Дальневосточный Государственный Технический институт
(ДВПИ им. Куйбышева)
Институт нефти и газа
Кафедра проектирования, сооружения и эксплуатация
нефтегазопроводов и хранилищ
Реферат
На тему:
“Магистрально-трубопроводные системы”
Разработал студент
Группы Н-5972
Глухенький Р. Е.
Проверил профессор:
Гульков А.Н.
Владивосток
2006 г.
Содержание:
Введение………………………………………………………………………………………..1
Магистрально-трубопроводныесистемы…………………………………………………….2
Классификация нефтепродуктопроводов и нефтепроводов……………………………14
Подготовка нефти и газа ктранспорту……………………………………………………… 15
Используемая литература……………………………………………………………………..17
Введение
Магистральный трубопроводныйтранспорт является важнейшей составляющей топливно-энергетического комплексаРоссии. В стране создана разветвленная сеть магистральных нефтепроводов, нефтепродуктопроводови газопроводов, которые проходят по территории большинства субъектов РоссийскойФедерации. Таким образом, региональная транспортировка нефти и газа и связанныес ней проблемы транзита становятся все более масштабными. Развитие магистральныхи распределительных трубопроводных сетей, которое обретает в регионе всебольший размах, помимо роста потребности в углеводородном топливе, означаетформирование крупного рынка сбыта для машиностроительных, подрядных, сервисных,инжиниринговых и других компаний, прямо или косвенно связанных с трубопроводнымтранспортом. Для России своевременность участия в этих проектах означаетвозможность существенно активизировать внешнеэкономическую деятельностьнефтегазовой промышленности и повысить эффективность ее функционирования,оздоровить ситуацию в отраслях ТЭК и в экономике в целом. Системытрубопроводного транспорта являются эффективным инструментом реализациигосударственной политики, позволяющим государству регулировать поставкинефтепродуктов на внутренний и внешний рынки.
-1-
1. Магистрально-трубопроводные системы.
1) Единственный вид транспорта в России,который близок к мировым стандартам, — это трубопроводный. На его долю в конце90-х годов приходилось 57% всего грузооборота страны. По протяженностимагистральных трубопроводов (210 тыс. км) и по их плотности (12 км на 1 тыс. кв. км)Россия в 1999 г.занимала одно из ведущих мест в мире.
Поскольку Россия являетсякрупнейшим в мире экспортером природного газа, то, соответственно, в трубопроводномтранспорте доминируют газопроводы, на которые приходится 69% всейпротяженности, остальная часть распределяется между нефтепроводами (24%) инефтепродуктопроводами (7%).
Для стабилизации и развития основныхвидов транспорта в России необходимо формирование единой Федеральнойтранспортной сети. Этим целям служит разработанная комплексная государственнаяпрограмма «Транспорт России».
Но предварительным расчетам дляреализации этого проекта только на период до 2010 г. необходимыассигнования в размере около 80 млрд. долл. Инвестиционные потребности Россиидля модернизации транспортной системы в период до 2005 г. оцениваются примернов 15-18 млрд. долл. Эти средства необходимы для строительства новых портов,ремонта ворот и шлюзов на речных судоходных артериях, обновления подвижногосостава на железнодорожном транспорте, строительства и ремонта метрополитенов,закупки транспорта для мобилизационных нужд и др. Финансирование программыможет производиться за счет, как государственных целевых кредитов, так иинвестиций частного сектора.
По подсчетам специалистов Федеральнойдорожной службы России для организации нормальноготранспортного потока на территории России нужно построить как минимум 544 тыс.км дорог, а общая потребность в современных дорогах составляет около 2 млн. км.
Для строительства дорог поевропейским или американским стандартам и с учетом климатических особенностейРоссии потребуется не менее 540 млрд. долл.
Следует подчеркнуть, что Россияпока сохраняет приоритет в производствеотдельных видов транспорта, это в первую очередь относится к авиационному иводным видам транспорта.
В частности, Россия являетсямировым лидером в строительстве судов смешанного плавания «река-море», кораблейи судов с динамичными принципами поддержания скорости. Кроме того, сохраняютсявозможности производить на мировом уровне атомные ледоколы, корабли и суда наподводных крыльях и воздушной подушке, корабли — экранопланы, промысловые суда,плавучие буровые платформы, суда специального назначения.
