Реферат по предмету "Транспорт"


Назначение, основные параметры, классификация, устройство и маркировка движителей самоходных машин

Назначение, основные параметры, классификация,устройство и маркировка движителей самоходных машин

1. Основные параметрыколес
Колесо состоит из обода и центральнойчасти. Обода колеса служит жестким основанием, благодаря которому эластичнаяшина, наполненная сжатым воздухом, способна реализовать нагрузку. Основнымипараметрами обода являются:
1. Ширина обода А (рис. 1), котораяизмеряется расстоянием между его бортовыми закраинами. Она определяетконфигурацию профиля накаченной шины, оказывая существенное влияние надолговечность шины, боковую устойчивость колеса и другие эксплуатационныехарактеристики.
/>
Рис. 1. Основные параметры колес 1 — диск; 2 — обод; 3 — бортовое кольцо; 4 — замочное кольцо
2. Диаметр dиугол наклона у посадочных полок. Посадочные полки обода являются основанием, накоторое опираются борта шины. Посадочные полки обода выполняются с углом конуса5, 10 и 15 градусов. В результате натяга бортов шины на коническую полкуобеспечивается полная их посадка и исключается проворот шины относительнообода. Плотная посадка бортов шины на ободе способствует герметизации колеса,что необходимо при применении бескамерных шин.
3. Профиль бортовых закраин.
Конфигурация профиля закраинысоответствует наружному профилю борта. Наиболее важно для работы шины имеетразмер высоты закраины h.Она зависит от размеров профиля обода и шины.
Ширина бортовой закраины в выбираетсяисходя из условий, исключающих порез боковины шины при максимальной еёдеформации.
Центральная часть колеса — этопереходное звено, связывающее обод колеса со ступицей экипажа. Выполняется этачасть либо в виде штампованного диска, постоянно соединенного с ободом, либо ввиде массивных, полых, чаще литых спиц, являющихся составной частью ступицы.1.1 Классификация колес
Колеса, так же как и шины, принятоклассифицировать по их принадлежности к тому или иному типу машин с выделением вотдельную группу колес, предназначенных для специфических эксплуатационныхусловий. Таким образом, основные группы, на которые делится ассортимент колес,следующие, а именно для:
1.легковыхавтомобилей;
2.грузовыхавтомобилей, автобусов, троллейбусов, прицепов;
3.тракторови сельскохозяйственных машин;
4.специальныхусловий эксплуатации.
По типу применяемых шин колесаподразделяют для:
1.камерныхшин;
2.бескамерныхшин.
По конструкции колеса могут быть:
1.дисковыми;
2.бездисковыми.
По конструкции обода колеса делят на:
1.однокомпонентные(неразборные);
2.многокомпонентные(разборные).
По конфигурации профиля обода колесамогут быть:
1.разборными (плоскимии полуглубокими)
2.неразборными(глубокими).
По технологии изготовления обода делятсяна:
1.ободаиз горячекатаного проката;
2.штампованные;
3.профилированные;
4. комбинированные, отдельные элементы которыемогут быть получены различными, перечисленными выше способами.
Особенности колеса как механизма.
Основным преимуществом колеса какмеханизма является возможность экономии работы при перемещении груза за счетзамены трения скольжения, возникающего на границе двух взаимно перемещаемыхтел, значительно меньшими по величине трения качения.1.2 Требования,предъявляемые к колесам
Обеспечение надежности работы машины втечение всего срока службы.
Колесо должно иметь минимальный вес.
Момент инерции, т.е. маховой моментколеса, должен быть как можно меньше.
Колесо должно иметь допустимые величиныдисбаланса, радиального и осевого биения.
Колесо должно обеспечивать хороший отводтепла.
Конструкция колеса должна обеспечиватьминимальную трудоемкость монтажа и демонтажа шины на обод и установки колеса наавтомобиль или трактор.
Для колес, предназначенных под установкубескамерных шин, обязательным требованием является герметичность обода, так какбез этого вообще невозможна эксплуатация.
2.Пневматические шины
Пневматические шины должны обеспечивать:
1. плавность движения машин приэксплуатации их в различных дорожных условиях, благодаря чему создается комфортабельностьезды, предохраняются детали машин от поломок и износа, лучше сохраняютсяперевозимые грузы при движении по неровной дороге. Эластичность шин уменьшаетразрушающее действие автомобиля на полотно дороги, а трактора — на структурупочвы;
2.необходимоесцепление автомобиля или трактора с опорным основанием, как в продольном, так ив боковом направлениях, так как от этого зависит величина тяговых и тормозныхусилий, которые может развивать машина без опасности пробуксовки и скольжения,а также склонность к заносу и боковому скольжению машин при действии боковыхсил;
3.бесшумностьдвижения, что является элементом комфортабельности езды и приобретает особое значениедля городского транспорта;
4.проходимостьв условиях неусовершенствованных дорог, мягких почв и бездорожья.2.1 Классификация шин
Шины классифицируются: по способугерметизации, величине внутреннего давления воздуха и назначению.
По способу герметизации шины делят надва типа: камерные и бескамерные.
По величине внутреннего давления воздухашины делятся на два основных класса: шины постоянного и переменного давления.Шины постоянного давления применяют для обычных условий эксплуатации и в своюочередь подразделяются на шины высокого давления и шины низкого давления.
В настоящее время основное применениенаходят шины низкого давления, отличающиеся увеличенными размерами профиля,меньшим количеством слоев и большей эластичностью каркаса, что наряду ссущественным улучшением амортизирующих качеств обеспечивает большую площадь опорышины с дорожным основанием. В результате этого уменьшается удельное давление вконтакте и улучшается проходимость машин при движении по мягким грунтам.
Шины с переменным давлениемпредназначены для работы в трудных дорожных условиях. К этой категорииотносятся шины с регулируемым давлением воздуха, арочные шины и пневматики.
По принадлежности рассматриваемые шиныклассифицируются на шины для:
1легковыхавтомобилей;
2грузовыхавтомобилей;
3тракторови сельскохозяйственных машин.
Шины для тракторов и сельскохозяйственныхмашин подразделяются на шины ведущих колес, шины направляющих колес и шинынесущих колес.
Шины ведущих колес применяются натракторах и самоходных сельскохозяйственных машинах. По применению шины можноразделить на шины для обычных условий эксплуатации и шины для специфическихдорожных и климатических условий. К шинам первой группы предъявляются общиетребования, в то время как к шинам второй группы — повышенные требования попрочности, по проходимости или же по обеспечению работы в определенных климатическихусловиях. Ко второй группе относятся усиленные шины, шины повышенной и высокойпроходимости. Они предназначены для работы в условиях низких температур(морозостойкие), а также в условиях тропического климата.
Шины повышенной и высокой проходимостипредназначены для эксплуатации в условиях неусовершенствованных дорог ибездорожья. К ним относятся обычные шины, имеющие протектор с крупно рельефнымрисунком, а также шины с регулируемым давлением воздуха, арочные шины ипневматики. Морозостойкие шины изготовляются из резины, которые имеют высокуюпрочность и эластичность при работе в условиях низких температур.2.2 Покрышка
Тракторная покрышка представляет собойпрочную резинотканевую конструкцию, которая служит для восприятия нагрузки изащищает камеру от повреждений и от чрезмерного растягивания (раздувания) принаполнении сжатым воздухом. Покрышка состоит из следующих основных частей:каркаса, бортов, подушечного слоя (брекера), протектора и боковин (рис 2).
