между контактами прерывателя, мм 0,3 — 0,4 Зазор между электродами свечей, мм
0,8+0,15 2. СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СРОКОВ ИСОСТАВА РАБОТ ПО ЕО АВТОМОБИЛЯ ГАЗ-53
При решении задач технического обслуживания и ремонтаавтомобилей важное значение имеет создание нормативной базы: расчет ресурсовдеталей, узлов и агрегатов, определение допустимых отклонений диагностическихпараметров, определение трудоемкости ЕО, расчет потребности в запасных частях ит.д.2.1 Исходные данные
Имеемследующие результаты исследования трудоемкости автомобиля ГАЗ-53 (см. рис. 2.1 и табл. 2.1)
Частота
/>
Фактическая трудоемкость, чел-ч.
Рис. 2.1
Таблица 2.1
Трудоемкость ЕО автомобиляГАЗ-53Факт. трудоемкость, чел-ч 0,23 0,25 0,27 0,29 0,31 0,33 0,35 Частота 2 5 8 15 17 9 1
Операции по сопутствующему текущему ремонту распределились следующим образом:
. по двигателю и его системам — 1 технических воздействия,
. по трансмиссии — 3,
. по рулевому управлению — 2,
. по подвеске — 2,
. по тормозам — 3,
. по электорооборудованию – 4.
Всего -15 технических воздействий по 57 автомобилям .2.2. Определение закона распределениятрудоемкости ЕО при завершенных испытаниях
Завершенныеиспытания используются в тех случаях, когда ресурс испытаний сравнительноневелик: обычно при этих испытаниях можно получить сравнительно большой объемстатистики, что повышает точность результатов.
Прирасчете трудоемкости ЕО исходные данные берем из табл. 2.1.
1. __ ni * xi 0,23*2+0,25*5+0,27*8+0,29*15+0,31*17+0,33*9+0,35*1
xв =----------- =------------------------------------------------------------------------- =0,295
n 57
2. Дисперсия
n>30
__
ni * (xi - xв )^2 S^2 = ----------------------------
n
2(0,23-0,295)^2+5(0,25-0,295)^2+8(0,27-0,295)^2+15(0,29-0,295)^2+17(0,31-0,295)^2+
S^2=-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
57*
+9(0,33-0,295)^2+1(0,35-0,295)^2
----------------------------------------- = 0,000758
*1
3. Находимсреднеквадратичное выборочное отклонение
бв = S^2 = 0,000758=0,0275
4. Таблица 2.2. Нахождение выравнивающих частот
xi ni
__
xi-xв
__
xi-xв ui = ---------
бв j (ui)
Уi =41,5 j (ui) 0,23 2 -0,06 -2,18 0,0371 1,5 0,25 5 -0,04 -1,46 0,1374 5,7 0,27 8 -0,02 -0,73 0,3056 12,7 0,29 15 0,3989 16,6 0,31 17 0,02 0,73 0,3056 12,7 0,33 9 0,04 1,46 0,1374 5,7 0,35 1 0,06 2,18 0,0371 1,5
n =57 Уi = 56,4
n*h 57*0,02
Уi= — * j(ui)=------------ * j(ui)=41,5 j (ui),
бв 0,0275
где n – сумманаблюдаемых частот (n=57)
h - разница между двумя средними вариантами (h=0,02)
5. Находим толерантные пределы (верхний и нижний)
_
бв = хв+tg б = 0,295+2,0034*0,0275 = 0,35
_
бn = хв- tg б = 0,295-2,0034*0,0275 = 0,24
tg = t (g,h) =2,0034 ( Приложение 3 [ 5. c392])
Метод интерполяции
57 50 60 50 57– 50 57 — 50
tg = tg + ( tg — tg ) * ---------- = 2,009+(2,001 – 2,009)* — = 2,0034
60 - 50 60 - 50
По результатам расчетавидно, что средняя трудоемкость ЕО составляет L = 0,295 чел-ч, а среднеквадратическоеотклонение б= 0,0275 чел-ч. Таким образом,около 70,2 % ЕО имеет трудоемкость от 0,2675 до 0,3225. 2.3 Исследование вероятностивозникновения неисправностей и состава работ по сопутствующему текущему ремонту
Для оценки математического ожидания возникновениянеисправности служит доверительный интервал, показывающий наибольшую инаименьшую вероятность возникновения той или иной неисправности:
/>
где p1, p2 - верхняя и нижняя границы интервала, определяемые поформуле:
/>
где n = 57 — количество наблюдений (57 автомобилей),
t = 1,63 при доверительной вероятности g = 0,95 (95% результатов попадут в данный интервал),
w = m/n — опытная вероятность события (m — число благоприятных исходов события — возникновениенеисправности).