По оценкам специалистов,потенциал этой отрасли весьма значителен. В частности, доходы от строительстваконкурентоспособных транспортных и промысловых судов, а также стационарных итехнических средств для работы на шельфе оцениваются в 10 млрд. долл., доходыот использования плавучих платформ по добыче нефти, газа и их транспортировкиоцениваются в 7 млрд. долл. При этом будет обеспечена занятость всудостроительной и смежных отраслях примерно для 1, 5 млн. человек.
Огромные доходы в перспективеможет приносить государству трубопроводный транспорт. Например, толькореализация проекта строительства нефтепровода Тенгиз — Новороссийск, реализациюкоторого осуществляет Каспийский трубопроводный консорциум» (КТК), можетпринести России в перспективе до 33 млрд. долл.
2) Трубопроводный транспорт в Россииобеспечивает около 60% грузооборота и примерно 30% перевозок грузов.Транспортировкой нефти и нефтепродуктов в стране заняты АК«Транснефть» и АК «Транснефтепродукт», которые созданы всоответствии с указом президента РФ от 1 июля 1992 г. «Оборганизационных мерах по преобразованию государственных предприятий,добровольных
-2-
объединений государственныхпредприятий в акционерные общества» и последующим указом от 17 ноября 1992 г. «Об особенностях приватизации ипреобразования в акционерные общества государственных предприятий,производственных и научно-производственных объединений нефтяной, нефтеперерабатывающей промышленности инефтепродуктообеспечения».
Протяженность сети магистральныхнефтепроводов России для централизованного обеспечения крупных потребителей ипоставок на экспорт превышает 48 тыс. км. Ранее
нефтедобыча и нефтепереработкабыли организационно обособлены, а нефтепроводный транспорт посредничал междуними, покупая и продавая нефть по установленным ценам.
В ходе экономической реформыстатус нефтепроводного транспорта изменился, что
связано, прежде всего, схозяйственной самостоятельностью нефтедобывающих объединений и появлениемсовместных предприятий с участием иностранного капитала, имеющих правосамостоятельно выбирать деловых партнеров. Транспортные предприятия былиобъединены в единую акционерную компанию «Транснефть», которая сталавзимать тарифную плату за перекачку нефти по магистральным нефтепроводам.
Со снижением общего уровня добычи нефтии соответственно загрузки нефтепроводов (в среднем до 50% проектного уровня)наименее эффективной стали работа их региональных систем. Ситуация усугубляетсяинтенсивным старением магистральных нефтепроводов. Для поддержания ихнадежности необходимо постоянно обновлять линейную часть и оборудованиенефтеперекачивающих станций. Важным направлением повышения эффективности этой — работы является развитие внутритрубной диагностики.
Как следует из данных таблицы 1,мощное нефтепроводное хозяйство России существенно' уступает по уровнюэффективности странам Западной Европы. Помимо природно-климатических условийэто в значительной мере определяется потребностью в дальней транспортировке.
Например, в Европейской зоне России, долякоторой в потреблении топлива и энергии составляет более 60%, собственноепроизводство первичных энергоносителей составляет лишь 46%. В 1994 г. средняя дальностьтранспортировки 1 т нефти и нефтепродуктов составила в России 2133 км, во Франции — 300,Великобритании — 147 и в Норвегии — 110 км.
Несмотря на снижение добычи, Россияпродолжает оставаться крупным экспортером нефти. Наибольшие ее объемы поступают в Италию,Ирландию, Германию, Великобританию, Швейцарию и Венгрию. Кроме того, поставки идутв Грецию, Австрию, Польшу, Испанию, Канаду, Данию, США, Турцию, Финляндию,Чехию, Словакию, Нидерланды, Бельгию, а также на Кубу, Мальту и Кипр. В целом вЕвропу поставляется до 95% экспортируемой нефти, из них в Центральную Европупримерно 46%, в Южную -26, Восточную-21 и в Северную Европу- 2%. В 1996 г. из экспорта нефти вдальнее зарубежье на морской транспорт пришлось 58% (в том числе 30.5% прошлочерез Новороссийск). По нефтепроводу «Дружба» было поставлено 41, 4млн. т, в том числе Германии — 16.1, Польше — 9.2, Чехии — 5.7, Словакии — 5.2,Венгрии и Югославии — 5.2 млн. т. Транзит через Россию казахстанской нефтисоставил в 1996 г.6 млн. т.