Покрышки различных типов одинаковы по структуреконструкции. Но конструкция и материал элементов у покрышек разных типовотличаются друг от друга.
Каркас 5 является основой покрышки ипридает ей прочность, упругость, гибкость и обусловливает конфигурацию. Каркаснесет на себе основную часть сложной нагрузки, воспринимаемой шиной. Борта 12 предназначеныдля крепления покрышки на ободе колеса. Борт покрышки состоит из слоев корда,кромок слоев корда 4, крепительных 7 и бортовых 9 ленточек, бортовогопроволочного кольца 8, обернутого тканевыми прорезиненными лентами. Проволочноекольцо придает борту прочность и жесткость. Для того чтобы покрышка болеепрочно и устойчиво садилась на обод колеса, у покрышек больших размеровпредусматривается два-три бортовых кольца. Наружный край борта, имеющий овальнуюформу, называется пяткой 11, а внутренний (прямой) — носком 10. Для защиты отмеханических повреждений при монтаже и демонтаже шин, а также во время работыколеса, борта покрышки по наружной поверхности покрываются одной или двумяпрорезиненными лентами 9 из чефера.
/>
Рис.2. Устройство покрышки: 1-беговаядорожка;2-протектор;3- подушечный слой (брекер);4-слои корда;5-каркас;6-боковина; 7-крепительные ленты крыла;8-проволочное кольцо;9-бортоваялента; 10-носок; 11 -пятка; 12-борт покрышки.2.3 Протектор шин
Протектор состоит из толстогопрофилированного слоя резины с определенным рисунком, обеспечивающим сцеплениешины с дорогой. Протектор накладывается на подушечный слой покрышки. Частьпротектора, соприкасающаяся непосредственно с поверхностью дороги во время каченияколеса, называется беговой дорожкой.
Протектор шины воспринимает удары состороны неровностей дорожной поверхности, предохраняя каркас от проколов,порезов, прорывов. Протектор подвергается постоянному воздействию солнечныхлучей и осадков.
Для шин грузовых автомобилей толщинапротектора равна 14,5...32,0 мм. Рисунок протектора шины должен обеспечивать:
-         высокое сцепление шины споверхностью дороги;
-         предохранение колеса отпродольного и бокового скольжения (поперечные канавки протектора предотвращаютпродольное скольжение, а продольные — поперечное скольжение, занос);
- отводвлаги по канавкам и хорошую самоочищаемость шины;
- отводтепла, образующегося при качении шины;
- эластичностьпротектора, мягкость и бесшумность движения машины и др.
Рисунки протектора можно разделить натри основных типа (рис. 3): дорожный, повышенной проходимости, универсальный(комбинированный).
Рисунок протектора повышеннойпроходимости состоит из массивных грунтозацепов, разделенных широкими иглубокими канавками. Рисунки протектора выполняются в виде «елки», «косойелки», «расчлененной елки» и др. Расположение грунтозацепов под углом кцентральной линии беговой дорожки покрышки способствует увеличению плавностивзаимодействия шины с дорогой при качении колеса. Покрышки с таким рисункомпредназначены для эксплуатации в условиях бездорожья, на мягких грунтах, надорогах, покрытых грязью или снегом, и используются для самоходной техники.
В этих условиях косые и глубокиегрунтозацепы обеспечивают хорошее охлаждение шины. Однако эти шины из-заотсутствия продольных канавок на протекторе слабо защищают машину от боковыхзаносов на крутых поворотах и при движении по профилированной дороге, а также подороге, покрытой жидкой грязью, льдом или плотно укутанным снегом.2.4 Камера
Камера тракторной шины представляетсобой кольцеобразную замкнутую резиновую трубу с воздушным клапаном, которыйназывается вентилем. Камера служит только для удержания сжатого воздуха. Взависимости от типов шин камеры выполняются с различной толщиной стенок(1,5...5,0 мм).
Камеры изготовляются из специальныхрезин с большим содержанием натурального или синтетического каучука (до45...50%).
Так как автомобильные камеры не могутсохранять избыточного давления воздуха даже при незначительных проколах, тонаряду с обычными выпускают специальные камеры. Они мало чувствительны кпроколам и выполняются:
- сутолщенными стенками и тканевой прослойкой;
- склеевой массой, помещаемой в ячейках по беговой части камеры;
- сгубчатой резиной, заполняющей внутреннюю часть покрышки;
- сдиафрагмой во внутренней полости камеры.
Размеры камер соответствуют типу иразмеру покрышек, с которыми они комплектуются.2.5 Вентили камер
Вентиль камеры представляет собойвоздушный обратный клапан, который служит для наполнения, удержания и выпускавоздуха из камеры. Колпачок-ключ препятствует проникновению пыли, грязи, маславнутрь вентиля. Применяются стандартные вентили с пружинным золотником. Онипросты по устройству и надежны в эксплуатации. В зависимости от типа и размераобода, а также от установки шин (сдвоенной или одинарной) вентили выпускаютсяразличной длины и формы (прямые, изогнутые).
Вентили камер грузовых шин выполняютсяизогнутой формы для удобства обслуживания и предохранения от попадания грязивнутрь вентиля.
2.6 Маркировка шин икамер
Шины
На каждой шине должна быть проставленачеткая маркировка, включающая в себя:
1.Товарныйзнак (индекс) предприятия-изготовителя.
2.Обозначениешины — условное обозначение ее основных размеров.
Диагональные шины с отношением высотыпрофиля Н к его ширине В, равным 0,88 и более, имеют дюймовое обозначение, сН/В = 0,82 смешанное. Радиальные шины имеют смешанное обозначение, буквенныйиндекс R и дополнительныйиндекс серии, характеризующий отношение Н/В.
Примеры обозначения диагональной шины:
Дюймовое обозначение 8,40 — 15, где 8,40- ширина профиля, дюймы; 15 — посадочный диаметр, дюймы;
Смешанное обозначение 155 — 13/6,15,-13где 155/6,15 — ширина профиля, мм/дюймы; 13 — посадочный диаметр, дюймы.
Пример обозначения радиальной шины:
1.205/70R14,где 205 — ширина профиля шины мм; 70 — индекс серии при котором (Н/В = 100); R- индекс радиальной шины; 14 — посадочный диаметр, дюймы.
2.Модель- условное обозначение разработчика шины и порядковый номер разработки.
3. Заводской номер — условноеобозначение, определяющее завод — изготовитель: индекс, дату изготовления ипорядковый номер пневматической шины.
4.Индексгрузоподъемности (для старых шин — норма слойности) — условное обозначениепрочности каркаса, определяющее максимально допустимую нагрузку на шину.
5.Обозначениестандарта, по которому производится шина.
6.Штампотдела технического контроля (ОТК) с указанием сорта шины.
Возможны дополнительные маркировки:
1.Балансировочнаяметка, нанесенная в наиболее легкой точке при изготовлении шины, подлежащей балансировке,кроме шин 650 — 16 и 5,00 — 16.
2.Нашинах радиальной конструкции с текстильным брекером — буква Т.
3.       Знак направления вращения ввиде стрелки на боковине в случае направленного рисунка протектора.
4.Radial — для радиальныхшин.
5.Steel — с металлокордом вбрекере, помещается рядом с обозначением модели.
6.Категорияскорости, кроме шин с максимальной скоростью ниже 120 км/ч.