Результаты расчетов приведены в таблице 2.3.
Из приведенных расчетов видно, что наиболее вероятновозникновение необходимости текущего ремонта по тормозам, рулевому управлениюи электрооборудованию. Эти данные необходимо учитывать при разработкетехнологического процесса ЕО, при расчете необходимости в запасных частях и т.д.
Для определения наиболее вероятного числа одновременновозникших неисправностей используют производящую функцию вида:
jn(z) = (p1z + q1)(p2z + q2)*… *(pnz + qn),
где pi - вероятностьпоявления i-го события (pi = mi/ni),
qi -вероятность не появления i-го события (qi = 1- pi).
Таблица 2.3
Доверительные интервалывероятности возникновения неисправностейНеисправности m w p1 p2 pср Двигателя 1 0,018 0,0043 0,075 0,04 Рулевого управления 2 0,035 0,0118 0,099 0,055 Подвески 2 0,035 0,0118 0,099 0,055 Тормозов 3 0,053 0,0217 0,124 0,073 Электрооборудования 4 0,07 0,0321 0,146 0,089
В нашем случае:
p1 = 0,018, q1 = 0,982.
p2 = 0,035, q2 = 0,965.
p3 = 0,035, q3 = 0,965.
p4 = 0,053, q4 = 0,947.
p5 = 0,07, q5 = 0,93.
Производящаяфункция примет вид:
j5(z)=(0,018z+0,982)(0,035z+0,965)(0,035z+0,965)(0,053z+0,947)(0,07z+0,93)=43,36* 10-8 *z5+16,2*10-6z4+6,07*10-4z3+1,51*10-2z2+0,179z1+ 0,805z0.
Результаты расчетов производящей функции приведены втаблице 2.4, из которой видно, что наиболее вероятно возникновение однойнеисправностей (17,9%). Также высока вероятность возникновения двухнеисправностей (1,51 %). С учетом расчета доверительных интервалов сбольшой вероятностью можно утверждать, что это будут неисправности тормозов иэлектрооборудования (см. табл. 2.3)
Таблица 2.4
Вероятность одновременноговозникновения неисправностейКоличество одновременно возникших неисправностей 5 4 3 2 1 Вероятность возникновения, %
4,34* 10-5
1,62* 10-3 6,07* 10-2 1,51 17,9 80,5
Вывод: поприведенным результатам исследования состава сопутствующего текущего ремонтаможно сказать, что наиболее вероятной будет необходимость в ремонте электрооборудования(17,9%)и тормозов (1,5%). Поэтому необходимо предусмотреть возможностьпроведения этих работ по ТР совместно с ЕО.
3.РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ЕО АВТОМОБИЛЯ ГАЗ-53
Поддержание автомобиля в исправном состоянии инадлежащем виде достигается техническим обслуживанием и ремонтом на основерекомендаций планово- предупредительной системы обслуживания. ЕО выполняется на АТП после работы подвижного составана линии. Контроль технического состояния перед выездом на линию, а также присмене водителей на линии осуществляется за счет подготовительно-заключительного времени.
ЕО включает контроль, направленный на обеспечениебезопасности дорожного движения, а также работы по поддержанию надлежащеговнешнего вида, заправку топливом, маслом и охлаждающей жидкостью, а длянекоторых видов подвижного состава- санитарную обработку кузова. Оно проводитсяв соответствии с Положением о ТО и ремонте подвижного состава автомобильноготранспорта. 3.1 Перечень работ ЕО автомобиля ГАЗ-53
В соответствии с Положением о ТО и ремонте подвижногосостава ЕО автомобиля ГАЗ-53 имеет следующий нормативный перечень работ:
1. Контрольные работы:
- Внешним осмотром проверитькомплектность автомобиля, состояние кузова, стекол, зеркал заднего вида,оперения, номерных знаков, окраски, замков дверей, рамы, рессор, амортизаторов,колес и шин.
- Проверить действие приборовосвещения, сигнализации, звукового сигнала, КИП, стеклоочистителей, устройствадля обмыва ветрового стекла.