Всего за 1996 г. объем экспорта нефтив дальнее зарубежье с учетом стран Прибалтики и временного вывоза (напереработку) составил 102 млн. т и увеличился на 6.2% к 1995 г. Поставки (нефтистранам СНГ в 1996 г.продолжали сокращаться — без учета транзита туда было поставлено 20.6 млн. т (сучетом поставок давальческой нефти на Украину — 620 тыс. т и Белоруссию — 190тыс.) против 26.1 млн. т в 1995 г.
В результате сокращения внутреннегопотребления, поставок республикам бывшего СССР странам Восточной Европы впоследнее время меняется структура экспорта нефти из России. Так в частности, вчастности, существенные изменения ожидаются в структуре поставок понефтепроводу «Дружба» — резервы мощности позволяют поставлять дополнительные объемы в страны ЗападнойЕвропы, прежде всего в Германию и Австрию. Интенсивно разрабатываются и двановых экспортных направления — из региона Каспийского моря и балтийскаятрубопроводная система. Нефтяные проекты Каспия тесно связаны с идеей созданиятранспортного коридора, включающего нефтепроводы, железные и автомобильныедороги, намечаемые на исторической
трассе Великого шелкового пути.Через Кавказ лежит кратчайший путь, соединяющий Запад и
-3-
Восток. Именно здесь проходилВеликий шелковый пусть и менее известная Аланская дорога в Европу. Теперьпредполагается соединить железнодорожные и автомобильные пути Европы черезКавказ с транскитайской трассой на Шанхай.
В проекте задействовано 18 стран,в том числе Япония, Китай и Пакистан.
Идею реконструкции Великогошелкового пути также поддерживают ЕС имеждународные банки. После развала СССР интерес к региону Каспийского моря возрос в еще большей мере, поскольку здесь нетолько создана высокоразвитая промышленно-транспортная инфраструктура, но иразведаны огромные запасы нефти Каспия иприкаспийских территорий. Проблема транспорта входит в число основных дляреализации проектов освоения нефтегазовых ресурсов региона.
Выделяются четыре основных вариантамаршрутов трубопроводов и их комбинации:
1. От Казахстана {Тенгиз} иАзербайджана (Баку) — через территорию России на побережье Черного моря;
2. От Баку через Кавказ к Черномуморю, возможно, ответвление в Турцию и через ее территорию — к Средиземномуморю;
3. От Тенгиза (Казахстан) повосточному берегу Каспия в Туркмению, далее в Иран (или танкерами на морскойтерминал в Персидский залив), оттуда на Кавказ, в Турцию, к Черному морю и т.д.;
4. Морской нефтепровод отТенгиза до Баку, далее варианты 1 и 2.
Дополнительными вариантами длятранспортировки нефти из Казахстана и Туркмении
является трубопроводный илижелезнодорожный пусть в Китай и Иран (в марте 1997 г. Казахстан и Иран несмогли урегулировать вопрос о качестве казахстанской нефти, экспортируемой наобменной основе через Иран, и поставки были приостановлены).
Таким образом, наиболее широкспектр альтернатив трубопроводного экспорта нефти из Казахстана, а именно:
— Тенгиз — Новороссийск, 1500 км (проект Каспийского трубопроводного консорциума — КТК);
- север Каспийского моря — Россия- Грузия — Турция — терминал на Средиземном море, 1600 км;
— Тенгиз — Туркмения — подводный нефтепровод через Каспий — Азербайджан(Баку) — Грузия (терминал Батуми), 2000 км;
— Актау (Шевченко) — (подводный нефтепровод через Каспий) — Азербайджан- береговой терминал в Иране, 800 км;
— Тенгиз — Узбекистан — Киргизия — Туркмения, 1650 км;
— Тенгиз — Туркмения — Иран — терминал на о. Харк (Персидский залив), 2300 км;
— Тенгиз — подводный нефтепровод через Каспий — Азербайджан (Баку) — Иран — Турция — терминал на Средиземном море, 1900 км;
— Тенгиз — Узень — Китай — Тихоокеанское побережье (Шанхай).
