Министерствожелезнодорожного транспорта Российской Федерации
Федеральноеагентство железнодорожного транспорта
Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
ИркутскийГосударственный Университет путей сообщений
ЗабайкальскийИнститут Железнодорожного Транспорта
Кафедра:Гуманитарные науки
Реферат
по дисциплинеВведение в специальность
на тему: Поезд
Чита 2010
Содержание
1. Что такое поезд?
2. История поездов
3. Проектирование и расчет поездов
4. Формирование поездов
5. Организация движения поездов
6. Разновидности поездов
7. Железнодорожный сленг
8. Рекорды среди поездов
9. Интересные факты
Список литературы
1. Что такое поезд?
Хотя традиционно понятие«поезд» и связывают с железнодорожным транспортом, на деле же оно появилосьгораздо раньше первых паровозов (1804 год), в том числе и в русском языке. Так,согласно словарю Даля слово «поезд» происходит от слова «поездка» ипервоначально обозначало ряд повозок, следующих друг за другом. Примером этогоявляются такое понятие, как «свадебный поезд», который внешне к железной дорогене имеет отношения[3].
С появлением первыхлокомотивов, понятие «поезд» довольно скоро перекочевало и на железнодорожныйтранспорт. В том же словаре Даля можно встретить и такое определение:
Поезд железной дороги— сколько везет паровоз, или что сцеплено вместе, в одно целое.
То есть под данноеопределение попадает и просто группа сцепленных между собой вагонов —железнодорожный состав. Схожее определение даётся в словаре Брокгауза и Ефрона:
Состав сцепленныхжелезнодорожных вагонов, приводимых в движение локомотивом или моторнымвагоном.
То есть в нём ужеоговаривается обязательное наличие в составе тяговых единиц. В связи споявлением автотранспорта и значительным снижением гужевого транспорта, слово«поезд» стало ассоциироваться исключительно с железной дорогой.
Поезд железнодорожный,сформированный и сцепленный состав из вагонов с одним или несколькимидействующими локомотивами или моторными вагонами, имеющий световые и др.опознавательные сигналы
Наконец, Правилатехнической эксплуатации железных дорог дают аналогичное официальноеопределение слова «поезд», но со следующей оговоркой:
Локомотивы безвагонов, моторные вагоны, автомотрисы и дрезины несъёмного типа, отправляемыена перегон, рассматриваются как поезд.
Таким образом, вофициальном понятии не каждый состав может называться поездом, в свою очередьналичие вагонов не является обязательным условием поезда.
2. История поездов
История поездов напрямуюсвязана с историей рельсовых дорог и локомотивов. Первые поезда появились вЕвропе на рубеже XVII—XVIII веков и представляли собой вагонетку, приводимую вдвижение лошадью. Существовали такие дороги и в России. Так в 1842 году, приизысканиях трассы для будущей железной дороги Санкт-Петербург — Москва, былиобнаружены элементы «полосовой» деревянной железной дороги, проложенной поуказу Петра I в начале XVIII века. В 1806 году под руководством инженера ПетраФролова была разработана, а в 1809 году сдана в эксплуатацию Змеиногорскаяжелезная дорога. Поезда на ней состояли уже из 3—4 вагонеток, соединённыхжелезными кольцами.
В 1804 году английскийизобретатель Тревитик создаёт первый паровоз, который использовался только какаттракцион для развлечения публики. Для этого к паровозу прицепили пассажирскийвагон, создав таким образом первый поезд с локомотивной тягой. Первый грузовойпоезд с локомотивной тягой появился в 1820 году в Англии и использовался длятранспортировки угля от шахты Хэттон до Сандерленда. 27 сентября 1825 года наоткрытии первой общественной железной дороги Стоктон—Дарлингтон локомотив«Локомоушн» провёл первый магистральный грузовой поезд массой 80 тонн. 15сентября 1830 года на открытии магистрали Ливерпуль — Манчестер был проведёнпервый магистральный пассажирский поезд, в составе которого находился и вагонзагруженный почтой — первый в мире почтовый вагон.