7.Tubeless — длябескамерных шин.
8.ЗнакМ S — для шин с зимним рисункомпротектора.
9.Madein RUS- обозначение страны — изготовителя (Россия).
10.DOT- обозначение гарантии качества шин на соответствие стандарту № 109 США.
11.Е (Е — провереносоответствие шин требованиям Правил № 30 ЕЭКООН; 5 — проверено по Швеции).
3. Особенностиконструкции колес тракторов и комбайнов
 3.1 Колеса грузовыхавтомобилей
 
Грузовые автомобили снабжены одинаковымипо размеру колесами. Колеса грузовых автомобилей снабжены дисками с плоскимободом. На ободе монтируется два съемных бортовых кольца, одно из которыхнеразрезное, а второе (замочное) — разрезное. У некоторых автомобилей на ободеимеется только одно съемное разрезное кольцо, одновременно выполняющее функциизамочного кольца. На некоторых грузовых автомобилях колеса не имеют дисков.Внутренняя поверхность обода такого колеса выполнена на конус. Колесоустанавливают на коническую поверхность ступицы и закрепляют пружинами. Междуободьями задних сдвоенных колес установлено проставочное кольцо. Все шпилькиколес имеют правую резьбу.3.2 Колеса тракторов
Колеса тракторов общего назначения имеютодинаковый размер колес. Задние колеса универсально-пропашных тракторов обычнобольшего диаметра. На них приходится до 70% нагрузки от массы трактора, чтообеспечивает лучшее сцепление колес с поверхностью почвы. Передние колеса несутменьшую нагрузку, чем задние, и поэтому легче управляются и обеспечиваютхорошую прямолинейность движения, что важно при междурядной обработке. Унекоторых пропашных тракторов диски задних колес привернуты болтами к фланцувала и к кронштейнам ободов колес. Переставляя диски колес с одной стороныфланца вала и кронштейна обода на другую, можно изменять колею задних ведущихколес.
3.3 Колеса комбайнов
Ведущее колесо состоит из диска ипрофилированного обода, на который надета шина с камерой. Диск, отбортованныйпо внешнему диаметру, приварен к ободу дуговой электросваркой. Колесо крепитсяна фланце оси болтами. Накладка, приваренная к диску колеса, усиливает его взоне крепления. Шина размером 530 — 640 мм имеет высокие почвозацепытракторного типа. Почвозацепы расположены на поверхности шины наклонно, поформе «елочки». Шины должны быть смонтированы на колесах так, чтобы отпечатокпротектора на почве был обращен вершиной назад. Обратное расположениепротектора способствует залипанию колеса почвой.
4.Рабочее оборудование тракторов
 
К основному рабочему оборудованиютракторов относят навесную систему, тягово-сцепное устройство и механизм отборамощности.4.1 Навесная система сгидравлическим приводом
Для облегчения труда механизатора(присоединения различных сельскохозяйственных машин и орудий, управления иминепосредственно из кабины, подъема трактора, регулирования его колеи и другихопераций) используется гидравлический привод. На рассматриваемых колесныхтракторах установлена раздельно- агрегатная гидравлическая система, состоящаяиз отдельных элементов (агрегатов), соединенных трубопроводами. Это позволяетприсоединять рабочие машины и орудия к трактору в наиболее удобных местах(спереди, сзади, сбоку).
Раздельно-агрегатная навесная системасостоит из механизма навески и гидравлической системы. Гидравлическая системаслужит для подъема, опускания, удержания в определенном положенииприсоединенных к трактору машин и орудий, перевода их в транспортное положение,регулировка глубины обработки почвы, а также позволяет передать часть мощностидвигателя к рабочим органам сельскохозяйственных машин. Гидравлическая системаколесных тракторов включает в себя масляный бак с фильтром, масляный насос,распределитель, трубопроводы, силовые цилиндры. Механизм навески предназначендля присоединения к трактору машин, орудий и регулировки их положенияотносительно поверхности поля. Он состоит из двух продольных (нижних) тяг судлинителями, центральной (верхней) тяги, двух раскосов и двух стяжек скронштейнами, поворотного вала с поворотным рычагом и двумя подъемнымирычагами, нижней оси и ряда соединительных деталей.

/>
Рис.4. Механизм навески тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82:
1.шток силового цилиндра;
2.поворотный вал;
3.серьга;
4.центральная тяга;
5.рукоятка;
6.правый раскос;
7.продольная тяга;
8.стяжка;
9.удлинитель продольной тяги;
10.кронштейн;
11.регулировочный болт;
12.нижняя ось;
13.подъемный рычаг;
14.левый раскос;
15.поворотный рычаг; А- прорезь; Б- отверстие
Насосы
Насос преобразует механическую энергиюдвигателя в энергию потока жидкости, подаваемой под большим давлением вгидравлические цилиндры. На современных тракторах применяют масляные насосышестеренного типа. Такие насосы не имеют деталей, движущихся возвратно — поступательно, и поэтому могут работать при большой частоте вращения — до 2000мин и более и развивать давление до 13.5… 16 МПа. Они надежны в работе:гарантийный срок службы около 4000 ч. Насос работает следующим образом. Масло(рабочая жидкость) поступает во всасывающую полость, захватывается зубьямиобеих шестерен, заполняет пространство между ними и корпусом и переносится пообеим сторонам насоса в нагнетательную полость. Затем зубья шестерен входят взацепление, и это препятствует перемещению масла обратно в полость. Придальнейшем вращении зубья выходят из зацепления, образуя разрежение в полости,и в насос засасьюается новая порция рабочей жидкости. Перетекание масла череззазоры между торцами шестерен исключается, так как уплотнительные втулкиподжимаются к шестерням давлением масла, поступающего из нагнетательнойполости.
Силовые цилиндры и маслопроводы
Гидравлические силовые цилиндры предназначеныдля подъема, опускания или удержания в определенном положении машин и орудий,присоединенных к трактору. По расположению различают основные и выносныецилиндры: первые встроены в механизм навески трактора, а вторые устанавливаютна сельскохозяйственные машины и орудия, агрегатируемые с трактором. Поконструкции цилиндры бывают двух- и одностороннего действия. У цилиндровдвухстороннего действия рабочая жидкость может поступать в обе полости (запоршнем и перед ним), а у одностороннего действия — только в одну, при этомдругая полость связана с атмосферой. Устанавливаемые на тракторы цилиндрыдвухстороннего действия по конструкции однотипны, отличаются в основномразмерами и обозначаются Ц — 75, Ц — 90, Ц — 100 и т.д. (Ц — цилиндр, цифра-внутренний диаметр корпуса, мм).
Маслопроводы. Всиловые цилиндры и другие элементы гидравлической системы масло поступает помаслопроводам. Неподвижные гидроагрегаты соединяют с масляной магистральнойстальными трубками, а гидроцилиндры — при помощи гибких шлангов. Гибкие шлангипредставляют собой резиновые трубки со стальной и хлопчатобумажными оплетками.На концах шлангов имеются наконечники с самозапирающимися клапанами,предотвращающими вытекание масла при разъединении элементов и попадания в нихгрязи. Концы шлангов, соединяющих выносные гидроцилиндры, установленные наприцепных машинах и орудиях, с гидросистемой трактора, оборудованы разрывнымимуфтами.