Реализация проекта Балтийскойтрубопроводной системы даст России новое экспортное направление. Для этогосоздаются терминалы — в районе г. Приморска, первоначальная мощность — 11. 7млн. т. с возможным увеличением до 45 млн. т/год, и в бухте Батарейной- 15 млн.т/год. Для сравнения: мощности Вентспилса составляют 17 млн. т по нефти,поставка по трубопроводу, по светлым нефтепродуктам- 16 млн. т-30% потрубопроводу из Новополоцка, остальное по железной дороге; и по мазуту 2. 2млн. т — поставка по железной дороге. Первый этап предусматривает сооружениенефтепровода Кириши — Финский залив (диаметр 500-700 мм) иреконструкцию/создание новых терминалов с последующим подключением существующихнефтепроводов Харьяга — Уса (АО «Коминефть») и Уса — Ухта — Ярославль- Кириши (АК «Транснефть»). Ее минимальная загрузка оценивается в 6-7млн. т/год. На втором этапе намечено наращивать пропускную способность всейтрассы. Изучается возможность создания трубопроводного терминала и наБаренцевом море (в районе пос. Варандей или Индигской губы). С учетом этихновых мощностей пропускная способность экспортных терминалов России можетдостигнуть 120 млн. т/год.
Учреждение РАО «Газпром»определено указом президента РФ от 5 ноября 1992 г. «Опреобразовании Государственного газового концерна „Газпром“ в РАО»Газпром" и
-4-
постановлением Совета МинистровРФ «Об утверждении РАО „Газпром“ от 17 февраля 1993 г. (право натранспортировку — распоряжением Совета Министров РФ «О праве РАО»Газпром" определять порядок управления потоками газа, планироватьего добычу и поставки" от 1 апреля 1993 г.). Сейчас РАо «Газпром»поддерживает в рабочем состоянии примерно 145 тыс. км магистральныхгазопроводов (это почти 4 длины экватора, или больше, чем имеют Германия,Франция, Великобритания и Италия, вместе взятые), где работают 672компрессорных цеха, в составе которых действуют 4 тыс. газоперекачиваемыхагрегатов суммарной мощностью 40.3 млн. кВт.
На предприятиях «Газпрома»непосредственно работает около 175 тыс. человек, а с учетом других отраслей,которые связаны с ним контрактами иподрядами, — свыше 6 млн. Несмотря на то, что газ добывается и транспортируетсяв экстремальных природных и горно-геологических условиях, предполагаетсянаращивать его добычу, интенсифицировать снабжение газом города с высокойстепенью загрязнения среды, ускорить газификацию сельской местности. Важнойчастью этих планов становится развитие газовой распределительной сети, по длинекоторой Россия более чем в 8 раз отстает от США и в 1.5 раза от Великобритании.
За 19996 г. объемыпоставок газа в страны СНГ вышли науровень 1995 г.(73 млрд. куб. м). Экспорт российского газа в дальнее зарубежье с учетом странПрибалтики составил 128 млрд. куб. м, что на 5% больше, чем в 1995 г. В 1996 г. было экспортированоприродного газа в Германию- 32.9 млрд. куб. м, Италию — 14, Францию — 12.4,Чехию — 9.4, Венгрию — 7.7, Польшу и Румынию — по 7.1, Словакию — 7, Австрию и Болгарию — по 6, Турцию — 5.6,Финляндию- 3.7, Югославию — 2.1,Словению и Хорватию — 1.5, в Боснию и Швейцарию — по 0.4 млрд. куб. м.
В Западной Европе повышение спроса на гази, следовательно, рост капитала вложений в его транспортировку связаны с:
— переходом на газ в коммунальном и коммерческих секторах;
- строительством новыхмагистральных и распределительных газопроводов в районах, Традиционно связанных спотреблением жидкого топлива:
— ростом потребления газа на установках когенерации;
— ростом спроса на газ на ТЭС.
Энергетический рынок Западной Европыразвивается в направлении роста использования газа, прежде всего вэлектроэнергическом секторе. В энергетической политике ряда западноевропейских стран предусматривается долгосрочное крупномасштабноеиспользование комбинированных установок, производящих одновременно тепловую иэлектрическую энергию. В этой связи потребность в природном газе в Европепостоянно возрастает. Ее обеспечение связано со строительством новых иреконструкцией действующих газотранспортных систем поставляющих газ из России,Алжира, Норвегии и Нидерландов. Общая протяженность строящихся газопроводов вЕвропе составляет около 3 тыс. км (в СССР ежегодно вводилось до 10 тыс.газопроводов), проектируемых и планируемых — более 20 тыс. км. Современнаятехнология позволяет сооружать морские и сухопутные газопроводы в сжатыесроки — за 2-3 года с момента выдачизаказа на строительство. Масштабное трубопроводное строительство — крупный рынок дляпромышленной продукции, который на 1995 — 2010 гг. только в Европе оцениваетсяв 150 млрд. долл. Ежегодные мировые продажи сварных труб для газопроводовоцениваются в 6-10 млн. т при их общей стоимости в 8-10 млрд. долл. Пристроительстве и эксплуатации газопроводов используется широкая гаммаконтрольно-измерительной и регулирующей аппаратуры, а также электронных системконтроля и управления(при этом доля в продажах оборудования данной группы — 30-40 % — приходится на программноеобеспечение).