В России первый поезд слокомотивной тягой был пущен на Нижнетагильском металлургическом комбинате в1834 году. Он приводился в движение паровозом, который построили ЕфимАлександрович и Мирон Ефимович Черепановы. 30 октября 1837 года была открытаЦарскосельская железная дорога. Пассажирские поезда на ней состояли из вагонов4-х классов: кареты («дилижансы») с отделениями I-го класса, кареты сотделениями II-го класса, открытые повозки с крышей («шарабаны») и открытыеповозки без крыши («ваггоны»). Средняя скорость поездов составляла 32,8 км/ч, а к концу 1860-х возросла до 42,7 км/ч, интервал между поездами составлял 3—4 часа. 1ноября 1851 года было открыто движение на магистрали Санкт-Петербург — Москва.Средние скорости пассажирских и грузовых поездов составляли 32 и 16 км/ч соответственно, также курсировал почтовый поезд со средней скоростью 37 км/ч. Пассажирские вагоны подразделялись на следующие типы: I и II классов — спальные иобыкновенные; III класса — обыкновенные и служебные. Грузовые вагоны быличетырёхосными (на двух двухосных тележках) и имели грузоподъёмность не больше10 тонн. Для тяги пассажирских поездов использовались паровозы типа 2-2-0массой около 30 тонн, для товарных — типа 0-3-0 массой 30 тонн. Для организацииперевозок на дороге впервые был применён график движения поездов.
3. Проектирование ирасчет поездов
Вес поезда является однимиз важнейших параметров, так как определяет провозную способность участков, то,есть какое количество пассажиров или грузов будет перевезено между станциями заопределённое время (чаще всего — 1 сутки). Увеличение массы поезда позволяет нетолько поднять этот параметр, но и снизить себестоимость перевозок. В то жевремя, излишнее увеличение веса поезда приводит к перегрузке локомотивов и кпреждевременному выходу их оборудования из строя. Также в результатепроектирования можно определить длину поезда, число вагонов и локомотивов в нёми их распределение по составу, а также режимы ведения поезда по различнымучасткам пути.
Масса поезда зависит отдостаточно большого количества параметров, и прежде всего от уклонов пути ипараметров локомотивов. К примеру, расчётная масса поезда для восьмиосногоэлектровоза ВЛ80 на подъёме в 5 ‰ (0,5 %) составляет около 8000 т, а на подъёмев 10 ‰ (1 %) — 4100 т. В данном случае массу поезда увеличивают за счётсмягчения профиля пути и увеличения числа локомотивов. Далее массу поездапроверяют по таким условиям, как прочность сцепных устройств (на дорогах СНГ имявляется автосцепка СА-3) и на возможность трогания поезда с места. Послеэтого, зная примерную долю каждого типа вагонов в составе, определяют числовагонов в поезде. Зная длины вагонов и локомотивов, определяется длина всегопоезда, которая уже проверяется на допускаемую по условиям размещения наприёмных путях станции, так как в случае превышения этого показателя, поездпопросту частично окажется на другом пути (достаточно вспомнить фильм«Магистраль», где приёмка поезда повышенной длины на более короткий путьпривела к трагедии).
4. Формированиепоездов
Как понятно из определения,поезд формируется из тяговых (локомотивы, моторные вагоны) и нетяговых(грузовые и пассажирские вагоны) единиц подвижного состава. В настоящее времяможно выделить несколько основных вариантов компоновки поездов:
Формирование поездовпроизводится в основном на сортировочных станциях (а моторвагонного подвижногосостава — в оборотных депо) в полном соответствии с установленными для дорогправилами (для российских железных дорог ими являются Правила техническойэксплуатации, график движения и планом формирования поездов). Формированиемпоездов занимаются составители поездов.
