Реферат по предмету "Транспорт"


Понятие и значение экономики транспорта

ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ЭКОНОМИКИ ТРАНСПОРТА
Экономика железнодорожного транспорта изучает конкретныеформы проявления экономических законов на железнодорожном транспорте как особойсфере материального производства, объединяющей в себе интересы предприятия иотрасли.
Предметом изучения экономики железнодорожного транспортаявляются производственные отношения и экономические интересы, возникающиемежду:
— железнодорожным транспортом и потребителями транспортныхуслуг;
— трудовыми коллективами железной дороги и других видовтранспорта;
— трудовыми коллективами и работниками отдельныхподразделений, служб и звеньев железнодорожного транспорта между собой.
Экономика железнодорожного транспорта изучает транспорт,обслуживающий сферу обращения материальной продукции (она включает хранение искладирование грузов), а также специализированный пассажирский транспорт.Выделяют транспорт общего пользования (магистральный) и внутрипроизводственныйтранспорт.
Экономика железнодорожного транспорта исследуетпроизводственные отношения на железнодорожном транспорте, раскрываетсвоеобразие механизма действия и формы проявления экономических законов нажелезнодорожном транспорте, т. е. учитывает совокупность общих экономическихзаконов и частных закономерностей, свойственных данной отрасли, разрабатываетметоды и приемы применения и использования этих законов в хозяйственнойполитике.
Для экономики транспорта большое значение имеют объективныеэкономические законы:
— стоимости;
— спроса и предложения;
— повышения производительности труда;
— пропорционального развития экономики;
— накопления;
— денежного обращения.
При изучении экономики транспорта используют:
— методы диалектики, т. е. исследование взаимодействияэкономических явлений, их возникновение, развитие с учетом возможныхпротиворечий и их разрешений;
— методы определения перехода количества в качество инаоборот (объем перевозок, качество перевозок, показатели эксплуатационнойдеятельности, снижение потерь);
— методы и приемы выбора рациональных решений;
— логические методы сочетания индукции и дедукции;
— макроэкономический и микроэкономический анализ.
— изучение и обобщение тенденций развития транспорта;
— разработка и совершенствование принципов организацииуправления и планирования;
— исследование факторов, определяющих развитие грузовых ипассажирских перевозок;
— изучение путей повышения эффективности использованиятехнических средств, подвижного состава, планирование эксплуатационной работыжелезной дороги;
— определение и обоснованиеосновных направлений научно-технического прогресса;
— исследование проблем нового строительства и рациональногоразмещения сети;
— планирование капитальных вложений, капитальногостроительства, капитального ремонта;
— рациональное использование материальных, трудовых иденежных ресурсов;
— финансирование, кредитование, ценообразование и др.
ТРАНСПОРТ В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА И ЕГОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
Предприятие — это обособленный хозяйствующий субъект,использующий материальные и информационные ресурсы для производствапользующейся спросом продукции, выполнения работ и оказания услуг. Предприятияклассифицируют по различным признакам: по формам собственности, хозяйствования,размерам, участию иностранного капитала, отраслевому признаку, видам дробления,цели деятельности (коммерческие, некоммерческие и смешанные). Ведущее место врыночной экономике принадлежит коммерческим организациям, которые создаются вформе:
— хозяйственных товариществ;
— хозяйственных обществ;
— производственных кооперативов;
— государственных унитарных предприятий.
Унитарным предприятием признается коммерческая организация,не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственникомимущество. Особенность унитарного предприятия в том, что его имуществонеделимо, оно не может быть распределено по вкладам (долям, паям) между работникамипредприятия.
Различают два вида унитарного предприятия:
— основанное на праве хозяйственного ведения;
— основанное на праве оперативного управления.
Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственноговедения, может создать в качестве юридического лица другое, дочернее, унитарноепредприятие путем передачи ему части своего имущества в хозяйственное ведение.