Мировые продажи приборов длягазопроводов составляют приблизительно 100 млн. долл./год. Рынок арматуры длягазопроводов (вентили, запорные и поворотные краны, задвижки, клапаныоценивается примерно в 30 млн. долл. ежегодно.
Несмотря на то, что числопоставщиков газа в Европу извне за последние 15 лет не увеличилось, возросличисло европейских границ, которые пересекает импортируемый газ, а это означает,что его транзит имеет большее значение, чем раньше. Значительное влияние нарынок природного газа
-5-
в регионе оказал новый этап егообъединения. Наиболее важными международными инициативами в региональнойторговле газом стали директивные предложения Комиссии ЕС по созданиювнутреннего энергетического рынка. Ключевым вопросом является формированиеконкурентной среды посредством организации доступа к транспортным системамтретьей стороны. Поскольку многие страны не располагают газохранилищами (или ихобъемы незначительны по сравнению с объемами потребления; все они оченьчувствительны к прерыванию поставок и, следовательно, заинтересованы кповышении их надежности.
Эти основные изменения в регулированиигазового рынка Западной Европы, касающиеся трубопроводного транспорта,следующие:
— более свободный доступ к транспортной системе стимулирует конкуренциюу поставщиков и потребителей;
— упрощенный доступ третьей стороны к газопроводной сети снижаетудельные расходы на транспортировку;
— расширяются возможности по строительству трубопроводов; — доступностьтранспортировки может стать определяющим моментом для резкого
увеличения потребления газа впроизводстве электроэнергии;
— открываются возможности вертикальной и горизонтальной интеграции вевропейской газовой промышленности (наиболее заметным примером вертикальной интеграции являются совместныепредприятия и торговые дома «Газпрома» в ряде европейских стран);
— в Европе имеется потенциал для создания рыночных центров (когдасходятся несколько газопроводов) по торговле газом. Более свободный доступ кэтим газопроводам в сочетании с временным излишком газа ведет к формированиюздесь устойчивых спотовых рынков.
До 1990 г. в Западной и Восточной Европеотмечалось параллельное развитие систем поставок газа с ограниченным участием сдвух сторон. С 1990 г.начался новый этап интеграции и взаимопроникновения газовой промышленности,имеющей целью соединить обе части Европы на основе подходов, продиктованныхизменившейся политической ситуацией. Сооружение в 90-е годы новых мощныхгазопроводов из Норвегии в Бельгию (1993 г.) и Германию (1995 г.), подключениеИспании к трубопроводной системе Франции (1995 г.) и к магистрали изАлжира (1997 г.),а также завершающееся строительство газопровода из Норвегии во Францию (1998 г.) и подсоединение кконтинентальной газовой сети Великобритании (1998 г.) не только открываютвозможность эффективного использования газотранспортных мощностей в регионе, ноеще более тесно связывают страны ЕС.
Определяющее влияние на ситуацию в газообеспечениирегиона сохранится за Россией. Крупнейший по протяженности газопроводЯмал-Европа (4170 км)через Белоруссию и Польшу в Германию намечено ввести в эксплуатацию в2005-2010 гг. Его пропускная способность увеличится с 6 до 14, а затем до 32 и40 млрд. куб. м/год. Сего вводом Россияуже не будет полностью зависеть впоставках газа от транзита через Украину. Одним из главных потребителей газа,который поступит по этому трубопроводу, станет Италия, Это связано с достаточноустойчивым ростом внутреннего потребления газа в стране при отставании встроительстве подземных хранилищ, которые могут обеспечивать лишь сезонныеколебания спроса.