Масляный бак являетсярезервуаром для рабочей жидкости. Объем бака зависит от размера силовыхцилиндров и подачи масляного насоса. У тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82 резервуаромдля масла служит корпус гидроагрегатов. При заливке масло проходит черезфильтр, освобождаясь от крупных посторонних частиц. После заправки фильтррекомендуется промывать. При работе гидравлической системы трактора объем маслав баке постоянно меняется, что приводит к циркуляции в нем воздушной массы.
Распределитель
Гидравлические распределители предназначеныдля управления силовыми цилиндрами двухстороннего действия. Распределительнаправляет поток масла от насоса к гидроцилиндрам и обратно в бак,автоматически переключает систему по окончании подъема и опускания внейтральное положение и предохраняет систему от перегрузок. Распределительсоединяется стальными маслопроводами с насосом, баком и шлангами гидроцилиндров.В корпусе распределителя находится также устройства для фиксации иавтоматического возврата золотников в нейтральное положение, предохранительныйи перепускной клапаны.
Нейтральное положение. Ходмаслу в силовой цилиндр перекрыт. Полости цилиндра заперты. Весь поток рабочейжидкости, поступающей в распределитель от насоса, идет на слив в бак через перепускнойклапан.
Плавающее положение. Жидкость,нагнетаемая насосом, так же как и при нейтральном положении золотника,направляется на слив в бак. Однако полости силового гидроцилиндра соединяютсямежду собой и жидкость может свободно перетекать из полости в полость иобратно.
Подъем. Масло, нагнетаемоенасосом, по каналам через золотник распределителя поступает в полость силовогоцилиндра. Одновременно открывается путь маслу из полости на слив в бак.
Принудительное опускание. Золотниксоединяет с насосом полость силового цилиндра, а маслу, вытесненному изполости, открывается ход на слив в бак. На тракторах МТЗ-80 и МТЗ-82 с силовым регуляторомзолотник в положение «принудительное опускание» не фиксируется, а удерживается рукойдо окончания опускания.4.2 Тягово-сцепныеустройства
Тягово — сцепные устройства (механизмнавески, прицепное устройство, гидрофицированный крюк, буксирное устройство)применяют для присоединения различных сельскохозяйственных машин к трактору,используемому только как тяговое звено в машинно — тракторном агрегате.
Механизм навески. Существуютразличные схемы навески сельскохозяйственных машин и орудий на трактор: задняя,передняя, боковая и комбинированная.
Прицепное устройство устанавливаютв задние шарниры нижних продольных тяг при работе с
прицепными машинами. Оно состоит изпоперечины (прицепной скобы) и прицепной вилки (серьги).
Гидрофицированный прицепной крюк позволяеттрактористу из кабины осуществить сцепку.
Автоматическая сцепка сокращаетвремя навески машины и позволяет справиться с этой работой одному трактористу.Конструкция автосцепки позволяет навешивать сельскохозяйственную машину илиоборудование при меньшей точности подъезда к ней по сравнению с использованием гидрокрюка.
Буксирное устройство савтоматом сцепки крепят двумя пальцами к кронштейну поворотного вала механизманавески и используют при работе трактора МТЗ-80 на транспорте с двухосными прицепами.4.3 Механизмы отборамощности
Для отбора мощности двигателя трактораприменяют вал отбора мощности приводной шкив.
Вал отбора мощности (ВОМ) служитдля приведения в действие рабочих органов, присоединяемых к трактору машин. Валотбора мощности может устанавливаться сзади, сбоку и спереди трактора.
В зависимости от привода применяютсявалы отбора мощности зависимые, полунезависимые, синхронные и комбинированные.Вал с зависимым приводом прекращает вращение при выключении главной муфтысцепления.
Вал, который можно включить иливыключить независимо от главной муфты сцепления, называют валом отбора мощностис независимым приводом. Муфту сцепления ВОМ располагают либо совместно сглавной муфтой сцепления на маховике двигателя, либо непосредственно у хвостикавала.
Вал отбора мощности, привод которогоосуществляется обычно через муфту сцепления, смонтированную вместе с главной муфтойи управляемую общей педалью, называется полунезависимым. Чтобы выключитьполунезависимый привод ВОМ, необходимо предварительно выключить главную муфтусцепления.
Вал, который изменяет число оборотов припереключении передач, называют валом отбора мощности с синхронным приводом.

/>
Рис. 5. Типы валов отбора мощности иприводной шкив:
а — зависимый привод ВОМ;
б — независимый привод ВОМ смногодисковой муфтой сцепления;
в — независимый привод ВОМ с планетарныммеханизмом;
г — приводной шкив;
1-валкоробки передач;
2-передвижная шестерня;
33,8- рукоятки управления;
4-вал отбора мощности;
5-промежуточный вал;
6-передвижная зубчатая муфта;
7-многодисковая муфта сцепления;
9 — водило;
10-сателлиты;
11- кореннаяшестерня;
12- солнечнаяшестерня;
13- тормозсолнечной шестерни;
14- тормоз валаотбора мощности;
15,18 — валыприводного шкива;
16,17 — подшипники валов; 19 — корпусприводного шкива; 20, 21 — конические шестерни.
5.Рабочее оборудование автомобилей
К основному рабочему оборудованиюавтомобилей можно отнести подъемный механизм кузова автомобиля, буксирное иопорно-сцепное устройства.5.1     Подъемныймеханизм грузового автомобиля
Автомобили — самосвалы оборудованыметаллическим кузовом, который можно поднимать и наклонять при помощигидравлического подъемника с приводом от двигателя. Подъемный (самосвальный)механизм облегчает разгрузочные работы.
Механизм опрокидывания платформысамосвального кузова представляет собой гидравлический цилиндр, корпус которогошарнирно соединен с рамой автомобиля, а шток поршня рычажным механизмом — сплатформой кузова. Управляют механизмом опрокидывания кузова из кабаны водителярычагом, включающим или выключающим коробку отбора мощности и проворачивающимкран.5.2     Буксирноеустройство
Грузовые автомобили часто используют кактягач для буксирования прицепов или других автомобилей. Для этой целиавтомобили оборудуют буксирным устройством, представляющим собой стержень скрюком, установленным в задней части рамы автомобиля. Рама автомобиля в местекрепления буксирного устройства усилена дополнительными поперечинами ираскосами. Крюк буксирного устройства запирают защелкой с собачкой,удерживающей защелку от самопроизвольного открывания, и при закрытом крюкефиксируют шплинтом, вставляемым в отверстие защелки. Стержень крюка установленв корпусе, в котором между двумя упорными шайбами помещен резиновый буфер,зажатый гайкой, навернутой на стержень крюка. Такое устройство предохраняетраму автомобиля и соединительные элементы прицепа от резких ударов и толчковпри трогании с места и торможении.5.3 Опорно-сцепноеустройство
Оно применяется на седельных тягачах ислужит для шарнирного соединения тягача с полуприцепом. Оно состоит из опорнойплиты, балансира с осями, плиты и замка в виде захватов, устанавливаемых наосях на плите седельного устройства и фиксирующихся запорным кулаком. Кулакперемещают в переднее и заднее положение рукояткой.
6.Рабочее оборудование комбайнов
Все основные операции управлениякомбайном, требующие регулировок в процессе работы, выполняются гидравлическиисполнительными цилиндрами, управляемыми из кабины. На комбайнах «Нива»,«Енисей» и «Дон — 1200» с механическим приводом ходовой части применяются двенезависимые гидросистемы: основная, предназначенная для управления рабочимиорганами комбайна, и гидросистема рулевого управления. В комбайнах « Дон — 1500» и «Енисей 1200Н» имеется третья гидросистема — привода ходовой части.