Унитарное предприятие, основанное на праве оперативногоуправления, создаётся по решению правительства на базе имущества, находящегосяв республиканской собственности. Оно осуществляет оперативное управление впределах, установленных законом в соответствии с целями своей деятельности,заданиями собственника и назначением имущества.
Развитие и совершенствование работы транспорта происходят втесной связи с развитием общественного производства и производительных силреспублики, а также с условиями жизни людей, изменением их благосостояния икультуры.
Железнодорожный транспорт составляет основу транспортнойсистемы Республики Беларусь и призван во взаимодействии с другими видамитранспорта своевременно и качественно обеспечивать во внутреннем и в международномсообщениях потребности населения в перевозках и услугах, жизнедеятельность всехотраслей экономики и национальную безопасность государства, формирование рынкаперевозок и связанных с ним услуг, эффективное развитие предпринимательскойдеятельности. Государство осуществляет регулирование и контроль деятельностижелезнодорожного транспорта, развитие его материально-технической базы, а такжеудовлетворяет основные потребности в составе государственных нужд.
Белорусская железная дорога является государственнымунитарным предприятием, непосредственно подчиненным Правительству РеспубликиБеларусь.
В составе Белорусской железной дороги действуют шестьтранспортных республиканских унитарных предприятий: Минское отделение дороги, Барановичскоеотделение дороги, Брестское отделение дороги, Гомельское отделение дороги,Могилевское отделение дороги и Витебское отделение дороги. В состав отделенийдорог входят структурные подразделения, региональные унитарные и дочерниепредприятия. Их число достаточно велико, это 7 заводов, 17 локомотивных депо,12 вагонных депо, 20 дистанций пути, 14 дистанций сигнализации и связи, 384крупные и малые станции, 7 дистанций электроснабжения, а также промышленные,строительные, автотранспортные, научно-исследовательские,проектно-конструкторские, технологические, снабженческие, торговые и другиепредприятия и организации, учреждения образования, здравоохранения и культуры.
Железнодорожные перевозки относятся к естественной монополии,что определяет особые условия развития и функционирования железнодорожного транспорта.
В современных условиях для повышения эффективности работыжелезнодорожного транспорта необходимо повышать его конкурентоспособность,улучшать транспортное обслуживание, добиваться минимальных затрат наперемещение продукции, повышать качество транспортных услуг.
Под транспортной услугой подразумевается не только собственноперевозка материальных ресурсов и готовой продукции, но также любыедополнительные операции, не входящие в состав перевозочного процесса и невключённые в тариф, которые связаны с подготовкой этого процесса и его осуществлением.
К услугам транспорта при доставке продукции относятся:
— подача заявок на перевозку;
— подготовка погрузочных средств под погрузку;
— перевозка материальных ресурсов и готовой продукции;
— оформление перевозочных и сопроводительных документов;
— приемо-сдаточные операции;
— погрузочно-разгрузочные работы (погрузка, перегрузка впорту, выгрузка, внутрискладские операции);
— прочие услуги с материальным, транспортным, информационными финансовыми потоками в начально-конечных и транзитных пунктах.
Транспортное обслуживание в Республике Беларусьосуществляется транспортной системой.
Под транспортным обслуживанием понимается деятельность,связанная с процессом перемещения грузов и пассажиров в пространстве и вовремени, а также предоставлением сопутствующих этой деятельности транспортных услуг.
Транспортная система — комплекс различных видов транспорта,находящихся в зависимости и взаимодействии при выполнении перевозок. Обычнотермин «транспортная система» употребляется применительно к государству,региону или крупному городу.
Транспорт играет экономическую роль, т. е. удовлетворяетпотребности народного хозяйства в перевозках грузов и потребности населения в перевозкахпассажиров.
Транспорт имеет важное значение для расширения специализациии кооперирования производства по отраслям и районам страны.
Железнодорожный транспорт оказывает большое влияние насокращение производственных запасов и ускорение оборачиваемости средств,поэтому важное значение имеет увеличение скорости доставки грузов.