После 2010 г. предполагаетсядобывать значительные объемы газа на шельфе Баренцева моря, откуда он поступитв центральные районы России и в Европу через Скандинавию. Намечается масштабноеосвоение новых перспективных регионов. В их число уже и начале XXI века войдетИркутская область, где начнется освоение Ковыктинского газоконденсатногоместорождения (извлекаемые запасы газа оцениваются в 900 млрд. куб. м) В 2000 г. Здесь предполагаетсядобыть 3 млрд. куб. м и довести ее к 2005 г. до 15 — 20 млрд. куб. м. Добытый газпоступит в промышленные центры юга Иркутской области, в Монголию, Китай и Корею(после 2010 г.экспорт в страны АТР может составить до 50 млрд. куб. м).
Обеспечение надежностиэнергообеспечения Европы является предметом постоянной заботы, как правительствстран региона, так и международных организаций. Объединительные идеиЕвропейского союза тесно связаны с либерализацией рынка газа и электроэнергии,а также с
-6-
усилием контроля за внешнимиисточниками энергосбережения.
В 1990 г. премьер-министр Нидерландов Р. Любберсвыдвинул идею налаживания комплексного сотрудничества в энергетике с участиемвсех стран Европы и СССР. Предполагалось, что такое сотрудничество будетспособствовать повышению надежности энергоснабжения Западной Европы и ускорению экономическогороста в СССР и странах Восточной Европы. Идея привлекла вниманиеправительственных и деловых кругов многих государств континента, а Комиссияевропейских сообществ выступила с концепцией Европейской энергетической хартии.
В Брюсселе состоялась международнаяконференция для проведения переговоров по ее подготовке. К участию впереговорах были приглашены и неевропейские страны, являющиеся членами ОЭСР, а именно США.Япония, Канада. Австралия и Новая Зеландия. Европейская энергетическая хартиябыла принята 16-17 декабря 1991 г. в Гааге, ее подписали 52 государства (включаяреспублики бывшего СССР) и ЕС. Международное сотрудничество в областиэнергетики Хартия нацеливает на решениедвух основных задач:
— повышение эффективности производства итранспортировки энергоносителей, а также надежности их поставок потребителю;
— развитие европейского рынкаэнергоносителей на основе рыночных принципов.
Страны, подписавшие Хартию, обязалисьвыработать в дополнение к ней документы практического плана. В итоге послетрехлетних переговоров в Лиссабоне были открыты для подписания (с 17 декабря 1994 г. по 16 июня 1995 г.). Заключительный актконференции по Европейской энергетической хартии, Договор к энергетическойхартии и Протокол по энергоэфективности. К концу установленного периода кДоговору присоединились все страны (за исключением США и Канады), подписавшие в1991 г.Европейскую энергетическую хартию, и ЕС. США обусловили подписание этогодокумента рядом требований, в частности, сохранением за ними возможностиприменения «поправки Джексона-Вэника». Кроме того, США не признаютстатус ЕС как торгового партнера.
3) Магистральныйтрубопроводный транспорт является важнейшей составляющейтопливно-энергетического комплекса России. В стране создана разветвленная сетьмагистральных нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и газопроводов, которые проходятпо территории большинства субъектов Российской Федерации.
За последние годы резко возросла рольтрубопроводного транспорта в российской экономике. Это связано с рядом факторов- увеличение налоговых поступлений в бюджеты различных уровней вследствие ростаобъемов транспорта нефти, создание новых рабочих мест, развитие экономикирегионов и т.д. Итак, рассмотрим основные показатели работы трубопроводноготранспорта в 1994 – 2002 годах. Объём транспортировки газа с 483 млн.т. в 1994 г. возрос до 514 млн.т. в 2004 г.Объёмы перевозки нефти также значительно увеличились с 300 млн. т. в 1994 г. до 360 млн. т. в2002г. Транспортировка нефтепродуктов не протерпела значительных изменений поувеличению объёмов.
Системы трубопроводного транспортаявляются эффективным инструментом реализации государственной политики,позволяющим государству регулировать поставки нефтепродуктов на внутренний ивнешний рынки.
Трубопроводный транспорт активновлияет на формирование и развитие ТЭК страны и отдельных регионов, являясь его неотъемлемой частью, иобеспечивает:
перекачку добытых ипереработанных энергоресурсов;
выполняет роль распределительнойсистемы комплекса;
транспортировку энергоресурсов наэкспорт в страны ближнего и дальнего зарубежья.