Основная гидросистема и гидросистемарулевого управления имеют один общий масляный бак. Для гидросистемы приводаходовой части предусмотрен отдельный бак. Кроме того, эта гидросистемавыполнена по закрытой схеме, т.е. герметична. Ее следует заправлять рабочей жидкостьютолько нагнетателем через фильтр тонкой очистки. С помощью основнойгидросистемы выполняются следующие операции управления: подъем и опусканияжатки; подъем, опускание мотовила, регулирование его частоты вращения;варьирование частотой вращения молотильных барабанов; принудительное закрытиеклапана копнителя; изменение скорости комбайна; ускорение выгрузки зерна избункера (гидровибратор); перевод выгрузного шнека из транспортного положения врабочее и обратно; привод клапана очистки воздухозаборника; привод механизмаобратной прокрутки барабана; отключение привода жатки; горизонтальный выносмотовила. Назначение и устройства указанных составных частей аналогичнытракторным. Имеют свои особенности гидровибратор и гидропривод ходовой частикомбайна.
6.1 Принципиальная имонтажная схемы гидравлической системы
Они соответственно приведены на рис. 6 ирис. 7.
/>
Рис.6. Принципиальная схема гидросистемы:
1,2,3 и 4 — гидроцилиндры управления шкивами главногоконтрпривода и привода барабана; 5 -вибраторы бункера для зерна; 6 — переливнаясекция для зерна; 7,8,9,10,11,12 и 13 — секции управления вибраторами бункера игидроцилиндром воздухозаборника, выноса молотила, подъема мотовила, управлениявариатором ходовой части, вариатора мотовила, механизма подключения приводажатки и подъема жатки; 14 — гидроцилиндры выноса мотовила; 15 — гидроцилиндрыподъема мотовила; 16 — гидроцилиндр вариатора мотовила; 17 — гидроцилиндротключения привода жатки; 18 — гидроцилиндры подъема жатки; 19 — гидроцилиндрывариатора ходовой части; 20 -гидроцилиндр обратной прокрутки молотильногобарабана; 21 — масляный бак; 22 — насос основной гидросистемы; 23 — предохранительный клапан основной гидросистемы; 24 — предохранительный клапангидросистемы рулевого управления; 25 — насос гидросистемы рулевого управления;26 -насос-дозатор рулевого управления; 28 — гидроцилиндр управления выгрузнымшнеком; 29 — секция управления вариатором первого барабана; 30 — секцияуправления гидроцилиндром выгрузного шнека; 31 — секция управления вариаторомвторого барабана; 32 — гидроцилиндр управляемого моста;33 — гидроцилиндрыклапана копнителя; 34 — распределитель гидросистемы копнителя; 35 -гидроцилиндрвоздухозаборника
/>
Рис.7. Монтажная схема гидросистемы (позиции те же, чтои на рис.6)6.2 Гидровибратор
Для разрушения сводообразования иускорения выгрузки влажного зерна в бункере комбайна предусмотрено специальноевиброустройство, на приводе которого устанавливается гидровибратор. Онзакрепляется в нише стенки бункера и шарнирно соединяется с колебательнойплощадкой, которая располагается параллельно дну бункера. При выгрузке зерна,когда вибратор включен соответствующим рычажком, расположенным в кабине, штокего пульсирует и сообщает площадке колебательные движения малой амплитуды ибольшой частоты. Под их действием слой зерна, граничащий с площадкой, течет понаклонной плоскости к выгрузному шнеку.
Вибратор состоит из корпуса, поршня соштоком и золотника с пружиной, регулирующего направление нагнетания и сливмасла. Частота колебаний поршня 20...25 периодов в секунду, амплитуда — 2,3….2,8 мм.6.3 Гидросистемапривода ходовой части
Мосты ведущих колес зерноуборочныхкомбайнов «Дон-1500», «Енисей-1200Н», кормоуборочного комбайна КСК-100,косилки-плющилки КПС-5Г и др. оснащаются объемным гидравлическим приводомходовой части. Объемная гидропередача с замкнутой циркуляцией выполнена позакрытой схеме. От двигателя к мосту ведущих колес передача крутящего моментаосуществляется с бесступенчатым регулированием и реверсированием скоростидвижения и силы тяги комбайна. Такая передача обладает быстродействием, низкойинерционностью и состоит из регулируемого аксиального — плунжерного насоса совстроенными в него насосами подпитки и золотником сервомеханизма,нерегулируемого гидромотора, фильтра тонкой очистки с вакуумметром, масляногорадиатора, гидробака, всасывающих и сливных трубопроводов, гибких рукавов ивысокого давления. В зависимости от направления потока жидкости высокогодавления один из рукавов может быть нагнетательным, другой — сливным длягидромотора и всасывающим для гидронасоса.
При работе объемной гидропередачирабочая жидкость от гидронасоса к гидромотору, где энергия потока преобразуетсяв механическую энергию, вращающую вал гидромотора и соединенные с ним черезкоробку диапазонов и бортовые передачи ведущие колеса моста.Назначение, краткое описание устройств и принципдействия дополнительного и вспомогательного оборудования мобильных машин.
7. Дополнительное рабочееоборудование тракторов
Его используют при выполненииспециальных работ или при специфических условиях эксплуатации. Оно не входит вкомплектацию тракторов и поставляется по требованию заказчика, причемнеобходимые агрегаты и механизмы могут быть установлены на машину на заводе — изготовителе. К примеру, в дополнительное рабочее оборудование трактора МТЗ-80входят: догружатели ведущих колес, регуляторы глубины обработки почвы,пневматическая система тормозов прицепов, предпусковой подогреватель двигателяи другое оборудование.7.1     Догружателиведущих колес
Для увеличения силы тяги колесноготрактора нужно уменьшить буксование его ведущих колес. Это можно сделать засчет увеличения сцепной силы, т.е. силы, прижимающей ведущие колеса трактора кпочве. С этой целью на тракторах устанавливают специальные устройства — механические и гидравлические догружатели.
Механический догружатель ведущих колес.
Устройство
Догружатель представляет собой кронштейн,в котором сделан целый ряд отверстий, предназначенных для крепления переднегоконца верхней (центральной) тяги механизма навески трактора. Тяга фиксируется вкронштейне пальцем.
Принцип действия заключаетсяв использовании сил, возникающих в механизме навески трактора во время егоработы. Так, при движении агрегата с заглубленными рабочими органами появляетсясила действующая вдоль центральной тяги. Эта сила, раскладываясь насоставляющие, образует две силы -горизонтальную и вертикальную, которая черезостов трактора увеличивает нагрузку на ведущие колеса и тем самым уменьшает ихбуксование.
Если передний конец центральной тягизакрепить на тракторе ниже, то вертикальная составляющая сила увеличится, одновременноувеличится и сила, прижимающая колеса трактора к почве.
Гидравлический догружатель ведущихколес.