5. Организациядвижения поездов
Основой организациидвижения поездов на магистральных железных дорогах является график движения,нарушение которого не допускается. Благодаря ему обеспечивается безопасностьдвижения и рациональное использование подвижного состава. В соответствии сграфиком каждому поезду присваивается определённый номер. Поездам определённогонаправления присваиваются чётные номера, а поездам обратного направления —нечётные. Кроме номера, каждому грузовому поезду на станции формированияприсваивается определённый индекс, который не изменяется до станциирасформирования. Если поезд не предусмотрен графиком движения, то номер емуприсваивается при его назначении.[13] В соответствии с правилами техническойэксплуатации российских железных дорог, поезда делятся на следующие категории:
1. Внеочередные:
Восстановительные;
Пожарные;
Снегоочистители;
2. Очередные — впорядке приоритетности:
2.1 Поездафедерального значения:
— Пассажирские скоростные(всегда федеральные);
— Скорые пассажирскиепоезда федерального значения (обычно фирменные);
— Товарные поездафедерального значения;
2.2 Пассажирскиескорые;
2.3 Грузовые поездаповышенного значения:
— Особые заказы повышеннойстоимости;
— Грузовые поезда соскоропортящимся содержимым;
2.4 Пассажирскиепоезда (дополнительные поезда и пассажирские поезда низшего значения);
2.5 Почтово-багажные,воинские, грузопассажирские, людские, ускоренные грузовые;
2.6 Грузовые(сквозные, участковые, сборные, вывозные, передаточные), хозяйственные поезда;
2.7 Поезда,назначаемые по особым требованиям, очерёдность которых устанавливается приназначении
Каждый поезд обслуживаетлокомотивная бригада, состоящая из машиниста, который непосредственно управляетпоездом и следит за безопасностью пути, и его помощника, который совместно смашинистом ведёт наблюдение за безопасностью пути, а также периодически, поуказанию машиниста, визуально проверяет работу некоторого оборудованиялокомотива или МВПС. При кратной тяге, а также при использовании толкача, числолокомотивных бригад равно числу локомотивов, при этом машинисты вспомогательныхлокомотивов непосредственно подчиняются машинисту ведущего (первого по ходудвижения) локомотива. При паровой тяге в состав локомотивной бригады такжевключался кочегар, а на пассажирских моторвагонных поездах — кондуктор. Пассажирскийпоезд, кроме того, обслуживается проводниками вагонов и начальником поезда, авагоны-рестораны и почтовые вагоны — соответствующими работниками. Нахозяйственные поезда назначается руководитель работ или его уполномоченный.Также на поезда, с которыми проводятся манёвры, может назначаться составительпоездов. В настоящее время ряд пассажирских поездов обслуживаются машинистомбез помощника («работа в одно лицо»)
Для контроля за движениемвсех поездов, железнодорожный путь делят на определённые отрезки (обычно100—150 км), называемые участками. Движением всех поездов на каждом участкеруководит поездной диспетчер (ДНЦ). В его обязанности входит обеспечениевыполнения графика движения поездов, поэтому приказы диспетчера подлежатбезоговорочному выполнению. Помимо этого машинисты и другие работники,обслуживающие поезда, подчиняются указаниям дежурных по станциям, которые всвою очередь также подчиняются поездному диспетчеру. Под контролем одногодиспетчера может находиться до нескольких участков.
6. Разновидностипоездов
Поезда различаются похарактеру груза, скоростям движения, размерам, массе и т. д. На железныхдорогах России встречаются следующие разновидности поездов:
I. Пассажирские — предназначены дляперевозки пассажиров, багажа и почты. В свою очередь различаются на:
· Высокоскоростные — следующие соскоростями свыше 200 км/ч;
· Скоростные — следующие со скоростямив пределах 141—200 км/ч[17];
· Скорые — следующие со среднейскоростью свыше 50 км/ч;
· Дальние — следующие на расстояниесвыше 700 км;
· Местные — следующие на расстояние от150 до 700 км;
· Пригородные — следующие на расстояниедо 150 км[18];
· Почтово-багажные — для перевозкипочты, багажа и грузобагажа;
· Туристические;
· Экскурсионные;
· Ускоренные — следующие со среднейскоростью свыше 65 км/ч;
· Литерные;
· Грузопассажирские — поезда, состоящиеиз пассажирских и грузовых вагонов, проезд людей осуществляется пожелезнодорожным билетам;
· Людские — поезда, в составе которыхне менее трёх вагонов, занятых людьми, проезд людей осуществляется по грузовымдокументам;
· Пассажирские повышенной длины —поезд, имеющий в составе 20 и более вагонов;
· Пассажирские длинносоставные — поезд,длина которого превышает установленную схемой формирования данного поезда хотябы на один вагон;
· Соединённый пассажирский — состоящийиз двух пассажирских поездов, сцепленных между собой, с действующимилокомотивами в голове каждого поезда;
· Фирменные;
· Ретро-поезда.