К трубопроводному транспортуотносятся магистральные нефти — и газопроводы, а также продуктопроводы.Значимость трубопроводного транспорта для Российской Федерации определяетсязначительной удаленностью основных месторождений нефти и газа от потребителей,
-7-
а также высокой долей нефти,нефтепродуктов и газа в экспортном балансе России.
Трубопровод – это магистраль из стальныхтруб диаметром до 1500 мм.Укладывают на глубину до 2,5 метров. Нефтепроводы оснащены оборудованием для обезвоживанияи дегазации нефти, оборудованием для подогрева вязких сортов нефти. Нагазопроводах — установки для осушения газа, для одоризации (придание газурезкого запаха) и распределительные станции. Для поддержания необходимогодавления устанавливают специальные перекачивающие станции. В начале магистрали– головные, затем через каждые 100 – 150 км — промежуточные. Протяженностьмагистральных трубопроводов России составляет 217 тыс. км., в т.ч. 151 тыс. кмгазопроводных магистралей, 46,7 тыс. км. нефтепроводных, 19,3 тыс.км.нефтепродуктопроводных. В состав сооружений трубопроводного транспорта входят487 перекачивающих станций на нефти — и нефтепродуктопроводах, резервуарныепарки вместимостью 17,4 млн. куб.м., а также 247 компрессорных станций, 4053газоперекачивающих агрегата и 3300 газораспределительных станций. Помагистральным трубопроводам перемещается 100% добываемого газа, 99% нефти,более 50% продукции нефтепереработки. В общем объеме грузооборотатрубопроводного транспорта доля газа составляет 55,4%, нефти – 40,3%,нефтепродуктов – 4,3%.
Преимущества трубопроводного транспорта:
— Возможность повсеместной укладки трубопровода.
— Низкая себестоимость транспортировки.
— Сохранность качества благодаря полной герметизации трубы.
— Меньшая материалов и капиталоёмкость.
— Полная автоматизация операций по наливу, перекачки, транспортировки исливу.
— Малочисленность персонала.
— Непрерывность процесса перекачки.
— Отсутствие отрицательного воздействия на окружающую среду.
Главным недостатком является егоузкая специализация, также для рационального использования требуется мощныйустойчивый поток перекачиваемого груза.
Современное состояниемагистрального трубопроводного транспорта нефтепродуктов (далее МТТНП)
Сеть МТТНП располагается в широтномнаправлении и пролегает от Кемеровской области до границы с Венгрией.Действующие нефтепродуктопроводы на территории стран СНГ (Украины, Белоруссии,Казахстана) находятся в собственности ОАО АК «Транснефтепродукт».
Протяженность МТТНП составляет19,1 тыс. км, в том числе на территории Украины — 1500 км, Белоруссии — 1300 км, Казахстана — 300 км. По трубопроводнойсистеме транспортируются светлые нефтепродукты (моторные топлива) с 14нефтеперерабатывающих заводов России (Омский, Новойл, Уфимский, Уфанефтехим,Куйбышевский, Новокуйбышевский, Московский, и другие) на экспорт и внутреннимпотребителям России. К системе МТТНП подключены также два НПЗ Белоруссии(Мозырский и Ново-Полоцкий НПЗ).
Технологический процесс транспортировкитоплива обеспечивается работой 100 головных и промежуточных перекачивающихстанций с общей емкостью резервуарных парков 4,6 млн. куб. м. Перевалка нажелезнодорожный транспорт осуществляется с 11 ж/д. наливных станций, а вавтомобильный транспорт — с 55 автоналивных пунктов. В настоящее время около25% всех производимых российскими компаниями на вышеуказанных 14 НПЗнефтепродуктов транспортируется по системе МТТНП. Однако долянефтепродуктопроводов в общем объеме транспортировки нефтепродуктов составляетне более 18 %. Ни для кого не секрет, что нормативные сроки эксплуатациилинейной части, резервуаров, нефтеперекачивающих станций, оборудования на рядеучастков магистральных нефтепроводов уже истекла. Значительное их число следуетоснастить Современными системами автоматики, телемеханики и электроснабжения, адля этого нужны существенные финансовые вложения. Обратимся к фактам.
Сегодня в эксплуатации все ещенаходится оборудование, изготовленное в разные годы, разными заводами и поразличной технической документации. Что и неудивительно, поскольку существующаясистема