Роль транспорта исследуется, с одной стороны, какпроизводственная инфраструктура народного хозяйства, как материальная основапроцесса обращения товарной продукции и как материальная основанепосредственного общения людей. С другой стороны, транспорт рассматриваетсякак самостоятельная социально-экономическая система, как частьнароднохозяйственного комплекса.
Все многообразие материальных благ, необходимых длясуществования и развития общества, создается в четырех основных отрасляхпроизводства: добывающей, обрабатывающей, сельском хозяйстве и транспорте.
Транспорт общего пользования относится к сфере материальногопроизводства потому, что:
— перемещая продукты из сферы материального производства всферу потребления, транспорт продолжает процесс производства в сферыпотребления, обращения;
— связывает все отрасли общественного воспроизводства(производстве, распределение, обмен, потребление) в единое целое;
— транспортировка грузов увеличивает их стоимость на величинуиздержек транспорта;
— транспорт участвует в образовании национального дохода.Железнодорожный транспорт осуществляет работу, связанную с перемещениемпродукции других отраслей народного хозяйства.
Транспорт связан со всеми предприятиями, поэтому производстволюбой продукции заканчивается ее доставкой к месту потребления.
Работа транспорта измеряется натуральными величинами,отражающими объем перевозок грузов и пассажиров и расстояние их перевозки.
Измерителем транспортной работы по грузовым перевозкамявляются тарифные тонно-километры нетто />,характеризующие величину грузооборота, а по пассажирским перевозкам пассажиро-километры/>, характеризующие величинупассажирооборота.
Обобщающим измерителем транспортной работы являютсяприведенные тонно-километры.
Для всех отраслей материального производства существуетпонятие планового и фактического объема работы. На железнодорожном транспортепо грузовым перевозкам им соответствует понятие тарифные тонно-километры неттои эксплуатационные тонно-километры нетто
Тарифные тонно-километры рассчитываются как показатели работыдля дороги в целом. Они исчисляются по кратчайшим направлениям перевозок,указываемым в дорожных ведомостях.
Эксплуатационные тонно-километры рассчитываются какпоказатель работы отделений железных дорог. Они учитывают фактически пройденныйпуть, который устанавливается на основе маршрута машиниста.
Плата за перевозки взимается за тарифные тонно-километрынетто. Основная задача транспорта — доставить продукцию из мест ее производствав пункты потребления с минимальной затратой общественного труда.
Работа транспорта как показатель рассчитывается для сетижелезных дорог и дороги. Он используется для планирования их деятельности, приопределении производительности труда.
Работа транспортных предприятий оценивается не только повеличине грузооборота в тонно-километрах, но и по родам грузов, обязательноучитывается качество перевозок.
Качество и стоимость транспортного обслуживания общественногопроизводства и населения являются основными критериями при выборе различныхвидов транспорта и способов перевозки.
Качество перевозок характеризует степень общественнойполезности потребительной стоимости продукции, работ, услуг транспорта
Качественные показатели работы транспорта наиболее полноотражают экономическую эффективность его работы. Качество перевозок грузовхарактеризуется такими показателями как:
— регулярность и своевременность;
— сроки и скорость их доставки;
— сохранность перевозимой продукции и др.
Качество пассажирских перевозок характеризуется показателями:
— безопасность движения поездов;
— выполнение расписания и скорость движения пассажирскихпоездов;
— уровень комфорта и обслуживания пассажиров на вокзалах, впоездах и др.
Высокие показатели качества транспортного обслуживаниязависят от эффективной работы предприятий и отделений железной дороги. Надежностьтехнических средств предприятий, подвижного состава, является основойобеспечения качества перевозок грузов и пассажиров.
В современных условиях для повышения эффективности работыжелезнодорожного транспорта необходимо обеспечивать сбалансированность плановпроизводства, поставок продукции и реализации, добиваться минимальных затрат наперемещение продукции и т. д.
ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
Управление (менеджмент) — это целенаправленное воздействие на организационнуюсистему, обеспечивающее сохранение ее определенной структуры, поддержаниережима и цели деятельности. В качестве организационной системы можетрассматриваться организация, общественное производство, предприятия различных отраслейнародного хозяйства и форм собственности, социальная сфера.
Главными задачами управления в современных условиях являются:обеспечение соответствия системы управления рыночной экономикой требованияммаркетинга, придание ей уровня современных организационных структур,обеспечение роста эффективности, рентабельности работы транспорта на основе ускорениянаучно-технического прогресса.
Под управлением следует понимать сознательное,целенаправленное воздействие со стороны органов управления на какой-либо объектдля достижения намеченной цели.
Процесс управления, как специфический вид деятельности,включает в себя такие стадии: определение целей управления в формепрогнозирования, текущего планирования, выработки основных направлений развитияпроизводства; выработка и принятие управленческих решений; оценка результатовуправления.
Управление основывается на разработанных принципах,представляющих собой обязательные руководящие правила, основные положения инормы поведения, которыми руководствуются органы всех ступеней управления
— демократизация управления;
— единство интересов трудового коллектива и руководства;
— пропорциональность развития;
— сочетание отраслевого и территориального управления;
— научность управления, строжайшая дисциплина и др.
Сущность и содержание управленческой деятельности наиболееполно раскрываются в ее функциях, с помощью которых субъект управлениявоздействует на управляемый объект. На основе функций определяется структураорганов управления. Функции управления классифицируются с позиции объекта исубъекта управления.
С позиций субъекта управления выделяются следующие функции:планирования, организации, мотивации, координации, регулирования, учета и анализа,контроля.
С позиций объекта управления различают функции, отражающиеструктуру хозяйства железнодорожного транспорта и его предприятий:
— уровни управления;
— стадии производства и систему обращения;
— элементы и параметры производства;
— стадии управления.
Кроме того, функции управления делятся на основные (общие),отражающие содержание процесса управления и специфические.
С образованием Содружества Независимых Государств (СНГ)железные дороги, расположенные на их территории, полностью перешли всобственность этих государств. В каждом из них для руководства видамитранспорта образованы самостоятельные министерства.
Белорусская железная дорога выполняет функции министерства поуправлению железнодорожным транспортом общего пользования Республики Беларусь.
Подвижной состав обращается на территории всех республик СНГ,что потребовало разработки и использования единых стандартов, технологии егоремонта, единых нормативов по безопасности движения поездов, единых принципов иправил перевозочного процесса.
Образован Совет по железнодорожному транспорту СНГ какраспорядительный орган на межгосударственном уровне. Его решения обязательныдля всех железнодорожных администраций СНГ. Совет координирует работу дорог намежгосударственном уровне и в сообщениях с третьими странами в рамках СНГ.Постоянно действующим исполнительным органом Совета по железнодорожномутранспорту является Дирекция, организованная решением глав правительств СНГ. Попоручению Совета Дирекция может представлять его в отношениях с другимиорганизациями и учреждениями. Дирекция является юридическим лицом.
В Республике Беларусь управление перевозочным процессом,руководство деятельностью предприятий и организаций осуществляетсяцентрализованно и является компетенцией Белорусской железной дороги.
Республиканские органы государственного управления, органыместного управления и самоуправления, общественные и иные организации не вправевмешиваться в деятельность железнодорожного транспорта, связанную сперевозочным процессом, за исключением случаев, предусмотренныхзаконодательными актами Республики Беларусь.
Создание, реорганизация и ликвидация предприятий иорганизаций, входящих в состав железнодорожного транспорта, производитсяБелорусской железной дорогой в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Контроль за деятельностью предприятий и организацийжелезнодорожного транспорта осуществляется Белорусской железной дорогой, атакже государственными органами, на которые в соответствии с их компетенциейвозложены функции по такому контролю.