Устройство
Гидродогружатель состоит из корпуса, вкотором расположены: ползун, управляемый рычагом, регулятор давлениязолотником, сидящем на неподвижной плунжере, клапан подзарядки и запорныйклапан, прижимаемый через пружины маховичком. Совместно с гидродогружателемработает гидроаккумулятор, состоящий из подвижного цилиндра, неподвижногопоршня, соединенного с полым штоком, и пружиной, упирающейся одним своим концомв днище корпуса, а другим — в кольцо, приваренное к подвижному цилиндру Принципдействия
Если во время работы трактора, например,с плугом подать в силовой цилиндр гидронавесной системы рабочую жидкость поднебольшим давлением, то механизм навески будет пытаться поднять плуг втранспортное положение. Но так как давление жидкости мало, то и подъемная сила,развиваемая цилиндром, будет меньше силы тяжести плуга и находящейся на егорабочих органах почвы. Таким образом, подавая в силовой цилиндр механизманавески рабочую жидкость под небольшим давлением, часть силы тяжестиприцепляемой машины (орудия) можно перенести на остов трактора и там самым сбольшей силой прижать к почве ведущие колеса. Но, как известно, давлениерабочей жидкости в гидросистеме трактора большое, поэтому требуется специальноеустройство (гидродогружатель), которое бы понижало бы его до определенногоуровня.
7.2 Регуляторы глубиныобработки почвы
Для обеспечения хорошей работытракторного агрегата необходимо так соединять трактор с машиной (орудие), чтобыони могли копировать рельеф почвы.
Это достигается применением устройств, обеспечивающихвыполнения такого требования различными способами: высотным, силовым,позиционным или комбинированным.
Высотный способ регулирования применяютпри работе трактора с машинами (орудиями), имеющими опорные колеса,ограничивающие заглубление рабочих органов. Глубину обработки в данном случаерегулируют перемещением опорного колеса винтовым устройством, а силовой цилиндриспользуют только для подъема машины (орудия) в транспортное положение. Вовремя работы трактора рычаг распределителя должен находиться в положении«Плавающее».
Силовой способ регулирования. Приработе трактора с машинами, не имеющими опорных колес, или в тех случаях, когдаопорные колеса сильно погружаются в рыхлую почву, нормальную работу машиныможно обеспечить включением в работу силового регулятора.
Принцип действия силовогорегулятора состоит в следующем. Центральная тяга механизма навески своимпередним концом соединена с корпусом заднего моста трактора не жестко, какобычно, а через пружин. При заглублении плуга сверх нормы увеличивается силасопротивления, а также сила, действующая вдоль верхней тяги. Длина пружины приэтом уменьшается, тяга перемещается влево и передвигает золотник регулятора.Золотник направляет рабочую жидкость в силовой цилиндр, и плуг выглубляется.Нужную глубину пахоты автоматически поддерживает регулятор, первоначально установленныйрычагом. Как только глубина пахоты достигает своего первоначального значения и сопротивлениеплуга уменьшиться, уменьшится и сила. В результате пружина удлиняется изолотник прекратит подачу жидкости в цилиндр.
Позиционный способ регулированияоснован на том, что навешенная на трактор машина устанавливается и удерживаетсявсе время в заданном положении относительно остова трактора независимо от еетягового сопротивления.
Позиционное регулирование рекомендуетсяприменять при пахоте поля с ровным рельефом, а также при работе трактора смашинами, которые требуют точно устанавливать относительно трактора.
Действует регулятор при позиционномрегулировании точно так же, как и при силовом. Отличие заключается в том, чтоего золотник следует отъединить от тяги и соединить с тягой связанной с поворотнымрычагом, на который воздействует шток силового цилиндра. Такое переключениенужно делать перед началом работы с позиционным регулятором.
Комбинированный способ регулированияприменяют при работе трактора с широкозахватной машиной, снабженной опорнымиколесами. В работу включают силовой или позиционный регулятор.
Такая комбинация высотного и силовогоспособов регулирования исключает поперечные перекосы машины, улучшаетпрямолинейность движения агрегата и создает лучшие условия для копирования рельефав поперечном направлении. В случае работы трактора с силовым или позиционным регулированиемчасть силы тяжести машины передаются на трактор, увеличивая силу, прижимающуюколеса к почве, что значительно уменьшает буксование ведущих колес.
8.Вспомогательное оборудование
Вспомогательное оборудование служит длясоздания удобств работы в различных условиях эксплуатации машин.8.1 Средства, улучшающиетягово-сцепные качества и управляемость тракторов
Улучшение тягово-сцепных качествколесных тракторов можно достичь, например, установкой балластных грузов,применением полугусеничного хода, заливкой жидкости в камеры колес и т. д.Балластные грузы применяют для догрузки как передних, так и задних колес. Нагусеничных модификациях предусмотрена установка балластных грузов толькоспереди.
При работе с тяжелыми машинами,навешенными сзади, передняя часть трактора разгружается, что ведет к ухудшениюустойчивости и управляемости трактора. Догрузка передней части тракторавосстанавливает нормальную управляемость трактора, а на тракторах с переднимведущим мостом способствует также повышению тяговых качеств передних колес. Натракторах с реверсивным постом управления, для работы с широкозахватнымижатками предусмотрено устанавливать спереди 18 грузов на специальный кронштейн.
Балластирование сзади применяют приработе с фронтальными погрузчиками, которые вызывают значительную разгрузкузадних колес.
Полугусеничный ход состоит из двухрезиново-металлических гусениц и натяжных колес. К гусеницам болтами сбобышками прикреплены почвозацепы, которые, с одной стороны, не даютпробуксовывать ведущему колесу по гусенице, а с другой — уменьшают буксованиетрактора при движении по полю.

/>
Рис.8. Трактор с полугусеничным ходом:
1-гусеница;
2-натяжное колесо;
3-почвозацеп8.2 Средства,повышающие проходимость автомобилей
К ним можно отнести лебедку, цепи,браслеты и другие различные специальные устройства.
Лебедка устанавливаетсяна передней части рамы некоторых грузовых автомобилей повышенной проходимости.Она служит для подъема груза или самовытаскивания застрявшего автомобиля.
Лебедка состоит из редуктора, барабана ипривода.
Мелкозвенчатые цепи используют длядвижения автомобиля по мягким грунтам, степной целине, скользким и обледенелымдорогам и в горных районах.
Гусенечные цепи эффективны при движениипо очень мягким грунтам, заболоченной местности и степной целине. Цепи используютсяна трехосных автомобилях и крепятся на колесах промежуточного и заднего ведущегомостов.
Цепи противоскольжения надевают наколеса на подходе к труднопроходимому участку пути. Для этого цепи раскладываютспереди или сзади автомобиля по колее колес и медленно наезжают на серединуцепей. Затем цепи натягивают и их концы соединяют замками. Двигаться с цепями противоскольженияпо дорогам с твердым покрытием недопустимо, так как это ведет к повышенномуизносу шин.
Цепные браслеты и противобуксовочныеколодки можно надевать на колеса в случае легкого буксирования автомобиля.
Траковые цепи используют для движения помягким размокшим грунтам, разбитым грунтовым дорогам и в распутицу. Ониприменимы также для езды по заболоченной местности и снежной целине.8.3 Средства, длясоздания удобства управления машиной и комфортности
Для создания удобств управления насовременных тракторах и комбайнах устанавливают кабины автомобильного типа, иих интерьер фактически не отличается от интерьера салонов автомобилей. Кабиныоборудуют вентилятором; кондиционером; защитным каркасом; ремнями безопасности;сиденьем, регулируемым по массе тракториста, высоте, вперёд — назад и понаклону спинки; удобным пультом управления; регулируемой рулевой колонкой;тонированными панорамными передними и боковыми стеклами; радиоприемниками и др.