- Проверить осмотром герметичностьпривода тормозов, отсутствие подтеканий в соединениях систем смазки, питания,охлаждения.
- Проверить работу агрегатов, системи механизмов автомобиля на ходу или на посту экспресс-диагностики, убедиться висправности ножного и ручного тормозов. Перед выездом убедиться, что двигательдостаточно прогрет и плавно работает на холостом ходу. Нажать несколько разпедаль дросселя и убедиться в легкости перехода с малых оборотов на повышенные,в отсутствии перебоев, ненормальных шумов и стуков в двигателе.
2.Уборочно-моечные работы:
- Произвести уборку кабины иплатформы.
- Очистить снаружи и принеобходимости вымыть автомобиль.
3.Смазочные и заправочные работы:
- Проверить уровень масла в картередвигателя и при необходимости долить его до нормы.
- При необходимости дозаправитьавтомобиль топливом.
- Проверить уровень жидкости всистеме охлаждения и при необходимости долить воду. При безгаражном храненииавтомобиля с наступлением холодного времени по окончании работы слить воду.
- Проверить наличие воды и принеобходимости заправить водой бачок устройства для обмыва ветрового стекла.3.2 Используемые эксплуатационныематериалы
В процессе ЕО используется следующая номенклатура эксплуатационныхматериалов для смазки агрегатов автомобиля:
1.Масло моторное всесезонное М-8В ГОСТ 10541-78 или М-6з/10-В ОСТ38.01370-84;
Маслоавтомобильное северное М-4з/6В1 ОСТ 38.01370-84 — (5,8 л без объемамасляного радиатора).
2.Жидкость охлаждающая: ОЖ-40 «Лена», ОЖ-65 «Лена» ТУ113-07-02-88 или ТОСОЛ-А40М, ТОСОЛ-А65М ТУ 6-02-751-86. Вода чистая и«мягкая» (дождевая, снеговая, кипяченая) — (13,2-13,4 л).
3.Бензин А-76 ГОСТ 2084-77 летнего или зимнего сортов.
4.Бачок омывателя ветрового стекла- вода, 1,5л.
5.Ветошь.3.3 Определениепроизводственной программы
Производственную программу по ТО и ремонту припроектировании и планировании обычно рассчитывают аналитически за цикл споследующим пересчетом на год.
ЕО автомобиля подразделяется на ЕОС-операции выполняемые каждый день и ЕОТ — операции, выполняемые передТО и ТР.
Количество ЕО за цикл определяем по формуле:
NЕОс,=Lр/Lсс, NЕОт=å(N1+N2)*1.6
где Lр — пробег до капитальногоремонта (ресурсный пробег). Для автомобиля ГАЗ-53 безучета поправочных коэффициентов (для первой категории условийэксплуатации) Lр=200000 км;
lсс — среднесуточныйпробег, равный 200 км;
N1, N2— число, соответственно ТО-1 и ТО-2 за цикл; N1=Lр/L1-Nk; N2=Lр/L2-Nk;
L1, L2— пробеги доТО-1 и ТО-2, соответственно. Для данного автомобиля L1=2500 км, L2=12500 км;
Nk=1- число списаний за цикл.
Подставляя эти данные получим:
NЕОс=200000/200=1000ЕОС за цикл.
N1=200000/2500-1=79;
N2=200000/12500-1=15;
NЕОт=(79+15)*1,6=150,4ЕОтза цикл;
Так как пробег за цикл не всегда равен годовомупробегу автомобиля, то производится пересчет производственной программы на годс помощью коэффициента перехода от цикла к году:
hг = Lг/Lр,
где Lг — годовой пробег автомобиля,определяемый по формуле:
Lг = Драб.гaт lcc,
где Драб.г = 365 -число рабочих дней в году.
aт=0,9 — коэффициент технической готовности.
lсс = 200км — среднесуточный пробег одного автомобиля.
Подставляя числовые значения получим:
Lг = 365*0,9*200 = 65700 км.
hг =65700/200000 = 0,3285.
Количество ЕО за год на один автомобиль:
NЕОСг=NЕОСhг = 1000*0,3285 = 328,5.
NЕОТг=NЕОТhг =150,4*0,3285 =49,4
Производственная программа по ЕО по всему парку(принимаем парк в 200 автомобилей) будет равна:
åNЕОСг =nNЕОСг = 200*328,5 = 65700.