Управление железнодорожным транспортом построено попроизводственно-территориальному принципу. Управление по территориальному принципупредполагает деление сети железных дорог на дороги, отделения дорог и линейныепредприятия. Управление по производственному принципу предполагаетосуществление на каждом уровне оперативно-технического руководства по отраслямжелезнодорожного хозяйства — локомотивного, вагонного, пути, пассажирского и т.д.
На Белорусской железной дороге действует 6 отделений дороги.Во главе дороги стоит начальник (Н), который несет персональную ответственностьза выполнение возложенных на дорогу задач по перевозкам грузов и пассажиров,работу дороги в целом, состояние и безопасность движения поездов, соблюдениедисциплины, подбор и расстановку кадров. У начальника дороги имеютсязаместители (НЗ), один из которых является первым, а также главный инженердороги. При начальнике дороги на правах совещательного органа создаетсяТехнико-экономический совет из состава руководящих работников и специалистовразных профессий, одной из важнейших функций которого является осуществление четкойкоординации и взаимодействия структурных подразделений различных отраслейжелезнодорожного хозяйства.
В аппарат управления входят производственные (отраслевые) ифункциональные службы и отделы. Службы: перевозок (Д), локомотивная (Т),вагонная (В), пути (П), сигнализации и связи (Ш), гражданских сооружений иводоснабжения (НГС), пассажирская (Л), электрификации (Э), юридическая (НЮ),экономическая (НН) и др.
Среди всех служб особое место занимает служба перевозок. Ееруководители и дежурный аппарат дают оперативные указания по движению поездов,обязательные для исполнения работниками других служб, занятых обслуживаниемперевозочного процесса. Все производственные службы и функциональныеподразделения дороги подчиняются начальнику дороги.
Отделение железной дороги непосредственно руководитпроизводственно-хозяйственной деятельностью всех, находящихся в его границах,структурных подразделений, за исключением состоящих в непосредственномподчинении дороги.
На отделение, как и на дорогу, возлагаются: обеспечениевыполнения плана и договорных обязательств по перевозкам, оперативноеруководство движением поездов, выполнение технических норм эксплуатационнойработы, организация грузовой и коммерческой работы, обеспечение безопасностидвижения поездов, сохранности грузов при их транспортировке; руководствоэксплуатацией и обеспечение содержания в исправном состоянии пути, зданий,сооружений, устройств энергоснабжения, СЦБ и связи, подвижного состава и другихосновных средств. Отделение дороги обеспечивает повышение технического уровняпроизводства, механизацию и автоматизацию трудоемких и тяжелых работ иулучшение использования основных средств; повышение производительности труда,снижение себестоимости продукции, улучшение других технико-экономическихпоказателей, планирование деятельности подчиненных отделению дорогипредприятий.
Для выполнения своих функций отделение дороги имеетсоответствующий аппарат во главе с начальником отделения. Производственныефункции выполняют соответствующие отделы: перевозок (НОДН), пассажирский(НОДЛ), ремонта локомотивов, грузовых вагонов и контейнеров, пути; сигнализациии связи и др. Имеется ряд функциональных отделов и секторов, экономический,финансовый, управления персоналом и др.
В зависимости от размеров отделения дороги, объема перевозок,особенностей технического вооружения, его размещения и других местных условийструктура аппарата отделения и его численность могут различаться, но основыструктуры сохраняются.
Отделение дороги, черезсоответствующие отделы, осуществляет непосредственное руководство работойстанций (ДС), локомотивных депо (ТЧ), вагонных депо (ВЧД), дистанций пути (ПЧ),дистанций сигнализации и связи (ШЧ), участков энергоснабжения (ЭЧ),механизированных дистанций погрузочно-разгрузочных работ (МЧ), дистанций гражданскихсооружений (НГЧ), работой крупных вокзалов, материальных и топливных складов идругих подразделений, находящихся в административном или оперативно-техническомподчинении отделения дороги.