II. Грузовые (устаревшее название —товарные):
· Ускоренные:
— Скорые грузовые;
— Рефрижераторные;
— Для перевозки живности;
— Для перевозкискоропортящихся продуктов;
· Сквозные — следующие без переработкине менее чем через одну техническую (сортировочную или участковую) станцию;
· Участковые — следующие безпереработки от одной технической станции до другой;
· Сборные — для доставки вагонов напромежуточные станции;
· Сборно-раздаточные;
· Передаточные — для доставки вагонов содной станции узла на другую;
· Вывозные — для вывоза групп вагонов сотдельных промежуточных станций участка;
· Грузовые длинносоставные — поезд,длина которого превышает максимальную норму, установленную графиком движения научастке следования, хотя бы на один условный вагон;
· Грузовые тяжеловесные — поезд, вескоторого для соответствующих серий локомотивов на 100 тонн и более превышаетпревышает установленную графиком движения весовую норму на участке следования;
· Грузовые повышенного веса — поездвесом более 6000 тонн;
· Грузовые повышенной длины — поезд,длина которого 350 осей и более;
· Соединённые грузовые' — состоящий издвух и более сцепленных между собой грузовых поездов, с действующимилокомотивами в голове каждого поезда.
III. Хозяйственные:
· Восстановительные;
· Снегоочистители;
· Пожарные;
· Противопаводковые;
· Отдельныелокомотивы:
· Диспетчерские;
· Толкачи.
IV. Воинские — предназначены дляперемещения войск, военной техники, учреждений и других воинских грузов.
V. Санитарные.
7. Железнодорожныйсленг
В российской практикесуществуют некоторые профессионализмы из железнодорожного сленга,непосредственно связанные с поездами:
· «бешеный» — скоростной поезд;
· «вертушка» — грузовой поезд, восновном составленный из думпкаров и хопперов, обращающийся по кольцеобразномумаршруту;
· «горбатый» — поезд с негабаритнымгрузом;
· «загонка» — моторвагонный состав(дизель- или электропоезд), следующий обкаткой без пассажиров, либо локомотив,следующий без вагонов;
· «муха» — рабочий поезд из 2—3пассажирских вагонов с маневровым локомотивом;
· «нагон» — сокращение времениопоздания пассажирских поездов;
· «наливной», «налив» — поезд,перевозящий жидкие (наливные) грузы (в основном нефть и нефтепродукты, а такжемасла, кислоты, сжиженные газы и т. д.);
· «огрызок» — короткий и лёгкий поезд;
· «подкидыш» — пригородный поезд,состоящий из локомотива и 1—4 вагонов, либо электропоезд из 4—6 вагонов;
· «растянуться» — остановиться споездом на тяжёлом участке (подъём, перелом профиля) из-за поломки или неумениявести поезд;
· «сплотка» — несколько сцепленныхвместе локомотивов, следующих по перегону;
· «супертяжеловес» — локомотив,следующий резервом (без вагонов);
· «товарняк» — грузовой поезд;
· «тёща» — сигнал, обозначающий хвостпоезда;
· «уголёк» — поезд, гружёный углём.
8. Рекорды средипоездов
· Самый быстрый рельсовый поезд: 3апреля 2007 года французский поезд TGV POS разогнался до скорости 574,8 км/ч
· Самая высокая средняя графиковаяскорость рельсовых поездов на электрической тяге: японский поезд «Нодзоми»каждый день ходит по расписанию со средней скоростью 261,8 км/ч (французский TGV — 259,4 км/ч).