åNЕОТг =nNЕОТг = 200*49,4 = 9880.
Суточная производственная программа по ЕО по всемупарку с учетом 5-дневной рабочей недели будет:
NЕОСс = åNЕОСг/ 365 = 65700/365 = 180 ЕОСв сутки.
NЕОТс = åNЕОТг/ 365 = 9880/365 = 27 ЕОТв сутки.3.4 Подбортехнологического оборудования
Как правило, оборудование, необходимое потехнологическому процессу для проведения работ на постах зоны ЕО, принимается всоответствии с технологической необходимостью выполняемых с его помощью работ,так как оно используется периодически и не имеет полной загрузки за рабочую смену. Варианты выбора оборудования представлены в таблице 3.1.
Таблица 3.1
Подбор технологическогооборудованияНаименование работ Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 Выбранный вариант Моечные Механизированная щеточная установка ГАРО 1129 (30-40 авт/час) Автоматическая установка ГАРО 1126 (30 авт/час)
Установка щеточная М-123
(40 авт/час) Вариант 3 обеспечивает большую производительность при меньшем расходе воды и СМС Подъемно-транспортные Конвейер мод. 4010 (дл. 53,1м) Эстакада прямоточная Канава прямоточная узкого типа Вариант 1 обеспечивает наименьшее время на перемещение автомобиля с поста на пост и наилучшие условия работы обслуживающего персонала Крепежные Ключи гаечные И-105-М3 Набор из 56 инструментов содержит все необходимые ключи Смазочные
1. Пресс-масленки.
2. Колонка автоматическая мод. 367М
1. Колонка маслораздаточная мод. 3155М.
2. Солидолонагнетатель мод. 1127. Установка для централизованной смазки и заправки мод. 359 Вариант 2 — данное оборудование болеее специализировано, поэтому обеспечивает высокую производительность труда при достаточно невысокой стоимости. ЕО трансмиссии Люфтомер КИ-4832 Динамометр-люфтомер мод. 532 Люфтомер НИИАТ К-187 Вариант 1 — КИ-4832 помимо люфта отдельных агрегатов позволяет измерять суммарный люфт трансмиссии, что сокращает трудоемкость обслуживания 3.5 Техническое нормирование трудоемкостиЕО
Производственные процессы ЕО представляют собоймелкосерийный или единичный тип производства. Им присущитакие основные черты, как широкая номенклатура работ, закрепленных за однимрабочим, нестабильная загрузка рабочего на протяжении смены, низкий уровеньразделения и кооперации труда. Потребность в выполнении работопределенного наименования и их объем определяется в зависимости оттехнического состояния автомобиля, что приводит к нестабильной загрузкерабочего в течение смены .
При нормировании трудозатрат по ЕО руководствуются восновном Положением о ТО и ремонте подвижного состава автомобильного транспортаи Типовыми нормами времени на ремонт автомобилей в условиях АТП. Значительная вариация трудозатрат на выполнение однихи тех же работ при различном техническом состоянии автомобиля требует широкогоиспользования укрупненных норм труда, установления средних затрат времени наоперации или их комплексы .
Техническая норма времени на операцию рассчитываетсяпо формуле:
tшт = tосн+tвсп+tдоп, чмин,
где tшт — штучное время на операцию,
tосн — основное время, в течение котороговыполняется заданная работа (регламентируется Положением),
tвсп = (3 — 5%) tосн — вспомогательное время на производствоподготовительных воздействий на изделие,
tдоп = tобсл+tотд — дополнительное время, состоящее из:
tобсл = (3 — 4%) tосн — время на обслуживание оборудования и рабочего места,
tотд = (4 — 6%) tосн — время на отдых и личные нужды.
В соответствии с Положением основное время на ЕОСавтомобиля ГАЗ-53 равно 0,42 чел-ч, а ЕОТ — 0,21 (50% от ЕОС),но так как мы используем поточный метод обслуживания вместо тупикового и болеепроизводительное оборудование, то необходимо произвести корректировкутрудоемкости путем введения коэффициента, учитывающего повышениепроизводительности труда:
Тосн' = Кппт*Тосн = 0,75*0,42 = 0,315 челч.
Тосн' = Кппт*Тосн = 0,75*0,21 = 0,1575 челч.