Решение управленческихзадач на железнодорожном транспорте обеспечивается применением следующихметодов:
— административных;
— экономических;
— социально-психологических.
Административные методыоснованы на использовании таких инструментов, как регламент, норма, инструкцияи подкрепляются приказами, распоряжениями, указаниями руководителей.
Экономические методыопираются на такие рычаги, как цена, прибыль, кредит, заработная плата, премия.
Социально-психологическиеметоды включают в себя широкий спектр приемов социальной мотивации и моральноговоздействия на производственные коллективы и отдельных работников.
СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ НТП И НОВОЙ ТЕХНИКИ
Экономическаяэффективность производства, перевозок, новой техники и капитальных вложенийявляется критерием целесообразности создания и применения новой техники,реконструкции действующих предприятий, а также мер по совершенствованиюпроизводства (перевозок) и улучшению условий труда.
Управление НТП требуетопределенных измерений затрат и результатов от его осуществления. Измерениезатрат и результатов мероприятий является основой к познанию эффективности.Нельзя управлять процессом, результаты которого нельзя измерить, нельзяколичественно и качественно определить эффект, соизмерить его с затратами.
Эффективность — этоотношение эффекта технического, эксплуатационного или экономического кзатратам, вызвавшим его получение.
Экономическаяэффективность предприятия означает его результативность и характеризуетсяотношением результата к затратам.
Производственнаядеятельность каждого предприятия связана со стоимостными затратами. Однизатраты являются текущими и отражаются в себестоимости продукции (работ,услуг), другие – капитальными, увеличивающими стоимость имущества. Все видызатрат направлены на получение результата. Сопоставление результата и затрат встоимостном выражении дает представление об уровне экономической эффективности.
Уровень экономическойэффективности это сопоставление двух величин: экономического эффекта ипроизводственных затрат и ресурсов.
Экономический эффект – это непосредственный производственныйполезный конечный результат, полученный от внедрения какого-либо мероприятия,выраженный в стоимостной оценке. Обычно в качестве полезного результатавыступают прибыль или экономия затрат и ресурсов. Экономический эффект, полученныйна предприятии, — величина абсолютная, зависящая от масштабов производствапродукции и экономии затрат.
Экономическаяэффективность зависит от экономического эффекта, а также от затрат и ресурсов,которые вызвали данный эффект. Таким образом, экономическая эффективность –величина относительная, получаемая в результате сопоставления эффекта сзатратами и ресурсами. Обычно анализируются оба показателя, характеризующиеуспешность экономической деятельности предприятия, так как по отдельностипоказатели эффекта и эффективности не смогут дать полной оценки предприятию.
На практике различаютобщую (абсолютную) и сравнительную (относительную) экономическую эффективность.
Абсолютная экономическаяэффективность – показательза определенный промежуток времени, характеризующий общую величинуэкономического эффекта в сопоставлении с размером затрат и ресурсов вотдельности и совокупности.
Затраты и ресурсыразличаются по своей экономической природе:
а) текущие затраты,обычно за какой-то промежуток времени, напр, за год, измеряемые в руб.;
б) единовременные(разовые), измеряемые в руб.
На предприятияхрассчитывают следующие показатели по оценке абсолютной экономическойэффективности:
1. Трудоемкостьпроизводства — это отношение фактически отработанного времени сотрудников(среднесписочная численность) к объему производства за плановый период.
2. Производительностьтруда – это величина обратно пропорциональная трудоемкости.
3. Материалоемкостьпроизводства – это отношение материальных затрат к объему производства.
4. Материалоотдачапроизводства – это величина обратно пропорциональная материалоемкостипроизводства.
5. Фондоотдача – этоотношение объема производства к среднегодовой стоимости основныхпроизводственных фондов.
6. Фондоемкость –величина обратно пропорциональная фондоотдаче.