9. Техническоеобслуживание самоходных машин и оборудования, меры безопасности и вопросыэкологии
При техническом обслуживании тракторапроверяют состояние обшивки, капота, остекления кабины, исправность иработоспособность стеклоочистителей, плотность закрывания дверей, состояние иззамков. Проверяют и при необходимости регулируют сидения тракториста. Проверяютисправность освещения кабины, щитка приборов, устройства вентиляции, обогрева иувлажнения воздуха в кабине. Обнаруженные неисправности устраняют.
Для автомобилей предусмотреныежедневное, первое, второе и сезонное техническое обслуживания
Ежедневное обслуживание (БО)
1        Осмотреть автомобиль, проверитьсостояние кабины, кузова, стекол, зеркала заднего вида, спидометра, оперения,окраски и номерных знаков.
2Проверитьзапоры бортов платформы, дверей и неисправность подъемных механизмов стекол, ав зимнее время — исправность системы отопления.
3Убратькабину и платформу кузова.
4Помытьавтомобиль.
5Обтеретьоблицовку радиатора, капот, крылья, стенки и стекла кабины и номерные знаки.
6Заправитьбачок насоса опрыскивателя ветрового стекла (там, где он имеется).
Первое техническое обслуживание (ТО-1).
1        Осмотреть автомобиль, проверитьсостояние кузова, кабины, стекол, оперения, окраски и номерных знаков.
2        Проверить запоры бортовплатформы, дверей и исправность подъемных механизмов стекол дверей и сцепногоустройства.
3        Проверить действиестеклоочистителей, правильно ли установлено зеркало заднего вида и надежностьего крепления.
4Проверитькрепление платформы к раме автомобиля.
5Проверитькрепление брызговиков и крыльев.
6Проверитьсостояние обивки спинок и сидений.
Второе техническое обслуживание (ТО-2)
1Осмотретьавтомобиль и проверить при этом состояние кузова, кабины, сиденья водителя,стекол, оперения, окраски и номерных знаков.
2Проверитьисправность запоров бортов платформы и механизмов подъема стекол дверей.
3        Проверить действиестеклоочистителей, правильно ли установлено зеркало заднего вида и надежностькрепления.
4Проверитькрепление кабины к раме.
5Проверитькрепление грузовой платформы к раме.
6Закрепитькрылья, подножки, брызговики, топливные баки к кронштейнам и кронштейны к раме.
7Смазатьпетли и замки кузова.
Сезонное техническое обслуживание (СО)
1 Проверитьпри подготовке к зимней эксплуатации состояние и действие системы отопления, а такжеуплотнителей дверей и вентиляционных люков. В зоне холодного климата утеплитькабину и принять меры по устранению обмерзания ветровых стекол.
2 Приподготовке к зимней эксплуатации автобусов и легковых автомобилей промыть иочистить от накипи систему отопления.
Техническое обслуживание гидропривода.
Для надежной работы гидросистемы оченьважно предохранять гидрооборудовние от загрязнения. Систему требуетсязаправлять маслом, которое отстаивалось в течении 12 ч, а в емкости, из которойберут масло, необходимо оставить отстой высотой 50...70 мм. Гидробак недопускается заправлять маслом неизвестного сорта. Нельзя смешивать различныесорта масла. Насосы гидросистемы в процессе эксплуатации не нуждаются врегулировках или в специальном уходе. При ремонте двигателя комбайна насосыпроверяют в мастерских, при этом обычно приходится заменять уплотнения. Насосразбирают в закрытом помещении и на специально подготовленном рабочем месте.
8        первоначальный периодиспользования машины внутри маслопроводов, в гидробаке и в других сборочныхединицах гидросистемы могут оказаться посторонние частицы (металлическая пыль, стружкаи др.), приводящие к заклиниванию переливного клапана распределителя или (чтореже встречается) предохранительного клапана. Очень важно при подготовкекомбайна к уборке тщательно промыть гидросистему и заправить ее чистым маслом.Первый раз масло в гидросистеме меняют через 60 ч работы, далее — один раз всезон, но не реже чем через 480 ч работы комбайна. Фильтр гидросистемы первыйраз очищают после 20 ч работы машины. В дальнейшем эту операцию проводят через120 ч работы. Одновременно с этим промывают и очищают магнит.
Гидропривод ходовой части
В процессе эксплуатации объемныхгидроприводов, как правило, не нуждается в регулировках. В нем должныприменяться только рекомендуемые в инструкциях масла.
После длительной стоянки комбайна (более2 нед.) контролируют наличие воды в гидроприводе. Для этого ослабляют затяжкунижней пробки на корпусе гидромотора и сливают в прозрачную емкость 100… 150см.масла. После того как масло отстоится (в течение 1...1,5 ч), проверяютналичие в нем воды — слой воды расположится на дне сосуда. При обнаружении водывсе масло в гидроприводе заменяют. Температура масла в системе объемногогидропривода не должна превышать 80 С. В связи с этим необходимо периодическиочищать поверхность масляного радиатора от пожнивных остатков. автомобиль комбайн трактор колесо
При появлении масла из под фланцевтрубопроводов подтягивают их болты крепления, и если подтекание не устраняется,то заменяют уплотнительные кольца.
Элементы фильтра тонкой очистки заменяютчерез 10 моточасов после первого запуска двигателя, а затем через 50, 100, 500и дальше через каждые 500 моточасов и независимо от времени работы, еслиразрежение по показанию вакуумметра будет более 0,025 МПа. Повторноеиспользование фильтрующих элементов недопустимо.
При замене элемента тщательно очищаютнаружные поверхности крышки и корпуса фильтра, гидробака, трубопроводов идругих деталей. Операцию проводят в такой последовательности.
Отсоединяют всасывающий трубопровод отгидробака. Вывинчивают полый болт из крышки фильтра, снимают с него фильтрующийэлемент, промывают все детали в дизельном топливе.
Надевают на втулку новый элемент идетали, вставляют в корпус и ввинчивают полый болт в крышку.
Соединяют всасывающий трубопровод сгидробаком, доливают масло до верхней отметки указателя уровня бака, запускаютдвигатель и по вакуумметру проверяют степень разрежения во всасывающеймагистрали. При необходимости усиливают затяжку полого болта фильтра или ставятсоответствующие новые прокладки.
Заменяют масло в системе объемногогидропровода при его рабочей температуре сразу же после остановки двигателя.Сливают рабочую жидкость через пробку, расположенную в днище гидробака, и черезнижнюю заглушку гидромотора.
Обеспечение безопасности
Общие правила монтажа и демонтажа
1/>Монтажно- демонтажные работы в хозяйстве производят в помещении или на отведенномучастке на совершенно чистом месте (на выметенном асфальтированном полу, набрезентовой подстилке или листе фанеры). Нельзя допускать проведениемонтажа-демонтажа непосредственно на земле, так как это приводит к загрязнениюпосадочных поверхностей покрышки и обода и к попаданию внутрь шины песка, пыли,влаги.
2Длямонтажа-демонтажа шин применяют специальные монтажные лопатки. Нельзя допускатьна монтажных лопатках острых кромок, заусенцев, глубоких забоин, ржавчины игрязи. Если лопатка покрыта ржавчиной, то ее необходимо очистить, провеститравление и окрасить. При демонтажно-монтажного инструмента (ломов, кувалд,гаечных ключей, плоскогубцев), так как это влечет за собой повреждение шин идеталей колес.