Оплата труда ремонтных рабочих производиться поштучно-калькуляционному времени:
tштк = tшт + tп-з/Nп, чмин,
где tп-з = (2 — 3%) Тсм — подготовительно-заключительное время на получение задания, ознакомление стехнической документацией, получение и сдачу инструмента, сдачу работы и т.п. (Тсм = 8 ч. — продолжительность смены).
Nп — число изделий в однойпоследовательно обрабатываемой партии (количество ЕО за смену).
Количество ЕО за смену определяем по формуле:
Nп = hлТсмNрл/tшт',
где hл = 0,75- 0,8 — коэффициент использования поточной линии,
Nрл =6 — количество рабочих на линии.
Подставляя числовые данные получим: Nп =0,75*8*60/21,74 @ 99,4 ЕО за смену. Так каксуточная производственная программа составляет 180 ЕО в сутки, то необходим двухсменныйрежим работы ремонтно-обслуживающих рабочих.
Результаты расчетов приведены в таблице 3.2.
В нашем случае ЕО организовано на поточной линии,поэтому необходимо, чтобы трудоемкость работ на всех постах одинаковой. Это достигнуто путем соответствующей группировкиработ и размещением ремонтных рабочих по постам ( см.табл 3.2 и Приложение 1).
Таблица 3.2
Трудоемкость работ ЕОавтомобиля ГАЗ-53
№ операции
Наз-е
операции
tосн
чмин
tвсп.
чмин
tобсл.
чмин
tотд.
чмин
tшт.
чмин число рабочих на посту
tп-з.
чмин
tштк.
чмин 1 Уборочная 2,5 0,125 0,12 0,12 2,865 1 10 3 2 Моечные 2,5 0,125 0,12 0,12 2,865 1 10 3 3 Конт-диаг. 2,5 0,125 0,12 0,12 2,865 1 10 3 4 Заправоч. 3,9 0,195 0,021 0,339 4,515 1 10 4,6 5 Мел. ремонт 7,5 0,375 0,375 0,375 8,6 2 10 8,7 Всего: 18,9 0,945 0,756 1,134 21,74 6 50 22,3
С учетом расчетов, сделанных в первой части проекта,следует учесть увеличение трудоемкости ОЕ в связи с необходимостью проведениесопутствующего текущего ремонта. Нами было получено, чтонаиболее вероятна необходимость ремонта рулевого управления иэлектрооборудования. С учетом удельной трудоемкости данных видов работ повышениетрудоемкости ЕО в среднем составит 0,7 челч. Это увеличениетрудоемкости можно компенсировать, используя на данных видах работ рабочих с другихпостов, не занятых в данный момент (т.н. скользящих рабочих). Этоможет быть рабочий с поста мойки, бригадир и т.п.
Технологический процесс ЕО автомобиля ГАЗ-53 оформляемна маршрутных картах по ГОСТ 3.1118-82 (см. Приложение 1), а одну из операций (ЕО системыпитания) на маршрутной карте по ГОСТ 3.1407-86 (см. Приложение 2) и составляем для нее карту эскизов поГОСТ 3.1404-81 (см. Приложение 3).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе выполнения курсового проекта по дисциплине«Техническая эксплуатация автомобилей» разработали технологическийпроцесс ЕО автомобиля ГАЗ-53 и детально одну из операции.
Кроме того было произведено исследование фактическойтрудоемкости ЕО и определены наиболее вероятные неисправности и операциисопутствующего ЕО текущего ремонта.
/>СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Техническая эксплуатация автомобилей: Учебник дляВузов/ под ред. Г.В. Крамаренко. — М:Транспорт, 1983
2. Техническая эксплуатация автомобилей: Методическиеуказания к курсовой работе/ сост. Дажин В.Г, Фомягин Л.Ф. — Вологда: ВоПИ, 1995, 41.
3. Положение о техническом обслуживании и ремонтеподвижного состава автомобильного транспорта. Ч. 2. Автомобиль ГАЗ-53А. - М: Транспорт— 1978.
4. Александров Л.А. Техническое нормирование труда на автотранспорте. — М: Транспорт, 1976.
5. Гмурман В.Е. Руководство к решению задач по теории вероятности иматематической статистике. — М: Высшая школа, 1979.
6. Иванов В.Б. Справочник по нормированию труда на автомобильном транспорте. — Киев: Тэхника, 1991.
7. Селиванов С.С. Механизация процессов технического обслуживания иремонта автомобилей. — М: Транспорт, 1984.