7. Рентабельностьпроизводства (Рпр), %
Рпр = Ппр/ (Ф + ОС) х 100; Р т = (Пт / Сст ) х 100;
где Ппр — валовая прибыль по предприятию;
ОС — нормируемыеоборотные средства предприятия;
Ф — среднегодоваястоимость основных производственных фондов предприятия
Особое местов системе показателей по оценке эффективности деятельности предприятия занимаютпоказатели эффективности капитальных вложений:
1. Капиталоемкостьпродукции (К е) – отношение объема капитальных вложений к приростувыпуска продукции, обусловленный капитальными вложениями на предприятии:
К = К / ∆В; К = ∆В/ К,
где К – объем капитальныхвложений;
∆В –прирост выпуска продукции, обусловленный капитальными вложениями на предприятии
2.Капиталоотдача (Ко) – величина обратно пропорциональнаякапиталоемкости.
3. Коэффициентэкономической эффективности капитальных вложений (Ек): а) понародному хозяйству
Ек= ∆Д / К;
где ∆Д- годовой прирост произведенного национального дохода (чистой продукции);
К — объемкапитальных вложений.
б) длядействующего предприятия рассчитывают показатель рентабельности капитальныхвложений:
Ек= ∆П / К,
где ∆П- прирост прибыли, обусловленный капитальными вложениями;
в) по вновьсоздаваемым предприятиям

Ек= (Ц – С) / Ксм,
где Ц — стоимость годового выпуска товарной продукции по проекту;
С — себестоимость годового выпуска продукции;
Ксм — сметная стоимость создаваемого предприятия
г) дляубыточных предприятий
Ек= (С1 — С2) / К,
где С1,С2 — себестоимость продукции до и после внедрения мероприятия;
К — капитальныезатраты.
4. Срококупаемости капитальных вложений (Ток):
а) надействующем предприятии
Ток= К / ∆П,
б) насоздаваемом предприятии
Ток= К / (Ц – С).
Сравнительнаяэкономическая эффективность — показатель, характеризующий условный экономическийэффект, полученный в результате сравнения и выбора лучшего варианта, которыйможет быть определен как отношение экономии от снижения себестоимости илиповышения рентабельности продукции к разности капитальных вложений и другихавансированных затрат между различными вариантами.
Показателемсравнительной экономической эффективности капвложений служит минимум приведенных затрат.
Приведенныезатраты – сумма текущихзатрат (себестоимости) и капитальных вложений, приведенных к одинаковойразмерности в соответствии с коэффициентом экономической эффективности Ен.
С + Енх К = min,
где С — текущиезатраты (себестоимость);
Ен — нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений;
К — капитальные вложения
Оценкасравнительной экономической эффективности может вестись:
1. На основерасчета срока окупаемости (Ток):
Ток= (К2 — К1) / (С1 — С2)
где К1и К2, С1 и С2 — соответственно капитальныевложения и годовые текущие издержки по выпуску продукции (годоваясебестоимость) по сравниваемым вариантам;
Тн — нормативный срок окупаемости капитальных вложений, предусматривающийминимально допустимую эффективность вложения средств.
2. На основерасчета коэффициента сравнительной экономической эффективности дополнительныхкапитальных вложений:
Ер =(С1 — С2) / (К2 — К1) > Ен,или Ер = 1 / Ток
где Ен — нормативный коэффициент сравнительной экономической эффективности капитальныхвложений.
Если врезультате расчета получено:

Ток Ен
— оптимальнымсчитается вариант, требующий дополнительных капитальных вложений (болеекапиталоемкий);
Ток> Тн и Ер
— оптимальнымсчитается менее капиталоемкий вариант.
Определениерасчетного коэффициента эффективности дополнительных капитальных вложений:
Ер= Эгод / Кэ,
где Эгод — годовой экономический эффект;
Кэ — капитальные вложения.
Внедрениемероприятий целесообразно только в случае, если
Ер≥ Ен, Ен = 0,15
Расчетныйсрок окупаемости определяется:
Тр= 1 / Ер.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.