3Наопределенные марки автомобилей, тракторов и сельскохозяйственных машин монтируютсяшины только установленных размеров.
Это объясняется тем, что нагрузка нашины в эксплуатации не должна иметь отклонений от норм, которые установленыГОСТом. Монтаж шин, размеры которых не соответствуют той или иной машине,запрещается.
4        Перед монтажом необходимопроверить:
-         комплектность частей шины идеталей колеса, как по размерам, так и по степени износа;
-         состояние покрышки, камеры иободной ленты. Запрещается монтаж покрышек с большими повреждениями протектора,бортов и боковин; камер с трещинами; ободных лент со складками, задирами итрещинами.
Покрышки, камеры и ободные ленты должныбыть сухими и чистыми. Влага при работе колеса способствует интенсивномураспространению ржавчины на ободе, вызывает гниение кордонной ткани каркаса,покрышки и его разрушение;
-         обода, диски, бортовые изамочные кольца. Обода должны быть чистыми и сухими, иметь правильную форму безкаких-либо механических повреждений и погнутости. Особое внимание нужнообращать на канавку для замочного кольца, которую необходимо очищать от грязи иржавчины.
При осмотре убедиться в том, чтобортовые и замочные кольца не имеют трещин и забоин и соответствуют тому илииному ободу. Несоответствие этих деталей приводит к разрыву или заклиниваниюзамочного кольца при накачивании шины. Во время движения автомобиля можетпроизойти нарушение соединения деталей обода, вследствие чего покрышка и камераполучат повреждения или выйдут из строя. Запрещается допускать к эксплуатациистарые, с глубокими раковинами от ржавчины обода, диски, замочные, бортовые ираспорные кольца. Это объясняется тем, что колесо в сборе с шиной будет иметьнедостаточную надежность в виду взаимного неправильного расположения деталейколеса относительно друг от друга.
5        Перед монтажом шины на ободнеобходимо осмотреть и удалить из покрышки все посторонние предметы, а такжегрязь, песок, гвозди и др. и тщательно протереть мокрой тряпкой ее внутреннюючасть.
Перед тем, как вложить камеру впокрышку, плотно завертывают прижимную гайку на вентиле, слегка подкачиваюткамеру воздухом и проверяют ее герметичность, помещая ее в ванну с водой. Сособой тщательнотью водитель должен проверить герметичность в зоне основаниявентиля, для чего при погружении камеры в воду нужно пошатать вентиль. Если приэтом у его основания появятся пузырьки воздуха, то необходимо затянуть гайку настержне вентиля. Если нельзя обеспечить герметичность, камеру следует направитьв ремонт. После этого камеру в слегка поддутом состоянии припудрить тальком повсей окружности, а у покрышки припудрить внутреннюю поверхность. Длярассеивания талька рекомендуется применять мешочки из миткаля, бязи, марли илидругой неплотной ткани, так как это обеспечивает равномерное его рассеивание.После припудривания излишний тальк следует удалить из покрышки. Если монтаж шинпроизведен без талька, то при качении колеса между покрышкой, камерой и ободнойлентой возникает повышенное трение и теплообразование, что способствуетсокращению долговечности шин.
6Дляоблегчения монтажа шин на колесо с неразборным ободом рекомендуется бортапокрышек и посадочные полки обода смазывать мыльным раствором (желательножидким туалетным мылом). Запрещается в качестве смазки для посадочныхповерхностей использовать масла минерального происхождения (продуктынефтепродукты).
7Шиныс рисунком протектора с косыми расчлененными грунтозацепами нужно монтироватьтак, чтобы острие рисунка при виде сверху было направлено вперед по ходуавтомобиля или трактора.
Указатель направления вращения — стрелкана боковине покрышки должна всегда совпадать с направлением вращения колеса придвижении машины вперед (для ведущих колес).
8 Каждый водитель должен хорошо освоитьправильные приемы при выполнении монтажно-демонтажных операций различных типовшин на соответствующие колеса.
При выполнении монтажных операций нужноследит, чтобы камера не была повреждена или защемлена бортом покрышки, так какэто приводит к появлению на ней трещин и разрывов. При этом монтажные лопаткирекомендуется передвигать на небольшие расстояния по окружности закраины ободаво избежание механических повреждений шины и обода.
С шиной и колесом следует обращатьсяосторожно и бережно. Нельзя допускать сильные удары молотком и чрезмернорастяжение бортов покрышек.
Если при длительном стоянии автомобиляна открытом воздухе или при безгаражном хранении его в условиях низкихтемператур не подкладывать под шины доски, валежник или другие подкладки, тошины будут примерзать к грунту и трогание автомобиля с места (особенно резкое)может вызвать механическое повреждение материала шин и даже отрыв протектора откаркаса.
Вопросы экологии
Воздействие сельскохозяйственнойтехники на природу заключается в загрязнении воздуха, почвы и водоемовхимическими веществами, использующимися и образующимися при работе двигателей,проведении технических уходов, промывке карбюраторов, консервации техники. Врезультате в почву попадают химические продукты, которые отрицательносказываются на живых организмах, замедляют почвообразовательные процессы. Крометого, с током ливневых, талых и грунтовых вод происходит миграция химическихвеществ в водоемы, что приводит к гибели зоопланктона и рыбы.
При борьбе с уплотнением почвы надоиметь в виду, что уплотнение обычно ниже в севооборотах с многолетними травами,чем при монокультуре ячменя. Особенно благоприятны в этом отношении пропашные.Высоко культуренные почвы лучше противостоят уплотняющим деформациям, онибыстро разуплотняются под влиянием техники. Поэтому один из приемов снижения уплотнения- внесение высоких доз органических удобрений (80-100 т/га). Органические удобренияспособствуют устранению уплотняющих деформации почвы, повышают упругостьпочвенных агрегатов, улучшают структуру почвы, увеличивают ее буферность. Этодостигается также при запахивании сидератов и соломы. При возделывании ячменяважно своевременно проводить основную обработку почвы, то есть при оптимальной влажности,в противном случае ухудшается аэрация, снижается водопроницаемость, нарушаетсяводный, тепловой и питательный режимы почвы. Представляют интерес совмещение водном агрегате нескольких операций, минимализация обработки, мостовой способземледелия, применение на тракторах пневмогусениц, увеличение количестваопорных катков в ходовых системах и другие наиболее вероятные направленияразвития конструкций тяговых машин, позволяющие в значительной степени решитьэту проблему.
Списоклитературы
1.Козлов В.И., Лепехин А.Т., Краснокутский В.В. Движители колесных машин. — Челябинск: ЧГАУ -ИАЭ, 2001,60с.
2 ЛепехинА.Т., Дудин Б.М., Краснокутский В.В. Основное рабочее оборудование тракторов,автомобилей и комбайнов. — Челябинск: ЧГАУ — ИАЭ, 1999, 32с.
3 ЛепехинА.Т., Дудин Б.М., Краснокутский В.В. Дополнительное рабочее и вспомогательноеоборудование мобильных машин. — Челябинск: ЧГАУ — ИАЭ, 1999, 25с.
4 Основыэкологии и охрана окружающей среды/А. Г. Банников, А.А.Вакулин, А.К.Рустамов. —4-е изд., перераб. и доп. — М.: Колос, 1999. — 304 с.: ил.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.