· Самая высокая средняя графиковаяскорость дизель-поездов: английские дизель-поезда «ИнтерСити 125» курсируют намаршруте Лондон — Эдинбург со средними скоростями 180 км/ч
· Самый быстрый поезд на воздушномподвешивании: 5 марта 1974 года французский поезд «L’Aerotrain 180 Hautevitesse» достиг скорости 430,4 км/ч
· Самый быстрый поезд на магнитномподвешивании: 2 декабря 2003 года в японском городе Яманаси поезд MLX01 налинии JR-Maglev разогнался до 581 км/ч
· Самая высокая графиковая скоростьпоездов на магнитном подвешивании: в Китае между Шанхаем и аэропортом Пудункурсирует поезд, который разгоняется до 431 км/ч
· Самый быстрый поезд на паровой тяге:3 июля 1938 года на небольшом уклоне Стоук-Банк к югу от английского городаГрэтем паровоз класса А4 № 4468 «Mallard» «Дикая утка» с составом из 6пассажирских и одного динамометрического вагонов разогнался до скорости 202,7 км/ч
· Самый быстрый поезд на реактивнойтяге: 24 июля 1966 года года американская опытная автомотриса M-497, с установленнымина крыше реактивными двигателями, достигла скорости 295,8 км/ч
· Самый длинный и тяжёлый пассажирскийпоезд: 27 апреля 1991 года в Бельгии из Гента в Остенде одним электровозом былпроведён пассажирский поезд из 70 вагонов. Его длина составила 1732,9 м, а общий вес был равен 2786 т
· Самое длинное путешествие на одномпоезде: в июле — августе 2001 года литерный поезд Ким Чен Ира, следовавший помаршруту Пхеньян — Москва, прошёл путь длиной 10 309 км
· Самый протяжённый по маршрутуследования регулярный круглогодичный пассажирский поезд: длина маршрута поезда№ 53/54 сообщением Харьков — Владивосток составляет 9 722 км. C 30 мая 2010 года отменен [источник не указан 86 дней].
· Поезд, дольше всех не менявший своегоназвания и маршрута: с 1862 года по маршруту Лондон — Эдинбург курсирует поезд«Летучий шотландец».
· Самый длинный и тяжёлый товарныйпоезд: 21 июня 2001 года в Австралии был проведён состав, загруженный железнойрудой. Состав состоял из 682 вагонов, его вели 8 тепловозов, распределённых подлине состава. Масса груза составила 82 262 т, а общая длина поезда — 7353 м
· Самый длинный грузопассажирскийпоезд: в Мавритании между городами Зурат и Нуадибу курсирует поезд длиной около3 тыс. м. Основным грузом является руда, также в поезд включены несколькокупейных вагонов
9. Интересные факты
Среди грузов, перевозимыхв поездах, значатся самолёты, вертолёты, корабли, подводные лодки и дажекосмические ракеты.
В течение двухдесятилетий по советским, а позже по российским железным дорогам курсировалипоезда, которые были вооружены межконтинентальными баллистическими ракетами.При этом эти поезда внешне выглядели для неспециалистов, как обычные грузовые,предназначенные для перевозки скоропортящихся продуктов
Список литературы
1. Абрамов, А. П.,Маркетинг на транспорте [Текст]: учеб./ А. П. Абрамов, В. Г. Галабурда, Е. А.Иванова. – М: Желдориздат, 2001. – 412с.
2. Аксенов, И. Я.,Единая транспортная система [Текст]: учеб. для вузов/ И. Я. Аксенов. – М:Высшая школа, 1991. – 512с.
3. Берников Л.Н.,Пути совершенствования промышленного транспорта [Текст]: учеб. / Л. Н.Берников, В. С. Коновалов. – М: Транспорт, 1973. – 450с.
4. Галабурда В. Г.,Транспорт нефти, нефтепродуктов и газа [Текст]: учеб. изд./ В. Г. Галабурда, В.А. Персианов, А. А. Тимошин. – М: Транспорт, 1996. – 312с.
5. Куликов, Л. М.,Основы экономических знаний [Текст]: учеб./ Л. М. Куликов. – М: Финансы истатистика, 2001. – 156с.
6. Пегов, Д. В.,Поезд [Электронный ресурс]: докл. / Д. В. Пегов. – Режим доступа:ru.wikipedia.org/wiki/Поезд. — 18.12.10
7. Попов, С. С.,Транспорт нефти, нефтепродуктов и газа [Текст]: учеб./ С. С. Попов, А. Е.Смолдырев. – М: Транспорт, 1975. – 210с.
8. Терешина, Н. П.,Экономика железнодорожного транспорта [Текст]: учеб./ Н. П. Терешина, Б. М.Лапидус, М. Ф. Трихунков. – М: УМК МПС России, 2002. – 452с.
9. Терешина, Н. П.,Экономика железнодорожного транспорта [Текст]: учеб./ Н. П. Терешина, Б. М.Лапидус, М. Ф. Трихунков. – М: УМК МПС России, 2005. – 512с. Шевченко, В. Я..,История разработки и развития дизель – поезда ДР1 [Электронный ресурс]: докл. /В. Я. Шевченко. – Режим доступа: www.referat.ru/referats/view/26578. — 18. 12. 10